Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Сравнительная характеристика рассказов К. Паустовского “Телеграмма” и В. Тучкова “Могила неизвестной матери”

В современной литературе авторы поднимают такие актуальные темы, как одиночество, отцы и дети, будущее человека в современном мире, взаимоотношения в семье, нравственное воспитание, духовная жизнь человека. Все эти темы присутствовали и раньше в творчестве писателей, но теперь они рассматриваются с другой точки зрения. В литературе прошли течения классицизма, романтизма, сентиментализма; пришло время реализма. Все прежние темы рассматриваются теперь с новой стороны – со стороны психологии. Писатели углубились в душевный мир человека. Так, в творчестве писателей стали подниматься проблемы непонимания человека, противостояния окружающих, безразличия к чужой трагедии, проблема безнаказанности, влияния денег на характер человека, проблема душевных переживаний. Современные авторы рисуют нам картины реальной жизни и душевного состояния человека в той или иной ситуации.

Жизнь и творчество” и материалы к спецкурсу “К. Паустовский. Талант – мировоззрение – мастерство” Кременцова Л. П. Основными источниками для написания реферата считаю книгу В. Тучкова “Русская книга людей” и журнал “Литература” под редакцией Мингелене, так как там сосредоточен основной материал, раскрывающий поставленные мной задачи.

Практическая значимость моей работы заключается в том, что её можно использовать в дальнейшем как дополнительный материал на уроках литературы и психологии.

Сравнительная характеристика рассказов К. Паустовского “Телеграмма”и В. Тучкова “Могила неизвестной матери”.

История написания.

Прежде чем я начну непосредственно характеристику двух рассказов, хочется немного рассказать об истории написания рассказов. Говоря об истории создания рассказа Константина Паустовского “Телеграмма”, хочу особо подчеркнуть реальность описанных событий. Точность конкретных описаний, бережная передача реальных подробностей, неукоснительная достоверность – одним словом, всё то, что мы называем реалистичностью, помогало ему выявлять внутреннюю торжествующую поэтичность жизни, романтичность и волшебство в своём творчестве. Городская жизнь Насти – это единственное, что домыслено автором в рассказе “Телеграмма”. Хочу также заметить, что Паустовский лично знаком со всеми героями своих рассказов. Автор повествует нам о людях, которые встречались ему на пути. Порой он описывает их, порой они сами рассказывают ему о себе – и он приводит их рассказы. Он встречается со своими героями в определённые моменты их жизни и в большинстве случаев как бы интервьюирует их. Но такая манера нисколько не мешает, благодаря мастерству художника, видеть его персонажей живыми, полнокровными людьми. Писатель тончайшей наблюдательности, Паустовский сумел пронизать данные науки живыми подробностями личных впечатлений, аргументировать их свидетельствами-рассказами конкретных людей, заодно познакомив нас со спецификой их труда и поучительными превратностями судьбы.

Рассказы Тучкова и Паустовского абсолютно разные, но схожи тем, что в них описываются реальные события.

В августе 1997 года Владимир Тучков отдыхал в Феодосии. И в это время счастливый случай свёл его с преинтереснейшим человеком, который профессиональным чутьём угадал в нём писателя, а значит и внимательного слушателя. Этот новый знакомый оказался частным детективом, к чьим услугам прибегают очень богатые люди, избегающие какой бы то ни было огласки не только результатов расследования, но и самого факта преступления, имевшего место в их доме. Эта секретность проистекает не из обывательского нежелания выносить сор из избы, но жизненно необходима, поскольку репутация людей, стоящих во главе крупных банков, инвестиционных компаний, транснациональных корпораций и международных фондов должна остаться безупречной во имя всеобщего благополучия и процветания. Ведь от каждого из них зависят судьбы многих тысяч людей – компаньонов, сотрудников дочерних фирм, вкладчиков, государственных чиновников, активистов общественно-политических организаций и спонсируемых деятелей культуры. А малейшее упоминание имени хозяина в скандальной хронике подрывает доверие клиентов к возглавляемому им делу. Это чревато нарушением баланса и крахом некогда успешного предприятия.

Конечно, всем прекрасно известно о многочисленных убийствах банкиров. Но такого рода информация распространяется, когда, во-первых, скрыть преступление невозможно, поскольку оно происходит в публичном месте. А во-вторых, когда преступление совершается конкурентами, то есть чужими людьми. Но о том, что происходит в домах банкиров, не имеет представления ни один активный читатель рубрики “Криминальная хроника”.

Этот случайный знакомый, по вполне понятным причинам не называя имён, поведал писателю множество историй, в реальность которых было крайне трудно поверить. С одной стороны, в историях не было никаких логических противоречий, вполне естественными выглядели и мотивировки

Всех чудовищных поступков. С другой стороны, испытываемые Владимиром чувства, были взаимоисключающими: одновременное омерзение к этому страшному миру и жалость к его обитателям. Однако наилучшим доказательством подлинности всего случившегося служит та искренность, то неподдельное волнение в голосе, которые звучали из уст собеседника.

Необходимо особо отметить, что практически все из рассказанных историй падений, предательств и неслыханной жестокости раскрыты не были, хоть детектив после скрупулёзного изучения всех обстоятельств выяснял для себя всю подноготную, вплоть до мельчайших подробностей. Однако заказчику расследования предъявлялась совсем иная версия, как правило, не разоблачающая никого из героев трагических событий. На то есть ряд причин. Одна из них, наиболее банальная и весомая, заключается в том, что подлинный преступник перекупает следователя, отчего тот получает сразу два гонорара.

Всеми этими историями с минимальными авторскими дополнениями в части наиболее вероятных диалогов и описаний чувств, которые действующие лица могли испытывать в тех или иных ситуациях, автор поделился с нами, не упустив ни одного слова из рассказа своего случайного знакомого.

Реалистическое и романтическое течения в творчестве Тучкова и Паустовского.

Рассказ “Телеграмма” Константина Паустовского и “Могила неизвестной матери” Тучкова написаны при разных стечениях обстоятельств, но, как я уже заметила, их связывает реальность описываемых событий, а значит и реалистическая направленность в творчестве. Несомненно, все герои их рассказов имеют своих прототипов в реальной жизни. Рассказ Владимира Тучкова “Могила неизвестной матери” не выделяется из всех остальных его рассказов и тоже относится к реалистическому направлению. Говоря об основных целях и особенностях реалистического творчества, хочется отметить, что реалистический тип изучает и оценивает социальную жизнедеятельность и предопределённую ею духовную активность человека, пересоздавая и воспроизводя то и другое, как правило, в соответствующих реальных формах и взаимосвязях, осуществляя тем самым акт художественной типизации (общее через жизнеподобное единичное). В 20 веке, в связи с общим усилением философских исканий, в искусстве заметную роль в реализме начинает играть и художественная типологизация, создающая образ-концепцию, образ-характеристику реальности с помощью “отстранения” (“отчуждения”), где общее, сохраняя наглядность, не претендует на жизнеподобную единичность. В этом случае художественное познание действительности нередко приобретает выборочный, односторонне-заострённый (часто сатирический) характер. “Неполнота” отражения действительности компенсируется аналогиями, подсказанными реалистической литературой времени в целом.

Но несмотря на то, что Константин Паустовский, так же, как и Тучков, описывает реальные события, его творчество нельзя всецело отнести к реалистическому направлению. По мнению ряда советских литературоведов,

Творчество Паустовского следует отнести к романтическому стилевому течению в литературе социалистического реализма. Романтический тип творчества воспроизводит в каждом конкретном случае какой-то определённый вариант духовной жизнедеятельности человека и уже через него опосредованно отражает и социальные формы человеческой активности, как существующие, так и предполагаемые, а заодно с ними и прочие варианты духовной жизни времени. Это значит, что писатель романтического типа занимается самовыражением, то есть раскрывает и пропагандирует родственную систему взглядов, которая вместе с тем представляет для своего времени явление не только объективно существующее, но и социально действенное. Пафос такого художника выражается не в разностороннем, полном, объективном воспроизведении реальности, а в оценке, перетолковывании её с точки зрения идеала. Суть всего творчества Паустовского заключается в том, что оно воздействует на нас не эпическим переплетением событий и персонажей, но вдохновляет пафосом непосредственных эмоционально-лирических излияний. Паустовский является преемником и продолжателем определённых традиций русской классической литературы и прежде всего традиций романтических. Романтическое творчество зрелого Паустовского – это эмоционально-лирическое прозрение и утверждение подлинночеловеческих морально-этических и эстетических принципов. Романтический тип творчества “растворяет” проблематику конкретно-социального порядка в общефилософской проблеме бытия человека в мире, в то время как реалистический тип творчества поступает наоборот, то есть ставит проблематику социального порядка выше общефилософской. Естественно, романтический принцип воспроизведения действительности уже не обязует воссоздавать реальное подобие существующих социальных и духовных

Что касается рассказа “Телеграмма” Паустовского, то здесь автор является в большей мере реалистом, нежели романтиком. Это обуславливается тем, что на протяжении всего рассказа автор упрекает и осуждает свою героиню, что не свойственно романтикам, которые, в свою очередь, жалеют своих героев и пытаются оправдать их перед читателями. Именно поэтому творчество Паустовского нельзя отнести только к романтическому направлению. Вот почему литературоведы спорят над принадлежностью Паустовского к тому или иному литературному течению.

Тематика и проблематика.

Рассказ Паустовского известен всем со школьных лет. Перед главной героиней стоит проблема нравственного выбора, между работой и семьёй. Её задача – определить для себя моральные ценности. Читатель вспоминает своих родных, задумывается над своим отношением к ним. Но неужели рассказ написан только для этого? Одно из главных достоинств произведений Паустовского заключается в необычайной силе эмоционального воздействия на читателей. Тонкий психолог, Паустовский учитывает, что читатель может взять в руки рассказ в самом различном настроении. А восприятие произведения находится в прямой зависимости от этого. Чтобы читатель мог понять всю глубину замысла, Паустовский сразу создаёт в рассказе определённое настроение и старается подчинить ему читателя. Образно говоря, надо уметь или, лучше сказать, хотеть настроиться на волну писателя. Вне этого настроения всё происходящее в рассказе может действительно показаться незначительным, а то и ненужным. Или, в лучшем случае, сведено к нехитрым житейским прописям.

Ещё одна проблема, которую поднимает автор – это проблема взаимоотношений в семье. Автор говорит нам о безразличном отношении Насти к своей матери: “Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до неё,

10 старухи. У них, у молодых, свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье. Лучше не мешать”. Из этого становится понятна и ещё одна проблема – одиночество.

Работа над прозой подчиняется у Паустовского нескольким целям. Одна из таких целей – провести параллель между человеком и родной природой через весь рассказ. “Телеграмма”, как и многие рассказы Паустовского,- гимн красоте родной природы и людям, честным, душевным, ценящим эту красоту, людям, любящим родину. Любование красотой человека, природы, искусства совершенно лишено у Паустовского какого бы то ни было эстетства. Оно гуманно по своей сущности Творчество Паустовского устремлено к тому, чтобы сделать человека богаче душой, умом и научить его радоваться красоте, наслаждаться ею, понимать её. Отличный пейзажист, Паустовский не скрывает, что искусству рисовать он учился у художников. Именно своими пейзажными зарисовками, совсем, казалось бы, бессмысленными и посторонними описаниями незначительных деталей природы автор добивается полного понимания читателя всей глубины замысла. Не последней является цель автора достичь выпуклого объёмного изображения, воздействуя при этом на зрение, слух и даже обоняние читателя. Надолго западают в память колкие нетающие снежинки на лице маленькой и совершенно седой старушки в гробу. Паустовский не только хороший психолог, но и замечательный художник. И ещё одна задача, которую ставит перед собой писатель – это появление на фоне трагической развязки оптимистического финала. Последняя фраза в рассказе: “За оградой, в легком перепархивающем снегу лежала любимая, чуть печальная, родная земля” и является этим чуть скорбным, но оптимистичным финальным аккордом всего рассказа. Он то и обнажает скрытый замысел писателя. Своеобразие Паустовского как прозаика в том, что он рассчитывает, что воображение читателя расцветит и наполнит нарисованные им картины. Может быть поэтому читать рассказ “Телеграмма” Паустовского, стряхнув с

11 себя очарование, охватывающее с первых строк, читать, отключив воображение, вне настроения, значит осознать его незначительным и ненужным.

Рассказы Владимира Тучкова – это новшество в русской литературе. Впервые автор раскрывает читателям тайны, которые едва ли знакомы людям, не имеющим доступ к секретным материалам. О том, что происходит в домах банкиров, не имеет представления ни один активный читатель рубрики “Криминальная хроника”. Задача рассказа “Могила неизвестной матери” заключается в описании психологии семейной жизни бизнесмена. Впервые автор делает акцент на взаимоотношения между членами семьи. Ещё одна задача автора – заставить читателя радоваться тому, что богатые тоже плачут, радоваться, когда корыстные замыслы богатых предпринимателей рушатся. Как в рассказе Паустовского “Телеграмма”, так и в этом рассказе, можно чётко проследить три основные проблемы, поднимаемые авторами: 1 – проблема взаимоотношений в семье, 2 – проблема нравственного выбора между семьёй и работой, 3 – проблема одиночества. Но, в отличии от рассказа Паустовского “Телеграмма”, здесь можно выделить и другие второстепенные проблемы: проблема безнаказанности, главенствующей роли денег, непонимания, а также проблема отцов и детей. Ещё одна особенность рассказа “Могила неизвестной матери” заключается в том, что это единственный рассказ из цикла “Смерть приходит по Интернету”, в котором автор уделяет внимание описанию пейзажа. В данном случае это не тот пейзаж, который описывает Паустовский, и роль природы в рассказе Тучкова всего лишь вспомогательная. Но параллель между человеком и родной природой, которую проводил в своём рассказе Паустовский, всё же имеет место быть в рассказе Тучкова, так как автор акцентирует внимание на отношениях между Татьяной и природой и подчёркивает их значимость для Татьяны.

Анализ языковых средств, используемых авторами.

Важный момент в творческом процессе – работа над языком произведения. Паустовский в своём творчестве уделяет особое внимание работе над языком. “Скверный язык книг,- убеждён Паустовский,- может свести к нулю все достижения литературы”. В представлении Константина Паустовского, работа писателя над языком художественного произведения имеет, так сказать, две стороны: выбор слова и “реставрация” его. Борьба Паустовского за чистоту и поэтичность русской речи может быть предметом специального исследования. Паустовский писал: ”Дурной язык – следствие невежества, потери чувства родной страны, отсутствие вкуса к жизни. Наш язык – наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость!” Отличный стилист, Паустовский с особой чуткостью относится к вопросам языка и слова. Обращаясь к его произведениям, радуешься всё более глубокому постижению его светлого мира, наслаждаясь алмазным языком его прозы. В этом смысле он продолжает традиции Горького.

В рассказе “Телеграмма” Паустовский выступает в роли писателя-реалиста. Автор стремится к точным, кратким, выразительным описаниям. Своеобразие его писательской манеры – в стремлении сразу создать в рассказе нужное настроение и подчинить ему читателя. Эмоциональность повествования невольно рождает ответный отклик, и лирическая атмосфера рассказа пробуждает в читателе повышенную восприимчивость к прекрасному и в природе, и в людях. В обычных, примелькавшихся образах и картинах раскрывается что-то новое – красивое, высокое, сильное.

Рассказ “Телеграмма” богат метафорами, сравнениями, олицетворениями, эпитетами. Так, обращают на себя внимание красочные олицетворения: над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие вётлы рыхлые тучи; керосиновый ночник вздрагивал на столе; рассвет всё больше медлил, всё запаздывал; позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю. Мастерство

Паустовского как психолога проявляется и в символичности каждой детали в рассказе. Мысль о символичности маленького подсолнечника, который всё доцветал и никак не мог доцвести и осыпаться, приходит позднее при последующих чтениях. Удивляешься, как можно было этого не заметить, ведь таким приёмом автор показывает нам одиночество Катерины Петровны. Скульптурный портрет Гоголя – это авторский приём, пробудивший у Насти угрызение совести. А как автор показывает нам с помощью описания пейзажа, осенней природы, погоды настроение героев: “Ночи были уже долгие и тяжёлые, как бессонница. Рассвет всё больше медлил, всё запаздывал. ” – таким описанием осени автор помогает понять читателю состояние Катерины Петровны, и мы понимаем, что она доживает свои последние дни. А в рассказе Тучкова символичность не играет большой роли. Может быть это потому, что автор просто не ставит перед собой такой цели. Ведь в рассказе “Телеграмма” Паустовского это было необходимо. С помощью этих, незаметных на первый взгляд, мелочей автор добивается психологического воздействия на героиню, а это одна из главных целей автора.

Автор очень мало уделяет внимания описанию портрета Насти: большие холодные глаза, русые волосы. Видимо, Паустовский предпочитает показать образ Насти не через красочные эпитеты и сравнения, а через описание её поступков. Гораздо более красочно автор описывает Катерину Петровну – маму Насти: сгорбленная, маленькая, растерянная, старая и слабая, жёлтый висок, седые волосы, сухая рука, бледная, маленькая, иссохшая жёлтая рука. Судя по этому описанию можно понять, что хоть Катерина Петровна и была одинока, как и Татьяна Тучкова, но всё же она была живым человеком, и все человеческие чувства ей не чужды. “Катерина Петровна начинала тихонько плакать”, “Катерина Петровна сидела растерянная”, “Катерина Петровна забеспокоилась”, “Катерина Петровна очень редко писала Насте, но думала о ней все дни”, “Катерина Петровна закрывала глаза, и из них выкатывалась и

14 скользила по жёлтому виску одна-единственная слезинка” – такими фразами Паустовский описывает отношение Катерины Петровны к своей любимой дочери.

Обратим внимание на то, какие средства выразительности использует автор для описания образа Татьяны: не находящая себе место жена, чокнутая мамаша. В отличии от Катерины Петровны, Татьяна одиночеством доведена до состояния “вещи”: “И хоть его любопытство и будет иметь характер недоумения по поводу длительного отсутствия намозолившей глаза крупной вещи, всегда стоящей на видном месте. ” Даже родной сын Татьяны воспринимает её как “вещь, намозолившую глаза”. А когда Алексей бил Татьяну, вспомните, ведь она “воспринимала всё молча и ничуть не противясь, даже не загораживаясь руками от остервенелых ударов”. Вот в чём существенное различие между двумя одинокими людьми: один, хоть и одинокий человек, всё же живой, а другой доведён одиночеством до состояния “вещи”.

В своём рассказе Паустовский проводит параллель между человеком и родной природой. “Телеграмма”, как и многие рассказы Паустовского,- гимн красоте родной природы и людям, честным, душевным, ценящим эту красоту, людям, любящим родину. Любование красотой человека, природы, искусства совершенно лишено у Паустовского какого бы то ни было эстетства. Отличный пейзажист, Паустовский не скрывает, что искусству рисовать он учился у художников. Именно своими пейзажными зарисовками, совсем, казалось бы, бессмысленными и посторонними описаниями незначительных деталей природы автор добивается полного понимания читателя всей глубины замысла. В своём рассказе автор добивается выпуклого, объёмного изображения. Автор использует метод цветописи и звукописи, воздействуя при этом на зрение, слух и даже обоняние читателя. В данном рассказе автор ограничивается тёмными, мрачными и

15 безжизненными тонами: пожелтевшие чашки, тёмная вода, седые волосы, почерневшие листья, жёлтые вербы, иссохшая жёлтая рука, день побелел, небо было серое. Все перечисленные краски означают старость. В данном случае жёлтый цвет символизирует увядание и безжизненность. Звукопись в рассказе представлена аллитерацией и ассонансами. “Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие вётлы рыхлые тучи”. В данном предложении автор использует приём аллитерации, повторяя несколько раз звуки [ш], [ц], [х]. На мой взгляд, такие звуки придают ощущение тяжести, усталости. “За оградой в лёгком перепархивающем снегу лежала любимая, чуть печальная, родная земля”. А в этом предложении звуки [х] и [п] придают ощущение лёгкости, полёта. Повторяющийся звук [о] навевает грусть, печаль, усталость: “Ночи были уже долгие, тяжёлые, как бессонница”. Такой приём называется ассонанс. А вот Владимир Тучков в своём рассказе “Могила неизвестной матери” не использует приём цветописи, но приём звукописи я всё же отметила. Повторяющийся звук [ш] создаёт ощущение шума ветра: “Загадочным шумом ветра в верхушках елей”. А неоднократное повторение сонорного звука [р] даёт понять, что герой в плохом расположении духа, в ярости, в гневе: “Алексея прорвало, и он впервые в жизни начал грубо орать на жену”.

Рассказ Тучкова “Могила неизвестной матери” – один из немногих рассказов из цикла “Смерть приходит по Интернету”, в котором автор уделяет внимание описанию пейзажа. Конечно, в данном рассказе описание пейзажа играет второстепенную роль, потому что здесь он лишь помогает более полно охарактеризовать главную героиню – Татьяну. В данном случае это не тот пейзаж, который описывает Паустовский, и роль природы в рассказе Тучкова всего лишь вспомогательная. Но параллель между человеком и родной природой, которую проводил в своём рассказе Паустовский, всё же имеет место быть в рассказе Тучкова, так как автор акцентирует внимание на отношениях между Татьяной и природой и

16 подчёркивает их значимость для Татьяны. Так, невозможно обойти стороной такие яркие эпитеты, которые автор использовал для описания природы: изумрудные поляны, говорливые ручьи, весёлые берёзки, загадочный шум ветра в верхушках елей. “Лес был живым и добрым. Он разительно отличатся от царившей в доме атмосферы ложных стремлений и поступков. Лес был для Татьяны антиподом всего этого безжизненного”, - такими словами автор описывает отношение Татьяны к лесу. Нельзя обойти стороной олицетворения и метафоры: природа неодолимо влекла, лес неудержимо манил, лес был живым и добрым.

Если говорить о языке, которым пользуется Владимир Тучков в своих рассказах, то можно с уверенностью сказать, что это как раз тот язык, против которого боролся Паустовский. Я придерживаюсь мнения Константина Георгиевича, но в отношении творчества Тучкова я вынуждена не согласиться с ним. В данном случае, я считаю, своим “дурным языком” автор добивается абсолютного понимания и доступности мысли. А обилие в тексте выделенных курсивом слов и оборотов речи объясняется рядом причин. Тут и затруднения, с которыми автор столкнулся при подыскивании терминов, дающих название ещё не укоренившимся в русском языке новым социальным и нравственным явлениям. И удивление новому звучанию старых слов в контексте современной жизни. И акцентирование внимания на незначительных деталях, которые впоследствии играют самую решительную роль в развитии трагедии. Да и просто авторское тщеславие, которое настаивает на том, чтобы читатель смог порадоваться вместе с автором тому или иному удачному эпитету.

Особенности композиции.

Композиция рассказа “Могила неизвестной матери” Тучкова – последовательная, и это вполне понятно. Как я уже сказала, цель автора – рассказать о жизни богатых бизнесменов, то есть повествовать нам услышанную историю. Для достижения этой цели совсем не обязательно строить свой рассказ по принципу дневника главного героя или придумывать ещё одного персонажа, который якобы рассказал эту историю автору. На главы разбивать рассказ тоже нет смысла, ведь сам цикл рассказов Владимира Тучкова “Смерть приходит по интернету” уже разбит на отдельные истории. Рассказ “Могила неизвестной матери” воспринимается читателями целиком и сразу. Зачем делить его на главы, если текст объединён общим замыслом и идеей? Рассказ довольно короткий, и в нём нет какого-то отдельного скрытого замысла, который нуждался бы в отдельном развитии в отдельной главе. Поэтому самый правильный и оптимальный вариант композиции для рассказа “Могила неизвестной матери” – это последовательное повествование от лица самого автора. Композиция рассказа Паустовского “Телеграмма” тоже последовательная. В этом заключается ещё одно сходство рассказов “Могила неизвестной матери” Тучкова и “Телеграммы” Паустовского. Очевидно, композиция этих двух рассказов одинакова, потому что оба автора повествуют нам о реальных событиях. Последовательное повествование – самый оптимальный вариант построения для этих историй. Но нужно учесть, что рассказы Тучкова – это новшество в русской литературе. Безусловно, они подвергаются самой жестокой критике. Но, прежде всего, эта критика касается тематики рассказа и языка, который автор использует в нём. “Могила неизвестной матери” – рассказ современный и необычный, его нельзя оценивать по тем же критериям что и классическое произведение. Современность допускает введение новшеств. А вот рассказ Паустовского “Телеграмма” жестоко

18 критиковался советскими литературоведами по основным критериям классического произведения.

Как я уже заметила, читать рассказы Паустовского, отключив воображение, вне настроения – всё равно, что смотреть на красивого человека через рентгеновский аппарат. Отчётливо выступает каркас рассказа, замечаются скрытые несовершенства композиции. Роль такого рентгеновского аппарата по отношению к “Телеграмме” может сыграть подробный рассказ автора о работе над произведением. Становится очевидной силуэтность, бесплотность образов вспыльчивого старого художника, скульптора Тимофеева, Першина. Они безжизненны: статисты, расставленные в нужных местах и произносящие свои реплики. Становится очевидной и прямолинейность, придуманность символа – скульптурный портрет Гоголя, пробудивший у Насти угрызение совести. Эта преднамеренность, заданность, когда они ощущаются, и составляют, пожалуй, самый существенный недостаток творчества Паустовского. А сейчас я кратко опишу основные события рассказов.

“Могила неизвестной матери” “Телеграмма”

Завязка: “Татьяну неодолимо влекла к себе природа. Однако лес и Завязка: “Как-то, в конце октября, ночью, Катерина Петровна написала одиночество, с ним связанное, были симптомами опасного психического Насте письмо: “Ненаглядная моя, зиму эту я не переживу. Приезжай хоть заболевания, о чём Алексей, к сожалению, не подозревал. А между тем на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и болезнь медленно, но неуклонно прогрессировала, уже перебравшись через слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и ту грань, за которой выздоровление было ещё возможно. Поиски лесного лежать, - смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет – совсем уж не тот, -

счастья начались вскоре после трагической смерти матери Татьяны”. да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется

Кульминация: “Когда Татьяна заявила, что неплохо было бы трупики зверейне была такая длинная, как одна эта осень”. Письмо Катерины Петровны и птиц доставлять на кладбище и на могилках устанавливать скромненькие Настя получила на службе. Она спрятала его в сумочку, не читая, -

крестики, Алексея прорвало, и он впервые в жизни начал грубо орать на решила прочесть после работы. Настя вернулась домой и только там жену, всё больше распаляясь и теряя самообладание. И вскоре, не помня прочла письмо. Она подумала о переполненных поездах, пересадке на себя, начал бить её. Татьяна была настолько этим потрясена, что узкоколейку, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских воспринимала всё молча и ничуть не противясь, даже не загораживаясь слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней – и положила руками от остервенелых ударов. Падая, Татьяна со всего маху ударилась письмо в ящик письменного стола”.

виском о выступающий угол камина. Превозмогая ужас, Алексей заглянул Кульминация: на открытии выставки Настя опять получила телеграмму, но ей в лицо. Открытые глаза, уже безучастные ко всему земному, неподвижнона этот раз написанную Тихоном. “Настя незаметно вскрыла телеграмму и смотрели в нездешнее бесконечное пространство. Позже Алексея осенило. прочла её. Она скомкала её и нахмурилась. Настя быстро встала, вышла,

Необходимо найти внешне неотличимую от Татьяны женщину и сделать её торопливо оделась внизу и выбежала на улицу. “Поздно! Маму я уже не

Татьяной. ” увижу”, - сказала Настя про себя и вспомнила, что за последний год она

Развязка: “Татьяну убили во второй раз. Ну, а потом нашли новую впервые произнесла это детское милое слово – “мама”.

Татьяну. Причём сходства у неё было больше со второй Татьяной, чем с Развязка: “В Заборье Настя приехала на второй день после похорон. Она первой. Проститутские черты были более явными. И опять у Алексея ничегозастала свежий могильный холм на кладбище и тёмную комнату Катерины с ней не получилось”. Петровны, из которой, казалось, жизнь ушла уже давным-давно. В этой комнате Настя проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжёлый рассвет. ”.

Образы главных героев.

Теперь хочу обратиться к описанию душевных качеств главной героини рассказа “Телеграмма” Паустовского – Насти. В глухой рязанской деревушке Заборье умирает Катерина Петровна. Старушка одинока. Её дочь Настя – в Ленинграде и редко, когда напоминает о себе письмом или денежным переводом. Около Катерины Петровны неотлучно находится дочка соседа-сапожника Манюшка да изредка появляется сосед Тихон, сторож при пожарном сарае. Эти два фактически чужие человека скрашивают последние горькие дни Катерины Петровны. Когда ей становится совсем плохо, Тихон сочиняет две телеграммы. “Катя помирает”, - эту он отправил в Ленинград Насте. “Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя”, - эту он принёс старушке. Катерина Петровна сразу догадалась, что Тихон выдумал эту телеграмму для неё и вскоре сама из последних сил пишет письмо любимой дочери: “Ненаглядная моя! Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать,- смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет – совсем уж не тот, - да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется не была такая длинная как одна эта осень”. “Манюшка, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь, - что там? Но внутри не было ничего видно , одна жестяная пустота”. И читатель понимает: пустота почтового ящика сродни жестяной пустоте Настиной души. Так и не дождалась бедная старушка любимой доченьки. Та застала лишь свежий могильный холм на кладбище. И ведь не чёрствый, не бездушный человек Настя! В Союзе художников Ленинграда, где она работает, её ценят именно за чуткость и внимание к людям. Она добилась выставки работ скульптора Тимофеева, незаслуженно забытого руководителями Союза. А мать? Она же своя! Но ехать к ней так долго и жить в деревне, хоть и несколько дней, так скучно. И самый

22 неподготовленный читатель очень близко к сердцу воспримет позднее прозрение Насти: “Настя вдруг поняла, что никто её так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье.

- Поздно! Маму я уже не увижу, - сказала она про себя и вспомнила, что за последний год она впервые произнесла это детское милое слово – “мама”.

Она вскочила, быстро пошла против снега, хлеставшего в лицо.

- Что же это, мама? Что? – думала она, ничего не видя.

- Мама! Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила”. “Телеграмма” – один из немногих рассказов Паустовского, где есть отрицательный образ. Но художник верен себе. Рисуя Настю, он нигде не прибегает к сатире. Больше того, мы не встретим даже прямого осуждения. Самое сильное, на что отваживается Паустовский в этом плане, эпитет “холодные”, которым он награждает глаза героини. Писатель осуждает Настю не столько изображением безобразного в её поступках, сколько изображением прекрасного в действиях окружающих. Тихон и Манюшка – это прямой укор Насте. Совесть в ней всё-таки пробуждается. Телеграмма от Тихона пришла в неудобный момент. Шло обсуждение работ её подопечного. Выступал один из руководителей Союза Першин. “Все смотрели на него, но чей-то взгляд, тяжёлый и пронзительный, Настя всё время чувствовала на себе и боялась поднять голову. С усилием она всё-таки подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на неё, усмехаясь. Насте показалось, что он тихо сказал сквозь стиснутые зубы: “Эх, ты!” На похороны Настя всё-таки опоздала. Мать хоронили без неё. Последний упрёк автора – “Настя проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжёлый рассвет. Уехала Настя из Заборья крадучись, стараясь, чтобы её никто не увидел и ни о чём не расспрашивал. Ей казалось, что никто, кроме

Катерины Петровны, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести”.

Хоть Настин поступок и вызывает наше осуждение, но действия Алексея из рассказа Тучкова “Могила неизвестной матери” вызывают у читателей ещё более ожесточённые чувства. “Жёны вечно занятых деловых людей компенсируют своё тягостное одиночество, как правило, либо коллекционированием драгоценностей, антиквариата, живописи, либо изощрённым истязанием прислуги, либо любовными интрижками, конспирацию которых обеспечивает начальник охраны, получающий за эту дополнительную обязанность гонорары от хозяйки. Но порой встречаются и совсем уж неожиданные женские причуды. Татьяну, героиню рассказа, непреодолимо влекла к себе природа. Вечно занятой муж относился к причуде жены снисходительно. Душевная близость между супругами потухла уже давно. А сыну до родителей не было никакого дела. Он воспринимал их только как крупные вещи, всегда стоящие на видном месте и намозолившие глаза. В то время как Алексей вёл важные переговоры, заключал выгодные контракты, проводил экстренные совещания, восседал в ложе почётных спонсоров на театральных премьерах, его жена почти всю светлую часть суток проводила в лесах. Он разительно отличался от царившей в доме атмосферы ложных стремлений и поступков, надсадной гонки за иллюзорным счастьем, которое якобы приносят большие деньги и возможность раз в месяц общаться с вице-премьером. Лес был для Татьяны антиподом всего этого безжизненного”. Как видно, Алексей даже не делал вид, что его хоть чуть-чуть интересует жизнь его семьи. Брак Алексея и Татьяны был чистой формальностью. Душевного понимания и общения между супругами не было уже давно. В этом заключается одно из главных отличий Насти Паустовского от главного героя рассказа Тучкова. Настя, хоть и не уделяла должного внимания своей матери, всегда искренне и

24 неподдельно любила её. “А между тем болезнь Татьяны медленно, но неуклонно прогрессировала, уже перебравшись через ту грань, за которой выздоровление было ещё возможно. В Алексее начало накапливаться уже бешенство, а не былое раздражение”. Видя, что с Татьяной происходят уж совсем странные вещи, что “период освежающих прогулок сменился периодом лесных фантазий”, видя, что болезнь Татьяны прогрессирует, у Алексея даже мысли не возникло помочь своей жене. И уж тем более у него не возникло мысли, что во всём этом виноват он. Всё это даёт нам право считать Алексея эгоистом. Он и раньше не уделял должного внимания своей жене, а после того, как она нашла такое увлечение, он и вовсе перестал замечать её. Алексей относился к этой причуде жены снисходительно. Для него это был оптимальный вариант. Ведь жена не тратила его деньги и не плела любовных интрижек. И когда Алексей заметил неадекватность в поведении жены, в нём разыгралось чувство бешенства, вместо сочувствия и тревоги. И когда его терпение лопнуло, в порыве ярости он убил Татьяну. “Но испугался он не вида внезапной смерти, а мысли: что же теперь будет? Кому перейдёт банк? Кто примет участие в судьбе четырнадцатилетнего сына? Но это была лишь минутная слабость, от которой не застрахован никто. Неизбежная слабость воли, которая случилась при первом столкновении с роком, о существование которого он прежде не подозревал. Однако Алексей, будучи человеком сильным, быстро справился с собой. На смену не только бесполезным, но и губительным в данном случае эмоциям пришла способность к аналитическому мышлению”.

Выполнив сравнительную характеристику рассказов К. Паустовского “Телеграмма” и В. Тучкова “Могила неизвестной матери”, мы пришли к выводу, что и в том, и в другом рассказе прослеживаются три основные проблемы:

1 – проблема одиночества.

2 – проблема взаимоотношений в семье.

3 – проблема нравственного выбора между семьёй и работой.

В. Тучков в своём рассказе ставит перед собой 2 задачи: описать семейную жизнь бизнесмена и заставить читателя радоваться тому, что богатые тоже плачут, радоваться, когда корыстные замыслы богатых предпринимателей рушатся. У К. Паустовского же работа над прозой подчинена несколько другим целям: провести параллель между человеком и родной природой через весь рассказ, достичь выпуклого объёмного изображения, воздействуя при этом на зрение, слух и даже обоняние читателя и показать на фоне трагической развязки оптимистический финал.

Важный момент в творческом процессе – работа над языком произведения. Отличный стилист, Паустовский, с особой чуткостью относится к вопросам языка и слова. Борьба Паустовского за чистоту и поэтичность русской речи может быть предметом специального исследования. В рассказе “Телеграмма” автор широко использует различные средства выразительности, такие как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты. Автор широко использует символизм, прием цветописи и звукописи. Если говорить о языке, которым пользуется Владимир Тучков в своих рассказах, то можно сказать, что это как раз тот язык, против которого боролся Паустовский. Но в данном случае, своим “дурным языком” автор добивается абсолютного понимания и доступности мысли. Рассказ Тучкова не богат средствами выразительности, но я отметила наличие приёма звукописи.

Обратим внимание на главных героев рассказов, на то, какие средства выразительности используют авторы для их описания. Паустовский очень мало уделяет внимания описанию портрета Насти: большие холодные глаза, русые волосы. Видимо, Паустовский предпочитает показать образ Насти не через красочные эпитеты и сравнения, а через описание её поступков. Гораздо более красочно автор описывает Катерину Петровну – маму Насти: сгорбленная, маленькая, растерянная, старая и слабая, жёлтый висок, седые волосы, сухая рука, бледная, маленькая, иссохшая жёлтая рука. Судя по этому описанию, можно понять, что хоть Катерина Петровна и была одинока, как и Татьяна – героиня Тучкова, но всё же она была живым человеком, и все человеческие чувства ей не чужды. “Катерина Петровна начинала тихонько плакать”, “Катерина Петровна сидела растерянная”, “Катерина Петровна забеспокоилась”, “Катерина Петровна очень редко писала Насте, но думала о ней все дни”, “Катерина Петровна закрывала глаза, и из них выкатывалась и скользила по жёлтому виску одна-единственная слезинка” – такими фразами Паустовский описывает отношение Катерины Петровны к своей любимой дочери.

А теперь посмотрим на то, какие средства выразительности использует В. Тучков для описания образа Татьяны: “не находящая себе место жена”, “чокнутая мамаша”. В отличие от Катерины Петровны, Татьяна одиночеством доведена до состояния “вещи”: “И хоть его любопытство и будет иметь характер недоумения по поводу длительного отсутствия намозолившей глаза крупной вещи, всегда стоящей на видном месте. ” Даже родной сын Татьяны воспринимает её как “вещь, намозолившую глаза”. А когда Алексей бил Татьяну, вспомните, ведь она “воспринимала всё молча и ничуть не противясь, даже не загораживаясь руками от остервенелых ударов”. Вот в чём существенное различие между двумя одинокими людьми: один, хоть и одинокий человек, всё же живой, а другой доведён одиночеством до состояния “вещи”.

На мой взгляд, в данных рассказах больше сходства, чем различий: оба рассказа относятся к реалистическому литературному течению, сюжеты рассказов взяты из реальной жизни, одинаковая композиция, одинаковая проблематика, в обоих рассказах присутствует описание природы, использован приём звукописи.

Считаю, что оба рассказа можно изучать вместе на уроках литературы. Рассказ Паустовского “Телеграмма” включён в школьную программу. Параллельно с ним можно изучать и рассказ В. Тучкова “Могила неизвестной матери” на уроках внеклассного чтения. Может, изучая эти рассказы вместе ученики будут находить новые сходства и различия, которые я не нашла в своей работе.

В своём реферате я поставила цель - выполнить сопоставительный анализ рассказов К. Паустовского “Телеграмма” и В. Тучкова “Могила неизвестной матери”. Даная цель достигалась через решение ранее оглашённых задач:

1 – познакомиться с биографией авторов.

При работе над рефератом мной была изучена многочисленная и разнообразнейшая литература. Для более глубокого погружения в тему я изучила не только биографию авторов, но и историю написания произведений “Телеграмма” Паустовского и “Могила неизвестной матери” Тучкова. Так в ходе работы я узнала, что и К. Паустовский, и В. Тучков описывают нам реальные события, которые они узнали из различных источников. Например, В. Тучков в августе 1997 года отдыхал в Феодосии и в это время познакомился с интересным человеком, который то и рассказал ему все эти криминальные истории, которые в последствии В. Тучков объединил в цикл под названием “Смерть приходит по Интернету”.

2 – прочитать художественные произведения К. Паустовского и В. Тучкова.

Прочитав рассказы “Телеграмма” Паустовского и “Могила неизвестной матери” Тучкова, я увлеклась творчеством этих писателей. С рассказами К. Паустовского я знакома ещё с начальных классов. Так, всем известны рассказы “Кот-ворюга”, “На воде” и “Мещёрская сторона”. У В. Тучкова я прочитала все рассказы из цикла “Смерть приходит по Интернету”. Меня поразили такие рассказы, как “Дурной племянник”, “Жизнь заканчивается с последним ударом сердца” и другие.

3 – выполнить содержательный, формальный и литературоведческий анализ рассказов.

Исходя из цели моего реферата, данная задача является основной для меня. Для выполнения сопоставительного анализа я выполнила содержательный,

29 формальный и литературоведческий анализ каждого из данных рассказов. Но я анализировала не только содержание рассказов, но и стилистическую принадлежность писателей.

При работе над рефератом наибольшей сложностью для меня было выполнение литературоведческого анализа и объединение всего материала в одно целое.

Считаю форму реферата наиболее приемлемой для сдачи экзамена, так как она даёт возможность проникнуть в суть пусть начального этапа, но всё таки научной работы.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)