Учеба  ->  Учебные материалы  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Сравнительный лингвистический анализ текстов задач из учебников математики Н. Б. Истоминой и Б. П. Гейдмана для 2-3 классов

Однажды мы слышали, как наши мамы обсуждали между собой, по какому учебнику лучше и интереснее изучать математику в начальной школе. Спорили они долго, но ни к какому выводу не пришли.

Нам стало интересно, и мы решили поближе, с лингвистической точки зрения, познакомиться с задачами учебника «Математика» (авторы Б. П. Гейдман, Т. В. Ивакина и др. ) и сравнить их с задачами учебника, по которому учимся сами, то есть «Математика» (автор Н. Б. Истомина). Для сравнения решили выбрать тексты задач по следующим темам: «Таблица умножения», «Нахождение периметра и площади прямоугольника», «Единицы времени», «Задачи на движение».

Сначала нам было необходимо придумать, как лучше сравнивать тексты задач. В результате обсуждения мы выбрали шесть пунктов и составили таблицу. Графы получились следующие:

• Количество слов в задаче.

• Тип вопроса (с какого слова вопрос начинается).

• Каких больше предложений в тексте (простых или сложных)?

• Из скольких слов состоят предложения?

• Использует ли автор обращение к ученику, решающему задачу?

• На какую тему (бытовую или сказочную) составлены задачи. Кто является героем текста задачи?

• Что является предметом счёта в задаче?

Работу мы делали с большим интересом. Каждому из нас наш учитель выдал учебники Гейдмана Б. П. Ежедневно мы делились друг с другом результатами выполненной части работы. Всего нами было проанализировано 63 задачи.

В результате обсуждения мы смогли сделать следующие выводы. Несмотря на то, что авторы разные, в текстах задач, которые они придумывают для нас, есть много общего.

Например, посчитав среднее количество слов в текстах задач, мы увидели, что у каждого автора их от 19 до 26 в каждой, независимо от анализируемой темы.

В обоих учебниках математики вопросы начинаются с таких вопросительных слов: «сколько», «во сколько раз», «чему равно», «кто», «за сколько», «какое», «чья», и т. д. Однако мы заметили, что Н. Б. Истомина достаточно часто обращается к ученикам с заданиями на размышление. Она спрашивает: «Кто из них прав?», «Можно ли решить задачу другим способом?», «Как ты думаешь?», «Верно ли утверждение?», «Догадайся и проверь свою догадку». В учебниках Б. П. Гейдмана таких обращений к ученику нет. (Изредка встречаются лишь указания: «Реши задачу двумя способами»).

Если проанализировать структуру предложений, то и тот, и другой авторы используют при сочинении текстов задач как простые, так и сложные предложения. В текстах Н. Б. Истоминой несколько больше сложных предложений, чем простых. В учебниках Б. П. Гейдмана, наоборот, несколько больше простых предложений, чем сложных.

Больше всего при анализе текстов задач нас поразили предметы счёта и темы, на которые задачи составлены. На этом пункте остановимся подробнее. Все задачи в учебниках Н. Б. Истоминой составлены на бытовые темы. Все ситуации очень реальные, и их легко представить. Например, при изучении темы «Таблица умножения» предметами счёта в учебнике Н. Б. Истоминой являются ученики, стаканы, значки, открытки, рубли, кусты роз и другие подобные им. У Б. П. Гейдмана предметами счёта, помимо обычных простых вещей, бывают воры, бутылки, спасательные круги. По теме «Задачи на движение» у Н. Б. Истоминой двигающимися героями являются пешеходы, самолёты, велосипедисты, лыжники, поезда, вертолёты. А в задачах учебника Б. П. Гейдмана по этой теме нам встретилось много представителей животного мира: журавли, ласточки, африканские страусы, голубые акулы, гуси, лошади и даже бурокрылые ржанки (это такие птицы!), с которыми мы впервые в жизни встретились в такой задаче. Эти представители животного мира ведь тоже двигаются (летают, бегают, плавают), и у них есть своя скорость, про которую мы можем узнать именно из этих задач.

Обсудив все пункты для сравнения текстов задач, мы решили спросить у наших друзей: «Какие тексты задач вам нравятся больше и почему? Какие задачи вы хотели бы решать и почему?». Наши одноклассники с радостью откликнулись на наше предложение и приняли участие в анкетировании. Мы с интересом читали ответы на наши вопросы, и оказалось, что мнения разделились почти пополам. Половина наших одноклассников предпочла бы решать задачи, к которым они привыкли, то есть и дальше учиться по учебникам Н. Б. Истоминой. Их легко понять. Текст задачи прост и понятен, он содержит только информацию, которая необходима для её решения. А наличие большого текста, часть которого носит познавательную и развлекательную информацию, будет только отвлекать от решения.

Половина одноклассников с большим удовольствием решала бы задачи из учебника Б. П. Гейдмана. Они считают, что всегда полезно узнать что-то новое, в том числе, и на уроках математики, и познавательная информация совсем не мешает размышлению над решением. Необычные веселые герои помогут избежать скуки и немного отдохнуть. А все, кто любит читать, с радостью встретятся на страницах учебника математики с любимыми литературными героями: Карлсоном, Фрекен Бок, Алисой из страны Чудес, Чиполлино, Доктором Айболитом, капитаном Врунгелем и т. д.

К концу нашей работы мы решили, что все учебники хорошие и интересные. А по какому учебнику лучше учить математику в начальной школе, решить так и не смогли.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)