СМИ  ->  Телевидение  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Исследование подпороговых воздействий на психику человека

В настоящее время актуальным является изучение подпороговых воздействий на психику человека. Знание механизмов данных воздействий может использоваться для изучения структуры внутреннего мира человека, для лечения психических расстройств, а также для защиты от недобросовестных производителей рекламы и прочих манипуляторов общественным сознанием, которые могут прибегать к подобным воздействиям.

Как известно, зависимость реакции от стимула в физиологии описывается S-образными кривыми. Для каждого вида восприятия имеется свой порог, т. е. уровень стимула, ниже которого реакция вообще не возникает. Мы исходим из предположения, что порог восприятия подсознания ниже порога восприятия сознания, а значит, есть возможность воздействия на подсознание в обход сознания с помощью стимулов, интенсивность которых является подпороговой для сознания, но надпороговой для подсознания.

Наша работа посвящена изучению подпороговых воздействий на психику человека: как с помощью речевых и визуальных стимулов, так и посредством дистанционной передачи образов по каналам, не связанным с известными органами ощущений. Мы предполагаем, что, если дистанционная передача образов имеет место, то её механизм также связан с воздействиями, подпороговыми для сознания и надпороговыми для подсознания воспринимающего человека (реципиента). Исследования по дистанционной передаче образов также могут иметь важные практические приложения. Предложенный ниже метод можно использовать для объективного выбора друга, спутника жизни. Мы предполагаем, что если у людей хорошая подсознательная связь, то они понимают друг друга лучше. А для друзей хорошее взаимопонимание – это самое главное.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ, ПРИБОРЫ И ИНСТРУМЕНТЫ

В качестве подпороговых стимулов мы использовали речевые вставки в музыку, сделанные с помощью программы Audacity 1. 2. 3. В качестве музыки мы использовали спокойную мелодию, не содержащую речи. Речевые вставки были как нейтральными для испытуемого, так и эмоционально положительными или отрицательными. Для перевода вставок в подпороговое состояние использовалось как понижение их громкости по сравнению с фоновой музыкой, так и уменьшение или увеличение их скорости.

Для наших исследований мы использовали самостоятельно изготовленный нами прибор для наблюдения за реакцией зрачка глаза. Он называется пупиллоскоп (от лат. pupilla - зрачок). Он состоит из следующих частей: а) чёрной светонепроницаемой маски, которая крепится на голове испытуемого с помощью резинок и защёлки; б) веб-камеры Microsoft LifeCam VX-3000 с разрешением 640 на 480 точек, 1. 3 мегапикселей, находящейся напротив левого глаза испытуемого и регистрирующей состояние его зрачка; в) четырёх белых светодиодов, освещающих с четырёх сторон левый глаз испытуемого, яркость каждого из которых может независимо и плавно регулироваться; светодиоды необходимы для освещения наблюдаемого зрачка; г) окошка для правого глаза, которое может открываться и закрываться и даёт возможность для визуального воздействия на испытуемого; д) компьютера, на который выводится изображение зрачка и радужной оболочки; е) блока управления, регулирующего яркость светодиодов; ж) наушников, через которые испытуемому подаются речевые стимулы; з) соединительных кабелей.

Как известно в норме зрачок реагирует, в основном, на изменение количества света, падающего на сетчатку глаза. Также имеет место реакция зрачка на аккомодацию и конвергенцию. При этом за афферентную часть рефлекторной дуги отвечает II пара черепно-мозговых нервов - зрительные нервы (nervi optici), таламус и верхние бугры четверохолмия ствола головного мозга. За эфферентную часть рефлекторной дуги отвечает III пара черепно-мозговых нервов - глазодвигательные нервы (nervi oculomotorii) с их ядрами в стволе головного мозга и нервные волокна, идущие от ресничного симпатического узла. При этом имеет место не только прямая реакция зрачка на свет (реакция зрачка освещаемого глаза), но и содружественная реакция (реакция зрачка при освещении другого глаза).

Поскольку в иннервации мышц радужной оболочки (iris) участвует вегетативная нервная система (ВНС), то размер зрачка может служить индикатором её состояния. При этом активация симпатической нервной системы (СНС) вызывает расширение зрачка (через нервные волокна, идущие от ресничного симпатического узла к мышце, расширяющей зрачок, musculus dilatator pupillae), а активация парасимпатической нервной системы (ПНС) - его сужение (через глазодвигательный нерв, сокращающий мышцу, суживающую зрачок, musculus sphincter pupillae).

Следует отметить, что методика исследования состояния ВНС с помощью реакции зрачка имеет свои особенности, неучёт которых может сказаться на точности эксперимента. Во-первых, необходимо, чтобы глаз перед экспериментом адаптировался к установленной яркости светодиодов. Во-вторых, имеют место спонтанные пульсации размеров зрачка, по-видимому, связанные с некоторыми процессами, идущими в психике. Это ограничение методики преодолевалось тем, что эксперимент многократно повторялся. В-третьих, на реакции зрачка влияет моргание глаза (после которого зрачок кратковременно суживался). Мы учитывали данную реакцию при проведении наших экспериментов.

Для экспериментов по дистанционной передаче образов мы использовали визуальные образы (изображения цифр, букв, геометрических и других фигур). Для повышения строгости и точности эксперимента нами были специально разработанные анкеты, позволяющие фиксировать количество совпадений в экспериментах по дистанционной передаче образов. Анкеты имеют по 100 клеток для фиксации передаваемых и принимаемых образов, а также пункты, описывающие следующие параметры: ФИО, состояние индуктора и реципиента, дата, время, место и условия проведения эксперимента, набор используемых образов. В каждом эксперименте по дистанционной передаче образов принимало участие по 2 человека. Первый – индуктор (тот, кто передавал образы), второй – реципиент или перципиент (тот, кто принимал образы). Индуктор и реципиент садились друг напротив друга на расстоянии 1-3 метра так, чтобы не видеть - кто что пишет, и индуктор начинал по очереди случайно выбирать образы из заранее известного обоим набора 4-х образов. Индуктор записывал в своём протоколе выбранный образ и представлял его (удерживал в своём воображении). Реципиент пытался его определить. Результат определения он записывал в ту же клетку своего протокола, что и индуктор в своём протоколе. Эксперимент состоял из 50-ти или 100 таких определений. В конце эксперимента подсчитывалось количество совпадений образов индуктора и реципиента, и результат записывался в протоколы. Затем этот результат оценивался и делались выводы. Можно строго математически рассчитать вероятности того или иного количества случайных угадываний. Так, если эксперимент состоял из 50 угадываний 4-х образов, то 12 или 13 совпадений говорили о том, что угадывание - случайное, и никакой дистанционной передачи образов не было. Но, чем больше результат отличался от 12-13, тем меньше вероятность того, что угадывание – случайное и тем больше вероятность наличия дистанционной передачи образов. Причём, если число совпадений – существенно больше, чем 12-13, то имело место положительное влияние индуктора на реципиента, а если – существенно меньше 12-13-ти, то индуктор отрицательно влиял на реципиента, подавлял его.

Также нами были проведены эксперименты по дистанционной передаче эмоционально нейтральных и положительно или отрицательно окрашенных фраз реципиенту с надетым пупиллоскопом и звукоизолированному от окружающего с помощью наушников, на которые подавалась спокойная нейтральная музыка без голоса. При этом третий человек контролировал реакцию зрачка реципиента, сравнивая её с характером передаваемой фразы, о которой ему знаками сообщал индуктор.

ВЫВОДЫ И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ОБЪЯСНЕНИЯ

Выводы по результатам экспериментов по исследованию реакции зрачка на подпороговые речевые вставки в музыку:

1) Подсознание более чувствительно для эмоционально значимых для данного человека стимулов, нежели для нейтральных (можно предположить, что для первых порог чувствительности подсознания ниже); отсюда можно сделать вывод, что человек более подвержен внушению того, к чему он и сам склонен. Следовательно, определённой защитой от внешнего внушения (управления сознанием) будет наличие подсознательной внутренней убеждённости в неправомерности, нецелесообразности внушаемого.

2) При эмоционально положительных стимулах активизируется ПНС (что выражается в сужении зрачка), а при эмоционально отрицательных – активизируется СНС (зрачок расширяется). Часто также наблюдалась реакция быстрых колебаний зрачка. Этот результат можно понять, исходя из представления о функциях СНС и ПНС: СНС выполняет функцию подготовки организма к преодолению опасной ситуации, а ПНС – отдыха и восстановления организма. Таким образом, возможно, эмоционально отрицательные стимулы воспринимаются подсознанием как опасность, а эмоционально положительные – предрасполагают к успокоению, психическому расслаблению.

3) Более мягкие по характеру люди в большей степени реагируют на эмоционально положительные стимулы и даже на нейтральные, как на положительные. Другими словами, люди с положительными внутренними установками видят во всём преимущественно хорошее. Их можно назвать оптимистами. Люди же с отрицательными установками видят во всём преимущественно плохое (пессимисты).

4) Речевые вставки с ускоренным темпом и уровнем громкости ниже громкости фоновой музыки, реакцию не вызывали ни в одном случае. В случаях же замедленных речевых вставок реакция была гораздо чаще. Это может говорить о том, что подсознание работает медленнее сознания и, в силу своей более медленной работы, лучше воспринимает и распознаёт более медленные информационные потоки.

В экспериментах по дистанционной передаче образов мы фиксировали количество совпадений в протоколах от 5 до 19. По результатам экспериментов нами были сделаны следующие выводы:

1) Дистанционная передача образов между друзьями выше уровня случайных совпадений.

2) Мы предполагали, что дистанционная передача образов между мужем и женой должна быть выше уровня случайных совпадений, однако данная гипотеза не подтвердилась.

3) Чувствительность людей, связанных с искусством (в частности, с музыкой) выше, чем у остальных (первые лучше вторых, как реципиенты).

4) Чувствительность девочек выше чувствительности мальчиков (девочки лучше мальчиков, как реципиенты).

5) При уменьшении времени передачи каждого образа, число угадываний увеличивается. Возможно, это связано с тем, что сознание не успевает включиться в этот процесс и помешать ему.

6) При проведении двух подряд экспериментов с теми же индуктором и реципиентом во втором эксперименте число угадываний увеличивается. Это можно объяснить тем, что реципиент и/или индуктор могут приспосабливаться друг к другу.

7) Шум во время эксперимента ухудшает дистанционную передачу образов. Это можно объяснить рассеиванием внимания участников эксперимента.

8) Во всех экспериментах имело место от 1 до 6 предугадываний реципиентом следующего образа.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)