Отдых  ->  Туризм  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Исследование современного состояния туристического бизнеса на территории исконного проживания российских саамов

Россия одна из самых многонациональных стран мира, но при этом ее жители далеко не знают обо всех народах исконно проживающих на необъятных просторах страны. А у большинства малых народов России возникла главная проблема - это сохранение своей самобытности. К сожалению, на сохранение и развитие собственной культуры, на сегодняшний день, требуется не столько желание представителей той или иной этнической группы, сколько экономическая сторона вопроса. Саамы - это тот народ, который сопровождал меня на первых порах моей жизни, их культура своеобразна и самобытна, именно это способствовало выбору моей исследовательской работы в прошлом году, при исследовании обнаружилось, что о существовании и тем более обычаях северного народа России в ее центральной части мало кто знает. В связи с этим темой моей сегодняшней работы является <<Исследование современного состояния туристического бизнеса на территории исконного проживания российских саамов и составление перспективных туристических маршрутов>> Перед собой я поставила

Саам или лопарь?

Если посмотреть на карту Руси (гравюра антверпенского издания 1557 г. ), то увидим, что северная часть Евразийского материка, а точнее, современный Коль - ский полуостров и большая часть Скандинавии, обозначе - на единым непонятным названием LAPPIA. Которая, мно - гие столетия для всего мира оставалась практически закры - той книгой и в которую так хотелось заглянуть, чтобы разгадать ее тайны. Древние и средневековые географы долгое время счита - ли, что суровый и труднодоступный Север Европы населен народами-монстрами: одноглазыми, многорукими, впада - ющими в спячку, как медведи.

Вот что говорится о степени культурного развития древ - них саамов и вепсов в Соловецком <<Саде Спасения>> в XVI веке: <<. древле быша сии родове, яко звери дикие, живущи во пустынях непроходимых, в расселинах каменных, не иму - щи ни храма, ни иного, потребного к жительству человече - скому, но такмо животным питахуся, зверьми и птицами, мор - скими рыбами, одежда жи. кожа еленей тем бяше; - ими же кто когда чрево насытит, того они и бога сопоставляши и аще иногда каменем зверя убиет, камень почитает, и аще па - лицею паразит ловимае, палицу боготворить>>

Длительный период времени карелы, русские и финны саамов называли лопью, лопарями, <<лаппи>>, <<лаппонами>>, <<лаппу>>. По мнению ряда этнографов, название <<лопарь>> происходит от карельского Loppi или финского Lappi <<конец>>, <<край>>, <<предел>>.

Лопари, как писал известный мурманский историк и краевед профес - сор Иван Федорович Ушаков, всегда пользовались у русского населения уважением за честность и доброту. Русский писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк писал о саамах так: <<У очага лопаря - бескорыстие, чес - тность, любовь к семье>> Краевед В. П. Верещагин - что Бог дал ло - парям душу, одаренную прекрасными качествами. Матиас Александр Кастрен - что <<относительно образа жизни русские лопари мало отличаются от наших энарских лопарей>>

А в XV веке вошло в бытность название лопский рубеж - граница тер - риторий Лопских погостов. Александр Александрович Минкин в статье <<О саамских этнотопонимах>> пишет, что в новгородской переписной кни - ге Вотской пятине упоминается деревня Игнатовская на Вожноозере на Верхней Лопи. Иногда это не лопь, а лопца. В тех же пятинных книгах име - ется информация о деревне Нюгозеро на Верхней Лопцы.

Изучая топонимику Кольского полуострова, можно заметить, что на - званий, связанных с термином <<лопь>>, там предостаточно, - около 25. Например: Лопарская станция, Лопарская река, Лопарский зимний погост, Лопарский перевал, Лопский мыс, Лопский наволок, Лопский ручей, Лопское становище.

Лопская луда близ Семи Островов в Баренцевом море названа давно, может быть, даже самими лопарями. До 1935 года на юго-восточном берегу Умбозера существовал Лопарский зимний погост - сезонная стоянка ловозерских саамов. В реку Конду впадает река Лопка, в бассейне Ковдозера есть река Лопская, а река Териберка проходит через озеро Лопьявр.

И жили они в этих краях испокон веков

Откуда появились, откуда пришли саамы на Кольскую землю? Не одно столетие этот вопрос занимает умы ученых исследователей. Когда-то их считали, чуть ли не прямыми потомками израильтян, говорили, что при - шли они на Север с юга Европы через Скандинавию. Одни утверждали, что далекие предки саамов жили в междуречье Оки и Волги, другие - что близки саамы мансийцам, марийцам и удмуртам, третьи - что марийцам и хака - сам, четвертые считали их сравнительно поздними пришельцами из Азии. Были и такие, которые утверждали, что, мол, с потеплением климата от Пиренейских гор к берегам Балтийского моря начался отход северных оле - ней, и, естественно, за ними последовали племена охотников на этих жи - вотных, то есть протосаамы. Кто-то отправлял предков саамов во Фран - цию к кроманьонцам, кто-то, рассматривая расовые особенности, говорил, что саамы гомогамны и уникальны по всей Европе. Саамы же утверждают, что жили они на землях нынешнего Кольского полуострова испокон веков: <<Давным-давно была на Севере страна, где не светило солнце. И луна не светила. Совсем темная была страна. Только звезды виднелись в черном небе. И огня не знали люди темной страны. Жили они в вежах из дерна и прутьев.

Так жили люди в Темной стране тысячу лет. И еще тысячу. И еще тысячу лет, и еще.>>

Обращаясь к саамским мифам, легендам и преданиям, трудно найти указания на то, что родина саамов находится в других землях.

Предки ны - нешних саамов занимались рыболовством и охотой на дикого оленя в Коль - ской тундре еще в эпоху арктического неолита. Об этом сообщают и послед - ние находки Североморского археологического отряда Санкт-Петербург - ского отделения Института археологии Академии наук России, сделанные в 1985 году. В районе поселка Ловозеро были обнаружены следы стоянок древних племен. Анализ археологических находок позволяет сделать вы - вод о том, что здесь существовало одно из самых первых саамских поселе - ний на Кольском полуострове.

Автор статьи <<Расселение Кольских саамов в XVI - XVII веках>> Татьяна Васильевна Лукьянченко указывает, что еще в первой половине XVI века большая площадь к северу от Онежского озера и частично Карельское по - морье были широко населены саамами, проживавшими в Лопских погостах. 0 том свидетельствует документ от 1591 года, так называемая <<Отдельная запись Семена Юренева Соловецкому монастырю на земли в Кемской и Подужемской волостях>>. Из этого документа следует, что незадолго до его составления саамы населяли всю Северную Карелию, включая район Пяозера, Топозера, Кереть озера, весь бассейн реки Кемь, местность вокруг Рутозера и др. Всего там было <<. 18 дворов да 20 веж, а людей в них 42 человека, а луков 20 с полулуком. И те Лопские дворцы и вежи, и луки все запустели от немецкой войны, а лопари побиты и в полон пойманы, а иные розно разбрелись>> .

В. Ягодкин упоминает о том, что саамы жили по соседству с чудью - вепсами. Для нас это замечание очень интересно, так как во многих саам - ских сказках чудь выступает в роли врага, постоянно нападающего на саа - мов. У автора книги <<Очерки Сенера. И пустынях Лапландии>> В. Славянского читаем; <<В этих горах допрежь чудь жила ну, как крещеные побили ее, она и ушла в камень, в нем и хоронится. По вечерам теперь иди вдоль варак - услышишь, как она внутри гор разговаривает>> . И даль - ше: <<Такие амбарцы ставятся иногда в тайниках, посреди лесных трущоб, иногда же в верхушке тенистого дерева, смотря по тому, что в них прихо - дится прятать. Обычай этот сохранился с того времени, как чудь белогла - зая разоряла лопарей; роль чуди потом заняли русские ушкуйники, затем шведы, норвежцы.>> .

В. Славянский писал, что саамы никогда не отказывают в помощи сво - им бедным родственникам. У них нет нищих, то есть никто из них не просит милостыню. Даже если саам разорился дочиста, он спокойно идет в тупу к своему дяде, брату, куму, другому родственнику и поселяется в их семье равноправным членом. Летом, если того желает, промышляет отдельно, а зимой опять возвращается в семью родственника. И ни в коем случае это не влечет за собой унижения личности. На неимущего не смотрят как на побирушку, не помыкают им. В характере этого народа много деликатности, присущей богато одаренным натурам.

По мнению Т. В. Лукьянченко, саамы - народ крайне самобытной культуры, своеобразие которого трудно поддается объяснению, это и сде - лало его своего рода этнографической загадкой.

Край обетованный

Лапландия - это край мрачных скал, омываемых ледяным морем, с крикливыми базарами чаек и гаг, край поседевших, лохматых ельников и морошковых болот. Здесь камни цветут мхом и кустарниками ягод, а на спинах великанов-валунов стоят причудливые, корявые сосны, расходятся в <<танце>> низкорослые березки, и поднимается настроение, глядя на это чудо природы, а карликовый мелколистник так заплетет по тундре редкие тропы, что пробираешься по ним с трудом. Лапландия - край суровый и нежный, край черной полярной ночи и белого летнего дня. Чаще всего ее дантовым адом воспринимали люди пришлые, но для коренных жителей - это колыбель, мать, отчий дом, где каждая березка, каждая сосенка, словно родные.

Куда ни глянь - везде прозрачно-лазурные глаза озер, которые на долгую полярную зиму покрываются льдом и сбрасывают ледяной панцирь только в разгар короткого лета.

Возвышенные массивы с плоскими вершинами, лишенными лесной растительности, рассеченные глубокими ущельями с почти отвесными склонами, саамы в древности называ - ли в Лапландии тоже <<тундрами>>. В таких горах часто можно встретить множество округлых образований - по-саамски вэдз коабпь, дослов - но снежные ямы, названные цирками, в кото - рых даже в самое жаркое лето не тает снег.

Хибинские и Ловозерские Тундры, по-саам - ски Умпьтэк и Луяввь-рурьт, почти округлы, слегка вытянуты, напоминают чем-то форму подковы. Радиологический возраст этих гранитных толщ достигает 3300 - 3590 миллионов лет. В них хранятся величайшие запасы минералов, среди них - редчайшие образцы. А в недрах горных пород всего Кольского полуострова находятся свыше трех четвертей химических элементов периодической таблицы Менделеева.

Самые высокие горы - Расвумчорр, Ангвундасчорр, Сёнгисчорр.

Другое название горных возвышенностей, или плоскогорий, - кейвы. Их называют по-разному. В окрестностях озера Ловозера - Кёйвлухтнёарк-каменные кейвы залива, в верховье реки Паны - Оскейва, на восток по рекам Поной и Иоканга - Поатчерв, южнее - Ондомозерекие кейвы.

<<Велико значение топонимики для выяснения истории бесписьменных народов,- писал профессор В. Л. Жучкевич. - Коренные жители нашего Севера не имели ранее письменности на родном языке и не оставили исторических летописей. Но топонимические исследования позволяю выяснить некоторые факты из истории этих народов>>

Лапландские реки - верх изящества и красоты. Множество порогов с чередующимися водопадами создают ощущение неповторимого великоле - пия. Даже маленькие ручейки, притоки и те образуют так называемые паду - ны. Река Кола - Кульёгк, например, имеет двенадцать порогов, Тулома - пять. Богаты рыбой реки Лапландии. Самая крупная из них река Поной - более четырехсот километров путь от ее истока до места впадения в Белое море. А о Туломе саамы говорили, что <<она у нас река блудливая. Сегодня здесь каменья, а завтра их вон куда снесет. Сегодня тут в тройнике прой - дешь, а завтра за версту объезжай!. Вот она какая блажная!>>

А вот как описывает Туломский падун, или водопад, Владимир Ивано - вич Немирович-Данченко, писатель и этнограф: <<Тулома падает здесь с от - весной высоты шести сажень. Вода низвергается одною массою, с грохо - том вращаясь вокруг гигантских скал, прорезающих ее белую пену, и точ - но живое чудовище бьется и ревет в этой стремнине.>>

Озера здесь спокойны, и может возникнуть обманчивое впечатление, что это застывшая чаша - ни волны, ни плеска. Но стоит подуть ветру, и водяная гладь напоминает бушующий котел, изрыгающий пенные волны, и не дай бог оказаться в лодке в центре такого водоворота.

К разряду самых крупных озер в Европе относится озеро Имандра. Пло - щадь его составляет более 800 квадратных километров. Умпьяввьр - Умб-озеро - одно из самых глубоких озер этих мест. В некоторых местах глуби - на достигает 100 метров. Живописнейшее Сёйт-яввьр - Сейдозеро, свя - щенное озеро саамов, и Луяввьр - Ловозеро, с множеством островов, таких, например, как Кабперьсуэл - Шапка-остров, Чалльмсуэл - Глаза-остров, Кубблсуэл - Упавший остров, Айтсуэл - Амбар-остров, Пуддзэкоаннь-тэмьсуэл - остров <<Убей оленя>>, Нуэййтсуэл - Колдун-остров. Но есть в Заполярье и удивительное Могильное озеро, расположенное на острове Кильдин. Глубина его всего 16,3 метра, а вот вода разделяется на три 5 - 6-метро - вые зоны. Нижняя содержит сероводород, средняя состоит из морской воды, а верхняя - опресненная, в которой водятся пресноводные.

Кольский полуостров получил свое название в середине XIX века. А. Минкин предполагает, что в название реки Колы тоже положено саамское слово <<коалль>> - золото - Коалльёгк (золотая река). Русским населением непри - вычные для слуха окончания были отброшены и осталась Кола. От нее и город получил название Кола, а полуостров - Кольский. Хотя существует и другая версия, по которой река Кола получила название от саамского слова <<кулль>> - рыба - Кулльёгк (рыбная река или рыбный полуостров), что тоже не противоречит логике. Все реки и озера Кольского полуострова рыб - ные, но какая версия правильная, теперь трудно определить.

Море же, омывающее часть Кольского полуострова, впервые под на - званием Баренцево появилось на карте немецкого географа А. Петермана, изданной в 1853 году. Названо оно было в честь голландца Виллема Барен - ца, участвовавшего в арктических экспедициях и отдавшего в одной из них свою жизнь. Официально это название за морем закрепилось в 1935 году. Но до того оно в разные годы именовалось по-разному: Северным (1596), Мурманским (1612), Сиверским (1617), Московским (1688), Ледовитое море (встречается в XIX веке) . Саамы называли Баренцево море - Пудзэ мерр (кильдинский диалект). Дословно - море, на берегах ко - торого пасутся олени.

Саамские поселения

Народ сааме расселен по Северу Финляндии, Шве - ции, Норвегии и России. Всего саамов на земле бо - лее 30 тысяч человек. В России они живут компактно - на Кольском полуострове. Российские саамы составляют все - го 1% от численности коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, чуть больше 1820 человек. Раньше у саа - мов былочень сложный способ расселения. До наших дней дошли два, теперь уже неиспользуемых термина <<погост>> и <<сыййт>>. Погостом в Северной России называется селение возле церкви. Термин известен, начиная с XVI века. Саам - ское слово <<сыййт>> означает саамское общество, состоящее из нескольких семей и родов, коллективно владеющих опре - деленными промысловыми территориями.

Саамы в старое время были народом полукочевым, потому зимой они жили в зимних погостах, которые считали своим постоянным местом жи - тельства, а летом - в летних. Но, по утверждению Т. В. Лукьянченко, ловозерские, пулозерские, каменские, нотозерские, бабинские и другие са - амы, зимние погосты которых находились в лесотундровой зоне, летних погостов не имели, просто весной они разъезжались к ближайшим рекам и озерам для ловли рыбы.

Погосты саамов в древние времена не были постоянными. Через 10 - 15 лет, если вокруг погоста ягель, основная пища оленей, оскудевал (при - меры с Каменкой и Чальмны-Варрэ), саамы поселялись в другом месте.

Например, в 1716 году в различных отчетах не упоминаются погосты Норенский и Понойский, зато появляются новые названия Лунданский, Тулванский, Каменский и Пурнацкий. За время 1608 - 1716 годов возникло несколько новых погостов, а два старых или исчезли, или изменили свое название, что более вероятно.

В писцовой книге Алая Ивановича Михалкова, упоминаются погосты Мотовский и Китовский на реке Лице Малой и независимо от них урские саамы. В 1716 году погост Китовский уже не упоминается, а Мотовский стоит на новом месте на реке Уре. Также в переписи 1608 - 1611 годов упо - минаются новые названия погостов: Ереозеро и Кандалакшское озеро, Муномашский, Норенский и другие погосты и волость Нявдемская.

Пишет Алай Михалков и о становищах, расположенных по морскому берегу. Когда-то эти места были промысловыми для береговых саамов, которые промышляли палтус и треску в Мурманском конце. С приходом в Лапландию русских па промыслы сюда стали ходить колянс, посадские люди, инородцы и крестьяне поморских волостей. По морскому берегу от Кольского острога в Русский конец также промышляли колянс и иногородцы: двиняне, каргопольцы, сумляне, заонежанс и сыновья поморских волостей. По данным Н. Харузина на Западном берегу (Мурманский ко - нец) находились следующие промысловые становища: Поганъ наволокъ, Лопское Поганъ наволокъ, Логкше куванцы, Средше Куванцы, Третые куванцы, под Сейдою у Типунова, Типуново, Серпево, Цымноволотцкой островъ, Ониюево в Цымъ наволоке, Цымъ наволоке Гаврилово, Лавыше-во, Локъ наволокъ, Гридино, Лазорево, Зубово, Май наволокъ меньшой, Май наволокъ большое, Скарвiево, Кегоры, Тиврульское.

На Восточном берегу (Русский конец) располагались: У каменя на Кил-дине, На острову на Килдине урочья, Малое Типунцово, Климково, Оле - ний островъ, Тирибирское, Опасово, Зеленцы, Гаврилово, Дальние Зелен - цы, Оленей островъ, Оленья губа, Ветчаной крест, Буторина губа, Ринда река, Шубино, Семиостровское, Кувшиново, Ояткино, Щербинина губа, Карабельное, Круглое, Ноккуева, Лодыгино, Карлика, Ивановъ крест, Клетное меньшое, Клетное большое, Лопское, Бердоносово.

По спискам В. Гулевича в Русской Лапландии были следующие промыс - ловые становища. На Западной стороне: Екатерининская гавань (в Кольской губе), Порт Св. Владимира, или Еретики, Ура-губа, Аре-губа, Западная Лица, Вичаны, Китовка, Типаново (бывшее Типуново), Корабельная губа (бывшее Сергиево), Цыпь-наволок (образовавшееся из трех становищ: Оникеево, Цыпь-наволокский остров и Цыпь-наволокское Гаврилово), Зубовские (быв - шее Зубово), Вайда губа, или Айда губа, Земляная губа, Червяная губа, Пе-ченгская губа, Мало-немечкое, Столбовое, Фильманское. На Восточной сто - роне: Зарубиха (вновь образованное становище), Кильдин (бывшее на ост - рове Кильдине), Клишкова (вновь образованное становище), Заолений малый, Териберка, Гаврилово,

Щельпино (вновь образованное становище), Щербиниха (бывшая Оленья губа), Захребетное (бывшее Заоленье), Барщи-ха (вновь образованное становище), Барщиха (вновь образованное), Ринда, Золотое (вновь образованное), Харловка (вновь образованное), Семиостров - ское, Ваятка (бывшее Ояткино), Восточная Лица (вновь образованное), Варзино (бывшее Ноккуево), Дроздовка (вновь образованное).

По этим данным можно проследить образование новых поселений, а также произошедшие в названиях изменения.

К концу XVII века в этих погостах саамов уже практически не было.

Погосты саамов в основном представляли собой небольшие поселения. В некоторых стояло всего несколько веж и проживало не более 10 человек мужского пола. Одним из крупных погостов считался Печенгский - около 80-ти жителей. Это один из погостов кончанской лопи, или коша саамов. Погосты терской лопи, или иокангские саамы, находившиеся на востоке Кольского полуострова, были намного населеннее. Например, погост Понойский насчитывал около 250 человек. Постояннно проживавшего русско - го населения тогда там еще не было.

По подсчетам, в десяти погостах кончанской лопи проживало около 500 человек, в шести Терских - примерно 660 жителей. Лешая лопь, или лесные саамы, были самой малочисленной - чуть больше 100 человек.

Кончанской лопи в XVII веке принадлежали погосты: Муномажский, Котовский, Нотозерский, Печенгский, Сонгельский, Пазрецкий, Нявдем-ский, Масельгский, Екостровский, Бабинский; терской: - Воронежский, Ловозерский, Семиостровский, Иокангский, Понойский, Кандала; лешей - Пулозерский, Рува и волости: Орезерская, Ельтьозерская, Купше-зерская, Колозерская, Аемская, Шомбеская, Рашнева, Кишкозерская.

В 20-х годах XX века были ликвидированы такие погосты, как: Лявозерский, Кильдинский, Экостровский, Мотовский, Сонгельский, Нотозер - ский, Масельгский, но появились новые - Краснощелье, Каневка. В 1921 году к Финляндии отошли саамские погосты Печенгский и Пазрецкий

Туризм на саамских территориях

Современные туристические маршруты на территории Ловозерского района Мурманской области

Свое исследования я начала с изучения туристических фирм в двух городах центральной России - Москве и Нижнем Новгороде. Для исследования были спонтанно выбраны 20 фирм на территории исследуемых объектов, менеджерам которых задавались вопросы из анкеты

В путешествие к саамам.

Мною были разработаны и опробованы туристические маршруты разных категорий, как направлений, так и сложностей.

Маршрут 1.

"Ловозерские приключения" - проект развития активных видов туризма в Ловозерском районе

Краткое описание проекта

Проект включает разработку комплекса туристических услуг для развития активных видов туризма (экстремальный, экологический, охота, рекреационный лов рыбы, зимние сафари на снегоходах и оленьих упряжках, зимняя рыбалка, рафтинг, сплав, пешеходные и лыжные туры и др. ) с использованием существующих туристских объектов. Предполагается создание новых туристских продуктов с целью всесезонного использования уникальных природных возможностей Ловозерского района. Основной идеей проекта является объединение возможностей существующей базы "Дом рыбака" на реке Йоканьга (до 20 мест, принадлежит ООО "Мурмансктурист") и базы "Саамская деревня" на озере Ловозеро.

Предполагается строительство технического центра и промежуточной базы, а также реконструкция имеющихся строений. Планируется приобретение снегоходов, лодок, катамаранов, автомобилей повышенной проходимости, автобусов повышенной комфортности, лодочных моторов, средств связи (радиосвязь, спутниковые телефоны), ездовых оленей.

Маршрут 2.

"Ловозерский экстрим" - проект предполагает круглогодичное использование имеющихся туристических лагерей и создание всесезонных туристских маршрутов с учетом рекреационных возможностей Ловозерского района. Предусматриваются реконструкция имеющихся объектов (база на р. Поной, лагерь на р. Рябога, лагерь на р. Пача, инфраструктура в с. Краснощелье, с. Каневка, с. Ловозеро).

Основной идеей проекта является объединение возможностей существующей базы муниципальной гостиницы "Вежа", лыжных и горнолыжных трасс для предоставления комплексных услуг туристам.

Гостиница "Вежа" удобно расположена и располагает номерным фондом на 74 места. В гостинице есть солярий, парикмахерская, массажный кабинет, готовится к вводу в эксплуатацию бильярдный зал. Однако номера за длительный период использования морально и физически устарели. С целью расширения рынка потенциальных клиентов, привлечения туристов со средним и высоким уровнем дохода планируется ремонт вестибюля и одного из этажей гостиницы.

Приобретение спортивного инвентаря поможет привлечь начинающих спортсменов, а также позволит разнообразить досуг людей, приехавших в город с иными целями. Для этого могут использоваться лыжные трассы на 1, 2, 3, 5, 10 и 15 км.

Маршрут 3.

"Я - саам " - проект предполагает круглогодичное использование имеющихся договоренностей с жителями 3 поселений на проживание туристов совместно с ними, обучение коренными жителями северного края этнотуристов премудростям саамов. Данный маршрут будет интересен людям разных возрастов и физических возможностей.

Особенностью проекта является то, что сначала туристы знакомятся с бытом и культурой саамов благодаря экспозициям краеведческого музея.

А затем, познают культуру и быт коренных обитателей Ловозера как бы изнутри.

В данной работе рассмотрены вопросы исследования и анализа географии размещения и особенностей существования одного из народов, заселяющего Кольский полуостров. Самобытность саамов постепенно затухает, так как идет обрусение народа, спасение культуры и языка заключается в подъеме патриотизма самих саамов, создании школ и просветительских центров, но на все это требуются колоссальные финансовые вложения. Государство хоть и обеспокоено положением малых народов, но реально помочь не может. В связи с этим одной из сфер получения дохода при сохранении и развитии культуры саамов является туристическая деятельность. Лишь несколько видов туризма рассмотрено в моей исследовательской работе. Но уже можно заметить, что каждый вид туризма по-своему индивидуален, имеет свои особенности. Также следует отметить, что каждый вид туризма должен быть тщательно спланирован, разработан и организован. Обязательно должны учитываться потребности, интересы и особенности участников туристического путешествия. Исходя из этого, разработанные и опробованные мною маршруты соответствуют требованиям законов туризма.

Саамы - это народ, который достоин процветания и публичного признания, начальным шагом к которому является этнотуризм.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)