Исторические изменения словарного состава немецкого языка
Во многие времена исследователей интересовали различные способы изменений словарного состава, закономерности этих изменений.
Динамика языкового развития, столь ощутима, что не оставляет равнодушных ни в кругу лингвистической общественности, ни в сфере журналистов и публицистов, ни в сфере обычных граждан, не связанных профессионально с языком. Все это указывает на актуальность вопроса о динамике развития наиболее подвижной части немецкого языка – словарного состава.
Состояние лексики современного немецкого языка, изменения, которые в ней постоянно происходят, нуждаются во внимательном изучении и освещении с целью выработок оценок и рекомендаций с позиции объективности и целесообразности.
Важность знания данных способов изменения словарного состава обозначена в Программе общего образования по немецкому языку для 9-11 классов, в которой указывается, что «выпускники должны осознать целостную картину полиязычного, поликультурного мира, осознать место и роль родного и изучаемого иностранного языка в этом мире».
В нашей статье мы выделили ряд противоречий, из которых вытекает следующая проблема, что процесс исторического изменения словарного состава рассматривается однобоко, лишь с точки зрения наиболее распространенных вариантов. При этом не акцентируется внимание на продуктивность и непродуктивность данного способа.
В связи с тем, что в настоящее время классификация лексики рассматривается с разных позиций, то мы раскрываем ее с точки зрения социальной дифференциации, т. к. она представляет собой наиболее явное обнаружение социальной дифференциации языка, поскольку именно лексика словарного состава, непосредственно зависит от условий жизни людей и обладает высокой подвижностью, реагируя на изменения этих условий. Для современного немецкого языка принято различать 3 страты основных форм его существования: литературная, разговорная и диалектные страты. Наиболее стабильной стратой является литературная, которая легла в основу нашего исследования.
На важность значения способов изменения словарного состава указывает Государственный Стандарт по иностранному языку, в котором говорится, что учащиеся «должны знать основные способы изменения словарного состава немецкого языка». Основными такими способами являются: заимствование, словообразование и новая лексика – неологизмы.
Заимствование – это переход элементов одного языка в другой как результат взаимодействия языков. Заимствования приспосабливаются к системе заимствующего языка и зачастую настолько им усваиваются, что иноязычное происхождение таких слов не ощущается носителями этого языка и обнаруживается лишь с помощью этимологического анализа. Будучи результатом длительного исторического взаимодействия языков, их смешения, заимствованные слова занимают значительное место в лексике немецкого языка и в настоящее время, о чем свидетельствуют многочисленные примеры.
В то же время, в немецком языке постоянно происходит процесс обогащения словаря новыми единицами, т. е. возникают неологизмы. Новообразования представляют собой слова, составленные целиком из известных морфем, но в некоторых комбинациях. Помимо этого, новообразованные слова означают определенные новые понятия.
Типичной чертой немецкого языка является и словообразование. Существует несколько способов словообразования, каждый из которых имеет свою определенную продуктивность, которая обусловлена подвижностью лексики, необходимостью фиксировать в словаре вновь появляющиеся или осваиваемые человеком явления действительности. Зная каждый из этих способов, ученик сможет избежать проблемы в изучении немецкого языка.
Итак, на протяжении всей истории развития немецкого языка мы наблюдаем изменение его с помощью различных способов: заимствование, словообразование, создание неологизмов на базе уже имеющихся лексических и словообразовательных средств. Каждый из этих способов несет свои определенные особенности, свойства. Анализ литературы доказал, что проблема изменения словарного состава является актуальной и в настоящее время, о чем свидетельствуют разные примеры.
Комментарии