Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Истории деревень

Не исчезай моё село-

Твой берег выбрали поляне,

И ты своей судьбе назло,

Вцепись своими тополями.

Прижмись стогами на лугу

И не забудь в осенней хмари:

Ты - будто «Слово о полку»

В одном бесценном экземпляре.

Моё сибирское село

Родной край! Мы здесь родись, учимся, живем. Здесь мы впервые ощутили свет солнца, здесь мы начали узнавать окружающий нас мир. Можно уехать за границу, но Родину, как мать, не выбирают, и заменить ее ничем нельзя.

Мы живем в Сибири. Наша малая Родина носит название Кемеровская область. Мы её ласково называем земля Кузнецкая.

Если в карту Сибири всмотреться,

На ней обозначены контуры сердца.

И бьётся оно,

И Отчизна внимает

Рабочему ритму

Кузнецкого края

И в буднях эпохи,

И в каждом из нас

Пульсирует гордое имя –

Кузбасс!

(Г. Юров)

На всю страну славится Кемеровская область каменным углем, различными рудами, строительными материалами, и людьми, которые здесь живут и трудятся.

Кемеровская область составная часть нашей страны. Она расположена на юго – востоке Западно–Сибирской равнины и северных отрогах Алтайских гор. Богата и разнообразна природа нашего края. Почти

60% территории области покрыты лесами.

Бескрайняя тайга, прорезанная голубыми лентами рек, - создают его неповторимую красоту.

На северо – востоке области и распростерлось наше маленькое село. Площадью всего 11267га.

С момента своего образования, село находилась в составе Томской губернии, Алчедатской волости. С 1935г. входит в состав Чебулинского района, 1943г. - в составе Кемеровской области.

Социальный паспорт сегодняшнего села выглядит так.

Население – 556 чел.

Количество хозяйств -224

Рабочие, служащие -163 чел.

Пенсионеры -143чел.

Студенты – 24 чел.

Неработающее население- 96 чел.

В школе обучается -63 чел.

Учителей 17 чел.

В СДК занимается - 82 чел.

В селе проживает

3 - участника Великой Отечественной войны

2- участника Афганской войны

3 – участника Чеченской войны.

Счастлив имеющий в краю

Село, где ты родился,

Где взял фамилию свою,

И где стране сгодился. (Н. Некрасова 1994г. )

Природа родного края

Географические исследования территории нашего края имеют древнюю историю, которая своими корнями уходит в далекое прошлое. Очень давно современная территория Кузбасса была дном древнего моря. Затем оно отступило, бывшее морское дно стало сушей. Доказательством этого является то, что и в наше время по берегам рек часто встречаются остатки костей мамонтов, шерстистых носорогов, ископаемых бизонов и других животных. В 1995г. новосибирские палеонтологи в районе с. Шестаково, что в 12 км. от нашего села Курск – Смоленка, открыли кладбище динозавров, древних пресмыкающихся, рыб. Возраст этих находок не менее 130 млн. лет.

Село наше расположено в очень красивом месте.

С северо-востока окаймляют село невысокие холмы и небольшая река под названием Серта. Что в переводе с тюркского означает «река, текущая среди холмов». Местность равнинная, местами встречаются овраги. С юго-запада расположена берёзовая роща.

Наше село расположена далеко от морей и океанов, от ветров дующих с востока и юга, она огорожена горными хребтами, но открыта всем ветрам с севера и запада. Летом, западные ветра приносят прохладную, дождливую погоду, зимой – оттепели и снежные метели. В зимнее время, когда приходит воздух с севера, устанавливаются сильные морозы, а летом – ясная солнечная погода. Климат у нас резко континентальный.

Родимый край, просторы дорогие:

Озера, травы и леса,

Поля, как будто золотые,

И убегающая вдаль река

Из под синего бора,

Да по чистому полю

Моя речка Сертинка бежит.

Моя речка Сертинка,

Ты мола да привольна,

Как мне жить на земле, подскажи.

В ожиданье ответа

Прихожу на свиданье

И в неспешном журчанье Моей малой реки, В тихом шепоте слышу,

Словно мудрость простую:

«Я люблю вас, мои земляки».

Без следа не проходит,

И что есть, и что будет,

Не забудется мудрость

Бескорыстной реки.

И однажды как речка,

Я признаюсь вам, люди:

«Я люблю вас, мои земляки».

Лето у нас продолжается с начала июня по август. Часто идут дожди, особенно в июле и августе.

В это время года пышно цветет калина, боярышник, шиповник. На лугах множество цветов. В лесу и на полях летают бабочки и жуки, над речкой носятся стрекозы, в траве трещат кузнечики и масса комаров. В июле поспевает черная и красная смородина (кислица). На холмах краснеет лесная клубника. В лесах и на лугах появляются грибы: подосиновики, подберезовики, грузди, свинушки, маслята, рыжики, опята, множество разноцветных сыроежек и большие дружные семейки лисичек. А шампиньоны растут прямо в огородах, около сараев, на больших полянах.

В некоторые годы во второй половине августа уже начинаются заморозки. Осень наступает в начале сентября. Теплые дни сменяются холодными ночами. Бываю дни, когда вдруг закружатся в воздухе первые снежинки, но снег быстро тает. В октябре земля покрывается первым снегом. Начинается зима.

Зима у нас – самое продолжительное время года. Начавшись в середине октября, она заканчивается в середине апреля. Толщина снежного покрова достигает от 30 см до 1,5 -2 метров самый морозный месяц январь, Самая низкая температура в селе зафиксирована в 2000г – 56 градусов ниже нуля. В такие дни на землю опускается густой туман, на провода и ветви деревьев толстым слоем ложиться иней. Тихая морозная погода сменяется метелями и обильными снегопадами. Самый ветреный – февраль.

Только в середине апреля природа оживает и освобождается от зимнего сна. К конце апреля в верховье реки Серта начинается ледоход. Это вызывает иногда ледовые заторы. Вода выходит из берегов и затопляет все низкие места: луга и пастбища.

Просыпаются от зимней спячки медведи, барсуки, суслики. Возвращаются на родину многие перелетные птицы: грачи, скворцы, утки, гуси, журавли, ласточки. В невысокой траве на холмах ив лесу, на берегах рек скользят серые гадюки, шмыгают ящерицы. Оживают лягушки и насекомые.

В мае начинаются весенние полевые работы в селе.

История создания села.

Государство было заинтересовано в обживание территории Сибири, поэтому отпускало переселенцам безвозмездно ссуду в размере 150 рублей. «Это были хорошие деньги. На них можно было купить пять коров». 1

Заселение деревни проходило тремя заездами. Самыми первыми жителями села были переселенцы из Курска: Кутеповы, Картавцевы, Цукановы, Музолёвы, Дюкаревы, Зорины, Каплуновы, Алябьевы, Васильевы, Подхомутниковы, Татьковы, Евдокимовы, Чехрановы, Конарёвы, Сабельниковы, Поселились они на левом берегу реки Серты, так появилась деревня Смоленская.

Улица Советская (д. Курская, 1960г

Первым новорождённым, который появился в Сибири, был Алябьев Алексей Ильич. Это было в 1888году.

1. Воспоминания Каплуновой М. А. - старожил с. Курск – Смоленка. 2004г.

Как только прибыли в Сибирь, мужчины отправились на заработки в соседние деревни, а женщины с детьми и старики остались дома вести хозяйство. Первое время жили в шалашах, самодельных балаганах. Перед наступлением холодов вернулись мужчины занялись заготовкой леса для строительства домов. Весной лес сплавляли по р. Кии до Усть – Серты или Шестакова, а потом на лошадях возили в сою деревню.

1888 году ниже по течению реки Серты поселились беженцы из Смоленской губернии:

Максимовы, Булаевы, Угрюмовы, Филипповы, Минаевы, Грачёвы. Появилась деревня

Смолянская.

Улица Советская (д. Смоленская -1997г. )

Границей между этими деревеньками (Смоленской и Курской) стал небольшой мостик через речку Дидиля и ворота поскотины, которая располагалась вдоль реки. Села были обнесены вокруг деревянной городьбой. Так как земля, на которой поселились переселенцы, принадлежала шестаковцам, землемер отмерил для них, учитывая число мужских душ в каждой семье, поля и выпаса до реки Дидиля. Чтобы не перепутать скот, от горы до р. Дидиля и вдоль неё, была построена городьба. На въезде, и выезде из сел, и между ними находились ворота. 2

Переселенцы, получив в распоряжение землю, стали заниматься единоличным натуральным хозяйством. Крестьяне стали выращивать рожь, пшеницу, коноплю, просо, лен, гречиху, горох. И даже арбузы (на холме за рекой).

Подхомутниковы держали частную крупорушку, которой пользовались все селяне. На высоком холме за д. Смоленка была частная мельница. Весной каждый двор должен был ехать ее годить, за то, что ей пользовался в течение года.

В 1895 году состоялся второй заезд в деревню Курскую. Приехали семьи Аносовых, Кирсановых, Срывковых, Федосовых, Князевых, Бородиных, Столяровых. В 1897 году в третьем заезде приехали из Черниговской губернии (хохлы): Кучебо, Кайдаш, Волоховы.

Все жители занимались единоличным хозяйством вплоть до 1930г. все хозяйства были довольно крепкими. Люди жили дружно. Семьи были большие, и все члены семьи работали, включая детей.

2. Воспоминания Сабельникова А. К. старожил с. Курск – Смоленка. 2003

В 1929г. на территории двух деревушек Курской и Смоленской бал образован Курск-Смоленский сельский совет ( до этого года было два сельский совета, один на квартире Кайдаша). Первым председателем был Петр Григорьевич Бородин

В ноябре – декабре 1930 г. были созданы Товарищеские объединения по обработке земли (ТОЗы). Земля по-прежнему оставалась частной собственностью, а тягловая сила, орудия труда и людские ресурсы объединялись для совместной обработки земли. Организатором ТОЗов на деревне Курской были Бородин Петр Яковлевич, Подхомутников Яков Петрович, Алябьев Антон Спиридонович, Волохов Дмитрий Степанович. Из Смоленской деревни – братья Бурцевы Леонид Иванович и Тимофей Иванович.

В 1931г. в деревне Курской был создан колхоз «Колос Сибири». Сначала число членов насчитывалось 60, позднее 107. первым председателем стал Петр Григорьевич Бородин. В колхозе был свой бухгалтер подхомутников Петр Яковлевич. Позднее, на территории этой же деревни был организован ещё один колхоз, назывался – «Вторая пятилетка»,в него в ходило 30 хозяйств. первым председателем был Алябьев Николай Никитович.

В 1932г. появилась молотилка (на лошадиной тяги) ЖКА-1100 и трактор ХТЗ. Трактористы были сертинские, своих не было.

В 1934г. в д. Смоленская был создан колхоз «Новая жизнь». Председателем стал яков Алексеевич Минаев. В этом же году был ликвидирован с/совет в Курск –Смоленке и стал один на два села в с. Усть – Серта. В 1937гю в Усть – Серта был открыт МТС.

В 1947 был открыт фельдшерский пункт – одними из первых фельдшеров были Колесникова Фаина Федоровна, Золоторева Клавдия Мироновна, Звягинцева Мария Васильевна, Кучина Рима Васильевна, Черноусова Татьяна Павловна, Виталина Васильевна, Филиппов Григорий Сергеевич, Каплунова Нина Александровна, Подхомутникова Мария Ивановна, Подхомутникова Нина Дмитриевна. Сегодня – работает выпускник нашей школы Каплунов Александр Дмитриевич.

« Постоянного здания медпункта раньше не было. Давали хилые помещения, где нужно было делать ремонт. Помещения были холодные. Дрова сами готовить ездили в тайгу.

Уголь возили плохой. Было две печки. На время сильных морозов ставили еще и железную, чтобы было теплее. Воду носили на коромысле. Белье стирали на руках. Его было очень много: халаты, ширмы, чехлы настульные, шторы на окнах и дверях, полотенце. И вас это белого цвета. Нам давали план по заготовке лекарственных трав, сушить ее надо было, в тени. Проводили агитацию донорства. Я и сама была почетным донором. Даже имею медаль «Почетный донор».

Работы было много: детям прививки ставили, обходили с проверкой диспансерных больных, собирали призывников на медосмотр и т. д.

Не каждый год ходили в отпуск» 1.

В 1950 г. все три хозяйства объединились в единый колхоз имени Молотова, позднее переименованный в колхоз имени Кирова.

В начале 60-х гг это хозяйство стало входить в состав совхоза «Усть –Сертинский». первым управляющим стал Иван Васильевич Логинов.

1. Воспоминания Кучебо Д. М. - жительница с. Курск – Смоленка. 2005г

Был открыт детский сад «Чебурашка»

В 1982г. из «Усть –Сертинского» совхоза выделилось самостоятельное хозяйство – Совхоз «Курск –Смоленский»,во главе с директором Алябьевым В. М.

Направление в хозяйстве было животноводство и растениеводство. В 1987г.

открылась своя пекарня.

С 2000г хозяйство стало - СПК «Курск – Смоленским», глава – Захаров В. В. сегодня основным направлением является растениеводство.

Трудовая деятельность крестьян села

Единоличным, натуральным хозяйством занимались в этих сёлах вплоть до 1930г.

Из года в год осенью и весной на полях можно было видеть одну и ту же картину: тянет лошадка деревянную соху, а пахарь сзади, правит, чтобы бороздка вышла ровная. После пахоты поле боронили. Борона связывалась в виде решетки из продольных и поперечных планок с набитыми в них деревянными зубьями. А весной, как только сходит с полей, подсыхала и размягчалась земля, крестьянин распахивал яровое поле. Подростки подвозили навоз – подкормить истощившуюся почву. По множеству примет надо точно угадать сева срок, не раньше и не позже, иначе не будет доброго урожая. Береза станет распускаться – сей овес, начала куковать кукушка – время сеять лен; таковы были народные приметы. Нужно для хорошего урожая. Крестьянин знал твердо: солнышко побольше, но в меру и дождей, а сорняков и вредных насекомых поменьше. Но не всегда природа бывала, благосклонна к людям. Часто случались не урожая из-за погоды.

Сев ответственных момент, к которому крестьянин готовился особо. В день сева с лукошком на груди выходили в поле. Забирал сеятель из лукошка пригоршню зерна и через каждые два шага размеренным движением руки взбрасывал его веером налево и направо. Что же сеяли? То, что было отобрано и проверенно опытом: рожь, пшеницу, овес, ячмень, гречиху.

Пшеница считалась самой прихотливой из всех злаковых. Рожь основная кормилица наоборот, была самой неприхотливой и надежной культурой. На нее почти всегда урожай, а значит, и черный каравай на крестьянском столе. Не успев, управиться с парами приходилось, приниматься за сенокос, заготовленных кормов должно хватать скоту до весны. Первый покос приурочивали к празднику Ивана Купалы в конце июня. К этому времени травы поднимались высокие, сочные. Выходили на покос рано поутру, пока сошла роса – сухую траву коса не любит. «Коси коса, пока роса, роса долой – и мы домой», - говаривали косари. Пока травы сохнет, ее надо несколько раз переворошить граблями, а уж когда совсем высохнет, сметать стога. Наступала пора жатвы. Ее начало называлось в народе зажимками и сопровождалось старинными обрядами. Первый сноп, зажиночный, как и последний, осенний, украшали цветами и лентами, вносили в дом и ставили в красный угол. Позже этот сноп первым обмолачивался. На жатву выходила вся семья. Кто серпом жал, кто снопы вязал. Жатва считалось самой страдной порой на селе. Само слово «страды» напоминает и страданиях, которые испытывал земледелец во время тяжких трудов своих. От зари до заката работал крестьянин, не покладая рук и не разгибая спины, до ломоты в пояснице и дрожи в коленях. Связанные снопы вывозили на гумно. Если хлеб оказывался влажным, его сушили. Для этого строили специальные сушильни – овины. Подсушенные колосья обмолачивали. Делалось это на току – утрамбованный земляной площадке под открытым небом. Снопы расстилали в два ряда колосьями в внутрь и начинали бить цепом. Это не хитрое орудие представляло собой длинную рукоять, к которой при помощи ремня подвешивалось било – тяжелая палка с округлым утолщенным концом. Ею – то и выбивалось зерно из колоса. После обмолота оставалось много соломы. Добавляли ее в корм скоту и подстилали для чистоты и тепла в хлеву. Обмолоченное зерно сгребали в кучу. Так как в нем оставалось много мусора – частицы соломы, колоса, пыли. Для очистки зерно веяли: на ветру подбрасывали лопатой вверх. Мусор сдувало проч. Лучшие, более крупное и тяжелое зерно падало ближе к веяльщику. Оно – то и откладывалось на следующий сев. Закладывали зерно на хранение в амбары.

Другой важной заботой селян был скот. Какое крестьянское хозяйство без коровы и лошади? Из молока хозяйка сделает творог, сметану, сыр, масло. Благодаря корове и урожайность хлеба повышалась. Всю зиму крестьянин копил навоз, чтобы весной вывести его в поле и удобрить пашню.

Лошадь была главной работницей. Поохать и бороновать поле, вывести навоз на пашню, доставить сено на двор, перевезти зерно в амбар – все это делала лошадь. Очень дорожил хозяин лошадью. Хуже всего на деревне приложилось безлошадным крестьянам. Имелась в крестьянском хозяйстве скотина и помельче: свиньи и овцы. Животное это имело хорошую густую шерсть. Из нее валяли не заменимую зимнюю обувь, валенки, вязали носки и варежки, ткали сукно. Тулупы, шапки, рукавицы – все это крестьянин имел благодаря овце. Скотина крестьянина кормила, поила, обувала и одевала, в работе помогала. Уход за ней требовал много времени и сил и лежал в основном на плечах женщин. Летом хозяйка вставала чуть свет, доила корову и выгоняла животных в поле. Вечером скотину загоняли обратно. Зимой хлопот даже прибавлялось. Ранний подьем, кормление, поение, уборка хлева. Когда наступала пора отела, лишались хозяева покоя и днем и ночью. Рожденного несли в теплую избу, обогревали, откармливали, отпаивали. Так, что не знал крестьянин со скотиной ни минуты отдыха.

Кроме земледелия и скотоводства крестьяне занимались огородничеством. Вскопать, унавозить, посадить, полить, прополоть, собрать урожай. Наиболее распространенные огородные культуры: лук, капуста, чеснок, огурцы, морковь, картофель. Капусту и огурцы в большом количестве заквашивали на зиму.

В хозяйстве существовало четкое разделение труда межу членами семьи. Мужчины занимались преимущественно земледелием, строительством, мужицким ремеслом, заготовкой дров. Женщина вела домашнее хозяйство, растила детей, ухаживала за скотом, огородом, собирала травы, ягоды, грибы, пряла, ткала, шила. В поле жала, косила, метала стога и даже молотила зерно.

Рано на селе в трудовую деятельность включались дети. Мальчик с 5-6 лет учился ездить верхом и начинал гонять скот на водопой. В 7-8 лет он участвовал в обработке пашни – управлял лошадью. В 9 лет он кормил скотину, вывозил навоз в поле, бороновал распаханную пашню, убирал в месте с отцом хлеб. К 14 годам подросток овладевал косой, серпом, цепом, топором. А через год уже вполне мог заменить отца. Девочки с 6 лет начинала осваивать прялку, с 10 лет бралась за серп и иглу. К 12-13 годам в отсутствие родителей могла вести домашнее хозяйство: носила воду, стирала белье, кормила птицу, доила корову, шила, вязала, стряпала, присматривала за младшими братьями и сестрами. В 14 она ткала, жала хлеб, косила сено. А в 15 работала наравне со взрослыми.

Из воспоминания М. А. Каплуновой. «Родители наши приехали из Чернигова, когда отцу было 16 лет. Нас жило в одном доме сразу три семьи: дедушка с бабушкой и три сына без семей, брат отца с женой и четырьмя детьми, мой отец с мамой и нас 12 детей. Я родилась в 1912г. Хозяйство было большое: мужчины ухаживали за скотом и следили за порядком во дворе. Женщины доили коров (их было у нас пять), поили телят. Варили картошку и готовили мешанку для свиней. Было несколько коней и много овец.

У нас была своя пимокатня. Дети помогали бить шерсть, стирать валенки. Катали на специальной машине с валиками два человека. Продавали по три рубля. Корова и кобыла стоили в то время 40 рублей ( начало 20в)».

Крестьяне занимались разнообразным ремеслом. Зимой хозяин дома начинал по вечерам плести лапти. Обувь – удобная, легкая, дешевая, но недолговечная. Пары лаптей хватало лишь на неделю. Хороший мастер за день мог сплести не более двух пар. Плели лапти из липового лыка. Для одной пары обуви нудно было ободрать 3 – 4 молодых деревца. Лыка вымачивали в воде, затем выпрямляли. С него снимали верхний слой, а луб нарезали узкими длинными полосками. Их и пускали в дело, приладив к деревянной колодке и помогая себе кочедыком – инструментом наподобие кривого шила. В таких лаптях можно было по болоту ходить – не промокнуть. Поэтому-то возникла в народе поговорка « Моими лаптями хоть щи хлебай». Плели лукошки для сбора ягод, большие кузова для грибов, короба для хранения разливных продуктов и вещей. Из конопли изготавливали

12 масло и жмых. Маслобойни своей в деревне не было. Нужно было ездить в соседнюю д. Борисохлебку, что находилась очень далеко, 50 км. (за пос. Тяжин).

Чтобы получить масло для еды стоило большого труда крестьянину. Коноплю сеяли, пололи, дергали, когда созреет, обивали землю, связывали в пучки голова к верху. После того как высохнет, молотили цепом прямо на земле. Потрясут и еще раз молотят по головкам. Семена что осыпались, несколько раз скатывали в сторону граблями. Затем их ветродуют, в мешки и на маслобойню. Там они проходили подсушку и направляли семена под камень. Масло течет большой струей зеленого цвета. На год хватало на всю семью.

Шкурки не выбрасывали, а делали жмых или по иному макуха, типа нашей халвы, только не сладкая. Дети очень ее любили.

Одежду шили изо льна, который сами выращивали. Это был очень длительный процесс. Сил и трудов вкладывалось в лен не меньше порой, чем в хлеб. Мужчины по весенней пашне его сеяли, женщины пропалывали посевы, а осенью обрабатывали. «Вначале лен сеяли. Когда он созревал, его дергали и стелили на траву тонким слоем, лежал некоторое время - нежился. Затем его мяли на деревянных мялках, трепали специальными трепалками, помыкали. При помощи гребня и гребенки чесали, он становился как вата. Девушки его пряли, сматывали в полумотки, отбеливали в древесной золе ( кипятили на печки). Из почти белых нитей ткали полотно. Готовый материал, мыли в реке, а затем раскладывали на солнце белить.

Вот теперь можно было шить из него одежду или постельное белье, полотенце. Ткань можно было ткать различными узорами. Смотря как, натянешь нити на татском стану.

Конечно, была одежда и из овечьей пряжи. Из овечьих шкур шили верхнюю одежду.

Стирать белье было делом не из легких. Мыла не было, варили из бараньих кишок и соды очень долго в котле, пока не растают все и не станут однородной массой. Но этого раствора хватало не надолго, да и животных не было в таком количестве, чтобы весь год таким мылом стирать. Тогда использовали щелок. Его готовили так: грели воду, на кадку завяжешь тряпку, насупишь древесную золу и льешь кипяток. Затем в этой воде стираешь. Стирали белье руками или в ушате толкачом. Полоскали обязательно на реке. Благо речка бала близко. Так как все село расположено вдоль реки. Но, а затем, используя каталку и рубелку белье гладили». Основу крестьянского существования составлял постоянный тяжелый труд.

Традиции и обычаи села

Свадьба

Вся жизнь крестьянина связана с семьей. В семье проходило воспитание и обучение детей. Жили большими патриархальными семьями. Они насчитывали по 15-20 человек каждая, состояла из трех – четырех поколений близких родственников.

Любая семья начинается с брака. В основе крестьянского супружеского союза лежал, прежде всего, хозяйственный интерес. Вопрос о выборе жениха или невесты решали родители. «Если за него не идти, за кого тогда. Парень хозяйственный, семья большая. Не за того же, у кого хлеба год покормить не хватит. – Советовали родители мне, когда пришли сватать» Ну а что касается любви «стерпится – слюбится», говорили в старину. Невесту старались выбрать не столько красивую. Сколько здоровую, умелую, трудолюбивую. Ведь после замужества ей приходилось тянуть на себе все домашнее хозяйство, воспитывать детей, ухаживать за скотиной, работать в поле. Женились в раннем возрасте. 15-18 лет. « Мне было 17, а жениху 18 лет, когда пришли сватать. Потом год еще не женились. В церкви не венчали».

Свадьбе всегда предшествовало сватовство. Сваты приходили в дом невесты и заводили свой разговор. « У вас – товар, у нас купец». Если родители хотели отказать, они отвечали: «Наш товар непродажный». Если же соглашались, то приглашали сваху к столу на «хлеб – соль» происходил сговор. В гости к невесте приходил сам жених с отцом и старшим братом. Усаживали их на лавку в красный угол. Гуляли, шли курей считать (дом глядеть, печурки глядеть). Договаривались о расходах на свадьбу, ее сроках.

«Вечером накануне свадьбы в доме невесты устраивали девишник. Невеста и подруги пели грустные песни, елку снаряжали. Парни по косе бьют косарем. Все идут по улице и поют песни.

Всякий брак сопровождался веселой свадьбой. Утром на красиво украшенных конных подводах ехали в церковь венчаться. - Свадебный поезд. В нем участвовали все родные и друзья. В нашем селе церкви не было, венчали в церкви соседнего села, Усть -Серта. Батюшка по фамилии Трусов обвенчал нас. Я была одета в парочку бланжевого цвета и красивая катетка на голове. На свадьбу собирали родню. 5-7 дворов гуляли два дня. После венчания при выходе из церкви молодых осыпали хмелем, который считался символом плодородия. Затем свадебный поезд направлялся к дому жениха. Его родители встречали молодых хлебом – солью и благословляли их. Начинался свадебный пир, сопровождавшийся песнями, плясками.

На второй день везли «глухой воз» (приданное невесты, которое порой родители, начинали собирать со дня ее рождения) и тушили овин (прыгали через костер)».

Крещение

Рождение детей – всегда радость для родителей. Рождали детей столько, сколько Бог пошлет. Этому процессу никак не препятствовали. Искусственно прервать беременность считалось большим грехом. В качестве родильного дома обычно использовалась баня. Беременная женщина в деревне работала до последнего дня и могла родить где угодно – в поле, хлеву, избе.

Обычно младенца крестили на восьмой день, иногда – на сороковой. При этом его нарекали именем какого-либо святого, чью память отмечали в день рождения или крестин. Крещенный обзаводился духовными родителями – крестными отцом и матерью. Их выбирали из родственников настоящих родителей. В день крестин – накрывали стол для родных

Страна знаний

Выполняя положение о начальных народных училищах (1864г. ) в селе К - Смоленке было организованно обучение детей на дому. Первой учительницы была Панкевич Ольга Леонтьевна.

По воспоминаниям старожила села Каплуновой Матрены Евдокимовы (1912г. ) обязательно пред началом занятий исполнялась молитва «Верую».

В 1916 силами жителей сила Курское и Смоленска была построена школа. Здание было большое, разделенное на четыре больших комнаты. Отапливалось помещение большими печами, которые назывались котрамарками. Дрова заготавливали жители и привозили в школу уже готовые. Одного воза хватала на один – два дня. Учил детей Попов Павел, который был убит выстрелом в окно. Учитель был коммунистом, и те идеи, которые он проповедовал, были ненавистны зажиточным людям.

Воспоминание старожила села Сабельникова А. К. ( 1919г рождения) в школу принимали с 8 -9 лет. я пошел в школу в 1927г. «Мне было 8 лет и меня в школу еще не принимали, но потом по просьбе матери – приняли.

Первый и второй класс учила нас Мария Ивановна. Приезжая учительница. 3-4 класс обучал Николай Лаврентьевич. В 1 –м классе учились по букварю и задачнику. Детей в классе было много и все разного возраста. Но дисциплина была хорошая. Раньше детей не наказывали. Помню, однажды разлил чернила у своей соседки, и мы с ней подрались на уроке. Меня наказал учитель. Поставил в угол на рассыпанную гречку на колени, но бить учителя не били. Собрание родительское проводили два раза за зиму. Дневников не было и оценок не ставили. Но если уроки не были выполнены , оставляли после уроков. По школе дежурили учащиеся 4 класса и у них на рукавах были красные повязки. Кормили в школе круглой картошкой с хлебом и масло ставили макать. , иногда жарили сало. Кормила бабка Луша, а полы мыла бабка Росея на переменах играли часто в мяч или сигунки».

В 1938г. открылась семилетняя школа. Директором школы был Макаров. По воспоминаниям Беловой Н. И. « с 5-го класса начинались переводные экзамены. По некоторым предметам. Немецкий язык преподавала Смирнова Н. А. , переселенная с Поволжья перед войной. Учебников было мало. Бумаги не хватало, писали на бересте гусиными перьями. На большой переменке бегали домой обедать. Ели пареную брюкву, морковь. К концу войны стали появляться карандаши и тетради». В 1945г стали возвращаться с фронта. Приехали к нам в село учителя фронтовики - Паршинцев И. П. и Головина О. А. они прошли дорогами войны от Москвы до Вены. Они стали учить детей истории, географии не только по учебникам, но и по своему опыту. « Я поступил в первый класс в 1946г. по разным причинам в войну многие дети не учились, поэтому в классе было много ребят намного старше нас. Учащиеся школы много трудились по уборке картофеля в колхозе (в школе был не большой учебно – опытный участок). Любили спорт. Успешно выступали на районных соревнованиях. По всем предметам учителя заставляли зубрить учебный материал. Память развивали у нас прекрасно. В старших классах были переводные экзамены. В школе была пионерская организация им. Зои Космодемьянской. Нас воспитывали настоящими патриотами своей родины. »

Ольга Андреевна Головина родилась 1 января 1924г в селе Чумай Чебулинского района Кемеровской области в семье крестьянина – середняка. В 30-е годы родители вступили в колхоз. А девочка Оля училась в Чумайской средней школе. Затем уехала в город Читу, где и закончила 10 классов. Но вновь судьба её привела в родное село. Весной 1941г. она закончила экстерном Мариинское педагогическое училище. Но не пришлось Ольге Андреевне работать учителем. Началась Великая Отечественная война, и молодая учительница сменила платьице на гимнастёрку. В октябре 1942г Ольгу Андреевну вызвали в военкомат и, дав сутки на сборы, отправили в действующую армию в распоряжение начальника санитарного батальона, который базировался неподалёку от деревни Дракино под Москвой.

Зимние палатки, окровавленные бинты, стоны раненых, бомбежки в начале ошеломили юную сибирячку, но в молодости ко всему привыкают быстро, привыкла и Ольга.

18-ти летняя санитарка металась между койками, тесно стоявшими в большой палатки: кому-то поправит подушку, осторожно приподняв голову раненого бойца - напоит водой. Сменит бельё, кого-то покормит, а кому-то просто отдаст часть своей крови, чтобы спасти молодую солдатскую жизнь. Летом 1943 годы вовремя вражеского обстрела старший сержант медицинской службы Головина Ольга Андреевна была контужена. 30 июня 1943г. она была уволена в запас по контузии. По возвращению с фронта Головину О. А. направили в Михайловскую семилетнюю школу учителем военно-физической подготовки. Где она и встретила День Победы В 1945г её перевели в Курск-Смоленскую семилетнюю школу учителем начальных классов, В 1950г директором стала О. А. Головина. и проработала в этой должности 14 лет.

Боевой путь Ивана Павловича Паршенцева по его записям в «Дневнике Великой Отечественной», выглядит примерно так: Дмитриевка Кемеровской области. – г. Мариинск – г. Юрга 1. – 35 арт. полк – г. Саратов (631 танковый полк) – Вольск (2 -я ударная армия, 147 ст. див. ,15 стр. полк, миномётная рота)- Ленинград – Тихвин –.

Волхов – село Чернушки (Синявские болота) – г. Рыбинск (госпитль) – Асбест _

Свердловская обл. ) – Камышлов – Тула – Чер- Старый Оскол (Курская обл. ) – Ахтырка – форсирование реки Днепр (12. 12 1943г. , в районе Градинска) – д. Калабарка – д. Липовка – д. Субботова Чигринского района Кироваградской обл. – с. Матвеевка – с. Каменка – Баландино – Красносилка – хутор Диканька – Тарасовка – Новоукраинка – Звенигорка – Шпола - Черновой хутор – Ольховец – Хлипневка – Гусаково – Юзеновка – Песчаное – Кодым – Молочное – Рыбинца – Днестр – Бессарабия – с. Кондратешты – с. Гирово – Румыния – Западная Украина – г. Луцк – Румыния г. Арад – Венгрия – Югославия –Австрия – р. Дунай – Болгард – д. Оши – г. Секешфехервар – село Паказд около озера Реленце – Кишвалуд – Комерно – Вена – Сан – Пельшен – Вена.

До последних дней он помнил свой военный адрес, по которому получал письма на фронте: «71738- И, 03142- К, 63629 – у меня?»

Из воспоминаний бывшей ученицы Зориной Зинаиды Павловны: « Иван Павлович преподавал уроки физической культуры. Школа в то время была маленькая. Спортивного зала не было занимались в коридоре. Рядом в кабинетах занимались ученики. Я сама сейчас директор школы. Хожу на уроки физкультуры. И всегда думаю, как удавалось Ивану Павловичу, проводить уроки так, что дети могли и бегать, и прыгать в длину, в высоту, т. е. выполнять все требования к данному уроку, и в тоже время без лишнего шума. А сколько проводил занятий он с детьми в своё свободное время. Вместе с ребятами ходили на речку, расчищали лёд. И до тёмной ночи вмести с ребятами, играли в хоккей. Вот такого человека действительно можно назвать учителем. Для него главное были дети, чтобы им было хорошо. А ещё он вёл уроки истории. И я помню, что если урок касался войны, то он очень менялся. Он вес уходил в прошлое, и часто на его глазах появлялись слёзы. Видно было, что это человек очень много пережил за годы войны. Часто он вёл себя так, как будто на войне. Рассказывал, как он стрелял из автомата, как будто действительно у него в руках было оружие. Было и страшно и смешно. А сейчас когда я стала старше, я вспоминаю всё и очень понимаю его. Вообще Иван Павлович своим поведением, своим отношением к жизни оказывал на нас, детей, большое влияние. Он учил нас любить жизнь потому что любил её сам, дорожил каждой минутой жизни. А как он любил природу! Поэтому он, может быть, часто нас водил в походы, экскурсии, чтобы ещё полюбоваться её красотой. Он научил видеть в обыкновенном и простом чудо.

Поэтому может быть таким как он, наше поколение выросло и стало настоящими людьми. Пусть не героями, но просто хорошие люди». Многие вечные вопросы, над

В 1954г школа была преобразована в 8-летнюю. С1979г школа стала начальной , а детей стали возить в соседнее село Усть –Серту. в 1984г была открыта новая двух этажная средняя школа.

Директором была Шкарупелова В. А. , с 1985г – директором стал Конарев А. Д. – заслуженный учитель РФ.

Сегодня школу возглавляет Зорина З. П. ( с1999г). в школе работает 16 педагогов и два воспитателя детского сада. Высшее образование имеют 14 человек и 2 учителя – среднее специальное. Выпускники нашей школы учатся в различных вузах и техникумах нашей страны. Трудятся в нашем селе. Юноши уходящие в армию достойно несут службу в разных точках нашей страны.

По фронтовым дорогам односельчан

Война! И замерло на свете всё живое.

Всё как-то быстро превратилось в ад.

И стали виться самолеты надомною,

И вот ушёл на фронт молоденький солдат.

(Бородин Д. 1994г. 11 кл)

Сороковые, роковые. Эти времена ушли от нас не так уж далеко. 60 лет как закончилась одна из самых кровавых войн на Земле, Великая Отечественная. Народы и армия СССР вынесли на своих плечах основную тяжесть борьбы с фашизмом и смогли победить его.

Ветераны все вновь и вновь возвращают свою память к тому времени, когда полыхнуло пламя Великой Отечественной войны. Их осталось совсем мало. Остались только те, которые уходили на войну совсем молодыми. Они вспоминают свою юность. Да, суровую, пороховую, но – юность.

Солдаты и генералы, рядовые и командиры, ветераны войны. Сколько вас, прошло через горнило кровопролитных боев. Не счесть человеческих жертв на полях сражений или умерших от ран в послевоенное время бывших солдат, не доживших до наших дней.

Вспоминая погибших друзей, ветераны порой сами удивляются, как они сумели выстоять.

Уходят в историю годы, а память о гигантской битве советского народа с гитлеровскими полчищами по – прежнему свежа, ибо нет в нашей стране семьи, которую не задела бы война.

Сразу же на второй день войны, 23 июня жители нашей (Кемеровской) области добровольно просили зачислить их в ряды действующей армии. Уходили на священную войну наши прадеды и деды, сверстники сегодняшних 18 летних.

23. 06. 1941г. было подано множество заявлений о добровольном включении в РККА.

Кемерово-1742 человека.

Новокузнецк -1360 человека.

Прокопьевск -1426 человека.

Тисульский район -300 человека.

Чебулинский район -187 человека. 8

Всего по Кузбассу в первые дни войны поступило 22126 заявлений. А за 4 года на фронт было направленно: из Кемеровской области -331 тыс. чел. – погибло -100 тыс. чел. ;

9 из Чебулинского р – на -8,5 тыс. чел. – погибло -2933 чел. ;

10 из Курск - Смоленки -250 человек - погибло -130 чел. Земля покрылась рвами и крестами

Чернее небо стало над Невой.

Глаза у матерей покрытые слезами,

Все ждали, ждали сыновей домой.

(Бородин Д. 1994г. 11 кл)

На фронт уходили целыми семьями. Из Киселёвска ушло 14 братьев Ануфривых, из Прокопьевска 9 братьев Лосевых, 5 сыновей Основы ( Алексей, Василий, Владимир, Григорий, Максим ) из Верх – Чебулы, по 3 брата Алябъевых ( Иван, Никита, Федор ),

Бородиных (Прохор, Петр, Павел), Логиновых (Федор, Егор, Никита), Евдокимовых (Михаил, Николай, Павел) из нашего села Курск - Смоленка.

О войне думали, как о чём-то временном. Считали, что на границе просто некому было

. Мясной бор. Долина смерти 4. 05. 1989г. Перезахоронение останков солдат погибших здесь в 1941-1943г встретить врага. Их горячие сердца рвались в бой с надеждой быстро разбить неприятеля, и вернуться к мирной жизни, чтобы любить и верить в счастливое будущее. Но многие так и остались навечно 20 летними. Анализируя возрастной график погибших солдат из села Курск - Смоленки в войне 1941 -1945гг. мы приходим к выводу, что больше всего погибло 1921 -1923гг. рождения. А значит 18 – 24 летние юноши отдали свои жизни.

Возрастная характеристика погибших с. Курск-Смоленки

В 1941-1945гг

Пламя военного пожара, вспыхнувшее 1 сентября 1939 года, бушевало 6 лет. Под ружьём в эти годы находилось во всех государствах (61) около 100 миллионов человек. Молоху войны была уплачена огромная кровавая дань – более 60000000 человеческих жизней. В их числе и погибшие, пропавшие без вести, погибшие в плену, умершие от ран, по селу Курск – Смоленки.

Судьба 15 человек неизвестна. 11

Сиротливо лагеря смерти

Переплетались в голове

«Дахау», «Дора» и» Освинцем»

И закололо там, в душе.

Там погибали наши деды,

Там погибали наши деды,

И дети погибали там,

И миллионы – миллионы

Остались где-то на полях.

(Н. Некрасова 1994г. 11кл)

Стоимость материальных потерь всех государств во второй мировой войне составила

4000000000000 долларов 12.

А кто оценит стоимость душевных ран людей, прошедших ад войны и переживших её?

Алябьева А. П. и Кутепова М. И.

Многие жители нашего села были невольными свидетелями этих дней. Нет они не держали в руках боевого оружия, не поджигали "тигров". Ушли мужчины драться с немцами. И на место отцов и братьев встали их дети и младшие сестры и братья. Работали школьники вместе со взрослыми, старались не отставать от матерей. Около 100 тысяч учеников области выработали около 4 миллионов трудодней (1942 -1945). " Идут в поле за несколько километров и с собой несут, качаны капусты, чтобы обед приготовить там. Работали до позднего вечера, а порой и ночью снопы возили, скирдовали, только к утру сваливал их сон. Поля засорены были сильно, хлеба пололи руками, обжигал руки осот. Не хныкали, не было среди нас ни одной, которая бы уклонилась от работы. Первого сентября шли в школу все ученики. После занятий спешили в поле, на ферму. Люди отдавали все силы для победы. Учебников было мало, вместо лампы лучина, пустая похлебка. Много детей осталось без отцов.

Я сирота, суровых лет ребенок.

Отец погиб на страшной той войне. Таких, как я, мальчишек и девчонок Десятки, сотни, тысячи по стране.

Мне в сорок первом было только девять,

Но я своей спины не разгибал:

В колхозе нашем я пахал и сеял

И мерзлую картошку собирал.

От голода желудок мой своди,

Меня качало и валило с ног.

А бригадирша ласково просила:

"Ну, потерпи, пожалуйста, сынок".

И в ход пускала стимул самый главный:

"Когда вернется с фронта твой отец,

Я расскажу, какой ты парень славный,

Я расскажу, какой ты молодец".

Да разве ж мог я нашей тете Поле

Хоть в чем-нибудь когда - то отказать!

И, позабыв о голоде и боли,

Я снова шел мешки с зерном таскать.

И чем бы только я ни занимался,

Меня не покидала мысль одна:

Скорей бы папка с фронта возвращался

Да поскорей бы кончилась война.

Наполовину лишь сбылось желанье:

Капут фашистам и войне - конец!

Пришел домой сосед наш дядя Ваня-

Сережки, друга моего, отец.

Явился он с известием ужасным,

От слов его аж помутился свет.

Он мне сказал: " Не жди, Витек, напрасно,

Батеньки твоего живого нет".

-Нет, дядя Вань, ошиблись вы, наверно,

Не то вы что - то говорите мне.

Мой папка сильный и стрелок отменный,

Не может он погибнуть на войне.

. Я много лет надеялся и верил,

Что все равно вернется он домой.

Пусть без руки, пускай без ног обеих,

Но только бы. но только бы живой!

Я вместе с мамой за отца молился.

Не помогли ни Бог, ни небеса.

И вот тогда я лично убедился,

Что в сказках лишь бывают чудеса.

О том, чего пришлось мне натерпеться,

Я думаю, не стоит говорить:

И толком ни обуться, ни одеться

И вволю ни покушать, ни попить.

Семь лет носил я ветхое пальтишко,

Что отдала мне мамина родня.

К тому же, с нашей улицы мальчишки

Прозвали безотцовщиной меня.

(О. Гарбузова. В-Чебула)

Всего из села на фронт ушло 250 человек.

Вернулось 120 человек.

Воюя с фашистами, дошли от Москвы до Берлина и победили.

Многие воевавшие курск-смоленцы награждены медалями и орденами.

Это говорит о том, что наши односельчане сражались с врагом, выполняя честно свой долг перед Родиной.

Да, сохраним мы память дедам,

И сохраним цветущий сад,

Чтобы другие поколенья

Войну лишь знали по стихам.

(Н. Некрасова 1994г. 11 кл)

Афганская война

Закончилась и ушла в историю Афганская война. Никем и никому не объявленная, героическая и трагическая, она оказалась в два раза длиннее, чем Великая Отечественная война

Солнце еще не остыло,

Воздух прохладен уже.

Дальняя память заныла

В переболевшей душе.

Дальняя, горькая, злая –

Не пожелаешь врагу!

Что с нею делать не знаю,

Но без нее не могу.

Эти слова запали каждому бывшему солдату срочной службы, прошедшему через войну в Афганистане. Эти строки – напоминание близким людям, воинов – интернационалистов, что пришлось испытать 18-20 летним парням на заре жизни. Я, сын воина – интернационалиста. Что я знаю о этой войне? Что я должен чувствовать, когда слышу слова «Афганистан», «война», «воин – интернационалист»?

Я не знаю, но только понимаю , что моему отцу трудно вспоминать и говорить об этом. Мама рассказывала, что когда меня еще не было, папа часто по вечерам слушал «афганские» песни и молчал. Глаза блестели. Афганские песни невозможно слушать без слез. В нашей домашней видеотеке есть кассеты с фильмами про Афганистан. Я помню, хотя был еще маленький, что папа смотрел эти фильмы постоянно. Я тоже видел их, но не понимал, почему папа так расстраивается. Теперь я хочу знать, хочу понять: что был? Как было? И так ли было, как показывают в кино?

В сумрачном небе ночного Афгана

Звезды утратили радостный свет.

Крутит баранку рука капитана.

Горы кругом. Ничего больше нет.

Горы да темень. Да звук «Бэ Тээ Ра».

Где-то отчетливо слышится вой.

Но почему не попробует эра

Просто вот так обойтись всем без войн.

Родина в сердце частенько, как рана,

Весть о себе без конца подает.

И надоевшие звуки Корана

Пусть навсегда унесет, унесет

Знайте, душманы, в безликих одеждах,

Город с красивым названьем – Кабул,

Как удивительно и безмятежно

Я бы на родине мирно уснул.

Мирный покой был нарушен в 1979г. новые испытания выпали на долю наших солдат. Правительство Афганистана обратилось к нашей стране с просьбой ввести в страну наши войска, так как в 1978 году там разгорелась гражданская война. 26 декабря 1979 года наши войска вступили на территорию Афганистана. Наши войны честно исполняли свой воинский долг, проявляли героизм. Они штурмовали горные высоты и перевалы, несмотря на то, что несли большие потери. По дорогам Афганской войны прошло 632 тысячи солдат. 3 тысячи из Кемеровской области, из них 124 человека погибло, 107 человек награжден орденами и медалями. Эта война коснулась и нашего села

Двум нашим односельчанам Завалову А. А. и Федосову В. А. , которые попали в Афганистан 18 – летними юношами многое пришлось пережить. И смертельные бои, потери друзей, окружение, госпиталя. За мужество и стойкость Завалов А. А. был награжден орденам Красной Звезды и медалями. Федосов В. А. медалями.

Первые военные части поступали тайно на территорию Афганистана. И только на месте понимали, что попали на настоящую войну. «Жили в палатках по 2- 4 человека. Позже появились большие, на отделения. Не было капитальных зданий; ни элементарной столовой, бани, туалета, умывальников. Все было в походном виде. Вода привозная. Чтобы все это построить нужно было каждый гвоздь, каждую доску везти из Советского Союза. По дороге, которая все чаще и чаще подвергалась налетом мятежников. Так же было дело с углем и дровами. Я водил машину «Урал», перевозил горючие. Часто путь проходил по дорогам Термез – Кабул, Кабул – Джелалабад, Кушка – Герат, через перевал по дороге Кабул – Баграм». Шла колона машин с горючим (11машин). Неожиданно, из – за камней, как из-под земли, выскочили «духи». Завязался бой, который продолжался 8 часов. Хотя до пункта назначения было 15 минут хода на машине, но из-за гор не было слышно стрельбы и из всей колоны чудом уцелело двое – я и тяжелораненый лейтенант. Случайно показавшиеся наши «вертушки» спасли нам жизнь. А Колька – друг Колька из Новосибирска. «Духи» также неожиданно исчезли, как и появились. За что и получили прозвище «духи». Нас выручили наши «вертушки», их духи побаивались. Страшно ли было на войне? Да страшно. И о чём думали во время смертельного боя? О маме. О маме думалось больше всего».

На трассе Кабул – Кандагар проходил службу ещё один наш земляк (мой отец), Федосов В. А. Василий Александрович также родился в селе Курск - Смоленка Кемеровской области Чебулинского района в 1968г окончил в 1985г среднюю школу и в 1986 был призван в армию. Если Александру Александровичу пришлось воевать на начальном этапе войны, то Василию Александровичу на конечном этапе. В последние годы нахождения ограниченного контингента советских войск в Афганистане родным новобранцев тоже ничего не сообщалось. А сами солдаты узнавали в учебке,, где им предстоит нести службу. Как рассказывал нам папа, на территории их части везде: внутри помещений, и снаружи висели плакаты, призывающие выполнять интернациональный долг. «Служба ни чем не отличалась даже спустя 6 лет. Сложность ведения боевых действий заключалась для советских солдат в этой стране в том, что отряды мятежников растворялись среди местных жителей, и отличить повстанцев от крестьян было невозможно, так как они не имели форменной одежды и тоже занимались сельским хозяйством. Действовали мелкими отрядами, которые обнаружить было очень сложно».

Это не Отечественная война, в которой от мала до велика – отстаивали свою земля, свой долг, свою Родину. это война за пределами мирной Родины. Возвращались домой войны – интернационалисты, посланные воевать своей страной, оказывались ей по возвращению, по сути, не нужны. Особенно те, кто стал инвалидом, да и здоровые с изломанными душами.

В селе тревожно стало жить.

У всех одна досада –

Афганец Колька начал пить

И потерял награду.

В глазах его тоска – печаль,

Опять он хлещет брагу.

А где, кричит, моя медаль,

Ну, та, что за отвагу?!

Он пьет и брагу, и вино

С утра, опьяненья сразу.

Потом кому-то бьет окно,

Кому-то бьет по глазу.

Афганец Колька снова пьет,

Весь быт – гульба да драка.

Иронизирует народ:

«Гуляет наш вояка».

Родным он окна перебил

И родственникам дальним,

А ведь на службу уходил

Хорошим, добрым парнем.

Так в чем же Колькина вина?

Да нет вины ни сколько.

Ещё афганская война

Идет в душе у Кольки.

В. Троц с. Новопестерево Кемеровская обл.

Афганская война – это отдельная история, большой кусок жизни человека вне зависимости от того, сколько он на этой войне был: три месяца или три года. Основные краски войны – красная и черная часто снятся по ночам. Бывшие солдаты и сегодня во сне ходят «в бой», «стреляют», встречают погибших друзей.

Я хочу возвратиться с войны

Перелётной израненной птицей,

Но тревожно - короткие сны,

Снова гонят меня за границу.

Я хочу возвратиться, но вдруг

Кто-то крепко обнимет за плечи

- Здесь остался лучший твой друг!

Не надейся, что время лечит

Я хочу возвратиться с войны,

Только память ночами мучит

И хоть нету за мной вины-

В том виновен я, что живучий.

Эта длинная, жестокая война, погубившая и покалечившая тысячи судеб, закончилась 15 февраля 1989 года, после достижения соглашения о мирном урегулировании. Наши войска были выведены из Афганистана. Многие не вернулись домой с этой войны, но память о них еще долго будет жить в наших сердцах.

Чеченская война

15 лет назад Афганистан покинул советский воинский контингент. В 1979гю мы пришли туда, чтобы оказать «интернациональную помощь» своим идеологическим союзникам, однако очень скоро оказались втянутыми в самую настоящую войну. Многие недавние войны – интернационалисты скоро опять взяли в руки оружие, потому что теперь на Родине один за другим вспыхивали вооруженные конфликты. Карабах, Фергана, Сумгаит, Абхазия, Приднестровье, Чечня. Словно на своих сапогах принесли солдаты из – за Пянджа и Амударьи смертельные бациллы войны.

1991 год. Власть в Чечне насильственно захватывает генерал Дудаев со своими сообщниками. Они пытаются отделить Чечню от России и установить там власть исламских экстремистов. В Чечне была установлена военная диктатура. Там стала

24 процветать преступность, контрабанда, захват заложников. В декабре 1994 года российские войска вошли в Чечню для оказания помощи законному правительству Чечни, против которого Дудаев и поднял вооруженный мятеж. С территории Чечни совершались набеги на Российские регионы, захватывались заложники. В республике содержались тысячи рабов. Чеченские террористы организовывали взрывы в Российских городах. Буденовск и ПервомайскЭто страшно! Страдает мирное население. Гибнут там и наши ребята.

Трое парней выполняли приказы Родины, неся службу в горячих точках Чечни. Васильев А. Н. Быков А. М. и Филиппов А. А,

После того как побываешь на войне, после всего того, что там увидишь, будешь по другому относиться ко всему на земле. Пытаешься осмыслить степень своей личной ответственности за то, происходит.

Чечня очень сильно повлияло на тех кому пришлось пережить эту войну. Многие солдаты и офицеры старались разобраться в себе и в других. Какими они были до Чечни, и какими стали после нее.

Что там, в Чечне, в грозненских подвалах, посреди разрушенных городов, сел, на блок – постах федеральных войск и базах боевиков, происходило с тобой и окружающими тебя людьми, страной в целом.

Васильев А. Н. в 1998г окончил Екатеринбургское высшее артиллерийское командное училище. С 8-20 сентября 74 отдельная мотострелковая бригада была передислоцирована с территории Кемеровской области в республику Дагестан.

С 1. 10 – 10. 10 начались боевые действия в которых принимал участия и батареи 1-го дивизиона для поддержки всего полка.

С 10 по 12 октября совершили марш бросок из района Дагестана в г. Моздок (500км)и 15 09. дивизион вместе со 2-ым мсб вошли в Чечню. Приблизительно 7 дней выполняя прикрытие бригады. В 20-х числах блокировали северную часть города Грозного по Терскому Хребту. После взятия остановились около аэропорта «Северного». Затем нас перебросили через Гудермес во Автуры для блокирования Веденского ущелья.

Следующими были Аргуское ущелье и населенные пункты Шали, Барзой, Вашиндарой. Совершали рейды по зачистки.

Жили в палатках, кормили хорошо – часто поступала гуманитарная помощь с Кемеровской, Томской, Новосибирской областей. Особенно помогал Аман Гумирович Тулеев.

Особенно ждали привет из дома. Очень радовались письмам, присланным в гуманитарных посылках детьми из России. Значит о нас помнят и беспокоятся. Это очень важно на войне.

Война учила правильному ведению боя и военной ответственности. Выполнять приказы и самое главное не бросать друзей в беде. Самый страшный день на войне для меня, это бои за Терский хребет, гора «Ястребиная. Бой шел около суток. Бригада несла большие потери. Солдаты теряли сознания от угара и тяжести снарядов, которые не успевали подвозить машины. За один час солдат (родом из Краснодара), один разгрузил два КАМАЗа боеприпасов для наших батарей. В каждой машине было по 70 ящиков массой по 70 кг. И это все в ручную, один чтобы помочь своим однополчанам.

Больше всего меня удивило то, что люди очень резко меняются во время боя в лучшую сторону. Службу несли круглосуточно. У нас были почти все солдаты по контракту, и все ровно в первые дни нахождения в Чечне у всех глаза были большие ( от страха), но руки делали все, что было необходимо для выполнения приказа. Ведь боевое крещение они получили здесь. Лишь два человека из всей бригада имели опыт ведения боев, в первой Чеченской войне.

С мирным населением старались не контактировать. Народ очень тяжелый, они даже воюют между собой (кланами), не то, что с русскими. До сегодняшнего дня у них существует кровная месть. На нас смотрели как на оккупантов.

Чеченская война по своему характеру ведения боев напоминала афганскую. Конкретной линии фронта здесь не было. Не знаешь, из какого леса, когда, где тебя ожидает опасность.

Днем местные жители могли тебя поить чаем, а вечером – брали оружие в руки и стреляли в тебя.

это в се в ручную, один чтобы помочь своим однополчанам. пасов для батарейа, тяжести снаряда которые не успевали подвазить ма12. 03. 2001 пришел приказ о выводе подразделении из Чеченской республики. 13. 04. погрузилась наша бригада в эшелоны в Ханкале и 22. 04 – дома в Юрге. В нашей батарее ранен был один солдат. но в бригаде были частыми: подрывы на минах ловушках, контузии, травмы. Общи потери в бригаде за пять месяцев боев составили 400 человек. Это очень много».

Каждое государство имеет свой герб. Есть гербы областей и городов. Мы живем в сельском районе и частицей Чебулинского района как часть государства, представляет собой наше село. Мы попробовали составить герб своего села. Представляем его проект.

Село мое не броское,

Сибирское село,

С березками – подростками

Стоит светлым – светло.

Здесь пахнет хлебом по утрам,

По вечерам полынью пахнет.

И вешним ласковым ветрам

Простор невиданный распахнут.

Течет здесь речка не спеша.

Склонились ивы над рекою.

Здесь в людях ценится душа

Ну, а потом все остальное.

Здесь любят землю, словно мать,

Но признаются в этом редко.

«Зачем любовью донимать?»

Так говорят в народе метко.

Щит, на котором мы изобразили свой герб - знак того, что мы не нападаем, а защищаем свою землю.

Интересно название нашего села Курск – Смоленка. Вспоминая своих предков, мы знаем, что они родом из Курска и Смоленска и все становится понятным. В 1887 г. крестьяне ехали в глубь страны, стараясь, избавится от помещичий кабалы.

Поэтому мы поместили элементы гербов этих городов в середину щита. Тем самым, введя себя в сообщество курских и смоленских граждан, во все века примерно служивших России.

Кто мы без памяти? Ствол без корней.

Первый же ветер повалит, погубит.

Опытом предков мы станем сильней,

Ибо без прошлого «ЗАВТРА» не будет.

Мать Россия, живи ты на свете

Потому, что Отчизну любя,

В грозный час твои славные дети

Вызывает огонь на себя.

Жители с нашего села воевали на полях первой мировой войны.

Участвовали они и во второй мировой войне.

Этому свидетель Георгиевская лента. Она говорит о том, что наши односельчане в разное время сражались с врагами, выполняя честно свой долг перед Родиной.

По дорогам Афганской войны прошло 632 тысячи солдат. 3 тысячи из Кемеровской области, из них 124 человека погибло, 107 человек награжден орденами и медалями. Эта война коснулась и нашего села. Двум нашим односельчанам, которые попали в Афганистан 18 –летними юношами многое пришлось пережить.

Опять гремят орудия в Чечне

Позорный мир не дал стране покоя

Предательство в проигранной войне

Вернуло нас на тоже поле боя.

. Трое парней выполняли приказы Родины, неся службу в горячих точках Чечни.

Поэтому на гербе солдатская каска. Солдат – защитник Отечества. Воевать нас заставили. Милее жизнь мирная и дела хозяйственные.

Закончив войну, разгромив врага, русский народ и наши односельчане возвращались к мирной жизни, к трудовым будням, отдавая все силы на восстановление и возрождение из пепла всей страны и своей малой родины. Много славных дел совершили жители села, делая повседневную работу. Они трудились не покладая рук. Мы об этом можем смело говорить, потому что знаем что есть в селе уважаемые люди, заслужившие почитание своим трудом.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)