Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

История архитектурного облика Санкт-Петербурга в эпоху Петра Великого

Три столетия тому назад в огне Северной войны возник Петербург – один из красивейших городов мира. Судьба его прекрасна. Сравнение северной столицы с Пальмирой, Великим Римом выражает восхищение и преклонение общества перед чарующей красотой города белых ночей, возникшего среди болот и северных лесов.

Петербург стал первым российским городом, строившимся по плану. Петром Великим был поддержан проект Тризини из-зи правильного размещения центра города на Васильевском острове с фасадом к Балтике. В архитектуре города на Неве переплетались русские и западные тенденции. В результате возник особый неповторимый стиль, который обычно называют русским (Петровским) барокко.

Санкт-Петербург принял облик парадного центра северной столицы и сохранил это значение до настоящего времени.

Если в XVII в. из камня возводили почти исключительно храмы, то в первой четверти XVIII столетия камень широко используется в гражданском строительстве. В те годы были построены Адмиралтейство, Гостиный двор, здание Двенадцати коллегий, Кунсткамера и ряд других сооружений в Петербурге. Петербург стал первым российским городом, строившимся по плану: с пересекавшимися под прямым углом улицами, с типовыми зданиями, стоящими вплотную друг к другу. Жилые дома знати стали возводиться в два-три этажа, фасадом не во дворы, а на улицу. Они все больше походили на дворцы. Да и летний дворец Петра I, построенный в 1710-1714 г. г. на левом берегу Фонтанки приехавшим из Италии знаменитым архитектором Доменико Трезини (1670-1734), напоминает «образцовый» жилой дом знатной особы. Типичный архитектурные приемы, примененные при строительстве: углы дома закреплены декоративной рустовкой, оштукатуренный фасад выкрашен в два цвета, на нем ритмически расположены проемы.

Изменились внешне и храмовые сооружения. Они стали нарядными, просторными, светлыми, украсились богатым орнаментом. Величественный Петропавловский собор, построенный по проекту Д. Трезини, не походил на привычные российские храмы – ни на шатровые, ни на крестово-купольные. Собор представляет собой удлиненное с запада на восток прямоугольное здание. Этот тип культовых построек был известен в Западной Европе как зальный, характерный для структуры прибалтийских лютеранских храмов с башней–колокольней, завершаемой шпилем. Петру I не терпелось закончить строительство. Его можно понять: «державный» шпиль на высокой колокольне, издалека видимый и с моря, и с суши, должен был стать символом утверждения России на берегах Невы. Первоначальная высота собора составляла 112 м, выше колокольни Ивана Великого в Москве. По замыслу царя, это должно было подчеркивать превосходство новой столицы. (В 1858 г. Длина шпиля была увеличена инженером Д. И. Журавским. )

В Петербург съезжались архитекторы и инженеры из разных стран, представители различных художественных школ. В архитектуре города на Неве переплавлялись русские и зарубежные традиции. Так возник особый, неповторимый стиль, который обычно называют русским (петровским) барокко. Петербург, город моряков, торговцев и военных, стал одной из красивейших столиц мира.

История основания Петербурга

К началу XVIII века возвращение России исконных русских земель, отторгнутых Швецией, стало для русского государства исторической необходимостью. Отсутствие выхода в Балтийское море тормозило развитие экономики и препятствовало налаживанию политических, торговых и культурных связей со странами Западной Европы. «Ни одна великая нация,- писал К. Маркс,- не существовала и не могла существовать в таком отдалённом от моря положении, в каком первоначально находилось государство Петра Великого». Ключ к преодолению отсталости России Пётр видел в получении свободного выхода к морским путям сообщений, расширении связей с передовыми странами Запада, применении их опыта в технике, образовании, науке и культуре и других областях жизни. Нужен был гений Петра, его железная воля и кипучая энергия, чтобы назревшие реформы стали действительностью и были осуществлены в небывало короткие сроки. Петру удалось создать антишведский союз с Польшей и Данией. В августе 1700 года началась Северная война против Швеции за выход к Балтийскому морю.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твёрдой стать при море

А. Пушкин

Первую битву под Нарвой русские войска проиграли. Пётр извлёк уроки и начал создавать армию и флот. С 1702 года инициатива в войне переходит к Петру. В 1702 году он берет Нотебург,в военном журнале за 1703 год, Пётр сделал записи.

Уже с первых лет основания Санкт - Петербурга Пётр I видел в своём любимом детище будущую столицу, о чём свидетельствует его письмо а А. Д. Меншикову , отправленное с Олонецкой верфи 28 сентября 1704 года:

«Мы чаем кончае во втором или третьем числе будущего месяца отсель поехать и чаем а еще быть изволить в три дня в столицу (Питербурх)»

Принято считать ( официального указа не было), что Санкт-Петербург стал столицей Российского государства в 1712 году.

Имя северной столицы

В начальной период своего существования город имел много названий, как: Петрополис («Петрос» по-гречески означает камень,» полис» - город), в русском произношении Петрополь; Питерпол, а первый губернатор города А. Д. Меншиков называл его уменьшительно Петри.

Около двух тысячелетий до нашей эры в оазисе знойной Сибирской пустыни, между восточным побережьем Средиземного моря и долиной реки Евфрат, возникло поселение Тадмор, что по- арабски означает «пальма». Когда же восточные страны подпали под влияние эллинистической культуры, город Тадмор стал по- гречески называется Пальмира, а некоторое время он носил и оба названия. Но со временем за ним закрепилось второе- Пальмира, причем его происхождение стали связывать с росшей в оазисе рощей вечнозелёных финиковых пальм, корни которых питались водой от разветвлённой сети городского водопровода. Но, пожалуй, в сравнении Петербурга с Пальмирой ярче всего выразилось восхищение преклонение русского общества перед чарующей красотой города белых ночей, который со свободой и величием легендарной Пальмиры раскинулся под светлым северным небом. Название « Северная Пальмира» прижилось в придворных кругах Петербурга, а в начале прошлого столетия вошло в русскую художественную литературу; оно встречается в произведениях Державина, Батюшкова, Рылеева, Достоевского, Салтыкова- Щедрина и других. Это название употребляется и в наше время, когда хотят подчеркнуть красоту и неповторимое своеобразие архитектурного облика Петербурга- Ленинграда, великолепие и разнообразие его дворцов и башен.

На рубеже XVIII-XIX веков Россия стала играть видную роль в политической и экономической жизни передовых западноевропейских стран, а её победа над Наполеоном продемонстрировала перед всем миром силу и мощь Российской империи. Северная столица стяжала славу непобедимого Рима. Другим поводом к сравнению с « Вечным городом» послужил архитектурный облик, который приобрёл Санкт- Петербург в первой трети XIX века. Прекрасные величественные дворцы, особняки и общественные здания, построенные в классическом стиле, придали городу тот “строгий стройный вид”, который восхищал А. С. Пушкина и его современников. “Петербургские дома, выкрашенные в зеленоватый, лимонный и серый цвета, казались фарфоровыми. Свет фонарей дрожал на античных фронтонах домов.

-Великий Рим среди болот и северных лесов!- сказал Кукольник, думая о Петербурге. - Великий Рим в снегах и мраке ночи! Судьба его будет прекрасна”. (К. Паустовский “ Орест Кипренский”. )

Множество больших и малых островов, на которых раскинулся город, многочисленные реки и каналы давали повод для сравнения Петербурга с Венецией.

1 августа 1914 года Германия объявила войну России, и официальное наречение столицы с именем Петра Великого с заменой немецкого “бург” на исконно русское “град” было сделано для поднятия патриотических чувств в народе и боевого духа в армии. 18 августа 1914 года и до падения самодержавия (3 марта 1917 года) Петроград являлся столицей Российской империи, а с 26 октября(8 ноября) и по 14 марта 1918 года Красный Петроград был столицей первого в мире рабочее- крестьянского государства- Советской Республики.

В феврале 1918 года по всему русско- германскому фронту началось крупное наступление немецких войск над Красным Петроградом нависла серьёзная угроза. В этих тяжёлых условиях прибыл 14 марта чрезвычайный съезд Советов постановил перевести столицу из Петрограда в Москву. Санкт- Петербург- Петроград был столицей с 1712 года по 14 марта 1918 года. Санкт- Петербургом город начал называться с 6 сентября 1991 года.

Архитектурный облик Санкт-Петербурга в эпоху Петра Великого

Объективные трудности строительства Петербурга. Петербург был построен на пустом месте: на месте будущего центра города не было никаких поселений. Предтечей плана города был план крепости Санкт-Питер-Бург, которую строили с 1703 года. Крепость выстроили деревянно-земляной, позже (в 1706—1738 годах) она была перестроена в камне.

На плане 1705 года показана Новгородская дорога, которая проходит через Пески по трассе современного Лиговского проспекта, и доходя до района современного Таврического сада, расходится на три тропы: по берегу Невы к селу Спасское, располагавшимся на месте нынешнего Смольного; по берегу Невы к Адмиралтейству, по берегу Невы к месту будущего Александро-Невского монастыря. Для удобства сухопутного сообщения мастером И. Матвеевым была построена плотина по прямому указанию Петра I: «Перебить тое речку».

К этому времени в Санкт-Петербурге велось деревянное строительство. Архитекторы города не могли выполнить каменную застройку города по объективным причинам: этому препятствовала трудоёмкость и низкие теплотехнические свойства материала. Кроме того, подвозка строительных материалов в город была отдельной непростой задачей. Особенностью строительства города было проектирование и строительство деревянных зданий, покрашенных под камень. Одно такое здание было сохранено в первозданном виде в виде музея основателя города.

Другим необходимым условием развития каменного домостроения было наличие квалифицированных каменщиков. Толчком для строительства каменных зданий в Петербурге стал указ от 9 октября того же года, временно запрещавший каменное строительство в других частях России. Выдержка из указа Петра : «Запрещается во всём Государстве, пока не удовольствуются строением на несколько лет, всякое каменное строение, какого бы имени не было, под разорением всего имения и ссылкою». А именной указ от 24 октября того же года требовал при въезде в город на возу сдавать по три камня (булыжника) весом не менее 5 фунтов каждый, а кто плыл в столицу с Ладожского озера, должен был сдавать от 10 до 30 камней в зависимости от типа судна и весом не менее 10 фунтов. А если кто такого камня не привезёт, а на тех людях доправлено будет за каждый камень дана по гривне», то есть за каждый недостающий камень взимался штраф в один гривенник. По берегам Северных рек и на островах в дельте Невы действовали старые и создавались новые кирпичные заводы, выжигалась известь; производство кирпича было приравнено к важнейшему государственному делу. Но камня всё равно не хватало.

Третьим аспектом строительства Петербурга была подболоченность местности и близкое залегание грунтовых вод. Для осушения территории планировалась прокладка новых каналов, таких как Красный канал. Эти меры, а также использование бытового и промышленного мусора для засыпки подболоченных, низменных участков привело к дополнительному подъёму уровня поверхности на 0,51,5 метра. Прокладка новых каналов также была нужна для выполнения транспортных функций, водозабора, как сточные коллекторы. Некоторые из них, исчерпав своё назначение, были засыпаны.

Генеральный планы строительства Петербурга

Первые планы 1710-1712 года

В 1710 году было определено место для религиозного центра столицы. С 1712 года началось строительство Александро-Невского монастыря (по преданию монастырь был построен на предполагаемом месте победы в 1240 году войск святого князя Александра Ярославича Невского над шведами в Невской битве). По мнению историков, стихийная застройка Санкт-Петербурга продолжалась до 19 мая 1712 года, когда Пётр I своим указом перенёс столицу из Москвы в Санкт-Петербург.

В город в это время был связан с Россией только водными видами транспорта. Вышневолоцкая водная система начала функционировать в 1709 году. Это был первый путь в новую столицу, и уже после её постройки с 1712 года по указанию ПетраI началось строительство столичного тракта между Москвой и Санкт-Петербургом, который взял на себя часть пассажирских и грузовых перевозок того времени. Из-за этого, а также от любви Петра к водному транспорту, первые планы города содержали большое количество водных коммуникаций.

Из копии царского указа 1712 года за подписью Доменико Трезини известно, что «в 1712 году ЕИв повелел сделать чертёж Московской стороны И все таковые указы и приказы на письмо мне не даны были, но словесно». Московской стороной (позже— Литейная часть) назывался район на левом берегу Невы, на котором началось расселение царской семьи и приближённых, прибывших из Москвы. Фрагмент плана Московской стороны.

Следы этой планировки сохранились в расположении современных Шпалерной, Захарьевской, Чайковского, Фурштатской улиц и в перпендикуляных им Литейного проспекта, проспекта Чернышевского, Потёмкинской и Таврической улиц.

Руководство и надзор за строительством осуществляла «Канцелярия городовых дел» во главе с Ульяном Синявиным, главным архитектором которой являлся Доменико Трезини. Этой канцелярии вменялось в обязанности определять места для строительства, проектировать и строить жилые дома для огромного числа переселенцев. Указ 9 апреля 1714 года гласил: «каким манером дома строить, брать чертежи от архитектора Трезини».

«Образцовые» чертежи домов 1714 года

Также в практику вводились «образцовые» чертежи. Трезини разработал типовые дома для «подлых» (одноэтажные, с дверью и 4 окнами по фасаду) и для зажиточных горожан (тоже одноэтажные, с 14 окнами по фасаду и дверью по центру, а также мезонином в 3 окна). Эти «образцовые» чертежи Трезини выполнил не позднее 1714 года.

Также известен выполненный в 1716 году «образцовый» чертёж Жана Леблона дома для «именитых» (долгое время ошибочно приписываемый Трезини). Этот был двухэтажный дом с фасадом на семь осей (6 окон и дверь в центре) и высокой крышей. К этому проекту Пётр дал комментарий: «И понеже по Леблоновым чертежам во всех палатных строениях, а особливо в Питербургских домах окны зело велики, а шпанцы меж ними зело малы, чего для ему объявите, чтобы в жилых полатах конечно окны меньше делал, а в салах как хочет, понеже у нас не французский климат».

Градостроительные проекты 1716—1717 годов

Исследование проекта Доменико Трезини.

Доменико Трезини разработал план развития центра города, который предполагалось разместить на Васильевском острове. Этот проект был утверждён указом Петра I в январе 1716 года.

План Трезини отражал идею Петра приблизить город к Балтийскому морю, обратив его фасад к Балтике. В этот период угроза нападения шведов с моря была практически устранена, хотя морские баталии Северной войны за него всё ещё продолжались.

К 1716 году Васильевский остров был практически не застроен. Единственным крупным объектом на нём была лишь усадьба Меншикова (дворец, домовая церковь и сад). На острове предполагалось построить правительственный и торговый центр города. Планировалось прорыть длинный канал, пересекающий его с востока на запад (по оси нынешнего Большого проспекта), 62 поперечных канала-линии и несколько бассейнов, где могли бы разворачиваться суда. Следует отметить, что такая планировка взаимно перпендикулярных линий аналогична уже существовавшей тогда планировке Московской стороны. В северной части острова обозначен огромный парк и намечены площади. Остров планировалось окружить 56 бастионами.

Исследование генерального проекта Жана-Батиста Леблона

В 1716 году в Петербург прибывают два европейских мастера. Зимой приезжает итальянец Бартоломео Карло Растрелли со своим сыном (будущим замечательным зодчим— Бартоломео Франческо Растрелли). Летом того же года приезжает французский королевский архитектор 37-летний Жана-Батиста Александра Леблона со своей семьёй и подмастерьями. Пётр возлагал на маститого Леблона большие надежды и назначил его главным архитектором города, подчинив ему других архитекторов, включая и Трезини. Он дал ему звание генерал-архитектора с жалованьем в пять тысяч рублей (для сравнения— жалование Трезини за всю его карьеру в России никогда не превышало одной тысячи рублей в год).

9 августа 1716 года губернатор Александр Меншиков собрал в Канцелярии городовых дел Доменико Трезини, Бартоломео Карло Растрелли, Георга Матарнови, Иоганна Браунштейна, Жана-Батиста Леблона и других, дабы объявить волю Петра— чтобы «онаго Леблона были послушны». Пётр также поручает Леблону разработать ещё один генеральный план Петербурга. Идея состояла в том, чтобы из двух проектов Трезини и Леблона выбрать лучший, или же взять наиболее интересное из обоих и объединить в едином решении. Исследователи отмечают сложность ситуации, в которой оказался Леблон: с одной стороны— его большой теоретический и практический опыт работ в Европе, с другой— специфические особенности России, национальные и местные черты, разобраться в которых Леблону в короткий срок было решительно невозможно. Трезини же напротив, не имея большого европейского опыта до приезда в Россию в 1702 году, сформировался как архитектор именно здесь, в Петербурге, приобретя 14-летний опыт работы.

В основе плана Леблона лежала та же идея Петра I разместить на Васильевском острове политический и торговый центр Петербурга. Леблон в своем проекте реализовал идею города-крепости, вписав территорию в геометрически правильную фигуру эллипса.

Такая схема была основана на градостроительных традициях итальянских и французских теоретиков архитектуры. Внутри крепостных стен Леблон, как и Трезини, предусмотрел каналы-линии, площади, парки, дворцы царя и вельмож, правительственными зданиями, биржа, рынки, церкви и многое другое. Жилища «подлого люда», огороды, кладбища Леблон предложил вынести за пределы стен.

Формально предложенная форма эллипса плохо сочеталась с уже сложившимися реалиями— существовавшими на тот момент частями города. Так за пределы эллипса вышли Троицкая площадь, часть Адмиралтейской стороны и даже Летний сад. Реализация этого плана потребовала бы сноса или основательной перестройки уже созданных частей города Кроме того вместо идеи обращения фасада Петербурга к морю он, напротив, отделил Васильевский остров от залива мощными крепостными сооружениями. Показательно, что система бастионов в плане Трезини оказалась неудачной, по той же причине, и потому не была реализована. Также Леблон не оценил роли Невы в жизни и облике города.

В ходе исследования мы выяснили, что проект Леблона разочаровал Петра и к реализации всё-таки был принят план Трезини.

Строительство Санкт-Петербурга

«Городовое дело»- повинность населения

Город рождался в неимоверно трудных условиях:наводнения, холод,болезни, нехватка продовольствия. И всё-таки,в результате титанического труда простых людей, талантливых зодчих, многих тысяч строителей выросла новая, блестящая столица Российской империи в годы правления Петра Великого - Санкт- Петербург.

В Петровскую эпоху в градостроительстве осуществлялся переход к регулярной застройке городов, созданию крупных архитектурных ансамблей, в основном гражданского, а не культового назначения.

16 мая 1703 года в устье реки Невы на месте, только что отвоеванном у шведов, началось строительство Петропавловской крепости. Так было положено начало Петербургу. Город должен был выдержать жестокую борьбу за своё существование. В течение трёх первых лет ему пришлось отбиваться от наседавшего врага на суше и на море. Военное значение Петербурга особенно возросло после Полтавы, когда главным театром военных действий стала Прибалтика. Основанной морской крепости - Кроншлот( Кронштадт) было недостаточно, чтобы защитить город от сильного шведского флота. Нужно было спешить с созданием своего флота,поэтому первые годы в истории Петербурга тесно связаны с историей Адмиралтейской верфи. Эта верфь была заложена в 1704 году, а строил её замечательный русский инженер Ф. Скляев. При ней был создан «Смольный двор», где изготовлялась смола, в больших количествах необходимая для деревянных кораблей. Название «Смольный» осталось за этим местом и до сих пор. Во втором десятилетии XVIII века сюда было перенесено и производство пороха, который прежде изготовлялся почти исключительно в Москве и её окрестностях. С основанием Охтенских пороховых заводов, Арсенала и Сестрорецкого оружейного завода Петербург стал новым промышленным районом.

Основывая Петербург, Пётр мечтал перенести сюда столицу из древней белокаменной Москвы. Но новый город надо было выстроить, населить и в первую очередь надёжно защитить его. В России постройка крепостных сооружений- так называемое «городовое дело»- была одной из очень старых повинностей населения. Но при строительстве Петербурга она достигла небывалых размеров и тяжким гнётом легла на плечи крестьянства. С 1704 года в Петербурге для «городового дела» ежегодно вызывались 40 тысяч работных людей. Правда, такое количество людей удавалось собрать не всегда. Кроме того, часть из них погибала в пути или спасалась бегством.

Собранные со всех концов русской земли, крестьяне выполняли на строительстве самые тяжелые работы: выкорчёвывали леса, осушали болота, устраивали набережные на топких берегах. Присылаемые работные люди должны были иметь при себе полный набор плотницких инструментов: топор на каждого человека и на 10 человек долото, бурав, пазник и скобель. Они выполняли не только земляные, но и плотничьи работы. Их руками были выстроены все здания раннего Петербурга и оберегавшие город крепости: Петропавловская- на правой стороне Невы и Адмиралтейство- на левой. По инструкции работным людям полагалось «хлебное жалованье и денег по полтине на месяц каждому», но и это небольшие «жалованье» не всегда выдавалось полностью. Правительство уменьшало его, а чиновники обкрадывали рабочих при выдаче денег. О жилье и питании работных людей начальство не заботилось.

С 1710 года, когда была обеспечена безопасность Петербурга, царь начал издавать указы о переселении в новую столицу «на вечное житьё» из Москвы и других городов ремесленников, купцов и дворян. Итальянский архитектор Трезини разработал по указу Петра типовые проекты домов для «именитых» (знати), «зажиточных» и «подлых»(простых) людей. В самих этих названиях нашло своё выражение классовое разделение феодального общества. Петербург того времени был невелик. Центр города находился на Троицкой площади, расположенной у ворот Петропавловской крепости. Здесь недалеко от берега стоял первый деревянный дом Петра. В глубине площади были выстроены торговые ряды. На площади возвышались двухэтажные мазанковые здания таможни и правительственных учреждений - сената и коллегий. Рядом с сенатом были расположены также мазанковые дома сподвижников Петра- Меньшикова, Геннина, Брюса. Лучшим из них был дом Меньшикова, где устраивались торжественные приёмы. Иностранцы так и называли его - Посольский дворец.

Центром застройки города на левой стороне реки было Адмиралтейство. Вокруг него возникли слободы, где жили моряки, рабочие и служители верфей. В 1711 году от Адмиралтейства была проложена пленными шведами « Невская першпектива»- прямая улица, переходящая в дорогу к Москве (позднее это Невский проспект). Постепенно город приобретал стройность и на месте слобод появились улицы.

На Петроградской стороне (в то время Городовом острове) были расположены другие слободы, где жили оружейники. На этом месте появились самые первые дома Петербурга. Позже за рекой Фонтанкой возникла ещё одна большая рабочая слобода Хамовного двора (Полотняная мануфактура).

Третьим после Петропавловской крепости и Адмиралтейства архитектурным центром в новой столице был Летний сад. Здесь по проекту архитектора Трезини был выстроен Летний дворец Петра, сохранившийся почти без изменений. Он получился скромным и простым, похожим на образцовый дом «для именитых». Дворец окружал сад, хорошо распланированный и украшенный фонтанами.

Постепенно пространство между Адмиралтейством и Летним садом стало застраиваться дворцами знати.

С 1714 начинается время большой застройки Петербурга, подчинённой определённому плану. В центре и на набережных разрешалось строить только каменные здания. Тогда же была начата застройка Васильевского острова, с его геометрически правильными проспектами и улицами. На его набережной были воздвигнуты такие великолепные здания, как Меньшиков дворец, здания 12 коллегий (Ленинградский университет), Кунсткамера. Планировка Петербурга, и в частности его знаменитая трёхлучевая композиция ( к Адмиралтейству сходятся три луча- улицы- теперь Невский проспект, улица Дзержинского, проспект Майорова) оказала большое влияние на русское градостроительство XVIII века.

Много внимания уделялось благоустройству города. От застройщиков требовали, чтобы дома возводились « по крайней линии», фасадом на улицу, а не во двор. Застройщики должны были также замостить улицу пред своим участком.

Первые постройки времён Петра

Первой постройкой города стала Петропавловская крепость. Деревянной постройкой был Домик Петра I, который сохранился до наших дней.

Уже в первое десятилетие существования Санкт-Петербурга его центр переместился с территории крепости на соседний большой остров, который сперва назывался Лосиным, потом Берёзовым, затем Городским, а позднее - Петербургской стороной. Здесь образовалась первая городская площадь - Троицкая. Здесь же пролегли и первые улицы, долгое время остававшиеся безымянными. Тут появился первый в городе порт, Гостиный двор, первый «царский дворец»- деревянный Домик Петра I и палаты его приближённых. Низко расположенная, с пологими берегами, Петербургская сторона подвергалась частым наводнениям и затапливалась даже при небольшом подъёме воды в Неве.

В середине второго десятилетия выбрали Васильевский остров для размещения на нём молодой столицы. А к концу третьего десятилетия на острове уже был оборудован порт, построены таможни, торговые склады. Каменное здание Гостиного двора, огромное здание. Двенадцати коллегий. Широко развернулось и строительство жилых домов.

Одновременно в первой четверти XVIII века были заложены основы центральной части новой столицы на левом берегу Невы. Это место лучше всего отвечало нуждам и интересам развивающегося города. Отсюда шли дороги на Москву, Новгород и другие города. Здесь была сооружена судостроительная верфь-крепость Адмиралтейство, которая явилась ядром дальнейшей застройки этой части города, поэтому городской центр не задержался на Васильевском острове и, перешагнув Неву, утвердился на её левом берегу. Позднее, застроенный прекрасными величественными зданиями, он принял облик парадного центра северной столицы и сохранил это значение до настоящего времени, хотя сейчас понятия центр и окраина утратили свой смысл.

Петербург многолик. Это и дворцы знати, и доходные дохода, второй половины прошлого века промышленные предприятия и однообразные районы новостроек. А всё же Петербург – прежде всего город величественной архитектуры,начало которой было положено в эпоху Петра I. Первыми постройками петровского времени были, Петропавловская крепость, домик Петра I,Адмиралтейство,Кунсткамера.

Петропавловская крепость

Петропавловская крепость- ценнейший исторический памятник и одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Заложенная 16(27)мая 1703 года по велению Петра I на небольшом острове в дельте реки Невы, она стала ядром нового города - будущей столицы Российской империи- и дала ему своё имя. Судьба крепости тесно переплелась не только с историей города, но и историей России Нового и Новейшего времени. « Эта крепость всё видела, всё слышала, но до сих пор она держит всё в тайне » - так и говорила о ней побывавший в Петербурге в 1858 году Александр Дюма. Вознесённый над молодым городом стройный шпиль собора Петра и Павла символизировал выход России на просторы Балтийского моря. Крепость и сверкающий золотом шпиль вошли в архитектурный облик Санкт-Петербурга, придавая ему самобытную прелесть приморского города. Шпиль над крепостью вместе с иглой Адмиралтейства и куполом Исаакиевского собора, остроконечной башней Кунсткамеры служат главными высотными доминантами города и украшением невских берегов в центральной части Санкт-Петерпбурга. Крепость была сооружена для защиты молодого ггорода от нападения врага. С конца XVIII века крепость стала местом заточения русских революционеров. В дни Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде именно из Петропавловской крепости были посланы ультиматумы о сдаче дворца; крепость первая ударила из пушек по Зимнему, с её бастиона был подан условный сигнал « Авроре». В 1922 году решением правительства тюрьма Трубецкого бастиона и Петропавловский собор были превращены в музей, а через два года вся крепость стала филиалом Музея Революции.

Летний дворец Петра I

Летний дворец Петра I- один из самых ранних каменных дворцов, хорошо сохранивший свой внешний облик, планировку внутренних помещений. В первые годы основания города на левом берегу Невы был заложен Летний сад, или, как тогда говорили, огород , а в 1710-1712 годах в северо-восточном углу сада возвели кирпичный двухэтажный дворец для летнего пребывания в нём царской семьи, причем в комнатах верхнего этажа располагались царица с детьми, а нижние покои отводились Петру Первому. Дворец строился по проекту Доменико Трезини, главного архитектора петровского времени, а в отделке помещений принимали участие Шлютер, позднее М. Земцов. Простой и чёткий в плане, с крутой украшенной фигурой всадника- Георгия- победоносца, пронзающего копьём змееподобного дракона,- с прямым рядом окон, дворец внешне мало изменился за прошедшие столетия. Но вначале он с трёх сторон был окружен водой: впереди совсем близко катила тяжелые волны Нева; вытекающий из неё Безымянный ерик (проток)- ныне река Фонтанка- омывал здание с восточной стороны, а с южной от реки к дворцу была прорыта небольшая гавань- так, что вода подходила к самым ступеням главного входа. Да и сад мало походил на теперешний. Прямые, перпендикулярно пересекающиеся и посыпанные желтым песком дорожки, обсаженные сплошной стеной подстриженных кустов и деревьев, фонтаны, бьющие среди зелени, украшенные фигурами животных на сюжеты эзоповских басен. Искусно спрятанные огромные клетки- птичники с певчими и заморскими птицами. Вырытые пруды с золотыми рыбками и лебедями и много других забав и диковинок.

Домик Петра I

Домик Петра I один из уникальных памятников Санкт-Петербурга. Домик остался единственной постройкой со времен Петра I, которая сумела уцелеть. Изначально Домик Петра Первого был первой резиденцией Петра. Он был сооружен по его приказанию в самые кратчайшие сроки солдатами Семеновского полка. Домик был построен из сосновых бревен, которые были окрашены под кирпич, а внутри обиты холстом. В отличие от шикарных королевских резиденций, которые потом заводили себе правители "Домик Петра" отличался сравнительно небольшими размерами, где было только самое необходимое и никаких излишеств. Домик Петра Первого обладал небольшим кабинетом, столовой, которые были разделены сенями и спальней. Грубым холстом были обтянуты стены и потолки Домика Петра 1. Несмотря на свой большой рост Петр I любил небольшие размеры помещений и высота потолков равнялась всего двум с половиной метрам. Пока Санкт-Петербург строился в период с 1703-1708 год Петр I периодически приезжал и жил в своем "Домике Петра". Ни печи, ни дымохода в Домике Петра Первого не предусматривалось, поэтому жить там можно было только в летнее время года. На крыше "Летнего Домика Петра" стояли вырезанные из дерева изображения мортиры и двух бомб с "горящим пламенем" г) Адмиралтейство

В ноябре 1704 года на левом берегу Невы напротив Васильевского острова состоялась закладка судостроительной верфи. Место для нее Петр I выбрал сам, предварительно обследовав берега невской дельты.

Необходимость построить верфь рядом с Финским заливом была для царя очевидной: до этого русские боевые корабли сооружались в Лодейном Поле, а потом их нужно было привести в Петербург через бурную Ладогу и по Неве. Не все корабли доходили до столицы из-за штормов, и даже те, что прибывали в Петербург, часто требовали ремонта. Но новая верфь, по замыслу Петра, должна была стать не просто местом, где строили боевые корабли. По приказу царя на берегу Невы строилась верфь - крепость. О знаменательном моменте закладки новой верфи сохранилась запись самого Петра: "Заложили Адмиралтейский дом и были в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 100 сажен".

д) Кунсткамера.

Музей является старейшим государственным музеем России. Он создан по указу императора Петра I в 1714 г. и послужил фундаментом созданной несколько позже Санкт-Петербургской (а затем – Российской) Академии Наук.

Здание музея не зря называют «колыбелью русской науки» – с легкой руки Петра здесь были начаты первые российские научные изыскания, основой которых стали собранные императором коллекции «диковинок». В Кунсткамере находились первая в России обсерватория, анатомический театр и другие учреждения Академии наук. Долгое время именно в этом здании работал великий русский ученый М. В. Ломоносов. Кунсткамера ( в переводе с немецкого означает кабинет редкостей или музей) была основана Петром I. Это первый в России публичный музей, где с начала 18 века собирались этнографические, антропологические и археологические коллекции. Каждому школьнику известно, что в Кунсткамере есть заспиртованные анатомические препараты: мертворожденные младенцы с отклонениями в развитии и уродливые животные. Здесь вы познакомитесь с культурой и бытом народов Старого и Нового Света. Музей Антропологии и Этнографии хранит более одного миллиона экспонатов и является научно-исследовательским институтом в составе Отделения истории Российской Академии Наук. Расположенное на набережной Невы в историческом центре Санкт-Петербурга здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом Российской Академии Наук. Музей, основанный по указу Петра I, открыл свои двери для посетителей в 1714 г. Он был создан с целью собирания и исследования раритетов, созданных природой и руками человека.

В настоящее время собрание Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской Академии Наук является одним из наиболее полных и интересных в мире. Оно насчитывает более одного миллиона экспонатов и отражает все многообразие культур народов Старого и Нового Света. Многие из этих экспонатов – уникальны. Одновременно Музей Антропологии и Этнографии всегда был и продолжает оставаться одним из крупнейших исследовательских центров по изучению культурного наследия человека, сохраняя традиции великих русских этнографов и антропологов XVIII-XX вв.

Ежегодно, с начала XVIII века и поныне, Санкт-Петербург празднует день своего рождения. Датой основания Северной столицы принято считать 16 мая 1703 года.

В этот день, по преданию, была заложена Петропавловская крепость. Она становится ядром нового города, которой, разрастаясь и приобретая столичный статус, отмечает день рождения именно в день закладки своей цитадели.

При строительстве Петербурга многие архитектурные и инженерные решения определились особенностями водных потоков.

Город рождался в неимоверно трудных условиях: наводнения, холод, болезни, нехватка продовольствия. В результате титанического труда нескольких поколений талантливых зодчих и многих тысяч выросла новая, блестящая столица Российская империи Санкт- Петербург.

По разработанному генеральному плану Доменико Трезини предполагалось разместить центр города на Васильевском острове. Идея Петра приблизить город к Балтийскому морю, фасадом к Балтике был отражен в планах Трезини. В этот период угроза нападения шведов с моря была практически устранена, хотя морские баталии Северной войны за него всё ещё продолжались.

В белые ночи город возникает на берегах Невы в жемчужно- серой дымке; в тихие безветренные дни в реках отражаются набережные, фасады зданий, арки мостов, узоры чугунных решёток; во время долгих осенних моросящих дождей Петербург пронизан неуловимой прелестью.

Петербург прежде всего город величайший архитектуры начало которой было положено в эпоху Петра Великого, в память о нём благодарные потомки установили памятник ему на Сенатской площади, с лёгкой руки А. С. Пушкина названный «Медный всадником». 16 мая 2003 года в Петропавловском соборе были отслужены торжественные панихиды по Петру I с возложением венков к его могиле, жители столицы и гости города считали своим долгом поклониться основателю Петербурга, изъявлял искреннюю признательность или исполнял свой служебный долг.

Сегодня- это второй по величине и значению город страны, сокровищница искусства, город- музей, сохранивший прекрасные творения гениальных зодчих. Доменикр Трезини, Бартоломео Карло Растрелли, Георга Матарнови , Иоганна Браунштеёна, Жана Батиста Леблона. Изящество дворцов и разных грандиозных по замыслу архитектурных ансамблей создают незабываемый облик одного из красивейших городов мира.

Но в наши дни в Петербурге начались волнения по поводу строительства 300 метрового офисного здания Газпром-сити свидетельство мощи, богатейшей российской компании. Небоскрёб,который хотят построить на берегу Невы, напротив бело- голубого Смольного Собора, будет нависать над городским пейзажем в стиле барокко. "Наш город - исторический дар, цепь архитектурных ансамблей", - говорит Дмитрий Бутырин - глава совета по защите культурного наследия Петербургского Союза архитекторов. Делегация ЮНЕСКО отклонила постройку. Блокадники обратились с открытым письмом к Президенту. Автор книги «Мой блокадный университет» Людмила Эльяшова говорит: "Я защищала, как и другие блокадники этот город. Мы вместе с другими ленинградцами отстояли этот город против фашистского варварства, и когда я узнаю, о том, что красоту нашего города, его гармонию, неповторимую панораму могут разрушить, меня охватывает ужас. Неужели наши правнуки не увидят той красоты". Историческую ценность надо сберечь, понизив высоту строения Газпром-сити, ведь согласно регламенту, высота зданий в центре города не должна превышать 48 метров.

Своей работой я хотела затронуть тему архитектурного облика Петербурга, как историческую ценность, хранившуюся столетиями. Мы, молодое поколение во время поездок в северную столицу, возвращаемся на страницы Истории России; с помощью архитектурных памятников культуры мы можем почувствовать то время, в котором творил Петр I, крупнейший государственный деятель, смелый реформатор. Однако нужен был гений Петра, его железная воля и кипучая энергия, чтобы созревшие реформы стали действительностью и были осуществлены в небывало короткие сроки. В благодарность Петру I воздвигнуто много памятников в Петербурге. Я думаю наш долг сохранить всё в первозданном петровском виде!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)