Справки  ->  Транспорт  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

История авиации

Авиация улуса, созданная в 50 годах, прошла славный путь, внесла весомый вклад в экономическое, социальное и культурное развитие улуса.

Она была одной из базовых отраслей, в которой получили профессиональную подготовку и становление инженеры, техники, летчики, диспетчеры и другие специалисты из коренных жителей улуса, из числа которых выросли видные хозяйственные руководители, работники воздушного транспорта.

Но в истории улуса страница авиации остается пустой, практически полностью отсутствуют материалы об истории трудового коллектива авиаторов.

Анализ специальной литературы

В своей статье я воспользовалась книгами И. Е. Негенбля и М. Е. Васильева «Авиации Якутии – 75 лет». События и люди. « Возродить славные традиции. События и люди гражданской авиации Якутии», которые « являются единственными в отрасли, более – менее отражающие становление и развитие воздушного транспорта в отдельно взятом регионе России». Книги рассказывают о наиболее важных событиях истории воздушного транспорта Якутии в целом, очень кратко об отдельных авиапредприятиях, краткие биографические справки людей внесших весомый вклад в становление и развитие авиации РС(Я). В них я нашла отдельные факты из хроники событий авиации улуса и краткие биографические справки о 12 работниках нашего аэропорта.

Авторы книг утверждают, что «оказались практически полностью утерянными материалы по истории трудовых коллективов авиаторов РС(Я)». Все это подтверждает актуальность темы моей исследовательской работы.

При подготовке доклада использовались газетные публикации, воспоминания, материалы, представленные авиапредприятия и другие источники.

Летопись истории авиации улуса

По рассказам старожилов первый самолет прилетел в наш район в 40-ч годах, это был гидросамолет, который садился на воду.

Первая авиаплощадка для малой авиации была открыта на местности «Ханнар», недалеко от п. Дружина. Это был труд жителей поселка: взрослых и детей. Площадка просуществовала недолго: приходилось до нее добираться пешком с багажом, к тому же ее размывало дождями, что мешало приему самолета.

Вскоре, авиаплощадка была перенесена на правый берег реки Индигирка. Работникам приходилось переправляться через речку летом – на лодке, зимой – пешком или на попутной грузовой машине. Постоянного транспорта для перевозки пассажиров не было. Среди населения моторную лодку имели единицы.

Вокзалом служила сначала брезентовая палатка, затем небольшой балок с печным отоплением. Дрова на топку заготавливали сами работники авиаплощадки. Затем построили здание аэропорта, это был приспособленный 4-х квартирный дом, половина которого была отведена под зал, перевозки, кассу, бухгалтерию, кабинет начальника и буфет, другая половина здания отведена под техническую часть и жилье для работников аэропорта.

Полоса была грунтовая, и летали самолет Ан-2 и вертолет Ми-4 до Якутска, а в летнее время пассажиры летали через Чокурдах.

С 1959 года район обслуживал трехместный самолет Як-12. К этому времени во всех наслегах, включая Сутороха были открыты авиаплощадки для приема самолета Як-12 и Ан-2.

Первый самолет Ан-2 на постоянное базирование привел в наш улус летчик Австриевский, и с 1960 г. В зимнее время начались рейсы между населенными пунктами.

Меж улусные рейсы стали выполняться на самолетах Ил-2, а затем на Ил-14, которые связывали наш район с г. Якутск. Рейсы выполнялись через Момский улус с посадкой в аэропортах Мома. Хандыга.

Полеты были длительными и утомительными по 6-7 часов.

1960-1974 г. г. , – пребывают первые авиационные специалисты : Шпилев И. П. , Шеин В. В. , сыров А. И.

В 1974 году заслуженные пилот СССР, Герой Социалистического труда В. И. Кузьмин привел первый турбовинтовой самолет Ан-26 в аэропорту Дружина.

С 1969 г. , в связи с началом строительства нового поселка Белая Гора будущего районного центра на левом берегу, где ныне расположен поселок Сутороха, действовала временная авиаплощадка для приема самолетов.

В 1976 году аэропорт «Дружина» был перебазирован на Белую Гору, и авиаплощадка с левого берега была перенесена на правый, место ныне действующего аэродрома.

В этом же году впервые приняли самолет Ан-12 на временно раскатанный площадке на косе реки Индигирка.

В 1992 году было задействовано ОСП-48 в составе дальней и ближней возникшими радиостанций (ДПРМ-071,Э БПРМ-071), нор в связи с возникшими затруднениями обеспечения надежного электропитания в 1983 году ДПРМ закрыли.

С 1978 г. бригада СМУ-11 ГА под руководством бригада Носкова А. Г. начала отсыпать новую взлетно-посадочную полосу. В 1982 году основная рабочая часть полосы была полностью отсыпана.

12 июня 1982 году аэропорт Белая Гора принял первый самолет Ан-24. С этого дня начались регулярные рейсы самолетов Ан-24 и Ан-26, надежно связавшие районный центр со столицей Республики.

Самолеты Ан-12 начали принимать с 1984 году только в зимнее время.

Большой организаторский талант, энергию и волю проявили при строительстве нового аэропорта руководители района Слепцов Б. Д. , Хабаров К. Н. , Ефимов И. Н. С вводом нового аэродрома начали регулярно принимать большегрузные самолеты, что сыграло решающую роль в дальнейшем строительстве поселка Белая Гора.

25 февраля 1986 году в торжественной обстановке состоялось открытие нового аэровокзала. С открытием нового аэровокзала заметно улучшалась культура обслуживания пассажиров и условия работы наземных служб аэропорта.

С 1995 г. , самолеты Ан-12 и Ан-74 принимаются круглогодично. С 1995 года две основные службы аэропорта диспетчера управления воздушным Движением и связисты, отошли в Государственное предприятие «Сахааэроконтроль».

4 декабря 1996г. Впервые в истории улуса прилетел самолет шведской фирмы СААБ-340. Это был экстремальный рейс, проверка проведения узлов и элементов этого типа самолета в условиях низких температур, а также отзыва пассажиров на комфортабельность пассажирского салона.

В 2000- года объекты аэропорта (аэровокзал, гараж) переведены на автономное отопление. Установлены и введены в эксплуатацию котлы южно-корейского производства, работающие на жидком топливе.

Люди и факты

1967-1970г. г. характерны прорывом молодежи из среды коренного населения в гражданскую авиацию.

Значительная часть авиаторов из местностей молодежи это трудяги-авиатехники, которые и в сорокоградусную жару и шестидесятиградусные морозы обслуживают и ремонтируют воздушные судна. Работа их тяжела и ответственна, но они показали свою состоятельность, грамотность, умение работать любых условиях и без ошибок. Это Корякин К. Д. , Старостин К. Е. , Черемкин П. Н. , стрелок ВОХР Никулин В. Н.

Их ряды в 1980-1990г. г. пополнили Стручков А. И. , Ефимов А. А. , Сивцев И. И. , Полушкин М. И. Благодаря их честной работе, богатому опыту аэропорт при сегодняшних кризисных условиях действует стабильно, с полным обеспечением безопасности полетов. Славную страницу в истории авиации вписали летчики Литвиненко А. В. , командир Ан-2, который в 1976г. Вместе со 2-м пилотом Соломовым Е. И. приехал на постоянное базирование в аэропорт «Белая Гора». Сыров А. И. в 1968г. приехал на работу в аэропорт «Дружина» после окончания Рижского авиационного училища спецслужб Гражданской авиации, затем поступил в летное училище. Со 2-го пилота он вырос до командира Ан-2. За короткий срок стал высококвалифицированным специалистом, неоднократно участвовал в высокоширотных экспедициях. Ныне находится на заслуженном отдыхе, проживает в г. Якутске.

Рубан В. П. , командир Ан-2 из г. Кременчуг, где работал пилотом- инструктором летного училища, пользовавшийся особым уважением населения за веселый характер, высокую дисциплину, чуткость и внимательность к людям. Секретарь парторганизации, депутат районного Совета депутатов трудящихся, член райкома партии, лучший пропагандист района – он проводил многократную общественную работу в своем коллективе. В разные годы работали пилотами Рак А. Д. , Павлов В. А, Реутов В. А. , и др.

С 973 года бороздил разные просторы первый летчик из нашего улуса, воплотивший свою мечту в реальность, Соломов Егор Иванович, выпускник Кременчугского летного училища, командир самолетов Ан-2, Ан-3, «Отличник авиации РС (Я)», «Заслуженный работник транспорта РС (Я)», посвятившему любимому делу 34 года. Население улуса вправе гордится своим сыном, достигшим вершин истинного мастерства, ставшим командиром воздушного судна.

Работа летчика в условиях Крайнего Севера с его коротким летом, длинной зимой, с лютыми морозами, туманами, ветрами и неосвещенными площадками представляет огромные сложности. Север требует от пилотов особой сноровки, умения, опыта, смелости. За короткое светлое время дня надо было совершать до 8 рейсов, доставить оленеводам и коневодам необходимые продукты, выполнять санрейсы.

В том, что аэропорт считался и считается одним из лучших аэропортов неоценимый вклад пилотов.

В течение десятилетий профессионального управляли и управляют воздушным движением многоопытные диспетчеры: Бандеров Владимир Ильич, Фролов И. С. , Борзов Владимир Алексеевич, Перминов Анатолий Викторович, Негуляев М. А. , Благодаря их грамотным действиям обеспечивается все годы качественное управление воздушным движением.

Если служба УВД обеспечивает высокую безопасность полетов, то служба ЭРТОС обеспечивает безотказную работу радиотехнического оборудования УВД и ЭРТОС, в котором трудятся 1 инженер, 4 радиотехника и 2 телеграфиста.

Руководит ЭРТОС инженер Сивцев А. И. , выпускник Белогорской средней школы. После окончания Сивцев вернулся в родной улус и успешно трудится, организует четкую слаженную работу коллектива, обеспечивая бессбойную работу аэропорта.

Новиков Иван Иванович после окончания в 1996г. Якутского электротехникума связи работает в аэропорту электромехаником. Он является наставником молодых, активно участвует в общественной жизни предприятия. Долгие годы работал специалист высокого класса Шеин Вадим Викторович, рядом с ним трудился его сын Шеин Виктор Вадимович.

В улучшение культуры обслуживания пассажиров и клиентуры, в совершенствование работы службы перевозок предприятия внесли свою лепту Рябова Татьяна Владимировна, окончила Ленинградское авиационное училище. Требовательная, ответственная, вся ее жизнь связанна с авиацией улуса. С 1972г. Работала дежурной службы перевозок. Ей присвоено звание «Ветеран труда авиации Якутии».

Свинобоева Мария Васильевна, старший диспетчер службы перевозок. Родилась в Абыйском улусе. В 1971 г. После окончания школы поступила работать кассиром в аэропорт «Абый». Мария Васильевна – ветеран авиации продолжает трудиться и сегодня.

Диспетчером службы перевозок работали в разные времена: Халитова (Кох) З. У. , Жихарева А. Л. , Жиркова Е. И, Стручкова А. Ф. , Большедворская Л. А.

Имена в истории авиации Якутии

Гуляев Михаил Тимофеевич(1959г. р. )

После окончания Иркутского авиатехнического училища(1979) работал авиатехником аэропорта Усть-Нера, с 1980г. По настоящее время – в аэропорту Белая Гора. Активный участник строительства аэропорта Белая Гора и развития воздушного транспорта в Абыйском улусе.

Корякин Ким Дмитриевич(1945г. р. )

После окончания Иркутского авиатехнического училища ГА (1966) работал авиатехником в аэропортах Зырянка, Абый, Чокурдах. С 1975г. - авиатехник, с 1991г. По настоящее время – инженер ИАС аэропорта Белая Гора. Имеет большие заслуги в строительстве и создании материально-технической базы аэропорта Белая Гора, в развитии воздушного транспорта Абыйского улуса.

Награжден Почетной Грамотой ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ (1987). Присвоено звание «Ветеран труда авиации Якутии»(1995), занесен в Книгу Почета Абыйского улуса(1990).

Новиков Иван Иванович(1941г. р. )

После окончания Якутского электротехникума связи (1996) работает в аэропорту Абый электромехаником ночного старта. Активный участник общественной жизни аэропорта и улуса. Имеет большие заслуги в развитии воздушного транспорта Абыйского улуса, в строительстве аэропорта Белая Гора.

Награжден медалью «Ветеран труда». Присвоено звание «Ветеран труда авиации Якутии».

Пельменев Валерий Иванович(1943г. р. )

После окончания Бугурусланского летного училища ГА (1965) работал вторым пилотом, командиром самолета Ан-2 в Зырянской, а затем в Чокурдахской ОАЭ, с 1973г. - в Якутском ОАО пилотом, командиром самолета Як-40, Ан -24. С 1992г. работает в СЦ ПАП командиром Як-40, Ан-24. Имеет налет 19тыс. часов.

Награжден медалью «Ветеран труда»(1988). Присвоено звание «Ветеран труда авиации Якутии»(1994).

Слепцов Борис Иннокентьевич(1956г. р. )

После окончания Иркутского авиатехнического училища (1977) работал авиатехником в Алданской АТБ. В 1979-89г. г. - авиатехник аэропорта Белая Гора. С 1996г. Работает аэропорту Белая Гора инженером наземных служб.

Соломов Егор Иванович (1956г. р. )

После окончания Кременчугского летного училища ГА (1975) работал вторым пилотом самолета Ан-2 в аэропорту Белая Гора Чокурдахской ОАЭ, с 1979г. - командир самолета Ан-2. Имеет налет 6 тыс. часов.

Присвоено звание «Ветеран труда авиации Якутии».

Стручков Владимир Гаврильевич (1942 г. р. )

Окончил Иркутское авиатехническое училище ГА (1964), Киевский институт инженеров ГА (1987). С 1964 работал авиатехническом в Жиганской АТБ, затем – инженером в АТБ Чокурдахского авиапредприятия и в аэропорту Белая Гора. С 1996 году – командир Арктического авиапредприятия, с 1998 году – директор Черского филиала ГЕП АК «Полярные авиалинии». В настоящее время работает директором филиала ГЕП «ДА РС(Я)» «Аэропорт Белая Гора».

Награжден знаком «отличник воздушного транспорта» (1994). Присвоены звания «Заслуженный работник народного хозяйства РС(Я)» (1995) и «ветеран труда авиации Якутии», лауреат премии им. В. И. Кузьмина.

Черемкин Егор Петрович (1947 г. р. )

Окончил Рижское авиационное училище спецслужб ГА (1970), Киевский институт инженеров ГА (1979). С 1970 г. Работал радиотехником, инженером базы ЭРТОС аэропорта Белая Гора. С 1993 г. – начальник аэропорта Белая Гора. Делегат XVII съезда профсоюза авиаработников (1986).

Награжден знаком «Отличник воздушного транспорта» (1995). Почетной грамотой Министра ГА (1976). Присвоено звание «Ветеран труда авиации Якутии». Лауреат премии им. В. И. Кузьмина.

Шеин Вадим Викторович (1949г. р. )

После окончания Рижского авиационного училища спецслужб ГА (1970) работал радиотехником в аэропорту Абый. С 1976 года – радиотехник аэропорта Белая Гора. Неоднократно исполнял обязанности начальника связи аэропорта.

Присвоено звание «Ветеран труда авиации Якутии» (1999. )

Сложной по многократности своей деятельности во все времена является наземная служба и от уровня подготовленности, оснащенности и качества работы напрямую зависит результат работы всех служб аэропорта и состояния безопасности. Инженером СНОП с 1996 г. , работает Слепцов Б. И. , выпускник Иркутского авиационного училища в 1977г.

Золотой фонд коллектива – это ветераны аэропорта – это ветераны аэропорта: авиатехник: Шпилев И. П. , Черемкин П. Н. , Стручков А. И. , Гуляев М. Т. , инженер ИАС Корякин К. Д. , ст. диспетчер службы организации перевозок Рябова Т. В. , пилот Соломов Е. И. , Ефимов А. А. , Шеин В. В. - радиотехник, Румянцев В. В. , Никулин В. И. - стрелки ВОХР, Гурьев Ю. Ю. - кладовщик склада ГСМ.

Эти Люди связали свою судьбу с авиацией, были свидетелями и активными участниками становления авиации в нашем улусе. Некоторые из них продолжаться трудиться и по сей день.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)