Производство  ->  Машиностроение  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

История бронепоезда «Подольский рабочий»

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть.

Она, как силы нам нужна

Юрий Воронов

В 2010 году будет отмечаться 65-я годовщина Победы над фашизмом.

Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории и литературы. Всё меньше остаётся ветеранов войны и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям. Воспоминания о них в канун празднования Великой Победы становятся особенно актуальными.

О войне собрано много документальной информации, созданы художественные произведения. Благодаря одному из них – книге подольского писателя Альберта Шилина «В жизни раз бывает» - я узнала о строительстве бронепоезда «Подольский рабочий», и у меня родился замысел этой исследовательской работы.

Я решила собрать и систематизировать информацию о «Подольском рабочем», его строителях, личном составе и боевой судьбе этого бронепоезда, чтобы познакомить со своими исследованиями как можно больше людей. В этом заключается практическое значение моей работы. Все уходит в историю: страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к прошлой войне в воспоминаниях свидетелей того времени. К этому я и стремлюсь в своей работе.

Цель моей работы: показать через изучение литературы, воспоминания живых свидетелей военных лет и анализ архивной документации подвиг трудящихся Подольска и их неоценимый вклад в разгром фашизма.

Как методы исследования я использовала встречи и беседы с тружениками тыла, изучала художественную и научную литературу, архивные материалы.

Исходя из вышеизложенного определились этапы работы:

1. Посещение музея завода им. Орджоникидзе

2. Знакомства и встречи с людьми - тружениками тыла.

3. Изучение литературы и периодической печати.

4. Работа с архивными материалами.

5. Оформление работы

Поэтому я пошла на завод имени Орджоникидзе, где был построен бронепоезд. Заведующая заводским музеем Широкова Татьяна Николаевна дала мне печатные материалы и адрес совета ветеранов завода, где меня очень радушно встретили ветераны во главе с председателем Грачевским Степаном Николаевичем. Они поделились имеющейся у них информацией и фотоматериалами. За информационной поддержкой я обратилась в методико-инновационный отдел МУК «ЦБС г. Подольска», где получила ссылки на информативные источники, за которыми отправилась в Центральную, 11 и 13 городские детские библиотеки. Чтобы узнать о боевом пути бронепоезда и его личном составе я направила запрос в Центральный Архив Министерства обороны Российской Федерации.

Все для фронта, все для победы!

Подольскому краю суждено было в летопись войны вписать свою особую страницу.

Машиностроительный завод имени Серго Орджоникидзе, как и все подольские промышленные предприятия, с первых дней войны также прекратил выпуск гражданской продукции. В ночь с 15 на 16 октября 1941 года началась эвакуация завода. «Спешно разбирались станки, гидравлические прессы и другое оборудование. От пятитысячного коллектива на заводе осталось около 400 человек. А от всего оборудования здесь осталось лишь два негодных сверлильных станка, требовавших основательного ремонта, да мостовой кран в цехе нефтеаппаратуры». 19 октября Подольский городской комитет Обороны, возглавляемый первым секретарем горкома партии Ф. И. Ивановым, принял решение: продолжая эвакуацию завода, одновременно изготавливать на его площадях для нужд фронта и местной обороны в массовом количестве строительные скобы, противотанковые «ежи», надолбы, лопаты, ломы, железосварочные и чугунные окопные печи, пулеметные столики, корпуса гранат Ф-1, подковы для конной армии, ящики для минирования полей, боеприпасы.

Задание городского комитета обороны

И. Ермаков, бывший директор завода в дни строительства бронепоезда, вспоминал: «Ни на час не прекращается работа в опустевших цехах нашего завода. Как много может сделать небольшая группа людей! Мобилизуя резервы почти полностью эвакуированного предприятия, они ремонтируют привезенные с фронта пушки, танки и даже самолеты, КАЖЕТСЯ, нет таких трудностей, с которыми не научилась бы справляться горстка машиностроителей. И все-таки полученное в конце ноября от городского комитета обороны новое задание заставило нас крепко задуматься: мы должны были в кратчайший срок построить и передать в действующую армию бронепоезд. У нас не было никакого опыта в строительстве бронепоездов, не было никакой надежды получить проект или рабочие чертежи. А терять время нельзя. Руководство Курской железной дороги уже доставило на завод паровоз с тендером: четыре платформы и десять крытых вагонов для личного состава бронепоезда.

Трудность задания усугублялась тем, что у нас не было ни нужного оборудования, ни инструмента. Предстояла сложная работа по термообработке брони, а термические печи были полуразрушены. Начались сильные морозы, а производственные корпуса не отапливались.

Вот как Альберт Шилин описывает настрой, с которым рабочие завода восприняли это задание: « - Товарищи! Городской комитет обороны поручает коллективу нашего завода построить бронепоезд для фронта!

Дремавшие в момент проснулись, зашевелились, как на вокзале перед объявлением посадки. Я тоже вытянулся, хотя и так очень хорошо видел парторга и его выкинутую вперед руку с раскрытой ладонью.

* Товарищи! Это очень ответственный заказ Родины! Кто-то крикнул наперекор:

* Бронепоезд - не папаха! Тут и другие загалдели:

* Где оборудование! Где материалы! На какие шиши ты его построишь!? Не надо было зорить производство!

-Товарищи! Товарищи, потише! – перекрикивал говорунов Максим Иванович. - Дайте закончить! Тогда и вопросы задавайте! Городской комитет обороны все продумал. Материалы найдутся! Найдется и локомотив! Это не наша забота. А с деньгами мы и сами не поскупимся! В городской комитет обороны уже поступают средства от местного населения! Неужели и у нас не отыщутся кое-какие сбережения?! *****

Таким образом, задание построить бронепоезд было получено заводом при отсутствии нужного оборудования, условий, недостаточном количестве рабочих и материальных средств. Но, несмотря на все эти трудности, заводчане принялись за работу.

Строительство бронепоезда

« ЧУДЕСА оперативности проявили снабженцы К. Н. Чичигин и С. В. Ермолов. На свалке были найдены давно списанные станки, приспособления, инструмент. После ремонта они получили вторую жизнь. Часть станков и инструмента нашли на других предприятиях. » ( Ермаков,Знамя труда 7 декабря 1966 г. )

« Начальником строительства бронепоезда утвердили Сергея Михайловича Гогорова. Он, в прошлом прекрасный машинист, обкатывал первый отремонтированный паровоз, знал все серии машин до последнего винтика.

На завод были присланы чертежи. Их пришлось основательно дорабатывать, сообразуясь с производственно-техническими условиями и материальными возможностями. За эту непростую работу взялись инженеры Павел Родионович Тарасов, Владимир Иванович Варенцов, Виктор Терентьевич Васильев, Павел Максимович Сироткин. Они изменили конструкцию каркаса обшивки броней, а саму броню предложили наслаивать в три листа. Были сконструированы башенные поворотные механизмы, турели для зенитных пушек и пулеметов и многие другие устройства бронепоезда.

"На заводе понимали, — пишет Ф. Кудеяров, — что с постройкой бронепоезда надо спешить. Ведь на каком-то участке фронта с нетерпением ждали их броневую машину, и от нее в известной, пусть незначительной мере, зависела судьба страны, судьба каждого советского человека. Свои действия рабочие, мастера, все кто был занят строительством бронепоезда, подчиняли лозунгу: "Под Москвой должен начаться разгром врага".

Рабочим катастрофически не хватало питания. Причитающуюся по карточкам хлебную норму, поровну поделенную с домочадцами, многие съедали еще за день и даже за два дня вперед. В заводской же столовой приходилось довольствоваться небольшой миской пустых щей из серой капусты, в лучшем случае порцией жиденькой "баланды" — ничем не заправленного мучного супа. »

«На время строительства бронепоезда было введено казарменное положение, с завода никто не выходил, отдыхали по два часа в сутки тут же, в цеховых бытовках, куда начальник жилищно-коммунального отдела Кондрашов И. Е. доставил постели. В это трудное время продовольственное снабжение было нарушено. Чтобы поддержать силы рабочих, строивших бронепоезд, приходилось несколько раз посылать автомашину на передовую линию фронта за убитыми лошадьми и готовить из конского мяса котлеты и колбасу. »

2 декабря 1941 года корреспондент газеты «Подольский рабочий» С. Семенов посетил завод: « Посреди огромного цеха стоит остов строящейся машины. Вокруг нее идет напряженная работа. В разных концах цеха слышится шипение автогенных аппаратов. Это автогенщики готовят каркасы. На полный ход работают сверлильные станки. Там и тут идет работа. Люди трудятся, не зная устали. Мы подходим к начатой строительством боевой машине. Здесь многое уже сделано. На платформах уложены толстые стальные плиты. Рядом лежат заготовленные детали. Пройдет час, другой, и они станут на свое место.

Основная работа в этот день велась у главного агрегата. Здесь работает бригада тов. Ефремова. Она не выходила из цеха уже 17 часов. Вместе с бригадой работает начальник строительства, т. Гогоров. Он помогает рабочим устанавливать каркасы, советует, как лучше подогнать детали

После долгой и напряженной работы рабочие оставили на минуту инструменты. Многие подошли к нам. Завязалась дружеская беседа.

* Ну, как дела, товарищи?

* Все в порядке, - ответил бригадир т. Ефремов. - Задание выполним в срок.

Детально ознакомившись с ходом строительства машины, мы вышли из цеха. Сзади нас бесперебойно стучали молотки и в каждом ударе их как бы слышалось:

-Для фронта. »

О самоотверженности машиностроителей лучше всего говорит тот факт, что, несмотря на исключительно трудные условия, бронепоезд был построен в течение одного месяца.

Он состоял из паровоза с тендером, четырех бронеплощадок и десяти вагонов. На каждой бронеплощадке были установлены орудие (пушка) с вращающейся шестигранной башней и четыре пулемета, а на тендере паровоза смонтирована зенитно-пулеметная установка. Вагоны внутри были обиты фанерой и оборудованы нарами.

Итак, несмотря на тяжелейшие условия, в кратчайший срок заводчане выполнили ответственное задание комитета обороны, понимая, что их бронепоезд нужен фронту.

4. Формирование экипажа и передача бронепоезда фронту

«Подольчане сформировали и экипаж бронепоезда. Добровольцами поехали на фронт труженики завода имени Калинина: машинистом бронепоезда т. Антипов— работник транспортного цеха, станковым пулеметчиком т. Конякин — главный конструктор, стрелками тт. Егоров — рабочий инструментального цеха, Артемов — литейщик, зенитчиком т. Плотников — литейщик и другие. » Обучение личного состава бронепоезда "Подольский рабочий" из жителей Подольска прошло в 186-м полку.

В июне 2006 г. в редакцию газеты «Подольский рабочий» пришло письмо, в котором Николай Семенович Анисимов, член экипажа бронепоезда, вспоминал своих однополчан. «Осенью при обороне Москвы, ведя тяжелые бои, моя часть попала в окружение. Но благодаря проявленной стойкости и мужеству нам удалось вырваться. Подлечившись, я был направлен в Подольск на бронепоезд, сооружение которого в то время как раз заканчивалось и шло формирование команды.

Помню фамилии некоторых своих товарищей, с которыми побывали в первых боях на бронепоезде: лейтенанты Штокман, Кузнецов, Клетько, старший лейтенант Медодов»

31 декабря 1941 г. состоялась торжественная передача бронепоезда командованию 43-й армии. Для приема его прибыли представители командования Советской Армии. Выступая на митинге, посвященном выпуску бронепоезда, они благодарили подольчан за боевой подарок.

Из воспоминаний Л. Комиссаровой, которая является очевидцем тех событий: «Я - из числа тех подростков, которые по воле судьбы остались с родителями в прифронтовом Подольске в 1941 году. Моя мама, О. А. Комиссарова, работала на строительстве бронепоезда. Я тогда сутками ее не видела

Однажды директор нашей школы П. А. Соколов собрал учеников и сказал:

- Ребята! Идем к заводу провожать на фронт бронепоезд, который построили наши рабочие.

Директор повел нас к выездным путям ЗиО. Там уже стоял бронепоезд. Для того времени народу было много. Пришли заводчане, строившие бронепоезд

. Нет слов, чтобы передать чувство волнения от всего увиденного и услышанного. Вот он, наш бронепоезд, и стоит он не на запасном пути, а на выездных с завода рельсах, связанных с центральной железнодорожной линией. Он готов к бою!»

«В момент, когда бронепоезд должен был отправиться на фронт, около крекинг - корпуса разорвалась вражеская бомба, брошенная фашистскими летчиками, и разворотила железнодорожную линию. За ее восстановление взялись наши транспортники и под руководством Андрея Мигалина за несколько часов исправили железнодорожный путь». [8]

3 июня 1942 г. на брянский участок фронта, где действовал бронепоезд, выезжала делегация подольских трудящихся, возглавляемая секретарем горкома Кузовковым. Подольчане передали фронтовикам подарки и письмо, в котором они писали: «Мы гордимся вами, наши славные и дорогие бойцы, командиры и политработники — личный состав бронепоезда «Подольский рабочий». Знайте, что подольчане своим самоотверженным трудом будут помогать вашей борьбе с фашистскими захватчиками». Таким образом, можно сделать вывод, что подольчане не только дали жизнь бронепоезду, но и стали частью личного состава «Подольского рабочего».

Боевой путь «Подольского рабочего» и фронтовая судьба командира бронеплощадки №1

О боевом пути «Подольского рабочего» архивных данных не сохранилось, но я узнала о нём из письма командира бронеплощадки №1 старшего лейтенанта Кретова С. М. , который воевал на бронепоезде с момента его передачи командованию 43-й армии и до Победы.

Личный состав бронепоезда был сформирован за неделю из рабочих Подольска и военных из запасных полков. Так, из запасного полка, находящегося недалеко от Подольска на Варшавском шоссе, в декабре 1941 года для службы на бронепоезде «Подольский рабочий» были направлены четыре старших сержанта в должности командиров орудий, два старших лейтенанта и один лейтенант. Одним из старших сержантов был С. М. Кретов.

Бронепоезд ещё строился, а личный состав был распределен по бронеплощадкам. С. М. Кретову досталась первая, на которой не было пушки, но потом нашли старую – образца 1902 года.

Переданный Красной Армии бронепоезд «Подольский рабочий» 1 января 1942 года выехал на Московско-Курскую железную дорогу, чтобы проверить ходовую часть. После обкатки бронепоезд прибыл на первую платформу Курского вокзала, где был снят киножурнал «Москва куёт оружие» (сейчас в подборке «Бронепоезда» хранится в Российском государственном архиве кинофотодокументов)

Во второй половине февраля 1942 года в связи с тем, что бронепоезд «Подольский рабочий» легкий (орудия 76 мм), было принято решение присоединить второй бронепоезд, где орудия были 152 мм. Новая боевая единица стала 54-м отдельным дивизионом бронепоездов.

В конце февраля 1942 года «Подольский рабочий» выехал на Брянский фронт в район станции Скуратово. Передний край обороны в то время находился между ст. Бостыево и г. Мценском. В апреле 1942 года в этом районе бронедивизион впервые приступил к военным действиям с противником. При первом же выезде бронепоезда в бой его личный состав на «отлично» выполнил поставленную командованием задачу: высота, которая укреплялась в течение двух месяцев и считалась у фашистов неприступной крепостью, была разгромлена. Во время этой боевой операции разбито 32 дзота, уничтожены 2 артиллерийские батареи, сбит вражеский самолет и совместно с наземными частями уничтожено до двух батальонов вражеской пехоты.

22 апреля 1942 года. Перед бронепоездом была поставлена задача сделать артналёт и расчистить дорогу нашей пехоте и разведчикам. В этом артналёте старшему сержанту Кретову пришлось беглым огнём из своей «старушки» выпустить 76 снарядов. Однако орудие вышло из строя и по прибытии на базу его пришлось заменить на другое 1902/30 года, которое стоит на площадке и по сей день. В этом бою бронедивизион атаковали 28 самолётов противника. Они разбомбили железную дорогу, а потом стали бомбить бронепоезда. Прямых попаданий не было, но в связи с тем, что в тяжёлом бронепоезде орудия 152 мм были системы «Викерс», заряды были не в гильзах, а в мешочках. И когда совсем рядом взорвалась бомба, воспламенился весь запас пороха. В результате погиб весь боевой расчёт площадки в тяжёлом поезде. В лёгкий поезд прямых попаданий тоже не было. Но при взрыве упавшей рядом бомбы волной нарушило сцепление вагонов. Площадка старшего сержанта Кретова оторвалась и по ходу под уклон пошла к г. Мценску. Все попытки остановить её были тщетны потому, что ручное торможение было порвано. И вот, когда вагон отъехал метров на 200, на него стал пикировать самолёт, но опять неточно, он сбросил бомбу впереди, и она взорвалась в центре железной дороги. Образовалась воронка, в которую и заехал вагон. В «Подольском рабочем» убитых не было.

Приближалось 1 Мая 1942 года, немцы считали, что с бронепоездами покончено, а боевому расчёту в это время был дан приказ спокойно, без суеты в ночное время восстановить разбитые пути, поставить все боевые единицы на рельсы и рано утром 1 Мая выехать на свою базу, что и было сделано. За эту операцию часть солдат и командиров были представлены к правительственным наградам. Старший сержант С. М. Кретов получил медаль «За отвагу».

После ремонта к 54-му отдельному дивизиону бронепоездов присоединили ещё третий поезд. Он был небронированный, имел простые платформы, на нём были рельсы, шпалы и другие необходимые материалы и 2 пулемёта.

Сформировав таким образом боевые единицы, дивизиону опять изменили название, его стали именовать 55-м дивизионом бронепоездов. В ходе боевых операции и занятий сержант Кретов постепенно повышался в звании и должности. В этот период он уже был лейтенантом в должности командира 1-ой бронеплощадки.

«Подольский рабочий» в составе 55-го дивизиона прибыл под г. Жлобин. Здесь экипаж засекал вражеские огневые точки, наносил их на карты, после чего готовил данные и уничтожал врагов своими огневыми налётами, неоднократно при наступлении наших частей участвовал в общей артподготовке. При взятии Жлобина членам экипажа удалось остановить немцев, которые собирались отправить два эшелона наших мирных девушек в Германию. За эту операцию некоторые бойцы были представлены к правительственным наградам. Старший сержант С. М. Кретов был награждён орденом "Красная звезда", а также ему повысили звание - присвоили ст. лейтенанта.

После Жлобинской операции бронепоезда остановились в г. Мозырь. Фронт в это время готовил крупнейшее наступление. Однажды во время бомбардировки бронепоезд «Подольский рабочий» лишился своего паровоза. Через три дня после этого случая пригнали другой бронированный паровоз. Наши войска в это время были уже в Брестлитовске, а перед экипажами бронепоездов была поставлена задача вместе с партизанами ликвидировать банды бандеровцев в районе станции Маневичи. Пробыв в этой операции около месяца, члены экипажа получили приказ следовать вперед, догонять свои передовые части, а они уже приближались к логову врага - Берлину. Когда прибыли в Брест, бронедивизион немного задержался, потому что в Польше колея железной дороги была уже, чем наша. Дорогу расширили, чтоб ходили наши составы, а на бронепоездах обрезали нижние борты брони и въехали на территорию Польши, остановились в г. Познани. В этот период наши войска штурмовали Берлин. В День Победы «Подольский рабочий» находился в г. Сварунец.

В дни работы Потсдамской конференции экипажи боевых площадок, оснащенных броней и сооруженных в Подольске, охраняли участок железной дороги Познань - Берлин.

Боевому расчету бронепоезда «Подольский рабочий» выпала доля побывать в логове врага - Берлине.

Машиностроительный завод имени Серго Орджоникидзе, выпуская продукцию для нужд фронта, внёс огромный вклад в разгром германского агрессора и завоевание Великой Победы. Успешная работа заводского коллектива в годы Великой Отечественной войны высоко отмечалась Советским правительством. Государственным Комитетом Обороны, ВЦСПС, Наркомами, Московским областным и Подольским городским комитетами партии. По итогам Всесоюзного соревнования заводу 12 раз присуждалось Красное знамя Государственного Комитета Обороны, один раз - переходящее Красное знамя ВЦСПС, пять раз - Знамя Московского комитета партии, четыре раза - Знамя Подольского горкома партии.

Бронепоезд «Подольский рабочий» участвовал в разгроме фашистских полчищ под Москвой, а позже и в боях за освобождений советской земли от захватчиков. Личный состав бронепоезда полностью выполнил свой долг перед Родиной.

Мир не должен забывать ужасы войны, разруху, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее людей. Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям, преклоняемся перед ними. Нам есть чему у них поучиться.

В результате своей работы я пришла к следующим выводам:

Работники завода имени Орджоникидзе своим самоотверженным трудом внесли весомый вклад в победу над фашизмом, выпуск бронепоезда в кратчайший срок можно считать подвигом.

Во время боевых действий личный состав бронепоезда «Подольский рабочий» показал примеры мужества и героизма, полностью выполнив свой долг перед Родиной.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)