Справки  ->  Поиск людей  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

История человека в истории страны

Чтобы хорошо знать историю своей страны, нужно больше знать о людях, которые делают эту историю. Всё дальше и дальше уходят события Великой Отечественной войны, но всё меньше остаётся ветеранов, тех, кто знает о войне не понаслышке, кто может рассказать о ней что–то своё. О человеке с интересной судьбой, непосредственно связанной с историей нашего города, нашей школы будет наш рассказ.

К этой теме мы обратились неслучайно. Недавно ушёл из жизни человек, жизнь которого нас очень заинтересовала. Это Татьяна Ивановна Ерохина, ровесница Первой русской революции. До последних дней своей жизни она была человеком активной гражданской позиции.

Она приходила к нам в школу на классные часы и рассказывала о войне. Её дети и внуки заканчивали нашу школу, а 9 мая мы с одноклассниками каждый год ходили её поздравлять, и она рассказывала нам о своей жизни.

Публикаций о Татьяне Ивановне в местной печати очень много, мы узнали, что родилась наша героиня в Забайкалье, в маленькой деревне Танхой, в январе 1905 года. Иван Федорович Легатко, отец Татьяны Ивановны, был рабочим на железной дороге, строил Забайкальскую магистраль. К 1913 году, заработав небольшое состояние, он перевез семью в Западную Белоруссию, где построил богатый дом с кухней, прихожей, отдельными комнатами. Семья была большая: пятеро детей и, чтобы прокормить такую ораву, Иван Федорович отправился на строительство Северо-Донецкой железной дороги.

Но недолго семья Легатко жила в достатке — в 1914 году началась Первая Мировая Война, и в просторном доме поселились офицеры. Оставаться там было небезопасно, и Легатко отправились в небольшое украинское село Коноплянка, к отцу, продав всё нажитое имущество военным. В 1915 году отец семейства приехал на Мурман и до 17-ого года регулярно посылал семье деньги. Но после революции переводы перестали доходить, и, оставшись без средств к существованию, чуть позднее к нему перебрались и его родные.

Вспоминаются её рассказы об интересных событиях, которые выпали на её долю во время войны: "Время шло незаметно: наступил роковой сорок первый год. Я работала тогда в Кировске, и сообщение о нападении Германии застало меня, как и всех остальных, врасплох. Многие из товарищей ушли на фронт, а некоторым суждено было остаться в городе и защищать его до конца. С ними осталась и я, работала в то время заместителем начальника станции на Кировской железной дороге".

Как известно, у железнодорожников была очень утомительная работа: погрузка снарядов, разгрузка вагонов, а Татьяна Ивановна с 22 по 25 июня была, тем не менее, на станции: почти без сна и без отдыха она трудилась, не покладая рук. А 28 июля начались бомбежки. Муж Татьяны Ивановны был начальником вокзала. В два часа ночи отправился он на место работы, и в это время фашистский самолет начал бомбить город. Пролетая над станцией, пилот смотрел, куда бы лучше сбросить бомбу. Татьяна Ивановна тогда укрылась в канаве, а вражеский снаряд попал прямо в перекрытие вокзала. Все люди были в шоке, стёкла и двери - выбиты. Муж: её остался живой и невредимый.

Самолёты продолжали безжалостно бомбить Имандру и город. Сама женщина вспоминала об этом так: "Тот страх, тот безграничный ужас, ощущаемый каждой клеточкой наших тел, который мы испытывали за наших родных и близких, передать мне уже не удастся. Неизвестно, какие силы помогали нам в борьбе против немца проклятого. Может, любовь к Родине, вера в себя и свои силы, а может, еще что. Вот расскажу я вам случай один. Во время одного из нападений с воздуха бомба попала прямо в фабрику, "Апатит" нынешний, и не куда-нибудь, а прямо в вырабатываемый концентрат. Пыль поднялась такая, что не видно было ничего на три метра, а уж с высоты и подавно. Так город-то наш и спасся: не разглядел его за дымовой завесой враг. ," - говорила Татьяна Ивановна.

". Позднее, - продолжала рассказчица, - пришли заметки по командировкам. Меня отправили в Аллакурти. Страшно, конечно, было, но ничего не поделаешь. Затем перевели в Кандалакшу, а там летом, сами знаете, радость какая: солнышко греет, тепло. и бомбят, по десять раз в день бомбят. Даже зенитки и те не спасали ". Вот в каких условиях приходилось работать Татьяне Ивановне. По всему Кольскому полуострову поездила она и много повидала: видела раненых и убитых, видела и всей душой ощущала страдание. Насмотревшись, поняла: кто, если не она и ее боевые товарищи смогут защитить родную землю от вражеского натиска. И хотя наша героиня весьма ответственно относилась к работе, далеко не все верили в силы этой удивительной женщины. И однажды при выгрузке танков с состава произошел такой случай: майор дал неверные распоряжения, а Татьяна Ивановна захотела оплошность его исправить и подсказала, как правильно поставить танк, чтобы он не ударился о рельсы. Но своенравный майор даже слушать ее не захотел и в ответ обругал "по матушке". Проблему разрешил только военный комендант. Но и на этом не завершились неприятности нашей героини. Как-то раз в конце 42-ого за свою смелость она чуть не поплатилась свободой. Однажды Татьяна Ивановна отнюдь не лестно высказалась о существующей тогда власти, за что и была вызвана к начальнику «на ковёр». Но вместо того, чтобы повиниться, она, измученная долгими бессонными ночами, заснула прямо в разгар речи отчитывающего её. Разумеется, это было сочтено за неслыханное по тем временам оскорбление, за которое полагалось только тюремное заключение. Но женщина просто ответила: «И этим вы хотите меня наказать? Ну что ж, хоть отдохну немного. » На начальника этот аргумент подействовал безотказно: постоянная нехватка рабочей силы давала знать о себе. Татьяну Ивановну отпустили.

Зимой полярная ночь спасала северян от налетов немцев, но летом фашистские самолеты бомбили город. Днем и ночью было светло, а значит, спасения никакого нет, тем более при такой ненадежной технике. Потому во время войны много железнодорожников погибло. Трудно, конечно, было вот так расставаться с друзьями, но свой долг они старались исполнить до конца. Татьяна Ивановна так вспоминала о доблести своих товарищей: " Машинист вез состав с оружием в Мурманск, а вражеский самолет сбросил бомбу, и ее осколок попал в электровоз. Машинист был сильно ранен, но довез состав до места назначения, а там упал замертво. " Случаев, рассказывающих о доблести тружеников тыла, история знает немало. Многие из них, к сожалению, оканчиваются трагически, но работать надо. Несмотря ни на что, нужно помогать Родине в нелегкие для нее годы.

Зимой 1943 года Татьяна Ивановна ждала ребёнка, но в отпуск наша героиня не уходила, так как не могла оставить свой пост. Живя в Кировске, она ходила в лес за грибами, ягодами и брала с собой собаку. Пёс тот был на редкость умным животным, и Татьяна Ивановна поведала о нём интересную историю: "Пока я собирала грибы, пёс мой убежал далеко, а потом вдруг возвращается, бежит к командиру, хватает его зубами за штанину и тащит куда-то. Командир, конечно, пошёл за ним. "

Оказалось, что собака обнаружила троих немецких парашютистов-десантников, но не выдала их лаем, а сдала нашим военным, за что и попала к офицерам на службу. "В постоянном напряжении находились тогда все, вспоминает эта удивительная женщина, что восстановим, то немец безжалостный непременно разрушит.

Странно, но чем больше злоба на врага копилась, тем лучше мы работу выполняли. Чувствовали, видно, что будет победа за нами. " А в июле 1943 года по радио передали сообщение Сталина: " Победа должна быть за нами!" Сказать-то всегда легко, а на самом деле не так, ведь столько горя вынес русский народ! Но какие бы ошибки не делало правительство, люди не были на него озлоблены. Наоборот, стойко переживая неприятности, они уверенно шли к победе.

Но тут еще одно несчастье обрушилось на Татьяну Ивановну: зимой 1944 года умер ее муж. Осталась у нее одна отрада: новорожденная дочь. Правда, видеться с ней приходилось очень редко ввиду постоянной работы, и чаще всего с малышкой сидела няня. Но и на этом не прекратились злоключения нашей героини: из-за катастрофической нехватки витаминов, она заболела цингой. "Ну, будем спасать, " - решили друзья. С большим трудом достали лук, чеснок, делали настой из хвои сосны. И, удивительное дело, болезнь отступила.

А война, тем временем, не давала покоя: после очередного обстрела Кировска Татьяна Ивановна переехала в Кандалакшу. Однажды вечером, идя с работы, она увидела, что горит склад. А как только пришла домой, немцы начали бомбить город - всё было освещено пожаром, и постоянное чувство тревоги во время ночных бомбардировок не покидало никого. Но и в годы войны люди не перестали жить. Нет, они не были постоянно заняты лишь стрельбой, работая во имя победы. Они по-прежнему радовались хорошей погоде, помогали друг другу, растили детей, устраивали праздники, вместе смеялись и грустили - они действительно дружили. «Тогда, -вспоминала женщина, - словно вся жизнь перед глазами пролетала: беззаботное детство в Забайкалье и переезд сюда. Приехали для того, чтобы жить, так неужели именно сейчас суждено умереть?» Но наступало утро, вместе с ним поднималось солнце, и будто бы наливались новой силой уставите, не находившие порою времени даже поспать, труженики тыла.

И вот настал долгожданный сорок пятый, а вместе с ним - День Победы. Ценою неимоверных усилий дождались люди этого дня, а лучшей награды никто бы и придумать не смог. Воистину, победа эта была "со слезами на глазах". В тот вечер, вспоминая те дни, троих братьев, ушедших на фронт добровольцами, но так и не вернувшихся, погибшего мужа, потерянных в войну друзей, Татьяна Ивановна говорила: «Вы знаете, что любовь к великому начинается с любви к малому. Любовь к родному краю, к родной речи начинается с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. И еще, она начинается с Храма, храма в душе: храма веры, храма надежды, храма любви. А открыть эти важнейшие человеческие качества поможет вам история». Также она верит, что все пережитое было не напрасно, что долг, свой - землю русскую сохранить - они выполнили, а наш долг - принять этот бесценный подарок и сделать все, чтобы в дальнейшем Родина оставалась Родиной, нашим великим наследием, а не полем битвы.

На счету этой женщины имеется множество наград: " За оборону Заполярья", "За доблестный труд", "Почетный железнодорожник" - и это далеко не все.

И именно в тот момент мы окончательно поняли, что главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране - ко всей Вселенной.

Ушёл из жизни человек, но память о нём осталась. Мы пришли по приглашению её дочери в комнату Татьяны Ивановны Ерохиной. Все там было не ново: диванчик у стены, старые, но все еще крепкие стулья; стол застелен белоснежной скатертью, а на ней - ваза с живыми цветами. С полок на нас глядели потертые переплеты книг самого разнообразного содержания: от "Слова о полку Игореве " до "Резьбы по дереву", а по соседству с ними -удивительные старинные часы и шкатулки. Хранились здесь и фотографии военных лет, и боевые награды, и семейные реликвии. Именно они напоминали их владелице о минувших событиях и, может быть, потому рассказывала она о них так, будто случилось все не полвека назад, а лишь вчера.

Незаметно для нас пролетели два часа и, когда пришло время им прощаться с этой удивительной женщиной, почти легендой истории, то последний взор был оставлен в той комнате, где мы находились всё это время. Все там было не ново и, несомненно, имело свою историю: где-то мирно тикали часики, а причудливых форм вазочки, стоящие на сотканных вручную салфетках, «слушали» тихо работающее радио. Что-то звучало чуть слышно. Должно быть, пианино. Оно наигрывало какую-то мелодию военных лет, таких далеких для нас и таких близких для человека в истории. На стене напротив висела картина, а на ней - большой и светлый храм с позолоченными куполами, должно быть, надежды.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)