Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

История города Мариинска

История Кузбасса - это неотъемлемая часть большой и славной истории нашей Родины.

Мариинск – один из старейших городов Кузбасса, который входит в число первых трех городов нашей области после Кемерово и Новокузнецка, сохранивших в своем облике историко-архитектурную среду.

« Все города ее (Томской губернии) не имеют никакого исторического прошлого. Жизнь их сложилась случайно, по видам административным, торговым, промышленным. Томск и Мариинск (бывшая известная Кийская слобода) приняли направление торгово - транзитное, а последний сделался в недавние годы и центром золотопромышленной системы ». Столь неожиданная и однозначная оценка развития нашего края (не имеет никакого прошлого) взята из книги «Описание Западной Сибири» Ипполита Завалишина, изданной в 1865 году в Москве Обществом распространения полезных книг. Впрочем, автор, объездивший, по его словам, все уголки обширного края, насмотрелся всякого, и считал себя вправе на более откровенные отзывы. На такой, например: «Кийская слобода, естественно, сделалась центром найма рабочих на золотые прииски, съезда приказчиков и хозяев, толкучкой всякого рода аферистов, скупщиков, кулаков и торговцев. Последний отзыв автора относится ко времени проникновения в эти места крупного капитала, привлеченного открытыми месторождениями золота. Безусловно, очевидцу можно было определить, что поиски счастья вели сюда не одних только нуждающихся и голодающих.

Что касается первого из приведенных отрывков, относительно скудности истории Мариинского края – тут с автором не грех и поспорить. Сохранившиеся документы донесли до нас множество свидетельств богатой и разнообразной истории хозяйственного и культурного освоения этих земель.

А уважение к историческому прошлому, вспомним Ф. Энгельса, есть истинный признак культуры.

В данную работу вошли материалы архива, городского краеведческого музея, музея гимназии №2, периодическая печать: «Томские Губернские ведомости» за 1967 г. подробно описывают развитие золотопромышленности и ее значение для Сибири. В «Сибирских вопросах» за 1908 год найден материал о развитии Мариинска в период «золотой лихорадки».

В 1999 году город Мариинск праздновал свое 300-летие. Районная газета «Вперед» печатала интересные материалы по краеведению. В статьях можно найти историко-краеведческие исследования, литературные произведения, воспоминания старожилов. Статьи написаны нашими краеведами: С. Е. Копыловым и Ф. С. Лапкиным, много статей в газетах В. Привалихина, А. Карнаухова, Н. Терентьева. При написании работы были использованы книги о нашем городе и районе. В последние десятилетия о Мариинске вышло несколько книг: «Мы живем на Кии» (1990 г. , Кемерово, составитель Е. Ильвес), «Сказание о Мариинске» (2000 г. , составитель Н. Терентьев). В них - огромный краеведческий материал.

В 1999 году вышла в свет книга - краеведческое пособие мариинского автора Ф. В. Зеленина: «Земля Мариинская». Это пособие позволяет узнать историю заселения, освоения и исследования земли Мариинской. Хотя краеведы Ф. Лапкин и С. Копылов определили, что в книге существуют исторические неточности и ошибки, на которые нельзя не обращать внимания, так как (по их мнению) читатели верят печатному слову. Недостаток автора видят они в том, что в книге использовались неподтвержденные документами материалы.

22 марта 2002 года состоялась презентация еще одной книги «Город на Кии», авторами являются С. Е. Копылов – учитель – историк, научный сотрудник городского краеведческого музея и Ф. С. Лапкин – краевед, знаток земли Мариинской.

Книга в историко-популярной форме знакомит читателя с историей города. В ней приведены архивные данные.

Древние поселения на территории Мариинска

Велики и необъятны просторы нашей страны. Каждая часть территории страны прошла через стадии развития, только ей присущие. Являясь небольшой частицей России, Земля Мариинская тоже имеет свою многовековую историю.

Мариинск – это исторический памятник. Его история началась с той великой эпопеи, которую называют освоением Сибири.

С глубокой древности, ещё с Новгородской Руси, русские торговали с народами Сибири. Поход Ермака в 1582 г. открыл путь для миграции русских в Сибирь. Происходит освоение Сибири от Урала до Охотского моря.

Кто и откуда были первые поселенцы, облюбовавшие таежный уголок на берегу Кии, на котором вырос наш город?

Одни утверждают, что это были служилые люди, продвигавшиеся на восток, «встречь солнца», после похода Ермака. Другие – что поселение появилось после сооружения Московско-Сибирского тракта в сороковых годах XVIII столетия.

Согласно некоторым документам «ревизских сказок», уже в 1630 году на территории современного Мариинского района было административное деление – Кийские волости с подчинением томскому воеводе.

Землями в верхнем течении Кии многие годы безраздельно владели военачальники Алтын-Ханов. Они безжалостно обирали местные кочевые племена хакасов, тувинцев, шорцев. Поэтому и тянулись эти люди – охотники и скотоводы к русскому воеводе, надеясь на снисхождение, выгодный товарообмен, защиту от несправедливого суда.

Ратные люди, побывавшие на берегах таежных Берчикульских озер, рассказывали о необыкновенных богатствах и красотах этой земли.

В одну из экспедиций Томскому воеводе Ржевскому был доставлен, камень «отменного весу и блеску». Этот камень был послан на экспертизу в Москву.

Одновременно в южную тайгу был направлен специальный отряд под командованием боярского сына Степана Тупальского, для того, чтобы выяснить, «где та руда проявляется» и определить возможность строительства рудоплавильного завода. В августе 1697 г. из Томска вышел большой, по тем временам, отряд примерно 500-600 ратных и работных людей. Возглавлял его Левандион. В то время путь до переправы через Кию проходил по конной тропе от Томска. Фактически единственной переправой через реку было место, где сейчас стоит Мариинск. Отряд пошел неизвестной дорогой «встречь солнца», прорубая тайгу и обходя болота. Историк и путешественник Г. Ф. Миллер в своей книге «История Сибири» несколько раз на одной странице упоминает «Кийские волости». Это говорит о значимости в прошлом нашей округи. Вокруг Кийского были удобные места для хлебопашества, охоты, рыболовства. Конечно, это не могло не привлечь внимание людей из отряда Александра Левандиона, и часть из работных осталась здесь.

В те времена в Сибирь из Центральной России убегали крепостные крестьяне, сюда же стекались и преступники, скрываясь от наказания. «Беглые» люди по тайным тропам, подальше от главных дорог, шли в глубь Сибири и селились в глухомани. Вполне вероятно, что здесь, на реке Кии, могли поселиться и беглые русские. Тем более что до Царского Указа 1683 г. , который запретил уход в Сибирь без государевых проезжих грамот, очень много людей селилось тайно. Недаром в истории этот период называли «Беглая Русь».

Случалось, русские жили в глухомани помногу лет, и даже местные власти о них не знали. Есть версия, что именно они поставили первый острог, так как здесь слобод без острогов не было. Но сами служилые люди за пашню на первых порах сразу взяться не могли, так как они были заняты обороной края, сбором ясака, поисками новых земель. Проходило 15-20 лет, прежде чем у служилых появлялась возможность заняться производительным трудом. По этой же причине и крестьяне-переселенцы не могли заселять край, пока он надежно не вошел в состав Русского государства. На карте России Семена Ремезова, составленной в 1700 г. , на месте города был улус.

Таким образом, не на необитаемое место пришли русские. Здесь жили селькупы (или остяки), на месте их зимнего улуса и основан город, они относятся к группе финно-угорских племен.

Их занятием было рыболовство, и охота на диких зверей, что давало мясо и мех.

". на всей фигуре остяка лежит след одичалости, и забитости. Небольшого роста, с впалой грудью и как-то безжизненно висящими длинными руками, черными, узкими,вечно гноящимися и тусклыми глазами, и черными же жесткими волосами, густыми никогда нечесаными космами, падающими на плечи, он производил неприятное впечатление. Скуластое лицо грязно-серого цвета с широким ртом и тонкими губами и с крайне слабой растительностью только дорисовывают его мрачную и угрюмую фигуру. Полукочевой образ жизни заставляет остяка иметь два жилища - зимнее и летнее. Остяки раздражительны и жестоки. Но если их не задевать, скромны, молчаливы, честны, доверчивы, услужливы, гостеприимны. Женщины у них в большом пренебрежении. В народном творчестве остяков преобладают монотонные и заунывные песни, распеваемые под звуки лебедя (род гуслей с восемью медными струнами и домры, род пяти струнной скрипки)»

Еще до прихода русских, селькупы, вытесняемые чулымскими татарами, стали откочёвывать на север. В настоящее время они живут по реке Таз и в бассейне Обской губы. Кроме селькупов населяли берега Кии и чулымские татары, пришедшие незадолго до русских, но это не совсем татары. «Они отличаются по своему физическому типу и по бытовым чертам. По своему происхождению они финны, но отатарившиеся до потери всех признаков своей народности.

Они среднего роста, широкоплечи, сутуловаты, носят длинные волосы, подстриженные под кружок, у них красивые глаза, густые брови и белые, как снег, зубы, лицом смуглы и скуловаты. Они жили в зимних и летних юртах. Главным занятием чулымцев были рыболовство, звериный промысел и сбор кедровых орехов, но некоторые приобщались к земледелию и скотоводству»

Русские поселенцы облюбовали удобное место на левом берегу реки Кии, рядом со стойбищем селькупов.

Историк Ю. Антонов считает, что самый первый острог был поставлен в северной части города, там, где сейчас улица Пограничная. Он расположен был на самом высоком, удобном, в военно-стратегическом отношении, месте. Со временем острог ветшал, а во второй половины XVII века, когда набеги воинственных енисейских киргизов, стали затихать, становился постепенно совсем ненужным.

В XVIII веке центр городской жизни сместился в сторону тракта. Хотя в настоящее время не просто восстановить события более чем трехсотлетней давности, и внешний вид того остятского улуса, от которого и началось Кийское поселение русских.

Окрестности окончательно поразили русского человека. Обильные урожаи, засыпавшие пахаря хлебом, необозримое раздолье заливных лугов, обширные леса с изобилием зверей и дичи. Реки и многочисленные озера были полны рыбой. Эти богатства ускорили приток русских, и деревня Кийская стала быстро развиваться. Постепенно село окрепло.

Сухопутная дорога Томск-Красноярск как градообразующая составная города

Толчком для роста и развития села Кийского во 2 половине XVIII века послужило строительство Московско-Сибирского тракта, который шел из Москвы на Казань, Тобольск, Томск, Красноярск и далее. Необходимость постоянной сухопутной дороги, которая связала бы Западную и Восточную Сибирь, обусловлена несколькими причинами:

1. «речные дороги» имели свои недостатки: плавание против течения, волоки;

2. "речные дороги" не могли обеспечить требуемый объем грузоперевозок;

3. они не действовали зимой.

Поэтому в то время шли энергичные поиски наиболее удобных путей с Руси в Сибирь, но путей сухопутных. Принимались меры к тому, чтобы сделать продвижение по ним возможно более удобным и, безопасным. К началу XVII века путей "за Камень", то есть за Уральские горы, было выявлено немало, но редкие отвечали, требованиям удобства и безопасности. Закрепившись в острогах, крепостях, городах, расположенных на реках, как естественных дорогах, русские люди методом проб и ошибок связывали эти опорные точки сухопутными дорогами. Строительство этой дороги (Московского тракта) началась по Сенатскому Указу от 16 марта 1733 г. Эта дорога проходит и по территории нашего района. Что можно сказать о ней. Посмотрим на географическую карту:

«Сухопутная дорога Томск-Красноярск 1895 г. » и увидим, что Томск расположен севернее Мариинска. Но из Томска прямо на восток дороги нет: тайга и болото. Как же осуществлялись поиски дороги из Томска до Красноярска?

Сначала из Томска дорога пошла на северо-восток, между бассейнами рек Томь и Яи. От Халдеева по междуречью притоков Яи она стала опускаться на юг, в село Ишимское, и пересекла реку Яю. И поскольку тут не было правобережных притоков Яи, дорога пошла на юг до Колуона.

До Почитанки появилась возможность спуститься строго на юг теперь уже по междуречью притоков Яи и Кии. Дальше дороге нужно было искать место поворота на восток, к Красноярску, но от Колуона этому мешали многочисленные левые притоки Кии: Чедат, Песчанка, Берикуль, Антибесс.

Только в районе Постникова появилась первая возможность повернуть на восток, к Берикульской (дорога уже обогнала истоки Кийских притоков). Дальше пошла через Тюменево. В районе села Подъельники повернула в сторону болота Кийского притока Антибесса. Обходя Антибесское болото, дорога повернула на северо-восток и дошла до Кии.

В 1770 г. академик П. О. Паллас, путешествуя, от Томска до Красноярска записал: «30 верст от Колуона-зимовье, затем новая деревня Песчанка у реки Песчаной, далее Берикульская. Здесь ночевал. В деревне 20 поселенческих дворов, которые должны содержать станцию. В 12 верстах от Берикульской переехал речку Ильтебет, где лежало зимовье, и содержались почтовые лошади. Отсюда 32 версты до реки Кии, на берегу которой русская деревня, а в округе много татарских юрт. Дальше село Кийское. Из Кийского до деревни Суслово 24 версты, затем деревня енисейских крестьян из 10 дворов».

Почти все пункты, указанные Палласом, есть и сейчас на картах. Зимовье в 12 верстах от Берикульской на речке Ильтебет, вероятно, Тюменево. Русская деревня на берегу Кии - это Большой Антибесс, а 10 дворов енисейских крестьян - Ключевая.

Интерес вызывает упоминание о русской деревне на берегу Кии. Значит, дорога подошла к самой реке Кии. Тут, в устье речки Антибесс, и стоит село. Но для переправы это очень неудобное место на той стороне болото и тайга. Поэтому шли поиски, другого места для переправы, чтобы на том берегу было сухо.

Так в последующие годы дорога оставила в стороне Бол. Антибесс, чтобы найти удачный брод через верховье Антибесса, сразу повернула к Кийскому.

В 1790 г. и в 1797 г. по дороге проезжал в ссылку Н. А. Радищев. Он оставил в своих дневниках описание наших мест:

«1-го сентября (1790г. ). От Томска дорога идет перелесками и расчищенными полями. Лес, сосняк, лиственник, а больше березняк. Места сухие. По близости рек более сосняку. Яя течет по камням. Кия такая же. От Кии до Ачинска места прекраснейшие, поляны, дубравы для хлебопашества и скотоводства удобные.

3-го марта (1797 г. ). До села Боготолъского - 29 верст. Дорога идет полями, ельниками и березняками. В сих местах за 2 года появилась воздушная язва, и мерли люди, лекарства не знаю.

До Итата 34 версты. Здесь обедали. До Тяжина -33 версты. До Суслова - 28 верст.

4-е марта. От Суслова до Кийского 24 версты. Дорога везде одинакова, по речкам бывает сосняк и ельник. По Кии есть деревушка старожилов. Тут был спор о наших подорожных. Дорогу везде замело, ехали медленно.

До Подъельничной - 24 версты. Тут и в следующих, приехали селиться. 80 душ из окрестностей Екатеринбурга, которые были приписаны к Демидовским заводам. Другие того и хотят.

От Подъельничной в 18 верстах деревушка Тюменево - зимовье, жил там крестьянин богатый Тюменев, который разбойничал или лучше давал пристанище разбойникам около Томска. Пойманы в Берцке. До Берикуля - 30 верст, до Почитанки - 26, до Колыева - 22 версты. Во всех посельщики, которые за великою гоньбою по силе стана пашут мало, хотя пашни много. В Тюменево за большой дом и 20 десятин хлеба заплатил посельщику 900 рублей»

Итак, сухопутная дорога из Томска в Красноярск проходила по с. Кийскому и обеспечивала переправу через Кию. А это значит то, что теперь все переселенцы из Европейской части России на восток останавливались в с. Кийском, чтобы дать лошадям отдохнуть и дождаться переправы. Эти остановки чаще всего бывали длительными, поэтому в селе стали строиться постоялые дворы, развивается торговля. Так остановка на переправе повлияла на развитие экономики села.

Так как село Кийское находилось на пути всех ямщицких обозов, то этот затерянный в бескрайней тайге островок, начал быстро оживать.

С тех пор и стали процветать здесь, отмеченная Радищевым, ямская гоньба и занятия, связанные с обслуживанием большого пути. Представить проезжим постой, накормить, снабдить в дорогу всем необходимым дело хлопотное, но довольно прибыльное.

Кийское стало пристанищем для всех, кто ехал или шел по тракту, и располагало переправой через реку Кию, большим количеством постоялых дворов, баней, трактирами, харчевнями, магазинами и торговыми лавками. Развивалось ремесленное производство: берестяное, столярное, гончарное, кирпичное, маслодельное, и др.

Анализируя время и место появления первых населенных пунктов, можно сделать вывод, что первопричина этих процессов – экономическая, соединившаяся с возможностями географических условий.

Поселение, названное Кийским, разрасталось, а его население увеличивалось.

Период «золотой лихорадки» в городе

Важную роль в развитии села Кийского сыграло в начале 19 века развитие золотых приисков на реке Кии и в ближайших таежных районах.

Сибирь издавна привлекала многочисленных переселенцев, прежде всего золотом. И золотоискатели шли все дальше и дальше на восток, участок, за участком осваивая золотоносные месторождения.

Ратные люди, побывавшие на берегах таежных Берчикулъских озер, рассказывали о необыкновенных богатствах, о красотах земли. В одну из экспедиций Томскому воеводе Ржевскому был доставлен "камень отменного весу и блеску". Камень этот был послан в Москву.

Одновременно в южную тайгу был направлен специальный отряд под командованием боярского сына Степана Тупальского для того, чтобы выяснять, "где та руда проявляется", и определить возможности строительства там рудоплавильного завода.

Петр Первый посылал своим воеводам в Сибирь одну за другой грамоты, в которых требовал "всеми мерами приумножать казну", искать серебро, слюду и другие богатства. Местные жители находили тяжелые камешки в зобах птиц, по берегам ручьев и речушек. Крестьянин Егор Лесной, родом из уральского села Шарташ, где жили потомственные рудознатцы. За недозволенную продажу добытого золота был сослан на каторгу в Сибирь. Он стал ходить в тайгу и нашел богатую россыпь по реке Берикуль, притоку Кии. Молва людская, разнесла весть об удачливом золотоискателе. В 1827 году он принес образцы золота в "пробирную палату" (лабораторию) канцелярии Колывано-Воскресенских заводов.

Долгое время частным лицам не разрешалось искать золото в Сибири - правительство считало это преждевременным.

Верхотурские купцы 1-й гильдий Андрей Попов и его племянник Федот в числе немногих получили высочайшее разрешение.

Поиски золота в Тобольской губернии успеха не дали. Продолжали поиски в Томской губернии.

Золотопромышленники не имели права вести разведку на кабинетских землях, являвшихся личной собственностью императорской фамилии. Поэтому купеческие поисковые партии устремились на земли "государственные пустопорожние" - в Мартайгу, в бассейн реки Кии.

В 1828 году Поповы нашли первую золотую россыпь на реке Берикуле. Об этом было сообщено в Петербург, и царь передал им в вечное пользование берега реки Берикули.

Год 1829, когда на приисках Поповых было намыто золота 1 пуд 10 фунтов 13 золотников, - дата рождения золотопромышленности Сибири. Через 3 года было открыто 16 приисков и 110 мест отведено для разработки золота. Наиболее богатыми золотом оказались притоки среднего течения Кии. Верхнее же течение Кии по богатству золотом значительно уступало среднему. На этом участке бассейна реки работало только 24 прииска из 80 открытых.

С открытием месторождения началась "золотая лихорадка". Село Кийское стало служить сборным пунктом отправляющихся на промыслы искателей легкой наживы. Через него проходили все хозяйственные операции золотоискателей.

6 декабря 1856 года было издано высочайшее повеление "Об учреждении в Томской губернии особого округа, со средоточением окружного управления в селе Кийском, с переименованием последнего в город". Но открытие нового города затянулось почти на полгода. 22 июля 1857 года новый округ был открыт с торжественными церемониями, а село Кийское преобразовано, в город Кийск. Но в этот же год генерал-губернатор Западной Сибири обратился в Сибирский комитет с просьбой переименовать город Кийск в город Александровск или Мариинск.

Название "Мариинск" он обосновал тем, что округ, и город Кийск были открыты в день тезоименитства государыни императрицы Марии Александровны.

В журнале заседаний Сибирского комитета от 14 октября 1857 года у царя было «испрошено разрешение» Александра II, подписывая в таких случаях обычно одно слово - "исполнить", в пункте Ш написал - "Мариинск".

Первые золотые прииски представляли собой мелкие, основанные на ручном труде предприятия. Обычно на берегу реки, среди глухомани и бездорожья, ставили наскоро срубленные, крытые по таежному, деревянные бараки на 20-30 человек. Бараков на первых приисках было один - два.

Рядом, на берегу, располагались бутары, в которых промывали золотоносный песок. Для промывки золота применяли лотки, колоды.

По нормам, на рабочего, приходилось около полутора кубометров песка в сутки. Это был очень тяжелый труд по 16 часов в сутки. Жизнь приисковых рабочих была сложной и трудной. Рабочими становились ссыльные, разорившиеся крестьяне, нередко беглецы-уголовники. Кое-где применялся и подневольный труд. Людской поток, стремящийся сюда с жаждой разбогатеть, увеличил численность населения города и его окружения.

И вот царское правительство принимает решение выделить прикийский золотопромышленный район в округ с подчинением его Томской губернии.

Быстро развивающаяся золотопромышленность требовала тысячи и тысячи рабочих рук. Главным их поставщиком стала сибирская ссылка. Уже в 1830-1850 гг. ссыльнопоселенцы составляли 90% рабочих сибирских частных золотых приисков

Перевод сибирской золотопромышленности на стадию машинной индустрии затянулся до конца 90-х гг. Поэтому основной рабочей силой на приисках и оказались ссыльные, которых по подсчету историка Н. М. Ядринцева, в 1 половине прошлого века в Сибирь было направлено до 500 тысяч.

Царское правительство бросало их здесь на произвол судьбы, поэтому они стали первыми разработчиками драгоценного металла. Золото "вскружило" голову всем сословиям, не исключая сельского. Служащие сбрасывали мундир, помещики закладывали поместья, купцы бросали торговлю, мещане и сибирские крестьяне - дома и хозяйство, и все это хлынуло в сибирскую тайгу искать золото и разорение.

На прииски шли и крестьяне-бедняки из местных старожилов с тем, чтобы заработать на уплату податей, на покупку скота, шли крестьяне-переселенцы, чтобы скопить денег на обзаведение хозяйством. Значительная часть этих людей, попав на прииски, уже не возвращалась в деревню, не потому что на приисках жилось лучше, а потому что накопить денег на поправку личного хозяйства не удавалось.

« В 1348 году мы были поражены видом деревень. Это было истинное подобие французского нашествия 1812 года. Целые ряды изб в селениях стояли без ворот, дверей и окон, хозяева бросили хлебопашество и разбрелись на приискиВ городах рядом с самой безумной роскошью и самодурством промышленников царствовала глубокая нищета и страшная дороговизна на все жизненные припасы. »

Часто промывка золота проводилась в довольно глубоких шахтах, причем редко принимались предохранительные меры, и благодаря этой скупости рабочие часто платили жизнью, погибая в обвалах. Немногим счастливцам выпадал на долю легкий труд конюхов, наблюдающих за приисковыми рабочими лошадьми и упряжью, и занимающихся только отвозкой погружаемых песком телег на машину. Остальные обрекались на труд, начинающийся с 3 часов утра, с короткими промежутками для обеда, и продолжавшийся до 9 часов утра.

Весной, в разгар работ, люди трудились по 13 часов. Работы в летнее время проводились без выходных дней.

В 1892 г. в Мариинском округе действовало 71 прииск. Средняя численность рабочих на одном прииске, в Мариинском округе, было 25 человек.

Гигиенические условия, в которых находились приисковые рабочие, неминуемо приводили их к болезни. Пища рабочего, которую он получал во все времена пребывания на прииске от хозяина, состояла из одной солонины. Прямым последствием подобного питания были цинга, тиф. Развитию тифа способствовали и условия работы, среди постоянной сырости и холода. Сырость преследовала рабочего и в бараках, сколоченных из досок, где каждый из них спал на соломе, настланной на земле. Год за годом люди втягивались в приисковый быт, и крестьяне становились кадровыми рабочими. Подписывая контракт с хозяином прииска, рабочий получал, заработок, который был первым средством закабаления. При заключении контракта при найме, рабочий получал задаток, который иногда всецело уходил на уплату причитающихся с него податей и недоимок, так как только эта необходимость, за неимением других заработков, и вынуждала большинство крестьян бросать свое хозяйство и идти на прииски.

«Крестьянин, попавший рабочим на прииск, иногда в течение многих лет, бывает поставлен в невозможность вырваться, из этой среды. Условия, на которые вынужден согласиться крестьянин-бедняк, ужасны»

Первые золотопромышленники были окружены дармовой рабочей силой. Благодаря ей, бешеные прибыли сами текли к ним в руки. Предприниматели и понятия не имели о какой-либо машинной технологии.

Лишь после прокладки железной дороги в Мартайге появились первые драги, паровые двигатели, материальные предпосылки для механизации работ. Рабочие беспощадно эксплуатировались с первых лет существования золотопромышленности.

Поэтому начались столкновения рабочих с хозяевами. Наиболее распространенный формой борьбы был побег с прииска. Побеги особенно усилились в 1894-1895 гг. , в связи со стройкой Транссибирской железной дороги. В 1838 году, по царскому распоряжению, в Томской и Енисейской губерниях были учреждены военно-судные комиссии. Они стали рассматривать дела о краже и скупке золота, о буйстве и неповиновениях властями приисковых рабочих. Но волнения на приисках продолжались вплоть до октября 1917 года.

Лишь в конце 1890 года, после проведения железной дороги, на приисках Мариинской тайги появились драги, гидравлики, паровые двигатели.

В начале 20 века золотопромышленность Мариинского округа начала частично переходить из мануфактурной стадии на стадию машинной индустрии. Но, однако, как и раньше золотодобыча на наиболее богатых участках велась путем беспощадной эксплуатации приискателей. Возможность завоза механизмов на прииски позволяло использовать и площади с небольшим содержанием золота. Капиталисты, особенно иностранные быстро оценили выгоды механизированной разработки. Сотни людей искали счастье на промыслах.

Но счастье было призрачным. Подавляющее большинство ценностей не шло на развитие промышленности и транспорта Сибири, а утекало на Запад. Н. М. Ядринцев, выступая с публичной лекцией в Омске в 1867 году, с горечью опрашивал аудиторию: «Много ли памятников осталось от наших богачей? Может быть, наши богачи создали нам бездну школ, библиотек, музеев? Нет, Сибирь по-прежнему пустынна и невежественна, А где же наши миллионы? Где наше золото, которое вырабатывалось кровавым потом нашего народа на рудниках и приисках? Эти миллионы пропиты, проиграны в карты, промотаны - вот где наши миллионы. »

Золотопромышленность не принесла благоденствия и процветания Сибири. Все золото вывозилось в столицы, оседало в подвалах крупнейших банков. Самой же Сибири остались изрытые, изуродованные отвалы. Но, несмотря на это Мариинск, оказавшийся в центре "золотой лихорадки", начинает быстро разрастаться. Население города увеличилось и к 1917 году уже составляло 18801 человек.

Мариинск, бывший тогда окружным центром, становится одним из ранних центров золотопромышленности. Мариинская тайга стала "Российской Аляской". Она гудела от золотоискателей, одиночных и отважных, свободных и наемных. Росло число золотодобывающих компаний, товариществ по добыче, скупке, переработке и продаже золота. Старатели и наемные рабочие "проходили" через город. И это способствовало его развитию, материальному росту.

Развивалась сфера обслуживания: в городе строились постоялые дворы, доходные дома, магазины, конторы.

Город укреплялся в своей значимости, в своем авторитете. Именно это косвенно повлияло на заселенность и заселение всего района.

Роль железной дороги в истории Мариинска

Новую жизнь в Мариинские земли вдохнула Транссибирская магистраль, которая прошла по территории Мариинского уезда немногим более 100 лет назад.

На протяжении всей истории жизни народа одну из главных ролей всегда играли пути сообщения: естественные дороги – реки и физические возможности географии региона - земли, пригодные для транспорта. Прохождение железной дороги по земле Мариинского уезда не могло не сказаться на развитии города. В феврале 1891 года правительство окончательно решило начать постройку рельсового пути к Тихому океану. И вновь Мариинск не остался в стороне.

Как и пеший Московский тракт, железнодорожная дорога «искала» наиболее выгодный маршрут. Во-первых, самый короткий; во-вторых, по равнинным участкам, чтобы меньше было земельных работ; в-третьих, чтобы не делать искусственной насыпи, чтобы не строить больших мостов, не прорубать просеки.

Только вот у «пешей» и железной дорог были разные исходные точки: сухопутная дорога спускалась к Мариинску от Томска с севера, а железная дорога шла от Новониколаевска (Новосибирска) и проходила к Мариинску с запада.

Железная дорога вдохнула новую жизнь в выгодно расположенный окружной город Томской губернии.

Дорога строилась с лихорадочной быстротой. На укладке пути применялось малая механизация. Писатель – фантаст Жуль Верн в одном из своих романов отмечал: «Часто говорят о необходимой быстроте, с какой американцы проложили железнодорожный путь через равнины Дальнего Запада. Но да будет известно, что русские в этом отношении им ничуть не уступают, если даже не превосходят, как быстротою строительства, так и смелостью индустриальных замыслов».

Главные особенности постройки железной дороги в данном районе заключается в том, что из-за характера местности пришлось произвести значительное количество земельных работ, а также возвести многочисленные искусственные сооружения. Производство работ особенно было трудно в тайге, непроходимой на громадном пространстве, за исключением редких охотничьих троп.

С 1893 года, когда было образовано управление постройки Средне – Сибирской железной дороги во главе с инженером Николаем Межениновым и резиденцией в Томске, строительство осуществлялось высокими темпами.

К государственному делу привлекались «государевы люди» - солдаты и казаки. Но нужда заставила бросить на работу также ссыльнокаторжных и арестантов. Использование местного населения на тяжелых работах, как показала практика, не представлялось возможности: сибиряк к землеройным делам не привык, и заметно отставал при одинаковых затратах времени и количестве сделанного.

Опыт применения арестантского труда оказался вполне «удачным».

Работы арестантов были производительны и в значительной мере устранили затруднения в поисках рук. Охрана была надежной: за время строительства было только 15 случаев побегов. Но на строительстве властвовали порядки, давшие основание В. И. Ленину назвать сибирскую дорогу великой «не только по своей длине, но и по безмерному грабежу строителями казенных денег, по безмерной эксплуатации строивших ее рабочих».

«Всем известно, что оптовый подрядчик почти никогда сам не производил работ, а раздавал их мелким подрядчикам, оставлял в свою пользу довольно крупный барыш ».

Усилиями огромных масс российских тружеников, строительство дороги в Мариинске завершилось к 1897 г. Через Мариинск в феврале 1897 г. , при огромном скоплении публики прошел первый поезд.

Прибывший поезд горожане встретили громким «Ура!». Именно прокладка Транссиба через Мариинск стала решающим фактором развития города.

Уже в 1894 году готовились паровозы и кадры для регулярных перевозок пассажиров и грузов. Началась постоянная эксплуатация этого участка дороги.

Первый паровозный парк состоял из паровозов серии Р или «Русак».

Выпускались «Русаки», начиная с 1872 года, Русским акционерным обществом на петербургском Невском заводе. Этот паровоз имел мощность 300 л. с. , мог вести состав весом 250 тонн (т. е. 3-4 современных вагона), развивая скорость 15 км/час. Паровозы не имели электроосвещения. Освещались керосиновыми лампами и факелами, отопление котла было ручное. В депо повсеместно использовался ручной труд, механизации не было никакой.

В настоящее время локомотивные депо – это современные предприятия с высоким техническим уровнем производства и высокой культуры труда.

Здесь закалились славные трудовые коллективы, вносящие свой вклад в развитие дороги и производительных сил Сибири». (На снимке: депо ст. Мариинск. 1895 г).

Мариинск процветал, хотя на приисках округа «золотая лихорадка» давно миновала. Теперь жизнь вдохнула железная дорога. Станция со всеми постройками располагалась в полуверсте от города. На станции было выстроено пассажирское здание 3 – го класса. Имелось 20 открытых и 10 крытых торговых платформ. Здесь были продолжительные стоянки поездов, шла заправка локомотивов. Осуществлялись также грузовые операции: с проведением Сибирской железной дороги хлеб, полученный в округе, активно закупался и вывозился.

«До проведения железной дороги у зажиточных крестьян хлеб годами лежал в кладях не облаченным, так как амбары были полны зерном, и его некуда было ссыпать. Мед годами стоял в бадьях по амбарам.

Мужик решительно ничего не знал за пределами своей околицы, ничего не слышал о том, что делается на белом свете.

Прошла железная дорога и вихрем ворвалась в деревню, требуя от нее рабочих рук, поставок хлеба, скота, различных продуктов, выбрасывая в деревню густые массы новых пришлых людей, ищущих земли и требующих потесниться »

Сибирская железная дорога имела огромное значение для проникновения русского и иностранного капитала.

«Редкий день проходит без того, чтобы не являлись различные люди из всех Европейских стран наводить справки. Интересовались хлебным экспортом, скотоводством, торговлей маслом, мехами и другим. Одни интересовались потреблением различных предметов с целью предложить сбыт европейских товаров, другие наоборот, икали для себя возможности приобретать и вывозить дешевое сырье»

Таким образом, можно уверенно сказать, что именно Транссибирская магистраль дала «третье дыхание» городу (второе – добыча золота, первое – Сибирский тракт).

Изменился социальный состав населения Мариинска кроме крестьян и ремесленников, лавочников и купцов в городе появилась прослойка рабочих и служащих, чиновников и подрядчиков. Изменился количественный состав города, за 50 лет (с 1860 по 1910 годы) город увеличил свое население в 4,5 раза.

Изменился культурный облик города. Открылись медицинские учреждения. Уделялось определенное внимание и развитию образования. В 1903 году было открыто железнодорожное училище. В 1898 г. пущен в эксплуатацию телеграф. Облик города менялся

Таким образом, мы рассмотрели в своей работе историю становления города Мариинска.

В 1698 году на пологом берегу реки Кии, рядом со стойбищем селькупов появилось первое поселение. Поселение названное Кийским, дом за домом разрасталось.

Во второй половине XVIII века на 205 версте от г. Томска через село Кийское прошел Московско-Иркутский тракт. Это послужило толчком для роста и развития села. Здесь возникли постоялые дворы, трактиры, харчевни. Жители поселения кроме землепашества, охоты и рыболовства активно занимались извозом, возникло и ремесленничество.

Дальнейший импульс росту и развитию села Кийского дали открытие в верховьях реки Кии и на ее притоках месторождения россыпного и рудного золота.

«Золотая лихорадка» сделала село Кийское торговым центром и перевалочной базой между Томском и золотыми приисками.

В 1856 году Кийское получило статус окружного города, с этого времени и началась биография собственного города. В июне 1857 года город Кийск по Высочайшему царскому указу получил название – Мариинск.

Дальнейшее развитие города связано со строительством Транссибирской железнодорожной магистрали. С этого момента изменился социальный состав населения Мариинска. Станция Мариинск с первого дня своего существования приобрело большое значение, отсюда отправлялось много хлеба, мяса, шерсти и другой продукции.

В 30-е годы начинает зарождаться промышленность: построен лесозавод, спиртзавод, мелкие разрозненные кустарные мастерские, организуются промартели, впоследствии на базе этих артелей возникли такие предприятия, как швейная фабрика, трикотажная фабрика, Ново – Мариинский леспромхоз, завод металлоизделий и другие.

Работа по истории Мариинска ограничена рамками, но история города на этом не закончилась. Мариинск не находился на территории охваченной Великой Отечественной войной, но она оставила в его истории заметный след: 7,5 тысяч мариинцев не вернулись к мирной жизни.

Мариинску не приходилось возводить разрушенное войной, но на восстановление народного хозяйства был потрачен не один год. 60 – 70-е годы - первая половина 80-х годов - это четверть века наиболее благоприятна для разностороннего развития города: были построены новые промышленные предприятия, колхозы превращались в совхозы, строились новые школы, детские сады, клубы и так далее.

Следующий этап в развитии города вторая половина 80-х годов – начало перестройки. Результатом ее оказался полнейший развал экономических основ города: банкротство основных предприятий, разграбление материальных ценностей, как следствие этого - безработица и другие отрицательные социальные факторы. В настоящее время идут поиски путей и источники возрождения города.

Городские власти в перспективе связывают надежды с малым бизнесом

Намечены мероприятия по развитию социальной сферы по таким направлениям, как образование, здравоохранение, культура, молодежная политика, социальная защита населения, содействия занятости населения.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)