Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

История и культура русской деревни Жилой Рудник

<<Если в прошлое выстрелить из винтовки, будущее выстрелит в тебя из пушки>> писал Р. Галутов. У человека, которого нет прошлого, нет и будущего. Мы всегда стремимся узнать о своем прошлом. Ведь любой человек, даже равнодушный к земле, на которой родился и вырос, должен знать о прошлом тех мест, где жили его предки, представлять себе их прошлое.

Меня с детства волновали истории возникновения своей деревни и близлежащих деревень. Я хотела узнать об их происхождениях, о людях, которые там проживали.

Больше всего меня заинтересовала добыча медных руд на нашей местности. Я часто думаю том, если добыча руд продолжалась и по сей день, то какой бы была наша местность. Какое бы было экологическое состояние этих мест?

Меня интересовал вопрос: <<каково происхождение деревни Рудник? Где его корень, истоки, начало?>>. Я попыталась ответить на эти вопросы, опираясь фактам, легендам и преданиям.

История и культура русской деревни Жилой Рудник Республики Татарстан

Происхождение деревни

Название любой местности связано с его историческим прошлым. Поэтому я первым делом решила узнать, откуда взялось название деревни <<Жилой Рудник>>.

В начале 17 века близ деревни Большой Кукмор были найдены залежи медных руд. Разработка медных руд способствовала возникновению деревни. Эту деревню прозвали РУДНИК, а потом Жилой Рудник.

Специально из Подмосковья для добычи руды прибыли русские переселенцы. Они, видимо были родственниками, так как в деревне проживают многие из рода Родыгиных и Трухиных. Местожительство рудодобытчиков называли <<Починок>>. Оно представляло собой длинную улицу, которая протянулась до соседней деревни Янцобино. Позднее восточнее Починка основывается деревня Жилой Рудник.

Существенное значение для сложения форм культуры и быта русского населения в Татарстане имели природно-географические и хозяйственные условия. Разнообразие климатических и почвенных условий, ландшафта наложило известный отпечаток на материальную культуру русских, пришедших в наши края из других областей страны, где природные условия были иными. В. В. Егерев писал, что расселение русских среди других народностей, в других климатических и иных условиях могло вызвать изменение в укладе жизни вообще и в частности в материальной культуре, а поэтому старые традиционные приемы могли постепенно перерождаться в новые, более отвечающие местным условиям. Борьба с суровой, скудной природой, необходимость на каждом шагу преодолевать препятствия и затруднения выработали в характере русских черты, которых нет у других, живущих в более благоприятных условиях. Суровая обстановка жизни сделала его терпеливым в борьбе с лишениями, невзгодами и малотребовательным к благам жизни.

Русский народ оказал большое влияние на культуру и быт местных народов, способствовал развитию производительных сил края. Русские крестьяне принесли с собой более передовые методы ведения хозяйства. Татары, например, под влиянием русских крестьян развили огородничество, восприняли целый ряд предметов домашнего обихода и одежды: стулья, столы, шкафы для хранения посуды, русские валяные сапоги, вязаные чулки и пр.

Татарская демократическая литература, печать, театр, музыка и другие отрасли культуры обязаны своим развитием воздействию русской культуры: <<именно она была для передовой татарской культуры маяком, освещающим путь>>. Русские специалисты помогли татарскому народу создать и развить целые отрасли искусства, такие как живопись и скульптура. Татарский поэт Г. Тукай писал:

С русскими мы в веках породнились,

Словарем, языком обменялись,

Одни песни у нас родились

И события одни воспевались.

Жители деревни Жилой Рудник оказались в меньшинстве среди окружающего нерусского населения, поэтому русские хорошо усвоили местный язык и различные бытовые особенности.

Улица деревни Ж. Рудник

Жители и их обычаи

По словам Родыгиной Юлии Владимировны, семьи жили очень дружно и весело. <<В деревне тогда были все неграмотные, не могли сами расписаться. Да и собственно - где было расписываться-то? Мои родители тоже были неграмотные. Но вот запомнилось, люди, необра - зованные - а какие вежливые! Культура от природы, види - мо. Всегда уже поздороваются друг с другом, поклонятся, шапку снимут. И не ругались матом как сейчас. Это был и грех большой, и осуждалось - ведь на деревне всё-всё друг про друга знали. Вот известно будет - живо осудят за та - кое!>> У нас были свои праздники и обряды. Например, некоторые из них:

1 Января - Новый год. Конечно же, любили этот праздник. На Новый год вокруг празднично украшенной ёлки собирали всех детишек, угощали весь народ, дарили подарки. Пекли пироги, веселились и танцевали. Встречали Новый год.

7 января - Рождество. Ходили, друг к другу в гости, накрывали столы. На рождество раздавали подарки всем. Рождество считалось святым праздником. Праздник продолжался 5 дней.

Пасха. Этот праздник особенно отличался от других. Все жители Рудника красили яйца, делая узоры, раздавали их родным. И, конечно же, делали куличи. Плясали, пели и играли в гармошку.

<<Троица - земля травой покроется>> говорят старожилы. Праздник этот проводился весной. В этот день все ходили в лес. Один из мужчин срубил березку (или сучок), а женщины и дети наряжали её самодельными цветками, вешали разноцветные ленты. Кто-то из мужчин нес березку по всей деревне, сзади был хоровод, пели песни про Троицу, плясали и веселились.

Петров день - 12 июля. Вся деревня поднималась в рощу. Сначала каждая семья сидела отдельно, а потом все собирались вместе: играли, танцевали, делали хороводы, веселились.

3 августа - Ильин день. В этот день все отдыхали, старались ничего не делать. Женщины дома пекли пироги, а молодёжь, ходила по улице.

- Ой, как здесь было интересно раньше, - с грустью вздыхает Юлия Владимировна, поглядев на пустые улицы>>. По словам старожилов, я поняла, что деревня умела и работать, и отдыхать в свое время. Кирпичные дома были. Дома большие, были и двухэтажные. << У нас жили хорошо,- говорит Юлия Владимировна, потому что работали. Как ни глянешь, в каж - дом доме то столяр, то овчинник. Лапти плели. Портные были, шили одежду. Пчеловодством занимались. Пчелы были у многих>>.

Известно, что в начале 20 века в Руднике проживало 118 мужчин и 120 женщин. Действовал небольшой кирпичный завод, было несколько магазинов, четыре часовни. В годы коллективизации деревня, состоящая из 61 хозяйства, стала распадаться: многие покинули деревню. В деревне, которая до 1953 года относилась к Малмыжскому уезду, к началу 60-ых годов оставалось где-то около 30 дворов. Деревня, как правило, хорошо была вписана в излучину реки, подножие холма, склон оврага. Дома ориентировались на реку, дорогу (причем эта дорога чаще всего не была пыль - ной и грязной). Архитектурным центром села чаще всего бы - ла удачно поставленная на пригорке церковь. Об этом помнят многие. <<Деревня, в которой я родилась, была очень кра - сивая, избы над рекою, у самой воды - баньки, амбары, а на холме - церковь. Избы были просторные, добротные с летними горницами. Ставились они обычно лицом к реке или к дороге>>, - вспоминает Родыгина Юлия Владимировна.

Во второй половине 20 века постепенно стали поселяться и татары. Первым, кто поселился, были Исрафилов Исмагиль, Миннеханов Галимзян, Назипов Халик. Русских оставалось всё меньше. Коренное население деревни со временем переселилось в более Центральные районы республики (в основном в Кукмор, в Казань). После переселения деревенских в Кукмор, Кукмор стал называться Русским Кукмором. А соседнюю деревню в народе называли <<Татарским Кукмором>>. Часть населения, живет, и по сей день. Русские и татары живут дружно, уважают традиции, обряды своих соседей. Жители-татары отличаются от татар близлежащих деревень тем, что они переняли обычаи и культуру русского народа. Любят ходить за грибами, ягодами, выращивают овощи и занимаются солением.

Деревня вырастила многих: учителей, медиков. Известный на всю страну своими песнями << Едут новоселы>>, << Голубянушка>> композитор Евгений Родыгин тоже из Рудника. Их дом находился там, где сейчас проживает семья Нигматзяновых. Говорят, что сам Е. Родыгин рано покинул родительское гнездо.

В годы борьбы с кулаками многие жители покинули деревню. Они, наверное, заранее предвидели, что ждет их. В эти годы И. Д. Родыгина арестовали. Нам неизвестно ни его судьба, ни его жены. А Михаил Родыгин, говорят, избежал репрессии. С начала 90-х годов в деревне снова началось оживление, стали воздвигаться добротные дома, коттеджи. Дороги заасфальтировали, в дома подвели воду, газ. Есть магазин, из райцентра ходит автобус. Построили хороший мост.

Природа деревни Жилой Рудник

Природный мир этого края особенный. Выходя на улицу, слышишь тихое журчание речки. Гуляя по улице наслаждаешься веселым шелестом листьев, прохладным веяньем свежего воздуха.

В деревне есть речка - <<раца>>, которая протекает по всей деревне и впадает в Нурминку. Она особенно интересна в моменты весеннего разлива. На берегу речки рядом с ивами стоят столетние, вековые тополя, которые предают красоту всей деревне. Так называемая <<раца>> находится в двух местах. И называются они <<большая>> и <<маленькая>>.

Сосновый лес деревни Жилой Рудник составляет 30 га. Лес - уникальное природное явление. Нам надо беречь лес. Трудно даже представить жизнь без него.

Ещё труднее её представить без озер, речек и родников. За валяльной фабрикой деревни Рудник когда-то было большое озеро, соединенное с рекой <<Нурминка>>. Говорят, что прилетали сюда и лебеди. Когда оно высохло - точно неизвестно. Это озеро было Ивана Родыгина. Озера не стало, наверное, тогда, когда не стало хозяев и перестали ухаживать за родниками, колодцами. И как память об этом озере между валяющимися высохшими тополиными ветками сочатся воды небольшого родничка, словно слезы несправедливо наказанного хозяина. В честь него этого ключика прозвали <<Родник богатого Ивана>> (Его арестовали в годы борьбы с кулаками).

В Руднике есть 4 родника. Но их названий никто точно не знает, а назвали их в честь тех, кто за ними ухаживает. Вот родник двух сестер. Они организовывают чистку, ремонт. Внешне родник не очень привлекателен, но сельчане нуждаются в нем. Родник питает своими водами и реку Нурминку.

Кукмор: история в меди

Когда в Руднике были найдены залежи медных руд, Большой Кукмор получил название <<завод Кукмор>>. Медеплавильные мануфактуры занимали большое место в промышленности того времени. Продукция их охотно приобреталась казной, главным образом для военных целей и монетного двора.

В 18 веке, когда потребность в меди сильно возросла, в Кукморе возник завод купца Абсалямова, производительность его достигла до 1600 пудов в год. Вольнонаемные рабочие и приписанные заводу крестьяне добывали медь в Ж. Руднике и возили руду на завод, заготовляли топливо. Оплата рабочих была низкой. Кукморский медеплавильный завод снабжал боевыми средствами добровольцев Отечественной Войны. Только за 22 года завод выплавил более 50 тыс. пудов меди. После закрытия завода, на его месте, возникло частное предприятие по изготовлению медной посуды.

К концу 19 века село Кукмор становится центром кустарной промышленности. В 1870 году братьями Комаровыми здесь была создана валяльно-обувная фабрика. После появились валяльные фабрики купцов Родыгина и Вавилова.

Иван Дмитриевич Родыгин - один из братьев, который в 1886 году организовал <<Товарищество братьев Родыгиных>>. В Кукморе валяльная фабрика, работающая на пару, принадлежала брату Михаилу, а в Руднике - Ивану Дмитриевичу. Известно, что фабрика была размещена там, где раньше находилась пасека и ныне стоит дом И. Хабибуллина и что в них в поте лица трудились около 400 рабочих из окрестных деревень.

- <<Сколько было надомников - не знаю, говорила Глафира Павловна. Моя мама Елизавета Константинова - одна из них. Я помню, как она сидела, вышивала на прорезанных бурках, валенках красными нитками. За одну пару обуви тогда выплачивали 10-15 коп.

Бабушка же, в своем доме пекла хлеб для рабочих. Удивительно, как она одна успевала на всё. Горячий хлеб предлагали отведать рабочим, приехавшим на лошадях за выпечкой. Рабочие также осуществляли систематический контроль и за качеством продукции, поступившей в столовую (масло, мясо, молоко).

Известно, что прачкой в доме хозяина работала женщина, которую звали Душа-сирота. Она рано осталась без мужа с двумя малыми детьми, поэтому к ней прилипло это прозвище. Семья Валерьяна Родыгина занималась торговлей и жила зажиточна. Супругу звали Марией, детей - Леонид, Ольга, Михаил и Мария. Внизу двухэтажного дома находился кирпичный подвал. В подвале был магазин, который отличался многообразием товаров.

Семья Петра Ефимовича Родыгина занималась продажей испеченного хлеба, выращенного на надельной земле. Реализовывали хлеб в соседних деревнях, в основном возили в Китяк. Была у них, печь, в которой можно было печь сразу целых 9 буханок. Зерно молили на мельницах близлежащих деревень Качимир или Йолгыш (Иске Юрт).

Там, где сейчас проживает С. Закиров, стоял дом кузнеца Ивана Родыгина. Вокруг его дома выстроились амбары - клети, где хранились кадками мед, масло. Удивительно большой плодовый сад был у них, еще они держали много скотины.

Также и во дворе Валерьяна Родыгина до 1952 года держали колхозных лошадей (дом перешел в распоряжение государства, после того, как арестовали Михаила, а отца и матери не было в живых). Был раскинувшийся яблоневый сад у дома. Там же выращивалась рассада капусты, помидоров для колхозного огорода. Долгие годы здесь располагалась колхозная пасека. В 1990 году этот дом разобрали. Над подвалом построили сарай для хранения ульев. Теперь этот дом принадлежит частнику>>.

Почему же медные руды Кукмора потеряли свою промышленную ценность? На этот вопрос дали ответ ученые-геологи. Исследованиями профессора М. Э. Ноинского, М. Миропольского и других было установлено, что месторождение медных руд Татарии в связи с рассеянностью и разобщенностью рудных выделений относятся к типу убогих. Отдельно же обогащенные рудными выделениями участки обычно маломощны и невелики по протяженности. При наличии на Урале и других местах Советского Союза более мощных, концентрированных месторождений меди разработка залежей медных руд в Татарии нерентабельна.

Однако в районе и до настоящего времени сохранилсь следы медеплавильного производства. В северо-западной части Кукморского района можно встретить обвалившиеся, полузасыпанные штольни, нагромождения заросших пустых пород и кучи шлака. Житель деревни Рудник Юрий Николаевич Родыгин вспоминает:

- <<Возможно, именно на месте нашего дома был завод, потому что на огороде много шлака>>. Сегодня под столетними деревьями можно увидеть полузасыпанные штольни. Здесь сейчас сосновый лес. Лес был посажен в начале 20 века. Сегодня здесь совсем другая картина. Люди каждый год собирают грибы, ягоды на зиму. Воздух в деревне и поблизости чистый, природа очень красивая.

История добычи меди в Татарстане

Добыча меди на территории современного Татарстана берет свое начало в III-II тыс. до н. э. В погребениях приказанской культуры (XVI-IX в. в. до н. э. ) неоднократно были обнаружены изготовленные из бронзы украшения, орудия труда, оружие, а также тигли, льячки, запасы медной руды. Определенного расцвета бронзовая металлургия достигла в материальной культуре ананьинских племен (VIII-V в. в. до н. э. ) и сменившей ее культуре народа, вошедшего в историю под названием <<пермская чудь>> (начиная с II-I в. в. до н. э. ). Позднее, медистые песчаники активно разрабатывали булгары (XIII-XVI в. в. ), вытеснившие прочие племена. Следы бывших булгарских плавильных ям и разработок можно видеть в Буинском, Тетюшском, Елабужском, Мамадышском районах Татарстана.

После взятия Казани Иваном Грозным, начался новый этап освоения меднорудных месторождений. Уже в самом начале XVII века Московское государство, озабоченное созданием собственной горной промышленности, посылает на Каму русских и иностранных рудознатцев. Однако опыт в поисках руды был небольшой, и первый завод, открытый к востоку от Казани (ныне Мамадышский район) в 1653г. , в скором времени прекратил работу, исчерпав все найденные в окрестностях запасы.

В 1689г. севернее Елабуги на р. Сарали был основан Саралинский завод, но и он к началу XVIII века пришел в упадок. В 1711 г. по Каме были расселены значительные партии шведских военнопленных, захваченных в ходе Северной войны. Среди них оказалось несколько горных мастеров, которые обнаружили довольно большие запасы руды. С разрешения Елабужского начальства они восстановили печи Сарайлинского завода и начали производить металл. К этому времени относится и начало активной разработки медных месторождений как вокруг завода, так и на луговой части Камы. Шведы были заняты и на производстве, и на самих рудниках. В 1720 г. работой шведов оказался очень доволен осмотревший производство В. Н. Татищев. Впоследствии он много сделал для их привлечения на горные промыслы. Несмотря на это, по окончании Северной войны в 1721г. многие из военнопленных вернулись на родину, а начатое ими горное дело было с успехом продолжено русскими промышленниками. В последующие десятилетия было открыто 17 медных заводов, начали действовать сотни рудников. В горной промышленности были заняты тысячи крепостных крестьян, непосредственно приписанных к приискам и заводам. К началу XIX века на описываемой территории эксплуатировалось свыше 1400 медных рудников. Однако к середине XIX в. заводы, не выдержав конкуренции с уральскими, стали закрываться.

Последними попытками возродить добычу меди полукустарным способом стали работы предпринимателя Ушкова, который на рубеже XIX-XX в. в. вел активную разведку руд в Кукморском и Мамадышском районах. В XX столетии изыскания, неоднократно организованные Татсовнархозом, Казанским университетом и Московским геологическим трестом на предмет возможности промышленной добычи меди, показали ее скудные по современным меркам запасы.

Жилой Рудник - сегодня

По сравнению 50-х годов прошлого столетия деревня Жилой Рудник очень изменился. Увеличилось количество хозяйств, население.

Положительный естественный прирост имеет значение для демографической ситуации России.

Среди жителей деревни Жилой Рудник были верующие баптисты. Баптизм, это наиболее раннее и влиятельное новообразование, выросшее на почве протестантизма.

Название этой секты происходит от греческого слова "баптизо" (что значит погружать в воду), означавшего первоначальный способ крещения христиан.

Баптизм как самостоятельное религиозное течение оформился в Англии в начале XVII в. как оппозиция официальной англиканской церкви. Первая община баптистов в Англии появилась в 1612 г. , в 1644 г. был опубликован манифест 7 баптистских общин Лондона. В Америке первая баптистская община была основана в 1639 г. Р. Уильямсом, в Германии - в 1834 г. В 1905 г. Образовался "Всемирный союз баптистов", который объединил 7 млн. членов. В 1956 г. насчитывалось около 2-2 млн. баптистов, из которых 19 млн. в Северной Америке, главным образом в США, и 1,2 млн. в Европе, из них в Англии - 340 тыс. Всемирный совет баптистов находится в Вашингтоне (США). В России баптизм появился в 60-х годах XIX в. и распространился на территории Южной Украины, Закавказья, Поволжья. В 1916 г. в России насчитывалось около 60 тыс. баптистов. Возможно, переселенцы с Московской области и привезли веру пятидесятников в деревню Жилой Рудник. Как раз по этому направлению первый житель деревни Жилой Рудник Родигин Володя эмигрировал в Америку со своей семьей. Это было в 1994 году. Затем он позвал к себе и двоюродного брата Трухина Алексея. Теперь эмигрировавших в Америку из деревни Жилой Рудник около 30-ти человек, если учесть, родившихся в Америке.

В моем сознании часто возникает вопрос: а как же жили здесь раньше, в прошлом? Откинув завесу времени, я пыталась взглянуть на события тех времен. Время стирает воспоминания, только выросшие, там старые липы шумят, словно тоскуют об этом времени.

В течение своей научной работы, узнала много нового и интересного. Узнала имена основателей, об их жизни. Узнала существовавшие промышленные отрасли. Так же узнала, что залежи медных руд на территории до настоящего времени сохранились следы медеплавильного производства, которые очень ухудшило экономическое состояние окружающей среды. Это состояние улучшилось в результате посадки соснового леса.

В итоге можно сказать, что нужно глубже изучить историю поселения старинной усадьбы, историю медеплавильного производства деревни. А так же нужно беречь родную природу: лес, озера, реки.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)