Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

История ливенской гармоники

Играет «Ливенка» раздолье

На все лады, святая Русь!

В ромашках выгон, жито в поле-

Какая может быть тут грусть!

Сергей Есенин

Без всякого преувеличения ливенскую гармонику можно назвать жемчужиной среди народных инструментов подобного рода. Если бы гармошка умела говорить, она бы поведала о том, как родилась в руках талантливого мастера, впервые «заговорила» звонким красивым голосом, как покорила душу исполнителя, заполонила сердца слушателей. О ней писали великие писатели: Н. Лесков, И. Бунин, К. Паустовский, С. Леонов, посвящали восхищенные строки поэты: С. Есенин, Д. Блынский, М. Беляев, ее любил простой люд. По преданию, на конные ярмарки в Ливны приезжал Лев Толстой, который любил послушать ливенку.

Певунья – «Ливенка» старинный инструмент, простой и легко доступный для музыканта, она появилась на свет около 150 лет назад и является одним из начальных вариантов русской ручной гармоники. Скудность источников не позволяет с точностью осветить вопросы времени появления инструмента и первых мастеров – создателей.

Тульские мастера наладили производство гармоники в 1860 по образцу с немецким музыкальным строем, у которого был один недостаток: в жиме и разжиме мехов исходил звук разной высоты. Ливенские мастера этот недостаток устранили, они сделали так, что при смене меха стали звучать одинаковые звуки, увеличили количество клавиш, сделали корпус. И тем самым, по сути, создали новый оригинальный инструмент прогрессивной конструкции.

Ливенские мастера рассказали, что в конце 19 века гармоника изготавливалась только кустарным способом в окрестных деревнях Сосновке и Речице некими Тюриным и Нечаевым. Широко использовалась специализация, когда разные люди отдельно изготавливали планки, корпуса, пружинкиГотовые детали продавались скрепщикам, которые и осуществляли окончательную сборку и настройку инструмента, на свой вкус и манеру осуществляли отделку.

Устройство и размеры «Ливенки»

Сначала «Ливенка» была одноголосой, позже инструмент начал появляться двух- и трехголосым, т. е. при нажатии одной клавиши открывались два-три клапана и звучали 2-3 звука в октаву.

На правой клавиатуре располагалось в один ряд 15 кнопочек. На левой клавиатуре было всего 5 «лапочек» - одиночных басов. Их размещали на передней части корпуса так близко друг от друга, чтобы одним пальцем нажать 2-3 клавиши, и в зависимости от расположения звучали кварта или трезвучие. С другой стороны корпуса находились 2-3 клавиши, настроенные во 2-ой или 1-й малой октавах – по договоренности мастера и заказчика – назывались хрипками. В верхней части встраивался дополнительный клапан – писчик, настроенный во второй октаве. Здесь же, на тыльной части гармоники, находился клапан шестерик.

Размеры гармоники были разными, в зависимости от диапазона правой клавиатуры – 22-30 см, высоты и 8-9 ширины. Число Борин (складок) у «Ливенки» достигает 40, и меха могут быть растянуты до двух метров, так что ими можно опоясаться. Именно меха придают экзотическую самобытность инструменту.

Плечевых ремней на нашей «Ливенке» отсутствуют, на обратной стороне грифа правой клавиатуры крепится ремешок (петля) для большого пальца правой руки. С левой стороны торца крышки прикреплен неширокий ремешок для левой руки. Корпус гармошки щедро украшался орнаментом из соломки, вставляли зеркальце, расписывали красками. Кустарно выполненный инструмент стоил довольно дорого, по воспоминаниям старожилов в 1914 году «Ливенка» в городе Орле стоила 22 руб. , что было довольно дорого.

Популярность гармоники была столь велика, что ее производство не успевало за спросом. Сработал закон рынка, когда спрос форсирует предложение, и вот уже производство «Ливенки» осуществляется в городе Орле на велосипедном заводе. Налаживается ее выпуск в мастерских и цехах крупных предприятий различных городов России. Себестоимость инструмента резко снижается, гармоники становятся доступными широкому кругу любителей. В 1914-15 годах владелец фабрики музыкальных инструментов в Петрограде Н. Кошелев выпустил рекламу своей продукции. На ней красовалась гармонь – «Ливенка». Цена самого дешевого инструмента – 2 руб. 50 коп. , самого дорогого – 12 руб.

Гармошка «Ливенка»

В начале ХХ столетия «Ливенка» достигла наибольшей славы. Она распространилась по всей европейской части России и шагнула за Урал. И хотя музыкальные возможности инструмента были ограничены, эффект достигался виртуозной игрой с выделыванием различных фигур при растягивании мехов головой, за спиной, а отдельные виртуозы умудрялись во время исполнения совершать прыжки через растянутые меха. Гармонисты с различных улиц похвалялись игрой друг перед другом. Владение мехом считалось высшим шиком. У каждого гармониста имелись свои приемы игры: веером, змейкой, забором, с подтехом и т. д. В каждой деревне, слободе были свои напевы, пляски и наигрыши.

Старожилы вспоминают, что «Ливенка» была не просто музыкальным инструментом для многих людей, а являлась непременным атрибутом их повседневной жизни. Например, сватовство и ухаживание не обходилось без гармошки. Отправляясь к возлюбленной, жених томно наигрывал первую часть «Ливенских страданий», которая называлась «К ней». Если невеста давала согласие, гармонист весело принимался за вторую часть - «От нее». При отказе парень, придя домой, рвал гармошку и заказывал новую – со старым инструментом к другой возлюбленной ходить было не принято. Гармонист был необходим как на свадьбе, так и на любой другой гулянке. Приходило время набора в армию, и опять призывники брались за гармонику. На этот случай игралась своя плясовая, которая называлась «Годный». Недаром именно в 1914 году Сергей Есенин написал хорошо известные нам строки:

По селу тропинкой кривенькой

В летний вечер голубой

Рекрута ходили с «Ливенкой»

Разухабистой гурьбой.

Размахнув кудрями русыми,

В пляс пускались весело.

Девки брякали им бусами,

Зазывали за село.

По селу тропинкой кривенькой,

Ободравшись о пеньки,

Рекрута играли в «Ливенку»

Про остальные деньки.

Драматично складывалась судьба инструмента. Появились более совершенные елецкие рояльные гармошки, хромки, баяны. С освоением баяна мода на ливенку у молодежи проходит, но она осталась любимицей старшего поколения. Однако были временные взлеты. 17 октября 1926 года в Ленинграде в актовом зале Смольного состоялся первый всесоюзный конкурс исполнителей на народных музыкальных инструментах. На нем выступал ливенец Юрий Печников, который играл на «Ливенке». Когда он растянул меха, зал буквально ахнул и долго не отпускал со сцены талантливого музыканта. В этом же году 10 «Ливенок», отличных одна от другой, были представлены на первой Всесоюзной выставке музыкальных инструментов СССР в Москве. Приблизительно в это же время руководитель хора им. Пятницкого композитор В. Г. Захаров образовал группу из 45 человек, в которой наряду с тальянкой, саратовской гармошкой нашла свое место и «Ливенка».

Но изменчивая мода неукротимо клонилась к баяну, и перед Великой Отечественной войной в нашем районе осталось лишь несколько мастеров, которые оставались верными своему делу и могли изготовить уникальный инструмент – «Ливенку».

Мастера, которые создавали «Ливенку»

Искусным мастером и прекрасным исполнителем считался человек по прозвищу Крест, к сожалению, его настоящие фамилия и имя не сохранились. По преданию он играл на «Ливенке» для Льва Толстого, посетившего в 1900 году ливенскую десятую ярмарку. Гремели в округе фамилии гармонных дел мастеров А. Ф. Ершова из Парахино (он привил любовь к "ливенке умельцу К. Ф. Кудрявых), И. И. Грудева из Беломестной слободы, открывшего гармонную мастерскую в Орле, В. Н. Мартынова из Стрелецкой слободы.

Патриархом гармоники по праву можно назвать Е. Ф. Занина, освоившего гармонное ремесло еще в середине 19 века. Он основоположник династии Заниных, мастеров, исполнителей и популяризаторов самобытной гармоники: сына Федора, внука Ивана, правнука Валентина. Именно Валентин Иванович Занин в 1964 году спас для русской культуры от полного забвения уникальную гармонику. Он вспоминал: « Еще в детстве отец научил меня играть на ливенке. После войны в Ливнах открылся Дом культуры, и я пошел туда работать баянистом. Потом хор организовал. Все это время у меня была мечта - раздобыть инструменты и создать ансамбль ливенских гармошек. Я стал разыскивать следы прежних мастеров: не остались ли в их семьях инструменты? Мне сказали, что в соседней деревне Остров жил знаменитый гармонист Крест. Отыскал я его сына, и – о радость! Нашлась у него полуразвалившаяся гармоника с характерной инкрустацией – соломенным набором на планках. Драгоценная находка воодушевила на новые поиски, и вскоре в селе Сергиевка я купил еще две старые гармоники. Впоследствии вместе с Петром Осиповичем Грудевым привели в порядок найденные инструменты, а розыски продолжали. Нашли еще несколько ливенок.

Нам приходилось основательно трудиться, так как каждый мастер делал гармошку на свой лад, в своей тональности. Но и эту трудность преодолели. А пока ремонтировали и налаживали инструменты, сами научились их делать».

Ансамбль «Ливенские гармошки»

Имея на руках 11 инструментов, Занин приступил к созданию ансамбля. В это время в ансамбль вошли П. О. Грудев, Ф. Е. Гончаров, П. И. Удовыдченков, К. Я. Киселев, И. Е. Мартынов, С. И. Кистровский, И. А. Окороков, П. О. Влодя. На самой маленькой «Ливенке» играл четырехлетний сын Валентина Ивановича Занина Игорь. Помимо 11 гармонистов Занин ввел в ансамбль баян, двух балалаечников, двух ложечников и ударные инструменты: трензель, бубен, трещотку, а позднее балалайку - контрабас и три балалайки примы. В выборе репертуара затруднений не было. Играли местные фольклорные мелодии. В октябре 1964 года в районном Доме культуры состоялся первый концерт ансамбля. В 1965 году ансамбль выступил в Кремлевском Дворце съездов. В 1967 году в Воронеже «Ливенские гармошки» становятся победителями Всесоюзного фестиваля. Поразительно то, что в ансамбле, который достиг столь знаменитых творческих высот, не было ни одного профессионального музыканта. «Кроме моего отца, Занина В. И. , никто не знал музыкальной грамоты» - вспоминает его сын Игорь. В 1974 году Занина В. И. не стало. Вторым руководителем «Ливенских гармошек» стал Москвин Е. И.

С 1976 года вплоть до настоящего времени ансамблем руководит Виталий Михайлович Демидов. При нем состав участников вырос до 25 человек. На современном этапе ансамбль претерпел очередные структурные изменения. Его костяк теперь составляют профессиональные музыканты. По-прежнему «Ливенские гармошки» пользуются большой популярностью, получают такое количество наград, какого нет ни у одного коллектива в области» – рассказывает руководитель ансамбля.

В. И. Занин отыскал в Беломестном последнего мастера Н. И. Нестерова, который со своим учеником К. Ф. Кудрявых приступил к ремонту и настройке «Ливенок». Не смотря на наши поиски, никаких сведений о Н. И. Нестерове нам найти не удалось. О судьбе и мастерстве Кудрявых К. Ф. мы смогли собрать сведения.

Константин Федорович уроженец села Парахино. В 14 лет он освоил очень нужную профессию печника. Однажды юный Константин перекладывал печь Ершову в соседней деревне и с интересом наблюдал, как хозяин мастерил очередную ливенку. Заметив любопытство паренька, Ершов раскрыл ему некоторые секреты. Интерес к инструменту возрастал и перед войной Константин купил себе «Ливенку». Гармошка дарила ему радость, разнообразила повседневный быт и скрашивала тяжелые будни на фронте. С войны Кудрявых К. Ф.

Мастерская по изготовлению музыкального инструмента ли- венки

Кудрявых вернулся инвалидом. Награжден медалями: «За отвагу», «За взятие Кенигсберга», «За боевые заслуги». Долгожданным делом сумел заняться только после фронта, прибегнув к опыту Н. И. Нестерова. А в дальнейшем стал основным мастером по ремонту и изготовлению гармоник. В 1975 году, перед поездкой в Берлин, Кудрявых К. Ф. создал новый вариант гармоники – хроматическую ливенку. К миксолидийскому ладу были добавлены на 2-м ряду хроматические звуки, что существенно обогатило возможности исполнителя. На «Ливенке» стало возможно сыграть практически все.

Прошло время, но промысел уникальной гармоники жив. В 1993 году в Ливнах всерьез задумались о судьбе инструмента. Тогда и появилась идея создания мастерской, где должны были «оживить» гармошку, придать ей современный статус. Вскоре мастерская получила здание по ул. Карла Маркса. Нынешняя заведующая Нина Вениаминовна Павлова, ее предшественник Иван Иванович Кудинов, мастер-сборщик Светлана Николаевна Бухтиярова были первыми, кто ступил на благородную стезю по возрождению инструмента. Учились у старых мастеров – Михаила Васильевича Мохова и Дмитрия Васильевича Сопова.

В настоящее время в мастерской работает небольшой коллектив. Среди сотрудников четкое распределение обязанностей. Но в конечном результате труды каждого мастера сливаются воедино, находя воплощение в очередном варианте певучего инструмента. Сначала «колдуют» над будущей гармошкой Сергей Дмитриевич Диденко, Светлана Бухтиярова, Нина Павлова и Николай Иванович Киселев. Они готовят детали: корпус, гриф, меха, фальшпанели, резонаторы и т. д. И внешний вид, и внутренняя «начинка» целиком и полностью является их творения. Корпус из липового дерева, гриф из бука или клена, меха из специального картона, кнопочки из пластмассы, уголки из металла. Сколько разных материалов используют в мастерской, чтобы изготовить очередной экземпляр гармошки, каждый уникальный по размеру, по росписи, и главное, со своим звучным, неповторимым голосом. Работа в мастерской в основном ручная. Но мастера работают и на деревообрабатывающем, сверлильном станках, используют в работе дрель и точило. Множество приспособлений сделали сами, придумали, изобрели, усовершенствовали. Творческая мысль работает неустанно и результат значительно облегчает трудоемкие процессы по изготовлению мелких деталей, без которых гармонь - не гармонь. Людмила Валерьевна Красова - художник. Она составляет колер, изобретает рисунки, расписывает корпус, покрывает изделие лаком. Рисунки не повторяются, они зависят от фантазии, настроения автора. А голос ливенке дают Игорь Валентинович Занин и Валерий Васильевич Морозов. Игорь Занин – младший сын создателя ансамбля «Ливенские гармошки» Валентина Ивановича Занина. Создать ливенку – упорный и дорогостоящий процесс, длящийся месяцами. В настоящее время помимо ливенок в мастерской занимаются изготовлением сувениров, которые обосновались в музеях и частных коллекциях Германии, Британии, Франции, Италии, Югославии, Шотландии и других стран Западной Европы. Ливенка подарена краеведческому музею города Ливны, Москвы, Перми, Арзамаса, Курска, Нижнего Новгорода, Струве, А. Солженицыну, Е. Г. Строеву, в Испании Артуро Бласко.

Распространение «Ливенки»

Возрождая традиции народного творчества, мы тем самым формируем культуру будущего. Ведь опираясь именно на фольклор, композиторы создают произведения, способные выдержать испытания временем. Инструмент ливенка уникален, это не стандартная продукция серийного производства. Она с начала до конца сработана руками мастера. Ливенцы сделали большое дело, они спасли для русской культуры гармошку ливенку, которая оказалась на грани полного исчезновения. Да, ливенку удалось вернуть из небытия, но сегодня ее судьба очень хрупка, инструмент потребует еще к себе много неравнодушного внимания и забот, чтобы через много лет не начинать все сначала.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)