Справки  ->  Поиск людей  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

История любви, или любовь ставшая историей

На эту удивительную историю мы наткнулись в результате «второго рождения» нашей школы. Школа №2 старейшее учебное заведение города Ленинска-Кузнецкого, ей практически 70 лет (была она построена в 1936 г. ). В 2004 г. в ней был осуществлен капитальный ремонт, в результате чего она превратилась в здание с современной отделкой и оснащением, равного которому пока нет в целом регионе.

У школы потрясающая история, к примеру, во время Великой Отечественной Войны в ней размещался эвакогоспиталь №1244.

На открытии в ноябре 2004г. присутствовало много гостей. Вот тут-то мы и познакомились с удивительной женщиной, чья судьба так крепко связана с жизнью школы №2. Эту трогательную, добрую и, наверное, все-таки счастливую историю мы и хотим вам рассказать.

Год 1941. Амилии Авшура – 17 лет. Едва окончив школу, она поступает на курсы медсестер. Девушка отчаянно рвется на фронт, но ей, дочери врага народа - расстрелянного в 1938 году, литовца по происхождению, а в Сибирь сосланного еще в годы коллективизации и раскулачивания, конечно же, в этом отказывают.

«Папу арестовали 26 января 1938 года» – вспоминает Амилия Георгиевна. «Мы долгое время не знали, где он, что с ним. Мама искала, делала запросы, но все было напрасно, а позже пришли документы, что отца уже нет в живых – его расстреляли как врага народа». Семья Авшура оказалась в очень тяжелом положении, жить было негде – ютились в старой баньке, у которой практически отсутствовала крыша, и совсем не было света. Еды и одежды также почти не было. Зато был страх, парализующий тело и душу - кто будет арестован следующим, очень боялись за единственного оставшегося в семье мужчину – шестнадцатилетнего брата Амилии. Но, несмотря на все это девочка продолжала учиться, учеба Амилии нравилась и удавалась. А в школе – в школе рано повзрослевшие дети даже и не думали стыдиться или дразнить Милю, уже тогда они сознавали: сегодня ты дочь врага народа, а завтра в такой же ситуации могу оказаться и я.

И в это тяжелейшее время, когда не было самого элементарного, когда по неделям не видели хлеба, когда в душе было столько обиды и горечи за несправедливо расстрелянного отца, за семью, за себя, Амилия не озлобилась, не опустила руки, не сломалась. Она продолжала любить и верить в свою страну, в скорую победу. И пусть её не пускают на фронт, она и здесь будет полезна, будет патриотом. Без сна и отдыха эта хрупкая девочка будет трудиться над ранеными. Когда на вокзал прибывал очередной эшелон, Миля с другими медсестрами кого на себе, кого на носилках доставляли раненых в госпиталь, который и располагался в здании школы №2, а затем были дежурства, перевязки, кровь, боль и смерть. Смерть – так далеко от фронта, но так рядом с тобой, так странно, не понятно и от этого еще ужаснее.

День за днем Миля ходила на дежурства в госпиталь, как и десятки других сестер. Но, несмотря на все сложности, страдания и боль, которые стали уже постоянными спутниками, в сердцах жила надежда, вера в лучшее и любовь. Нам сегодняшним с высоты прошедшего времени очень сложно понять, как в эту лихую пору, когда сама жизнь казалась призрачной и впереди была только работа, работа, откуда-то брались силы мечтать, хотеть нравиться, влюбляться и любить! Амилия Георгиевна рассказывает: «Солдаты, молодые парни, только что вставшие на ноги после ранений, в халатах, кальсонах ходили на свидания. На танцевальной площадке всегда было людно, хотя танцевали только девушки, мужчин вообще было мало, а поправлявшиеся раненые просто не могли еще танцевать.

Анализируя эти события, невольно приходишь к выводу, что именно от самого человека зависит, какой будет его жизнь, по крайней мере, какой он ее видит. И там где, казалось бы, нет ничего хорошего, где только тяготы, лишения и колоссальное напряжение изо дня в день – это ведь дар, Божья искра, уметь видеть человека находящегося рядом, поддержать и помочь, даже тогда , когда помощь нужна самой, уметь разглядеть прекрасное. Амилия Георгиевна, которой уже 82 года и сегодня поражает воображение: во-первых: своей подтянутостью – нас встречала пожилая женщина с прической и маникюром! Нет, не старая, а именно пожилая – много повидавшая, много знающая, но совсем не потерявшая интереса к жизни. С ней было приятно общаться, и уходить почему-то совсем не хотелось. Причем женщина эта лучилась красотой и изнутри, и внешне. Казалось, годы обходят ее стороной, в чем же секрет ее бодрости, необыкновенной красоты и энергичности? Пообщавшись с ней, поговорив, мы уяснили для себя, что секрет ее прост – это невероятный оптимизм, как постоянный спутник, желание и главное умение видеть хорошее; доброта – еще один секрет этой милой женщины, прожившей сложную, трудную, но интересную, полную, яркую и красивую жизнь, менять которую наша героиня не захотела бы. Да и стоит ли? Ведь жизнь прожита удачно, и мы снова убеждаемся в том, что человек сам автор своей судьбы в какие бы условия не поставила его эпоха, власть, государство.

«Все 4 этажа школы были заняты под госпиталь; на первом этаже столовая и другие вспомогательные помещения. На трех других этажах располагались перевязочные, операционные, палаты» - вспоминает Валентина Ивановна Полякова – также работавшая медсестрой во время войны в госпитале №1244. «Работать приходилось в очень тяжелых условиях: больных и раненых принимали день и ночь, коек не хватало, медикаментов тоже, раненых приходилось частенько размещать на полу. Здесь обстановка была совсем другая, здесь пахло войной».

Но вот парадокс, со своей любовью – огромной и единственной Амилия Георгиевна познакомилась на работе, в том же госпитале, куда продолжала ходить ежедневно. «День помню с точностью – 31 мая 1942 года, я как обычно спешу на работу, проходя мимо школьной ограды, вдруг, кто-то снял берет с моей головы, поднимаю глаза и вижу – молодой, симпатичный солдат, видно поступивший в госпиталь не в мое дежурство». Так состоялось первая встреча Амилии Георгиевны и ее будущего мужа Николая Михайловича Семененко. Амилия продолжала приходить в госпиталь, а Николай всегда оказывал знаки внимания симпатичной, улыбчивой медсестре Миле. «Тогда и не думала о судьбе, просто при виде него как-то странно стучало сердце – вспоминает Амилия Георгиевна – и хотелось выглядеть привлекательной. Конечно, у девушек и во время войны была своя мода». В это время с широким успехом в прокате шел кинофильм «Цирк» с Любовью Орловой в главной роли, актриса и стала эталоном красоты, идеалом - на который старались быть похожими все девушки страны и нашего города также. Поэтому все, в том числе и Миля, покрасили волосы перекисью, чтобы быть блондинками. В редкие часы отдыха, Амилия из старых, поношенных вещей, обрезков и лоскутков, поколдовав, – создавала немыслимые наряды для себя, сестры, и подруг. Она и сегодня одета с иголочки, продолжая шить и для себя и для дочери. В этих потрясающих платьях Миля бегала на танцы. «Брови – как у Орловой в фильме, мы сбрили, и рисовали их карандашом (единственным на всю компанию), ресницы красили обмылком, смешанным с печной сажей, загибая их для красоты обычным ножом. Вот так, буквально из ничего, девушки становились нарядными и красивыми – и главное чувствовали себя счастливыми, окрыленными, не смотря ни на что!

Естественно молодой солдат Коля Семененко, проходивший в госпитале лечение по ранению не мог не заметить юную, жизнерадостную красавицу Милю. В доме Амилии было много книг, в своё время её отец был единственным образованным человеком в городе, Николай стал приходить за книгами, хотя все вокруг прекрасно понимали, что настоящей причиной визитов была, конечно же, Амилия. В госпитале Николай пролежал всё лето, а осенью его отправили долечиваться домой - на Урал.

Разлука стала своеобразным испытанием, для влюблённых, проверкой серьёзности и силы их чувств. Миля очень грустила, до отъезда Коли она и не подозревала, насколько сильно она полюбила его. Каждый день она ждала его возвращения, не случайно любимой песней её с того времени стала: «Вот кто-то с горочки спустился».

Миля с надеждой ждала, что вот-вот появится у дома знакомая худенькая фигурка в солдатской гимнастёрке. И он приехал, Амилия настолько сильно запала в душу и сердце Николая, что он уже не мог без неё дышать, не представлял своей жизни без Мили.

«Однажды раздался стук в дверь и заходит он в сером костюме, серьёзный и одновременно взволнованный».

Посидели, поговорили, он пригласил ее на танцы. Пошел провожать до дома и впервые поцеловал. «Поцелуй был таким, что душа вырвалась из груди и полетела, это были чувства которые невозможно описать словами» - вспоминает Амилия Георгиевна.

Любовь – великая всепоглощающая сила, возвышающая человека, заставляющая не замечать все тяготы быта, дарующая силы совершать ежедневные подвиги в тылу и на фронте, делающая чище, добрее и мудрее. Любовь не обошла стороной и наших героев. И сегодня Амилия Георгиевна, уже много лет вдова, с теплотой и душевным трепетом рассказывает об этих днях. И сегодня ее глаза увлажняются, а голос начинает предательски подрагивать, когда она в мельчайших подробностях и ярких красках вспоминает давние события, словно это было только вчера.

Вскоре Николай сделал предложение Миле. «Я, конечно, согласилась, да и как можно было отказать такому ласковому, доброму человеку». Амилия боялась одного, а вдруг узнает мама (мама – мудрая женщина, справедливо переживала, что у них разные национальности) и поэтому, когда расписывались с Николаем – оставила свою фамилию. Но маме все же пришлось рассказать, и она дала свое благословение на брак. В то время Амилия и Николай были одной из самых красивых пар в городе – он жгучий брюнет, высокий и стройный, она – миниатюрная блондинка.

Вскоре молодые поехали на Урал – родину Николая, трое братьев которого также были на фронте. Николай хотел представить свою избранницу родным, и была свадьба и даже белое свадебное платье. Его Николай по приезде обменял на рынке на свой армейский китель. Вот так и началась совместная жизнь Мили и Коли.

Молодые вернулись в Ленинск-Кузнецкий, Миля продолжала работать, а Николаю вскоре пришла повестка на фронт. Дочь Лариса родилась в 1944, – когда отец уже вновь был на службе.

300 гр. хлеба в день – вот тот паек, который полагался Миле с новорожденной дочерью. Приходилось только ждать - жить, ждать и верить в то, что муж вернётся живым с фронта, что кончится война, а главное – что выживает их крохотная дочка. Остается только догадываться, где черпала силы эта удивительная женщина, сумевшая таки в этих условиях вырастить дочь, дождаться мужа, и не растратить свой удивительный оптимизм и доброту.

Весной 1945 года Николай по болезни и последствий ранения был переведен в тыловую службу, попал на полигон в г. Юрге.

Там и встретили вместе победу. «На улице шум, гам, крики «Война кончилась!»- вспоминает Амилия Георгиевна. Было всеобщее ликование, радость и восторг. И только позже пришло понимание, что пришел мир, а вместе с ним счастье!

Амилия Георгиевна и Николай Михайлович всю жизнь прожили в г. Ленинске - Кузнецком – в своём городе. Николай Михайлович работал в городском комитете по спорту - спортсменом был ещё с детства, хотя ранение в ногу, конечно, напоминало о себе. Амилия Георгиевна растила детей - дочь и сына, и была всегда рядом со своим Колей. Всегда, до самого конца. Николай Михайлович умер в 1962 г. от инфаркта.

Но жизнь продолжается, иногда вопреки, а иногда благодаря. Продолжается вопреки трудностям экономических и политических кризисов, вопреки бездуховности и отсутствию идеалов. Продолжается благодаря тому, что был такой парень - Семененко Николай Михайлович – не спрятавшийся, не побоявшийся защищать нашу страну, нашу общую Родину, отдавший силы, здоровье - чтобы видеть её великой, сильной, процветающей. Продолжается благодаря Авшура Амилии Георгиевне, всю свою жизнь работавшей на благо страны, совершившей настоящий подвиг бескорыстной любви к мужу, детям, к городу, к Родине! Продолжается – благодаря сотням тысяч таких же простых людей, которые каждый день своей жизни, своей работой, делами, поступками – сами того не осознавая, по кирпичику, строят мощное здание нашей России! Продолжается - в детях и внуках, примечательно, что дочь Амилии Георгиевны и Николая Михайловича – вот уже много лет выполняет свою скромную, но такую нужную работу – завхоза, все в той же школе № 2. Здесь учились внуки Амилии Георгиевны, здесь продолжают учиться и её правнуки

Жизнь продолжается, мы помним и любим историю своей школы, города, области, Родины. Нам есть, чем гордится! Мы продолжаем хранить традиции школы, продолжает свою работу и школьный музей, а у памятника умершим от ран в госпитале № 1244, в школьном скверике лежат живые цветы. А народ, не забывающий своего прошлого – уже хотя бы по этому имеет право на настоящее и будущее!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)