СМИ  ->  Новости  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

История на глубине штыка лопаты

Находки

В Тверской области на месте, где раньше была деревня, а теперь просто поле, мы нашли необычный предмет — медную бляшку с дореволюционным латинским шрифтом написанной надписью: «The Alliance Aeroplane Company Ltd. »

В работе были поставлены следующие цели:

убедиться, что современные технологии позволяют перевести теоретические знания об окружающем мире в практическую плоскость;

научиться пользоваться Интернетом как универсальным источником информации и средой для тематического общения;

узнать максимально много о найденном предмете.

КАК ПРИМЕНИТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ: ВЫБОР ИНСТРУМЕНТА И МЕСТА

Историю принято считать наукой теоретической, и кажется, что принять участие в обнаружении различных исторических объектов, можно только став профессиональным историком или археологом. А клады или являются плодом литературной фантазии и вообще не существуют или давно найдены.

Мало кто знает, что современные технологии позволяют вести самостоятельные раскопки вместе с родителями, искать самые настоящие клады.

Однако к серьезному приключению надо подготовиться. Подготовка включает в себя:

Экипировка.

Приборы для определения присутствия в земле различных металлов известны уже более полувека. Они достаточно просты в устройстве, при желании металлодетектор можно изготовить самостоятельно. Но старые и самодельные приборы не очень просты в использовании, поэтому использовались только специалистами для узкого круга задач. Сейчас же, благодаря современным технологиям, существует большое количество устройств, позволяющих не только определить наличие металла, но и примерно понять, какой именно металл скрыт под слоем земли. Причем, детектор можно не только приобрести, но и взять напрокат.

Кроме того, обязательно нужна лопата и родитель, который будет копать. Металлодетектор постоянно что-то фиксирует, поэтому копать придется часто и не всегда результативно. Не стоит мечтать о забытых кладах или потерянных драгоценностях. Конечно, сокровища в земле немало, но их поиск требует серьезной работы и знания законодательства. А увлекательную историю можно извлечь практически из любой необычной находки. К примеру, когда в поле находится множество алюминиевых пузырьков от лекарств — это повод всей семьей поломать голову, откуда они там взялись. А ответ на удивления прост: прямо на поле животным, которых там раньше выпасали, делали уколы.

Поиск места.

Когда снаряжение готово, остается выбрать место. Большинство находок располагается на глубине всего лишь одного штыка лопаты, но важно знать, где копать. Придется потрудиться и углубиться в изучение истории и картографии.

Прежде всего надо знать, где копать нельзя ни в коем случае. Есть специальные перечни таких мест, но для любительских походов по выходным достаточно знать основные требования. С лопатами не стоит приближаться к древним и современным захоронениям, памятникам истории и культуры, а также нельзя посещать чужую собственность без разрешения хозяина. Ну и конечно надо помнить о Второй мировой войне – в местах боевых действий до сих пор много смертельно опасного металла и если из земли показалась россыпь гильз, лучше отправиться в какое-нибудь другое место.

Что ты найдешь в земле, зависит только от того, что в этом месте происходило раньше. Узнать об этом можно из книг, исторических архивов, сравнивая старые карты с новыми. Как это делается, я покажу на примере карт Старицкого района Тверской области разных лет. Все это ближайшие окрестности деревни, где у нас сейчас дача.

Только на приведенных фрагментах можно увидеть, сколько населенных пунктов исчезло только за последние 150 лет. В любой такой деревне-призраке будет интересно пройти с металлоискателем. Дело в том, что уже более тысячи лет во всех населенных местах люди оставляют металлические следы. Все земли, на которых жили, работали или просто проходили мимо, усеяны железными орудиями труда, гвоздями и подковами, медными или бронзовыми украшениями, монетами и предметами утвари, иногда изделиями из драгоценных металлов. ХХ век, особенно Вторая мировая война, сильно разнообразил возможные находки, добавив предметы из латуни и алюминия. А последние десятилетия усеяли все вокруг кусками проводов, фольгой из сигаретных пачек, бутылочными пробками и различными фрагментами автомобильной техники. Чтобы во всем этом разобраться, потребуется изрядное терпение и немалое количество вырытых и аккуратно закопанных за собой ямок. Зато рано или поздно среди обычного бытового мусора может показаться предмет, чье назначение и историю захочется узнать поподробнее.

НАША НАХОДКА

Я с папой исследовал место, где когда-то стояла небольшая деревенька, окончательно заброшенная несколько десятилетий назад. Сейчас это просто поле, постепенно зарастающее лесом, а о людях напоминают лишь вырождающиеся плодовые деревья и с трудом читающиеся ямы погребов на месте старых домов. Недалеко от одного из них прибор неуверенно показал какой-то медный объект и после долгого и аккуратного рытья мы нашли вот это:

Находка сразу показалась интересной, потому что содержала вполне читаемую надпись и логотип. Сначала мы решили, что это какая-то крышка от банки с кофе или леденцами. Дома, помыв найденное и прочитав надпись, мы начали гадать, откуда в глухой деревне в Тверской области могла взяться авиационная табличка на английском языке. И решили заняться расследованием с помощью Интернета.

ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ НА ОСНОВЕ НАЙДЕННОГО ПОД ЗЕМЛЁЙ: ДОМАШНЕЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

Вбив название, которое было на табличке, мы нашли лишь несколько ссылок. Это были короткие статьи из авиационных Интернет-каталогов и пара абзацев на сайте английского города Эктона.

В 1918 году, когда резко возрос спрос на самолеты, Самуэль Уоринг, владелец мебельной фабрики Waring &Gillow, и компания Nieuport & General Aircraft Company объединились в Alliance Aeroplane Company, с основным производством в районе Хаммерсмит. Для приобретения собственного аэродрома, Альянс купил компанию Ruffy, Arnell and Baumann Aviation Company вместе с принадлежащим ей взлетным полем в Эктоне. В последний год Первой мировой войны Альянс по лицензии собрал несколько сот самолетов под марками De Havilland и Handley-Page. Первой машиной под собственной маркой был разработанный еще Ruffy, Arnell and Baumann Aviation Company тренировочный самолет, доработанный и выпущенный под названием Альянс. П1.

С окончанием Первой мировой военные контракты стали массово отменяться и компания вернулась к разработке гражданских самолетов. С помощью Джи. Эй. Петерса, дизайнера из Robey-Peters Fighting Machine, был создан дальнемагистральный аэроплан Альянс. П2 Сибёрд. В июле 1919 на нем был совершен рекордный безостановочный перелет из Лондона в испанский Мадрид. Но второй экземпляр, предназначавшийся для продажи в Австралию, разбился в ноябре того же года, весь экипаж погиб. Катастрофа сильно ударила по компании и Альянс прекратил существование в 1920. Производственные мощности сохранились и оставались в руках Waring&Gillow до 1945 года.

Узнав о том, что у компании было всего три самолета собственной разработки, мы начали искать, какова была их судьба. И не летал ли кто-то из них в Россию.

Мы нашли список английских самолетов того времени с историей их гибели. Получалось что-то странное: один самолет был учебным, один разбился в Австралии, а еще один был продан Испании и далее его следы теряются. Эта линия завела в тупик. Какой-нибудь фрагмент одной из этих машин мог попасть в нашу страну только по волшебству. Поэтому мы стали искать более простые варианты.

Подробное изучение скудной информации в Сети позволило установить, что эта английская компания успела собрать не только три своих самолета, но и несколько сотен боевых машин по лицензии. Большая их часть влилась в состав Королевских военно-воздушных сил, что-то было продано за границу. Но нашей страны среди покупателей не значилось.

В процессе расследования родители рассказали мне, что в это время в России шла Гражданская война. Царь был свергнут и Красные войска сражались с Белыми, которых поддерживали иностранцы, в том числе и англичане. Мы с родителями решили, что один из самолетов попал в Россию как раз во время интервенции, когда на нашей земле воевали иностранные боевые части и две английские эскадрильи были направлены в помощь белому генералу Деникину.

Ситуация немного прояснилась. Мы предположили, что табличку мог принести с войны вернувшийся домой солдат. Учитывая пулевую пробоину, это мог быть сувенир на память о сбитом английском биплане. Кроме того, некоторые из иностранных машин были захвачены частями Красной армии. Например, одна из них еще несколько лет после окончания войны совершала гражданские рейсы в районе города Махачкала. Тогда табличка могла стать сувениром аэродромного техника или, даже, пилота одного из трофейных самолетов.

Однако осталось еще два вопроса: куда крепилась эта деталь? Как самолет из армии Деникина, которая воевала на юге России, оказался в Тверской области? С этими вопросами решено было обратиться за советом на форум, к людям увлекающимся историей авиации времен Первой мировой войны. Один из участников поделился некоторой информацией:

Интересный артефакт, поздравляю. Компании "Waring & Gillow" производившую до войны мебель и другие деревянные изделия были заказаны две серии DH. 9 с номерами D5551-5850 и F1101-1300. Есть фото самолёта из серии F во время интервенции союзников на Русском севере. Возможно ваша "железка" из серии самолётов Н5541-5890 заказанной "The Alliance Aeroplane Company Ltd" образовавшейся из "Waring & Gillow", 20 DH. 9 этой серии были поставлены Польше.

Два самолёта построенные этой фирмой сохранились. Один F1258 находится в Ле Бурже Франция, другой D5649 в Даксфорде Великобритания. Если есть возможность показать ваше фото музейным работникам, они объяснят где она должна крепиться.

И хотя мы не получили развернутого ответа на вопрос, это была хорошая зацепка. В музеях существует два таких самолета, а значит, можно узнать, где эта бляшка размещалась. Ведь полной уверенности, что она крепилась к самолету, а не к ящику с поставляемыми запчастями, до сих пор не было.

На сайте одного из музеев были найдены подробные фотографии экспоната:

Однако детальное их изучение показало, что музейный экземпляр был сделан также по лицензии другой компанией и даже похожей бляшки на нем нет. Подробных фотографий второй машины найти пока не удалось.

Расследование еще продолжается

В данной проектной работе, я:

наглядно показал, что историей и археологией могут заниматься мои ровесники;

доказал, что это интересное дело позволяет совместить прогулку, общение всей семьей с увлекательным изучением географии и истории;

научился эффективно пользоваться Интернет-поиском;

понял, что Сеть — это место, где можно найти любую информацию, а главное людей, которые с тобой этой информацией поделятся;

многое узнал об авиации начала XX века и истории России этого периода.

Я уверен, что на этом не закончится моя работа по изучению истории моей страны, да и уже есть материал, с которым можно было бы поработать дальше.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)