Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

История нашего села

Неуважение к предкам есть признак безнравственности

В связи с социально-экономическим и духовным кризисом произошла утрата традиционных ценностей. Незнание нынешним поколением истории жизни своих родителей и своего села побудила нас отыскать материалы об истории села и отразить их в нашем докладе.

  • Рассмотреть этапы строительства села;
  • раскрыть особенности развития образования, искусства и культуры, медицины;
  • раскрыть особенности развития торговли и сферы бытового обслуживания;
  • раскрыть особенности развития торговли и сферы бытового обслуживания
  • раскрыть особенности развития автомобильного железнодорожного и авиационного транспорта, связи.

В процессе исследования нами были использованы следующие методы:

  • анализ архивных документов, интервью, поиск фотографий.

История нашего села

Этапы строительства села

В 1948 году Совет Министров СССР постановляет в целях обеспечения бесперебойного снабжения Кузнецкого угольного бассейна крепежным и строительным лесом обязать Министерство лесной и бумажной промышленности построить Аскизский Лесоперевалочный комбинат(ЛПК) с объёмом перевалки древесины 300 тысяч метр в кубе.

В 1951 году из Ленинграда приехали архитекторы, провели обследование местности и вынесли свой вердикт: «Быть здесь поселку деревообработчиков». Запестрили газетные заголовки, приглашая рабочих на новое строительство будущего комбината. Так мои бабушка и дедушка прибыли на работу в поселок.

Началось строительство жилых временных домов. Улицу назвали «Зеленая». Здесь поселились первые семьи Тельбух, Брагиных, Ехлаковых, Александровых. Построены были щитовые дома на 443 человека. И уже после официального подписания акта об организации предприятия от 15. 04. 1957 года началось интенсивное строительство поселка деревообработчиков. Появлялись первые улицы: Вокзальная, Ленина, Октябрьская. Поселок стал называться Новостройкой. В 1956 г. заложены первые двух этажные дома, а к 1965г. уже насчитывалось 816 жилых домов. В 1972г. общая площадь жилого фонда составляла 56763метра в квадрате, а к январю 2000г. -75763метра в квадрате.

За этот период были построены новые улицы: Юбилейная с двадцатью двенадцатиквартирными домами, Энтузиастов, 40 лет Победы, Полевая, Авангардная, Автомобилистов.

Строительство велось в основном для работников комбината и поэтому, он был отнесён к категории рабочих поселков. В 1960 году ему было присвоено название Бельтирский. А в 1995 году в связи с реконструкцией наш посёлок принял статус села. И ведущим звеном стало сельское хозяйство.

История Лесоперевалочного комбината

По генеральному проекту «Сибшпролес» к строительству ЛПК приступили строительственные организации в 1953 году. За 3, 5 года строительства было освоено средств по капиталовложениям всего 1014 тысяч рублей, т. е. около 7% от общей смены капиталовложений по генеральному плану.

В целях усиления строительства комбината с 15 апреля 1957 года на базе Маткечинского сплавного участка был организован Аскизский Лесоперевалочный комбинат.

По переводу из других предприятий были направлены специалисты для организации управления вновь созданного промышленного предприятия. Почти одновременно прибыли, с разницей на 5-10 дней: директор Юровский Яков Зинович, главный механик Леснов Николай Ермолаевич, главный бухгалтер Жданов Павел Иванович, начальник кадров Прудникова Наталья Ивановна.

15 Апреля 1957 года был подписан акт о сдаче и приемке вновь организованного предприятия, названного Аскизским Лесоперевалочным комбинатом. Был установлен Государственный план по выборке пиломатериалов 18,0 тысяч метров в кубе, по выработке шпал МПС 46 тысяч штук и по выработке стандартных домов 12 тысяч метров в квадрате. Всего выпуск товарной продукции на 62 тысяче рублей.

В работу был пущен в 1 смену 2-х рамный лесопильный цех с примитивными лесопильными рамами низкой производительности типа р-65 в основном на выработку стенового бруса для стандартных домов, а столярный цех был пущен так же в одну смену для выработки столярных изделий к стандартным домам.

В последствии эти два цеха получили общее название ВДП (временное домостроительное предприятие).

Шпалостанок был пущен в одну смену для выполнения плана по напилу шпал. Кроме того, был установлен план по предстоящей выгрузке леса в объеме 80 тысяч метров в кубе. В декабре месяце 1960 года был пущен в эксплуатацию 4-х рамный лесоцех.

В поток входило следующее основное оборудование: 1 и 2 лесопильные рамы, РД-75-2, обрезной станок ИД-2, торцовочные станки ИБ-К в количестве 5 штук, транспортёры - бревнотаска для подачи бревен из бассейна к лесопильной раме №2 и обрезного станка сортировочным станкам, внутренний сорт - площадкой, транспортером для выноса досок из цеха на сорт – площадку – основную для рассортировки досок по назначению, сортам, породам, размерам.

Первым начальником 4-х рамного цеха работал Балог И. Д. , затем он стал директором ЛПК. Первыми рабочими были: Кузнецов М. Е. , Недбаев И. Н. , Милованова Л. М. , Мицкевич Ю. , Соболев В. , Борисов Л. , Демедюк М. И.

В 1959 году началась стройка корпуса ДОЦА.

В 1961 году 20 марта был пущен этот цех. Здесь вырабатывались дома типа брусчатой конструкции. В цехе была произведена установка технического оборудования четырёхстрогальных станков; шинорезных, фрезерных, торцовочных станков. А также было пущено в эксплуатацию машинное отделение, где вырабатывалась столярная заготовка для оконных и дверных блоков.

Передовиками производства были: Серкина Антонина, Пастухова Галина, Васина Галина, Байкалова Галина.

Первыми пришли в цех: механик цеха Лыткин А. , Семитин И. , Коржавин В.

В январе 1958 года был основан шпалозавод. Первым начальником его был Соколов Марат. Основная продукция – это шпалы. Как изделия четырехрамного лесопильного цеха, так и шпалозавода отправляли на экспорт. Связи были с такими странами: ГДР, Пакистан, Куба. В декабре 1965 г. открыли новый шпалозавод. Начальником был Тибильдеев А. Г. Здесь же работал бригадиром Грудев В. В. , в последствии став директором ЛПК. Его бригада в свое время носила звание бригады Коммунистического труда.

Следующий цех – это фибролитовый. Он работает с 1962г. Первыми рабочими были: Трунова, Байкалова М. , Потылицына, Мартынова. Жалко, что не сохранились имена. Этот цех выпускал цементно-фибролитовые плиты для строительства жилых домов, а также для утепления.

Вместе с этими цехами были пущены в строй: теплоэлектростанция (ТЭС), мебельный цех, а также вспомогательные цеха: РММ и гараж, ЖКО, профессиональная пожарная часть (ППЧ), ОРС.

Образование

Вместе со строительством домов и лесокомбината строится небольшая деревянная школа для детей строителей. Это так называемые начальные классы, а старшие классы до седьмого находились в улусе Апчинаево. Рос поселок, увеличивалось население, подрастали дети. Возникла необходимость в строительстве новой школы. В 1957 году на улице Ленина выросло двухэтажное каменное здание, оборудованное всем необходимым. Но и этой школы оказалось недостаточно. Образовалась восьмилетняя школа также по улице Ленина в двухэтажном деревянном здании, в которой работала учителем русского языка и литературы наша директор школы Байкалова В. П. Имелось здание для начальной школы по улице Октябрьская, ближе к улице Пионерской. Сейчас на том месте построен жилой дом.

А в 1977 году на окраине поселка выросла новая современная школа на 700 мест. Она хорошо оборудована. Имеет красивые кабинеты, просторные мастерские, спортивный зал, столовую, актовый зал, библиотеку. Первым директором стала Лазариди Светлана Аристидовна. Она и сейчас продолжает служить на благо подрастающего поколения. Завучем была Паскаль Нина Павловна, а организатором по внеклассной работе – Белова Валентина Михайловна. Сейчас в нашем поселке две средние школы

Место, где дети получали дошкольное образование, было детскими садами.

Детский сад - ясли открылся в 1957 году. Вначале это были ясли стройуправления. Сюда принимали детишек с 2-х месяцев, их ласково называли «груднички». Первой заведующей была Деревягина Людмила Федоровна. Затем открылся детский сад «Сибирячок» по улице Базарная, в здании начальной школы, которую перевели в новое здание по улице Ленина. Заведующей стала Тюляева Надежда Ивановна. Вскоре был построен еще один д/сад на 280 мест с названием «Тополек». Сейчас в этом здании располагается детский дом. Первой заведующей была Радунер

Александра Ильинична. Перечислю следующие детские сады: «Ручеек», «Колокольчик», д/сад по улице Юбилейной.

Из истории искусства и культуры

Первый клуб организовали по улице Базарной. Им руководила Храмцова Валентина Николаевна. В 1957 году возвели новый клуб на 400 мест.

При ДК функционировали: ансамбль народных инструментов, ВИА, духовой оркестр, балетный класс, детские хор и танцевальные коллективы. Анатолий Григорьевич Травников со своим коллективом был приглашен в Москву, как победители конкурса талантов. Коллективом художественной самодеятельности руководил Коваленко Геннадий Лукич.

В 1976 году открылась первая детская музыкальная школа. Преподавание велось по классу баяна, фортепиано сольфеджио. Первым директором был Кискидосов Владимир Павлович.

В 1995 году школа изменила свой статус и стала называться Детской школой искусств.

В 1974 году введено в эксплуатацию здание спортзала.

Медицина

В 1955 году в наш поселок приехала молодая, красивая девушка Спирина Валентина Федоровна, закончившая Абаканское медицинское училище по специальности фельдшер-акушер. Она открывает в поселке первый здравпункт. Санитаркой в здравпункте работала Чебодаева Антонина Филипповна. Со слов Валентины Федоровны, она была необычайно доброй и сердечной.

В 1957 году приезжает в поселок Лисман Валентина Николаевна –первый врач-терапевт. Больница была небольшая, всего на 25 коек, а вскоре построено новое здание на 50 коек. Сейчас там располагается аптека и УКП.

С 1965 года до 1991 года главным врачом больницы работала Толмашова Мария Егоровна.

С 1973 года по 1976 год шло строительство нового типового здания больницы.

Большой вклад в дело по охране здоровья населения нашего поселка внесли служащие санатория-профилактория, основанного в 1966 году.

Профилакторий был оснащен современной физиоаппаратурой, кабинетом лечебной физкультуры, массажа, стоматолога, минеральной водой, грязелечебницей. Ежегодно профилакторий принимал по 600 человек. Много лет трудились по оздоровлению рабочих Ерахтина Любовь Яковлевна, Ананьева Галина Кузьминична, Рыбакова Зоя Дмитриевна.

Торговля

С 1954 года началось активное строительство магазинов. Их насчитывалось 16, а столовых – 3, газировочный цех, пекарня, кондитерский цех, 2 промышленных базы. Сейчас в селе 6 частных пекарен. Вкус и слава бельтирского хлеба как и прежде известны за пределами района.

Сфера бытового обслуживания

Первый Дом быта был открыт на улице Школьной, в здании, где сейчас расположена почта, Госстрах, библиотека. По мере расширения сферы услуг

Дом быта был переведен в здание по улице Ленина, вблизи от нашей школы.

По воспоминаниям учителя технологии Филипповой Аллы Анатольевны, которая начинала там работать, продукция Дома быта пользовалась спросом и известностью. Заказы поступали даже из близлежащих сел.

В Доме быта функционировали: парикмахерская, фотоателье, цех пошива летней и зимней одежды, сапожная мастерская по ремонту обуви.

Автомобильный транспорт

История создания Аскизского АТП уходит в конец 50-х годов. Первым ее предназначением была транспортировка гипса с гипсового рудника. Транспортный парк тогда насчитывал 18 грузовых автомобилей, 13 автомашин ЗИС (самосвал) и 5 газиков ГАЗ-51.

Первой постройкой на пустыре была деревянная изгородь и маленькая проходная, служившая рабочим местом для начальника, диспетчера и немногочисленных инженерно-технических работников.

В 1958 году из Абаканской автоколонны № 1260 выделился и образовался самостоятельный филиал, на территорию рабочего поселка Бельтирский откомандирована группа транспортных средств. Так образовалась автохозяйство. Располагалось оно в районе магазинов «Чылтызах», «КВН»,

«Династия-2». Первым начальником стал Аникин Григорий. В 1960 году автохозяйство приобретает новое имя – Совхозтранс, машины переведены на обслуживание сельского хозяйства. Получено 40 новых автомашин.

В ходу были грузотакси и автобусы марки ПАЗ-651 и КВЗ-651. Маршруты –

- Аскиз – ст. Аскиз, Аскиз – Новостройка обслуживала пассажирская автоколонна. Грузовая колонна перевозит с Канска солому и силос для совхозов, лес с Арбатов для лесокомбината. Налаживались деловые отношения с МНР. Открываются международные грузовые перевозки. В это

Время (1962 – 1987гг) возглавлял АТП Николаенко В. К. а, с 1987 года коллектив АТП по 1996 год возглавлял Абрек Васильевич Челтыгмашев. Автомобильный парк в это время насчитывал около двухсот машин. Пассажирские маршруты развернулись на всю территорию Аскизского района, частично Бейского, Таштыпского, Усть - Абаканского районов.

Самосвальный парк совместно с дорожно-строительными участками прокладывали автодороги по тем же маршрутам. В сложный экономический период предприятие сумело сохранить себя, доказав этим свою необходимость и стабильность, открывая дочерние предприятия, автозаправки, станции технического обслуживания, пункт диагностики.

Железнодорожный транспорт

1953 год – начало строительства железной дороги. Она была необходима для погрузки и отправки пиломатериалов. Подъездной путь имел 7 тупиков и один обгонный путь протяженностью 4,5км На территории ЛПК находи- лось 9 стрелочных переводов ручного управления. Все это хозяйство называлось «Подъездной путь ЛПК» и стояло на балансе Аскизсской дистанции пути ПЧ-8. Обслуживался подъездной путь маневровым тепловозом. В сутки отгружалось 30 вагонов. На путях комбината выгружала вагоны одна из самых больших организаций - Аскизлесурс.

ПМК – 582

Передвижная механизированная колонна № 582 начала действовать в 1952 году для строительства ЛПК – став главным строителем в районе. В

ПМК работали заслуженные люди: Зоя Гавриловна Байкалова – заслуженный строитель РСФСР, награждена орденом трудового Красного знамени;

Николай Федорович Яковлев – кавалер ордена Ленина. В настоящее время предприятие преобразовалось в две строительные организации. Руками строителей ПМК № 582 выстроены сотни и тысячи уютных домов, школ, больниц, детских садов.

Авиационный транспорт

В течении 17 лет в поселке действовал аэропорт. Здесь садились и взлетали самолеты АН-2, вертолеты. Их рейсы были в Абакан, Бондарево, Таштып.

Связь

С ростом поселка возникла необходимость открытия почтового отделения.

С 1959 года почта располагалась по улице Вокзальная 9, в небольшом деревянном доме. Затем отделение перенесли в здание по улице Школьная 4

Со временем было открыто второе отделение связи по улице 1-й Стадионный переулок.

С 1996 года поселок приобрел статус села. Лесоперевалочный комбинат перестал существовать. Но люди, живущие в нашем селе, талантливы и они

Продолжают трудиться на благо односельчанам.

В селе насчитывается около 30 предприятий обслуживания: это швейное ателье, мастерская по ремонту обуви, СТО, парикмахерская ( где делают не только прически и стрижки, но и ухаживают за руками), пошив головных уборов, компьютерные салоны и многое другое. Гордость нашего села – это люди, которые живут здесь, трудятся и прославляют родное село.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)