Справки  ->  Транспорт  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

История одного изобретения

Развитие и взгляды в развитии изобретений

В современном мире важным является найти свое место в жизни. Не каждый человек из обычного степного городка может быть известен во всем мире. В нашем городе очень много знаменитостей, о которых мало известно. Один из них Флорентий Пименович Казанцев, который внес вклад в развитие железнодорожного транспорта. Именем этого Человека в моем городе, названа улица – Казанцева. И я хочу свою исследовательскую работу донести до учащихся, чтобы они знали историю развития своего родного края.

Главным предметом изучения человечества является человек.

Из всех городов Оренбуржья Абдулино – самый железнодорожный. Ни один город так не связан с работой железнодорожного транспорта, как этот. Через него идут поезда на Москву, Владивосток и другие города.

Профессии машинистов, как и других работников железнодорожного транспорта, в городе стали потомственными с тех пор, когда 8 сентября 1888 года тут прошел первый поезд по только что построенной железнодорожной линии от станции Кинель до Сафроновской пристани на реке Белой у города Уфы. В Абдулино тогда же были построены локомотивное депо, станция, а позднее мастерские по ремонту железнодорожной техники.

Выгодность такого расположения ускорила развитие промышленности в поселке.

Город развивался и строился. Работа многих жителей связана была с железной дорогой. Одним из таких людей был знаменитый изобретатель Ф. П. Казанцев.

Семья у Казанцева была очень большая. Отец его Пиман Казанцев, механик из Бугульмы, поселившись в последствие в Абдулино, был странствующим механиком. Закинув за спину мешок с набором слесарских инструментов, он месяцами бродил по селам и городам Поволжья. Здесь починит мельничный двигатель, там наймется ремонтировать паровую машину. Были у него «золотые руки» и настоящий талант механика.

Флоретию было 12 лет, когда отец привел его на сахарный завод, города Бугульма. Мальчика поставили на отчистку котлов от накипи, в которых варился сироп. В душном котле, скорчившись в три погибели, Флорентий часами скреб металлические стенки. Многих детей такой труд сделал бы навсегда преждевременным угрюмым стариком. Но в маленьком Казанцеве никогда не ослабевала бьющая ключом радость жизни. Подвижный веселый любознательный он вскоре сделался на заводе всеобщим любимцем. Мальчик с необыкновенным интересом относилось управляющему, и он перевел Казанцева в слесарную мастерскую. Жизнь кочующего механика сталкивала молодого Флорентия Казанцева с самыми разнообразными специальностями, познакомила широко и детально с устройством машин приучила вдумчиво относиться к труду. В этих странствиях с отцом окончательно решилась будущая судьба Флорентия. Знакомство с паровым двигателем помогло ему выбрать профессию. Он решил поступить на железную дорогу и сделаться водителем локомотивов. Паровоз он освоил почти шутя. Шел 1905 год. Вскоре в депо Абдулино за юным Казанцевым прочно установилась слава лучшего машиниста, который за пояс заткнет даже старых опытных слесарей и механиков. Ему порой достаточно было бегло взглянуть на машину либо только прислушаться к ее звуку, чтобы уверенно определить причину неисправности непонятную для других. «Нутром чует машину» - говорили про него.

Флорентий Казанцев гораздо раньше, чем его сверстники завоевал нелегко достающееся звание машиниста первого класса. Его признали справедливым и никто не почувствовал при этом недоброй зависти.

Впрочем, и по характеру своему Флорентий Казанцев принадлежал к числу тех людей, перед которыми бессильны даже завистники. Было в нем какое-то могучее личное обаяние, покорявшее сердца людей. Честный, прямой с открытой русской душой и с таким же открытым смелым лицом, освещенным быстрыми, будто всегда смеющимися глазами он невольно привлекал к себе и тех, кто знал его давно и тех, кто встречался с ним в первый раз.

В депо знали: если попал кто-нибудь в беду, Казанцев первый придет на помощь, все свое отдать не пожалеет, а пропасть человеку не даст. Случится радость, веселье у друга – тут Казанцев первый мастер посмеяться, пошутить, выпить, не пьянея, спеть или сплясать.

Работать он умел тоже весело, с прибауткой, со смехом. Только когда бывало, не ладится что- нибудь, не дается сразу – сойдутся упрямо брови на переносице, и уже тогда не видит и не слышит ничего вокруг себя Казанцев, пока не заспорится опять дело.

Энергия его казалась неиссякаемой. Однажды кто-то из техников депо удачно сказал про Казанцева:

Это не человек, а вечный двигатель какой-то.

Эта характеристика как нельзя лучше подходила к молодому машинисту и в другом смысле. Вечно неугомонное стремление вперед отличало Казанцева во всех его делах. Его живой натуре, подвижному пытливому уму был чужд застой. Ему казалось немыслимым остановится на чем-то раз достигнутом. Постоянно направлять свою мысль и энергию на что-то новое, пробовать свои силы на чем-то еще неизведанном и трудном - именно по этому закону, рождающему открывателей и новаторов, привык жить и работать Флорентий Пименович Казанцев.

Сложную механику паровоза он постиг в совершенстве. Все премудрости, все тончайшие капризы его для Казанцева стали ясными, как много раз читанная, хорошо известная книга. Он до последнего винтика изучил все то, что составляет организм локомотива. А когда изучил, спросил самого себя: «Что же делать дальше?».

Этот вопрос, обращенный к самому себе, и толкнул его окончательно на изобретательский путь. Раньше он знал части и механизмы паровоза такими, какими они были, теперь он стал думать над тем, какими они должны быть.

Изобретатель всегда начинает с отрицания, с неудовлетворенности старым. Казанцев, когда он хорошо освоил паровоз, уже не удовлетворяло многое в этой машине. И он попробовал улучшать, совершенствовать ее.

Он начал изобретать еще в Абдулино и продолжил в Челкаре. Сначала это занятие было для него развлеченьем, отдыхом от повседневной работой. Но постепенно оно проникло в плоть и кровь машиниста, чтобы однажды из побочного дела стать целью его жизни.

Осенью 1905 года, когда всю Россию всколыхнула мощная волна революционных выступлений на станции Абдулино, находящейся в нескольких часах езды от Самары, состоялась крупная демонстрация железнодорожников. Тщетно пытались жандармы помешать этой демонстрации. Не удалось им, и арестовать приехавшего из Самары студента, который выступал на митинге с «крамольными» речами. Пока жандармский ротмистр Батин пробивался через толпу, чтобы задержать «подстрекателя» рабочие-деповцы мигом переодели студента в засаленную блузу и помогли ему вовремя скрыться.

Несколько рабочих из числа абдулинских жителей, организовавших митинг, и помогавших студенту бежать были тогда же «взяты под наблюдение». В ночь после демонстрации начались обыски. И первым делом Батин привел своих жандармов на квартиру машиниста Флорентия Казанцева. Которого он считал одним из зачинщиков всей «крамолы» в Абдулино.

Нагрянув уже после полуночи, незваные гости перевернули вверх дном всю квартиру. Пока жандармы ползали под кроватями, перетряхивали бельё в комоде и перещупывали перины, сам Батин, гневно покусывая, рыжие усы сидел на сундуке у двери и грозил Казанцеву самыми жестокими карами, если он не назовет добром фамилию студента и не отдаст «запрещенные книжки». Молодой машинист, с усмешкой наблюдавший возню жандармов в ответ на угрозы только пожимал плечами и с явной издевкой в голосе ответил что «его благородие напрасно изволит беспокоиться. «Это спокойствие Казанцева бесило Батина еще больше, и он снова и снова заставлял жандармов обыскивать все углы. Наконец видя, что обыск потерпел полную неудачу ротмистр, гремя шпорами, пошел к выходу на прощанье, пригрозив Казанцеву «упечь куда следует».

А машинист, приподняв занавеску, проследил, пока темные фигуры жандармов не скрылись за воротами, и вдруг разразился оглушительным хохотом. Жена удивленно взглянула на него, но Казанцев, задыхаясь от смеха, только показал на сундук у дверей. Открыв крышку сундука, жена увидела почти на самом верху две книжки – «Манифест коммунистической партии» и «Капитал» Маркса. Жандармы не обратили внимания на этот сундук, потому что на нем сидел Батин, а ротмистр не подозревал, как близко от него находится та самая запрещенная литература, которую он разыскивал. Хотя все обыски в поселке окончились так же безрезультатно, как в квартире Казанцева Батин решил принять «охранительные меры». В управление дороги был отправлен список «зачинщиков» подлежащих немедленному увольнению с работы. Одним из первых в этот список попал Флорентий Казанцев.

19 ноября 1923 года ВЦИК принял постановление, по которому орденом Трудового Красного Знамени награждался «машинист Казанцев Флорентий Пименович – за изобретение тормозов новой системы, способные вполне заменить тормоза «Вестингауз» (бывший тормоз до изобретения Казанцева). Машинист Абдулинского депо Флорентий Пименович Казанцев на личном опыте не раз убеждался в ненадежности тормозов американской фирмы «Вестингауз». Он разработал свою конструкцию пневматического тормоза, который был принят Наркоматом путей сообщения. Энциклопедические данные: Изобретатели Казанцев Флорентий Пименович и Иван Константинович Матросов, бывшие машинисты, отлично изучили недостатки воздушного тормоза заокеанского конструктора и сумели их преодолеть. КАЗАНЦЕВА ТОРМОЗ, автоматический однопроводный прямодействующий тормоз железнодорожного подвижного состава с воздухораспределителем конструкции Флорентия Пименовича Казанцева.

Воздухораспределитель серии АП заряжает запасный резервуар сжатым воздухом, наполняет тормозной цилиндр и выпускает из него воздух. Тем самым обеспечивает ступенчатый отпуск тормозов и ступенчатое торможение. При длительном торможении на затяжных спусках тормоз не истощается, то есть при экстренном торможении в любой момент движения обеспечивается расчётное нажатие тормозных колодок. Однако нормальное действие тормозов возможно лишь при определённой зарядке тормозной системы до давления 0,5 Мн. /м2(5 кгс/см2). Такой воздухораспределитель был назван жёстким, т. к. при более высоком давлении не происходит торможения, а при более низком давлении, независимо от темпа его изменения, происходит самоторможение, что затрудняет эксплуатацию. Казанцевым был сконструирован также полужёсткий воздухораспределитель серии. Казанцева тормоз, который обеспечивал нормальную работу тормозов при изменяющемся давлении в магистрали. Особенность конструкции Казанцева тормоза - диафрагменное уплотнение поршней и применение клапанов в воздухораспределителе.

Впервые в СССР Казанцева тормоз был применён взамен тормозов фирмы "Вестингауз" в 1925 на грузовых поездах; к 1933 был заменён тормозом с воздухораспределителем конструкции Матросова.

Оренбургская газета «Советская степь» опубликовала стихи, в которых были такие «восторженные строки»:

Над Вестингаузом - советская гроза.

Казанцевские лучшие тормоза!

Представители фирм США, Англии, Германии и других стран предлагали Казанцеву огромные деньги, обещали прекрасно оснащенные лаборатории для продолжения работы. Но он отверг их предложения. В письме к народному комиссару путей сообщений Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому он пишет о том, что безвозмездно передает свое изобретение в собственность государству.

Много лет на всех грузовых вагонах, выпускавшихся в нашей стране, можно было прочесть надпись: «Тормоз Казанцева». И мало кто знал о том, что эта фамилия принадлежала не ученому, не инженеру, а рабочему, машинисту со станции Абдулино. Именем талантливого изобретателя- земляка в Абдулино названа улица. На доме по улице Советской, в котором жил Флорентий Пименович Казанцев, была установлена мемориальная доска (на данный момент эта доска находится в Абдулинском Краеведческом музее).

О «черном списке» Батина стороной узнали в депо. Товарищи тотчас же предупредили Казанцева, что его собираются уволить как политически неблагонадежного. Такое увольнение означало бы, что в дальнейшем устроиться на работу будет почти невозможно. Во избежание этого молодой машинист немедленно заявил об уходе по собственному желанию.

Грустно было Казанцеву расставаться с Абдулино. В этих краях прошла вся его юность, здесь, в депо у него было столько друзей здесь жил единственный брат. Владимир так же работавший машинистом. Но выхода никакого не оставалось – предстояло покинуть обжитое место. И вместе с несколькими товарищами, тоже попавшими в «черный список». Казанцев уехал на Ташкентскую дорогу, но и там было известно о «черном списке» и он вынужден был уехать в Москву.

Конец жизни великого изобретателя.

Даже в эти последние дни 1940 году, с каждым часом безвозвратно теряя силы, он не хотел сдаваться. Казанцев лечился редко. Его железный организм шутя справлялся с обычными болезными. Но на этот раз болезнь оказалась слишком тяжелой. Это был рак гортани.

Запущенная опухоль плохо поддавалась лечению, и болезнь постепенно прогрессировала. И хотя были приняты все меры для того, чтобы спасти изобретателя, и виднейшие профессора лечили его,- силы больно быстро таяли.

От него скрыли, как опасен его недуг, но Казанцев сам догадывался, что положение его весьма серьезное. Однако он не хотел и слышать о том, чтобы прекратить свою работу. Борец по натуре, он из последних сил боролся с болезнью. По-прежнему в кабинете изобретателя собирались его помощники, и Казанцев, которому уже трудно было говорить, писал им свои указания и чертил новые варианты электропневматического тормоза. Изредка он даже появлялся в вагоне- лаборатории, хотя теперь вся основная экспериментальная часть легла на плечи его брата Владимира.

Но работать становилось уже невмоготу. Бывало карандаш выпадал, из слабеющих пальцев изобретателя, и он, подчиняясь настойчивым требованиям младшей дочери Галины, - своей бессменной сиделки, ложился в постель. Снова и снова у этой постели собирался консилиум профессоров, и с каждым разом лица врачей делались все более озабоченными.

Изобретатель переносил эту мучительную болезнь с редким терпением, стараясь не высказать своих страданий даже перед родными и близкими людьми. Он всячески старался сохранить привычный распорядок жизни в семье, избавить своих домашних от неудобств, связанных с уходом за тяжело больным человеком. Даже лежа в постели, он не прекращал работы и обдумывал все новые изобретения. Его по-прежнему, интересовали и надавали опыты, с электропневматическим тормозом проведенные без него, работа Валерьяна над краном машиниста и новое изобретение Матросова. Особенно оживлялся он, когда читал газеты или слушал радио. Внимательно следя за ходом предоктябрьского социалистического соревнования, он с досадой говорил, что в этом году ему не удастся приготовить никого подарка Родине к годовщине Великой Октябрьской революции, как было нередко, он делал раньше.

Его мозг, привыкший к постоянной энергичной деятельности, не подчинялся слабеющему телу и продолжал творить. Но болезнь неумолимо одолевала.

Стремясь использовать все возможности для спасения жизни изобретателя, советское правительство решило отправить его на лечение в Стокгольм. Но лечение радием, примененное иностранными врачами, оказалось губительным для сердца Казанцева. Осенью 1940 года, вернувшись в Москву, Флорентий Пименович Казанцев почувствовал резкое ухудшение. 4 ноября 1940 года Флорентия Пименовича Казанцева не стало.

Как писал великий писатель Л. Н. Толстой: «Самое короткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задачи человека – участвовать в этом движении, подчиняясь и содействуя ему».

Казанцевы это три поколения тружеников. У Флорентия Пименовича было 8 детей. 5 сыновей, 3 дочери. В земле Подмосковья покоится тело Валерия Казанцева, в битве под Курском погиб его младший брат Евгений Казанцев, зверски замученный фашистами. Инженер в Министерстве путей сообщений специалист по тепловозам Михаил Казанцев. Как изобретатель известен в Военно-Морском флоте инженер капитан третьего ранга коммунист Анатолий Казанцев. Елизавета Казанцева врач- хирург ее, ее младшая сестра Галина экономист, а другая сестра Анна специалист сельского хозяйства живет на далеком Сахалине. На Сахалине известный инженер- конструктор по дизелям Флорентий Казанцев, готовящий диссертацию ученой степени кандидата технических наук. А в жизнь уже уверенно входит четвертое поколение внуки Флорентия Пименовича Казанцева.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)