Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

История поселений Нижегородского края

великий князь Константин повелел

Русским селиться по Оке и по Волге, и по Кудьме, и на мордовских селищах, где кто не пожелает.

Нижегородский летописец 1886 г.

Комарово

Деревня Комарово одно из древнейших славянских поселений Нижегородского края. Находится она между реками Кудьма и Ока. Своё название деревня получила из-за комаров, которых в здешних местах было несметное количество.

По преданию Юрий Долгорукий проезжал через поселение, князя одолели комары, и Юрий Всеволодович повелел именовать деревню Комарово.

Когда-то сразу за земельными наделами начинались леса и болота, Кудьма в весеннее половодье разливалась почти до самых домов. Принадлежала деревня графу Шереметьеву, также как и село Богородское (город Богородск).

В 1902 году было закончено строительство железной дороги Арзамас-Н. Новгород, и жители деревни могли больше не опасаться разливов реки – железнодорожное полотно защищало. В деревне была одна прямая улица, поэтому стоя на одном конце Комарова можно видеть происходящее на другом. Один порядок считался Красным, так как всегда освещен солнцем (сохранилось и в настоящее время).

Кудьма

(Легенда изложена в книге «Легенды и предания земли Нижегородской»)

Давно это было, когда все мордовские села располагались по всему среднему Поволжью

Жил в одном из мордовских селений старик, и была у него красавица-дочь – Кудьма. Большие голубые глаза, черная, в руку толщиной коса. В этом же селе жил молодой и отважный работник Дамай. Многие девушки проливали по нем слезы, но ни одна не была мила его сердцу, кроме красавицы Кудьмы.

И Кудьма тоже любила Дамая.

Прошло некоторое время, и наступила пора весенних гуляний, на котором юноши должны были мериться силами. А как раз в это время появился в селе юноша, которого звали Сабан. Он приехал в село сватать красавицу Кудьму. Тогда вызвал его Дамай на поединок, и решили они, что кто из них победит, тому и достанется Кудьма.

И вот начали они биться. Много народу сбежалось, чтобы посмотреть на этот бой. Дамай победил и в стрельбе из лука, и единоборстве, хотя победа далась ему очень трудно. В этот день решили Дамай с Кудьмой сыграть свадьбу. Договорились Ночью встретиться ночью, на том месте, где растет черемуха и поет соловей. Кудьма нарядилась в свои лучшие одежды и пошла на свидание с Дамаем. А вот и сам Дамай. Девушка кинулась к нему, но вместо Дамая к ней приблизился Сабан. Поняла тогда Кудьма, что Сабан убил ее возлюбленного. Кинулась она прочь от Сабана, крупные слезы полились из ее глаз. И сейчас же бурный поток понесся, преграждая путь Сабану. Вот Сабан уже начал догонять ее и совсем был готов схватить ее, как Кудьма выбежала на крутой берег Волги и бросилась в воду могучей реки. И в том месте, где погибла девушка, река Кудьма сливается с Волгой.

Название в переводе с мордовского река населенная

Прямик

Когда-то здесь находился колодец, а вокруг него росла черемуха.

Но однажды весной молодой человек обманул девушку: обещал жениться, но сдержал слова. Не вынесла девушка обмана и бросилась в глубокий колодец. И сразу же исчез колодец, осталось только небольшое озеро глубокое, глубокое. Многие пытались достать до дна, но не удалось никому. Вода в нем холодная, и в любую жару остается такой, никакой живности в озере нет.

А черемуха до сих пор каждую весну цветет, напоминает невесту.

Вокруг Бабья рос густой лес, было это еще до того, как леса в наших местах были вырублены, а болота осушены. На одном берегу стояла мельница (около нее ловили замечательных раков), а на другом любили купаться женщины, потому что дно было песчаное, удобное. А рядом еще находились мостики, на которых полоскали белье. Отсюда и пошло – Бабье. До сих пор сохранились сваи мельницы.

Пчельник

Любимое место отдыха не только наших земляков, но часто съезжаются сюда и городские жители, чтобы искупаться в Кудьме, поплескаться на песчаной косе, ведь здесь в Кудьму впадает Ункер. Да и просто отдохнуть в окружении лип, берез, черемухи. Вот, что рассказала одна из жительниц деревни Комарово:

«Сама я не помню, что там был колхозный пчельник. Но женщины, с которыми работали вместе, рассказывали, что стояли там ульи - колхозная пасека была. Мед, говорят, хороший был. Мы ходили туда за ягодами: малина, смородина там росли.

Потом пасеку нарушили, лес стал непроходимым, зарос, а название осталось»

Мурашки

Мурашки – лес в канавах и оврагах. Раньше там и змеи водились, да и кабаны забредали, особенно весной и осенью. Одному туда страшно было ходить, мурашки пробирают.

А еще место это нравилось влюбленным, там назначали свидания, чтобы не увидели посторонние глаза. Места красивые. Даже фильм снимали «Хождение по мукам». Все бегали смотреть на актеров.

В глубине леса находится Сухое озеро. Его котлован вырыли, когда был построен завод, но вода из него уходила, отсюда и пошло название – Сухое.

Пыра - искусственное озеро, плотина пришла в упадок, озеро с каждым годом больше и больше зарастает.

Происхождение топонима неизвестно. Этимологический словарь дает толкование как церковно-славянское «растопыривать», в словаре В. И. Даля - «раззява». Возможно, значение первое - как синоним слова «расширить».

Когда была построена станция Кудьма, проложили трубы от озера, чтобы качать воду для паровозов. До сих пор неизвестно, где находятся они. Еще утверждают, что эти трубы стальные.

Сартаково

Сартак – сын Батыя (умер в 1256 г. ) – известен тем, что во многих местах Среднего Поволжья искал место для постоянного поселения. М. Каратеев установил, что хан Сартак и его жена были православными, значит, были связаны непосредственно с русскими князьями. Известно также, что Александр Невский обращался к Батыю, чтобы побрататься с его сыном Сартаком и заключить союз с Золотой Ордой, чтобы совместно выступить против немцев.

Появление селения под именем Сартака в непосредственной близости к Н. Новгороду является отражением реальных связей между ханами и потомками Александра Невского.

Сартаково –родина В. Н. Исайчева, заместителя председателя Арбитражного суда России, поэта, общественного деятеля. Ежегодно в селе проходит фестиваль «Хрустальный ключ».

Здесь хранят добродетель мудрейшую святость.

Из веков переносят в другие века

То, что создано Богом, овеяно мятой,

И туманом, и ладаном, шапкою снятой

И дымком от затепленного костерка

В. Н. Исайчев.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)