Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

История развития русского реалистического пейзажа

Актуальность исследования.

О пейзаже написано много. В одних случаях это научные исторические и теоретические исследования, которые требуют от читателя специальной подготовки: на педагога и школьника они не рассчитаны. В других случаях работы, хотя и просты по языку и отличаются последовательностью и обстоятельностью изложения, но представляют собой монументальные, многотомные издания, например «История искусств», «Энциклопедия искусств». Не каждая школьная библиотека обладает искусствоведческими материалами, тем более что книги по искусству уникальные и малодоступные, а по кратким статьям в журналах очень трудно проследить историю развития русского пейзажа.

Тема исследовательской работы «История развития русского реалистического пейзажа».

Объект исследования в данной исследовательской работе - русский пейзаж.

Предметом исследования - история развития русского реалистического пейзажа.

Цель исследования: изучить историю развития русского реалистического пейзажа.

В соответствии с целью необходимо решить следующие исследовательские задачи:

• рассмотреть краткую историю развития пейзажа;

• познакомиться с творчеством русских художников, работающих в жанре пейзажа;

• выявить отличительные особенности русского пейзажа.

В данной исследовательской работе отражена история развития русского реалистического пейзажа, краткий обзор творчества художников-пейзажистов, особенности и национальный колорит русского пейзажа.

Тема исследовательской работы «История развития русского реалистического пейзажа» выбрана неслучайна.

Человек с рождения живёт в окружении природы. И не удивительно, что уже в наскальных росписях эпохи неолита встречаются схематично выполненные деревья, водная гладь, небесный свод.

В наше время пейзаж весьма популярен. Даже не искушённый в вопросах искусства человек не безразличен к нему. Мы, путешествуя, оставляем в памяти прекрасные виды, живописные уголки. Все наши впечатления может отразить пейзаж. К нему охотно приобщается искусство кино, музыка и литература. Картины природы бывают основной темой литературных произведений: стихотворений, коротких рассказов, музыкальных пьес.

Кто в наше время не знает, что такое пейзаж? Русский реалистический пейзаж? Ответить на этот вопрос постараемся в исследовательской работе.

Пейзаж. Краткие страницы истории пейзажа

Пейзаж – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. В изобразительном искусстве так называют и жанр, и отдельные произведения, посвящённые природе.

«В дословном переводе с французского слово «пейзаж» означает «вид сельской местности». В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской (в том числе городской архитектурный – ведута), индустриальный пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии – марина – она составляет самостоятельный жанр». *

Пейзаж - это картина, на которой изображены лес, поле, море или город, деревня, железная дрога.

Этот жанр искусства гораздо моложе сюжетных картин. Биография пейзажа начинается в истории человечества лишь с VI века н. э. Первые пейзажи появились в далёком Китае.

* Платонова Н. И. Искусство. Энциклопедия. М. : РОСМЭН-ИЗДАТ, 2006 г. с. 129.

3 Элементами пейзажа украшали стены гробниц и дворцов в странах Древнего Востока. Египетские пейзажные росписи гробниц Среднего царства в Бени-Хасане и дворцов в эпоху Нового царства близ Эль-Амарны и теперь пленяют изяществом исполнения.

Истории известны изображения природы в античной Греции и Риме.

«Особое развитие получил пейзаж в искусстве Востока. Как самостоятельный жанр он появился в Китае ещё в VI веке. Пейзажи китайских художников, выполненные тушью на шёлковых свитках, очень одухотворенны и поэтичны. Они имеют глубокий философский смысл, как бы показывают вечно обновляющуюся природу, беспредельной пространство, которое кажется таковым из-за введения в композицию обширных горных панорам, водных гладей и туманной дымки. В пейзаж включаются человеческие фигурки и символические мотивы (горная сосна, бамбук, дикая слива), олицетворяющие возвышенные духовные качества. Под влиянием китайской живописи сложился и японский пейзаж, отличающийся обострённой графичностью, декоративными мотивами, более активной ролью человека в природе». *

Как самостоятельный жанр пейзаж окончательно сформировался в XVII веке. Его создали голландские живописцы. Ещё в XVI веке художники обратились к изучению натуры (П. Брейгель в Нидерландах). Особый расцвет пейзажной живописи наблюдался в XVII – XVIII вв. Во Фландрии Питер Пауэл Рубенс постоянно обращался к пейзажу. На картине «Возчики камней» (1620, Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург) художник запечатлел момент, когда день встречается с ночью: вечерняя заря ещё не угасла, а полная луна уже взошла. Фигуры белой лошади и двух рабочих, направляющих тяжёлую телегу по крутому спуску, сливаются с величественными очертаниями деревьев и скал, повторяются в них. Благодаря этому сходству форм напряжённые усилия персонажей заряжают весь пейзаж могучей энергией.

«В Голландии в 10-х годах XVII столетия в Харлеме сформировалась школа пейзажа. Её видными представителями были Эсайас Ван де Велде (1590-1630), Питер Молейн (1595-1661), Ян Ван Гойен (1596-1656) и Саломон Ван Рёйсдал (1600-1670). В отличие от мастеров XVI века они отказались отзахватывающих панорам и сосредоточили всё внимание на скромных уголках сельской местности – лощине, деревенской хижине или просто одиноком дереве». **

Выдающимся мастером во второй половине XVII столетия был Якоб Ван Рёйсдал - племянник Саломона Ван Рёйсдала. Мастер стремился запечатлеть переходные состояния в природе.

Рембрандт Ван Рейн в 40-е годы XVII века особенно увлёкся пейзажем. Он любил отдыхать на природе от работы над большими полотнами.

Питер Пауэл Рубенс Возчики камней. 1620 г. Якоб Ван Рёйсдал. Болото. 60-е гг. XVII века.

Государственный Эрмитаж. Санкт - Петербург.

* Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. М. : Просвещение, 1978 г. , с. 10

** Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII – XX веков. Ред. Коллегия: М. Аксёнов, Н. Майсурян. М. : Аванта+, 2005 г. с. 76

4 Во Франции в XVII веке Н. Пуссен занимался пейзажем – он занимал важное место в его творчестве. Он всегда населял пейзаж мифологическими героями. Это отражено даже в названиях произведений: «Пейзаж с Полифемом» (1649 г. ), «Пейзаж с Геркулесом» (1649 г. )

Клод Лоррен был современником Пуссена. Лоррен посвятил своё творчество пейзажу, что во Франции XVII века было редкостью. Его пейзажи отличались тонкостью колорита и виртуозно построенной перспективой. Лоррена интересовала игра тонов, изображение воздуха и света на холсте. Именно Лоррена следует считать основоположником традиций французского пейзажа.

В XVII веке была создана световоздушная перспектива.

Никола Пуссен. Пейзаж с Полифемом. 1649 г. Клод Лоррен, Утро в гавани. 40-е гг. XVII в.

Государственный Эрмитаж. Санкт - Петербург.

XIX век можно поистине назвать – веком русского пейзажа, творческих открытий мастеров пейзажа, завоевания пленэрной живописи: А. А. Иванов, А. К. Саврасов, Ф. А. Васильев, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, В. Серов, В. Поленов. О творчестве этих мастеров пейзажа мы будем говорить в следующей главе.

Художники – импрессионисты: Э. Мане, К. Моне, О. Ренуар во Франции; К. Коровин, И. Грабарь в России, открыли новые возможности в передаче изменчивости световоздушной среды, неуловимых состояний природы, богатства красочных оттенков. Импрессионисты обогатили пейзаж тем, что, работая на природе, смогли передать на полотнах живой трепет света и воздуха.

Клод Моне. Мост в Аржантее. 1874. Огюст Ренуар. Прогулка по Сене. 1879.

В XX веке пейзаж остаётся любимейшим жанром живописи, но он приобретает новый оттенок. Природа противопоставляется разрушительным силам современной цивилизации, безжалостному наступлению техники. Крупные мастера конца XIX начала XX в. (П. Сезанн, П. Гоген, Ван Гог, А. Матисс во Франции, А. Куинджи, Н. Рерих, Н. Крымов в России) расширяют эмоциональные, качества пейзажной живописи.

История развития русского пейзажа

Классический пейзаж

До начала XVIII столетия в русской живописи развивались преимущественно иконописные традиции. По воспоминаниям современников, в России в то время любые изображения принимали за иконы: нередко, приходя в дом чужеземца, русские по обычаю кланялись первой попавшейся им на глаза картине. Однако в XVIII веке живопись постепенно стала приобретать европейские черты: художники осваивали линейную перспективу, позволяющую передать глубину пространства, стремились правильно изображать объём предметов с помощью светотени, изучали анатомию, чтобы точно воспроизводить человеческое тело. Распространялась техника живописи маслом, возникали новые жанры.

«В связи с петровскими реформами радикально менялся и уклад жизни. Портретисты увековечивали радикальные изменения, так и пейзажисты были призваны написать виды новой столицы, «портреты» новых, на европейский лад, дворцов и памятников, запечатлеть старые города, которыми гордилась Россия.

Таким образом, уже в XVIII веке в России наметилась интересная линия национальных мотивов в искусстве пейзажа.

Однако новоучреждённая в 1757 году Академия художеств начала с того, что оторвала своих первых питомцев от родной природы. В пейзажном классе при Академии им вменялось в обязанность копировать ландшафты иностранных художников, притом не всегда лучших. Изображение русского пейзажа не допускалось программой. Ученикам предлагалось изображать чужеземную природу. После Академии учеников посылали на практику в Италию, природа которой считалась наиболее достойной изображения». *

Но в таких сложных условиях в России появились значительные по тому времени пейзажисты, для которых характерна привязанность к национальному русскому пейзажу: Семён Фёдорович Щедрин, Михаил Матвеевич Иванов, Фёдор Яковлевич Алексеев, Максим Никифорович Воробьёв.

Семён Щедрин был первым по времени официальным русским ландшафтным живописцем и первым учителем пейзажа в Академии художеств. Писал он преимущественно виды Петербурга и прилежащие к нему парковые пейзажи придворных резиденций – Гатчины, Павловска, изрядно идеализируя.

В пейзажах 1815-1817 гг. Щедрин показал не центральные улицы и набережные Невы, а окраины с простолюдинами. В 1818 году в Италии, в Неаполе пишет свои известные картины: «Колизей в Риме»(1822), «Новый Рим. Замок Святого Ангела» (1823), «Вид Амальфи близ

С. Щедрин. Новый Рим. Замок Святого Ф. Алексеев. Вид Дворцовой набережной

Ангела. 1823. ГТГ. Москва. от Петропавловской крепости. 1794. Государственный

Русский музей. Санкт – Петербург.

* Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. М. : Просвещение, 1978 г. , с. 43

6 Неаполя» (1826) и др.

Пейзажи Щедрина пользовались огромным успехом у публики. Материально не зависимый от

Академии, он стал вольным художником и до конца дней жил в Италии.

Ф. Я. Алексеев, родоначальник русского городского пейзажа, оригинально объединил в своих пейзажах опыт итальянских мастеров ведуты и классицистов. Широко известна одна из самых тонких и поэтичных работ – «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794), характерная точностью и вместе с тем лирическим восприятием городского ландшафта.

М. Н. Воробьёв, продолжавший работать и в XIX веке, был, в сущности, художником-романтиком. Он первый среди русских стремился передать «настроение» природы.

Если взглянуть на живопись XVIII века в целом, следует признать, что пейзаж занимает в ней менее значительное место, нежели в XVII веке. XIX век - стал веком нового расцвета реалистического пейзажа.

Реалистический пейзаж

В России XIX век в искусстве пейзажа начался постепенным завоеванием реалистических позиций. Художники стремятся уйти от безымянных классических деревьев, а передать жизнь природы, вводят в свои работы романтику освещения: солнечный свет и конкретный характер природы.

«Огромный шаг в этом направлении сделал Александр Андреевич Иванов. Иванова, как и других его современников, привлекали в природе приметы вечного, а непреходящего. Эпическое спокойствие идеального образа преобладает даже в тех случаях, когда русские художники брали за основу национальный ландшафт и стремились бесхитростно изобразить родную природу, как она есть». * Таковы пейзажи А. Г. Венецианова, его учеников Г. В. Сороки, Н. С. Крылова и других зачинателей национального русского пейзажа, увидевших размах и красоту «невзрачной» русской природы.

А. Иванов. Аппиева дорога. ГТГ. Москва. А. Венецианов. На пашне. Весна. Первая половина 20-х годов XIX в. ГТГ. Москва.

Настоящее систематическое художественное освоение русской природы началось во второй половине XIX века, в творчестве художников 60-х годов. Русская природа, неброская – болотистые низменности, слякотные распутицы, однообразная равнинность, - стала главным героем пейзажей передвижников. На их картинах с проникновением и теплотой изображались родные уголки русской природы. Русские художники наконец перестали ездить за красотой в Италию.

Один из родоначальников русского реалистического пейзажа Алексей Кондратьевич

* Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. М. : Просвещение, 1978 г. , с. 75

7 Саврасов (1830-1897). Окончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества, он уже в двадцать четыре года стал членом Академии художеств, а в двадцать шесть лет – преподавателем воспитавшего его училища. Саврасов много путешествовал: посетил Англию. Францию,

Германию, Швейцарию. Вернувшись в Россию, художник принял участие в организации Товарищества передвижных выставок.

На первой выставке передвижников Саврасов представил произведение, сразу принёсшее ему известность, - «Грачи прилетели» (1871). Картина удивила зрителей простотой сюжета. Художник показал начало весны в Костромской губернии. На переднем плане кривые берёзы и грязный талый снег, справа лужа, в середине облупленная церквушка с колокольней. Из облаков вот-вот пойдёт снег. Тёмные силуэты грачей, словно пятна на полотне, гнёзда растрёпаны. Живопись на полотне прекрасна: снег написан разными оттенками.

Грачи прилетели. 1871. ГТГ. Москва. Просёлок. 1873. ГТГ. Москва.

На полотне «Просёлок» (1873 г. ) Саврасов изобразил раскисшую мокрую дорогу, уходящую вдаль, с островками травы на обочине.

«Он сумел отыскать в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действует на душу» - писал о Саврасове его ученик, знаменитый пейзажист Исаак Ильич Левинтан.

Проникнуты романтическим чувством пейзажи талантливого художника Ф. А. Васильева.

И. Саврасов и Васильев вносили в образ природы так много личного, что пейзажи обращались в лирические переживания.

Оттепель. 1871 г. Мокрый луг. 1872. ГТГ. Москва.

Иную задачу ставил перед собой И. И. Шишкин. Он считал что «Картина с натуры должна быть без фантазии, полной иллюзии безусловным подражанием».

8 Иван Иванович Шишкин (1832-1898) родился в городе Елабуге, в семье образованного и влиятельного купца. После окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества. А затем Академии художеств в Петербурге (с Большой золотой медалью) он был отправлен в поездку по Европе. В Германии Шишкин завершил обучение и стал академиком. Точность рисунка, пристрастие к монументальным композициям выделяют его среди других русских пейзажистов.

Настоящую славу Шишкину принесла картина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872), получившая первую премию на выставке Общества поощрения художников. Впервые в русском искусстве художник показал не опушку леса и не вид на лесные дали, а величавую чащу с громадами стволов. Трещины коры, травинки, камни выписаны с наблюдательностью учёного-натуралиста.

Шишкин всегда создавал свои произведения на основе нескольких мотивов, увиденных в разных местах. На картине «Рожь» (1878 г. ) он написал сказочной высоты колосья, а посередине поля могучие сосны, которым здесь не место: их корни не дали бы его вспахать. Эти намеренные ошибки живописца создают тем не менее убедительный образ изобилия и богатырской мощи русской природы.

Картину «Утро в сосновом лесу» (1889 г. ) Шишкин создал вместе с другом, художником Константином Аполлоновичем Савицким (1844-1905), который изобразил на переднем плане медведицу с тремя медвежатами, играющими на упавших гнилых деревьях.

И. И. Шишкина можно назвать певцом красоты соснового леса.

Рожь. 1878 г. ГТГ. Москва. Утро в сосновом лесу. 1889 г. ГТГ. Москва.

Противоположен Шишкину художник-пейзажист Архип Иванович Куинджи. Он считал, что художник должен писать пейзаж «наизусть», опираясь полностью на фантазию. При полном впечатлении естественности его пейзажи отличаются придуманной уравновешенностью. Эти пейзажи написаны широко, крупными отношениями освещённых и теневых мест в изображённом. , контрасты света и тени. Пространство картины «Вечер на Украине» (1878 г. )

Вечер на Украине. 1878 г. ГРМ. Санкт – Петербург. Берёзовая роща. 1879 г. ГТГ. Москва.

9 тонет в сумраке, последние солнечные лучи освещают белые хаты на тёмном пригорке среди садов.

Не все художники одобряли своеобразную живопись Куинджи, однако зрители ждали его произведений с нетерпением. В их числе необычная по композиции картина «Берёзовая роща» (1879 г. ). На первом плане изображены не деревья целиком, а только гибкие белые стволы. Позади них силуэты кустов и деревьев, а вокруг изумрудная зелень болота с прогалиной, полной тёмной воды.

Менее распространён в русском искусстве морской пейзаж, или марина.

В этом нет ничего удивительного: море менее характерно для Росси, нежели равнины, леса и реки.

Тем не менее почти каждый крупный Российский художник писал море: И. К. Айвазовский, А. П. Боголюбов. Эта тема была близка для Боголюбова, по военно-морской службе, а Айвазовский вырос у моря.

И. Айвазовский. Девятый вал. 1850 г. А. Боголюбов. Бой у острова Эзель. 24 мая 1719 г. 1866 г.

Айвазовский прошёл долгий творческий путь от романтических и несколько жёстких по живописи работ до реалистически убедительной поэмы «Чёрное море» или великолепной «Волны».

Без романтики, убедительно и правдиво писал свои «водные» пейзажи А. П. Боголюбов.

В. Д. Поленов дал жизнь так называемому лирическому пейзажу, в котором присутствовал и бытовой жанр. В 1878 году художник представил на передвижную выставку картину, за которую извинялся перед Иваном Николаевичем Крамским как за безделицу, оправдываясь тем, что не

Московский дворик. 1878 г. ГТГ. Москва. Бабушкин сад. 1878 г. ГТГ. Москва.

успел к сроку сделать что-нибудь более значительное. Это был «Московский дворик» (1878 г. ) – произведение, ставшее этапом в русской живописи. На этой картине соединены воедино повседневность, будничность с возвышенным, вечным.

В. Д. Поленов явился родоначальником новой русской живописи, которую в середине 90-х годов XIX века называли «молодой московской школой».

Долгое время природа России казалась живописцам слишком невзрачной и невыразительной. Среди тех, кто открыл особую, щемящую прелесть русского пейзажа, первое место по праву принадлежит Исааку Ильичу Левитану. Художник говорил: «Только в России может быть настоящий пейзажист».

Картины художника, начиная с ранних работ («Осенний день. Сокольники», 1879 г. ; «Мостик. Саввинская слобода», 1884 г. ), словно говорят зрителю: в России нет броских, ослепительных видов, но очарование её пейзажей в другом. Русской природе не свойственны яркие цвета, резкие линии, чёткие грани: воздух влажен, очертания расплывчаты, всё зыбко, мягко, почти неуловимо. Однако русский пейзаж открывает взору простор, за которым угадывается ещё простор – так без конца.

«В картине «У омута» (1892 г. ) Левитан обыгрывает образы народной поэзии: омут – место недоброе, обиталище нечистой силы. Это место отчаяния – здесь сводят счёты с жизнью. Художник изобразил омут загадочным; весь пейзаж наполнен тайной.

Осенний день. Сокольники. 1879 г. ГТГ, Москва. У омута. 1892 г. ГТГ. Москва.

Подобные чувства навевает и знаменитое полотно «Владимирка» (1892 г. ). Пустынная, бескрайняя дорога – путь осуждённых на каторгу – рождает ощущение безысходности. Картину «Над вечным покоем» (1894 г. ) можно назвать философским пейзажем. Неба здесь больше, чем земли; оно неподвижно, как и земля. Тайна смерти («вечный покой» - слова заупокойной молитвы) и тайна жизни (небо – символ бессмертия) скрыты в этом произведении. *

Владимирка. 1892 г. ГТГ. Москва. Над вечным покоем. 1894 г. ГТГ. Москва.

* Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII – XX веков. Ред. Коллегия: М. Аксёнов, Н. Майсурян. М. : Аванта+, 2005 г. с. 392

В 1894 – 1895 гг. в душе художника произошёл перелом. После печальных неярких полотен он стал писать жизнерадостные, полные торжествующей красоты картины. Одна из таких работ – «Золотая осень» (1895 г. ). Это произведение на редкость гармонично и по композиции, и по колориту. Картина «Март» (1895 г. ) – одна из самых радостных у Левитана. Живописец сумел передать впечатление первого по-настоящему весеннего дня.

Золотая осень. 1895 г. ГТГ. Москва. Март. Фрагмент. 1895 г. ГТГ. Москва.

Все русские художники рубежа XIX - XX вв. , изображавшие природу, так или иначе, испытали влияние творчества Исаака Левитана – признавая или отвергая его живописную манеру.

Ещё более эмоционально отношение к природе выражено в колоритных пейзажах современника Левитана – М. В Нестерова. Ему талантливо удалось передать красоту неярких, нот тонких по живописному звучанию и настроению прозрачных погожих дней уходящего лета, трогательность тонкоствольных русских берёз и рябин.

М. Нестеров. Осенний пейзаж. 1906 г. К. Коровин. Зимой. Фрагмент. 1894 г. ГТГ. Москва.

Великолепным представителем «русского импрессионизма» проявил себя К. А. Коровин.

Большое место в творчестве Коровина занимал пейзаж. Художник писал и парижские бульвары, и эффектные морские виды, и среднерусскую природу. Картина «Зимой» (1894 г. ) изображает скромный, неприметный уголок России. Но она притягивает внимание зрителя своей сложной цветовой гаммой.

В русском искусстве конца XIX века были ещё очень сильны реалистические традиции передвижников, для которых точная картина действительности и её социальная оценка были намного важнее живописной формы и техники. Поэтому творчество Коровина получило признание далеко не сразу.

Русский импрессионизм – понятие весьма условное. Оно объединяет разных художников конца

XIX начала XX века. Для одних характерна тематическая и идейная связь с передвижниками (А. В. Туржанский, А. Е. Архипов), других привлекало живописно – пластическое богатство мира (К. А. Коровин), третьи примкнули к живописному методу неоимпрессионистов (И. Э. Грабарь, В. В. Переплётчиков. Н. В. Мещерин), четвёртые продолжили разрабатывать левитановский пейзаж (П. И. Петровичев, С. Ю. Жуковский). Всех их объединяет повышенный интерес к живописному значению цвета, свободнее, нередко размашистое письмо и преимущественно лирическое отношение к образу природы. В их картинах, как говорили современники, присутствует «свежесть красок, любовь к природе, солнцу».

В. Серов. Заросший пруд. Фрагмент. 1888 г. В. Борисов-Мусатов. Водоём. 1902 г. ГТГ. Москва.

ГТГ. Москва.

Всех их объединяет повышенный интерес к живописному значению цвета, свободнее, нередко размашистое письмо и преимущественно лирическое отношение к образу природы. В их картинах, как говорили современники, присутствует «свежесть красок, любовь к природе, солнцу».

Пейзаж часто играет равноправную смысловую роль в картинах других жанров: в портретах В. А. Серова, сюжетных картинах М. В. Нестерова, этюдах К. А. Коровина, позже К. Ф. Юона

К. Юон. Мартовское солнце. 1915 г. ГТГ. Москва. И. Грабарь. Мартовский снег. 1904 г. ГТГ.

Проходит время, а творчество великих мастеров русского реалистического пейзажа остаётся поистине памятником искусства. Их творчество – достояние нашей страны, русского человека. Испытываешь гордость за то, что русские художники показали красоту природы, её удивительные уголки.

Изучая творчество художников – пейзажистов, понимаешь всё богатство и красоту окружающей природы. Их пейзажи помогают зрителю увидеть и познать красоту природы, полюбить её.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)