Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

История реки Почайны, притока реки Рпень, исчезнувшей в ливневой канализации

Из случайно услышанного на улице диалога.

Прохожий (явно приезжий):

- Почему магазин называется

«Почайка»?

Прохожая:

- Не могу сказать. Наверное, чайки здесь летают.

Я живу в городе Владимире. Много улиц в нашем городе с разными названиями. Есть улицы Мира, Горького, Нижегородская. Их названия понятны. А вот большинство учащихся нашего 8 «А» класса живут на улице Почаевской. Что за название? Откуда оно появилось? Я спрашивала многих, потом даже анкету в классе провела. Мне было любопытно, знает ли кто в нашем классе, почему улица Почаевская так называется. И я решила провести анкетирование среди ребят. Из двадцати двух человек шестеро знают, что улицу назвали в соответствии с названием речки Почайка.

У остальных были разнообразные и очень странные версии. Четверо думают, что улицу назвали так в честь знаменитого человека, но они про этого человека ничего не знают. Шестеро решили, что это название улицы произошло от названий магазина и гостиницы «Почайка» и кафе «Почайка».

Три человека считают, что на этой улице располагались чайные, ещё четыре человека думают, что над улицей Почаевская летали чайки. У одного человека вообще не было ни одной версии о происхождении названия улицы Почаевская.

Я убедились, что очень много ребят совершенно не знают историю своего города, и даже не задумываются, каким наш город был в старые времена, откуда берутся названия улиц, рек, озёр, магазинов и т. д. , и что наш город приобрёл за прошедшие годы, а что утратил навсегда. Хорошо это или плохо для нас и окружающей среды? Конечно, это не правильно. Стыдно признаться, что я тоже об этом раньше как-то особенно не задумывалась.

Учителя истории, биологии, литературы объяснили, что названа улица по имени реки Почайны, которая протекала в том районе.

Но это я знала лучше их, никакой речки в нашем районе нет, нет ни воды, ни даже высохшего русла. Кто украл нашу речку? Как было бы здорово, если бы текла недалеко от наших домов хоть маленькая, но весёлая речка с чистой водой, кувшинками и песочком, где можно позагорать летом. Я живу в районе большого завода ФГУП «Точмаш», который занимает площадь 660 квадратных метров с числом работающих более 7 тысяч человек. Понятно, что пейзаж нас окружает в основном промышленный.

Я решила взглянуть на район, где я живу, другими глазами. Во время прогулки я выяснила, что действительно улица Почаевская является как бы границей между районом жилых домов и промышленной зоной. Между ними находится впадина, она не глубокая, вдоль нее на довольно небольшом расстоянии располагаются канализационные колодцы. Место это (где-то 50 метров в ширину) заросло кустами, деревьями, часто встречаются разрытые и закопанные с помощью техники большие ямы. Оно используется как местная незаконная свалка строительного и бытового мусора.

И вода вода там повсюду. Она сочится из земли, поблескивает небольшими озерцами и грязными лужами. Похоже, что вода там где-то очень близко. Этот эффект еще поддерживает довольно сильный ровный шум из колодцев, там явно довольно мощно и быстро течет куда-то вода. По всей вероятности здесь под землей действительно течет река.

На поверхности нет ни реки, ни ручейка там, где мы живем, но название живёт. И я поставила себе задачу: узнать всё о нашей пропавшей речке и рассказать всем, кто нас окружает. Нельзя не знать ничего об истории конкретного места, где ты живёшь.

В своей статье я буду использовать два названия «Почайна» и «Почайка». В научных статьях чаще встречается первое, но в частных разговорах, в современных названиях – второе, которое удобнее для произношения. В ХХ веке оно окончательно закрепилось за рекой.

История реки Почайны

По установившейся традиции происхождение названия «Почайна» (Почайка) связывают с переселенцами из Киева в 12 веке, которые перенесли это название из родных мест. В жизни г. Владимира заметное место занимала роща Кузянка (Кузячка), упоминаемая в документах XVII века. Археологам и краеведам удалось установить, что в начале второго тысячелетия н. э. в этой роще возникло одно из первых славянских поселений в нашем крае. На окраине рощи Кузянки, видимо, этими же славянскими племенами справлялся летний праздник Купала. В. Доброхотов, владимирский краевед ХIХ века, располагал эту рощу к югу от реки Почайна.

В верховьях речки Почайна находилось старое урочище «Русалка», где еще в XIX веке в начале лета проходил любимый славянский праздник Купала или Роусалия. Этот праздник характерен праздничными хороводами с однообразным и унылым напевом старинных песен, а в ночь на Ивана Купала – зажиганием костров и прыганьем через них.

Под Красным селом на правом берегу реки Рпень лежит еще одно старое урочище «Княжий луг», на котором недалеко от устья реки Почайна некогда находился обширный холм, называвшийся в народе Ярило. Праздник солнечного божества был очень популярен во Владимире вплоть до конца XIX века. В 1968 году на правом берегу реки Почайны, при планировке земли под спортивную площадку был найден небольшой клад русских ложек, монеты серебряные и медные конца XVIII в. – начала XIX в.

Река Почайна – приток реки Рпень, которая впадает в реку Клязьма на 285 километре от её устья. Река Клязьма несёт свои воды в реку Ока, а Ока является одним из правых притоков реки Волги.

Река Почайна берёт начало в районе улицы Горького города Владимира. Длина её 3,75 километров. Существует легенда, что именно в Почайке купали владимирцев, обращая в христианство.

В 60-70-х годах ХХ века река испытывает губительное влияние человека. Она неузнаваемо изменилась. По карте того времени видно, что ее исток находился в парке городского Дворца культуры, в пруду, который чудом сохранился благодаря расположившимся здесь частным садам.

Я просмотрела очень большое количество литературы, газетных статей, сборников, напечатанных по материалам областных научных конференций наших высших учебных заведений, и выяснила определенную закономерность. Реку планомерно уничтожают. Причем это не злой умысел отдельного человека, а планомерная политика городских властей.

В 1961-1962 году это была небольшая речка шириною примерно 1,5 метра с песчанно-глинистым дном. Рыбу в ней не ловили, но иногда еще видели речных животных. В 1972-1973 году ее начали активно убирать в трубы. Это продолжалось и в 80-х годах. Городскими властями было принято решение о компактной застройке города не принимая во внимание специфику городского рельефа. Начальники тех лет утверждали, что построив больше жилья, они заслужат благодарность людей. Этому пытался противостоять тогдашний главный архитектор Сидоркин Н. И. Он был убежденным сторонником максимального сохранения зеркала рек и прудов на территории города, в том числе и реки Почайна. Но его доводы никого не убедили. Он был вынужден уйти с работы и покинуть г. Владимир.

В 1995 году в русле реки продолжилось строительство капитальных гаражей, предусматривающее засыпку и заключение реки в ливневый коллектор, который уже существует и принимает ливневые стоки со второго из истоков реки у тракторного завода.

В 1998 году экологи города Владимира упоминают уже только о коллекторе ливневой канализации «Почайна», через который в реку Рпень поступают «нефтепродукты, органические соединения, биогенные вещества, хлориды, сульфаты, соли тяжелых металлов, ацетон, фенол, формальдегид».

Те же авторы в 2002 году вообще не упоминают о реке Почайне: «В северной части г. Владимира располагается обширная промышленная зона – тракторный завод, «Электроприбор», ВЭМЗ, «Точмаш» и другие предприятия. Жилая зона отделена от промышленной крупным Почаевским оврагом. Территория промышленной зоны сильно загрязнена. С этой территории поверхностные и подземные воды стекают в Рпень».

А напрасно! Речка продолжает жить и напоминает о себе авариями на сетях горводопровода и канализации. Очевидцами этого являемся мы, жители улиц Северная и Почаевская.

Само название улицы Почаевская появилось в 1936 году. Название было дано в соответствии с близкими природными объектами – речке, оврагу. С 1951 года появляются два проезда – 1-ый и 2-ой Почаевские. Хочется поблагодарить того, кто оставил первый памятник нашей речке в названии улицы. Имени его я пока не нашла.

Путешествие по реке Почайна.

Мне повезло. Я встретилась с очень интересным человеком. Это строитель, архитектор, а самое главное, человек искренне заинтересованный в судьбе малых рек, природных ландшафтов города Владимира. Это Зыков Владимир Сергеевич. К сожалению уже выпал снег, но мы вместе с Зыковым В. С. и моим учителем истории все таки прошли по тому маршруту, где некогда протекала река Почайна и сделали фотографии сегодняшнего «русла» реки Почайна, которые я прилагаю к своей работе.

Начали мы с её устья. Здесь реки уже нет. Стоят бетонные колодцы-выпуска и трубы, которые выходят в речку. Здесь же находится насосная станция ливневой и фекальной канализаций. Большие насосы качают по трубам канализационные стоки и воды ливневой канализации, в которую превратили реку Почайну. Правда, реки, оказывается, никогда не текут по указке человека, а находят свою дорогу сами. К сожалению, канализационные стоки и река здесь смешиваются и из люка очень неприятно пахнет. Люк ливневой канализации с неприятным запахом – это всё, что можно увидеть в том месте, где река должна впадать в Рпень. Смотровые люки весом 16-20 кг в сильный дождь, в паводок буквально поднимаются и силой воды как бы «зависают». Речка не сдаётся.

Мы отправились вверх по реке, которой здесь нет. Она в трубе под улицей Северная, ДК «Точмаш», идёт в сторону улицы 16 Октября. В трубах она спрятана, где-то в длину на 1,5 километра. Странное чувство испытываешь, когда идешь по улице и осознаешь, что под тротуаром в бетонной трубе река. Наверное, было бы лучше, если бы среди жилых массивов протекала небольшая речка, с мостиками для переходов, с лавочками для отдыха. Для этого нужны были дополнительные затраты, но, в конечном счете, это радовало бы взгляд и душу.

В ходе путешествия мы несколько раз натыкались на выход на поверхность воды в виде небольших ручейков. Это родники, которые неподвластны человеку. Как бы они не уничтожались, природные явления оказываются сильнее, вода находит выход на поверхность. Ее снова и снова закапывают, утверждая, что это сток дождевых и талых вод с более высоких по уровню мест.

Пренебрежительное отношение к воде и к зеркалу прудов в г. Владимире вызывает сожаление.

В районе пересечения улиц Почаевская и Второго Почаевского проезда мы наконец-то увидели саму речку, скорее ручеёк в глубоком овраге. Там до сих пор сохранился островок старых домов одноэтажной застройки 50-х годов ХХ века. Правда овраг используется как свалка, но всё равно заросли кустов, трав, деревьев, наверное, в весеннее и летнее время довольно живописны. Всего речку можно увидеть на протяжении 400 метров. В этом месте одноэтажные домики с огородами поджимает промышленная зона владимирского завода «Электроприбор». Но речка там живёт.

Местные жители сделали ступеньки, перила, чтобы спускаться к реке, кое-где видны скамеечки. Вероятно, здесь они отдыхают после работы на огородах. Листьев на деревьях уже нет, но можно узнать черемуху, бузину, кусты жасмина.

Удивительная картина нам открылась от улицы Батурина до улицы Юрьевской. В самом сердце города вдруг островок зелени и природы - остаток коллективного сада. Когда-то неудобные земли по склону оврага разделили на небольшие участки и раздали людям в пользование под сады и огороды. «Коллективный сад» это особое явление советских времён для ведения подсобного хозяйства недалеко от черты города.

Сад окружен высоким забором, на воротах висят замки, но можно рассмотреть плодовые деревья, кусты, грядки, небольшие домики садового типа. Действительно неожиданное зрелище в центре городской застройки, граничащей с промышленной зоной. Не знаю насколько экологически чистые овощи и фрукты здесь выращивают. Ясно только то, что для жителей окружающих домов этот островок зелени просто живителен.

Здесь Почайна выступает последний раз как река. Дальше ее опять нет. Правое основное русло реки делает изгиб, раньше здесь за зданием Городского Дома культуры было несколько прудов. Теперь мы вышли к большой стройке. Хорошо одетый человек с начальственными замашками строго нам сказал, что здесь нет и не было ни речки, ни пруда. А было искусственное случайное затопленное углубление в грунте, которое они ликвидировали, «восстановив» ливневую канализацию с улицы Горького. Сады они выкупили, снесли, вырубили и строят комфортабельный дом. Интересно, что фундамент будущего десятиэтажного дома они построили очень мощный: это монолит из бетона и металла до 5 метров в глубину. Явно побаиваются горе-строители строптивой речки, как бы она не навела на стройке свой порядок.

Нам было неприятно услышать, что этот, явно имеющий власть человек, безаппеляционно добавил, что и оставшиеся сады они тоже выкупят и еще один дом построят.

Истока не существует, и родник в районе улиц Асаткина и 850-летия г. Владимира был отправлен в ливневую канализацию ещё в 1944 году, когда разворачивалось строительство тракторного завода.

Однако все эти годы река настойчиво сопротивляется планам людей, прорывая трубы, создавая аварийные ситуации, обрушивая искусственно насыпанный грунт и т. д. Об этом рассказывал нам В. С. Зыков. Да и сами мы неоднократно видели, как к бывшим прудам подъезжает мощная техника и начинаются долгие ремонтные работы.

В одной из научных статей мы встретили в отношении рек Почайна и Рпень цитату: «Обе реки отрегулированы».

Заключение рек в ливневый коллектор уничтожает очищающую способность рек, ее берегов, пойм и прибрежных полос. На прилегающих к руслам землях самые высокие концентрации тяжелых металлов.

Сам по себе напрашивается вывод, что, варварски уничтожая природные объекты, мы сами создаем себе ситуацию экологического бедствия.

Мы живем в XXI веке. Изменились люди, изменилось государство, в котором мы живем. Часто с экранов телевизоров звучат рассказы о том, как в Европе люди озабочены восстановлением естественной природной среды, как собираются спонсорские деньги, щедро выделяют средства благотворительные фонды на преодоление последствий бездумного использования человеком природных ресурсов.

Однако достаточно часто звучат и такие слова: «Восстановить невозможно! Этот вид растений, животных утрачен навсегда».

Зыков В. С. считает, что будущее у реки Почайны все-таки есть. Нужно просто срочно остановить застройку ее русла, очистить ее, восстановить каскад прудов. Даже в промышленной зоне они сыграют свою положительную роль. Зимой зеркало воды будет смягчать морозы, летом – жару, увлажнять воздух, т. е. улучшать климат. Река поможет природе справляться с отрицательным воздействием деятельности человека, будет очищать окружающую среду.

В настоящее время я ищу возможность заявить о проблеме реки Почайны громко, чтобы взрослые люди услышали и задумались. К сожалению, коммерческие издания, в которые превратились наши газеты, не заинтересованы печатать бесплатно подобную информацию.

Реки, как и люди, должны быть свободны.

ИНТЕРВЬЮ

Зыкова В. С. о судьбе реки Почайны во второй половине ХХ века

Родился я в поселке Нововязники Вязниковского района Владимирской области. Коренным жителем г. Владимира не являюсь, но часто приезжал сюда в 60-80-х годах ХХ века. Мои родственники проживали и сейчас живут в районе реки Почайна. Кстати, и я сам сейчас живу недалеко.

Первая встреча с рекой относится к 1961-1962 гг. Тогда это была небольшая речка шириною примерно 1,5 метра с песчано-глинистым дном. Не помню, чтобы там ловили рыбу, но однажды вечером во время прогулки с друзьями мы видели ондатру как раз в районе Промышленного проезда.

Вторая встреча с речкой произошла в 1972-1973 гг. , когда я приезжал во Владимир на спортивные соревнования. Человеком я всегда был любознательным, любил и люблю природу. Захотелось пройти по руслу реки, разведать, что она из себя представляет. К сожалению, она в это время активно убиралась в трубы, от нее уже мало что оставалось. Отчетливо помню чувство потери и разочарования, как будто у меня лично что-то несправедливо отняли.

Третья наша встреча с Почайной состоялась уже в 1983 году, когда я был направлен в г. Владимир в Управление архитектуры и градостроительства на должность заместителя главного архитектора.

Здесь меня свела судьба с очень интересным человеком Сидоркиным Николаем Ивановичем. Он в то время занимал должность главного архитектора г. Владимира и был убежденным сторонником максимального сохранения зеркала рек и прудов на территории города, в том числе и реки Почайна. Его противники считали, что город необходимо строить компактно, не принимая во внимание специфику городского рельефа. Тогдашние начальники утверждали, что, построив больше жилья, они заслужат благодарность людей. А жить в этих домах в конце концов не им, добавляли они иногда в частной беседе. Дешевизна загораживала бережное отношение к природе. Время было такое, что возражения отдельного человека, даже искренне заинтересованного в будущем родного города, не принимались во внимание. Как тогда говорили: «Партия сказала», оставалось ответить: «Есть». Не пришелся ко двору в коридорах власти честный человек Сидоркин Н. И. Пришлось ему уехать на работу в г. Загорск. Сейчас его уже нет в живых. Похоронен он не в г. Владимире на почетной аллее Славы, как достойный человек, искренний патриот родного города, а совсем в другом городе

У реки Почайны будущего не было. По генеральному плану ее русло находилось в районе промышленной зоны. Никому она не была нужна.

Однако все эти годы река настойчиво сопротивляется планам людей, прорывая трубы, создавая аварийные ситуации, обрушивая искусственно насыпанный грунт и т. д.

По моему мнению, будущее у реки Почайны все-таки есть. Нужно просто срочно остановить застройку ее русла, очистить ее, восстановить каскад прудов. Даже в промышленной зоне они сыграют свою положительную роль. Зимой зеркало воды будет смягчать морозы, летом – жару, увлажнять воздух, т. е. улучшать климат. Река поможет природе справляться с отрицательным воздействием деятельности человека, будет очищать окружающую среду.

С моих слов записано верно Зыков В. С.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)