Дом  ->  Семья  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

История родителей - историея нашей страны

. Мне не думать об этом нельзя

И не помнить об этом не в праве я –

Это наша с тобою земля,

Это наша с тобой биография.

Я - девочка любознательная. Мне всегда был интересен окружающий меня мир. Сказка, конечно, спутник каждого ребенка, но осознание, что «снаружи», порой еще интересней, чем в любой волшебной истории, увлекало на поиски новых открытий. Бабушкины истории, к сожалению, по недомыслию относила к разряду сказок до того момента, пока я не поняла, что есть собственные открытия, увиденные своими глазами, и открытия, сделанные другими, но это ни в коей мере не умаляет их ценности.

Как-то мне в руки попалась небольшая скромная коробочка, внутри которой лежали ордена и иные знаки отличия, заинтересовавшие меня. Я начала рассматривать старые фотографии, письма, какие-то записи на обложках стареньких книг. Позже стала вникать в бабушкины рассказы, пытаясь осознать услышанное. События, о которых она рассказывала, были связаны с нашими предками, но разобраться в них было поначалу достаточно трудно. Постепенно начала расспрашивать о тех или иных заинтересовавших меня родственниках. В основном история самой семьи воспринималась обрывочно несмотря на то, что я даже нарисовала свое генеалогическое древо. Недавно представился повод «рассортировать» знания, разложить по полочкам все то, что я узнала. Поводом для этого послужила тема исследовательской работы, связанной с историей семьи на фоне российской истории XX века. Бабушка отнеслась к этой работе с пониманием.

В один из теплых осенних дней мы устроились на согретой ласковыми лучами солнца кухне, налили себе по кружке горячего чая и повели неторопливый разговор. Тихая речь прародительницы успокаивала и бодрила, как летний ветерок. Беседа длилась достаточно долго, но для воспоминаний и истории прошлого время для настоящего не имеет особого значения.

- Твой прадед - начала было бабушка, но, видимо, я являюсь не самой лучшей слушательницей

- Нет, начни еще раньше. Ты же говорила, что прапрадеды приехали на лошадях из Курской губернии.

Она только вздохнула, улыбнулась и, следуя моей просьбе, продолжила рассказ

«Ночь. Ветер. Накрапывал осенний дождь. По избитой, в колдобинах и оврагах дороге идут уставшие лошади. Их спины нагружены многочисленным скарбом. Путь их долог и труден – в Сибирь – в этот путь они и их всадники отправились от самой Курской области до этих диких, опасных, но своеобразно прекрасных мест. Отсчет времени идет со второй половины XIX века. В это время многие поднимались с обжитых мест и отправлялись в такое же «путешествие». Новые земли были богаты, правительство предоставляло льготы, скот. Остановку сделали в Томской губернии Мариинского уезда Боготольской области, чтобы немного отдохнуть и снова двинуться в путь. Но так и остались жить в этой губернии, так как жизнь здесь слишком уж была непохожа на ту, какой она была в Курской области.

Крестьянские семьи были большими: смертность детей достаточно высока, а нужны рабочие руки для поддержания хозяйства. Наша семья не была исключением и представлена в основном мужчинами. Крупные, сильные, работящие, они пахали землю, разводили скот, торговали им.

Прабабушка родилась уже в Сибири, в 1889 году. В 1907 году она вышла замуж и вскоре с мужем заключили контракт на строительство туннелей и мостов для железной дороги, которая должна была соединить Сибирь и Приморье.

В 1914 году, построив последний мост в селе Суражевка Приморского края, вместе со своим мужем и двумя сыновьями – Николаем и Алексеем – они прибыли во Владивосток. Город покорил невиданной ими доселе красотой моря, ни с чем не сравнимым лесным богатством, портом, на причале которого грузились пароходы.

Прадед устроился работать грузчиком на мельзавод, который располагался на Первой речке. В 30-е годы по всей стране из передовых рабочих крупных промышленных центров были организованы отряды добровольцев, по призыву Коммунистической партии отправившихся в деревни для оказания помощи в создании колхозов. Этих людей называли двадцатипятитысячниками. Одним из них был и мой прадед, направленный в бухту Ханка для организации коммуны, которая состояла из демобилизованных бойцов с Украины.

С 1935 года прадеда как выдвиженца назначили директором мельзавода в Амурской области.

Судьба семьи немыслима без судьбы страны Повсюду проходили аресты без суда и следствия. Наша семья не избежала этой участи. В 1937 году прадеда арестовали органы НКВД.

Как пишут теперь в книгах и показывают в кино, ночью к дому подъехала машина с фургоном. В квартиру пришли два человека, отдали приказание прадеду одеться и выйти с ними, но предупредили родных, что, возможно, в этот вечер (а по сути была ночь) он домой не вернется. И ничего более не сказали.

В 1938 он был осужден и в тот же день расстрелян как враг народа, но через 20 лет реабилитирован посмертно. Место погребения родственникам не сообщили.

Прабабушке впоследствии пришлось испытать многое. Она прожила 88 лет и похоронена на Морском кладбище города Владивостока. На могиле установлен памятник, где вместе с ее именем указано имя прадеда, не нашедшего отдельного вечного пристанища.

Судьба старшего сына Николая трагична. В 1941 году он среди тысяч таких же необстрелянных бойцов в первых рядах ушел на фронт. В этом же году погиб смертью храбрых. Брат Николая, Алексей, прошел всю войну от сержанта до старшего лейтенанта, начав ее в 1941 и завершив в немецком городе Кенигсберге. То, как он приближал победу, можно судить по наградам, полученным на войне. Это ордена Красной Звезды и Отечественной войны II степени, орден Александра Невского. Орден Александра Невского – редкая награда, которой награждали командиров Красной Армии, проявивших в боях за Родину в Отечественной войне личную отвагу, мужество и храбрость и умелым командованием обеспечивших успешные действия своих частей. Алексей был награжден, командуя штрафной ротой при взятии Кенигсберга».

Моя бабушка - самая младшая в семье. Сейчас ей 82 года. Она дала жизнь трем дочерям, у нее три зятя, три внука и три внучки, четыре правнука и две правнучки. Я - младшая ее внучка. Она поведала историю своих родителей, которая является историей нашей страны. О себе она ничего не говорит, лишь показывает мне старые документы. Но я-то знаю: моя, дорогая бабушка – это часть истории XX века, а ее внуки-правнуки – это история века XXI.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)