Учеба  ->  Учебные материалы  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

История родного края

Прежде всего это люди

В своей работе я хочу рассказать о своем замечательном земляке, уроженце села Сивинь, ученом – филологе Гвоздеве Александре Николаевиче, по учебникам которого учились и учатся сейчас студенты ВУЗов.

Биография его не замысловата, и в то же время во многом драматична, как, вероятно, у большинства людей его поколения.

Родился он в селе Сивинь 15/28 марта 1892 года в семье священника. Рано, в 1905 или 1906 году, умерла мать, и младшие дети – трое несовершеннолетних - росли под присмотром двух тёток, сестёр отца. Так что путь к высшему образованию и успехам к наукам был не из лёгких.

За год до начала первой мировой войны Александр Николаевич окончил Пензенскую духовную семинарию и поступил в Варшавский университет ( в столичные университеты после семинарии тогда не принимали). С началом войны университет эвакуировали в Ростов–на–Дону. Потом Гвоздев перешёл в Московский университет и окончил его в 1918-м. « Сдал экзамены на диплом 1-й степени, - писал он в автобиографии, - но не мог представить кандидатского сочинения, так как из-за недостатка средств вынужден был выехать из Москвы».

Двадцать лет Александр Николаевич преподавал в Пензе – в педтехникуме, а кроме того – в школах, на медрабфаке, на одногодичных курсах по подготовке словесников. Женился на учительнице Вере Николаевне Черкасовой, вскоре у них родился сын Женя.

В cоветом Московского института истории, философии и литературы Гвоздеву без защиты диссертации – редкий случай! – была присвоена учёная степень кандидата филологических наук. Тогда Александр Николаевич переезжает в Куйбышев, становится доцентом педагогического института (до этого он в течение нескольких лет был консультантом заочного отделения). Жена и сын ещё год оставались в Пензе: сын заканчивал 10-й класс. В 1939 переехали они. Но радость совместной жизни была не долгой. Женю Гвоздева, поступившего на первый курс физмата КГПИ, осенью того же 39-го взяли в армию, и родители больше не увиделись с ним: он погиб в 40-м.

Между тем вопреки всему – вопреки личному горю, при большой учебной нагрузке и хозяйственных делах – учёный продолжал интенсивную научную и научно-педагогическую работу. Завершается цикл исследований детской речи, из которых лишь часть стала основой докторской диссертации, защищённой в 1943 году в МГУ – без каких-либо отпусков, без ухода в докторантуру. В 1945 году Гвоздев избирается членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР. И вскоре почти неправдоподобно быстро, одна за другой в Москве выходят его концептуально значимые работы и вузовские учебные пособия: «Основы русской орфографии», «О фонологических средствах русского языка», «Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка», «Формирование у ребёнка грамматического строя русского языка». «Очерки по стилистике русского языка», «Сборник упражнений по современному русскому языку».

Занимаясь проблемами диалектологии, А. Н. Гвоздев побывал на родине, ГД. По его словам, им были «подробно обследованы говоры Сивини и близлежащих к ней сёл.

В 1953 году Александр Николаевич тяжело заболел. Диагноз был зловещий: лейкемия. Часто лежал в больницах. Но продолжал работать все оставшиеся шесть лет жизни – до последних дней. Именно в эти годы им был создан и опубликован в Учпедгизе двухтомный вузовский теоретический курс «Современный русский литературный язык», написана вышедшая уже после смерти полемическая работа «Об основах русского правописания: в защиту морфологического принципа русской орфографии», опубликовано не менее полутора десятков статей, переизданы с существенными дополнениями «Очерки по стилистике русского языка», подготовлены новые материалы для второго издания курса «Современный русский литературный язык».

Жизнь трудов учёного продолжалась и продолжается даже после его смерти Мы все учились и учимся по его учебникам.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)