Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

История развития

Годы летят

Еще осенью 1939 года в неприметном Подмосковном местечке, которое получило впоследствии гордое название Красноармейск, произошло знаменательное событие – была открыта средняя школа №2, первая средняя школа в городе Ее создание было связано с организацией Софринского артиллерийского полигона, который прославился на весь мир испытанием первых артиллерийских систем залпового огня «Катюша». Полигону требовались высококвалифицированные кадры, научно-технический персонал. Именно поэтому в рамках развития инфраструктуры будущего города была построена наша школа, которая позволила обучать и воспитывать детей из всех ближайших рабочих поселков, сел и деревень.

Изначально школа представляла собой одно трехэтажное кирпичное здание, в котором велись занятия для всех классов школы. Как работали? Чем жили? Что интересовало учителей и учеников? Что дало силы совершить подвиг – выжить в это сложное время?

В то время в школе работал педагогический коллектив из 20 человек.

Наравне с опытными учителями, трудились и молодые учителя после окончания педагогических училищ, такие как Горячева (Панчук) Клавдия Васильевна, Фомичева Любовь Семеновна, Никитина (Филлипова) Валентина Петровна.

После окончания ВУЗа пришли на свое первое место работы в числе других и Гусевы Анна Васильевна и Павел Иванович.

В здание новой школы перешли из помещения пионерского лагеря в ноябре 1939 года. Классы были переполнены, по 45-50 человек. Но, как говорится, в тесноте, да не в обиде.

Итак, началась кипучая школьная жизнь. Свет в окнах школы горел до позднего вечера. Работало множество кружков: хоровой, танцевальный, физкультурный, драматический кружок, фотокружок. Директор закупил инструменты, и ребята до позднего вечера упражнялись в игре на них.

Первым директором школы стал Воронцов Георгий Петрович . Он был учителем математики. Причем, он не только отлично знал свой предмет, но и умел хорошо и понятно объяснить его своим ученикам.

Георгий Петрович помог многим ученикам определить свой будущий жизненный путь, который, благодаря ему, большинство связали с точными науками.

Первый раз на должность директора он назначен в 1939 году. Он был первым директором школы. В 1941 году началась Великая Отечественная Война и Воронцова забрали на фронт.

Директором стала Зыкина Зинаида Николаевна.

Зинаида Николаевна Зыкина была директором школы № 2 до 1945 года. Она тоже была преподавателем математики. Зинаида Николаевна окончила Ленинградский институт им. Герцена. Выдержанная, очень интеллигентная и тактичная женщина, она умела так доходчиво объяснить свой предмет, что ученики прекрасно усваивали материал. А ведь было очень непросто увлечь математикой мальчишек военной поры. Мальчишек, сверстники которых совершали подвиги на фронте, сражались с захватчиками в тылу врага и совершали трудовые подвиги. Я считаю, что подвиг совершали и учителя, сумевшие наставить, сберечь и обучить. В сложнейших, экстремальных условиях.

Зинаида Николаевна в то время жила в шлаковом доме № 7, где были так называемые учительские квартиры на втором этаже. Шлаковые дома еще строились и во вновь отстроенном доме отвели две квартиры для учителей. И поселили туда вновь прибывших: Гусева П. И. - учителя литературы и завуча, Гусеву А. В. , учителя географии с двумя детьми, Шевякова С. Л. , учителя немецкого языка с женой, Баженова П. Х. , учителя физики с женой и других. Условия жизни явно не из легких, но

Люди все молодые, жизнерадостные. Несмотря на суровые годы, жили насыщенной жизнью. Часто выезжали в Москву, в театры, в музеи, на выставки. Каждый праздник отмечали в школе все вместе.

Коллектив школы был очень сплоченный, дружный. Для Зинаиды Николаевны школа была вторым домом. Она очень любила ее, стараясь сделать так, чтобы школа и для детей стала домом, где обогреют, выслушают, поймут, научат. Ведь родители работали без выходных и отпусков, да и рабочий день был ненормированным. Фронту нужно было оружие. Детям нужен дом.

Дом, который был потерян 22 июня 1941 года. По воспоминаниям одной из учениц школы, как только объявили о начале войны, все в Путилово, где она тогда жила, разбежались и стали окна заклеивать белыми бумажными крестами.

В 16 часов у школы собрался митинг. Сколько было произнесено горячих речей! На другой день уходили на фронт патриоты-добровольцы. Кстати, пункт записи добровольцев расположился в нашей школе.

Комсомольцы школы организовали круглосуточное дежурство на крыше школы, оберегая ее от зажигалок.

В июле-августе 1941 года комсомольцы школы были отправлены на трудовой фронт под Москву, на станцию «Трудовая» по Савеловской железной дороге, строить противотанковые рвы. От школы руководителями работ были назначены Горячева Клавдия Васильевна и Фомичева Любовь Семеновна.

Занятия в старших классах начались в тот год в октябре. Каникул и отпусков не было. Все дни ученики и учителя работали в колхозе. За это их кормили в школьной столовой. Лучших работников награждали почетными грамотами. Нам известно, что первое место часто занимал Николай Михайлович Левичев.

Поразительно следующее: идет война, а полуголодные и бедно одетые дети. Заметьте – дети! И их учителя, не только продолжают учиться, а после еще и работать – они, по воспоминаниям Николая Михайловича, еще и сажают деревья в школьном парке. Какой силой духа нужно обладать, чтобы не только сохранить человеческий облик свой и своих учеников, но и продолжать их и свое духовное развитие? А ведь продолжали работать кружки, выпускались газеты и плакаты, дружно отмечались праздники.

Но главной по-прежнему оставалась учеба. Поразительно, но в школе продолжают проходить олимпиады. Например, по химии, которую в то время преподавал Михаил Дмитриевич Баринов. Он был комиссован из армии по состоянию здоровья в 1943 году. Михаил Дмитриевич, по воспоминаниям учеников, был потрясающим человеком, учителем и завучем. Он смог сплотить ребят и учителей. Каждую неделю они все вместе собирались в актовом зале, обсуждали военные сводки, пели военные песни, читали стихи и верили в Победу.

До сих пор ученики вспоминают своего учителя и говорят о том, что именно благодаря ему пережили страшные годы войны. Думается, что это наивысшая похвала Учителю и Человеку.

Зимой в городе часто не было света, но уроки продолжались. И в темноте, в полнейшей тишине ребята слушали учителей. Сидели в пальто и шапках, чернила застывали и тогда писали карандашом. Писали, на чем придется, в том числе и на старых контурных картах. Один учебник в то время выдавали на десять учеников. На большой перемене ученики получали по тонкому ломтику черного хлеба и половине конфеты. И то не всегда.

Продукты в магазинах в то время продавались по карточкам. Работающий человек получал карточку на 400 грамм хлеба в день. Были карточки также на муку, сахар и другие продукты. Если карточки терялись - значит, месяц семья голодала. А 400 грамм хлеба в день – это сытость?

Вот и ели рябину, ели крапиву. «Однажды к матери пришла старушка и говорит: хорошо, говорит, клевер сорвать - он очень сладкий. Нарвали мы этого клевера. Мать сварила суп, а есть его невозможно – он безвкусный»,- вспоминает ученица тех лет.

Очень популярным блюдом были щи из щавеля. Его дети собирали практически каждый день, равно как и грибы, и ягоды. Основной же пищей была лебеда. Оказывается, она тоже безвкусная. Ее перемешивали с мукой и пекли хлеб, а также использовали в качестве начинки для блинов. Пекли также лепешки из отрубей, но есть их надо было теплыми. Остынут – не откусишь. Ели также и черемуху. И знаете, что поразительно? Люди, с которыми мы разговаривали, были единодушны в том, что до сих пор не страдают заболеваниями желудка. Вот вам и вынужденный «здоровый» образ жизни.

Нина Михайловна Герасимова вспоминает, что школьной формы никакой конечно в то время не было. Одевались, кто как мог. Единым было одно – бедность одежды. Зимой ходили в валенках. Или вот еще такой фасон: отрезали от телогрейки рукава, одевали на ноги, на ступни - литые калоши–вот вам и сапоги.

После уроков старшеклассники вместе с учителями шли в цеха работать, чистили керосином ржавые снаряды. Несмотря на трудности военных лет, ребята учились, в основном, хорошо.

Некоторые ученицы 9 класса экстерном сдали экзамены за 10 класс и поступили в Загорский учительский институт - это Бодрикова Антонина, Сорокина Галина, Синицына Антонина, Никитина Анна.

В 10 классе осталось 5 человек, которых в 1942 году перевели в школу № 1, располагавшуюся в помещении клуба им. Строгалина. В октябре 1944 года сбежал на фронт 17-летний ученик Гусев Виктор. Через месяц пришла от него весточка, где он писал: «Я сбежал, потому что испугался, что мне не придется принять участие в Великой Освободительной войне, чтобы окончательно разгромить фашистских извергов».

Он успел! А в школе, в родном доме его помнили, любили и ждали. И продолжали работать и учиться.

В знаменательном 1945 году в нашей школе был выпущен первый 10 класс. В этом первом десятом классе было всего 13 человек

Но это уже совсем другая история. И мы ее обязательно не просто запишем и расскажем. Мы постараемся ее сохранить и быть ее достойны.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)