Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

История создания советского мемориала в Трептов

Мемориал в Трептов

Место, где не прекращается поток благодарных людей и где не вянут цветы. Слова перед памятником на русском и немецких языках: «Вечная память героям, погибшим за свободу и независимость социалистической Родины».

Мемориал начинается с арки, которая ведет к аллее. В начале аллеи стоит 50-тонный гранитный памятник «Матери – Родине». Ее олицетворяет русская женщина, которая склонила голову и скорбит о своих павших сыновьях. Ступени вверх ведут к центральной части мемориала. Пешеходная дорожка выложена мозаикой. По обеим сторонам растут березы – символ России. Возле памятника -8 каменных плит. На них изображены основные эпизоды Великой Отечественной Войны. В камне запечатлен подвиг советских солдат.

На высоком кургане захоронены 200 погибших солдат Красной армии. Над их могилами возвышается фигура советского солдата, высотой 11 метров. Солдат-победитель опустил свой меч, но он всегда готов защищать мир. У его ног лежит разрубленная свастика. На руке солдат держит спасенную девочку – символ жизни и будущего.

Как возник этот мемориал? Скульптор Евгений Викторович Вучетич – создатель этого мемориального комплекса, сам был фронтовым солдатом. Он участвовал в боях под Москвой и Волховом, был тяжело ранен. После войны он продолжил свою творческую деятельность. Вместе с архитектором Белопольским, инженером Валериусом, художником Горпенко он участвовал в конкурсе на лучшее отображение подвига советского солдата в мемориале. Конкурс проводился в 1946 году в Германии военным советом советских войск. Эта группа выиграла конкурс.

В первую очередь нужно было выбрать место для мемориального комплекса. Вучетич объехал город вдоль и поперек, но решение так и не было принято. В этой ситуации помог Вильгельм Пик – будущий президент ГДР. Он предложил Трептов – парк, который был не только местом отдыха берлинцев, но и местом встреч рабочего класса. Под деревьями Трептова выступали против империалистической войны Август Бибель и Карл Либкнехт. В революционные годы 1918/1919 здесь можно было услышать Клару Цеткин и Эрнста Тельмана.

Среди многочисленных вопросов, которые задают посетители мемориала, самым частым является: «Откуда появился мотив создания главного монумента?»

«В центре должен стоять фронтовой солдат, человек в униформе, который взял в руки оружие, потому что защищал свою Родину» - так описывал скульптор свою идею. «Его образ должен олицетворять победу, но он не должен быть помпезным. Он должен напоминать о павших и заставлять думать о будущем. Печаль и оптимизм, драматизм и человечность – это те компоненты, которые должны слиться воедино». Изображению спасенной девочки на руках советского солдата предшествовали героические поступки многих бойцов Красной армии. Многим хорошо известно имя Николая Масалова. О нем писали в газетах и журналах. Также как Масалов поступали многие солдаты, среди них – Трифон Лукьянович. Известный писатель Борис Полевой описал его подвиг в газете «Комсомольская правда».

«Это было апрельским утром 1945 года. Война заканчивалась. Бои шли непосредственно в центре Берлина. Столица нацистского Рейха оказывала ожесточенное сопротивление. Из каждого дома стреляли, каждую улицу надо было брать с боем. В этих условиях советские войска прибегнули к новой тактике, они образовали так называемые штурмовые батальоны. Эти батальоны действовали успешнее, и продвигались в центр города. Я решил написать о них. Мне предложили проводить меня на одну улицу, где действовал такой батальон. Сама улица – была нейтральная территория. Вместе с молодым командиром я сидел в подвале разрушенного дома, и он мне рассказывал, как воюет его батальон. Внезапно мы услышали голоса наших солдат. Мы вышли наружу. «Там ребенок» - сказал один солдат и показал на развалины посередине улицы. «Послушайте, он плачет».

Мы прислушались. Сквозь грохот пулеметов мы действительно услышали плач ребенка. Рядом с нами лежали солдаты штурмового батальона. Их закопченные лица были напряжены, они поняли, что в огне боя их помощи ждет человек. Один из солдат одел пилотку на винтовку и поднял вверх, она с другой стороны тут же была пробита пулями. Такой был шквальный огонь. Пойти спасать ребенка – значит пойти на верную смерть. Плач ребенка становился все тише. И тут произошло то, что стало для меня на многие годы самым волнующим воспоминанием на войне. Высокая фигура солдата внезапно переметнулась через бруствер (насыпь). На улице наступила тишина. С обеих сторон следили, как солдат по руинам пробирается на середину улицы. Наконец он достиг цели. Он поднял ребенка, некоторое время покачал его на руках, успокоил. Потом он пополз назад, прижимая к себе ребенка. Солдату было очень тяжело ползти, у него был драгоценный груз, который заставлял его сильнее прижиматься к асфальту. В тишине было слышно, как тяжело он дышал. Он почти достиг укрытия, где он был бы в безопасности. Но тут раздался единственный выстрел с вражеской стороны. Солдат упал в руки своих товарищей, они услышали его шепот: «Мне конец. Возьмите девочку, братцы». Без сознания на носилках его отнесли в место расположения госпиталя.

А что же случилось с девочкой? Ее передали Берлинским жителям, которые стояли в очереди за супом у советской полевой кухни. Позднее мы разыскивали девочку, но не смогли ее найти. В тот же день я сообщил в Москву, в редакцию об этом событии. Мой друг Мартын Мержанов, корреспондент газеты «Правда», был глубоко поражен этим подвигом солдата.

На следующий день мы вместе посетили этого солдата в госпитале в Спандау. Ранение было очень тяжелым. Врачи разрешили нам поговорить 5 минут после настойчивых просьб. Вот что он смог ответить на наши вопросы: «Лукьянович Трифон Андреевич, год рождения 1919, рабочий на радиозаводе в Минске. С первого дня войны на фронте. Старший сержант». Он говорил еле слышно, нам приходилось наклоняться к нему, чтобы расслышать слова. Он полностью осознавал, что минуты его сочтены, что он умирает.

Мартын Мержанов, который участвовал во многих битвах, и видел смерть своих товарищей, не мог сдержать слез, когда при прощании он спросил: «Трифон Андреевич, когда мы после войны вернемся в Минск, что передать вашим родственникам, детям?»

Обескровленные губы с трудом приоткрылись: «Ничего, товарищ майор. Некому. У меня была жена и две дочери, но после бомбежки от моего домика ничего не осталось».

Когда скульптор Евгений Вучетич приступил к работе над своим знаменитым памятником советскому воину – освободителю, он настойчиво спрашивал меня и Мержанова, что за человек был этот Трифон Лукьянович? Что мы могли ему сказать?

На месте этого подвига в Берлине была установлена памятная доска. О подвиге Трифона Лукьяновича было рассказано в художественном фильме «Последний шаг». Много лет назад журналисты нашли одно фото 1945 года. На нем изображено 65 детей, которые в последние месяцы войны потеряли своих родителей, и большинство из них были спасены при похожих обстоятельствах.

Немногие знают, кто послужил моделью для создания образа солдата-освободителя. Солдат-гвардеец Иван Одарченко продолжил свою службу в Берлине после 1945 года. Однажды на спортивном празднике к нему подошел человек в гражданской одежде и сказал: «Это то, что нужно». Так Вучетич нашел настоящее «русское лицо», которое он искал.

На целых полгода Одарченко был откомандирован в мастерскую Вучетича. Сначала ему было нелегко выполнять свое новое задание. «Но потом, когда я одел плащ-палатку и взял в руки меч, у меня появилось чувство, что так и должно быть. Армия ждала от меня этого и ничего другого».

Над возведением памятника трудились два с половиной года 1200 человек, среди них 200 каменщиков и 90 скульпторов.

Интересна история применяемого в Трептове строительного материала. При форсировании Одера наши войска обнаружили огромное количество гранитных блоков. Нацистское командование приказало вывезти эти камни из Швеции, чтобы воздвигнуть в Москве гигантский памятник в честь своей победы. Менее крупные памятники должны были стоять в других захваченных немцами городах. Нашлись и документы, из которых следовало, что эти огромные поставки были оплачены.

Венки, свежие цветы во все времена года, многочисленные посетители свидетельствуют о том, что светлый подвиг советского солдата-освободителя остается незабытым.

Dilley Rudolf. Wo der Menschenstrom nie versiegt. (Aus der Geschichte des sowjetischen Ehrenmals in Berlin- Treptow) / / Иностранные языки в школе. №3/ 1985

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)