Справки  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

История ст. Убеженской

Слава тебе,

Господи, что мы – казаки

(из казачьей молитвы)

«От редута до станицы»

(история станицы Убеженской с 1794 по 1917 год)

Кубань!. Милый сердцу привольный казачий край!

Здесь, на правом берегу стремительной реки, раскинулась моя родная станица Убеженская, окруженная с одной стороны невысокими горами, с другой - задумчивым лесом.

История станицы уходит своими корнями в то далекое прошлое, когда от царицы Екатерины 30 июля 1792 года был получен Высочайший указ, в котором говорилось, что войску казачьему Черноморскому, дана жалованная грамота на земли между Кубанью и Азовским морем. И далее: «Войску Черноморскому предлежит бдеть и стража пограничная от набегов народов закубанских. На производство жалованья кошевому атаману, войсковым старшинам и прочие расходы отпускать по 20000 рублей в год; представляется пользоваться свободной торговлею и вольной продажей вина на Черноморских землях, - равно впадающих в погрешности судить и наказывать войсковому начальству»

Поначалу неуютно показалось казакам на Кубани – необитаемая земля с заросшими камышом речками и болотами. Чтобы оживить ее, нужно было много работать. Казаки постепенно заселили дикий неприветливый край хуторами и куренями, которые в последствии стали станицами. Так появилась и станица Убеженская.

В январе – апреле 1778 года под руководством А. В. Суворова была построена Кубанская укрепленная линия. Она была построена для защиты от племен живущих на левом берегу Кубани: шапсуги, бжедухи, абазины, адыги и другие. Казаки называли их всех черкесами. Одним из укреплений этой линии и была наша станица, носившая в то время название – редут Убежный.

С 1702 года стали обживаться здесь (как в убежище от произвола помещиков) беглые крепостные крестьяне из центральных областей России. Но только в 1793 году, в ходе осмотра Александром Суворовым кубанского правобережья, данное поселение получило статус населенного пункта как редут Убежный, в 1794 году переименованный донскими казаками в станицу, 9 семей которых были насильно переселены сюда с Дона по государеву велению, в станицу Убеженскую. На местном кладбище до наших дней сохранился надгробный камень одного из первых казаков – переселенцев – Кобелькова.

В местном музее висят списки казачьих родов, основавших станицу Убеженскую при редуте Убежном. Среди которых мы встречаем фамилии современных жителей станицы: Мясоедов, Сергеев – однодворцы, Краморов, Бирюков, Бабкин, Гнутов, Полубояров, Нескоблин, Кобельков, - донские казаки, переселенные с семьями из станицы Темнолесской, Караченцев, Малыхин, Маслов, Немцов, Фильчаков – курские однодворцы, переселенные из села Николаевского, ныне х. Верхнеегорлыкский Ставропольского края.

В XVIII веке вся станица была огорожена высоким частоколом с четырьмя воротами, которые днем и ночью охранялись стражей, так как Убеженская часто подвергалась набегам со стороны горцев. На восточной окраине стояла небольшая деревянная церковь, построенная еще первыми поселенцами – беглыми крепостными. Было несколько школ: 1. второклассная школа, 2. образцовая школа, 3. женская церковно-приходская школа, 4. 2 – одноклассных министерских училища. До революции станица была одной из самых богатых и густонаселенных в округе. В ней проживало 10-13 тысяч человек. Большую часть составляли зажиточные казаки, имеющие добротные дома с хозяйственными постройками, виноградниками, садами, крупным рогатым скотом и птицей. Меньшую – беднота, жившая в покосившихся хатах, не имеющая за душой ничего, кроме долгов.

В 1825 году все жители станицы были причислены к казакам.

Существует несколько версий происхождения названия станицы Убеженская. Первая версия: беглые казаки из Запорожской Сечи бежали сюда от преследования царского самодержавия. И название пошло от слова - беглые, убежавшие. Сюда бежали и крепостные крестьяне от помещичьего гнёта. Вторая версия: для охраны южных границ России были казаками созданы небольшие военные укрепления-редуты (убежища). Возможно, поэтому и пошло название Убеженская. Станица Убеженская была густонаселенной и очень красивой, утопала в зелени садов. В начале 20 века вплоть до 1929 года в ней проживало от 13 до 18 тысяч человек. В ней, как и в других станицах, жили не только казаки, но только и иногородние (как их называли) люди, не принадлежащие к казачьему сословию. К числу иногородних жителей станицы принадлежал и дед Ивана Павловича Сборцева, приехавший на Кубань с Полтавской губернии, будучи военным человеком. Здесь женился и навсегда остался. Занимался ремеслом. Земли иногородним не давали. Родители Ивана Павловича; отец и мать, нанимались на работу. Отец работал машинистом на обмолоте хлеба у зажиточных казаков, больше всего у братьев Сергея, Ивана, Андрея Крамаровых, у каждого из которых было в собственности по одной паровой молотилке. Имелись молотилки и других богатых хозяев – у Евдокии Хуторленко, Ивана Мануйлова. Всего в станице было 12 паровых молотилок. У Афанасия Мануйлова была водяная мельница с вальцами для помола муки высокого качества. Были камни и для грубого помола. Но семья Сборцевых жила бедно, поэтому учиться в школе Ивану не пришлось. С 8 лет он уехал к тете на хутор Касякино, где у Прокофия Федоровича Беляева пас овец и присматривал за другим хозяйством. И в самой станице помещиков крупных не было, но было очень много зажиточных крестьян и казаков, которые сами нанимала работников. Вспоминает потомственный казак Федор Иванович Краморов. Его дед был казначеем в казачьем обществе. Родители имели свое хозяйство: 2 лошади, корова, овцы, свиньи, куры, сельхозинвентарь. Землю 42 десятины, выданную им на 7 человек (шесть десятин на едока давали), мы обрабатывали своими руками. У других казаков было по 48,54 десятины земли. Иногда хозяева нанимали сезонных рабочих, которые работали на посевных полях и уборочных работах, сенокосе. Зажиточными в Убеженской были семьи: Гетмановых, Крамаровых, Яковлевых, Андреевых, Хуторленковых, Мануйловых и др. В Убеженской было 6 частных магазинов. Принадлежали они, а лучше назывались: 1. Грязная лавка, 2-магазин Хуторленковых, 3- магазин Кистовых, 4- магазин Косниковых, 5-магазин Пилтуневых, 6-магазин Турулиных. И купить в них можно было все, начиная иголки-булавки и кончая бубликами и конной сбруей. Еще было 4 мельницы и маслобойня.

До революции был в станице и свой большой кирпичный завод. Но дома в основном были деревянные, крытые камышом и соломой. Но были и кирпичные, крытые железом. Дома обычно имеют 3-4 комнаты, но есть и 2, называют хатами.

Внутреннее устройство домов таково: первая часть – сени или чулан, где помещаются кадушки с водою, часто мешки, верёвки. Иногда сени разделяют дом на две части: в одной живёт сам хозяин с женой, другая же чистая, предназначена для приёма гостей и приезжающих, эта комната обыкновенно лучше других. Тут, например, находятся стулья, в переднем углу стол, покрытый чистой белой вышитой скатертью, много икон, увешанных вышитыми с кружевом полотенцами. Стены комнаты оклеены обоями и увешаны портретами и картинами, фотографиями в рамках. Другая комната представляет род кухни, где вместо стульев под стенами широкие лавки, где можно не только сидеть, но и отдыхать, большой стол. На стенах висят шапки, пояса, одежда. Пол часто земляной. С одной стороны комнаты большая кровать, с другой - большая русская печь. Дети спят на печи. Под кроватью находятся арбузы, яблоки груши, а в другое время сидят наседки: гуси, куры. Дворы просторы, но занавожены. На дворах сараи двоякого рода: один открытый с одной стороны, в нем поставлены повозки, сани, бочки, другой закрытый, куда загоняют на зиму скот. На дворе погреб для хранения съестных продуктов. Зерно и мука хранятся в амбарах. Птица ночует в курятниках, небольшие сарайчики. Для освещения домов богатые покупают стеариновые свечи, а победнее – каганец, лучина. Жилище отапливают дровами, реже кизяком. Вокруг дома сады, дворы огорожены досками или плетнем. В станице было 200 га виноградников. Казачьи семьи пользовались льготами, не платили или очень мало платили налог. Но зато в армию его призывали на своем коне, с амуницией, в казачьей форме. На экипировку казака уходило немало средств. В праздничные дни казак в поле никогда не работал. Ходили в церковь, устраивали скачки, игры, кулачные бои, массовые уличные гуляния. В общем, большую часть населения составляли зажиточные казаки, имеющие добротные дома с хозяйственными постройками, виноградниками, садами, крупным рогатым скотом и птицей. Меньшую – беднота, жившая в покосившихся хатах, не имеющая за душой ничего, кроме долгов.

Казаки принимали активное участие в войнах. В 1914 году казаки станицы Убеженской отправились на фронт. В школьном музее хранится фотография, на которой казаки станицы Убеженской после присяги. Многие из этих людей не вернулись с «Великой войны», а те кто вернулся прошел сквозь Гражданскую войну. Это последняя общая фотография казаков станицы.

Во время Гражданской войны станица переходила из рук в руки. И каждая власть наводила свои порядки. Во время пребывания в станице белогвардейцев были повешены люди сочувствующие красной армии. На этом месте до сих пор стоит памятник. Жестокая Гражданская война, где брат воевал против брата, сын против отца, унесла жизни многих казаков станицы.

Михайло-Архангельская церковь

Отдельно следует рассмотреть историю Михайло-Архангельской церкви, которая являлась главной достопримечательностью дореволюционной станицы Убеженской:

«В 1825 году все население Убеженской было причислено к казачеству. Станица разрослась и похорошела, расцвела фруктовыми садами, виноградниками, отстроенными добротными домами. Убеженцы, люди глубоко верующие и почитающие религиозные праздники, обратились в Кубанскую Епархию с просьбой о строительстве новой кирпичной церкви. Повелению верховной церковной власти Кубани в станицу были направлены два знатока – монаха, которые с помощью маятника стали искать участок для построения храма.

Медленно и обстоятельно проводилась данная работа; были обследованы все Убеженские земли. Люди недоумевали: «Зачем все это?». Искатели объяснили, что для храма нужно «доброе место» (говоря современным языком, с мощной положительной энергией).

После долгих поисков оно нашлось, но, к сожалению, не понравилось жителям: это был заброшенный болотистый пустырь. Станичники вначале зароптали: больно уж место неприглядное, но монахи были непреклонны: или здесь будет храм, или его вообще не будет! Казаки подумали – подумали и решили: весь болотистый участок засыпать гравием и песком, благо этого добра в окрестностях станицы бери – не хочу. Сказано – сделано! Пустырь после отсыпки превратился в широкую раздольную площадь.

На века

Строили церковь всем миром, на века. В раствор, чтобы был крепче, били сырые яйца и добавляли молоко. Кирпичи обжигали в специальных ямах. Ежедневно каждый станичный двор поставлял на стройку определенное количество яиц и молока.

В 1872 году на площади станицы Убеженской вознеслась к небу золочеными куполами красавица-церковь высотою с трехэтажный дом. Согласно православной традиции церковь была возведена в виде креста: рядом с большим куполом возвышались четыре поменьше. На каждом куполе сияли позолоченные кресты. Из высокой колокольни басил чугунный колокол, ему вторили пять медных. В церкви было три входа: с правой стороны – для прихожан-мужчин, с левой для женщин и главный центральный вход (общий для всех) был предназначен, главным образом, для торжественных служб в дни православных праздников, венчаний, для крестного хода.

При входе в храм прихожан встречала огромная икона Божьей Матери, взгляд которой как бы проникал в сердце каждого входящего и благословлял его на добрые дела. Неизгладимое впечатление осталось у старожилов от внутреннего убранства церкви: своды храма были сплошь покрыты росписью, стены – изразцами и мозаикой, пол устлан разноцветной узорной плиткой. Под самым сводом висела огромная люстра из сверкающего чешского стекла, по краям такие же точно люстры, но размером поменьше. А как прекрасны были царские врата алтаря, украшенные старинными иконами! Они достойны были восхищения! Жители станицы не пожалели средств на убранство церкви, она была лучшей в округе! В праздники она до отказа заполнялась верующими не только из Убеженской, но и из соседних сел и хуторов, ибо такой храм в районе был пока единственным.

В 30-х годах по всей стране началась активная борьба с религией: церкви закрывались, духовенство преследовалось, религиозные праздники были запрещены. Не обошло это и нашу станицу. Убеженский храм частично был разграблен: он лишился своих позолоченных крестов, разобрали чугунную изгородь, вырубили фруктовый сад, росший вдоль забора. Но, к счастью, внутреннее убранство церкви не пострадало: старинные иконы и церковную утварь верующие, в основном певчие церковного хора, попрятали по домам.

По решению станичного совета в верхней части храма сделали читальный зал, в нижней – сельский клуб, где силами комсомольцев был организован ликбез, работал драматический кружок, проводились политвечера и танцы под гармонь.

По просьбе мира

Началась Великая Отечественная война. Практически все здоровое мужское население ушло на фронт: остались в станице старики, женщины и дети. Каждая семья с трепетом ожидала прихода почтальона – все боялись похоронок. Но они, к несчастью, все чаще и чаще приходили в дома станичников. Куда выхлестнуть боль утраты? Кому пожаловаться? К кому обратиться с душевной мукой? У кого просить защиты для живых, воюющих на фронте? Люди интуитивно потянулись к Богу, к молитве, к вере. Всем миром просили открыть церковь и власти уступили – в 1942 году храм открыл свои врата для прихожан.

После войны церковь вновь закрыли, и только в 1953 году батюшка Григорий Харыбин стал вести службу в храме, но в 1959 году приход опять закрыли, теперь уже навсегда.

С 1961 года церковь использовали как зерносклад. С 1963 по 1965 годы центральное помещение храма местная школа приспособила под спортзал, так как такового не имела, в другой половине хранили минеральные удобрения, затем там оборудовали склад газовых баллонов.

На руинах былого величия

В начале 70-х годов было принято решение о снесение церкви. Направили рабочих, но странное дело: ни ломы, ни другие орудия не смогли сдвинуть с места ни одного кирпичика. Попробовали таранить техникой, обмотали тросами, тянули трактором – бесполезно, храм оказался на редкость прочным. И только применив большое количество взрывчатки, смогли разрушить стены. После нескольких сильнейших взрывов некогда прекраснейшее здание превратилось в руины. Кирпич и камень, оставшиеся от него, разобрали для личных нужд местные жители. И теперь на месте некогда величественного храма - лишь небольшой холмик, в котором при тщательном осмотре можно угадать остатки фундамента.

История Убеженского храма – это мини-история нашей России. Ибо только в России с изменением политического строя; будь то «смутное время», революции, социализм или капитализм, принято, наверное, для значимости новой власти порочить прошлое, крушить старое. А ведь давно нужно понять: без прошлого нет настоящего и будущего – эту цепочку никто и никогда не сможет нарушить. Ибо прошлое – фундамент нашего общего дома, настоящее – основное здание его, будущее – крыша этого дома. Убери одну из этих составляющих – и нарушиться целостность здания истории нашей. И как приятно осознавать тот факт, что наступило время, когда власть старается строить и делать не только для будущего, но и бережно, с уважением относится к прошлому. У убеженцев появилось уверенность в возрождении храма, пусть не такого величественного каким он был, но я верю, что храм в станице будет, ибо единственное, что может сохранить человека – это его дух и вера, и пока он есть, непобедим сам человек, и значима жизнь его. »

Советский период в истории станицы Убеженской

(1918 -1941 гг. )

После Гражданской войны в станицы начала устанавливаться советская власть. В это время население станицы составляло 10-13 тыс. человек.

Сохранились воспоминания одного из жителей станицы: «В станицы было четыре каменных и одна деревянная школы. Учебников было мало, а по некоторым предметам их не было совсем. Не было тетрадей и чернил. За тетрадями отправлялись в Армавир и там доставали их в небольшом количестве по специальной справки из школы. Чернила приходилось делать самим из бузины. Представляете, какие это были чернила? Отапливали и убирали классы сами ученики: мальчишки пилили и кололи дрова, девочки мыли полы и окна Преподавателей не хватало. »

Комсомольцы станицы вместе с учащимися ставили спектакли и концерты. Сами готовили декорации и костюмы. Труднее всего было подготовить освещение зрительного зала, представления обычно проходили или в деревянной, или двухэтажной школах.

Керосин же приходилось доставать с большим трудом. А еще труднее было найти спички. Жители станицы не активно стали посещать спектакли. Многие боялись. Время было бурное.

В 1923 году в ст. Убеженской была создана пионерская организация. Первым пионерским вожатым был Макар Фильчаков, а одним из первых в пионерскую организацию вступил Николай Григорьевич Гнутов.

С 1924 года секретарём партийной организации станицы был Семен Евдокимович Абрамов. Он вёл большую работу по борьбе с бандитизмом.

В 1928 году в ст. Убеженской стали создаваться первые коммуны, а с 1930 года - колхозы. Началось раскулачивание.

Пресловутая борьба с кулачеством и с инакомыслящими наносила непоправимый вред станице. Забирали и отсылали в Сибирь или гноили в тюрьмах трудолюбивых людей. К тому же страшный город 1932-1933 годов посетил станицу. Уполномоченные со своим активом обходили хату за хатой, дом за домом, забирая у крестьян всё съестное, обрекая их на голодную смерть. Спасаясь от голода, люди спешили уехать кто куда. На станции не хватало вагонов, людей не пускали к поездам. И на утро убирали гору трупов с вокзала. И в самой станице похоронные команды не успевали своевременно вывозить трупы на кладбище и уж тем более по-человечески производить захоронение. Их бросали в общие ямы, а когда их наполняли, закапывали. Есть могильные холм такой на Убеженском кладбище, и нет над ним ни креста, ни памятника. Оставшиеся в живых были доведены до отчаяния безысходностью положения, теряли даже материнский инстинкт. Старожилы называют не мало случаев, когда взрослые поедали собственных детей.

Не успели опомниться от пережитого голода, как начались репрессии 1937 года. Снова волнения и тревоги. Как преднамеренное вредительство рассматривался тогда любой несчастный случай. Сломала лошадь ногу – тюрьма, объелась корова – тюрьма, родился мертвым теленок – тюрьма. А нередко, не требовалось и этого, достаточно было любой анонимки, чтобы человека отправили туда, откуда многие не возвращались, а на семью ложилось несмываемое позорное пятно.

Федор Иванович Краморов рассказывает: «В сентябре 1939 года меня и еще 12 человек репрессировали по 58 статье якобы за то, что мы создали банду и стремились свернуть советскую власть, хотя мы об этом и не помышляли. Отправили нас в город Краснодар, где таких горемык собралось 7,5 тысяч человек, погрузили нас в поезд в теплушках на Урал. Кормили баландой. Многие заболели дизентерией и в дороге по умирали. В общем, на Урал живыми доехало только 700 человек. Все мы работали на лесоповале и, кроме меня, никого в живых не осталось. Я остался в живых только потому, что был механизатор под покровительством инженера. С 1930 по 1939 год из станицы Убеженской было репрессировано 300 человек и все они где – то погибли. Репрессированным я был в Свердловской области, Гаринский район, в Северо–Уральских лагерях. Там было 12 отделений и во всех мне пришлось побывать. Работал на тракторе, электростанции, мельнице. Условия в лагерях были трудные. Выживали те, кто хорошо работали, получали дополнительный паек. Все войну я был в лагерях, хотя многие из лагерей забирали и отправляли в штрафные роты армии Рокоссовского».

О масштабах той компании по уничтожению людей говорят такие факты. В 1928 – 39 годах было уничтожено, выселено, истреблено, свыше 12 тысяч человек. Опустели дома, развалились, станица поросла бурьяном. Прощения виновникам тех злодеяний нет и быть не должно.

На местном кладбище стоит памятник жертвам репрессий, как память умершим и назидание живущим.

Великая Отечественная война

Уже прошло более 60 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. Казалось бы, уже многие можно забыть. Фронтовики помнят мельчайшие подробности боев, в которых они участвовали, лица и предсмертные слова боевых друзей, которые погибли на их глазах и которых они хоронили в братских могилах или прямо на поле боя. В станицу Убеженскую немецко – фашистские войска пришли в августе 1942 года. Фашисты стали устанавливать новый порядок. Они грабили население, забирали скот и общественное имущество. Население гоняли на работы: женщины рубили лес, который грузили на машины, увозили на станцию и дальше в Германию. Грузили в вагоны землю чернозем. Тех, кто уклонялся от работы, прятал продукты и одежду согнали в деревянный сарай и подожгли. В Успенске организовался партизанский отряд, были в нем и из Убеженской несколько человек. Немцы расселились в хороших домах, жители выгнали в сараи и подвалы. В двухэтажной школе и в одной половине церкви был организован немецкий госпиталь. В школе в основном были размещены искалеченные и сильно раненные румынские солдаты. Колхоз не разогнали, а продолжали колхозников гонять на разные работы: ремонт дорог, рытье Зотов и укреплений. На войне из станицы погибло 300 человек. В станице немцы были недолго, около четырех месяцев. 23 января 1943 года силами Северной группы Закавказского фронта немцев прогнали, при отступления они сожгли школу вместе с тяжело ранеными солдатами. Люди – станичники видели зарево пожара издалека, но кругом была охрана, близко боялись подходить, а кто в это время был на лесоповале. Потом, когда немцы ушли, жители станицы похоронили обгоревшие трупы солдат, здесь же во дворе, вырыли яму, вернее яма была готова, в ней лежали не закопанные трупы раненых солдат. Их пристрелили сами немцы при отступлении. Вот в эту яму сложили и обгоревших, и закопали. Кмитова Клавдия Ивановна помнит это место, сейчас там углубление – канава и несколько акаций рядом, а от школы остались только холмики и камни от фундамента. Станица была разрушена и окончательно пришла в упадок.

Многие жители Убеженской принимали активное участия в боях за нашу Родину. Память о каждом человеке священна, ибо это чей-то отец, сын, брат, товарищ, любимый. Приведём хотя бы несколько воспоминаний о Великой Отечественной войне.

Сборцев Иван Павлович: «С первых дней войны прямо с поля он был отправлен под Смоленск, где боевое крещение принял в составе 56 понтонно-мостового батальона 102 танкового полка 19 армии. Эта армия под Ельней превосходящими силами противника была разбита. Оставшиеся в живых солдаты и офицеры попали в плен. В числе их был и Иван Павлович. Его отправили под город Бремен в концлагерь 10 «б» и присвоили лагерный № 115115. Во многих лагерях ему пришлось побывать, испытать много трудностей, но он всё выдержал и выжил. В числе других военнопленных он был освобожден американскими войсками. В 1945 году, после освобождения, он 1,5 года жил в Беларуси, а потом вернулся домой в станицу Убеженскую, где, как и до войны работал трактористом до самой пенсии. Сейчас он пенсионер и сохранил хорошую память.

Прокудин Василий Никитич. На фронт ушёл в 1943 году в возрасте 19 лет. Служит в 43 стрелковой бригаде. Однажды командование послало на задание группу из 120 человек, в неё входил и Прокудин. Вернулось с задания 32 человека Василий раненный 17 дней пролежал в Приазовских плавнях, потом с помощью товарищей добрался до госпиталя. В 1944 году служил Иране по мирному договору, затем учился 6 месяцев в Челябинском танковом училище. За победу над Германией имеет две награды: «За отвагу» и «За победу над Германией».

Участниками В. О. войны также являются следующие жители станицы: Наумов П. Е. , Маслов В. А. , Караченцев М. Е. , Бирюков В. В. , Шатохин П. А. , Агеев И. М. , Погожев П. П. Погожев П. П.

Современный период истории станицы Убеженской

Наводнение

Про стихийное бедствие 2002 года, говорилось много, много было показано СМИ, и именно поэтому мы решили эту тему сделать наглядной, глазами самих жителей станицы:

Наследники казачьей славы

1. Работа на «старом» кладбище.

Весной 2005 года группа энтузиастов из числа учащихся местной средней школы №7 во главе с учителем истории Гайдук Сергеем Александровичем начале работу по очистке и восстановлению надгробий XVIII - XIX веков на местном кладбище. Долгое время «старое» кладбище находилось в запущенном состоянии. Причин этому было множество: отрицание царского прошлого, во время советского периода, бесхозность 80 - 90-х гг. , и просто невежество некоторых жителей, доходящее до вандализма. Все учащиеся, которые принимали участие в данной работе, входят в историко-краеведческий кружок «Обелиск», Зевахин Дмитрий, Воробьев Александр, Колесников Илья, Белоусова Виктория, Кочнев Максим, Анахин Иван, Мкртчян Анна. Иногда приходили помочь и другие учащиеся, а также местные жители.

Основные цели данной работы: восстановить разрушенные частично или полностью надгробия, которые особенно сильно пострадали во время песчаных бурь в 60-х годах

Восстановлением надгробий решили не ограничиваться. По плану учащихся и их руководителя по всей территории «старого» кладбища должны пройти пешеходные дорожки, которые должны явиться своеобразным ограничителем передвижения по данной территории во избежание возникновения пешеходных троп, проходящих по местам захоронения. В этих же целях ставятся красные флажки, которые обеспечивают сосредоточение внимания на малозаметных или незаметных захоронениях.

Изначально территория «старого» кладбища была заросшей кустарниками и деревьями, которые в некоторых случаях частично разрушили надгробия и сделали данную территорию проходимой.

Большую проблему также представляла неосведомленность ребят о местонахождении старых захоронений. Так как они были либо засыпаны в результате песчаных бурь 60-х годов, либо разбиты и растасканы вандалами разных поколений, от присутствия которых страдает каждое общество. Вследствие поисковой работы была определена точка, от которой производилась расчистка «старого» кладбища.

В результате весенне-летних работ 2005 года было очищено от растительности около 30% «старого» кладбища, где были насыпаны пешеходные дорожки и восстановлено: полностью – 7 памятников и частично – 5 памятников, найдены и занесены в тетрадь для дальнейшей работы – 34 памятника, также было найдено в результате поисковой деятельности 5 памятников, не подлежавших восстановлению по тем или иным причинам.

В 2005 г. на месте работы кружка «Обелиск» был открыт «музей под открытым небом»[3], который призван приобщить учащихся и местное население к изучению или простому интересу к своим корням.

На данный период историко-краеведческий кружок «Обелиск» готовится к новому весенне-осеннему периоду работ по расчистке «старого» кладбища, где главная цель – расчистить оставшуюся территорию, восстановить по возможности надгробные надписи и обратить внимание общественности на проблему изучения истории поселения, а также повысить патриотическое воспитание школьников, для чего проводятся экскурсии на «старое» кладбище, и проводятся беседы на темы истории станицы, отношения к памятникам старины и т. д.

Парк памяти и любви

«На одном из последних сходов в станице Убеженской была затронута тема облагораживания пустырей, оставшихся на месте разрушенных стихий строений. Эти земли могут стать основой прекрасных садов, баштанов, огородов, принося в семьи дополнительный доход.

Но есть в станице уголки, которые грешно было бы отводить под капусту-морковку. За благоустройство одного из таких земельных участков, протянувшегося от Дома культуры до перекрестка улиц Ленина и Почтовой, взялись жители станицы. На совете актива, состоявшегося на минувшей неделе, глава администрации сельского округа Т. В. Гайдук предложила заложить на этой земле молодежный парк, посвященный юбилею станицы.

Четыре аллеи парка получили названия: «Аллея новорожденных», «Аллея новобрачных», «Аллея верности» и «Аллея памяти». Соответственно, первую аллею должны были «заселять» деревца, посаженные в честь малышей, появившихся в этом, юбилейном для станицы, году, вторую – в честь молодоженов, третью – в честь пар, достигших «золотого» возраста семейного союза и последнюю – в память о тех, кто остался молодым навсегда.

Первыми на призыв откликнулись создатели «Аллеи памяти». Рябины, березки, клены, каштаны, дубки и липы любовно высаживались руками близких. Каменистая почва территории бывшего гаража вдребезги разлеталась под руками матерей, к корням растений легла плодородная земля, омытая свежей водой.

Подходила молодежь: «Мы тоже хотим посадить свои деревья! Неужели нужно ждать свадьбы или скорее рожать для этого?» Узнав о проекте «Аллеи верности», вздыхали пожилые: «Нам полгода (год) до «золотого» юбилея. А вдруг не доживем? Да и что это место будет пустовать целый год?»

Татьяна Викторовна засомневалась: «А, может, правда, раздвинем рамки критериев? Для родительской любви нет возрастных границ. Им одинаково дороги и рождение малыша, и первый его шаг, и звание «первоклашки»

Настоящая любовь тоже не нуждается в канонах. И двадцать пять, прожитых в верности и согласии, - семейный подвиг, пример для молодежи.

Каждый саженец будет иметь именную табличку, в честь кого или какого события он посажен – у каждого деревца есть или будут заботливые хозяева. Даже символика аллей, придуманная создателями проекта, не будет противоречить новой идеи. И если парк с годами шагнет за пределы отведенной территории, украшая станицу, - то наверное, это будет здорово.

А пока мы приглашаем всех, кто молод душой, кто готов посвятить своей любви живой росток, принять участие в закладке аллей «Будущего», «Любви» и «Верности». Пусть о ваших малышах, о вашей любви, вашем семейном счастье шумят тополя и березы. »

Поклонные кресты

Станица живет, развивается и самое главное не забывает свои корни, свое духовное наследие. Примеров этому много и вот один из них:

«В честь 210-й годовщины основания станицы Убеженской станичный общественный совет и казачество решили установить у въезда со стороны села Успенского Поклонный крест. За работу над будущим крестом взялись представители казачества С. В. Галушкин, В. Г. Маслов, И. М. Махринов. Воздвигнуть и освятить крест было решено к престольному празднику станицы – Михайлову дню.

И вдруг выяснилось, что такой же идеей загорелась группа молодежи. Михаил Фильчаков, побывавший на севере, видел в городе Тобольске Поклонные кресты иной конфигурации. Вернувшийся из командировки в Чечню, Александр Карачев подтвердил, что тамошние казачьи станицы тоже установили Поклонные кресты на въезде с двух сторон.

Посоветовавшись со станичным руководством и попросив благословения настоятеля Михайло-Архангельской церкви отца Валентина, парни взялись за дело.

Огромный металлический крест был сварен Михаилом. Помогали ему Алексей Ерко и Александр Карачев. За свою работу ребята не взяли ни копейки из станичной казны. Все материалы приобретали за свой счет, работали в личное время.

16 ноября крест был доставлен к северной развилке дорог на въезде в станицу со стороны Армавира. И вот уже каркас основания опущен в котлован. Строго по вертикали, с соблюдением православных канонов, закреплен (за установкой креста следил, помогая молодым Юрий Михайлович Фильчаков, отец Михаила). Сняты стропы, залит цементный фундамент.

«Господи, спаси и сохрани Россию!» -начертано на кресте.

- У меня душа поет! - признается, глядя на работу парней, глава администрации Убеженского сельского округа Т. В. Гайдук. - Ведь это и есть ростки самоуправления. Когда люди не ждут приказа свыше и доброго дядю-мецената. А сами, по велению сердца творят добро и красоту. Если бы каждый житель относился к дому, в котором мы живем (а станица и есть наш общий дом) с такой же любовью, то наша Убеженская превратилась бы в цветущий сад. И я верю в ее возрождение.

В маленькой казачьей станице, битой войнами, пытанной голодом и репрессиями, мучимой перестройками, полусмытой стихиями, зарождается новая жизнь.

В Михайлов день, 21 ноября, в 11 часов утра будут освящены не один, а два Поклонных креста, хранящие покой и благоденствие станицы. »

Обещания не разошлись с делом:

«Михайлов день укутал остывающую землю первым снежком. Начавшийся под утро снегопад не затихал до вечера, разом оборвав полевые и хозяйственные хлопоты. Промозглая слякоть кубанской зимы напомнила о себе.

Маленькая, уютная церковь встречала теплом натопленной печи, запахом ладана, светом горящих свечей и лампад, озаряющих лики святых икон.

Отец Валентин вел праздничную службу. Немногочисленная паства внимала Слову Божьему, пение церковного хора сливалось с перезвоном колокола. Но вот подтянулись легковушки, подошел автобус. Те, кого не вместила маленькая церковная зала, ожидали на улице. В свой престольный праздник станица Убеженская ждала освящения Поклонных Крестов.

Накануне, спеша закончить работу к сроку, мужчины укладывали камни подножий, лопатили бетон, обустраивали площадки у Крестов даже по ночам - при свете фар. Не останавливали их ни дождь, ни ураганный ветер, срывавший последние листья с окоченевших деревьев.

Первым принял освящение Восточный Крест, возрожденный казаками по благословению настоятеля Михайло-Архангельской церкви отца Валентина. Крест этот, унеся со старинного кладбища, неизвестные «старатели» готовились сдать на металлолом. Вознесенный на пьедестал из белых камней, окруженный якорными цепями, белоснежный, ажурной ковки Крест стал похож на маяк, зовущий путника к родным берегам.

Крест у северной развилки - огромный, цвета утренней зари - вспыхивает под лучами фар, осеняя дорогу Божьим благословением.

По окончании обряда освящения этого Креста отец Валентин немного рассказал о надписи, его венчающей. Парни, создававшие его, просили благословения на слова «Господи, спаси и сохрани Убеженскую». Но как нельзя молиться о себе, забывая ближних, так нельзя молиться о благоденствии отдельно взятого города или села без нашей общей матушки-России.

Да пребудет охранная сила Крестов Господних в душе каждого, оберегая от черных дел и помыслов, благословляя на добро и созидание.

Имена всех, кто причастен к созданию Поклонных Крестов, будут провозглашаться на всех церковных службах в Убеженском храме. С благодарностью назовем их и мы: Ю. Я. Фильчаков, С. В. Галушкин, В. П. Бутенко, А. В. Должен, В. А. Донцов, И. М. Махринов, В. Г. Маслов. С. П. Бутенко, Д. А. Головко, Н. П. Логарев, С. П. Глушаков, М. Ю. Фильчаков, А. В. Ерко, А. В. Карачев, В. А. Новиченко, М. А. Павлюченко. »

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)