Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

История становления Чемашинской школы: от чистого истока в прекрасное далёко

Моя работа называется «История становления Чемашинской школы». Выбор темы не случайный: в 2009 году исполнилось 120 лет, как в деревне Чемаши была открыта школа. Долгие годы считали, что первая школа в нашей деревне открылась в 1968 году, потом появилась ещё одна цифра: 1906 год.

Ребята из кружка «Юный этнограф» решили проверить, какая из дат верная, и выяснили, что школа в деревне Чемаши открылась ещё раньше. Но этому предшествовала долгая и кропотливая работа: несколько лет мы писали в музеи: Березовский, Ханты-Мансийский, Салехардский, работали в библиотеках. В омской библиотеке имени Пушкина в отделе древних книг мы прочитали об открытии школ в деревне Большой Атлым и Малый Атлым в 1910 и 1914 годах, но о Чемашинской школе сведений не нашли. Тогда мы решили написать в архивы и начать поиски людей, живших когда-либо в Чемашах. Так мы стали находить учеников и открывать историю школы страница за страницей.

В ходе работы над темой были поставлены следующие задачи:

• Найти и изучить архивные материалы, связанные с историей школы;

• разыскать людей, когда-либо работавших или учившихся в школе;

• восстановить и описать историю школы в хронологической последовательности.

Актуальность темы в том, что сегодня обращение молодого поколения к событиям прошлого – не дань моде, а духовная потребность, поэтому для нас важно восстановить историю школы за 120 лет её существования.

Итак, моё выступление - это определённые итоги многолетней работы учеников разных лет, увлечённых краеведением.

Начиналось так:

Во второй половине восьмидесятых годов девятнадцатого века в Тобольской губернии начали открываться церковно-приходские училища и школы грамоты. В июне тысяча восемьсот восемьдесят четвёртого года были утверждены правила для церковно-приходских школ.

В тысяча восемьсот восемьдесят девятом году березовский мещанин Андрей Тимофеевич Новицкий построил в селе Чемашевском здание для школы и пожертвовал её местной Никольской церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая Мир-Ликийского. Так в 1889 году решением Тобольского Училищного Совета в селении Чемашевском была открыта церковная одноклассная школа грамоты.

В первые годы учителями состояли служители церкви. Заведовали школой также священники. Школа содержалась за счёт средств церкви, да с каждого ученика полагались по полсажени дров. Из архивных документов мы установили, что первым заведующим был священник Трофим Матвеевич Варакосов. Преподавал Закон Божий. С 1889-го по 1891-й год учительствовали псаломщик Антоний Самодуров и Дмитрий Гурин.

Также учительствовали с 1891-го по 1892 год диакон Николай Сновицкий, с 1892 по 1894 год – псаломщик Македоний Покровский, с 1894 года по 1898 год – псаломщик Афиноген Собрин, с 1898 по 1900 год – псаломщик Петр Ворсин, с 1900 по 1904 год псаломщик Дометий Вологодский.

Школой заведовали с 1890 года по 1894 год священник Феодор Пузырёв, с 1894 по 1901 год – священник Иоанн Молоков, с 1901 по 1903 год священник Леонид Агафонов, с 1903 года по 1906 год священник Зосима Козлов. Все священники, кроме Иоанна Молокова, преподавали Закон Божий.

Выпусков учеников в течение 15 лет (до 1905 года) не было, чему причиной нестарание и малоопытность учителей и их кратковременное житьё в приходе.

Система обучения в церковной школе описана священником Никольской церкви Зосимой Козловым: «Дети поступали в школу, не зная русского языка, поэтому учиться им приходилось по пять-шесть лет, хотя в рамках одноклассной школы предполагалось трехлетнее обучение. В первый год они изучали русский язык и приучались к школьному порядку. Во второй год начинали осваивать программу младшей группы, причем малоспособным ученикам и занятым домашними делами приходилось проходить эту программу за два-три года. В среднем отделении ученики занимались два года, так как много времени затрачивалось на устные уроки и арифметику. В старшей группе ученики также сидели два года для большего закрепления пройденного».

В 1903 году все ученики, обучавшиеся раньше, прекратили обучение. В школу поступили новые, и отцу Зосиме удалось открыть младшую группу. В следующем 1904 году была набрана ещё одна группа учеников, а в1905 году ещё одна. Так стало три группы.

В 1909 году школа грамоты была переименована в церковно-приходскую. Учеников обучалось так же мало по причине того, что родители к образованию относились недоверчиво, сами безграмотные (из инородцев грамотными в селении были три человека) и детям желали того же.

С установлением Советской власти церковь в 1921 году закрыли, в здании открылась начальная школа. Учителями работали Важенина и Николаева. В школе обучались двадцать один ученик. В 1932 году начальную школу окончил Прокопий Рещиков, который в пятидесятые годы работал в селе председателем рыбартели имени Сенькина. В сороковые годы учились Ахматчин Анатолий, Адеева Раиса, Вологодский Петр, Рещиковы Анатолий и Люба, Слинкин Виталий, позже проработавший 47 лет директором Красноярского завода холодильников «Бирюса». К сожалению, нам пока не удалось узнать имена людей, работавших учителями в эти годы. Поиски продолжаются.

7 сентября 1950 года приказом районного отдела образования №34 параграф 2 заведующей Чемашинской начальной школой назначена Рещикова Прасковья Николаевна. На этой должности работала до 9 июня 1962 года. Вместе с Рещиковой учителем сначала работала Непкина Татьяна Никифоровна, затем Гришкина Елена Тимофеевна.

Школа в пятидесятые годы находилась в приспособленном помещении – это был купеческий дом. В двух классных комнатах учились ученики четырёх классов, уроки проводились в две смены. Классные комнаты были смежные. Кроме классов имелись маленькая учительская и небольшой коридор. В эти годы в школе обучались Володины Василий и Владимир, Гришкины Люба и Галя, Шадрины Саша и Римма, Борликов Герман. Борликов Герман Манджиевич сегодня работает ректором Калмыцкого государственного университета.

Нам удалось найти имена тридцати четырёх учеников, обучавшихся в Чемашинской начальной школе в шестидесятые годы, и имена заведующих и учителей.

Приказом номер 242 от 11 августа 1969 года заведующим начальной школой назначен Яков Степанович Кузнецов. Вместе с ним учителем работала Киселёва Нина Ивановна.

В октябре 1972 года начальная школа реорганизована в восьмилетнюю. В этом же году вводится кабинетная система обучения. Первый директор восьмилетней школы Гурьянов Борис Александрович. Сложные бытовые условия стали причиной того, что директора и учителя постоянно менялись. Следующим в этом же учебном году стал Степанов Геннадий Степанович. С 1973 по 1977 год директором работает Курах Людвиг Владимирович. С 1977 по 1979 годы происходит быстрая смена директоров: Лебедев, Смольянников, Комарова. С 1979 по 1984 год работает Савельев Валерий Петрович. В эти годы в новом типовом здании обучается 160 учеников. Коллектив получает переходящее Красное знамя за сбор лекарственных трав, учащиеся награждаются путёвками в пионерские лагеря «Артек и «Орлёнок».

В 1984 году школу возглавил Минаев Станислав Дмитриевич. С его приходом коллектив школы вступает в эксперимент: начинает обучение детей с шестилетнего возраста. Первый учитель детей-шестилеток Киселёва Нина Ивановна, воспитатель Шамшура Нина Михайловна.

В 1987 году восьмилетняя школа получает статус средней. Первый директор средней школы Галина Александровна Сергиенко.

С этого времени 122 выпускника получили аттестаты о среднем образовании. 46% выпускников имеют высшее образование.

Сегодня по крупицам мы восстановили в хронологической последовательности фамилии людей, работавших директорами в разные годы, имена учителей и учеников. Нам удалось установить точную дату открытия школы. Встречи и беседы с выпускниками школы и учителями помогли восстановить школьные традиции.

С 11 февраля 2004 года мы учимся в новом здании школы. У нас есть всё и для учёбы, и для занятий по интересам. Мы продолжаем изучение истории школы и истории нашей деревни ведь

Укаждого из нас на свете есть места,

Что нам за далью лет все ближе, все дороже,

Там дышится легко, там мира чистота,

Нас делает на миг счастливее и моложе.

Таковы основные этапы становления школы за 120 лет.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)