Справки  ->  Энциклопедии  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

История возникновения «Кинжала»

Покой народам всем, рабам отрады свет,

Спасение навек тот горестей и бед

Несут суровый меч и кроткое перо –

Две вещи, вот и всё, а третьей не дано.

Мухаммед ас-Самарканди

Кинжал – вооружение воина и охотника, символ власти, почитаемая святыня, магическое средство, сакральный знак, награда и украшение – в этих и других ипостасях он сопровождает человечество на протяжении тысяч лет.

Испокон веков холодное оружие воспринималось как живое существо со своим характером и поведением. Разве можно сомневаться, что кинжал – живой? Он имеет душу, язык, силу и способность губить и сохранять жизнь. Обладая таинственной силой, оружие действует словно бы самостоятельно: оно ударяет, раскалывает, ранит, убивает, но и спасает, даёт человеку получить всё необходимое для жизни. Вот почему магия оружия с самого начала двойственна – и смертоносна, и благотворна.

В мире людей кинжал живёт как одушевлённое существо, ему, например, дают имена. На Дальнем Востоке их изготавливают парами, считая их супругами. Индонизийцы полагают, что их национальная святыня – кинжал способен танцевать, плакать, истекать кровью, стоять неподвижно. У некоторых народов по сей день кинжал кладут на порог дома, чтобы отпугивать нечисть. Даже появившееся в 14 веке огнестрельное оружие не может вытеснить кинжал. Ведь на курок может нажать любой дурак, а кинжал – это символ полноправного статуса мужчины, знак его воинской доблести, силы и воплощение чести.

Так за свою тысячелетнюю историю кинжалы, сделанные знаменитыми мастерами или неизвестными ремесленниками, пропитывались не только энергией кровавых поединков, но и потаённым смыслом, ассоциациями, которые связывают его с самыми разными сторонами человеческой жизни.

«Кинжал» - сильное революционное стихотворение А. С. Пушкина. Оно появилось в 1821 г. , за 4 года до восстания декабристов на Сенатской площади в Петербурге и было широко распространено в рукописных списках в русской армии.

С 1820 по 1823 год Пушкин служил в Кишинёве. Идейная жизнь поэта в годы южной ссылки отличалась сложностью и исканиями. Его былые связи с активными политическими деятелями окрепли. В 1821 году в Москве состоялся съезд членов Союза благоденствия. Признано было необходимым Союз распустить и вместо него создать 2 тайных общества – Северное и Южное, - которые начали бы подготовку революции. Пушкин в Кишинёве сблизился с вождём Южного общества П. И. Пестелем, с поэтом В. Ф. Раевским, генералом Орловым и многими другими передовыми деятелями. Написанное им стихотворение «Кинжал» рассматривалось в среде будущих декабристов как призыв к цареубийству.

Начавшаяся освободительная война греков против турецкого владычества привлекает серьёзное внимание поэта. Революция в Испании и восстание в Неаполе воодушевляют его. О революции в России он думал как романтик. Он видел, что великую борьбу за свободу ведут избранные, не знающие страха люди, готовые к самопожертвованию. Казалось, что сбросить с народа ярмо рабства могут только герои. Оттого Пушкин славил Брута и Занда, пел гимн кинжалу – орудию справедливого возмездия тирану, называя его «свободы тайным стражем».

Читателю тех лет была понятна тогда каждая строка, сегодняшним читателям многое требует специального пояснения. Совершим же путешествие в ту эпоху, которую ведут нас пушкинские строки.

«Лемносский бог тебя сковал

Для рук бессмертной Немезиды.

Свободы тайный страж, карающий кинжал,

Последний судия позора и обиды».

В древнегреческой мифологии покровителем кузнечного ремесла был Гефест, сын Зевса и Геры. После низвержения Гефеста с Олимпа его спасли жители острова Лемнос синтийцы. Там основан город Гефестий, а на горе Мосхил – кузница божества. В этой мастерской на острове Лемнос и был сработан кинжал, о котором пишет Пушкин.

Поэт вкладывает кинжал в руки Немезиды – богини возмездия. У древних греков она наблюдала за справедливым распределением благ среди людей и обрушивала свой гнев на тех, кто нарушал закон.

Следующие три четверостишия доступны современному читателю без комментариев.

Далее – опять необходимо знание древней истории.

«Шумит над Кесарем заветный Рубикон,

Державный Рим упал, главой поник закон;

Но Брут восстал вольнолюбивый:

Ты Кесаря сразил – и мёртв объемлет он

Помпея мрамор горделивый. »

Кесарь – это Гай Юлий Цезарь, знаменитый римский полководец и государственный деятель. Он в 1 веке до н. э. покорил Галлию, совершал походы в Британию. Опасаясь усиления его власти, римский Сенат отстранил его от командования, ему грозило политическое забвение. Не желая этого, Цезарь в 49 году перешёл со своим войском пограничную реку Рубикон и вторгся в Италию. Завоевав страну, он объявил себя пожизненным диктатором. Однако, в результате республиканского заговора, к которому примкнул и его друг Марк Брут, Цезарь был убит.

Он был заколот кинжалом в зале заседаний Сената и упал к подножию статуи великого полководца Помпея Великого. От эпохи Юлия Цезаря до нас дошёл Юлианский календарь, а также 2 крылатых выражения: «Рубикон перейдён!» и выражение «И ты, Брут!».

Пушкин не останавливается на античности и ведёт нас в 18 столетие:

«Исчадье мятежей подъемлет злобный крик:

Презренный, мрачный и кровавый,

Над трупом вольности безглавой

Палач уродливый возник».

Современники Пушкина без труда догадывались, о ком идёт речь. «Палач уродливый» - это Жан Поль Марат, вождь якобинцев, революционной партии эпохи французской революции. Он установил во Франции 18 века систему революционного террора. Пушкин, как и многие декабристы, отрицательно относился к якобинскому периоду французской революции, считая его гибельным для жителей страны.

Марат, как пламенный трибун, требовал казни «врагов народа». Он был заколот кинжалом Шарлоттой Корде. Её Пушкин назвал Эвменидой – богиней – мстительницей. Позже Шарлотта Корде была обезглавлена на гильотине якобинцами, поэт называет её «жертвой Аида» (Аид - бог царства мёртвых).

«Апостол гибели, усталому Аиду

Перстом он жертвы назначал,

Но вышний суд ему послал

Тебя и деву Эвмениду».

Теперь перейдём к предпоследнему четверостишию «Кинжала». Это ключевые строки стихотворения.

«О юный праведник, избранник роковой,

О Занд, твой век угас на плахе;

Но добродетели святой

Остался глас в казённом прахе».

Здесь речь идёт о немецком студенте по имени Карл Занд. 23 марта 1819 года (т. е. за 2 года до создания этого стихотворения) он заколол кинжалом знаменитого немецкого писателя Августа Коцебу. Убийство всколыхнуло тогда всю Европу, и Пушкин горячо откликнулся на это громкое событие. В стихотворении поэт называет только имя убийцы, считая, что убитый Коцебу и без того имеет европейскую известность. Ныне имя этого немецкого писателя полузабыто, а между тем он был заметной фигурой в истории русско-немецких литературных связей.

Талантливый и плодовитый писатель Август Коцебу родился в Веймаре в 1761 г. , закончил Иенский университет и в 1781 г. приглашён в Россию прусским посланником Гольцем. Он определил молодого Коцебу секретарём к генералу Бауру, главному начальнику Артиллерийского и Инженерного корпуса. Затем он был секретарём аппеляционного суда в Ревеле (ныне г. Таллин), президентом ревельского магистрата. После он был приглашён руководить Венским придворным театром с титулом «придворного драматического писателя». Выйдя в отставку, Коцебу решил съездить в Россию для свидания с родственниками своей жены – он был женат на русской.

Император Павел I, нерасположенный к Коцебу за либеральные высказывания, и подозревая в нём политического агитатора, приказал арестовать писателя на границе и отправить в ссылку в Сибирь. Коцебу пробыл там 2 месяца и получил свободу благодаря счастливому случаю. Молодой русский писатель Краснопольский перевёл драму Коцебу «Первый кучер императора» и посвятил свой перевод императору Павлу. Сюжетом для драмы послужил великодушный поступок Павла I в отношении одного из придворных его отца, императора Петра III. Пьеса очень понравилась государю. Он приказал немедленно возвратить Коцебу из ссылки, наградить его пожизненной пенсией, имением в Лифляндии, чином надворного советника и назначил директором немецкого театра в Петербурге.

По воцарении императора Александра I в 1801 году, Коцебу вышел в отставку и уехал в Германию, где посвятил себя литературной деятельности. С 1817 г. Коцебу, по поручению императора Александра I, начал присылать в Петербург обзоры культурной и политической жизни Германии.

Один из таких отчётов, где Коцебу критиковал деятелей либерального направления, случайно попал в руки одного из таких деятелей и был напечатан им в журнале «Немезида». Это подняло против Коцебу бурю негодования. Его открыто стали называть изменником и шпионом, продающим родину, тем более, что он сам раньше придерживался либеральных взглядов.

Когда отчёт Коцебу был напечатан, то вражда достигла крайних пределов, и один из студентов Мангеймского университета Карл Занд, считая Коцебу «врагом народа», достойным смерти, заколол его кинжалом. Могила казнённого за это преступление Занда стала местом паломничества радикально настроенной молодёжи.

«В твоей Германии ты вечной тенью стал,

Грозя бедой преступной силе –

И на торжественной могиле

Горит без надписи кинжал».

Так завершается пушкинское стихотворение. Его последняя строка содержит скрытую крамолу. Дело в том, что у немецких студентов-террористов, современников Занда, был обычай, восходивший к традиции средневекового тайного суда в Германии, – прикреплять к кинжалу надпись с именем обречённого на казнь. Значит, кинжал без надписи – это оружие против любого тирана, имени которого нет необходимости обозначать.

Прошли столетия, отшумели былые страсти и сегодня мы помним Коцебу не как «агента влияния», а как талантливого автора драматических, исторических сочинений, которые в общей сложности составляют 44 тома.

Вот как много может поведать читателю лишь одно стихотворение А. С. Пушкина.

Вокруг кинжала как оружия и стихотворения «Кинжал» сложился пышный ореол поверий и мистических представлений. Непостижимым и парадоксальным образом они соединили в себе, казалось бы, несоединимое. Они стали вещественным и зримым символом идеи – глобальной идеи борьбы добра со злом.

Список литературы

1. Альбедиль М. Наделённое волшебством. М. , Астрель, 2005.

2. Макогоненко Г. Священный дар. М. , Художественная литература, 1978.

3. Муравей И. И. Кинжал. М. , Мир энциклопедий Аванта +, 2006 г.

4. Никитин Д. И. Пушкинский «Кинжал». Журнал «Магнум», 2000 г. , №7.

5. Пушкин А. С. Избранные сочинения. М. , Художественная литература, 1980 г.

Академический лицей им. Н. И. Лобачевского

По следам пушкинского «Кинжала»

Выполнил ученик 9 «А» класса

Себельдин Ефим.

Преподаватель канд. филолог. наук

Нуриева Д. Э.

А. С. Пушкин

Лемносский бог тебя сковал

Для рук бессмертной Немезиды,

Свободы тайный страж, карающий кинжал,

Последний судия позора и обиды.

Где Зевса гром молчит. Где дремлет меч закона,

Свершитель ты проклятий и надежд.

Ты кроешься под сенью трона,

Под блеском праздничных одежд.

Как адский луч, как молния богов.

Немое лезвие злодею в очи блещет,

И, озираясь, он трепещет

Среди своих пиров.

Везде его найдёт удар нежданный твой:

На суше, на морях, во храме, под шатрами.

За потаёнными замками,

На ложе сна, в семье родной.

Шумит над Кесарем заветный Рубикон,

Державный Рим упал, главой поник закон;

Но Брут восстал вольнолюбивый:

Ты Кесаря сразил – и, мёртв, объемлет он

Помпея мрамор горделивый.

Исчадье мятежей подъемлет злобный крик:

Презренный, мрачный и кровавый,

Над трупом вольности безглавой

Палач уродливый возник.

Апостол гибели, усталому Аиду

Перстом он жертвы назначал.

Но вышний суд ему послал

Тебя и деву Эвмениду.

О юный праведник, избранник роковой,

О Занд, твой век угас на плахе;

Но добродетели святой

Остался глас в казённом прахе.

В твоей Германии ты вечной тенью стал,

Грозя бедой преступной силе –

И на торжественной могиле

Горит без надписи кинжал.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)