Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

История возникновения православного храма на территории Норильского района

Девять веков официального христианства в Российской империи в 1917 году заменила атеистическая идеология: впервые в мировой истории государство провозгласило в качестве своей официальной политики искоренение религии. Атеизм господствовал в стране до конца 80-х годов прошлого века. Правительство М. С. Горбачева новым законом религии (1990г. ) установило религиозную свободу, и уже во время празднования тысячелетия крещения Руси в июне 1988 г. Горбачев лично санкционировал эти новые свободы и вдохновил русскую православную церковь планировать религиозные события в масштабе всей страны.

Когда у власти стоял Б. Н. Ельцин, разработали законопроект 1997 г. Цель закона, как утверждает православная церковь, строго контролировать «сектантские» группы, в частности организованные иностранными гражданами и финансируемые извне. Однако на практике это закон использовался как средство против религии вообще.

С приходом на пост губернатора Александра Хлопонина на Таймыре процесс возрождения православных храмов заметно активизировался. Новый губернатор поддержал инициативу северян по возрождению православных традиций. Огромнейший вклад в развитие православия, строительство храмов и часовен на Таймыре внес Отец Сергий. Это благодаря ему в Норильске возвышается величественное здание Собора, которое украшает вид города.

«Проезжая по нашему северному городу, невозможно не заметить прекрасный храм, с трепетным названием во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость». Это здание нежно-голубого цвета, словно кусочек неба среди грозно нависшей тени высоких похожих друг на друга домов. Храм выглядит, как ледяной дворец, выросший из снега. Большинство линий его округлы и плавны, лишь белые колонны, выступающие из стены, имеют строгую угловатую форму, создавая этим ощущение возвышенности и чистоты. Крыша увенчана пятью куполами. Четыре темно-синего цвета, расписанные золотыми звездами, символизирующие мироздание и четыре стороны света. И одним, стоящим на высокой звоннице золотым куполом, который возвышается над всеми, как Царь Небесный. Основание храма имеет форму креста. Здание Собора во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» по праву, считается одним из красивейших зданий НПР».

Чтобы выявить актуальность работы, мною был проведен опрос среди учащихся 9-11 классов нашей гимназии (Приложение 1. ), данные которого заставили меня задуматься. Как же мы мало знаем об истории храмов нашего города!

1. Где был первый храм в Норильске?(знают только 19%)

2. В каком году был построен в Норильске Собор? (никто не знает)

3. Где находится православная гимназия?(знают 18%)

4. Знаете ли вы, на какие средства существуют наш храм и православная гимназия? (9%)

5. Где впервые появился храм-часовня в Талнахе?(4%)

6. В каком году он построен? (3%)

7. Из какого дерева он сооружен? (5%)

В последнее время (по словам священнослужителей) возраст прихожан значительно моложе. Молодые люди стали больше посещать церковь, приводить своих детей, однако, знаний в этой области у них недостаточно. Я тоже знала только то, что в Норильске и Талнахе существуют православные храмы. И я решила подробно изучить историю строительства храма, православной гимназии и проанализировать причины их возникновения, предварительно изучив исторические материалы, неоднократно побывав в самом храме, в музее, в православной библиотеке и гимназии. Актуальность работы заключается еще и в том, что в настоящее время по всем школам России, в том числе и в образовательных учреждениях Большого Норильска, в 4-5 классах вводится новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики», и моя работа может быть полезна для преподавания этой дисциплины.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

История православной общины города Норильска берет свое начало с далеких 30-х годов прошлого столетия, когда советское правительство приняло решение о строительстве в Заполярье крупного Горнометаллургического комбината. Более 20 лет (1935-1956г. г. ) натерритории Таймыра существовал один изкрупнейших лагерей СССР- Норильлаг. Первый этап заключенных былв1935 году- 1200чел. К1951 г. число заключенных Норильлага достигло своего пика- более 72тыс. чел. Всего, поданным Норильского музея, через норильские лагеря прошли от300 до500тыс. человек. Причем тамсодержались более тысячи человек из22стран мира. Поэтому истоят подгорой Шмидта нетолько православная часовня извонница, ноиотдельные памятные знаки литовцам, латышам, эстонцам, евреям иполякам, погибшим вНорильлаге. [1] Среди заключенных было немало и репрессированных священнослужителей, которые также, пусть и не по доброй воле, принимали участие в строительстве уникального города-комбината. Это известно из устных рассказов бывших узников. Естественно, в Норильлаге, не могло быть и речи об официальной религиозной общине. Узники - священники, матушки, монахини - молились тайно. Несколько лет назад удалось найти на Украине, в Сумской и Ахтырской епархии, следы священника - протоиерея Иоанна Приходько, находившегося в Норильлаге с 1935 по 1947 год. И только после его смерти из его записок стало известно, как он тайно составлял в лагере Симфонии по Библии и раздавал их людям, духовно поддерживал всех страждущих, как жили православные люди в заключении, как они молились, праздновали праздники, поддерживали в трудные минуты друг друга, провожали в «последний путь». Известно, что с 1953 года, когда священнослужители из лагеря перешли на вольное поселение, в Норильске неофициально организовался небольшой приход. В 70-е годы особых притеснений со стороны властей у норильской православной общины не было. Верующие для молитвы и общения собирались на квартире. Об этом периоде становления православной общины, к сожалению, не сохранилось никаких документальных свидетельств. Потом многие выехали, скончались, и в городе начался период жизни без Церкви, без Бога.

ИСТОРИЯ НАШЕГО ХРАМА

С ноября 1989 года началась новая история Норильского прихода во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость». Указом Новосибирского митрополита Гедеона в г. Норильск был направлен первый священник - иерей (ныне - протоиерей) Сергий Шачин. Сам о. Сергий родом с Кемеровской области. Он вспоминает о том времени: «Собрался тогда народ в доме политпросвещения, и стали мы думать, как храму называться. Все единогласно постановили, что в г. Норильске быть храму «скорбящему», т. е. в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость».

В самом начале становления прихода службы приходилось совершать на квартире прихожан, которая одновременно являлась и храмом Божьим и пристанищем семьи священника. В последствии, для Богослужений было выделено временное помещение. Официально приход Русской Православной Церкви зарегистрирован в администрации г. Норильска 21 июня 1991 г. До этого церковный приход не имел храма, а находился в жилом доме. И уже 7 июля этого же года Преосвященнейшим Антонием, Епископом Красноярским и Енисейским (ныне - Архиепископ) совершается освящение места, и закладка храмов в честь образа Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» и крестильного - во имя Рождества Святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна. По словам служителей церкви именно этот маленький храм был построен первым. Церковь была заложена на том самом месте, где еще каких-то пятьдесят лет назад располагались бараки для политзаключенных и административные здания Норильлага, одного из самых грозных форпостов Сталинской репрессивной машины. Усилиями самоотверженного людского труда кирпичное здание малого крестильного храма было воздвигнуто в рекордные сроки. Уже в 1993 г. в храме на Святую Пасху было совершено первое Богослужение, а через несколько месяцев Высокопреосвященнейший Владыка Антоний совершает Великое освящение новосооруженного храма и Алтаря. Вскоре, после освящения места начинается строительство Собора во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость». И опять промысел Божий во всем сопутствовал народу православному в столь благом начинании. Находились жертводатели, которые помогали православным и молитвенно, и материально. Строили храм воистину сообща - всем миром, как это было заведено на Руси в стародавние времена. Практически каждый норильчанин в то время вложил частичку своей души в строительство и благоукрашение нового грандиозного Собора. Строительство собора шло ударными темпами – в и к 1997 была перекрыта кровля храма, и проводились отделочные работы, были установлены и увенчаны крестами купола. Высота храма 42 метра, которая дополнена высотой креста (ещё 4,5м). Установка крестов стала знаменательным событием в жизни православного Норильска.

ДЕНЬ ПОДНЯТИЯ КРЕСТОВ

Из интервью, исторических материалов, с которыми познакомилась в православной библиотеке, я узнала о тех трудностях, которые испытывали настоятель храма, прихожане и строители, при поднятии куполов. В тот день все долго молились. Первые четыре креста быстро подняли и установили. Оставался последний пятый крест. Рабочие поднялись на подъемнике, но ветер раскачал крест с такой силой, что рабочие поймать его не смогли. Они сделали ещё несколько попыток, но так ничего и не удалось.

Тогда сам настоятель отец Сергий встал в люльку, и, перекрестившись, с молитвой стал подниматься наверх. Когда поднялась люлька со священником, крест плавно подплыл к ней.

Татьяна, послушница: «Первые четыре креста быстро подняли и установили. Оставался последний пятый крест. Рабочие поднялись на подъемнике, но ветер раскачал крест с такой силой, что рабочие, не смогли его поймать. Промучившись достаточно долгое время, о. Сергий приказал опустить рабочих. «Господь не даст вам их поставить за что- то», - сказал он. И наверх стали поднимать служителей церкви. Но примерно на средней высоте им сразу обоим стало плохо. Закружилась голова, и их опять пришлось спустить вниз»

Елена, послушница: «Тогда сам настоятель отец Сергий встал в люльку, и перекрестившись, с молитвой стал подниматься наверх. На высоте крест качался довольно сильно. Но когда поднялась люлька со священником, крест плавно подплыл к ней».

Монахиня Августа: «Отец Сергий крикнул сверху: «Молитесь!». Люди упали на колени и со слезами стали молиться, ведь без креста храм - не храм. И вот отец Сергий взялся за крест и вставил основание его в купол, рабочие из другого подъемника быстро закрепили цепями. Спустившись настоятель сказал: «За Норильск надо молиться ».

Так, при огромном стечении народа, по совершении молебна и освящения, кресты были подняты, они и увенчали золотые купола новосооруженного Собора. Храм «Всех скорбящих Радость» рассчитан на одну тысячу прихожан. Его площадь 300 кв. метров. Спроектировали и вели контроль над этим великолепным строительством архитекторы Норильскпроекта во главе с А. С. Козыревым. Были произведены такие виды работы: корундирование звезд на маковках храма, центральная главка была покрыта сусальным золотом, четыре других покрашены синей краской с золотыми звёздами, покрытие суриком крестов, установка 6-ти метрового иконостаса, мозаичные полы в церкви, с изображением креста в центре, шлифовка ступеней, сварка ограждений, опоры для наружного освещения, алтарь и иконостас (5 ярусов икон) покрыты сусальным золотом, установка колокольни (3 больших колокола и 6 маленьких). Часть работ выполняла бригада из Москвы. Руководил работами норильчанин А. В. Акилов. Работало 6 мозаичников (бригадир Терентьев А. Н. ), 6 плотников, 8 маляров, 2 штукатура. Группу художников возглавляла К. Трубина. На окнах сделаны стоки из кровельной меди (Усков А. Е. из Богатола). Стоматологическая поликлиника разработала и подготовила специальный сплав для покрытия крестов и звёзд на маковках храма. Сусального золота было затрачено при строительстве храма на сумму более 60 млн. рублей.

В 1997 г. в Соборе на престольный праздник проходит и первое Богослужение. Немало еще предстояло сделать для завершения устройства Собора, но к 2003 г. храм украшал город Норильск во всей своей красе. Так и была построена первая православная церковь на территории Норильска. Возглавил ей Отец Сергий - благочинный церквей Норильско-Таймырского округа. 27 июля 2003 г. Великое освящение храма совершает Его Высокопреосвященство Архиепископ Антоний. По ходатайству Владыки Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II присваивает храму статус Собора. Со времени этого знаменательного события Норильский Православный Собор во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» начинает жить полнокровной жизнью, неся свое спасительное служение на благо жителей богоспасаемого града Норильска и всего Таймыра.

ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»

В Соборе храме особо чтится образ Божьей Матери «Всех скорбящих Радость», который расположен в правом киоте в центре храма. Каждый воскресный день, за вечерним Богослужением, у храмового образа совершается Акафистное пение. Главную икону храма «Всех скорбящих Радость» которую подарил житель нашего города и пожелал быть неизвестным. Икона старинная, выполнена яичной темперой с позолотой. Размеры иконы 80х60см. На иконе изображена Богородица, которая пальмовой ветвью освящает всех скорбящих и дарует им здравие, радость, благодать, исцеление. Впервые эта икона прославилась в Москве в 1688 году чудесным исцелением родной сестры патриарха Иоакима - Евфимии. Долгое время эта женщина страдала тяжелой раной в боку. Потеряв надежду на выздоровление, она приготовилась к смерти, призывая на помощь Спасителя и Божью Матерь. После покаяния и причастия, Евфимия впала в долгий сон, и во сне явился ей Господь и указал ей, что в храме Преображения есть образ, называемый «Всех скорбящих Радость» и для исцеления, ей необходимо отслужить молебен с водосвятием. Евфимия с верою исполнила все, что повелел ей Спаситель. Усердно со слезами, молилась она Матери Божьей, а когда болящую окропили святой водой, и она приложилась к иконе, то мгновенно почувствовала себя исцеленною, и тут же встала с постели. Все присутствующие были поражены таким чудом. С тех пор икона считается обильным источником исцелений для всех прибегающих к Ней с молитвою веры, смирения и надежды. В наши дни икона продолжает чудотворить. Об этом свидетельствует множество подношений - колец, серёг, брошей, крестов - на цепочке перед образом.

О ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ

При храме находится православная гимназия, которую я посетила и взяла интервью у заместителя директора по УВР Радько Елены Владимировны. Она работает с основания храма и православной гимназии. Из ее слов я узнала, что только благодаря отцу Сергию в Норильске при церкви «Всех Скорбящих Радость», 10 января 1999г. открылась Православная негосударственная общеобразовательная гимназия. Первым директором и духовником гимназии и был протоиерей Сергий Шачин. В начале своего существования гимназия располагалась в приспособленных под классы помещениях Свято - Предтеченского храма. В 2004 г. силами жертвователей у гимназии появилось новое, комфортабельное, соответствующее времени и предъявляемым нормативам здание - Центр православной культуры. [4] Учредителем гимназии является приходской Совет Свято-Скорбященского храма, с момента открытия и по сегодняшний день гимназия находится на финансовом обеспечении прихода. Обучение в гимназии бесплатное, но родители по желанию могут вносить добровольные пожертвования на ее содержание. В настоящее время директором и духовником гимназии является благочинный Церквей Таймырского округа, и настоятель Собора во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Михаил Гренадеров. Преподаватели - обычные учителя. Духовные дисциплины преподает архидиакон Аполлинарий (Обухов). Православная гимназия представляет собой новый тип общеобразовательной школы. В ней соединяются религиозно-нравственное воспитание и гуманитарно-эстетическое образование. Поэтому Православная гимназия, хотя и является по своему статусу негосударственным общеобразовательным учреждением религиозного типа, ставит перед собой не частные, а государственные задачи. В своей деятельности Гимназия руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, решениями отделов религиозного образования и катехизации Московского Патриархата и Красноярско-Енисейской епархии, и другими нормативными актами. В настоящее время, в рамках первой ступени общего образования, функционирует - начальное общее образование. При гимназии имеется 4 начальных класса с общим количеством детей 35 человек. В 1кл. – 14 детей, во 2кл. – 10чел. , в 3кл. – 4чел. , 4кл. – 7чел. 1-й и 4-й классы учатся с 8ч 30 мин, после уроков – кружки, факультативы. Во 2-м и 3-м классах с утра начинаются дополнительные занятия, а с 12 часов – уроки по основным учебным дисциплинам. Учебный день начинается с молебна в храме Рождества Святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна, в 8 ч 45 мин – трапеза. Гимназия работает по графику пятидневной рабочей недели. Продолжительность академического часа составляет 40 минут. Учебные нагрузки обучающихся не превышают 5 часов в день (25ч. в неделю). В первый класс принимаются дети, которым исполняется 6 лет 6 месяцев до 1 сентября текущего года. Для осуществления учебно-воспитательных задач в гимназии введены факультативы и кружки: риторика, английский язык, родное слово, занимательная математика, умелые руки, изостудия, хор, информатика. Гимназия, как православное учебное заведение, помимо образовательных ставит перед собой в качестве основных следующие духовно-нравственные задачи: уделять особое внимание духовно-нравственному воспитанию учащихся в духе православного благочестия и христианской нравственности, чтобы они выросли верными чадами Церкви и Отечества, благочестивыми семьянинами, дети несли в себе высокие идеалы христианства: любовь к Богу и ближним, целомудрие, бескорыстие и милосердие, почитание родителей и старших, трудолюбие; уделять внимание работе с родителями, оказывать помощь семье по формированию семейных традиций, системе православного воспитания детей, знакомить их с основами православного семейного уклада, содействовать правильному выстраиванию семейных отношений: почитанию мужа и отца как главы семьи, жены и матери как хранительницы семейного очага, почитанию родителей и заботе о них.

Для осуществления этих задач в гимназии введены духовные предметы: церковно-славянский язык, Закон Божий, история Православия, православная этика и духовная музыка. Обязательным является семейное посещение Богослужений в храме «Всех скорбящих Радость». В гимназии имеется библиотека, где дети знакомятся с духовной детской литературой. Рассмотрев перечисленные выше учебно-воспитательные задачи, преподаваемые духовные дисциплины, я убедилась в преимуществах воспитания в православной гимназии над воспитанием в общеобразовательных учреждениях.

ХРАМЫ НА ТЕРРИТОРИИ НПР И ТАЙМЫРА

На территории НПР находятся и другие храмы и храмы-колокольни. В Талнахев 2005 году Расположен Талнах на юге Таймырского полуострова у подножия горы Сабля, входящий в Хараелахскую горную цепь. Здесь живут горняки – люди трудной профессии, умноженной еще и на суровость заполярного климата. И для многих из них посещение православной церкви является очень важным вопросом. Создание православного храма на территории рудной столицы имеет свою довольно интересную историю. Я встречалась с батюшкой Павлом (Артюховым), который служит в талнахском храме, и он поведал мне много интересного, дал некоторые исторические сведения. Приход был открыт в 1991 г. по адресу г. Талнах ул. Енисейская 15, кв. 1. Рядом была сооружена небольшая часовня, которая через некоторое время была сожжена воинственно настроенными членами неизвестной секты. В 1993 г. закончено строительство новой часовни и на праздник Светлого Христова Воскресения была отслужена первая Пасхальная Служба. В 1995 г. настоятель прихода иерей Василий Запольский начал вести переговоры с Администрацией города о выделении места и строительстве храма Святой Троицы. Через год на 5-м микр. место было выделено и освящено, а в 1998г. был построен новый храм – часовня для проведения служб, таинств и обрядов. Вскоре он был демонтирован и собран на улице Спортивной, 7а. В 2000г. настоятелем прихода назначен иерей Даниил Тихонов. В том же году в праздник Святой Троицы во время Крестного Хода в память 400-летия св. Василия Мангазейского был установлен Крест на месте строительства храма по новому адресу на улице Строителей 13. К весне 2001 г. прежний храм – часовня был еще раз реконструирован силами прихожан и исключительно на их пожертвования. В 2005 г. в Красноярске двумя талнахскими коммерческими организациями было куплено необходимое количество леса (ангарской сосны) на строительство храма. На берегу Енисея был изготовлен сруб храма, затем разобран, погружен на баржи и доставлен на строительную площадку Талнаха. Осенью 2005г. при въезде в город уже стояло было сооружено бревенчатое здание храма из ангарской сосны.

На время суровой северной зимы строительство храма было приостановлено, но не смотря на отсутствие кровли и 30-ти градусный мороз в новом храме 25 декабря была торжественно отслужена первая Божественная Литургия. Весной 2006г. строительство было продолжено, сделана кровля, установлены купола и кресты. Осенью того же года были освящены и подняты на звонницу колокола. Открытие и строительство храмов и часовен на территории НПР и всего Таймыра принадлежит отцу Сергию, который уже три года как оставил Крайний Север, но сердце и душа его не покидают наш суровый край. Церковь духовно поддерживает заключённых. В ИТК-15 существуют два храма

Существует храм и при Оганерской 1000-коечной больнице, в аэропорту «Алыкель» завершилось возведение храма-часовни состоялось открытие и освящение часовни во имя святителя Николая Чудотворца, расположенной в здании автовокзала города Норильска. Несколько лет назад в Хатанге завершилось строительство и освящен Богоявленский храм. Недавно открыл двери храм в Дудинке. Диксон - арктический поселок на берегу Северного Ледовитого океана Церковь духовно поддерживает заключённых. В ИТК-15 существуют два храма: на территории общего режима - церковь Святителя Николая, на территории строгого режима - Анастасии Узорешительницы, небесной покровительницы осуждённых. Помещения приспособленные, но сами прихожане заключённые делают всё, чтобы облагородить свои храмы (украшают, расписывают). Забота о прихожанах в ИТК уже несколько лет поручена отцу Георгию, который бывает там каждые субботу и воскресенье. Люди в заключении принимают крещение, исповедуются и причащаются. По четвергам священнослужитель отправляется и в СИЗО, где также обустроили небольшое помещение, для верующих назвав храм в честь Симеона Богоприимца. Существует храм и при Оганерской 1000-коечной больнице, который представляет собой небольшое помещение, выделенное больницей на втором этаже. Освящён он в честь Святого Пантейлемона - покровителя врачей, и которому молятся о здравии. А в здании Норильского роддома открыт храм-часовня в честь Святой Ольги. В аэропорту «Алыкель» Норильского промышленного района завершилось возведение храма-часовни в честь Архистратига Божия Михаила. Инициатива строительства храма-часовни принадлежит настоятелю иерею Сергею Пивоварову и прихожанам Свято-Гаврииловской церкви г. Кайеркана. Храм-часовня располагается на площади перед зданием аэропорта. Он открыт ежедневно в часы работы аэропорта, дабы все желающие могли помолиться перед полетом, поставить свечу и заказать молебен о благополучном воздушном путешествии. По благословению архиепископа Красноярского и Енисейского Антония состоялось открытие и освящение часовни во имя святителя Николая Чудотворца, расположенной в здании автовокзала г. Норильска. Несколько лет назад в Хатанге завершилось строительство и освящен Богоявленский храм. Он стоит на сваях и считается самым северным храмом в мире. По данным архива, первая православная церковь была построена в Хатанге три столетия назад. В те далекие времена поселение состояло из нескольких зимовий. Сколько мужества потребовалось православным миссионерам, чтобы слово Иисуса Христа донести и в эти отдаленные северные места! В атеистические времена церковь была разрушена. Новый храм был построен на прежнем месте – на мысе, который вдается в речку Хатанга. И когда в поселок прибывают гости самолетом или водным путем, прежде всего они видят сияющие купола нового храма. Недавно открыл двери храм в Дудинке. Работа по строительству храма началась несколько лет назад усилиями Православной Церкви на пожертвования мирян и организаций. Владыка Антоний совершил праздничное богослужение и освятил там Свято-Введенский храм. Диксон - арктический поселок на берегу Северного Ледовитого океана - ведет свою историю из глубины веков, когда отважные поморы через льды Студеного моря впервые пришли на эти суровые пустынные берега. [5] В 1915 г. здесь появилась одна из первых полярных радиометеостанций, впоследствии преобразованных в Диксонский радиометеоцентр, который вот уже 94 года обеспечивает информацией все суда в западном секторе Арктики. Здесь живет и трудится мужественный и смелый народ. Сейчас их около 700 человек, в том числе около 150 детей. Тем более жаль, что в таких тяжелых жизненных условиях люди лишены возможности посещать храм, где поддержка духовника поможет исцелению души и станет спасением для многих нуждающихся в духовной помощи. Архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний впервые посетил городское поселение Диксон и совершил чин воздвижения Поклонного креста на месте строительства православного храма и благословил возведение церкви. Храм во имя святителя Николая Мирликийских Чудотворца (покровителя мореплавателей) расположится на возвышенности, будет хорошо виден с моря и станет православным символом, благословляющим уходящих в плаванье моряков в добрый путь. Это будет самый северный православный храм в мире.

Выбор этой темы написания статьи для меня является новым, так как я никогда и нигде не сталкивалась с такими историческими данными, и убеждена, что и мои сверстники - тоже. Проделанная работа, а именно, анализ исторических материалов о строительстве Норильского Собора, позволяет мне сделать некоторые выводы. К примеру, я убедилась во всей не легкости становления православия (на примере Норильском ГУЛАГа) и строительства православных храмов на территории НПР. Из интервью завуча православной гимназии, батюшки Павла (Артюхова) и прихожан я убедилась в той сложной ситуации строительства Собора во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость», с которой столкнулись священники, прихожане и строители. А также я выяснила значение названия нашего Собора. Посещение православной гимназии и интервью позволили мне сделать вывод о преимуществе воспитания обучающихся в данном учебном заведении.

В настоящее время по всем школам России, в том числе и в образовательных учреждениях Большого Норильска, в 4-5 классах вводится новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики» и моя работа может быть полезна для преподавания этой дисциплины, а также для дополнительных занятий по краеведению. Опрос сверстников показал, что такие сведения будут хорошим подспорьем в изучении некоторых тем по данному предмету.

Сейчас колокольне норильского храма нужен срочный ремонт. Самому храму ремонт не под силу. В норильской церкви сообщили, что надеются лишь на подаяния прихожан – это единственный источник дохода. И мне хотелось, чтобы каждый норильчанин внес свой материальный и духовный вклад в решение этой проблемы.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)