Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Ступень в будущее. Проблематика учебников истории

В этом году шестидесятилетие Великой Победы!

Практически весь мир празднует торжество мира, добра, справедливости, мужества и решимости бойцов над жестокостью, насилием и убийствами. Но, к сожалению, современное поколение воспринимает победу лишь как окончание военных действий. Причиной этого служит низкая осведомленность о военных сражениях, о людях, которые стали жертвами не только военных действий, но и издевательств фашистов. Молодежь, встречая слова «война», «смерть», «сражение», «убийство», редко задумывается над их значением. Хотя телевидение, газеты, книги предоставляют большой объем информации о Великой Отечественной войне СССР против фашистской Германии, но молодые люди предпочитают проводить свое свободное время, слушая музыку, смотря развлекательные телепередачи, общаясь с друзьями. С чем может быть связана такая незаинтересованность современного поколения в исторических событиях, которые координально изменили жизни людей во многих странах? Может ли учебник по истории, как основной источник исторического материала, быть причиной снижения интереса молодежи к военным действиям Великой Отечественной воины?

С целью выяснить этот вопрос, нами было проведено анкетирование, вопросы для которого мы составили самостоятельно.

Анкета.

1. Как вы оцениваете свой уровень знаний по теме « Великая Отечественная война СССР против фашистской Германии 1941-1945гг. »: a) высокий; b) достаточный; c) средний; d) низкий.

2. Какую роль в формировании исторических знаний (в том числе по теме «Великая Отечественная Война СССР против фашистской Германии 1941-1945гг. ») вы отводите учебнику: a) главную; b) учебник не играет значительной роли в формировании знаний; c) учебник один из многих средств получения знаний по истории; d) другую_

3. Каким должен быть учебник по истории (в том числе по теме «Великая Отечественная Война СССР против фашистской Германии 1941-1945гг». ): a) с подробным изложение фактов; b) с большим количеством справочного материала и иллюстраций; c) с изложением нескольких точек зрения на одну и ту же проблему.

4. Как вы оцениваете изложение темы «Великая Отечественная Война СССР против фашистской Германии 1941-1945гг. » в учебнике истории, которым пользовались в школе: a) высокий уровень: содержит достаточное количество фактов, ясно и просто описанных, вызывающих интерес; b) при прочтении тема не вызывает особого интереса, но материала достаточно, чтобы иметь устойчивые знания; c) уровень изложения материала низкий, описание фактов носит отрывочный характер, не вызывает интереса; d) не могу оценить качество изложения темы.

В опросе участвовали учащиеся десятых классов (29 человек) и учителя истории (7 человек). В результате анкетирования выяснилось, что 55% учащихся оценивают свой уровень знаний как средний по данной теме, 31% - низкий, и лишь 14% учеников считают, что знают достаточно по теме «Великая Отечественная война СССР против фашистской Германии». Половина опрошенных учителей оценила свои знания по этой теме как достаточные, 17% - как средние, и только 33% преподавателей утверждают, что обладают высоким уровнем знаний по данной теме.

Оценивая роль учебника в формировании исторических знаний, большинство участников опроса (76% - учеников и 85% - учителей) были согласны с тем, что учебник является одним из многих средств получения знаний по истории. 10% учеников и 15% учителей уверены, что учебник не играет значительной роли в формировании знаний. В то же время 10% учащихся отвели учебнику главную роль, тогда как 10% утверждают, что учебник не играет никакой роли в формировании исторических знаний.

Отвечая на следующий вопрос, основная часть учеников (45%) считает, что в учебнике должно быть много справочного материала и иллюстраций. С таким мнением согласилось лишь 35% учителей, большинство из них (83%) считают, что в учебнике должны излагаться несколько точек зрения на одну и ту же проблему. Их поддержали лишь 17% учеников. С мнением о том, что учебник должен быть с подробным изложением фактов, согласились 35% учеников. Кроме того, ими было предложено издавать такие учебники, в которых информация излагается в таблицах и схемах. А 17% учителей вообще проигнорировали этот вопрос.

Оценивая изложение темы «Великая Отечественная война СССР против фашистской Германии» в учебнике истории, основная часть учеников (48%) утверждают, что при прочтении тема не вызывает особого интереса, но материала достаточно, чтобы иметь устойчивые знания, такого же мнения было 33% учителей истории. Большинство из них, а именно 67%, считают, что в учебнике истории уровень изложения материала низкий, описание фактов носит отрывочный характер, не вызывает интереса. Их поддержало 28% учеников. Всего лишь 10% учащихся считают, что учебник содержит достаточное количество фактов, ясно и просто описанных, вызывающих интерес. 14% учащихся не смогли оценить качество изложения темы.

Таким образом, анкетирование показало, что современная молодёжь мало интересуется темой «Великая Отечественная война СССР против фашистской Германии». Это мнение подтверждает их уровень знаний по данной теме, который и достаточным нельзя назвать. И хотя большинство считает учебник лишь одним из многих средств получения информации, но практически для всех, именно он является первой книгой, из которой узнаются факты Второй Мировой войны. По мнению учеников, в учебнике должно быть больше справочного материала, иллюстраций, а также должны присутствовать изложения нескольких точек зрения на одну и туже проблему. Таким образом, можно говорить о том, что проблема изложения учебного материала по теме «Великая Отечественная война СССР против фашистской Германии» действительно присутствует и является актуальной, как для учеников, так и для учителей. Особую озабоченность в преддверии празднования 60-летия Великой Победы вызывает факт отсутствия интереса к теме учащейся молодежи, невысокий уровень знания по теме. Причиной этого может служить учебник, в котором, как показали результаты опроса, изложение материала не только не интересно, но и недостаточно для того, чтобы иметь устойчивые знания. Попытаемся подтвердить или опровергнуть данное предположение.

Объектом нашего исследования являются школьные учебники истории разных лет издания, а предметом исследования – объем и характер трактовок учебного материала по теме «Великая Отечественная война СССР против фашистской Германии».

Нами было выдвинута следующая гипотеза: изложение содержания темы «Великая Отечественная война СССР против фашистской Германии» в школьных учебниках носит научный и доступный характер, создает условия для прочного усвоения знаний и патриотического воспитания молодежи. Указанные черты сохраняются независимо от времени издания учебного пособия.

Школьные учебники истории: общая характеристика и проблемы оценки

Решение поставленных задач мы начали с определения понятия школьного учебника, изучения его структуры и функций.

Основным источником знаний и средством обучения является школьный учебник. Требуется, чтобы в нем раскрывались основы науки в соответствии с возрастом учащихся и уровнем их подготовленности. В дидактике утвердилось такое определение школьного учебника: это массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных и иных особенностей.

Часто учебник выступает в качестве основного источника построения урока. Но есть уроки, на которых он играет вспомогательную роль или бывает вообще не нужен. В настоящее время существует множество школьных учебников, имеющих самую разную структуру. Идет процесс создания многоуровневых учебников, учитывающих дифференциацию процесса обучения.

В учебниках каждая глава может начинаться с плана-схемы – своеобразного логического конспекта. В тексте книги выделяются и разъясняются понятия, термины, ключевые слова. В основной текст включены отрывки документов, справочный аппарат, вопросы и задания, отличающиеся по типу и уровню сложности. Вопросы логически продолжают или уточняют содержание. В конце тем для старшеклассников даны рекомендации: что нужно вспомнить из предшествующих тем, как выполнить задания. Этот материал выполняет роль книги для чтения или служит основой для подготовки к семинарам.

Но как бы ни различались школьные учебники, в них много общего. Учебник состоит из текста, который определяется системой образа фактов. Всё содержание подразделяется на разделы, главы и параграфы. Последние должны быть равновеликими и иметь законченный, целостный характер. Число параграфов должно соответствовать учебному плану по предмету.

Содержание учебника подразделяется на основной (теоретический и фактический материал), дополнительный (документы, отрывки, справки), пояснительный (подписи, определения, примечания, комментарии). Ядро основного текста составляет знание о важнейших идеях и понятиях, теориях, способах деятельности. При анализе содержания учебника важно выявить основные, базовые знания. Это примерно 1/3 содержания. При объяснении на уроке 2/3 составит дополнительный материал, призванный ярко и убедительно раскрыть базовые знания.

Как уже отмечалось, весь материал школьных курсов истории не может излагаться одинаково подробно. Как правило, развёрнутое изложение сочетается в учебнике с конспективным. Основные факты даются подробно, образно, дополняются документами и иллюстрациями. Сведения, необходимые для связи между основными фактами, излагаются в виде краткой справки, делают учебник менее сложным.

Сложность текста учебника может быть предметной, логической и языковой. Сложность исторического содержания зависит от насыщенности текста понятиями, терминами, выводами теоретического характера. По мнению учёных, для понимания текста учебника нужно, чтобы количество дополняющих предложений было в четыре раза больше, чем базисных. Базисные необходимы для понимания последующего материала.

К внетекстовым компонентам учебника относятся иллюстрации, вопросы и задания, документы, а также указатели. Иллюстрации и схемы учебника используются для создания образов прошлого. Они раскрывают содержание книги средствами образной и знаковой наглядности.

Текст и иллюстрации занимают по отношению друг к другу неодинаковое положение. Дополнительные иллюстрации используются только в сочетании с работой над текстом. Независимые иллюстрации не связаны с текстом, потому самоценны и их можно использовать для разбора и описания автономно. В таких иллюстрациях, как правило, есть какая-то загадка, проблема. В отличие от дополнительных иллюстраций равноправные не могут существовать без текста, поэтому работа с ними может идти только параллельно. Дополнительные же иллюстрации можно использовать, а можно и нет.

Основную часть методического аппарата учебника составляют вопросы и задания к параграфам. Они помогают учащимся сознательно и глубоко усвоить содержание урока, а учителю дают возможность руководить учебной деятельностью учеников. Обычно вопросы бывают разной сложности, что позволяет дифференцировать работу учащихся.

Работа учащихся по учебнику предусматривается для учеников с 5 по 11 класс с постепенным усложнением. Учащиеся среднего звена находят в учебниках определения понятий, выводы и обобщения, делают зарисовки схем, простейших изображений, учатся составлять простые планы. Ученики старших классов проводят анализ учебников разных авторов, составляют сложные планы тем и разделов, используют учебник как справочное пособие, пишут свои варианты изложения тех или иных вопросов, сравнивают изложение содержание учебника с первоисточниками.

Таким образом, основные структурные компоненты учебника истории могут выглядеть в виде схемы.

Дополнительный Основной Пояснительный

Документы Повествовательный Определение терминов

Отрывки из художественной литературы Описательный Подписи к иллюстрациям

Биографические справки

Объяснительный Пояснения в скобках

Проблемный обобщающий

УЧЕБНИК

ВНЕТЕКСТОВЫЕ КОМПОНЕИТЫ

Вопросы и задания Фотографии и репродукции картин Оглавление

Выделения в тексте Достоверные изображение эпохи Рубрикации

Пункты параграфов Картосхемы, схемы, карты Сигналы-символы

Даты, термины Указатели

Таблицы Рекомендуемая литература

Инструктивно-методические материалы

Методический Иллюстрации Аппарат ориентировки

В современной методике общепризнанным является факт наличия проблемы хорошего учебника по истории. Его проблемы (прежде всего, в рамках материала о Великой Отечественной войне СССР против фашистской Германии) обсуждаются даже на уровне правительства РФ. Каким должен быть школьный учебник по истории? Высказываются разные точки зрения.

Советский историк М. В. Нечкина говорила так: «Я хотела бы написать учебник настолько занимательный и яркий, чтобы ученик сразу с жадностью прочёл его от первой страницы до последней».

По мнению методиста В. Н. Бернадского, «учебник должен быть насыщен фактами и богат мыслями, он должен вводить в сознание учащихся много новых сложных понятий и терминов. Не надо закрывать себе глаза на то, что всякий учебник, поэтому должен быть книгой трудной для самостоятельной работы без помощи преподавателя. Это не значит, что учебник нужно заменить конспектом. Нет, не конспект нам нужен, но компактное, краткое, ясное и вместе с тем живое изложение»

Размышляя о том, каким должен быт «хороший школьный учебник, учителя высказали следующие точки зрения.

«Хороший учебник – такой учебник, который раскупается тысячами экземпляров, плохой учебник – тот, который едва распродается».

«В хорошем учебнике излагается как можно большее количество точек зрения на ту или иную проблему».

«Хороший учебник не должен следовать концепции многосторонности изложения исторических событий, так как в этом случае неизбежно появляется проблема «релятивизма», когда все трактовки одного и того же события признаются одинаково верными».

«Национальная история в так называемом хорошем учебнике не должна быть представлена только в нужном свете».

Кроме того, существуют разные точки зрения относительно количества учебников. Одни считают, что в школьном историческом образовании предпочтение должно быть отдано одному и единственному учебнику, поскольку в умах учащихся наступит неминуемый хаос, если они станут использовать одновременно несколько разноречивых учебников. По мнению других, история – это не реальность прошлого, а конструирование ее с точки зрения настоящего. Естественно, что многоликое и динамичное настоящее воссоздает образ былого каждый раз по-новому. В соответствии с этим тезисом не может быть единственного учебника истории, который бы идеально и правильно представлял это прошлое.

Но какие бы мнения не высказывались по поводу содержания и количества учебников понятно, что учебник истории должен выполнять определенные функции.

Попробуем охарактеризовать выполнение этих функций школьными учебниками истории по теме: «Великая Отечественная война СССР против фашистской Германии».

Сравнительная характеристика учебников истории разных лет издания по теме «Великая Отечественная война СССР против фашистской Германии»

Для анализа мы использовали три учебника истории:

1. «Россия в ХХ веке», для учащихся 10-11 классов, авторы: А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов, 1997 года издания. Концентрическая структура обучения;

2. «История России. ХХ век», для учащихся 9 классов, авторы: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, 2001 года издания. Концентрическая структура обучения;

3. «История Отечества», для учащихся 11 классов, авторы: В. П. Островский, В. И. Старцев, Б. А. Старков, Г. М. Смирнов, 1992 года издания. Линейная структура обучения.

Сравнивая изложение темы в учебниках истории по количественным характеристикам, мы использовали в качестве критериев оценивания основные требования, предъявляемые к учебным изданиям: основной текст должен отличаться логичностью, ясностью, выразительностью языка, содержать пояснительные и дополнительные тексты, иллюстративные материалы, аппарат ориентировки. При сравнении изложения темы по качественным показателям оценивались освещение событий, проблемных вопросов, роль личности.

Учебник «Россия в ХХ веке» для учащихся 10-11 классов муниципальных общеобразовательных учреждений средних общеобразовательных школ. Авторы: А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов. М. , Просвещение, 1997. Концентрическая структура обучения.

В данном учебнике материал, посвященный Великой Отечественной войне СССР против фашистской Германии, занимает 7 параграфов, 34 страницы.

Основной текст изложен очень кратко, не сохраняется последовательность событий. Хотя освещено большинство военных действий, но ни одно из них не описано подробно и эмоционально. Дополнительный текст включает 7 высказываний, принадлежащих И. В. Сталину, Г. К. Жукову, Гитлеру, А. В. Хрулеву, У. Черчиллю, Эрнесту Бевину. В учебнике используются пояснительные тексты (пояснения в скобках), аппарат ориентировки (рубрикация, использование жирного шрифта, определение одного понятия).

Выводы: отсутствие биографических справок, отрывков из документов, иллюстративного материала, а также очень краткое и нелогичное изложение основного текста препятствует формированию цельного образа происходящих военных действий в сознании учащихся. Таким образом, подобное изложение материала не может их заинтересовать.

Учебник «История России. ХХ век» для учащихся 9 классов муниципальных общеобразовательных учреждений средних общеобразовательных школ. Авторы: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. М. , Просвещение, 2001. Концентрическая структура обучения.

В данном учебнике материал, посвященный Великой Отечественной войне СССР против фашистской Германии, занимает 6 параграфов, 46 страниц.

Изложение основного текста происходит согласно периодизации военных действий, из-за чего прерывается ход событий. Кроме того, военные действия описаны недостаточно подробно. Дополнительный текст представлен в виде девяти отрывков из документов, биографии Г. К. Жукова, а также семи высказываний, принадлежащих Гитлеру, Молотову, Ф. Гальдеру, В. Г. Клочкову и Г. К. Жукову. В учебнике используются иллюстративные материалы (11 фотографий), пояснительные тексты (подписи к иллюстрациям, пояснения в скобках), аппарат ориентировки в виде рубрикации, использования курсива и жирного шрифта, словаря, включающего 14 понятий. Кроме того, в учебнике представлен материал, посвященный огромному вкладу в ход событий женщин, детей, стариков, которые, не жалея себя, не отходили от станков, чтобы помочь своим братьям, сыновьям и детям, участвующим в военных действиях.

Выводы: основной текст изложен достаточно кратко и нелогично, из-за чего теряется суть и последовательность военных действий, из-за отсутствия карт, изображающих сражения, теряется наглядное представление о них. Единственное, что иллюстрирует события тех времен, - это фотографии и документы. Таким образом, тема при прочтении не вызывает интереса у учащихся.

Учебник «История Отечества» для учащихся 11 классов муниципальных общеобразовательных учреждений средних общеобразовательных школ. Авторы: В. П. Островский, В. И. Старцев, Б. А. Старков, Г. М. Смирнов. М. , Просвещение, 1992. Линейная структура обучения.

В данном учебнике материал, посвященный Великой Отечественной войне СССР против фашистской Германии, занимает 13 параграфов, 109 страниц.

Изложение основного текста последовательно и подробно. Дополнительные тексты представлены сорока девятью отрывками из документов, биографиами Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского и И. С. Конева, пятидесяти тремя высказываниями, принадлежащими И. С. Сталину, Гитлеру, Ф. Гальдеру, К. К. Рокоссовскому, Г. К. Жукову, М. Ф. Лукину, У. Черчиллю, А. В. Василевскому, А. С. Чуйкову, Манштейну, Ф. Паулюсу, Е. О. Патону, А. Н. Толстому, Н. Ф. Ватунину, Гудериану, Ф. Рузвельту, Г. Трумэну, О. Лашу. Также используются иллюстративные материалы в виде четырех карт военных действий. В содержание учебника включены пояснительные тексты (подписи к иллюстрациям, пояснения в скобках), аппарат ориентировки (рубрикация, использование жирного шрифта). Кроме того, в учебнике много раз подчеркивается мужество, храбрость, сила воли, патриотизм, вера в победу советского народа, его подвиги не только в сражениях, но и на заводах, в полях. Особая роль уделяется взаимоотношениям СССР с другими странами.

Выводы: изложение основного текста, отличающейся логичностью, ясностью, выразительностью языка, использование карт военных действий, разнообразные дополнительные тексты позволяют учащимся создать цельный образ происходящих событий, почувствовать ту атмосферу, в которой они произошли. Изложение нескольких точек зрения на одну и ту же проблему позволяет объективно оценить действия исторических лиц. Следовательно, материал, представленный в этом учебнике, заинтересовывает учащихся.

Таким образом, с точки зрения количественных показателей более предпочтительным выглядит старый учебник 1992г. издания авторов: В. П. Островского, В. И. Старцева, Б. А. Старкова, Г. М. Смирнова. Даже простое механическое сложение количественных показателей двух учебников концентрической системы 9 и 10-11 классов дает представление о глубине изложения учебника линейной системы. Это можно выразить в виде таблицы.

Количественные показатели Учебник 1992 г. , Учебники концентрической структуры обучения

11класс

9 класс 10-11 класс всего

Количество параграфов 13 6 7 13

Количество страниц 109 46 34 80

Количество биографий 3 1 0 1

Количество иллюстраций 4 11 0 11

Количество высказываний 53 7 7 14

Количество документов 49 9 0 9

Кроме того, по качественным показателям учебники концентрической системы также уступают учебнику 1992г. Можно говорить о том, что выполнение данными учебниками функций будет выглядеть следующим образом:

Функции Учебник линейной структуры Учебник 9 класса, Учебник 10-11 класса, концентрическая структура концентрическая структура

1. Информативная полно частично частично

2. Интегрирующая частично не выполняется не выполняется

3. Трансформационная полно частично частично

4. Воспитательная полно частично частично

5. Функция самообразования частично не выполняется не выполняется

6. Контролирующая полно полно полно

7. Систематизирующая полно полно полно

8. Координирующая полно частично частично

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

• в учебниках концентрической структуры изложено много информации, но она не вызывает интереса у учащихся. Изложение не предоставляет возможности полноценно усвоить необходимые знания;

• учебник линейной структуры содержит подробный материал, просто и ясно описанный, воспоминания участников войны, другие документы, что способствует качественному и более быстрому усвоению знаний.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась лишь частично. А именно: изложение указанной темы носит научный и доступный характер, создает определенные условия для усвоения знаний и патриотического воспитания молодежи. Однако за рассмотренные 10 лет с 1992 по 2002 год улучшения в качестве учебников не произошло. Более того, на мой взгляд, новые учебники концентрической структуры значительно уступает старому учебнику линейной структуры школьного исторического образования.

Презентация

В этом году шестидесятилетие Великой Победы!

Практически весь мир празднует торжество мира, справедливости, мужества бойцов над жестокостью, насилием и убийствами. Но, к сожалению, современное поколение воспринимает победу лишь как окончание военных действий. Причиной этого служит низкая осведомленность о военных сражениях, о людях, которые стали жертвами не только военных действий, но и издевательств фашистов. Молодежь, встречая слова «война», «смерть», «сражение», редко задумывается над их значением. Хотя СМИ предоставляют большой объем информации о Великой Отечественной войне СССР против фашистской Германии, но молодые люди предпочитают проводить свое свободное время, смотря развлекательные телепередачи, общаясь с друзьями Может ли учебник по истории, как основной источник исторического материала, быть причиной снижения интереса молодежи к военным действиям Великой Отечественной воины?

С целью выяснить этот вопрос, нами было проведено анкетирование, вопросы для которого мы составили самостоятельно.

В опросе участвовали учащиеся десятых классов (29 человек) и учителя истории (7 человек). В результате анкетирования выяснилось, что половина учащихся оценивают свой уровень знаний как средний по данной теме, а половина опрошенных учителей считает, что знает достаточно информации о Великой Отечественной войне СССР против фашистской Германии. Оценивая роль учебника в формировании исторических знаний, большинство участников опроса были согласны с тем, что учебник является одним из многих средств получения знаний по истории. Отвечая на следующий вопрос, основная часть учеников считает, что в учебнике должно быть много справочного материала и иллюстраций. Большинство учителей считает, что в учебнике должны излагаться несколько точек зрения на одну и ту же проблему. Кроме того, учениками было предложено издавать такие учебники, в которых информация излагается в таблицах и схемах. Оценивая изложение данной темы в учебнике истории, основная часть учеников утверждают, что при прочтении тема не вызывает особого интереса, но материала достаточно, чтобы иметь устойчивые знания тогда, как большинство учителей считает, что в учебнике истории уровень изложения материала низкий, описание фактов носит отрывочный характер, не вызывает интереса

Таким образом, анкетирование показало, что современная молодёжь мало интересуется темой Вторая Мировая война. И хотя большинство считает учебник лишь одним из многих средств получения информации, но практически для всех, именно он является первой книгой, из которой узнаются факты Второй Мировой войны. По мнению учеников, в учебнике должно быть больше справочного материала, иллюстраций, а также должны присутствовать изложения нескольких точек зрения на одну и туже проблему. Таким образом, можно говорить о том, что проблема изложения учебного материала по теме «Великая Отечественная война СССР против фашистской Германии» действительно существует и является актуальной, как для учеников, так и для учителейТема нашего проекта звучит так: «Школьные учебники истории о Великой Отечественной войне СССР против фашистской Германии 1941 – 1945 г. г. »

Объектом нашего исследования являются школьные учебники истории разных лет издания, а предметом исследования – объем и характер трактовок учебного материала по теме «Великая Отечественная война СССР против фашистской Германии».

Цель: провести сравнительный анализ изложения темы в учебниках истории разных лет издания.

Нами было выдвинута следующая гипотеза: изложение содержания темы «Великая Отечественная война СССР против фашистской Германии» в школьных учебниках носит научный и доступный характер, создает условия для прочного усвоения знаний и патриотического воспитания молодежи. Указанные черты сохраняются независимо от времени издания учебного пособия.

Задачи:

• провести анкетирование учащихся старшей школы и учителей истории по проблеме;

• составить визитные карточки учебников 1992, 1997, 2001 годов издания;

• сравнить изложение темы в них по количественным характеристикам (объем, количество параграфов, наличие дополнительных, пояснительных текстов, системы вопросов и заданий, иллюстративных материалов, аппарата ориентировки);

• сравнить изложение темы в учебниках по качественным показателям (освещение событий, проблемных вопросов, роли личности);

• на основе проведенного сравнения сделать выводы о предоставлении учащимся возможности качественно и полноценно усвоить необходимые знания по теме, о силе эмоционального воздействия учебного материала на личность школьника.

Для достижения поставленной цели, мы выбрали следующие методы исследования. Они представлены на экране.

В теоретической части нами дана характеристика школьного учебника истории: его функции, структуры, особенностей содержания, разных точек зрения по проблеме. Не останавливаясь подробно на этом материале, сразу перейду к практической части.

Какие бы мнения не высказывались по поводу содержания и количества учебников понятно, что учебник истории должен выполнять определенные функции.

Попробуем охарактеризовать выполнение этих функций школьными учебниками истории по теме: «Великая Отечественная война СССР против фашистской Германии».

Сравнивая изложение темы в учебниках истории по количественным показателям, мы использовали в качестве критериев оценивания основные требования, предъявляемые к учебным изданиям: основной текст должен отличаться логичностью, ясностью, выразительностью языка, содержать пояснительные и дополнительные тексты, иллюстративные материалы, аппарат ориентировки. При сравнении изложения темы по качественным показателям оценивались освещение событий, проблемных вопросов, роль личности.

В учебнике «Россия в ХХ» основной текст изложен очень кратко, не сохраняется последовательность событий. Ни одно военных действий не было описано подробно и эмоционально. Дополнительный текст включает 7 высказываний. В учебнике используются пояснительные тексты (пояснения в скобках), аппарат ориентировки (рубрикация, использование жирного шрифта, определение одного понятия).

Выводы: отсутствие биографических справок, отрывков из документов, иллюстративного материала, а также очень краткое и нелогичное изложение основного текста препятствует формированию цельного образа происходящих военных действий в сознании учащихся.

В учебнике «История России. ХХ век» изложение основного текста происходит согласно периодизации военных действий, из-за чего прерывается ход событий. Кроме того, военные действия не были описаны недостаточно подробно. Дополнительный текст представлен в виде девяти отрывков из документов, биографии Г. К. Жукова, а также семи высказываний участников войны. В учебнике используются иллюстративные материалы (11 фотографий), пояснительные тексты (подписи к иллюстрациям, пояснения в скобках), аппарат ориентировки в виде рубрикации, использования курсива и жирного шрифта, словаря, включающего 14 понятий. Кроме того, в учебнике представлен материал, посвященный огромному вкладу в ход событий женщин, детей, стариков.

Выводы: основной текст изложен достаточно кратко и нелогично, из-за чего теряется суть и последовательность военных действий, из-за отсутствия карт, изображающих сражения, теряется наглядное представление о них. Единственное, что иллюстрирует события тех времен, - это фотографии и документы.

В учебнике «История Отечества» изложение основного текста последовательно и подробно. Дополнительные тексты представлены сорока девятью отрывками из документов, биографиями Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского и И. С. Конева, пятидесяти тремя высказываниями участников войны.

Также используются иллюстративные материалы в виде четырех карт военных действий. В содержание учебника включены пояснительные тексты (подписи к иллюстрациям, пояснения в скобках), аппарат ориентировки (рубрикация, использование жирного шрифта). Кроме того, в учебнике много раз подчеркивается храбрость, патриотизм, вера в победу советского народа. Особая роль уделяется взаимоотношениям СССР с другими странами.

Выводы: изложение основного текста, отличающейся логичностью, ясностью, выразительностью языка, использование карт военных действий, разнообразные дополнительные тексты позволяют учащимся создать цельный образ происходящих событий, почувствовать ту атмосферу, в которой они произошли. Изложение нескольких точек зрения на одну и ту же проблему позволяет объективно оценить действия исторических лиц. Следовательно, материал, представленный в этом учебнике, заинтересовывает учащихся.

С точки зрения количественных показателей более предпочтительным выглядит старый учебник 1992г. издания авторов: В. П. Островского, В. И. Старцева, Б. А. Старкова, Г. М. Смирнова. Даже простое механическое сложение количественных показателей двух учебников концентрической системы 9 и 10-11 классов дает представление о глубине изложения учебника линейной системы. Это можно выразить в виде таблицы. Она представлена на экране.

Кроме того, по качественным показателям учебники концентрической системы также уступают учебнику 1992г. Можно говорить о том, что выполнение данными учебниками функций будет выглядеть следующим образом:

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

• в учебниках концентрической структуры изложено много информации, но она не вызывает интереса у учащихся. Изложение не предоставляет возможности полноценно усвоить необходимые знания;

• учебник линейной структуры содержит подробный материал, просто и ясно описанный, воспоминания участников войны, документы, что способствует качественному и более быстрому усвоению знаний.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась лишь частично. А именно: изложение указанной темы носит научный и доступный характер, создает определенные условия для усвоения знаний и патриотического воспитания молодежи. Однако за рассмотренные 10 лет с 1992 по 2002 год улучшения в качестве учебника не произошло. Более того, на мой взгляд, новые учебники концентрической структуры значительно уступает старому учебнику линейной структуры школьного исторического образования.

Ядро средств обучения

Источник информации

Координирующая функция

Информативная функция

Интеграция знаний и умений школьников

Система знаний по предмету

Интегрирующая функция

УЧЕБНИК ИСТОРИИ

Систематизирующая функция

Трансформационная функция

Носитель содержания программного материала

Средство эффективного воздействия на формирование и развитие личности

Воспитательная функция

Средство самостоятельного изучения истории

Функция самообразования

Носитель обязательного учебного материала

Контролирующая функция

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)