Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Свято – Никольский кафедральный войсковой казачий собор г. Омска

“Наше наследие – храмы, монастыри и иконопись России”.

В. И. Соколова

Я хотел бы рассказать об одном из таких культурных наследий нашей Родины, о великом творении русского народа, ставшим теперь памятником истории и культуры.

История России тесно связана с историей Русской православной церкви, так как религия многие века была тесно связана с государством и определяла нормы культурного и нравственного поведения. К тому же религия была тем стержнем, вокруг которого создавались художественные ценности и развивалась русская культура – литература, философия, музыка, архитектура, изобразительное и прикладное искусство. Поэтому и нравственный облик русского народа, и его духовная культура во многом создавались деятельностью церкви, подвигами ее просветителей и подвижников.

В советское время религия преследовалась и роль церкви в истории России принижалась. Советский народ знал искаженную историю Родины и был лишен ощущения причастности к своей культуре: не представлял, каким духовно-нравственным богатством владели наши предки, и не знал древнерусского искусства только потому, что к нему более всего причастна церковь.

Мы живем в стране с богатейшей и содержательной историей, в стране с прекрасным культурным наследием, душой которого является, конечно же православие. Наши иконы украшают лучшие музеи страны, а таких златоглавых, белокаменных храмов не знает ни одна земля!

Все это наше достояние, все это высочайшие образцы трудолюбия и таланта наших предков, образцы, которые подпитывают, а может, и определяют нравственность все новых и новых поколений русских людей. Об этом проникновенно писал историк В. О. Ключевский, напоминая, что памятники - это питательная почва и в них - корни нравственного чувства народа, лишившись которых, мы потеряем ощущение ответственности потомков перед великими предками, ибо нравственное чувство есть чувство долга.

Осознание этого произошло, слава Богу и теперь, после целенаправленных и жестоких разрушений, памятники истории и культуры (а это в основном храмы) наконец восстанавливаются, «чтобы знали и ведали внуки святыни родимой земли» (А. Гребнев).

Вы можете спросить, почему именно Никольский собор заинтересовал меня больше других?

Потому что :

Во первых : Храм создавали и строили сибирские казаки, во все времена берегли и заботились о нем. И мне не безразлична его судьба.

Во вторых : По нашей многолетней семейной традиции мы все посещаем собор, все крестились в нем, в том числе и я. Мне интересно бывать в церкви. Вместе с бабушкой и дедушкой я люблю смотреть на иконы, любоваться росписью стен. Никольский собор мне ближе всех.

В третьих : Мой прапрадед и дедушка- потомственные сибирские казаки и Никольский собор всегда был частью их жизни. Я горжусь моим дедушкой, ведь он, и ему подобные, своими делами помогли спасти храм от разрушения.

Поэтому цель моей работы: изучение истории возникновения и нынешнее существование Никольского собора.

Для достижения поставленной цели мне необходимо было решить задачи:

1. Найти и изучить литературу о возникновении собора.

2. Найти очевидцев событий, связанных с разрушением храма; его восстановлением.

3. Написать картину, побуждающую людей ценить и беречь архитектурные памятники истории и культуры.

История Свято – Никольского кафедрального войскового казачьего собора

История возникновения храма

Историю замечательного памятника истории и архитектуры Никольского казачьего собора невозможно рассматривать без истории Сибирского казачьего войска. Казаками особо почитался святой Николай Мирликийский Чудотворец, как покровитель странствующих на суше и на море.

Свято-Никольский казачий кафедральный собор является единственным уцелевшим в годы советской власти войсковым храмом. Соборы всех других казачьих войск (Донского, Кубанского и т. д. ) были уничтожены, и только войсковой собор Сибирского Казачьего войска милостью Божией остался цел. Сегодня он является духовной радостью и архитектурным украшением города Омска, оставаясь самым старым уцелевшим храмом города.

Впервые идея строительства храма для казачьего войска была высказана командующим Сибирского казачьего войска подполковником Алексеем Максимовичем Лукиным в конце 1820 - начале 1830-х годов. В своем отношении в войсковую канцелярию от 24 апреля 1829 г. он писал: «. в г. Омске очень довольно людей военного сословия, но, к крайнему сожалению, церквей Божиих в столь обширном городе только две (Воскресенский военный собор и Ильинская церковь). Это побудило меня покорнейше просить построить в Казачьем форштадте новую каменную церковь во имя Святителя Николая Чудотворца». Это предложение было одобрено и принято Войсковой канцелярией, которая рассылала приглашения подразделениям Казачьего войска с просьбой о пожертвовании на строительство храма.

Для сбора пожертвования была заведена специальная шнурованная книга, куда заносились имена жертвователей. Идея строительства своего казачьего храма нашла теплый отклик в сердцах казаков и жителей города, и количество пожертвований росло год от года. Так, если рапортом от 8 октября 1829 г. есаул Кузнецов представлял в Войсковую канцелярию 14 квитанций и денег на сооружение в г. Омске храма Божия 89 рублей 25 копеек государственными ассигнациями и медью, серебром же - 25 копеек, то в 1830 г. - ассигнациями 2068 рублей 92, 25 копеек, серебром же - 900 рублей 96,5 копеек, а в 1831 г. - ассигнациями 46623 рубля 62 копейки, серебром же - 13321 рублей 10,5 копеек. Таким образом, к началу закладки храма его строительный фонд составлял 50 тысяч рублей.

Начальник штаба отдельного Сибирского корпуса генерал-майор С. Б. Броневской ходатайствовал перед командиром корпуса генералом от инфантерии И. А. Вельяминовым с просьбой о строительстве храма во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, и после получения разрешения началась заготовка строительного материала. С целью ускорения строительства были выбраны ктитор-строитель и попечитель храма. Ктитором был выбран подполковник Ф. Д. Пахомов, и в его обязанность входило хранить деньги и материалы для храма, а попечителем - подполковник А. И. Симонов с обязанностями наблюдения за заготовкой строительного материала и качеством строительства.

В начале XX в. значение собора столь велико, что приводит к рождению мифа об основании 'Омска как казачьего поселения, что нашло отражение в путевых заметках Э. Циммермана "По великой Сибирской железной дороге", опубликованных в 1903 г. В них говорится: "В начале своего существования Омск служил казацкой станицей, и казаки выстроили здесь свою церковь, а именно Никольскую. Посетив эту казачью церковь во время совершавшегося в ней молебна, я обратился к пожилому дьячку с вопросом, где находится помещенное здесь казаками знамя Ермака. Приветливо улыбнувшись, дьячок подвел меня к левому краю алтаря и указал на стоявшую здесь высокую хоругвь. На блестящем бронзовом древке насажена такая же бронзовая красивая рама, в которую и вставлено не очень большое старое знамя, перевезенное усердными казаками из Березова. На одной стороне красками изображено, как Архангел Михаил поражает копьем дьявола, а на другой - как святой Дмитрий низвергает в пропасть Кучума".

Из воспоминаний Иннокентия Шухова "Картины старого Омска": "К югу находилась Казачья площадь. Почти всю центральную часть ее занимал Казачий военный собор, в котором до 1918 г. хранилось знамя Ермака Тимофеевича - завоевателя Сибири, а также старые знамена Сибирского казачьего войска. Собор был примечателен еще тем, что в нем, в специальном склепе под алтарем, в литом цинковом застекленном гробу находился бальзамированный труп генерал-майора Чирикова - одного из атаманов отдела казачьего войска. Находчивый сторож собора, допуская любопытных в усыпальницу и взимая с них плату, обеспечил себе постоянный доход. Впоследствии, когда собор переделали, случайно обнаруженный склеп был ограблен, а мумию похоронили на Казачьем кладбище".

Проектирование церкви

Предположительно автором проекта Никольской церкви является талантливый зодчий В. П. Стасов (1769-1848 гг. ), знаменитый постройкой зданий Императорского лицея при Царскосельском дворце, Манежа, петербургских соборов (Троицкого и Преображенского), триумфальных ворот и др.

Имя Стасова стало символом русского ампира. В 1826 г. академик архитектуры Стасов создает проект: "Фасад и план предполагаемой Церкви во Имя Святого Николая Чудотворца" для Санкт-Петербурга, копия которого хранится в музее им. А. В. Щусева. Западный фасад здания церкви на рисунке В. П. Стасова идеально отвечает принципам стиля ампир. Храм имеет квадратную апсиду, остальные три фасада оформлены в виде портиков дорического ордера. Арочным окнам основного храма вторят такие же окна барабана большого купола, кажущегося легким за счет больших арок. Архитектоника храма во имя святого Николая напоминает решение великолепного Преображенского собора (1827-1829 гг. ) в Петербурге. Церковь на рисунке Стасова не имеет трапезной и колокольни. Авторство В. П. Стасова подтверждают и материалы Омского государственного архива, в которых говорится: "По сему случаю, составить ныне вновь План. Фасад и Профиль Церкви, придерживаясь Рисунка, доставленного из С. Петербурга от Архитектора Стасова. ".

Но проект омского храма, к сожалению, обнаружить не удалось. Однако это не дает права отрицать авторство В. П. Стасова, так как идея данного архитектурного решения принадлежит именно ему.

Рабочие чертежи разрабатывали инженер-полковник А. А. Лещев и губернский архитектор П. И. Праман, воспользовавшиеся типовым проектом из альбома образцовых чертежей церквей. В их чертежах была увеличена высота купола, простенки алтарных приделов в теплой церкви предполагалось сделать вместо деревянных каменными. Сметная стоимость постройки возросла с 80000 до 120000 руб. Новый план был утвержден корпусным командиром Вельяминовым и Преосвященным Афанасием 29 июня 1833 г.

Строительство храма

Огромный интерес представляет история строительства церкви, длившаяся десять лет. Надзор за строительством здания был возложен на инженер-поручика Н. И. Лещева. Городовой архитектор С. Е. Татаринов отказался от осуществления надзора, но принял в нем посильное участие. 13 марта 1833 г. был заключен подряд на постройку казачьей церкви крепостным крестьянином Нижегородской губ. Тарасом Лысаковым.

Наиболее сложным вопросом было утверждение выбранного места. Храм хотели построить на выгоревшей площади Казачьего форштадта, напротив войскового казачьего училища. Но областной начальник генерал Де-Сент-Лоран отказал в данном месте, так как по высочайше утвержденному плану Омска здесь должна была быть площадь, а место для церкви отводилось в артиллерийской роще. Корпусный командир И. А. Вельяминов обратился к государю императору, и место напротив училища было утверждено. Закладка храма состоялась 15 мая 1833 г. под руководством архитектора С. Е. Татаринова.

Под руководством поручика Н. И. Лещева быстрыми темпами шла кладка стен собора. 25 сентября 1834 г. храмовая часть была построена. В это время командир Сибирского линейного казачьего полка генерал-майор Гордеев 2-й рапортовал начальнику штаба отдельного корпуса генерал-майору и кавалеру С. Б. Броневскому, что из Петербурга выписаны рисунки для иконостаса, "черненные Стасовым за 200 руб.

Новый Никольский храм – духовный центр

Процесс украшения Никольского храма

Долог и интересен процесс украшения Никольского храма. Иконы этой церкви были написаны выдающимся живописцем Михаилом Ивановичем Мягковым (1799-1852 гг. ). Академиком Мягковым были также написаны иконы в Спасо-Бородинский монастырь, учрежденный в память воинов, погибших в войне с Наполеоном. Вопрос о выборе живописца для исполнения икон в Никольскую церковь был решен очень быстро. Уже 21 декабря 1836 г. академиком исторической портретной живописи был представлен рисунок на гербовой бумаге. Художнику было заказано 19 икон: Большой иконостас - Тайная вечеря, Спаситель, Матерь Божия, 6 икон для церковных врат, в северные врата - Архангел Гавриил, в южные - Архангел Михаил, двунадесятые праздники в полукружьях; малый иконостас - Тайная вечеря, Спаситель и Матерь Божия в северные и южные врата, в царские врата; две иконы - в алтарь, большинство из них были выполнены.

Иконостасы к весне 1838 г. изготовил цеховой мастер из Екатеринбурга Петр Батов с товарищами. По свидетельству А. И. Сулоцкого, в 1839 г. войсковой церковью из Москвы были получены иконы, но они оказались велики. Их обрезали, позднее выяснилось, что они предназначались для собора в Кяхте. Подрядчику пришлось заказать новые иконы. 31 декабря 1839 г. были разосланы приглашения для сбора пожертвований на окончание отделки храма. К 12 марта 1841 г. было собрано 5415 руб. 84 копейки, что позволило оплатить купленные на Ирбитской ярмарке и доставленные из Москвы купцом Корниловым иконы. В рукописях А. И. Сулоцкого есть информация, что иконы были написаны художником П. М. Скороспеловым в 1841-1844 гг. Протоиерей Александр назвал иконостас Никольской церкви великолепным. В интерьере были росписи: ". голубое с золотыми звездами небо и в нем Господь Саваоф Благословляющий".

Купол и шпиль были окрашены зеленой краской. Медные кресты были пожертвованы заводчиком Яковлевым и вызолочены червонным золотом на Верхне-Исетском заводе дарителя.

Новый Никольский храм – духовный центр омичей

Таким образом, стараниями омичей был устроен новый храм. Он имел три престола: главный – во имя Святителя и Чудотворца Николая освящен 16 сентября 1843 г. , с южной стороны – во имя Симеона Богоприимца Анны Пророчицы, с северной – во имя великомученика и Победоносца Георгия. Престолы освящены 26 – 27 мая 1840 г. Протоиреем Дмитрием Пономаревым.

Молебнами в храме открывались казачьи круги. Так, в декабре 1847 г. в нем было торжественное объявление Высочайше утвержденного Положения о Сибирском линейном Казачьем войске.

В нем хранилась величайшая святыня сибиряков - знамя Ермака Тимофеевича. По преданию, оно было вручено дружине атамана Ермака купцом Строгановым, из чьих владений 1 сентября 1582 г. отряд покорителей Сибири отправился за Урал.

С виду знамя представляло холщовое полотнище 1 аршин в длину и 6 1/4 вершка в ширину. На одной его стороне был изображен Святой Великомученик Димитрий Солунский, поражающий копьем лежащего на земле татарского хана. В верхнем правом углу изображен Спаситель с Евангелием. На другой стороне имелось изображение Архистратига Божьего Михаила на коне, разящего копьем чудовище, выбежавшее из разрушенной мечети. В верхнем углу, с левой стороны Архангела, был изображен Спаситель с находящимися перед ним потиром, дискосом, лжицею и копием.

Здесь благословляли отправлявшихся на фронт воинов и служили панихиду по погибшим. Здесь же крестили будущего военного инженера Героя Первой мировой войны и Советского Союза генерала Д. М. Карбышева (1880-1945). 15 мая 1905 г. в храме крестили замечательного русского поэта Леонида Мартынова, в "Теореме бытия" он писал: "Первым священником, с которым я столкнулся и соприкоснулся, был отец Леонид Покровский, крестивший меня в Казачьем соборе под. знаменем Ермака".

Основные пожертвования поступали от казаков и священников, служивших в этом храме. Например. для Никольской церкви был пожертвован дом вдовой протоиерея А. И. Сулоцкого.

6 декабря 1882 г. на общем молебствии в соборе войсковой церкви была провозглашена вечная память Ермаку и его преемникам. После этого в местном батальоне в войсковом хозяйственном правлении прошло заседание ЗСОИРГО, посвященное 100-летию Омска и памяти святого Николая. В. М. Краузе сделал доклад "Итоги народного образования в Сибири". И. А. Козлов произнес речь : О культурном и историческом значении завоевания Сибири.

В 1883 г. (12 апреля) из города Березова в Омскую Никольскую церковь было передано Знамя Ермака, по преданию подаренное ему Строгановыми перед походом в Сибирь.

6 мая 1890 г. в день рождения наследника Николая в войсковой церкви совершено молебствие. После него прошел церковный парад Омского резервного пехотного батальона и взвода местной артиллерийской команды, при окружном музыкальном хоре. Парад принимал начальник гарнизона генерал-лейтенант П. С. Юнеев.

22 февраля 1891 г. вышел приказ императора, в котором высочайше было повелено. чтобы отдельные части казачьих, войск праздновали свои полковые праздники в определенные дни. Сибирское казачье войско 6 декабря почтило святителя Николая, архиепископа Марлинского Чудотворца.

Во время посещения Омска наследником престола Николаем Александровичем 15 июля 1891 г. Божественная литургия служилась всем омским духовенством во главе с протоиереем Константином Логиновичем Недосековым, прослужившим в Сибирском казачьем войске в звании священника более 30 лет. На этой службе присутствовали георгиевские кавалеры, получившие награды за подвиги зо время Хивинского и Кокандского походов. Князь Э. Э. Ухтомский отметил, что в храме был прекрасный певческий хор.

Описание этого события заслуживает особого внимания, так как цесаревич являлся августейшим атаманом казачьих войск России. Божественная литургия и торжественное молебствие были назначены на 10 часов. На площади левым флангом к Никольской церкви были построены льготная сотня в пешем строю со знаменами льготных полков и Тобольским знаменем и музыкантский хор Омского резервного батальона. Напротив этой сотни - все казачьи депутации. Остальные льготные сотни были выстроены шпалерами на площади. По прибытии августейшего атамана знамена внесли в церковь. Знаменщиками были назначены заслуженные урядники. В храме присутствовали все генералы и офицеры казачьих войск и гражданские лица, получившие приглашение на казачий завтрак. После Богослужения знамена вынесли из церкви и в сопровождении сотни отнесли в Войсковое хозяйственное правление. Одновременно с этим все депутации от казачьих войск были представлены августейшему атаману.

4 сентября 1897 г. при церкви открыли 4-классную женскую школу. Здание для школы было построено в 1903 г. В ней училось около 80 девочек. В приходе Никольской церкви находились войсковой приготовительный казачий пансион, два приходских Никольских училища - мужское и женское, Николаевское мужское училище и две казачьих школы в поселках Черемуховском и Новом. Цер-ковно-приходское попечительство при храме было открыто 11 декабря 1903 г. Церковь также имела участки земли, сдававшиеся в аренду. Священнослужителей в 1900 г. в Никольском храме было 7.

Протоиерей Павел Подбельский и священник Леонид Покровский в 1907 г. обращались с просьбой о возведении церкви в статус собора, но получили отказ.

25 августа 1910 г. Омск посетил Председатель Совета министров П. А. Столыпин, встреченный многочисленной делегацией; он проследовал в казачью церковь, а затем в кафедральный собор. В соборе кафедральный протоиерей А. Голосов благословил Петра Аркадьевича иконой Спасителя.

В Никольском храме имелась чтимая икона - список с чудотворной иконы Козелыцанской Божией Матери. К церкви были приписаны две деревянные часовни: в поселке Черемуховском - во имя иконы Казанской Божией Матери и в поселке Новом - во имя святых Апостолов Петра и Павла. В состав прихода входили жители этих поселков. Всего прихожан в 1913 г. было 2594 омича, 615 жителей поселка Нового и 349 человек поселка Черемуховского.

В 1914 г. при храме открыли Никольский детский приют для горожан и казаков. В нем оказывали помощь и приходящим детям. В 1915 г. священник Алексей Ливанов был награжден набедренником. При епископе Сильвестре было учреждено Приходское Братство во имя святого Николая Мирликийского Чудотворца (24 октября 1915).

С момента возведения Никольская церковь сохраняла свое градостроительное значение, вокруг нее формировался архитектурный ансамбль, связанный с казачеством и военными и своеобразное социокультурное пространство - многофункциональное и многоконфессиональное. На Никольской площади находились кадетский корпус (самое крупное в городе здание), Войсковое хозяйственное правление, войсковая суконная фабрика (военная прогимназия), костел, Общественное собрание, детский сад Ванды Бракш. Благодаря большой ширине Омских улиц и величине площадей, храм был виден на огромном расстоянии. Вид на него открывался с Базарной площади у крепости, в створе Любинского проспекта, с Никольского проспекта от Казачьего кладбища, с Московского проспекта, Атаманской и Аптечной улиц.

Наказной атаман Сибирского казачьего войска Н. А. Сухомлинов в августе 1915 г. ходатайствовал перед Синодом о переименовании казачьей церкви в собор. В следующем году храм получил статус собора. В июне 1916 г. по инициативе войскового наказного атамана Н. А. Сухомлинова на Казачьей площади предполагалось установить памятник павшим в боях казакам Сибирского казачьего войска в виде мраморного креста на каменной глыбе.

Тяжелые времена Казачьего собора

С отступлением войск адмирала А. В. Колчака из Омска и становлением в городе Советской власти для Казачьего собора наступили тяжелые времена. Уже в 1921 г. церковная община храмом не владела и просила ликвидационную комиссию при Омгубюсте вернуть храм в бессрочное пользование.

К сентябрю 1928 г. храм находился в весьма плачевном состоянии. Все, что можно было сломать, было сломано. Здание собора было в запущенном состоянии. Община храма из 50 человек просила вернуть здание. В ответ верующим была предъявлена смета по ремонту здания на 44117 рублей и требование залога в сумме 22000 рублей. Конечно, такой залог община внести не могла. Исходом борьбы за здание было решение Омского городского совета рабочих, крестьян и красноармейских депутатов: «Здание Казачьего собора закрыть и передать под культурные нужды. 10 ноября 1928 г. »

В разное время здание собора занимали управление культуры, музыкальная школа, управление кинофикации и даже был размещён кинотеатр с названием «Победа».

Начиная с 1966 г. Здание не эксплуатировалось и постепенно разрушалось.

Собор в Советское время

Разрушение

В 1970 г. было принято решение горисполкомом о сносе здания Казачьего Свято-Никольского собора, мотивировав его заключением работников СибАДИ, что аварийность здания не представляет возможным дальнейшую его эксплуатацию.

Моя учительница Нина Николаевна Гурова рассказала мне, что в этот период своей жизни она жила недалеко от храма и видела работающую стенобитную машину у храма. От ударов по церкви раздавался сильный гул, похожий на звон колокола, просящего о помощи, говорившего: «Люди! Остановитесь!» Проходившие мимо храма люди с неодобрением смотрели на происходящее. Стенобитной машиной не получилось разрушить храм, и тогда его решили взорвать. Но собор спасло его местоположение, вокруг его располагался культурный центр г. Омска. (Войсковое казачье училище, Концертный зал) , а напротив – здание детского мира.

Покупая в магазине “Православное слово” иконы для доклада мы в месте с мамой нашли очевидца этих страшных событий. Надежда Васильевна нам рассказала, что она видела, как по храму нанесли несколько ударов стенобитной машиной, и он не разрушился, а водитель, выполнявший эту работу отказался разрушать храм.

Хорошо, что против разрушения выступила целая группа омичей – это художник К. Щекотов, зав. отделом культуры горисполкома В. Чернышев, управляющий трестом Б. Карасиков и архитектор М. М. Хахаев.

В результате заступничества общественности в 1974 г. по проекту Р. Ш. Абжалимова, В. С. Мальцева, А. Федорова и Б. Пастернака произведен ремонт фасада здания. В конце реставрационных работ 12 июля 1983 г. были установлены главы с крестами. Активное участие в реставрации храма принимали художник В. Десятов, архитектор М. Хахаев, строители Н. Бурков, А. Цыганов, В. Касвинов, В. Меньшиков, Н. Берсенев, Б. Завьялов, А. Панов, С. Петров, А. Ершов.

Здание храма было возрождено, но в нем был размещен орган и проходили концерты органной и камерной музыки.

Орган нельзя было размещать в здании храма. Сильные колебания воздуха, вызываемые звуком органа, стали разрушать стены храма.

Политическая обстановка в стране менялась, и стали появляться общественные формирования сибирских казаков, которые поднимали вопрос о передаче здания храма РПЦ и переносе органа.

В 1991 г. мой дедушка и мама тоже собирали подписи в защиту храма у омичей. Хранитель Омского органа Виктор активно содействовал и помогал казакам в решении этого вопроса.

4 января 1991 г. в газете «Вечерний Омск» Союз Сибирских казаков опубликовал письмо, в котором призывает подойти к решению вопроса о судьбе Никольского собора и органа «с доброй волей и открытым сердцем. Сибирские казаки, любившие свой храм, проводившие в здании круг Казачьего войска, активно призывали администрацию города к передаче здания верующим.

С 1991 г. благодаря молитвам и трудам Высокопреосвященнейшего Владыки Феодосия здание храма стало использоваться совместно управлением культуры и Омско-Тарской епархией.

1998 г. – Собор спасен!

В 1998 г. по настоятельным просьбам верующих нашего города и активной поддержке Сибирских казаков орган переместили в здание бывшего кинотеатра «Художественный», зал которого обладает великолепной акустикой и в котором, по мнению специалистов, орган зазвучал даже лучше, чем раньше, находясь в соборе.

Пасху 1998 г. горожане встречали, в том числе и в празднично убранном Свято-Никольском соборе.

Сегодня внутреннее убранство храма кардинально отличается от былого. Он имеет прекрасный иконостас, выполненный по проекту Гульченко Василия Николаевича, бригадой резчиков под руководством Малых Владимира Леонидовича. Золочение иконостаса провел Олег Зотин. Великолепные храмовые иконы написаны в епархиальной мастерской, возглавляемой Геннадием Адаевым, иконописцами Фофиных Дмитрием Николаевичем, Голубевой Татьяной, Костылевым Артуром, Ходыкиным Владимиром. Роспись стен и купола выполнила Голубева Татьяна при активном содействии настоятельницы Ачаирского Крестового монастыря.

Собор живет полной духовной жизнью.

Свято – Никольский Казачий кафедральный собор занимает достойное место в ряду соборов и церквей г. Омска, напоминая своей историей о вечности и зыбкости всего земного.

Храмы – наше достояние, это высочайшие образцы трудолюбия и таланта наших предков.

Без знания основ христианства невозможно понять корни современной цивилизации, особенности истории многих стран мира, культуры разных эпох и народов, русскую культуру.

Все вышеизложенное и побудило меня рассказать о Никольском соборе казачьем соборе, о его дивной красоте, не забывая при этом обратить внимание на высокую нравственность ушедших поколений русских людей.

Я родился в стране с великим прошлым, которым нужно гордиться, а значит, уверенно ступать по родной земле, по земле Святой Руси, независимо от всех неурядиц и проблем беречь и сохранять памятники истории и архитектуры – образцы таланта и трудолюбия, чистоты и святости наших предков!

Узнав много нового об истории Никольского собора я написал картину “Сбереги”и дополнил ее фотографиями фото-художника Светланы Мазаловой.

В центре картины Никольский собор, который окружен со всех сторон нашей жизнью, а она бывает разная: светлая, темная. А фотографии детей – это символ чистоты и святости.

И мы должны это сберечь на долгие времена!

В будущем я хотел бы продолжить начатую тему и собрать информацию о Свято – Николаевской церкви (казачья).

В заключении мне хотелось сказать слова Петра Вяземского.

“ Не в славу, не в почет народные скрижитали

Родную нашу Русь Святой Именовали,

Но в назиданье, в ответственность, в завет.

Чтоб сберегали мы первоначальных лет”

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)