Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Связь пейзажа с событиями в рассказе М. А. Шолохова <<Жеребёнок>>

Рассказ <<Жеребёнок>> был написан М. А. Шолоховым в 1926 году. Как только он появился в <<Молодом ленинце>>, сразу стал пользоваться успехом у читателей. Не потерял он значимости и до сегодняшнего времени.

Он привлекает нас тем, что автор достаточно откровенно говорит о губительных и разрушительных действиях войны, и особенно гражданской. А ещё тем, что глубинную сущность характера каждого человека должны составлять способность к состраданию, острое ощущение чужой боли, любовь ко всему живому.

В рассказе вроде бы основной темой является война, но она уходит на второй план, потому что не за ней будущее. Будущее за тем, кто противится жестокости и злу, кто своими поступками, поведением, мыслями доказывает, как удивительна жизнь.

События в рассказе находятся в нерасторжимой связи с окружающим миром. Пейзажные зарисовки ритмично чередуются с повествованием о поведении и поступках героев. Они же создают объёмность происходящего. А метафоры, яркие олицетворения, неожиданные сравнения приводят к мысли читателя о том, что сама природа участвует в войне: <<луг, на котором розовеет роса - истоптан сапогами, изрыт окопами, и напоминает заплаканное, измятое горем лицо девушки>>. Конечно, она не придаёт повествованию эпический размах, но с помощью пейзажа передаётся внутреннее состояние людей, оказавшихся против своего желания на войне.

Рассказ начинается с незамысловатого события: <<среди белого дня возле навозной кучи, густо облепленной изумрудными мухами, головой вперёд, с вытянутыми передними ножонками выбрался он из мамашиной утробы и прямо над собою увидел нежный, сизый, тающий комочек шрапнельного разрыва, воющий гул кинул его мокренькое тельце под ноги матери. Ужас был первым чувством, изведанным тут, на земле>>. Ужас окружающего нам передаётся через восприятие жеребёнка. И это дважды символично: во-первых, это маленькое существо и оно способно воспринимать всё остро и справедливо; во-вторых, это брат наш меньший и его восприятие - это наше восприятие. А он радуется жизни, мешает бою, пробуждает жалость. Изумрудные мухи у него вызывают неприятное ощущение, а вот <<нежный, сизый, тающий комочек.>>. Что-то противоестественное человеческой природе происходит на земле. И почему-то картины не радуют глаз, а звуки - ухо: в знойной тишине <<жужжат мухи>>, <<глухо поёт петух>>, <<кряхтит раненый пулемётчик>>. С помощью градации автор подводит нас к мысли о том, насколько в мире все мы тесно связаны друг с другом и друг от друга зависим. И на всех нас наводит ужас <<вонючий град картечи>> и <<жизнерадостный строчащий звук>> пулемёта. Но зато всех нас привлекает доброта, материнская любовь, сострадание. Именно эти чувства оказываются сильнее ужаса войны. И поэтому Трофим, негодуя по поводу того, что кобыла ожеребилась в неподходящее время, всё-таки заметил <<горделивую радость>> в её глазах и улыбку <<атласной верхней губы>>. Материнская любовь сильнее разрушения и смерти, под её влиянием в человеке появляется человеческое. <<Убить его>>, - первая мысль приходит Трофиму. Но ведь крови и так много, а здесь ещё и кровянистое глазное яблоко кобылы. Конечно, у Трофима не хватит на это сил! Не лучше ли любоваться <<золотистой россыпью солнечного кривого луча>>.

Сколько мыслей промелькнуло у Трофима! Все разве поместишь в маленький рассказ? Мысли-то мы не знаем, а поступки. Однажды он на поле боя на полпути отстал от своего взвода, а кобыла не хочет идти намётом. Может быть, это и есть та спасительная ниточка для будущего. Зачем воевать? Друг друга убивать - это бесчеловечно. Вон <<рыжий чертёнок>> взбрыкивает ногами, ржёт, описывает круги - радуется жизни. А Трофим? А Трофим, да и его сослуживцы уже забыли, что такое мирная жизнь. Эскадронный когда-то занимался плетением, а теперь он только мастер держать в руках винтовку. Нужно ли это? Всем повествованием рассказа Шолохов показывает, что нет. Поэтому всё, что связано с жизнью, с рождением жеребёнка, окрашено в светлые жизнерадостные тона: <<горделивая радость>>, <<атласная губа>>, <<жеребёнок на тонких пушистых ножках стоит, как игрушечный деревянный конёк>>. Всё, что связано с войной - в тёмные: <<перестрелка началась перед сумерками>>, <<дымящаяся гильза>>.

Неразрывно связаны пейзажные зарисовки и в последней сцене, которая, на мой взгляд, кажется одной из самых сильных. Здесь и напряжённая ситуация, и психологизм, и неожиданные повороты, и ожидаемые поступки Трофима.

События происходят в полдень. Жжёт солнце, поэтому, чтобы что-то рассмотреть, приходится жмуриться. Но идёт переправа. А это всегда непредсказуемо. Хуже всех в ней приходится маленькому беззащитному существу. Трофим это понимал, поэтому он <<жадно искал глазами в куче плывущих рыжую голову своей кобылы>>. И когда услышал призывный крик жеребёнка, то он, как жало шашки, полоснул его по сердцу. Бросился Трофим в воду. Символично то, что никто не стрелял. Первый выстрел раздался, когда жизнь беззащитного была спасена. Это был последний выстрел для Трофима. Для него война закончилась. И обагрилось всё сразу, и губы посинели. А <<небо, лес, песок - всё ярко-зелёное>>. Жизнь продолжается.

И уже много времени прошло с тех пор, когда был написан рассказ. Но вопросы, поднятые в нём, до сих пор не утратили своего значения. В войне, о которой рассказал Шолохов в рассказе <<Жеребёнок>>, не могло быть победителей. Победа за теми, кто добр, гуманен, милосерден.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)