Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Своеобразие стиля поэзии Бориса Березина, или Признание поэта в любви русскому слову

Мы живём в постиндустриальном обществе, главным признаком которого является глобализм, это явление неизбежно, так как мы не можем жить сепаративно с другими странами, континентами, нациями и культурами. Вследствие международных экономических и политических событий, затрагивающих многие сферы жизнедеятельности человека, мы получаем большое количество заимствованных слов в своем лексическом багаже. С развитием научно–технического прогресса появляется много иноязычных названий. Известно, что большая часть иностранных слов в нашу речь пришла именно из области науки, её специфики и терминологии. Но главная проблема заключается в том, что эта лексика выходит за рамки научной литературы, она успешно находит своё место в деловой, публицистической и даже художественной литературе, сужая жизненное пространство для развития родного языка, его применения.

В результате русский язык теряет свою первоначальную красоту, словарный запас носителей русского языка заметно обедняется, отдаляется от его истоков. Способы речевого самовыражения людей значительно сокращаются, современный человек стоит перед возможностью потери своей языковой индивидуальности.

Сохранение красоты родного языка – это и проблема национального масштаба, государственного уровня, неслучайно принята федеральная целевая программа «Русский язык (2006 – 2010 годы)», одной из задач которой является «создание полноценных условий для развития русского языка как национального языка русского народа».

Проблема сохранения красоты русского языка опосредованно звучит в лирике Бориса Березина, ноябрьского поэта и публициста. Его творчество отличается своеобразием и самобытностью языка, который обращён к прошлому русского народа, и там, в прошлом, поэт находит неповторимую красоту родной речи, сохранившуюся в течение многих столетий, но, к сожалению, часто не замечаемую нами, современниками. Знакомясь с его стихотворениями, читатель в первую очередь обращает внимание на язык произведения, образный, полнозвучный, насыщенный исконно русскими словами, переливающимися всеми красками народной поэтической речи. Именно такие произведения, по нашему мнению, могут возродить исконно русский, «великий, могучий, правдивый и свободный» язык (как писал Иван Сергеевич Тургенев), формировавшийся веками и вобравший в себя всю народную мудрость - бесценное наследие, переданное нам предками.

Поэзия Бориса Березина - это прекрасный образец знания родного языка и его владения. Встреча с лирикой поэта – это встреча с родным языком, это открытие его возможностей, особенно это открытие, может быть важным для молодого поколения, именно поэтому наше исследование видится актуальным.

Целеполагание

Тема: своеобразие стиля поэзии Бориса Березина, или Признание поэта в любви русскому слову.

Цель: раскрыть языковое своеобразие лирики поэта.

Задачи:

1) изучить лексический пласт произведений поэта;

2) найти взаимосвязь между особенностью языка и идеей произведений.

Гипотеза: если Борис Березин обращается к первоосновам русского языка на протяжении всего творчества и если это обращение соотносится с его художественным видением, то можно говорить о своеобразии языка поэта.

Объект: стихотворения поэта Бориса Березина

Предмет: стилистические особенности стихотворений поэта.

Признание поэта в любви русскому слову.

Данная работа является продолжением научного исследования по изучению своеобразия лирики ноябрьского поэта Бориса Березина, члена Союза журналистов России и Международного Союза журналистов. Его произведения, по мнению автора исследования, должны узнать люди, которым небезынтересно наблюдать за ходом нашей истории, которых волнуют проблемы времени, прошлого, настоящего и будущего, которые ещё не потеряли своё «я» в суете и заботах рутинных дней.

Борис Березин является человеком, искусно владеющим русским языком, его речь интересна, самобытна, его стихотворения наполнены жизнью и чувством, а главное любовью к русскому слову. Знакомясь с каждым его произведением, ощущаешь свою сопричастность ко всему описываемому, в сознании ярко предстают образы, создаваемые автором, они наполняют душу теплом и светом, а некоторые обжигают холодностью и точностью – настолько они реалистичны. Поэт обращается к устаревшим древнерусским словам, фразеологизмам, церковнославянизмам, диалектизмам, к формам речи, характерным для устного народного творчества, использование которых позволяет выразить авторскую позицию особенно ярко, отчётливо и пробуждает в читателе самые сокровенные мысли и чувства.

Авторское владение русским языком показывает, что поэт искренне любит родной язык, каждое слово его – украшение, каждая фраза – узор на большой картине произведений. Он точно знает значение, происхождение каждого слова, вышедшего из активной лексики современного языка, и умеет так это слово употребить, что под его воздействием стихотворение приобретает особое звучание.

В основу нашей работы положено исследование лексики, характерной для стихотворений поэта, синтаксического строя и морфологии отдельных произведений. Опираясь на стихотворения, объединённые в три тематических цикла «Ностальгия», «Позиция» и «Элегия», автор исследования стремился установить связь между языком стихотворения и его идейным содержанием, выявить закономерность словоупотребления поэтом и таким образом определить те черты, которые свойственны поэтическому языку Бориса Березина.

Для автора исследования видится важным и вопрос, насколько необходимы современному читателю произведения, написанные высоким художественным языком, вобравшим в себя всю красоту русской народной речи, поэтому исследователь обратился к социологическому опросу.

Данная работа не имеет аналогов, автор опирался в своём исследовании на стилистический анализ произведений, принятый в литературной критике, и на различные словари.

3 Цикл «Ностальгия»

Первый рассматриваемый нами цикл - «Ностальгия», само название говорит, что в основе цикла лежат мысли и чувства, связанные с прошлым, которое поэту очень дорого.

В стихотворении «Что-то почему-то» создаётся образ трудной дороги, неслучайно автор использует слова «стерня, ездовой, каурый, рассупониться», которые употребляются в разговорной речи и не являются частью активной лексики современного читателя. Образ дороги переходит в образ непростого жизненного пути. Использование этих слов рождает мысль, что чувство усталости от «дороги» пришло не сейчас, а рождалось постепенно. Употребление устаревших, исконно русских слов, диалектных слов подчеркивает, что это не просто трудная дорога человека, а именно русского человека; эти слова передают состояние русской души, привыкшей к ударам судьбы, готовой перенести любые испытания не только самой дороги, но и всей жизни, поэтому автор использовал слова «стерня», это поле, где сжаты злаки (по словарю С. И. Ожегова), ходить по стерне больно, «грузнет» – вязнет, «вёрст с полста ещё ломать» - мучить себя. Невольно вспоминается пословица «Жизнь прожить – не поле перейти».

«Трезвон, благовест, упокоить, ветрило, испить» - эти слова подчёркивают бренность бытия, будничность жизни и даже смерти, потому что все они связаны с религиозной тематикой. Но нет уныния, есть понимание того, что всё идёт своим чередом:

Со святыми упокоят

Без трезвона благовеста

И дерниною прикроют,

Не святое это место.

Данные слова создают образ лирического героя, который тоскует из-за потери русских корней, утраты тех основ, определяющих своеобразие загадочной русской души. Поэтому и возникают лексические пласты, связанные с образами дороги, церкви, природы.

В стихотворении «Хандра» поэт вновь обращается к исконно русским словам «постылый, разговеться» (кстати, «хандра» тоже исконно русское слово). Именно это слово «постылый», что значит «возбуждающий неприязнь, отвращение, надоевший», передаёт всю глубину переживаемого чувства тоски и скуки:

Не найти тропу лесную,

Что ведёт к теплу печному. -

Под сугробами засну я,

В снежную зароюсь кому.

Не нужны теперь ответы

На постылые вопросы,

Долежать бы так до лета,

Месяца сплетая в косы. 4

«Постылые вопросы» - «вечные» вопросы бытия, так хочется найти ответы на них, «разговеться» мечтою, как после великого поста насладиться радостями земными, но найти ответы невозможно. Он мечтает «разговеться», чтобы прервать эту «хандру», «разговеться – поесть скромно после поста», по словарю С. И. Ожегова. Действительно, после длительного поста каждый кусочек хлеба приобретает свой особый вкус. Лирический герой устал, его одолевает «тоска глухая», весь мир для него теряет красоту и неповторимость, он «графически небрежен», а «горизонт упрятан где-то», «опостылели» вопросы. Хочется в «снежную» зарыться «кому», под сугробами заснуть, но, к сожалению, ноша «бесполезных знаний» не даёт почувствовать их: «И не жил, а год уж прожит».

Обращение поэта к русским пословицам, поговоркам, фразеологизмам, к понятиям, связанным с православием, русским бытом, к постоянным эпитетам совсем не случайно. Именно там, в глубокой старине, он находит то, что и раскрывает русскую душу, то, чего не хватает современной жизни, современному человеку – смысла жизни, простых явлений, гармонии; автору от этого грустно.

В стихотворении «Всё было» сравнивается жизнь с огромным полотном, которое создаётся каждым человеком индивидуально, но будущее неподвластно никому, ведь никто не сможет в «грядущее заглянуть». Готовых решений не найдёшь в «пророческих снах четверговых» и «не видно решений готовых», каждый сам ищет пути решений задач и делает собственный выбор.

Лирически герой рассуждает о свой жизни, он видит, как «которое лето скончалось», «недели сгорали бездымно», его уже не тянет в осеннюю слякоть, всё наскучило, и «просится вместе поплакать октябрьский вечер нескладный». Но ещё «не выпиты все предсказанья, не сказаны лживые тосты, отложены дни наказанья», «пора подсчитать результаты ещё не настала». «Всё было», но многое ещё будет, несмотря на то что «обиды покрылись коростой», «усталость скопилась похмельною дрожью».

Невозможно заменить слова «грядущее» и «пророческий» современными аналогами так же, как и устаревшее слово «скончалось» словом «умерло» в контексте данного стихотворения, потому что сразу изменится исповедальный тон речи; чувство, переживаемое героем, родилось не сейчас, оно свойственно человеку, которому уже некуда спешить, но и ставить точку он не хочет:

В пророческих снах четверговых,

В кофейных потеках суббот

Не видно решений готовых

В преддверии новых забот.

Не тянет в осеннюю слякоть,

В багряность тиши листопадной,

Где просится вместе поплакать

Октябрьский вечер нескладный.

5 «Пожухлый», «короста», «склока» и другие очень органично вплетаются в эти размышления героя. Они придают речи ясность, простоту, подчеркивая глубинное содержание мысли.

Автору данного исследования представляется своеобразным и интересным стихотворение «Ночь за окном», которое состоит из одного бессоюзного сложного предложения, последняя часть его осложнена однородными обстоятельствами:

Ночь за окном, ежевика в сметане,

Взгляда излом в недопитом стакане,

Свечки оплывшей памятью бывшей

Тень затуманена паром над крышей,

А за изученной, рябью измученной,

Тропкой заросшею, Еле просохшею,

Кистью рябиновой киноварь брошенной,

Блузой сатиновой, в праздники ношенной,

Лентой брусничною, тенью ресничною,

Каплей шелковой, стертой подковою,

Тихо сурдинкою с лёгкой грустинкою.

Ночь обрывается - лето кончается.

Такая конструкция помогает передать главную мысль– «лето кончается», а вместе с ним заканчивается определённый жизненный период. Воспоминания о лете, прошедшие в течение бессонной ночи, - это воспоминание о простых вещах, через которые лирический герой и воспринимает его, лето, - «ежевика в сметане», «кисть рябиновая», «лента брусничная». Вчитываясь в стихотворение, понимаешь, герой вспоминает то, что было в далёкие годы. Эти воспоминания для него очень дороги, поэтому он видит «взгляда излом в недопитом стакане». Автор, перечисляя предметы, с которыми ассоциируется его прошлая жизнь, подчеркивает те изменения, произошедшие с ними, их зыбкость. «Свечка оплывшая», «тень затуманена», «рябь измученная», «тропка заросшая», «блуза, в праздники ношенная», «подкова стёртая» - эти эпитеты наводят на мысль, что когда-то всё было более ярким, новым, свежим, потому что это была молодость, а она уходит, и поэтому ночь обрывается «тихо сурдинкою с лёгкой грустинкою» (сурдинкою, под сурдинку – (разг. ) тайком втихомолку, незаметно). Употребление страдательных причастий прошедшего времени усиливает мысль, что жизнь уходит, человек не может остановить течение времени и только память сохраняет обрывки воспоминаний.

Практически во всех стихотворениях данного цикла поэт находит своё, особенное, самовыражение, которое основано на языковом чутье, на знании многих слов, ушедших из современного речевого оборота. Каждое использованное им слово точно выражает чувство и мысль и не предполагает другой синонимии.

6 1. Ностальгия

Название Лексическое значение слов стихотворения

Что-то Ездовой. 1. О животных: употребляемый в езде, ходящий в упряжке. 2. Солдат, правящий лошадьми в запряжке.

почему-то

Стерня, стернь – поле, где сжаты злаки.

Сыромять – недублёная кожа (рогатого скота, свиней, верблюдов, лосей) идущая на производство упряжи, технических изделий.

Каурый – о масти лошадей: светло-каштановый, рыжеватый.

Холка – у лошади, быка и некоторых других животных: часть шеи, смежная с хребтом, а также грива, растущая на этом месте.

Рассупониться - 1. О супони: развязаться. 2. Расстегнуть на себе одежду, раздеться.

Трезвон – 1. Церковный звон во все колокола. 2. Пересуды, толки. 3. Шум, переполох, скандал. 4. Частые, резкие звонки, сильный звон.

Благовест – колокольный звон перед началом церковной службы, а также перед началом важнейшей части литургии.

Грузнеть – становиться тяжёлым

Шлях – на Украине и на юге Росси наезженная дорога, путь.

Испить – выпить, попить немного.

Растуман – сильный туман.

Ветрило (перенос. ) – то же что и помощь

Упокоить (устар. ) – окружить заботой, попечением, покоем.

Хандра Хандра – томительная скука, мрачное, тоскливое настроение.

Постылый – возбуждающий неприязнь к себе, отвращение, надоевший.

Разговеться – у христиан: поесть скромно впервые после поста.

Базилика – античная и средневековая постройка (обычно храм) в виде удлиненного прямоугольника с двумя продольными рядами колонн внутри.

Всё было Пожухлый-то же, что жухлый. Жухлый - утративший свежесть, яркость, гладкость.

Грядущее – то же, что будущее.

Пророческий – содержащиё предсказание, правильно предугадывающий будущее.

Скончалось – то же, что умерло (устар. ).

Короста – гнойные струпья на коже.

Склока – ссора, враждебные отношения из-за мелких интриг, борьбы личных интересов.

Ночь за окном Излучина – крутой поворот, изгиб реки.

Киноварь – минерал красного цвета, сырьё для получения ртути, а также краска из этого минерала

Сурдинкою (под сурдинку) – (разг. ) тайком втихомолку, незаметно.

Цикл «Позиция»

Чувство ностальгии испытывает человек, который потерял нечто такое, что определяет суть его жизни, поэтому очень важно знать, что является главным для автора, что определяет его позицию, поэтому автор объединил ряд стихотворений в цикл с названием «Позиция». Кредо Бориса Березина выработалась из тех событий, в которых он принимал непосредственное участие или которых был свидетелем, событий, которые стали определенными вехами не только в судьбе самого поэта, но и в судьбе всей страны. Это Афганская война, это ликвидация аварии на Чернобыльской АЭС, это распад Советского Союза.

Голос лирического героя стихотворений этого цикла звучит почти с надрывом, ему больно за то, что историю его страны в последние десятилетия определяли трагические события, унесшие человеческие жизни. В стихотворении «Имитация» герой смотрит на казачьи курени, лампасы, атрибуты, свидетельствующие о самобытности культуры и уклада жизни казаков, но видит только их имитацию, неудавшуюся пародию, которая полна наигранности и бездушия. Употребление имён героев шолоховского романа «Тихий Дон», упоминание названия романа в качестве названия реки усиливает восприятие слов «портки», «лампасы», «кирза», «чарка». Диалектизмы «кавуны и гарбузы», слова, характерные для разговорного стиля, помогают лучше воссоздать образ жизни, культуру этого уникального народа. Они не только воссоздают облик казачьего быта, но за этим бытом стоит ещё и особый дух казаков, который непременно должен быть – это чувство свободы, дух, который настоян на чувстве родины, сопричастности к судьбе отечества, принадлежности к родной земле.

Но сходством внешних признаков всё и ограничилось, истинного казачьего духа нет. Автор выделяет то, что казачество старается следовать исторически сложившимся традициям своего народа, оно старается возродить многовековую культуру, но ничего кроме подобия не получается, так как потеряно главное - казачий дух. Идеологические и духовные ценности утратили свою значимость. Всё это - плацебо, пустышка без запаха и вкуса, которая не поможет, если ей не вернуть ёё содержание. Как отчаявшийся пациент, принимающий плацебо, медленно умирает от псевдолекарства, так и казачество, теряя свою суть, может погибнуть, хотя попытки возродить былую старину благородны:

Атаманов выбрали, да ведь нет хозяина,

Много всяких запахов – но где казачий дух?

Проблему будущего и настоящего России рассматривает поэт в стихотворении «Пропадают в России берёзы». Россия становится чужой и чуждой всему русскому:

Все укрыто, всё стало приватным:

Гроздь рябины и дроби желны

Иноязычное слово «приватное», использованное поэтом, привносит чувство

8 отчуждённости современной России России есенинской, где есть «заповедная роща», «кипрейный бугор». Родные места перестают быть всеобщим достоянием, всё становится частным, скрывается, замыкается в себе, никого не впускает внутрь, в глубину души. Напоказ выставляется худшее, алчное, жадное. Необходимо указать, что автор в качестве сказуемых употребляет краткие страдательные причастия «опоясаны», «изукрашен», «укрыто», невольно возникает мысль, что над Россией совершается насилие. Употребление возвратных глаголов «чудится», «копится», «кривится» даёт надежду, что тот, который смотрит на эту «за границу», рано или поздно воспротивится этой приватизации.

Иную задачу выполняет лексика в стихотворении «Как хорошо, что мне война не снится». Простонародные и разговорные слова привносят атмосферу простоты и непосредственности. О народной трагедии поэт говорит, используя слова, выражающие простые понятия: «сивуха», «мужик», «сухарь».

Лирическому герою тяжело вспоминать о прошлом. Война рождает в нём бурю эмоций, которые причиняют боль, теребят не зажившую ещё рану. Использование реминисценций наталкивают на мысль, что эта трагедия – результат чьей – то игры «в русскую рулетку», и народ играет по - пастернаковски «навязанную роль», а погибшие солдаты являются, своего рода, разменной монетой в этой страшной игре. Но именно они, «кровавые мальчики», как и в «Борисе Годунове» А. С. Пушкина, будут вечным мерилом произошедшей трагедии.

Маршалам восьмидесятых посвящено одноименное стихотворение Б. Березина. Автор использует слово разговорного стиля «укоризна», собственный неологизм «пацановый», чтобы создать образ лирического героя, вышедшего из народа. Его герой один из многих, кто был призван в «Баграм», но ему удалось выжить. Созвучие выражений библейского «не убий» и разговорного «не убей» подчеркивает глобальную противоестественность этой войны и внутренний протест героя ей. Разговорный стиль позволяет каждому читателю почувствовать пережитое героем, поэтому «укоризна» звучит от имени всех.

Другой трагедии, случившейся на Чернобыльской АЭС, посвящено стихотворение «Годовщина». Употребление слов «графит», «кровля», «чадить» помогает лучше представить, воспроизвести ситуацию - взрыв на атомной станции. Такие слова, как «старлей, замполит», доносят до читателя мысль, что идёт настоящая война за жизнь, за будущее.

О своей позиции автор говорит очень просто и доступно для своего читателя именно потому, что очень умело использует особенности разговорного стиля, но при этом степень эмоционального накала, глубина мысли не опускается до уровня примитивного, бытового разговора. Языковая палитра поэта богата, он удачно использует реминисценции, неологизмы, профессионализмы, определяющие своеобразие стиля стихотворений данного цикла, благодаря которому весь цикл воспринимается на едином дыхании, хочется поддержать своеобразный монолог поэта. 9

2. Позиция

Название стихотворения Лексическое значение слов

Портки-то же, что штаны.

Имитация

Лампас-цветная нашивка, полоса по наружному боковому шву форменных брюк.

Камчатная. О ткани: с узорам, похожим на камку. Камка - старинная шелковая узорчатая ткань.

Горница-комната (первоначально в верхнем этаже)

Курень-(тюрк. ), 1)в Украине— шалаш, сторожка (на огородах, бахчах и т. п. ). 2)В некоторых районах Украины и на Дону—

сельский жилой дом. 3)ВЗапорожской Сечи— войсковое подразделение (всего было до 38куреней) и его жилое помещение.

Чарка – небольшой сосуд для питья вина.

Кирза – заменитель кожи – плотная многослойная ткань, пропитанная особым составом, предохраняющим от влаги.

Морда – 1)передняя часть головы животного. 2)(прост. ) То же, что лицо

Заимка – название (чаще в Сибири) поселения, обычно однодворного, и земельного участка, занятого кем-либо по праву первого владения, вдали от освоенных территорий.

Развалюха – (прост. пренебр. ). о чём-нибудь ветхом, почти разваливающемся.

Пропадают в России берёзы Кипрей – высокое многолетнее травянистое растение с крупными соцветиями.

Желна – крупная птица семейства дроздовых, чёрный дятел.

Загривочная – находящаяся на загривке

Изукрашен – украшен со всех сторон в отличие от слова разукрашен, что значит, украшен во многих местах.

Приватное – частное.

За границей – в иностранных государствах, за пределами родины.

Как хорошо, что мне война не Вонючая – (разг. ) издающая вонь.

снится Сивуха – (прост. ). Плохо очищенная водка.

Затаиться - 1)скрыться от других. 2) сохранить в душе.

Мальчики кровавые (реминисценция)

Глотка – 1) участок пищеварительного канала, соединяющий полость рта с пищеводом. 2) то же, что горло.

Сухарь – 1)засушенный кусок хлеба, а также кондитерское изделие, печенье в виде сухого ломтика. 2)перенос. Сухой, неотзывчивый, эгоистичный человек.

Вприкуску – О питье чая: откусывая по кусочкам сахара.

Мужик – 1) крестьянин (в противопоставлении гражданину) (устар. ) 2. То же, что мужчина (прост. )3. То же, что муж.

4. Невоспитанный, грубый человек(устар. ).

Годовщина Графит - минерал, наиболее распространённая и устойчивая в земной коре полиморфная гексагональная модификация углерода.

Чадить – испускать чад. Чад – удушливый дым от недогоревшего угля, от горящего жира.

Старлей – старший лейтенант

Замполит – сокращение – в советской армии: заместитель командира по политической части.

Кровля – крыша, настил на обрешётке.

Полтинник – монета или сумма в 50 копеек.

Маршалам восьмидесятых Пацановый (разг. )- относящийся к подростковому возрасту.

Укоризна – то же, укор.

Цикл «Элегия»

Есть в душе поэта заповедные мысли и чувства, которые нашли отражение в цикле «Элегия». Само название цикла говорит, что это о «грустном». О чем печалится поэт, что волнует его?

В стихотворении «Ещё не вечер» использованы слова, которые подчеркивают основную мысль: поздняя любовь, «пришедшая некстати», - это чувство, которым нельзя управлять, его нельзя анализировать, потому что оно проявление сверхчеловеческого, нечто колдовское. Неслучайно, что у поэта эта любовь пришла в «шалую весну» и пришла она «чертовщинкой»; неуравновешенная, сумасбродная, она принесёт страдания, боль, поэтому и небо покажется «с овчинку». Герой готов броситься в омут (имеется в виду страстей), потому что чувства сильнее его, потому что «линия груди блазнит». Сила этого чувства подкрепляется народными поверьями, и отсюда использование устаревших слов русского языка, обращение к пословицам и поговоркам. Эта любовь приходит, когда седина на голове, а чувствами руководит бес. Лирический герой ничего не может противопоставить этому чувству, он готов «обмануться в сотый раз», лишь бы ждать, надеяться, любить. Завершается стихотворение реминисценцией «быть или не быть», которая усиливает читательское восприятие поздней любви героя как чувства, близкого к природным стихиям; эта шекспировская фраза уж «слишком классическая», чтобы стоять в одном ряду с такими словами как «блазнит», «про ребро и седину», от которых веет народным началом:

Отчего мне чертовщинкой

Блазнит линия груди?

Знаю, будет мне с «овчинку»,

Чую, омут впереди.

Так неужто отказаться

(с валидолом про запас),

В сотый раз не попытаться,

Обмануться в сотый раз.

Жить от встречи к расставанью,

Ждать, надеяться, любить

Обещайте мне свиданье,

И решим: быть иль не быть.

Лирический герой стихотворения «Амнезия» как будто намеренно хочет что-то забыть, простить кому-то его оплошность, «на душе обиды иней», но он о прошлом не горюет, он «забыл, что здесь такого?». Окружающее воспринимается им как нечто загадочное, новое. «След продрогший заблудил» - автор отказывается от возвратной формы глагола «заблудился», чтобы показать смятение героя от потери памяти. Сухость медицинского термина «амнезия» выделяется из общего лексического полотна стихотворения, которое составляют такие слова, как «росные», «заблудил», «неприкаянно».

Человек, потерявший память, - человек, потерявший себя, потерявший то, что определяет его человеческую суть:

Круг луны, замерзший берег –

Безмятежный сон зимы,

В это верить иль не верить,

Это мы или не мы?

«Так осталось знакомого мало» - такое печальное утверждение высказывает автор в стихотворении «И в сиреневых веках усталых», для него исчезает самое дорогое, близкое, важное, как простые деревянные церкви, автор ощущает в них духовную потребность. Вместе с этими «простыми деревянными церквями» исчезает нечто большее: духовность, чистота веры, чистота души, которые были заложены в эпоху Древней Руси, которые составляли основу христианской православной веры. Чтобы подчеркнуть эту мысль, автор специально использует слова «двуперстно» - так молились до раскола; «покрещенная» душа (страдательное причастие прошедшего времени) - опять автор обращается к далёкому прошлому, когда Русь крестили; «невежда» - древнерусское слово; «писание, покаяться, лампада» - слова, связанные с религией.

Надежда была обещана, но лирический герой не знает как вернуть тебе утраченное, чем восполнить потерю, которую утратил «совсем не со зла». И вернуть её невозможно, как различить лик «в размытых чертах». Стихотворение заканчивается риторическим вопросом: «Что отыщешь в размытых чертах?», на который каждый ответит сам.

Другой приём, основанный на особенностях русской фонетики, используется автором в стихотворении «Что-то мысли поседели в неплешивой голове». Повторение шипящих согласных в стихотворении создаёт впечатление шумяще-шуршащей притаившейся осени, от которой невольно клонит в сон:

Что-то мысли поседели в неплешивой голове

Серебро сибирской ели росной патиной в траве.

Что-то думы затянуло предосенней непогодой,

Тучи строгим караулом все грозятся несвободой.

Дней ушедших лист опавший горько шепчет под ногой,

Не волнует взгляд уставший след, оставленный тобой.

Скоро первый дождь холодный смоет в памяти разлуку,

Так привычно и знакомо ждать ночного скрипа двери.

Из чернильного проема с острым запахом потери.

Автор ждёт значительного события, которое «холодным дождём» «смоет в памяти разлуку», ворвётся из «чернильного проёма с острым запахом потери». Повторение согласных «р», «з», «с» во второй части стихотворения всё проясняет, пробуждает, не даёт заснуть и забыться. Таким образом, использование звукописи подчеркивает мысль, что боль от разлуки переходит в привычное ожидание, пусть даже «с острым запахом потери». Эти согласные помогают создать картину уныния, горечи.

В стихотворении «Змеится дым меж тонких пальцев» автор говорит о том, что очень трудно удержать любовь, которая «змеится» «меж тонких пальцев». Туман «мороком завяжет тропинку, где твое крыльцо», «в бетонно-блочном узорочье не отличить от двери дверь»: настоящая любовь ставит препятствия, возводит преграды, но нужно преодолеть всё и не «позабыть бы корень старый на тропке, что к тебе вела».

Автор вновь использует архаизмы: «морок» (нечто путаное, непонятное, в чём трудно разобраться. ), «узорочье» (рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней, узор), которые заставляют чувствовать, что герой стихотворения – человек с русской душой, русским менталитетом. Он чувствует мимолётный взгляд, трепет пальцев, видит, как туман обнимает плечи и лицо. Чувство, переживаемое героем, очень хрупкое, не терпящее «сорочьего стрекота» и «суетных потерь». Поэтому сочетание «бетонно-блочное узорочье» читателем воспринимается как противоестественное, а любовь в урбанистическом мире, где «не отличить от двери дверь», слишком уязвима.

В цикле стихотворений «Элегия» особое место занимает стихотворение «Царская охота», от которого веет русской стариной, тайной, сказочностью. Автор пишет о леших («по лешачьим буреломам»), русалках («на русалочьих болотах»), говорит о спящей царевне, которая «на хрустальном дремлет ложе», и невольно вспоминаешь пушкинские сказки и вступление к его поэме «Руслан и Людмила»:

Там чудеса, там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит

Создавая образ таинственного, страшного леса, в котором затерялся неживой терем, пахнет кровавым зверем, поэт использует такие слова, как «острог» (тюрьма), «остуда» (охлаждение), «торил» (прокладывал ходьбой, делал наезженным), «жуть», «глухомань» (глухое, заросшее место), «заплот просевший» (осевшая деревянная ограда), ушедшие из современного словоупотребления, чтобы подчеркнуть своё обращение к народным сказкам, народной речи, народной мудрости. Но на этом внешнее сходство заканчивается. Царская охота, оказавшаяся в этой глухомани, проезжает мимо терема, объятого «тленом вечного покоя». Царевна не просыпается, и её сон «в бесконечность безмятежно уплывает». Если в сказках добро всегда побеждает зло, то в стилизованном под сказку стихотворении автор более реалистичен: «сильна зима снегами», а «лес укрыт ковром метельным». На фоне сказочности содержания усиливается авторская мысль о несбыточности чуда.

Обобщая вышесказанное необходимо отметить, что Борис Березин постоянно во всех стихотворениях обращается к исконно русским словам, очень тонко, осторожно и умело. Это обращение позволяет ему более точно передать чувства своего героя, усилить идею произведения, пробудить ответный читательский интерес. Прекрасное знание русской лексики и её использование делают стихотворения яркими, самобытными, запоминающимися. Благодаря своеобразному авторскому стилю, читая стихотворения, понимаешь, что чувства, переживаемые лирическим героем, своими корнями уходят в представления народа о душе человека и его духовности, выкристаллизованные веками в недрах народной жизни.

3. Элегия

Название стихотворения Лексическое значение слов

Ещё не вечер Шалая – 1)неуравновешенная, сумасбродная. 2) Беспорядочная, случайная, непостоянная.

Чертовщинка – дьявольщина, невероятное, непонятное стечение обстоятельств.

Блазнит – прельщает, побуждает, вызывает желание что–нибудь сделать.

Чую – чувствовать, ощущать.

Неужто – (прост. ). Употребляется при вопросе.

Показаться с овчинку (разг. ) – о чувстве сильного страха, боли.

Омут(переносн. ) – игра страстей.

Про ребро и седину – седина в голову – бес в ребро

Амнезия Неприкаянный - Не находящий себе места, беспокойный, а также не имеющий постоянного места, положения в жизни.

Сфера - (от греч. spharia— шар), 1)область действия, пределы распространения чего-либо (например, сфера влияния). 2)Общественное окружение, среда, обстановка.

Амнезия - полное выпадение из памяти событий, фактов, явлений, имеющих место в определенный временной период, или же выпадение из памяти той или иной конкретной ситуации.

Росный – покрытый росой (амнезия)

И в сиреневых веках усталых Двуперстный – о крестном знамении: производимый двумя перстами.

Лампада – небольшой сосуд с фитилём, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый перед иконой, перед божнице.

Писание – 1) то, что написано, письмо, сочинение (ирон. ). 2)То же, что Священное Писание.

Исконный – существующий искони, издавна с незапамятных времён.

Покаяться -1. На церковной исповеди признаваться в своём грехе (обычно в тяжёлом грехе, требующем искупления).

Затеплить – зажечь(лампаду, свечу).

Безвестно – никому не известно.

Невежда – малообразованный человек, а также человек, несведущий в какой-нибудь области

Покрещённый – принявший обряд крещения.

Что-то мысли поседели Неплешивый – без плеши, лысины

Росной – покрытой росой

Патиной - плёнка различных оттенков, образующаяся на поверхности изделий из меди, бронзы, латуни.

Караул – 1) Воинское подразделение, несущее охрану чего-нибудь. 2) Охрана, обязанности по такой охране.

Змеится дым Струиться – 1) О потоке, жидкости: течь, распространяя струи. 2) О воздушной струе, запахе, звуке, свете: распространяться плавно, мягко. 3) Ниспадать волнообразно, свободно.

Морок – нечто путаное, непонятное, в чём трудно разобраться.

Узорочье – рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней. (узор)

Суетной – исполненный суеты.

Царская охота Разодраться (прост. ) – сильно подраться.

Рыскать – Торопливо бегать в поисках чего-нибудь.

Остуда – охлаждение.

Острог - 1. В древнерусских княжествах и в Русском государстве 16 – 17 вв. : деревянное, пограничное укрепление.

Просесть – о чём–нибудь тяжёлом: осесть, опуститься.

Леший – в славянской мифологии: человекообразное сказочное существо, живущее в лесу, дух леса, враждебный к людям.

Бурелом – лес, поваленный бурей.

Глухомань – то же, что глушь. Глухое, заросшее место.

Тлен – тление, а также нечто тленное.

Заплот - забор, деревянная сплошная ограда, из досок или бревен.

Итоги социологического опроса.

Нами был проведён опрос старшеклассников на знание лексического значения слов, которые употребляются в стихотворениях Бориса Березина. Цель опроса - выявить, насколько учащиеся владеют знаниями, связанными с историей русского языка, насколько они знают исконно русские слова, которые определяют своеобразие и красоту родного языка; выявить, являются ли эти слова частью их активной лексики.

Смысл этого опроса в том, что для исследователя видится важным взаимосвязь понимания красоты родной речи, безусловно связанной с её знанием, и речевым богатством современной молодёжи. Респондентами стали учащиеся одиннадцатых классов профильного гуманитарного и базового уровней. Для нас интересно было выявить знания учеников профильного уровня, которые целенаправленно изучают русский язык, литературу.

Для опроса были предложены наиболее интересные, с точки зрения исследователя, слова, которые в повседневной речи употребляются редко, но значение этих слов в контексте стихотворений Бориса Березина становится очевидным. В результате «столкновения» читателя с новыми для него словами возникает ощущение недостаточности тех имеющихся представлений о русском языке, о его корнях, которыми он располагает, побуждает его понять, уточнить значение слова. Слова были взяты из разных стихотворений, они являются ключевыми для понимания основной мысли произведения, для создания образа лирического героя.

Единственное часто употребляемое слово «благовест» понятно только 68% всех учащихся (в гуманитарном классе это слово понятно 75% респондентов и 50% респондентов стандартного класса). Анализ результатов показывает, что употребление этого слова связано лишь с названием предприятия, а истинного значения слова не знают 32%.

Остальные слова часто практически не употребляются, а лишь изредка, потому что большинство слышат их в первый раз. В профильном классе, в целом, значение всех слов знает 70% опрашиваемых (с учётом того, что 10% отвечали наугад, так как впервые слышит 40%), а употребляет часто 3%, иногда 57%, В классе стандарта, в целом, знают 56%, часто употребляют 7% , а иногда 32%, впервые слышат 61% (с учётом того, что 5% отвечали наугад).

В первый раз слышат слова (около 50% и более) «постылый», «сыромять», «стерня», «кипрей».

Из вышесказанного следует, что ученики не знают многих исконно русских слов, следовательно, не употребляют их или употребляют иногда. Даже в профильном классе, как мы видим, достаточно большой процент учащихся не знает точно, не употребляет и впервые слышит данные слова. Это свидетельствует о том, что действительно многие слова ушли из речевой практики, но вместе с ними уходит образность, неповторимость, красота родного языка. Поэтому речь становится бедной, однообразной, невыразительной.

Слово Значение слова Частота употребления верное неверное часто иногда В первый раз слышу

Профильный класс Стандартный класс верное неверное часто иногда В первый раз слышу

Портки 85% 15% 0% 60% 40%

Постылый 70% 30% 0% 53% 47%

Желна 60% 40% 0% 21% 79%

Кипрей 69% 31% 0% 39% 61%

Сыромять 38% 62% 2% 44% 54%

Каурый 63% 36% 52% 36% 12%

Благовест 68% 32% 15% 70% 15%

Стерня 46% 54% 0% 30% 70%

Изучая лексический пласт стихотворений Бориса Березина, выявляя особенности словоупотребления, соотнося их с проблематикой произведений, с образом лирического героя, можно сделать следующие выводы:

1)во всех циклах своих стихотворений Борис Березин использует исконно русские слова, диалектизмы, архаизмы, он обращается к традициям устного народного творчества. Эти слова не просто создают фон, они живут, пробуждают мысли и чувства читателя, они играют важную роль в создании образа лирического героя как человека с русской душой, переживающего за судьбы России; яркие, самобытные, точные слова помогают передать атмосферу каждого стихотворения, почувствовать и пережить всё, о чём хотел сказать поэт.

2)Борис Березин искусно владеет исконно русским языком, что проявляется в точном словоупотреблении, в знании русской фонетики, морфологии и синтаксиса и в удачном использовании их секретов; это составляет основу своеобразия его стиля;

3)благодаря метафоричности, образности языка, обращению поэта к первоосновам родной речи, стихотворения поэта становятся привлекательными для современного читателя; раскрывают красоту, богатство родного языка, побуждают к изучению его возможностей, расширению словарного запаса.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)