Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Судьба экипажа

Великая Отечественная война принесла нашему народу огромные горести и беды. Война затронула судьбу каждого человека, если хоть какая-то часть его жизни пришлась на военное время. Нашим дедам и прадедам, бывшим рабочим, колхозникам, студентам и служащим, пришлось оставить свои города и села, своих родных и близких и идти воевать, убивать и быть убитыми. В тылу оставались женщины и старики, которым надо было не только работать во имя победы, но еще и заботиться о больных, детях и стариках. У детей и подростков война отняла детство, заставила раньше повзрослеть и выполнять обязанности взрослых. Война – это была настоящая народная трагедия, страшная беда.

Казалось бы, о Великой отечественной войне известно все, или почти все. И, тем не менее, каждый день приносит новые открытия, ведь каждый участник войны, каждый труженик тыла достоин памяти, достоин того, чтобы о нем знали. Мы занимаемся в музее «Страницы детства» ДДЮТ. В музее есть раздел «В суровые военные годы», повествующий о жизни владимирцев в годы Великой Отечественной войны. В нем представлено немало материалов о том, как дети во время войны помогали фронту. Известно, что в годы войны владимирские школьники собирали средства на строительство военной техники, в том числе и самолета «Владимирский школьник». Известно, что командиром экипажа самолета стал наш земляк Владимир Васильевич Пятницкий. В тоже время мало сведений о том, как проходил сбор средств, кто был организатором этого сбора, как сложилась судьба членов экипажа самолета «Владимирский школьник»

Работа «Судьба экипажа» посвящена судьбам членов экипажа самолета «Владимирский школьник», средства на который были собраны в 1943 году детьми и подростками города Владимир. Работа сделана на основе материалов местной газеты «Призыв», воспоминаний старожилов города, многие из которых участвовали в акции по сбору средств в фонд обороны, воспоминаний членов экипажа и людей, которые хорошо их знали. Большой удачей для нас была находка статьи Сапфирова «Верность» в журнале «Огонек» за 1972 год и встреча с сестрой командира экипажа, Лидией Васильевной.

Судьба экипажа

Участие детей и подростков в сборе средств в фонд обороны.

«Всё для фронта! Всё для победы!» - этот лозунг с первых дней войны стал определяющим в жизни всей страны. Не счесть примеров трудового энтузиазма взрослых и детей. Дети понимали, что их труд жизненно необходим Родине. По примеру взрослых, учащиеся школ включились в сбор денежных средств в фонд обороны. Появились колонны танков, эскадрильи самолётов, батареи гаубиц, построенные на средства учащихся.

Не остались в стороне от патриотических дел школьники города Владимира. Об этом свидетельствуют заметки, опубликованные в газете «Призыв» в годы Великой Отечественной войны. Например, в 1941 году собирались средства на постройку танковой колонны «Ивановский комсомолец» (с 1929 года по 1944 год Владимир входил в состав Ивановской области).

14 декабря 1941 года «700 рублей»:

Школьники, учителя и технический персонал средней школы №2 горячо откликнулись на призыв комсомольцев и молодёжи завода. На постройку танковой колонны «Ивановский комсомолец» за короткий период внесено 700 рублей деньгами и 300 рублей облигациями.

25 декабря 1941 года «На постройку танковых колонн»:

В средней школе №1 успешно проходит сбор средств на постройку танковой колонны «Ивановский комсомолец». Уже собрали среди учащихся денег и облигаций государственных займов на сумму 2565 рублей.

1 января 1942 года «На строительство танков»:

В средней школе №1 продолжают поступать средства на танковую колонну. На 31 декабря собрали среди учащихся 3446 рублей.

4 января 1942 года в газете «Призыв» появилась заметка ученика средней школы №1 Николаева о том, что в школе начался сбор средств на постройку бани-поезда для обслуживания бойцов Красной Армии и собрано уже 58 рублей.

24 января 1943 года «Вклад Вовы Савельева»:

«Вова Савельев, мальчик 7 лет, проживающий по улице Всполье, 18 января явился в сберкассу и попросил принять у него 100 рублей наличными и на 1500 рублей облигациями на постройку танковой колонны «Юный пионер».

Из воспоминаний Березиной Валентины Ивановны, которая в годы войны была директором СШ №1, мы узнали о том, что в 1943 году ученики этой школы решили собрать деньги на строительство самолёта «Владимирский школьник» и передать самолёт выпускнику этой школы Владимиру Пятницкому, который еще до войны окончил авиационное училище. Это предложение поддержали все школьники города.

Москвина Фаина Ивановна (г. Казань), начальник штаба пионерской дружины СШ №1, сообщила в своем письме, что их школа собрала 100 000 рублей на постройку самолёта. Сбор средств проходил следующим образом: дети брали большие алюминиевые кружки, ходили по домам и квартирам владимирцев и просили, кто, сколько может дать денег на постройку самолета.

Инициативу учащихся СШ №1 поддержали дети из других школ города. Сначала было предложение назвать самолет «Юный пионер», но так как в сборе денег принимали участие и старшеклассники, то остановились на названии «Владимирский школьник».

Вот какие заметки об этом появились в газете «Призыв».

30 декабря 1942 года «На строительство самолета «Юный Владимирец»:

«Учащиеся ФЗО №18 единодушно приступили к сбору средств на самолет «Юный Владимирец». За короткий срок школьники собрали 11300 рублей».

26 января 1943 года «Соревнование школьников»:

«Школа №1. Ученик 3б класса Бриль заявил: «На строительство самолета вношу 50 рублей». Ученик Сигуренко внес на строительство бомбардировщика 100 рублей. Его примеру последовали: Шиповников, Рузина, Лебедева. В первый день школьники внесли 1160 рублей деньгами и 400 рублей облигациями займа.

Школа №4. Учащиеся НСШ №4 активно принимают участие в сборе средств на строительство самолета».

3 февраля 1943 года «Наша помощь в борьбе с врагом»:

«Очень активно проходят сборы на бомбардировщик «Владимирский школьник».

Ученица 4«б» класса Зина Лисицкая внесла деньгами 200 рублей. Сейчас школа №3 собрала всего 7000 рублей, а взяла обязательства дать 10000 рублей. Сбор средств продолжается».

27 февраля 1943 года «На сооружение бомбардировщика «Владимирский школьник»:

«НСШ №4 решила подкрепить своё участие в сборе средств на сооружение бомбардировщика «Владимирский школьник» новым взносом. С этой целью был устроен платный вечер, сбор с которого в сумме 1200 рублей, направили в оборонный фонд».

В том же 1943 году нужная сумма денег для постройки самолёта была собрана. В Москву, в Кремль было направлено письмо следующего содержания: «Мы, пионеры и школьники города Владимира, стараемся все сделать, чтобы помочь фронту, нашей Красной Армии быстрее разгромить гитлеровских бандитов. Из своих сбережений мы внесли на танковую колонну 15760 рублей, на эскадрилью имени Фрунзе 16800 рублей. Все школьники города по инициативе учащихся средней школы №1начали сбор средств на постройку бомбардировщика «Владимирский школьник». Средняя школа №3 внесла 31960 руб. , средняя школа №1 – 28030руб. , неполная средняя школа №4 - 30140 руб. , начальная школа №11 - 12400 руб. , 5а класс сш№1 - 2136 рублей. Ученик 3б класса НСШ №4 Миша Щетников внес 1180 руб. , ученик НСШ №5 Лопатин – 1600 рублей. Всего собрано 178245 рублей наличными и облигациями. Мы просим Вас, Иосиф Виссарионович, присвоить бомбардировщику, построенному на наши средства, имя «Владимирский школьник» и передать наш самолет летчику орденоносцу, младшему лейтенанту Владимиру Васильевичу Пятницкому, бывшему воспитаннику средней школы №1, находящемуся в действующей армии, ППС 2000, В/ часть № 022. Мы просим Вас разрешить нашей делегации вручить самолет лично тов. Пятницкому. Желаем Вам долгих лет жизни». Письмо было подписано И. Баскаковым, заместителем начальника городского штаба пионеров, Л. Семеновой, председателем школьной комиссии горкома комсомола, Второвской, пионервожатой Дома пионеров, Москвиной, Люблиной, Саушкиной, Тарасовой, Сергеевой, Алексеевым, начальниками штабов пионерских дружин школ №№ 1, 2, 3, 4, 5, 11, Сидоровой, Кочетовой, Хведынич, секретарями комитетов комсомола. Это письмо было отправлено 6 апреля 1943 года.

11 апреля 1943 года в адрес пионеров и школьников города Владимира поступила телеграмма с благодарностью от Верховного Главнокомандующего И. Сталина:

«Владимир.

Передайте школьникам и пионерам города Владимира, собравшим 178 245 рублей на строительство бомбардировщика «Владимирский школьник», благодарность Красной Армии и мои пожелания им здоровья и успеха в учёбе, общественной работе. Желание пионеров и школьников будет исполнено.

И. Сталин»

По просьбе школьников самолёт был передан экипажу, командиром которого стал Владимир Васильевич Пятницкий. 27 апреля 1943 года газета «Призыв» опубликовала письмо В. Пятницкого школьникам города под названием «Штурвал будет в крепких руках»:

«Дорогие школьники города Владимира! В период Великой Отечественной войны, в дни жестоких боёв за наше счастливое будущее, вы, в тылу совершаете великие дела, всецело помогая Красной Армии. Ваша забота и любовь подогревают наши сердца, обязывают храбро драться, не отступать перед опасностью, смотреть смело вперёд, зная, что в родных городах и сёлах кипит жизнь и работа, зная, что тыл крепок и даёт всё для фронта. Проведённый вами сбор личных средств на постройку самолёта «Владимирский школьник» ещё раз подчёркивает вашу любовь к Красной Армии и ненависть к врагу. Построенный самолет вы желаете передать мне, чтобы я нес на своих крыльях свободу советскому народу. Благодарю вас за внимание, доверие ко мне. И заверяю, что штурвал будет в крепких руках. Сталинская птица будет летать в любых условиях и сеять смерть в рядах фашистов. Желаю вам хорошей жизни и успехов в учебе. С товарищеским приветом, дважды орденоносец лейтенант Владимир Пятницкий».

Боевой путь самолета «Владимирский школьник

Самолёт «Владимирский школьник» был дальним бомбардировщиком типа Ил-4. Эти самолёты в основном были в авиации дальнего действия, на них летали ночью по глубоким тылам противника. Из письма Владимира Федоровича Вахонина, механика самолета (г. Челябинск): «В 1943 году наша 113-я авиадивизия получила новое задание: подготовить лётный состав к нанесению мощных бомбовых ударов днём по скоплениям живой силы и техники врага, это значит, надо летать в плотном строю на небольших высотах. Экипаж самолёта «Владимирский школьник» (командир экипажа В. В. Пятницкий, штурман П. С. Макаренко, стрелок-радист М. И. Пронин) и их ведомые экипажи в мае уже отработали на отлично полёты в плотном строю. 8 июля начались боевые действия на Орловско-Курской дуге. В составе второй авиационной эскадрильи 113 бомбардировочной авиадивизии, полеты в основном выполнялись «при прикрытии», т. е. в сопровождении и охране истребителей. Наносимые мощные бомбовые удары по врагу ощутимо помогали нашим войскам в разгроме фашистских войск. В одном из боевых вылетов, пройдя линию фронта, строй полка встал на боевой курс, то есть готовился к прицельному бомбометанию. В. Пятницкий посмотрел на часы и понял, что по скорости и времени до цели они не успевают дойти. Пятницкий принял решение и вывел свое звено из строя. Без прикрытия истребителей звеном пошли к заданной цели! В сознании Пятницкого промелькнули прошлые 2 вылета, когда полк не встретили истребители, и за 2 вылета из 27 самолётов полка было сбито 17 самолётов. Пятницкий знал, что на заданной цели идёт разгрузка живой силы, техники и боеприпасов врага, и бомбовый удар необходим! И звено вернулось. Когда отработали фотоплёнки, то оказалось, что бомбовый удар был выполнен на отлично! После завершения Орловско-Курской битвы, впервые за Отечественную войну всем участникам, в том числе экипажу самолёта «Владимирский школьник» была объявлена благодарность Верховного главнокомандующего и в столице нашей родины – Москве был дан салют победителям!».

Из воспоминаний командира экипажа Владимира Васильевича Пятницкого: «В 1944 году экипаж участвовал в боях по освобождению Карельского перешейка, Пскова, Нарвы, прорыве линий Маннергейма, овладении городом Выборг. В 1944 году дивизия за разгром фашистов под Ленинградом была награждена орденом Красного Знамени и ей присвоено звание Ленинградской». В этих боевых операциях «потрудился» самолёт «Владимирский школьник» и экипаж В. Пятницкого. Экипаж получил также благодарности за прорыв обороны противника на Карельском перешейке, прорыв линии Маннергейма и овладение городами Выборг и Нарва.

После ленинградских боёв полк передал самолёты Ил-4 в состав в Морской авиации Балтийского флота, и получил новые самолеты Ту-2. Экипаж Пятницкого быстро освоил новый самолёт, принимал участие в перегонке самолётов с завода на аэродром базирования полка. С марта 1945 года он первым полетел в составе разведки полка на новое место базирования и наносил бомбовые удары на подступах к Берлину. Опять экипажу были объявлены благодарности Верховного главнокомандования и были салюты родины. Фашистская Германия была повержена!

Экипаж Пятницкого готовился к параду Победы в Москве, нополучил приказ, и 113 краснознаменная, Ленинградская авиадивизия перелетела на Дальний Восток, где приняла активное участие в разгроме японских милитаристов, оккупировавших Китай.

Судьба экипажа

Судьба экипажа «Владимирский школьник» - это одна из героических страниц в истории Великой Отечественной войны. Экипаж самолёта «Владимирский школьник» состоял из 3-х человек: командира экипажа Владимира Пятницкий, штурмана Пётра Макаренко и стрелка-радиста Митрофана Пронина. У каждого из них была своя судьба.

Владимир Пятницкий родился во Владимире в 1922 году. Здесь прошло его детство на улице Гоголя, в центре города, рядом с католическим костелом, в котором находился городской радиоузел. Семья занимала небольшую коммунальную квартиру их 2-х комнат с общей кухней, без каких-то удобств. Его отец Василий Николаевич Пятницкий был известным в городе врачом, а мама, Нина Ивановна работала учительницей начальных классов. Его старшая сестра, Лидия Васильевна, вспоминает: «Летом Владимир с друзьями с удовольствием ходил купаться на Клязьму, гонял мяч во дворе, а зимой любил кататься на коньках и «рулевиках». Он был веселым, общительным, имел много друзей». Владимир был пионером, посещал авиамодельный кружок в Доме пионеров, мечтал о небе. Во Владимире в 1939 году он окончил среднюю школу №1 и аэроклуб. Затем он поступил учиться в Кировобадскую школу пилотов. Владимир Пятницкий участвовал в Великой Отечественной войне с первых дней до последних, включая и войну с Японией. Всего в годы войны он совершил более 200 боевых вылетов, бомбя войска и технику противника, вёл воздушную разведку. Свой первый боевой вылет, как он сам вспоминал, произвёл с кубанской земли. Он участвовал он в боевых действиях на территории Украины, Крыма, Кавказа, Белоруссии, Прибалтики, Финляндии, Польши, Германии, Манчжурии. В 1943 году В. Пятницкий был отозван с фронта и на аэродроме города Рязань ему был передан самолёт «Владимирский школьник».

Конькова, учительница СШ №1, в которой до войны учился Владимир Пятницкий, рассказала в газете «Призыв» о своём бывшем ученике в заметке «Мастер бомбового удара»: «Владимиру Пятницкому 21 год. В 1939 году, окончив Владимирский аэроклуб, он уехал учиться в авиашколу. На фронте Отечественной войны - с декабря 1941года. Пятницкий – пилот чкаловской породы, мастер бомбового удара. Каждый день он являет примеры бесстрашия, презрения к смерти. Родина высоко оценила заслуги отважного командира. Коммунист В. Пятницкий награждён орденом Красного Знамени и орденом Отечественной войны второй степени. Награжден весь его экипаж». Пятницкий был награждён за мужество и отвагу, проявленные в боях, многими другими орденами и медалями нашей Родины. После войны Пятницкий окончил Военно-Воздушную Академию им. Гагарина, был преподавателем в различных военных учебных заведениях. Демобилизовавшись в 1975 году, он с 1977 года работал военруком в школе №36 города Владимира.

Нас потрясла судьба одного из членов экипажа самолета «Владимирский школьник», стрелка-радиста Митрофана Ивановича Пронина. 3 года он воевал в составе экипажа. Летал над Таманью, Керчью, Новороссийском, Севастополем, Краснодаром, Сталинградом, Курском, Смоленском. Он совершил более 200 боевых вылетов – и ни одного ранения, ни одной царапинки. Это случилось 29 июня 1944 года. Именно в тот день они бомбили и обстреливали отходящую вражескую колонну. Звено штурмовиков устремилось вниз. Навстречу мчались, увеличиваясь в перекрестии прицела, чёрные прямоугольники машин, вытянувшись длинной лентой. Стрелок-радист Митрофан Пронин нажимал гашетку. Над шоссе заметалось пламя. Ещё один заход – и вся вражеская колонна превратилась в сплошное море огня. Самолеты легли на обратный курс. Пронин по опыту знал: в любую минуту могут появиться вражеские истребители. Вскоре из-за облаков вынырнули несколько немецких «фокке-вульфов», развернулись для атаки. Заметив, что один из них заходит в хвост, Пронин развернул пулемёт и выстрелил. Фашистский лётчик тоже успел выстрелить. Пронин не видел, как падал сражённый им истребитель, не слышал в шлемофоне встревоженного голоса командира звена, старшего лейтенанта Владимира Пятницкого, который тщётно звал: «Пронин! Пронин! Что ты молчишь?!» Так, Пронин оказался в госпитале.

Из статьи Н. Сапфирова «Верность»: «Шёл второй месяц лета. Уже несколько суток лежал раненый без сознания. Каждое утро санитары осторожно поднимали его с постели, бережно укладывали на каталку и увозили в операционную, где ждал седой ленинградский профессор. И каждое утро раненому делали новую операцию. Однажды, закончив последнюю, самую сложную операцию, профессор глубоко вздохнул и, глядя вслед удалявшейся каталке, задумчиво, сказал: «Если выживет, то можно считать это чудом».

Митрофан Иванович очнулся на пятые сутки. Попытался открыть глаза – чёрная, беспросветная тьма. Попробовал говорить – едва шевельнул губами, и рот обожгла нестерпимая боль. Пронин ещё не знал, что у него прострелена шея, вырвана левая щека, раздроблены челюсть и ключица, наполовину оторван язык, выбиты все зубы и оба глаза. Он испытывал лишь странную слабость и мучительную боль, раздиравшую тело. Он почувствовал, что с глазами что-то неладно. Боль такая, словно в них воткнули острые иглы.

Митрофан решил, что будет точно выполнять все врачебные предписания, лишь бы поскорее встать на ноги. Ведь его ждут боевые друзья, родная эскадрилья и девушка по имени Нина, с которой познакомился около Тулы. А было это так. Неподалёку от их части в палатках жили студенты, помогавшие пригородному совхозу убирать и обмолачивать хлеб. Рано утром, когда студенты собирались в поле, он подходил к окну и смотрел на одну светлоглазую девушку. Один раз она почему-то не ушла со всеми. Митрофан подошёл к девушке и в нерешительности остановился. Они разговорились, и вот уже знали не только имена друг друга, но и подробности жизни друг друга. Однажды Митрофан пригласил девушку на танцы, и она согласилась – ей понравился стройный голубоглазый сержант. Месяца через два полк, в котором служил Митрофан Пронин, получил приказ перебазироваться. Пронин пришёл к Нине в общежитие и попросил Нину ждать его с фронта. Она согласилась, даже если на это потребуются годы. Ночью Пронин улетел из Тулы.

Прошло 4 месяца, а Митрофан Пронин все еще лежал на госпитальной койке хирургической палаты. 4 месяца без движений, в беспросветной тьме, в полном молчании. Обитатели палаты давно знали, какая страшная беда с ним случилась, и только он один не знал. Врачи строго-настрого наказали: о глазах ни слова. А он всё жил надеждой на возвращение в боевой строй. И старательно выполнял все предписания врачей. Однажды Пронин не выдержал: воспользовавшись отсутствием сестры, снял повязку. Вначале он ничего не понял. Перед ним стояла всё та же непроницаемая чёрная стена. Он понял, что ослеп. Уткнулся носом в подушку и зарыдал! Он больше не увидит неба, солнца, друзей, любимую. Вечная ночь – вот его удел. Ужас и отчаяние охватили его. Потом наступила апатия, он лежал молча, безразличный ко всему.

Однажды Пронин услышал тяжёлые шаги, резкий скрип сапог – так ходил только его командир, командир экипажа Владимир Пятницкий, который всячески подбадривал его. Вечером, перед самым ужином, Пронина навестил заместитель командира полка по политической части Соколов. Пронин искренне уважал этого человека и обрадовался его приходу. Ему Пронин рассказал о своем отчаянии. Соколов на это ответил, что надо жить, освоить специальность, а потом идти работать. Он привел такие примеры: «Был такой скульптор, Луи Видаль. Слепой, а создавал прекрасные произведения! А Ян Жижка, чешский полководец? А Островский? У нас немало незрячих людей, которые стали учёными, композиторами, поэтами, инженерами».

Затем Соколов сообщил, что на днях полк перебазируется под Москву и решено взять Пронина с собой. Там он будет долечиваться под их наблюдением, и одновременно будет осваивать за азбуку слепых. В эту ночь Пронин впервые спал спокойно. А утром, к удивлению всей палаты, неожиданно попросил у соседа костыль, неумело, осторожно ощупывая дорогу, сделал первые шаги по палате. Медсестры и его лечащий врач сразу заметили перемену в душевном состоянии больного.

Пронин много думал о Нине, которая засыпала его письмами. Он в ответ не написал ни строчки. Старший лейтенант Пятницкий регулярно навещал друга, приносил подарки от боевых товарищей и письма от Нины. Но Митрофан отказывался слушать, о чем она писала.

Нина же потеряла покой. Подруги уговаривали её выбросить из головы этого сержанта Пронина. Нина же с ужасом думала, что Митрофан не пишет потому, что его уже нет в живых. И вот однажды, когда она поздно вечером вернулась в общежитие, подруги сказали, что на её имя пришло письмо со штемпелем воинской части. Адрес был написан незнакомой рукой. Старший лейтенант Пятницкий рассказывал в нём обо всём, что случилось с Митрофаном, о том, какое его настроение сейчас, и что только любимая девушка может сотворить чудо и вернуть раненого к жизни. Нина опустилась на стул, закрыла лицо руками. Подруги отговаривали ее от необдуманных поступков, но Нина решила, что она не бросит Митрофана.

Как и обещал замполит Соколов, Пронина вскоре забрали из госпиталя и на самолёте отправили в Москву. Здесь друзья устроили его в одну из лучших глазных клиник. С первого же дня он почувствовал особое внимание медперсонала. Не забывали и однополчане. Никогда Митрофан не думал, что у него так много добрых и искренних друзей.

За последнее время он очень изменился. Живое участие однополчан, чуткость врачей, добрые, тёплые письма Нины помогли ему выйти из тяжёлого душевного кризиса. Митрофан старался вообще не думать о том, что слеп. За один месяц он одолел азбуку Брайля, научился читать, водя пальцами по выпуклым точкам картонных страниц, писать. Очень радостной, но в то же время и грустной была встреча с Ниной, приехавшей в госпиталь, чтобы повидаться с Митрофаном. Потом они с Ниной стали вместе собираться в дорогу. Молодожёнов провожали все на вокзале. Принесли много подарков, которые едва уместились в купе. А ещё больше было дружеских напутствий. На прощание Пятницкий крепко пожал руку Нине, обещал ей помощь.

В студенческом общежитии Митрофан сразу захотел учиться. И в этом ему помогали жена и её друзья. Они помогали ему сдать вступительные экзамены в Политехнический институт. Попался ему билет о Корчагине, о котором и рассказывал Пронин на экзамене вдохновенно и горячо. Потом пошли студенческие годы. Ему читали вслух лекции и книги, а Митрофан всё запоминал. Сына, который родился у Прониных, назвали Владимиром – в честь командира звена Пятницкого. С отличием окончив институт, Митрофан Иванович первое время преподавал в средней школе, потом стал работать в областном отделении Общества слепых. Позднее он стал директором этого правления.

Прошло уже более 60 лет после окончания Великой Отечественной войны. Уходят из жизни свидетели этой страшной войны - солдаты и труженики тыла.

Мы должны помнить о каждом участнике войне, о каждом труженике тыла.

Пока не поздно, нужно собрать воспоминания живых свидетелей тех суровых военных лет и восстановить справедливость - рассказать обо всех участниках войны на фронте и в тылу. Не должно быть безымянных героев, каждый достоин памяти.

К сожалению, мы пока еще не сумели восстановить до конца судьбу еще одного члена экипажа самолета «Владимирский школьник», штурмана Петра Савельевича Макаренко. Наш поиск будет продолжен.

Все эти люди – вместе взятые и каждый в отдельности - живое олицетворение подвига, равного которому не знала история. Они - святая память. Память, которая нужна нам, живым.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)