Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Судьба учителя в истории XX века

В нашей школе уже несколько лет ведется работа по сбору материала об истории школы и ее учителях. Скоро школа будет отмечать свой сорокалетний юбилей. И к нему началась подготовка, где особое внимание будет посвящено учителям школы, которые отдали всю свою жизнь воспитанию юного поколения. Я являюсь членом этой поисковой группы. Готовясь к празднику, мы столкнулись с тем, что очень мало знаем о наших старейших учителях. Я читала и изучала документы из архива школы, беседовали со старыми учителями. Так я выбрала своего героя – Устюгову Марию Михайловну. И была потрясена своим открытием – талантливой, неординарной личностью. В своей работе мне захотелось описать ее биографию. Она была учителем начальных классов . Нет, она не знаменитый человек, не государственный деятель, не политик. Она – простая русская женщина, на долю которой выпало не мало трудностей. 20 января 2010 года ей исполнилось бы 72 года. В преддверии года Учителя, я посвящаю эту работу ей. Тема моей работы «Судьба учителя в истории ХХ века», отсюда вытекает цель моего исследования:

Знакомство и изучение автобиографии М. М. Устюговой, восстановление малоизвестных событий и фактов из её автобиографии, анализ всевозможных источников, документов, связанных с её жизнью, с историей страны того времени.

Страницы автобиографии

Светлой памяти Устюговой Марии Михайловны посвящается

Мы с именем Вашим знакомы с пеленок.

Вас знает и взрослый, и каждый ребенок.

Нет, Вы – не герой, не артист, не правитель,

А лишь рядовой, незаметный Учитель

Устюгова (Криницина) Мария Михайловна родилась 20 января 1938 года в деревне Верхние Коберцы, Даровского района, Кировской области . В семье Михаила Тимофеевича (отец) и Екатерины Павловны (мать) воспитывалось семеро детей: шесть дочерей и сын. Прадед, Тимофей Ананьевич, проживал с семьей сына. Он имел свою хлебную лавку. Семья жила в достатке, нужды не испытывала, также имела своё хозяйство и небольшой участок земли.

Растёт рост давления на крестьянство, который начался в 1927 году. В начале января 1930 года был разработан и объявлен график коллективизации. Он был оформлен в виде постановления ЦК партии коммунистов. Это был простой, но на самом деле весьма двусмысленный документ. В первую очередь коллективизацию требовали провести в главных зерновых районах, на Северном Кавказе, в некоторых районах Поволжья. Там она должна быть закончена осенью 1930 года или весной 1931 года. Именно здесь подспудно и лежала главная хитрость. Зная радикализм низовых активистов и их служебное и партийное рвение, можно было рассчитывать на то, что более поздний срок окончания компании они воспримут как личную, партийную неудачу. Более того – они неизбежно будут соревноваться за то, чтобы закончить её даже не осенью 1930 года, а гораздо раньше. Так оно и случилось. «Раскулачивание», начавшееся в 1929 году, с 1930 года приняло необычайно ожесточённые формы. Семьи крестьян лишились всего имущества, им не выдавалось питание, они ссылались в северные районы».

Не обошло раскулачивание и жителей деревни Верхние Коберцы. В эти годы умирает прадед Тимофей и это спасает семью от причисления к кулакам и от дальнейшего раскулачивания. Хлебная лавка закрывается, а хозяйство приходит постепенно в упадок, потому что нужно было платить непомерные налоги.

«Дедушка был очень трудолюбивым человеком. Вставал с рассветом, а ложился поздней ночью. У него были золотые руки. Он ни минуты не мог сидеть без дела. Не успеет одну работу закончить, берётся уже за другую. Он был мастером на все руки: и дом построить, и валенки скатать, и в доме вся мебель и посуда были сделаны его руками. Не уступала ему и мама. Она успевала везде и всюду, всё было под её присмотром. Она никогда не была уставшей. Сама обшивала большую семью», - рассказывает внучка с теплотой и большим уважением о своих дедушке и бабушке. Тем не менее, семья живет очень бедно: одна пара обуви на старших дочерей – в школу ходили по очереди. В эти трудные годы и родилась Мария Михайловна. Вскоре началась Великая Отечественная война. Война – это океан человеческого горя, сколько страданий и потерь она принесла всем, но особенно трудно было детям. Многие из них не познали отцовскую ласку и любовь. Большая часть мужского населения уходит на фронт. Моя героиня считалась в этом плане очень счастливой, т. к. отца на фронт не взяли. У него было плоскостопие. Всю войну он работал в колхозе от зари до зари, и семья его почти не видела.

1 сентября 1945 года Мария Михайловна поступает в 1класс. А в 1946 году отца Михаила Тимофеевича переводят на Чусовской металлургический завод, потому что на заводах не хватает рабочих. Вся семья переезжает в город Чусовой «налегке», взять вещи не разрешили (переезжали только в том, что было на себе). Мария продолжает обучение в городе Чусовой. В сентябре 1952 года она вступает в ряды ВЛКСМ и почти сразу же становится председателем комсомольской ячейки школы. В 1953году оканчивает школу. Классный руководитель посоветовала пойти учиться в педагогическое училище. Она сумела уже тогда разглядеть в этой скромной и простой девушке будущего истинно – творческого и талантливого учителя. В 1953 году она поступает на 1 курс Суксунского педагогического училища. Училась хорошо, с интересом, а в 1955году Мария Михайловна переводится в Кунгурское педагогическое училище и заканчивает его в 1957году. По распределению она едет в Какчатавскую область, поселок Кишкене, Казахской ССР .

Началась трудная педагогическая деятельность. Советская власть в построении нового мира огромное место отводила учителю. Воспитание нового человека – это часть грандиозного плана строительства нового мира, и ключевая фигура воспитательного процесса – учитель.

«Каждый учитель должен быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе. Это – истина, не требующая доказательств. К этому положению дел мы должны идти систематической, неуклонной, настойчивой работой и над его духовным подъемом, и над его всесторонней подготовкой к его действительно высокому званию»

Ленинская формулировка определяла и закрепляла характер взаимоотношений власти и учителя на долгие десятилетия XX века.

В данной школе она проработала 1месяц и 5 дней, что подтверждает справка, данная Кзылтуским районо . Трудовая книжка будет заведена 04. 09. 1958г. . Трудно молоденькой девчушке прижиться на чужбине, и она возвращается домой в город Чусовой. Постоянной работы в школах города нет, работала подменной в районе (подменяла учителей, ушедших в декретный отпуск, по несколько месяцев).

Летом 1959года Мария знакомится с молодым человеком, с Устюговым Иваном, а 21мая 1960года они женятся. Он работает на железной дороге. Постоянного местожительства нет. Так как его часто перебрасывают с места на место. В это время Мария Михайловна работает в Ботовской начальной школе Кунгурского района с1960г. по 1966г. 25. 06. 1962 года рождается дочь Лена. С 1966 по 1974год ей с семьей пришлось сменить 6 мест работы. 30 августа 1971года она была принята на работу в школу №17 г. Кунгура, где проработала до 01. 09. 2000г. 06. 1973г. рождается дочь Оля. С 1976г. по 1981г. - учеба в Пермском государственном педагогическом институте по специальности «Педагогика и методика начального обучения» .

Мастер своего дела

Учителем начальных классов Мария Михайловна проработала 43 года. Из них 29 лет были отданы школе в посёлке Первомайский г. Кунгура. Жизнь Марии Михайловны была заполнена звонкими голосами детей. Коллеги по работе с большой теплотой вспоминают о ней. «Мария Михайловна всегда творчески подходила к работе. Постоянно повышала свой профессионализм, использовала в работе новые подходы, разнообразные формы. Учила видеть и ценить прекрасное, уважать человека. Она обладала способностью понимать каждого ученика. Умела заинтересовать детей на уроке и во внеурочное время. Учила рассуждать, логически мыслить, выразительно читать, решать задачи, прививала бережное отношение к природе. Обладала интеллектуальными способностями и развивала их у учащихся. Была очень ответственной. Долгие годы являлась страхделегатом и общественным распространителем печати, профсоюзным деятелем школы. Она была другом и наставником, помогала добрым советом, всегда готова помочь. Мария Михайловна была требовательна в первую очередь к себе, а потом уже к другим. Была примером честного, принципиального отношения к делу Учитель одна из важнейших профессий на земле. Без учителя нет ни героя, ни политика, ни нового учителя. Такова уж природа этой профессии. Все люди на земле делятся на учеников и учителей. И каждый бывает тем и другим, но истинного учителя, наставника никакая машина не заменит. Учителя воспитывают и обучают людей всех остальных профессий. С большой теплотой о ней вспоминают ее бывшие ученики, которые живут по всей стране. «Наша первая учительница строгая, но справедливая. Она объясняла материал быстро и доходчиво. Она никогда не заслужено не ругала. Нам нравились ее уроки. Она все чего-нибудь придумывала: то мы лепим из пластилина, то склеиваем из бумаги разные игрушки, то шьем. Мы благодарны своей первой учительнице. Мария Михайловна учила нас жить взрослой самостоятельной жизнью. За три года она стала для нас родной. Сколько сил, времени и здоровья она отдала нам. Мы всегда будем ее помнить» - вспоминают бывшие ученики. Сколько выпустила она учеников . В разных уголках страны живут её воспитанники, но всегда помнят свою учительницу.

За безупречную многолетнюю работу награждена грамотами гороно, горкома профсоюза, 29. 01 1986г. - медалью «Ветеран труда», в 1974г. - знаком «Победитель социалистического труда 1974г. », 31. 05. 1991 года присвоено звание «Старший учитель». С 01. 09. 2000г. находилась на заслуженном отдыхе, но являлась секретарем Совета ветеранов. Часто приходила в школу, где находила взаимопонимание и поддержку. Коллеги с уважением и теплотой встречали её на пороге школы. Они всегда благодарны ей за тот педагогический опыт, который она смогла передать им.

И вот, сопоставляя и анализируя все факты биографии Марии Михайловны – обычной женщины России, обычной учительницы и просто человека – понимаю, что удалось рассмотреть только некоторые факты биографии, связанные с историей страны, с историей её семьи, с историей посёлка Первомайский. А постигнуть глубину её души и всю силу духа – на это потребуется целая жизнь.

Не всегда жизнь улыбалась ей, немало трудностей пришлось пережить, но она достойно преодолевала их и оставалась добрым, отзывчивым. приветливым Человеком. Всего она достигла сама честным трудом и сильным характером. На 71 году жизни, после непродолжительной болезни 23 июня 2008 года сердце этой славной женщины перестало биться. Светлая память пусть навсегда останется о ней у нас в сердцах. Вечная память Марие Михайловне!

Поставленные задачи по исследованию автобиографии М. М. Устюговой выполнены. Были выявлены, изучены и проанализированы источники, документы, связанные с событиями в жизни учительницы. Была отслежена судьба российского педагога, которая тесно переплелась со всеми событиями, происходившими в Российской истории ХХ века. В результате исследования была воссоздана и описана автобиография Марии Михайловны с момента рождения до 23. 06. 2008г.

По результатам работы можно сделать вывод, что она прожила интересную жизнь, наполненную яркими событиями. Она никогда не останавливалась перед трудностями, шла по жизни уверенно, зажигая своей мечтой и верой в лучшее других.

Беседуя с родными, расспрашивая старых учителей, которые общались с ней, выслушав учеников, и из их рассказов вырисовывается образ человека не сомневающегося, твердого, без сомнений выполняющего порученное дело. Сегодня учитель редко – духовный авторитет. Я поняла, что это было не всегда. Этому пример – Устюгова М. М.

Чем больше узнаю о ней, тем яснее осознаю: исчерпать эту тему невозможно. Каждый отрезок времени из её жизни – это огромное событие, а рассказать о таком в трёх словах не удастся. Марию Михайловну всегда окружало и окружает много людей – и плохих, и хороших – у каждого своя судьба, которая тоже переплетается с судьбой учительницы, с судьбой посёлка, с судьбой города, с судьбой страны. Она не имела высоких правительственных наград, ее самые высокие награды – слова благодарности учеников, уважение коллег, односельчан. Таких скромных незаменимых тружениц тысячи среди нас, на которых жизнь стоит.

Полученные результаты исследований (копии фотоснимков, архивных документов) будут в дальнейшем использованы как экспонаты школьного музея. Я, думаю, что эта работа мне многое дала. Скорее всего, я даже иначе стала смотреть на весь мир.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)