Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Судьба жанра стихотворения в прозе в русской литературе XX века.

Красноречие, точно жемчуг, блещет содержанием. Настоящая мудрость немногословна.

Л. Н. Толстой

Коротко говорить о длинных вещах.

А. П. Чехов

Краткие речи всегда более содержательны и способны вызвать сильное впечатление.

А. М. Горький

Введение. Стихотворение в прозе – это явление уникальное в мировой и русской литературе. Цель работы – изучить вопрос о жанровой природе стихотворения в прозе, используя наиболее значительные научные работы по проблеме; сформулировать основные признаки жанра с учётом литературоведческих разработок и собственной исследовательской работы; определить, кто из ведущих писателей XX века обращался к этому жанру, назвать классические образцы; доказать, что жанр стихотворения в прозе получил широкое распространение в литературе XX века.

Актуальность данной работы определяется необходимостью восполнить имеющиеся, на наш взгляд, пробелы в современной науке по данной проблеме.

Новизна исследования заключается в определении жанра произведений Пришвина, Бунина, Бондарева, Солженицына, в самостоятельном анализе произведений писателей, подтверждающем высказанные нами предположения.

В работе мы опирались на литературоведческие труды М. Гаспарова,

Л. Ершова, В. Чалмаева, А. Николюкина, А. Синявского.

Методы исследования:

1) изучение литературоведческих трудов, дневников, воспоминаний;

2) анализ и сопоставление литературоведческих оценок;

3) самостоятельное исследование произведений писателей.

Глава 1. Жанровая природа стихотворения в прозе.

Форма стихотворения в прозе в европейской поэзии сложилась в эпоху романтизма, опираясь на библейскую традицию религиозной лирики в прозе и на французский обычай прозаического перевода иноязычных стихов. Первым образцом стихотворения в прозе принято считать книгу А. Бертрана «Гаспар из тьмы» (изд. 1842), термин «Стихотворение в прозе» введён Ш. Бодлером в «Цветах зла».

В русской литературе классическим образцом жанра являются произведения И. С. Тургенева («Senilia», 1878 –1882 гг. ).

Какова же жанровая природа стихотворения в прозе? Учёными-литературоведами дано определение этого жанра:

1) «стихотворение в прозе – небольшое прозаическое произведение, в котором мысли и чувства автора звучат открыто и искренне»;

2) «стихотворение в прозе – небольшое прозаическое произведение лирического характера»;

3) «стихотворение в прозе – небольшое лирическое произведение в прозаической форме».

Различия в определении жанра как раз свидетельствуют об уникальной жанровой природе стихотворения в прозе.

Опираясь на литературоведческие разработки и собственное исследование, можно назвать следующие основные признаки жанра:

1) небольшой объём;

2) членение на мелкие абзацы, подобные строфам;

3) бессюжетная композиция;

4) темы, идеи, мотивы, образы, характерные для поэзии данного времени;

5) актуальные проблемы, волнующие автора и общество;

6) общая установка на выражение субъективного впечатления или переживания;

7) повышенная эмоциональность;

8) подтекст;

9) документализм.

Говоря о «судьбе» жанра, его развитии в русской литературе XX века, литературоведы приходят к выводу о том, что « значительного развития жанр стихотворения в прозе не получил»

Литературовед М. Л. Гаспаров в недавней своей работе повторяет ранее высказанный тезис « широкого распространения жанр не получил».

В литературоведческих словарях называется только несколько имён писателей, обращавшихся к данному жанру (А. Белый, М. Пришвин и некоторые другие). Приведённые единичные примеры как бы подтверждают точку зрения М. Л. Гаспарова. В учебниках и учебных пособиях по русской литературе XX века для вузов вопрос практически не освещён. Достаточно сказать, что в учебнике Ершова термин «стихотворение в прозе» употребляется только один раз. То же самое наблюдаем и в школьных учебниках и пособиях по литературе XX века. В учебном пособии под редакцией Агеносова термин употребляется лишь один раз. В литературоведческих работах, посвященных творчеству того или иного выдающегося писателя 20века, термин либо вовсе не упоминается, либо называется вскользь.

Глава 2. Развитие жанра в русской литературе XX века.

Исследовательская работа помогла воссоздать совершенно иную картину и выдвинуть противоположную точку зрения.

Жанр стихотворения в прозе получил довольно широкое распространение, более того, можно говорить о его расцвете в русской литературе XX века. В этом жанре создавали свои произведения выдающиеся русские писатели XX века (А. Белый, В. Розанов, М. Пришвин, И. Бунин, А. Солженицын, В. Белов, Ю. Бондарев, В. Солоухин. В. Астафьев). Писатели, работавшие в данном жанре, понимали своеобразие и оригинальность создаваемых произведений, что и отразилось в обозначении ими сборников или отдельных произведений («Крохотки» у Солженицына, «Мгновения» у Ю. Бондарева, «Камешки на ладонях» у В. Солоухина, «Затеси» у В. Астафьева и т. д. ).

Глава 3. Классические образцы жанра в русской литературе XX века.

Проиллюстрируем выдвинутое нами положение. Обратимся к творчеству крупнейших писателей XX века.

Если классическим образцом жанра в литературе XIX века стал цикл стихотворений в прозе «Старческое» И. С. Тургенева, то в литературе XX века к понятию классического образца следует отнести, по-нашему мнению, «Краткие рассказы» И. Бунина, «Крохотки» А. Солженицына, «Мгновения» Ю. Бондарева.

И. А. Бунин в 1930 году написал целую серию коротких рассказов, вошедших позднее в книгу «Божье древо».

Перед нами произведения, написанные в жанре стихотворения в прозе.

«Краткий рассказ» «Дедушка» отвечает всем признакам стихотворения в прозе (небольшой объём, членение на мелкие абзацы, бессюжетность, повышенная эмоциональность, подтекст).

Бунин изображает целую картину человеческой жизни. Для чего живёт человек, каково его назначение? Этот вопрос волнует каждого, а писателя особенно. Стихотворение небольшое по объёму, но Бунину достаточно нескольких слов, чтобы сделать важный вывод:

«Чужая душа – потёмки. – Нет своя собственная гораздо темнее».

Одна строчка, но сколько в ней эмоций, сколько тем для размышлений!

А. И. Солженицын уделил достаточно большое внимание жанру стихотворения в прозе. Первые его «Крохотки» написаны в 1958 – 1960 годах. В 1996 – 1999 годах он вновь обращается к «Крохоткам».

Стихотворение в прозе «Позор» написано на одну из вечных тем – тему Родины. Очень сильные чувства автора выливаются в строки, повествующие о преданности Родине, любви к ней. Солженицын описывает свои переживания, которые он испытывает. Автор говорит не о мимолетных чувствах, а о неотступных, залёгших глубоко и навечно в душе.

В жанре стихотворения в прозе работал и выдающийся русский писатель Ю. Бондарев. Его перу принадлежит книга «Мгновения». С уверенностью можно сказать, что большинство из миниатюр сборника написаны в жанре стихотворения в прозе. Из переписки с писателем очевидно, что он не возражает против такого определения жанра его произведения.

Стихотворение «Чудо» Ю. Бондарева является классическим образцом данного жанра. Небольшой объём, бессюжетная композиция, общая установка на выражение субъективного впечатления присутствуют в данном шедевре. Ю. Бондарев затронул актуальную тему поэта и поэзии, волновавшую многих писателей. Автор говорит о том, что настоящий талантливый писатель, как и художник, имеет дар. Он сравнивает поэзию с необычным, уникальным явлением, с чудом. Бондарев приводит в пример непревзойдённый шедевр мировой литературы «Слово о полку Игореве».

Заключение. Проведённая работа позволяет сделать следующие выводы:

1) стихотворение в прозе по своей жанровой природе – явление уникальное в литературе;

2) рассматриваемый нами жанр получил довольно широкое распространение в русской литературе XX века и развивался довольно динамично на протяжении всего столетия;

3) определяя перспективы развития жанра, можно с уверенностью сказать о дальнейшем его расцвете.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)