Дом  ->  Мода и красота  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Сувениры в бурятском национальном стиле

Агинский Бурятский автономный округ стал экономически развивающимся регионом, центром туристического наплыва и поддается влиянию современных тенденций. В связи с этим возникает необходимость создания изделий именно сувениров в национальном стиле.

Дом детского творчества работает над развитием интереса к национальным культурам, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры, саморазвитием личности

Культурно-историческое наследие, традиции и обычаи русских и бурятских народов позволяет обогащать образовательное пространство Дома детского творчества и находит оптимальные пути для самореализации личности.

Важную роль играют занятия, где присутствует национально-регионального компонент, который является необходимой составляющей по ознакомлению детей с традиционными культурами региона.

Традиционная культура бурят – это сложная система, такие знаковые системы, как цвет, орнаменты, числа, обладают высоким статусом. Постепенно изучая систему символов и ассоциаций, знаков и значений, познание которых сегодня позволяют глубже понять собственные истоки. Особенности функционирования вещей проявляются уже в процессе их изготовления. Создавая вещь, осознаешь связь с окружающим миром, который подразделяется на две части: мир знаков и мир вещей.

Изготовление изделий из кожи, меха, дерева, металла, войлока всегда относилось к сфере священного. В древности мастер должен был не только взять подходящий для него материал, а попросить на это согласие у природы. Так у разных народов возникли магические обряды, ритуалы, а в результате получался полезный предмет. Как говорили старые бурятские мастера: «Если ученый творит, нанизывая в строку буквы, то для нас, погруженных в мир красок и цветов, имеющих, как и каждый завиток орнамента, свой смысл, цвет, то орнаменты – те же буквы, которыми мы выражаем свои мысли, свое отношение к предмету». Мы решили создавать бурятские стилизованные сувениры из традиционных национальных материалов: кожи, меха.

Проблема исследования: Так как в последнее время округ становится экономически развивающимся регионом, центром туристического наплыва и поддается влиянию современных тенденций. В связи с этим возникает необходимость создания изделий именно сувениров в национальном стиле.

Создание стилизованных бурятских национальных сувениров из кожи, меха

Технологические и эксплуатационные свойства материалов

Обработка меха требует много времени и сил, поэтому многие считают, что меховую одежду проще купить в магазине, на рынке. Появилась китайская кожаная, меховая одежда – легкая, мягкая. Но китайская технология обработки кожи и меха отличаются от бурятских традиционных способов выделки шкур. Для того чтобы ускорить процесс выделки китайцы используют различные химические средства. Кожа и мех, обработанный таким способом, непрочная, быстро расползается, мех через некоторое время выпадает. Отечественная одежда фабричного производства недоступна основной массе населения, потому что очень дорогая. Вот почему я считаю очень важным изучить традиционные виды выделки шкур. С этой целью я искала пожилых людей, умеющих выделывать шкуры, узнала от них технологию выделки шкуры старинным бурятским способом.

Основным сырьем для изготовления одежды служили шкуры барана, козы, лошади, коровы, пушных зверей. Кроме шкур использовались сухожильные нитки из жил коровы, волос лошади и т. д. выделка шкур лошадей, коровы требует крупногабаритного оборудования, специальных инструментов и приспособлений, поэтому я оставила выбор на шкурке ягненка.

Процесс выделки происходит следующим образом:

1. Шкурку снимают «чулком». Снятую шкурку разрезают по брюшной части. Для сохранения ее до времени обделки сушат на жердях в проветриваемом месте или солят и складывают в плотные ящики.

2. Шкуры замачивают для размягчения 3-4 дня, в воде комнатной t0.

3. Очищают от мяса, остатков жира, пленок тупым ножом, соскабливают с мездры все лишние частицы. Стирают хозяйственным мылом, ополаскивают, сушат шерстью внутрь, мездрой наружу. Для отбеливания меха, меховую сторону моют обезжиренной простоквашей и ополаскивают теплой водой.

4. Дубление. Отмачивают в жидком кисломолочном растворе. Обмин руками с периодическим оттиранием мездры. Втираем раствором, приготовленным из простокваши, ржаной муки и бараньей отварной печени пропущенной через мясорубку (консистенция сметаны) и немного соли.

5. Складываем ее конвертом и оставляем на сутки для пропитки на сутки для пропитки. Обминаем руками , удаляя лишние остатки кашицы.

6. Затем повторно втираем в шкурку кисломолочный раствор, скручиваем жгутом и в таком виде оставляем на 5-6 часов. Обминаем удаляя лишние остатки кашицы. Участки шкуры перетираются между ладонями на весу и доводятся до легкой усушки. Шкурку отряхиваем и расчесываем.

7. Шкурка готова для раскроя.

О выделке кожи, меха есть даже рекомендации из прошлого века. Может быть современные скорняки- умельцы пользуются ими.

Выделка кож с шерстью составляет предмет скорняжного производства, к которым относятся дубление кож, обделка мехов, изготовление овчинных тулупов, шуб и т. п.

Материалом для скорняжного производства служат шкуры животных.

Обработка шкур животных заключается в том, чтобы обработанным шкурам дать свойства: не подвергается гниению; не разбухать от воды и сырости и не ссыхаться от тепла и сухости, оставаться мягкими и гибкими.

Успех обработки кож зависит от знания свойств и строения кожи, от технического умения и навыка.

При просушке кожа делается твердой, плотной, почему высушенная кожа лопается. Если кожу кипятить в воде, то она разбухает и обращается в студенистую массу, а при продолжительном кипячении – в клей.

Так как сырая кожа при сгибах не ломается, при выделке кожи надо сделать так, чтобы волоконца не склеивались и свободно передвигались, а это возможно тогда, когда они будут чем-либо покрыты, что не позволяло бы им склеиваться. Есть вещества, которые соединяются с волоконцами, как соединяется краска с пряжей, волосом, то есть покрывают их и тем не допускают склеивания. К числу таких веществ принадлежат жиры, поваренная соль, квасцы, танин. Называют эти вещества дубильными. Танин содержится в некоторых растениях, преимущественно в их коре.

Буряты, монголы и другие народы Сибири при покраске кожи и кожаных изделий пользовались корой различных деревьев. Для получения кожи зеленого цвета использовали березовый сок. Весной на стволе делали небольшие углубления и вставляли туда железные желобки. Выделявшийся сок, проходя через желобок, приобретал зеленый цвет. Для получения красного, коричневого цветов кору лиственницы долго кипятили, в этом растворе выдерживалась три-четыре дня. Золотисто-желтый цвет шкура приобретала после дымления. В глубокой яме разводили огонь из сосновых или еловых шишек. На угли высыпали сухой навоз, устанавливали конусообразное сооружение из палок, поверх нее набрасывали овчину мездрой вниз. Обработанная таким образом шкура окрашивалась в желтый цвет, обладала водоотталкивающим свойством, запах дымленной овчины отпугивал моль.

Кожа крупного животного толще, чем мелкого; у молодых животных кожа нежнее, мягче, тоньше. Шкуру снимают с убитого животного с помощью особого ножа, который должен быть или тупым металлическим, или деревянным. Для выделки шкуру предварительно очищают, то есть удаляют грязь, запекшиеся остатки крови, мяса, жира. С этой целью шкуры предварительно замачиваются в воде для размягчения и удаления соли, и это продолжается от 8 до 10 дней. Затем очищают с мездряной стороны тупым ножом, тщательно промывается и расстилается для стока воды. Такая обработка называется мездрением.

Далее следует дубление, то есть пропитывание волокон кожи дубильными веществами. Самый простой способ быстрого дубления:

Берется раствор пяти осьмых фунта квасцов, трех осьмых фунта селитры, четверти фунта поваренной соли и пяти осьмых фунта карболовой кислоты в десяти бутылках мягкой ( дождевой, снеговой или речной) воды (1 бутылка – 0,62 л). Раствор тщательно размешивается палкой в каком-либо деревянном сосуде.

В приготовленный раствор погружается свежеснятая шкура на 36 часов так, чтобы она была вся покрыта жидкостью. Класть шкуру надо лицевой стороной вниз. Затем вынимается, растягивают ее лицевой стороной на щитке, доске, придавая ей желаемую форму. Быстро просушивают на солнце и старательно мездряную сторону натирают пемзой и шкурка готова для раскроя.

Цвет в культуре любого народа играет большую роль. На протяжении веков выработана определенная теория цветовой символики. Буряты использовали преимущественно красные, желтые, зеленые и белые краски. В народном творчестве применение различных цветов имело определенные символические значения и носило канонизированный характер. У бурят цветовая композиция стоится на сочетании светлого и темного: белое-черное; плохое-хорошее. Черный, белый, красный – цвета первого класса. Зеленый, голубой, желтый – цвета второго класса. Белый цвет – цвет святости, благополучия с этим представление связан обычай, обшивать белой мерлушкой: шапки, ворот, борта и манжеты дэгэлов. Черный цвет –цвет горя, несчастия, гибель всего, что движется и дышит. Красный цвет- цвет радости, красоты, очищения, счастья в семье, дарует мир и благополучие народу. Красные рубины, кораллы служили для изготовления украшений. Красные шелковые кисти и дэнзэ венчают головные уборы бурят. Желтый цвет – цвет солнца, жизни, тепла. Власти, веры. Особое место в религии – желтая вера, в одеянии лам – желтая одежда с красной накидкой орхильжо.

Орнамент по бурятски слово звучит «угалза», что означает узор. Древнейшая функция орнамента – магическая предметы выступали в роли защиты, оберега. Основным источником создания орнамента явилась природа: человек подсмотрел у природы, связан с бытом народа, с его обрядами.

Многообразие бурятских народных орнаментов разделяется:

• Геометрические ( ломаные, прямые, зигзаги, круги, ромбы, звезды );

• Зооморфные или анималистические;

• Растительные (листья, цветы, плоды, лотос);

• Природные, или космогонические ( солнце, луна, вода, огонь);

• Культовые

В работе мы использовали орнаменты:

«Улзы» - «плетенка» - древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие.

«Круг» - «Шоу» - символизирует вечность, бесконечность, «колесо жизни».

Зооморфные - «эбэр угалза» - роговидный орнамент – изображения животных.

«Облака» - «yyлэн угалза» - символ духовного развития и совершенства.

Традиционная одежда бурят «дэгэл», «тэрлиг» отражает религиозно-магическое, этическое и эстетическое представление, уровень духовной и материальной культуры. Многообразие народного костюма зависит от этнической и родовой принадлежности, рода занятий, образа жизни, половой принадлежности, художественного представления о красоте. Материалами для изготовления одежды могут служить войлок, ткани натуральные и синтетические. Мастерицы старались удачно подобрать цветовое сочетание тканей с декоративными элементами костюма.

Разработка и создание стилизованных бурятских национальных сувениров из кожи, меха.

Мы решили использовать бросовый материал: старую, использованную кожу (сумки, сапоги, ремни, перчатки и т. д) и остатки меха для создания стилизованных сувениров. Многие предпочитают купить сувениры на рынке, в магазине, но оригинальность, необходимость и малозатратность в нашей идее.

Инструменты и приспособления

1. Ножницы

2. Резец

3. Пинцет

4. Пробойник

5. Бисер, паетки

6. Шило

7. Клей

8. Линейка

9. Утюг

10. Наждачная бумага

Разработка моделей сувениров

Нарисовали эскизы различных сувениров, выбрали наиболее интересные модели: кулон «Дангина», кулон «Гэсэр», брелки «Бэлэй», «Гутал», сумочка «Наран», панно «Угтамжа»

Разработали детали отделки и оформления, подобрали кожу по цвету. Из плотной бумаги вырезали шаблоны по эскизу, а затем по ним из кожи вырезали детали:

( дет. 1 – 2 шт. дет. 2 -1 шт. дет3- 1 шт. дет3-1шт. дет4. -2шт. дет5-2шт. дет6-1шт. дет7-1шт. дет8. дет9-1шт. )

Для головы: на разогретой сковороде делаем термообработку дет1( из светлой кожи) после термообработки кожа получает форму емкости. Полость полученной формы заполняется картоном, склеивая их друг с другом. Оформляем лицо: приклеиваем волосы (дет2), макушку(дет3).

Для воротника: на дет6 прикладываем дет8. разметочным циркулем размечаем расстояние между отверстиями и пробойником пробиваем отверстие. Деталь воротника приклеиваем к детали головы.

Для туловища: на дет 1 (кр. цвет) приклеиваем дет7 (бел. цвет) и дет 9 (мех). Из тонких полосок кожи пинцетом приклеиваем узор «шоу»

Для соединения головы и туловища тонкие полоски кожи, один конец которого наклеиваем на туловище, а другим концом продеваем в отверстие сделанные в деталях воротника и приклеиваем к туловищу, с изнаночной стороны приклеиваем предварительно вырезанные из кожи.

Сумка для девочек, в которую можно положить ключи. Мелкие деньги, платочек. По заранее приготовленному шаблону, как показано на рис. , размечаем и вырезаем одинаковые детали1 коричневого цвета. Размечаем места для оплетки. Затем пробойником проделываем отверстия. По краю дет1 приклеиваем мех, сгибаем и приклеиваем по краю другой детали. Оплетаем оплеткой, оставляя место для отверстия. Деталь 1 будет служить основной деталью. Из кусочков кожи красного цвета вырезают круг меньшего размера. По краю дет2 приклеиваем полоску меха белого цвета. Далее поверхность детали 2 украшают узором. Поверхность дет 1 приклеиваем к дет 2. Вырезаем длинную кожаную ленту, которая будет служить ручкой сумки, и приклеиваем с внутренней стороны дет 1. декоративные кисточки выполняются просто как показано на рисунке.

Использованные способы художественной отделки кожи

Термообработка

Кожа изменяет свою конфигурацию под действием тепла. Берем кусок кожи, вырезанный в виде круга. Слегка смочив его водой, положим на разогретую поверхность( это может быть просто сковорода). Под действием тепла края кожи начинают подгорать и сжиматься, а середина – равномерно вспучиваться.

Тиснение

Выполняется на коже растительного дубления и после шерфования. Рисунок переводится на кальку, ее накладывают на кожу, слегка смоченную водой. Тиснение рисунка выполняется с лицевой стороны при помощи штампов. Ударом молотка по штампу отделать контурные линии и фон рисунка.

Последовательность технологической обработки изделий

1. Делаем эскизы

2. Из плотной бумаги делаем выкройки

3. Выкраиваем из кожи основные детали

4. Термообработка деталей головы

5. Заполнение картоном выпуклые детали

6. Оформление из тонких полосок кожи лица

7. Шапка выкраивается из 2 дет. ( конус, отворот)

8. Декоративно оформляем тонкой кожей и бисером

9. Выкраиваем детали имитирующие туловища ( круг)

10. Декоративно оформляем национальным орнаментом «шоу»

11. Отделываем мерлушкой по контуру

В результате проведенного исследования нам удалось выяснить, что из кожи и меха, учитывая их технологические и эксплуатационные свойства и особенности декоративно-прикладного искусства национальной культуры, можно разработать и создать оригинальные национальные сувениры. Таким образом, цель исследования достигнута и гипотеза подтверждена.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)