Дом  ->  Мода и красота  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Сувенирная кукла в якутской одежде

Традиционная одежда любого народа показывает его среду обитания, культуру и религию наших предков является частью материальной культуры и незримыми нитями тесно связана с окружающей средой, религиозными верованиями.

По поверьям наших предков злые духи могли сильно повлиять на человека, вызвать разные болезни, слабоумие, дурные поступки. Поэтому существовали обряды изгнания злых духов, очищения и оберега. Большие значение придавали в этом и одежде. Узоры на ней, тотемные украшения должны были способствовать укреплению здоровья, духа человека.

Многопредметный костюм якутов в данное время сохраняет свою функцию, как праздничная, церемониальная одежда.

Также он стал сценическим костюмом для культурно-просветительских и развлекательных программ. Благодаря современным модельерам разработаны модели с элементами национального костюма в легкой и верхней одежде.

Набирает рост развития туристическая индустрия. Этот фактор вносит коррективы в развитие прикладного творчества. В связи с этим изготовления сувениров в традиционной национальной одежде ожидает развитие.

В своей работе сделали попытку объединения материальной культуры народа саха с изготовлением сувениров по традиционным моделям.

Цель исследования – изучить и использовать основные народные каноны в изготовлении кукол в национальной одежде.

Исходя из данной цели определяем следующие задачи исследования

1 изучение традиции изготовления национального костюма.

2 изготовление сувениров в национальной одежде по традиционным канонам.

Традиционная одежда любого народа показывает его среду обитания, культуру и религию наших предков является частью материальной культуры и незримыми нитями тесно связана с окружающей средой, религиозными верованиями.

Культурное наследие, обряды и верования наших предков ярко прослеживаются в покроях одежды, в узорах и украшениях.

По поверьям наших предков злые духи могли сильно повлиять на человека, вызвать разные болезни, слабоумие, дурные поступки. Поэтому существовали обряды изгнания злых духов, очищения и оберега. Большие значение придавали в этом и одежде. Узоры на ней, тотемные украшения должны были способствовать укреплению здоровья, духа человека.

На современном этапе развития якутского народа национальная одежда частично потеряла свою функцию, как повседневная одежда Многопредметный костюм якутов в данное время сохраняет свою функцию, как праздничная, церемониальная одежда.

Также он стал сценическим костюмом для культурно-просветительских и развлекательных программ. Благодаря современным модельерам разработаны модели с элементами национального костюма в легкой и верхней одежде.

С наступлением новых экономических отношений происходит изменения в жизни народа. Набирает рост развития туристическая индустрия. И с развитием туристической индустрии назревает необходимость развития прикладного творчества. Этот фактор вносит коррективы в развитие прикладного творчества. В связи с этим изготовления сувениров в традиционной национальной одежде ожидает развитие.

Это направление может вылиться в целую новую отрасль в туристическом бизнесе, которая откроет новые рабочие места, познакомить широкий круг населения с народным творчеством.

В своей работе сделали попытку объединения материальную культуру народа саха с изготовлением сувениров по традиционным моделям.

Цель исследования – изучить и использовать основные народные каноны в изготовлении кукол в национальной одежде.

Исходя из данной цели определяем следующие задачи исследования

1 изучение традиции изготовления национального костюма.

2 изготовление сувениров в национальной одежде по традиционным канонам.

3. выявление оптимальной технологии изготовления кукол.

Для выполнения данной работы было изучено ряд литератур. Но более полную информацию получили из книг: Е. Аммосовой « Народные истоки творчества», С. Р. Ивановой «Якутская одежда».

Из истории кукол

Куклы появились как только люди научились лепить из глины, вырезать из дерева и высекать из камня фигуры людей и животных. Девочки баюкали вырезанных из палки младенцев, мальчики целились из игрушечных луков в сплетенных из камыша диких животных. А взрослые украшали свои жилища масками добрых духов и носили на шее, как амулеты, маленькие фигуры богов.

Куклы – игрушки появились раньше театральных кукол, т. к. театр произошел от игры. Кукол любят все. В детстве без них невозможно нормальная человеческая жизнь. Мальчики и девочки с любимой куклой засыпают, встают утром, едят, гуляют, играют. Куклы становятся друзьями людей, иногда на всю жизнь.

На свете живет большая семья кукол. Знакомые с детства пластмассовые голыши, плюшевые медведи и собаки, оловянные солдатики, непоседливые ваньки – встаньки. Кроме детских игрушек есть куклы – сувениры. Небольшие фигурки людей и животных, сделанные из дерева, глины, сшитые из материи или сделанные из любого подручного материала. Взрослые покупают их на память о далеком крае, в котором удалось побывать, о его народе. Сувениры – веселые куклы, в них немало лукавства, юмора. Очень забавны сувениры -–зверюшки и персонажи старинных народных поверий – гномы, драконы, чертята, эмэгэты.

Когда же появились самые первые на свете куклы? Первобытные люди думали, что если смастерят символическое животное или человека и произведут над этими символами магические действия, то удачная охота или победа над врагом обеспечены. Древние люди сооружали чучела из настоящих шкур животных, перед охотой пронзали эти чучела оружием и шли на настоящую охоту с верой на удачу.

Во времена язычества ни один обряд или игра не обходились без кукол, которые представляли собой фигурки богов и таинственные силы природы.

У якутского народа в старину дети играли деревянными и тряпичными игрушками. Из ивовых прутьев долгими зимними вечерами вырезали домашних животных. Из ненужного материала ребятишкам делали тряпичные игрушки. У взрослых были свои игрушки – обереги и эмэгэты.

Обереги носили на шее или вешали в жилищах.

Национальная якутская одежда

Суровость якутских зим сказалась на составе и материалах якутского костюма: рукавицы -из лисьих лап, торбаза (высокие сапоги) - из оленьих или лошадиных шкур, из них же -узкие кожаные панталоны - сутуры; для отделки женских шуб и шапок использовали шкуру росомахи, нарядные мужские зимние наколенники шили из волчьих лап. Живо, с легкой иронией написал об этом в середине прошлого века И. А. Гончаров в книге очерков «Фрегат» «Паллада» : «. Вот теперь у меня в комнате лежит доха, волчье пальто, горностаевая шапка, беличий тулуп заячье одеяло, торбасы, пыжиковые чулки, песцовые рукавицы и несколько медвежьих шкур для подстилки. Когда станешь надевать все это, так чувствуешь, как постепенно приобретаешь немного чего-то беличьего, заячьего, козлового и медвежьего.

Интересен традиционный наряд невесты : на нижнюю рубаху надевались три платья и безрукавка, да еще три шубы : шелковая , меховая , суконная. В 17 и 18 столетиях шубы носили короткие , отороченные мехом и сплошь покрытые бисером. металлллическими подвесками и побрякушками. Одежда богата, украшалась, причем знание декора было очень важным: он имел культовое значение и оберегал носящего. У якутов существовало представление о вертикальном строении трех миров, нашедшее отражение и в одежде. Верхний мир - мир небожителей - олицетворяли через круглые бисерные розетки или металлический круг «солнца»: их можно найти на головных и нагрудных украшениях. Средний мир-мир людей - через лирообразный орнамент (женское начало) обозначался в силуэте и декоре плечевых изделий, металлических украшений и рукавиц.

И нижний мир-мир злых духов - передавали через вышивку обуви на тему «древо жизни». возможно, отражал зависимость жизни на земле от нижнего мира.

Благородный бежево - охристый колер, характерный для костюма якутов, создавался природными красители или натуральными цветами меха.

Праздничная одежда щедро украшена орнаментом, основные узоры которого - лира и елочка. Вещи XVII - XVIII веков отделывались бисерной вышивки и кожаными поясами с металлическими пластинами и вышитыми цветным бисером кругами, углами, прямыми и задние полы шуб. На камзолах преобладала аппликационная прошивкою. В отделке шуб, изделий изготовленных М. И. Протодьяконовой в 1960-х годах, сохранены многие традиции национального стиля, Мастерица украшает свои изделия орнаментированными полосами, медными бляшками, использует сукно разного цвета, применяет меховую опушку.

Много внимания уделялось внешнему виду мужских и женских шапок. Их шили из дорогих материалов, иногда подобных в довольно сложных сочетаниях: снаружи мог быть соболий мех, внутри - беличий. Края оторачивались несколькими полосами из бобра, горностая или рыси, к'акой-нибудь другой мех употреблялся для конусообразного на вершине женской шапки. С двух сторон к ней пришивались «рожки» беличьих или рысьих хвостов. Верх увенчивался султаном из перьев. На вершине шапки отделывалось бисером или тамбурным швом вышивался орнамент, в центре прикреплялась круглая серебряная Пластинка (солярный знак). Подобное на вершине украшает одну из шапок современной работы. На макушку мужской шапки иногда раньше пришивали рысью или хорьковую мордочку.

Замечательны по мастерству исполнения и богатству растительного орнамента рукавицы и летние торбаса конца XIX века.

Праздничная обувь от кончика до самого верха заполнена узорами. Вышивальщица использовала синий, желтый и зеленый цвета шелка, которые гармонично сочетаются со светло-коричневой радугой, а цветовая гамма в целом напоминает зеленеющее поле. Орнаментальный мотивы этих изделий традиционны - узор сердце, усложненный многочисленными отростками и завитками, и лировидный бордюр, подобный бордюру чепраков.

Куклы в национальных костюмах.

Я изготовила две куклы в якутской одежде. Одна кукла в летнем варианте одежды. Платье из тонкого шелка, по тону одежды сшит жилет, который украшен богато бисером. На голове моей куклы одета «бастына» - головной летний убор, богато украшенный бисером. Вторая кукла в зимнем варианте одежды. На ней одета зимнее пальто, украшенное бисером, тесьмой и мехом.

На голове зимняя шапка из меха. Одежду можно варьировать, так как большое количество костюмов у якутского народа. Костюм зависит от возраста, социального статуса и места проживания. Костюм четко различается У якутов центральной Якутии от северных якутов. У северных якутов костюм перетерпел изменения под влиянием северных народов: чукч, эвенов. Я свои куклы сделала из подручных материалов, при случае массового изготовления прибыль составить половину стоимости (по данным 2008года).

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)