Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Т. Г. Шевченко в русской литературе

Прошло сто девяносто лет со дня рождения Тараса Григорьевича Шевченко. Как живой обращается он к нам, людям новой эпохи, своими немеркнущими произведениями. Он волнует нас с такой же силой, как волновал своих современников. Его творческое наследство не меркнет со временем, оно неподвластно ему. И в этом – бессмертие гениального сына украинского народа.

Его имя мы по праву ставим в созвездие имен таких гениев высокого искусства как Леонардо да Винчи, Шекспир и Пушкин, Руставели и Мицкевич, Бальзак, Толстой, Горький и Франко.

Я часто спрашиваю себя: в чем же сила этих гениев? Почему они, а с ними и украинский Кобзарь, остались в памяти, а их произведения и в наше время продолжают жить как сильное оружие в борьбе против мира насилия и лжи, против лицемерия и жестокости? Потому, что в творческом наследии этих выдающихся личностей с огромной художественной силой изображены стремления народа, его честная и чистая душа, его жизнь и борьба за такую жизнь, как мечтал Шевченко: «Царя не буде супостата, а буде син і буде мати, і будуть люди на землі!»

Выдающиеся писатели, художники, композиторы того времени и сегодня остаются близкими и дорогими людям ибо каждый из них, в том числе и Тарас Шевченко, были глубоко национальными творцами.

Правду говорил ученик и последователь Шевченко Каменяр Иван Франко, который образно сравнивая народного песенника могущественному дереву, писал, что чем глубже корни его творчества проникают в жизнь своего народа, тем выше, важнее и ценнее стает вершина творчества в сфере интернациональной. Тарас Григорьевич Шевченко близкий и дорогой народам нашей страны потому, что он в своих произведениях выражал мысли не только украинских бедняков, но и мысли трудящихся всех наций. Призыв Шевченко к борьбе против вековых угнетателей был близок как украинскому бедняку так и бедняку русскому, калмыку, грузину и остальным народам.

Эпоха, в которую жил и творил Тарас Шевченко, была названа его соратником, русским революционером-демократом Добролюбовым, «темным царством». (1536) Это было время, когда эксплуататорские классы всех наций, что объединить в одном государстве, «сотнями в кайданах гнали в Сибирь невольников святых», когда «мордовали, распинали и вешали» революционных россиян, украинцев, поляков, белорусов, грузин. Поэтому нужно было владеть большой силой убеждения и смелостью, чтобы провозгласить строгий приговор царям и панам, а обращаясь к народу, бросить призыв:

Вставайте,

Кайдани порвіте

І вражою злою кров’ю

Волю окропіте.

Такой силой убеждения, такой смелостью владел Шевченко. Он, и лучшие люди России – были тем светлым лучом в «темном царстве», который не только освещал, но и прокладывал путь к борьбе за лучшее будущее.

Но, на мой взгляд, было бы однобоким думать о Шевченко, как о поэте гнева и борьбы. Жизнь он охватывал во всей полноте и сложности. В его ранних произведениях центральными были историкогероическая и патриотическая темы.

Разнообразие мотивов наблюдаем в поэмах написанных в ссылке – «Княжна», «Варнак», «Цари» и др. В русской литературе 40-50х годов XIX ст. приобрела важность проблема крепостного – интеллигента, которая затрагивалась, в частности, в произведениях О. Герцена (роман «Кто виноват?»). Волновала она и Т. Шевченко, бывшего крепостного, которого передовые люди России выкупили на свободу и помогли получить образование в Академии искусств. Эти памятные для Шевченко события в большей мере отображены в его повести «Художник». Будучи в ссылке в Новопетровском укреплении, поэт мыслями переносился в и Петербург, вспоминает своих друзей, учителей. Творчество великого украинского поэта имеет глубокие связи с русской культурой, литературой, театральным искусством, музыкой. Со всей мировой литературы русская литература имела самое большое воздействие на Шевченко, на его творчество, художественные вкусы, эстетические взгляды и мировоззрение. Русская литература и личное общение с русскими писателями на протяжении всего творческого периода жизни поэта, воздействовали на формирование его политических убеждений, помогали овладеть ему вершинами мировой культуры.

Тарас Григорьевич Шевченко, как и большинство украинских писателей того времени, брал непосредственное участие в русской литературе, жизни, писал поэтические и прозовые произведения русским языком. Его произведения широко печатались в русской прессе. Для большинства русских писателей творчество Шевченко было близким и понятным. Одновременно и для Шевченко русская литература была всегда своей и родной. Он называл М. Лермонтова «нашим поэтом», М. Гоголь был его любимым прозаиком, духовным спутником на протяжении всей жизни.

Через русскую литературу Шевченко знакомится с классической мировой литературой, с произведениями Гомера и Шекспира. Известно, что Тарас Шевченко внимательно читал русскую литературу начиная с 30-х годов в Петербурге, наверное еще до освобождения из крепостных.

С выходом в мир «Кобзаря» 1840 год и других публикаций поэт включился в петербургскую жизнь. Время написания «Кобзаря» было одновременно и периодом расширения личных знакомств и связей Шевченко с передовыми деятелями культуры, литературы и искусства. Он принят в ряде литературных кружков столицы. Прежде всего это писатели, связанные с Жуковским, - князь В. Ф. Одоевский, П. А. Плетнев и др. В Петербурге он встретился и с Белинским. Эти встречи не могли заинтересовать Шевченко, без сомнения, знакомство в эти годы со статьями великого критика, одна из которых была посвящена его «Кобзарю».

В 1837 году Шевченко познакомился с М. И. Глинкой. Позже в повести «Художник» ссыльный поэт припомнил драгоценные и точные черты творческой и бытовой биографии великого композитора. Но этой верхушкой культурного общества не исчерпывается круг знакомых Шевченко в эти годы. Он сближается с представителями и демократических, революционно настроенных кружков. Среди них – студент-историк Петербургского университета поляк Леонард Демский, с которым Шевченко очень дружил. Этот «скромный, прекрасно образованный и вдобавок бедный» (говорит о нем Шевченко в повести «Художник») юноша мог познакомились еще ближе Шевченко с Мицкевичем и подпольной революционной литературой.

Дружба с представителями революционного крыла польской молодежи, разумеется, не могла пройти бесследно для Шевченко.

Так в 1841-1843 годах появились его произведения на русском языке: поэма «Слепая» (1842), трехактная драма «Назар Стодоля» (1842-1843), и отрывок из драмы «Никита Гайдай». А приехав на Украину, он написал на русском языке насыщенную идеями свободы и патриотизма поэму «Тризна» (1843).

Поэма «Слепая» свидетельствует, что Шевченко прекрасно владел русским языком. Художественный метод изображения приобрел в поэме черты реализма, без свойственных романтическим поэмам и их героям неожиданностей. Нарушений закономерностей в поведении героев нет. Отзвуки романтизма есть, но они звучат приглушенно.

Эта поэма занимает самостоятельное место между поэмами «Катерина» (1839) и «Ведьма» (1847). В первой поэме героиня пассивно мирится со своей судьбой, а в поэме «Ведьма» протест носит абстрактно-моральный характер, в «Слепой» же героиня мстит пану, но, отомстив – гибнет.

В основе драмы «Никита Гайдай» лежит историческое событие – столкновение Богдана Хмельницкого и рядовых казаков с казацкими богатеями и старшиной, пытавшимся заключить союз не с Москвой, а с польской шляхтой. В образе Никиты – бедного рядового казака, показан выходец из народа, которого народные страдания и безответная любовь к родине вдохновляет на борьбу.

В отрывке драмы «Никита Гайдай» Шевченко развивает тему единения славян, затронутую им в поэме «Гайдамаки». В шевченковедении в советское время и сейчас ставится вопрос об источниках славянской темы у Шевченко. Наиболее распространенным было мнение, что ее возникновение связано с влиянием на Шевченко славянофильства. Но многие литературоведы отвергли эту версию. Так, как в драме «Никита Гайдай» Шевченко опровергает славянофильскую гипотезу о покорности и смирении славян. Но общую версию, что в мыслях Шевченко есть отзвук идей декабристов, можно признать достаточно обоснованной.

Украинский поэт быстро усвоил передовые подлинно демократические идеи, ограничено вошел в мир передовой русской культуры. И напрасно буржуазные националисты пытались представить Шевченко «независимым» в его развитии от передовой русской культуры. Тщетны также усилия польских критиков, которые еще в прошлом столетии стремились изобразить творчество Шевченко примитивным, далеким от европейской культуры. Ни то ни другое не доказуемо. Великий русский поэт М. Некрасов в своем стихотворении «На смерти Шевченко» писал, что он «Русской земли человек замечательный», подчеркнуть этим, что творческое наследие сына украинского народа принадлежит всей трудовой России, рабочим всего мира. Правдивость этих слов доказана всей историей жизни Шевченко в памяти народа. Как не пытались в прошлом и как не пытаются сейчас исказить факты жизни и творчества великого Кобзаря, он каждым поколением воспринимается как неутомимый, честный борец за народные интересы. Произведения Шевченко постоянно актуальны. После Великой Отечественной войны, кроме «Кобзаря», несколько раз выдавались произведения Шевченко в 5-ти томах на русском языке, куда вошло почти все творческое наследие Шевченко. Переводы и постоянное изучение литературной сокровищницы Шевченко, празднования шевченковских юбилеев помогали и помогают углублению литературных связей между украинским и русским народами.

Огромное познавательное и воспитательное значение произведений Шевченко и в наши дни. Поэт был уверен, что:

«Буде жити

Царями сіяне жито!

А люди виростуть.

Умруть ще незачатії царята.

І на оновленій землі

Врага не буде, супостата,

А буде син, і буде мати,

І будуть люди на землі».

Человек смертен. Приходит время и обрывается нить земного существования. Но как не хватает нам тех, чьи имена в энциклопедии сопровождаются двумя датами рождение и смерть. Народ не может и не хочет разлучаться с ними, светлыми умами науки Первопроходцами космоса и литературы.

Всем и каждому нужна поэзия Пушкина, поэзия Шевченко. Пусть будут добрыми, светлыми, мирными годы шевченковского бессмертия, все ступени и этапы его негасимой славы.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)