Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Таинство Венчания. Дань моде или Таинство Любви?

« Таинство брака, совершающееся в обществе христиан, - не религиозная форма «регистрации», а глубокий, поучительный способ, которым Церковь хочет нам открыть, что такое любовь и как глубоки человеческие отношения».

Митрополит А. Сурожский.

Мы, русские люди, живём сегодня в стране, культура которой основана на христианских ценностях. Всё лучшее, что создано в России, связано с христианскими традициями. Одной из таких традиций является Таинство Венчания. В Таинстве брака заложен обет вечной верности и освещается супружеский союз. Уверена в том, что брак - не юридическая категория, категория духовная, а событие духовной жизни. Брак – не договор, а дар любви. И этот дар нужно хранить и оберегать. Тема исследования выбрана не случайно, так как я и мои сверстники в скором будущем будем создавать свои семьи, то нам необходимы знания о браке, о семье, о семейных ценностях, о Таинстве брака.

Сегодня молодое поколение возвращается к православным традициям, происходит возрождение духовности. И в этом заключается актуальность выбранной темы. Кроме того, в процессе работы я убедилась в том, что за внешним пафосом этой темы виден огромный духовный мир человека.

Таинство Венчания имеет свои правила, которые нужно знать, иначе людей может постигнуть глубокие разочарования.

Экскурс в историю

В Киевской Руси установления православной церкви и законодательство византийских императоров о совершении обручения и заключении брака стали действовать сразу после Крещения Руси.

С древнейших времен сохранилось прекрасное повествование о счастливом святом супружестве – князе Муромском и супруге его Февронии. История их жизни была в народе весьма почитаема и любима в семейном чтении, т. к. служила хорошим уроком и наставлением людям, вступающим в брак.

До замужества судьба этих людей отличалась друг от друга. Феврония была бедна, росла в простой семье. была дочерью лесничего. Петр же воспитывался в княжеской семье.

Однажды Петр заболел какой-то неизлечимой болезнью. Тело его покрылось злокачественными ранами и струпьями, причинявшими жестокие страдания. Никто не мог помочь ему в болезни. Узнала об этом Феврония и взялась помочь князю. Феврония излечила Петра. Князь женился на Февронии. Но родственники Князя Петра были против этого союза, потому что Феврония была из простой , бедной семьи. Петр ради своей любимой оставил княжеский престол. В это время пришлось жить супругам в бедности. Но умная княгиня умела утешить, поддержать. И действительно через некоторое время по просьбе бояр вернулся в Муром. Дожили Петр и Феврония в счастливом супружестве до старости и умерли в один день. По их завещанию были положены в один гроб. Но люди, считая это недозволенным, положили их раздельно, но когда пришли, перед их погребением, то нашли их лежащими вместе. в одном гробе. Снова попытались разъединить их, и опять они оказались вместе. Так было неоднократно. Убедившись, что такова воля Божия, оставили их в покое. вместе.

Святая Церковь до сего времени 25 июня, в день их памяти, совершает служение святым супругам. Их нетленные мощи и теперь находятся в городе Муроме, в каменном храме. Им молятся молодые во время вступления в брак.

На Руси, как и в Византии, заключения брака начиналось обращением жениха и невесты к архиерею с прошением благословить их брак1. Епископ выдавал просителю указ на имя священника с предложением предварительно произвести «обыск», т. е. выявить, нет ли каких препятствий к браку. Этот указ назывался «венечной памятью». За его выдачу снималась пошлина, размер её увеличивался в случае вступления во 2-й и 3-й брак. В 1765году указом императрицы Екатерины выдача «венечных памятей» была запрещена.

В XVII веке должен был заключаться договор между брачующимися и церковью, по которому предусматривалась выплата неустойки в случае расторжения брака. Царь Петр I в указе от 1702 года запретил эти зарядные записи и предписал совершать обручение не ранее 6 недель до венчания.

Данное положение противоречило церковной норме о нерасторжимости брака, и 14 декабря 1744 года императрица Елизавета восстановила прежнее значение обручения, запретив расторгать его. Дела о расторжении обручения повелевалось представлять через Синод на её личное усмотрение.

С 1775 года церковное обручение и венчание стали совершаться одновременно.

После отмены крепостного права крестьяне и дворовые люди могли вступать в брак, не спрашивая разрешения на то владельца. Дворовые девки, вдовы и временно-обязанные крестьянки при выходе замуж за людей, непренадлежащих к дворовым того же владельца, не подвергаются взысканию оброка за время, остающееся до истечения двухлетнего срока со времени обнародования Положений.

В России до революции церковный брак обладал законной силой, и венчание совершалось при поручителях, во время венчания они держали венцы над головами жениха и невесты, а после ставили свои подписи в метрической книге, подтверждая заключение брака. Причем свидетелями могли быть только женатые, знакомые с семейной жизнью, мужчины. Родители во избежание принужденных браков не должны были присутствовать в церкви во время обряда венчания. В наше время это разрешается.

На Руси всегда верили в приметы. Примером может служить венчание А. С. Пушкина и Н. Н. Гончаровой. Оно состоялось 2 марта 1831 года в Москве, в церкви Большого Вознесения на Большой Никитской. Во время венчания, согласно молве, совершилось несколько плохих примет: жених, задев за аналой, уронил крест; во время службы, неожиданно погасла одна из свечей; шафер Пушкина, устав держать венец, передал его своему товарищу; и в завершении всего, при обмене колец, одно из них упало на пол. Пушкин шепнул кому-то из друзей: «Все дурные предзнаменования». В такие суеверия и по сей день верят. Но вот что считает по этому поводу батюшка Алексеи: «Без сомнений, все это - народные вымыслы, и относится к таким «пророчествам» надо спокойно. Ведь смысл происходящего заключается совсем в другом. В том, что Церковь благословляет соединение мужа и жены в Таинстве венчания».

В 1918 году был издан декрет об отделение Церкви от государства – церковный брак был лишен юридической силы. Хотя и верующим было оставлено право принимать церковное благословение на брак после его регистрации в органах загса, но на протяжении всей советской истории, особенно в 30-е годы, во многих случаях власть подвергала служебной дискриминации и прямым преследованиям тех, кто осмеливался осветить свой супружеский союз перед Богом.

В настоящее время в Русской Православной Церкви сложилось совершенно разумная и единственно допустимая практика венчать лишь тех лиц, гражданский брак, которых уже зарегистрирован.

Главные обряды Таинства Венчания

Любовь христианская любит до конца, а не на время. Будут искушения для вашей любви. Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. ( Мер. , 10, 16. )

Христианская семья есть надежная ограда чистых нравов, добрая почва чистых отношений и средство для устроения на земле Христианской Церкви.

Семья является также первой основой государства и общества, как сказал хорошо об этом святитель Филарет Московский: «В семействе лежат семена всего, что потом раскрывается и возрастает в великое семейство, которое называется государством».

Венчание – это, несомненно, особое событие. И чтобы этот торжественный день не омрачался различными непредвиденными обстоятельствами, нужно его правильно организовать.

Во-первых следует узнать, что необходимо принести с собой для проведения церемонии. Это икона Спасителя, икона Божией Матери (раньше эти иконы брались из родительского домов и становились домашней святыней), обручальные кольца, золотое для жениха и серебряное для невесты, кольца отдаются священнику перед венчанием для возложения на престол, также необходимы венчальные свечи и белое полотенце-рушник. С собой нужно принести свидетельство о браке. Также желательно внести пожертвование. Узнать о возможности фото и видео съемки.

Во-вторых, нужно пригласить двух свидетелей. Их надо предупредить, что венцы на голову класть нельзя, можно только менять руки.

И последнее: при подготовке венчального наряда учтите, что платье невесты не должно быть ярким, темным или красным, спина, плечи и руки до локтей должны быть закрыты, головной убор ( фата или платок) обязателен, причем лицо фатой закрывать не следует, а украшения и макияж должны использоваться по минимуму. Впрочем, это относится ко всем женщинам, приходящим в храм, поэтому всех приглашенных на обряд венчания желательно предупредить об этом.

Однако гораздо более важным в подготовке к венчанию является глубокое внутреннее приготовление, осознание всей ответственности этого шага. Накануне совершения Таинства жених и невеста обязательно должны исповедоваться и причаститься.

Есть несколько причин по которым вас могут не обвенчать в церкви.

- если идут дни четырёх постов, в Сырную седмицу, в Светлую седмицу, в период от Рождества Христова до Благоявления.

- кровное или духовное родство жениха и невесты;

- исповедование одним из брачующихся нехристианской религии;

- вступление в брак более чем третий раз;

- один или оба из брачующихся объявляет себя атеистом;

- один или оба из брачующихся состоит в браке с другим лицом;

- один или оба из брачующихся связан монашеским обетом девства

Все Таинство Брака можно разделить на две составные части: обручение и непосредственно венчание. В прошлом обручение совершалось заранее, при помолвке и могло быть расторгнуто.

Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Помыслу и усмотрению, когда перед ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства Брака. А то, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа.

Перед обручением жених становится по правую, а невеста по левую стороны – этим подчеркивается, что муж – глава жены.

Обряд начинается каждением, означающее таинственное присутствие благодати Духа Святого. Священник трижды благословляет жениха, потом невесту и дает им зажженные свечи. На каждое благословление сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника зажженные свечи, знаменующие собой целомудрие и любовь, которую питают друг к другу венчающиеся и которая должна такой же чистой и пламенной, как огонь свечи. После этого следуют молитвы Церкви о «ныне обручающихся» с просьбой к Господу, чтобы Он благословил жениха и невесту на благое дело.

Затем священник берет со святого престола кольца и надевает их на безымянный палец правой руки сначала жениху, потом невесте. После благословления священника жених и невеста меняются кольцами – в знак того, что они всецело доверяют друг другу. жених дает обещание беречь жену, а жена – быть верной и преданной мужу. Такой обмен происходит трижды.

Кольцо имеет очень важное символическое значение. Возлагаемые перед венчанием на престол, они освещаются и низводят на новобрачных благословление Божие. К тому же кольца лежат рядом, знаменуя собой единение жениха и невесты. Как известно у кольца нет конца, и союз мужа и жены должен быть не разрывен.

После того как обручение свершилось, жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, торжественно становятся на одно «подножие» (полотенце). В этом тоже есть свой смысл: таким образом они подтверждают своею взаимную волю к венчанию и согласие разделить одну участь. Стоя перед алтарем, на котором лежит Евангелие, крест и венцы, жених и невеста перед лицом Всей Церкви еще раз в подтверждают добровольное желание вступить в брак и отсутствие обещаний на брак третьему лицу. Это очень важно: именно добровольное согласие является главным условием законности брака. Только теперь священник приступает к совершению самого венчания. Он произносит три молитвы, в которых просит Господа Иисуса и Триединого Бога благословить и сочетать жениха и невесту, а так же даровать им потомство.

А теперь наступает самый торжественный момент: возложение венков. Венцы – знак царской власти (недаром на Руси жених и невеста именовались «князь и княгиня»), и их возложение – благословление к созданию своего дома, где муж и жена станут царями, а также напоминание о необходимости разумно пользоваться данной Богом властью во благо семьи – малой церкви. Но вместе с тем это – символ тернового венца Иисуса Христа, символ страдания и мужества нести свой крест и преодоления смерти. Украшенные венцами, теперь уже муж и жена предстоит пред всей Церковью Небесной и земной и перед Самим Богом, ожидая Его благословения. Траекторным произнесением: «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!» - священник от лица Бога, трижды благословляет их, указывая им путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза.

Потом читается послание апостола Павла к Ефесянам, в котором говорится о важности брака и о взаимных обязанностях супругов, где одной из главных является страх лишится любви, а значит, присутствия Божия в семье, и Евангелие от Иоанна (2, 1-11) о благословлении и освящении супружеского союза.

Затем священник, а вместе с ним и вся Церковь молятся Господу о сочетавшихся и поют молитву «Отче наш», после чего выносятся чашки с вином (чаща общения). Священник трижды дает испить венчающемся из общей чащи – сначала мужу, потом жене, в знак того, что отныне у них все стало общим: и радости, и скорби. Потом он соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, накрывает их епитрахилью, сверху кладет свою руку, на веке соединяя их во Христе, и трижды обводит их вокруг аналоя. Это означает начало их вечного шествия рука об руку. По окончании этого торжественного шествия священник снимает венцы и желает супругам возвеличия от Бога, после чего новобрачные дают друг другу целование и подходят к Царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста – образ Божией Матери. Затем они меняются местами. Теперь супругов могут поздравлять родные и близкие.

После венчания молодые, родители, свидетели, гости продолжают праздник за столом. Но как неприлично при этом ведут себя иногда некоторые приглашенные. Нередко здесь упиваются, поют неприличные песни, дико отплясывают. Такое поведение было бы позорным даже для язычников. «Не подобает на браки ходящим скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам».

Брачный пир должен быть скромен и тих, должен быть чужд всякого неприличия. Такое тихое и скромное пиршество благословит и Сам Господь.

В мире, законом которого является разъединенность, противоположение, напряженное отношение между отдельными людьми, общественными группами и народами, тема брака чрезвычайно важна. Брак – место, где два человека, благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся единым, место, где розь кончается, где начинается осуществление единой жизни. Брак – чудо на земле.

По результатам опроса учащихся и учителей СОШ №2 тема Таинства Венчания, действительно, является актуальной на сегодняшний день. Это связанно, прежде всего, с возрождение роли Церкви в жизни современного российского общества.

На вопрос об актуальности темы Таинства венчания 70% учителей, 40% учащихся 9 классов и 64% учащихся 10-11 классов ответили положительно1. Как мы видим, чем старше опрашиваемый, тем обдуманее его ответ.

На вопрос «Обряд венчания необходим или без него можно обойтись» среди 9 классов «Да, необходим» ответили 43%, среди 10-11 классов 50%, среди учителей 40%. После венчания в Церкви молодые люди начинают осознавать на сколько сильна у них ответственность перед друг другом. Это делает супружеский союз крепче. И на вопрос «Верите ли Вы в то, что если молодые люди обвенчаются, то этот брак будет счастливым и долговечным» 55%2 опрошенных ответили «Да».

Большинство опрошенных считают церковный брак самым прочным и долговечным. А на вопрос «Таинство Венчания является для Вас модной тенденцией или Таинством любви» 45% опрошенных ответили «Таинство Любви» и у 14% анкетируемых ответ на этот вопрос вызвал затруднение. Это говорит о том, что в ближайшем будущем пар венчающихся в церкви будет больше, а это приведет к возрождению духовных ценностей, и браки будут крепче и долговечнее.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)