Справки  ->  Поиск людей  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Тайна имени партизанского командира

Более 90 лет отделяют нас от времен Гражданской войны. За это время в нашей стране изменилась экономическая и политическая системы, обострились социальные отношения в обществе. В такой ситуации важно знать и помнить о прошлом, о причинах Гражданской войны, чтобы история не повторялась, чтобы не допустить кровопролития внутри общества.

На протяжении трех лет я участвую в работе поискового отряда «Ступени», вместе с которым мы занимаемся поиском, ремонтом и сохранением памятников, установленных на территории Тулуна и Тулунского района.

С 2007 года мы сотрудничаем с Ю. И. Баландиным - бывшим директором краеведческого музея. Темой для совместной работы стала историческая личность героя Гражданской войны Я. К. Шлеппо. Именно поэтому я решила посветить свою работу изучению биографии человека, памятник которому расположен на территории нашей школы- Яна Карловича Шлеппо. К сожалению, история сохранила скупые сведения о командире партизанского отряда Шлеппо Яне Карловиче. Но мы попытались собрать о нем как можно больше информации. В своей работе мы использовали материалы периодической печати газеты «Путь к коммунизму» с воспоминаниями участника Гражданской войны А. А. Анучина, воспоминания В. П. Костыро, рассказы участников открытия памятника Шлеппо в 70-е годы В. Б. Крылова, А. А. Клепикова, З. И. Бабий, свидетелй этого события Веселковой А. П. , Олюхно Т. Г. , Томшиной Л. П. , Шаравиной Н. В. , книга Ю. И. Баландина «В поле под ракитой», сборник «Тулун – центр Отчизны», составленный Н. Е Зарубиным. Такие источники исследования имеют ряд особенностей: мемуарные материалы всегда отличаются однобокостью изложения, несут субъективную оценку событий, грешат неточностями. К сожалению, в научной литературе, имеющейся в нашем распоряжении (энциклопедия « История Сибири», «Гражданская война и военная интервенция в СССР ») нет никаких сведений о Шлеппо Я. К.

О том как образовался отряд, мы узнавали из воспоминаний бывшего партизана отряда Бурлова П. Кушнарева, Копылова Н. И. , воспоминания П. Ф. Гущина, И. В. Красновой, Вороновых.

Из воспоминаний следует, что отряд образовался в июне 1919 года. В селе Добчур появился коренастый человек, назвавшийся Яном Карловичем Шлеппо. Опорным пунктом этого отряда было выбрано Приречье. Там собралось 350 мужиков из окрестных деревень Старые Коры, Альбин, Хахарей, Бадар. Ян Карлович разбил их на роты и взводы, назначил командиров. Шлеппо объявил, что он теперь является командиром партизанского отряда, а его помощником будет Полин, житель деревни Альбин. На следующее утро отряд выступил по направлению к Тулуну.

Бывший партизан дивизии Бурлова П. Кушнарев вспоминал, что навстречу отряду Шлеппо из Тулуна движется отряд белых. Партизаны устроили засаду. Во время перестрелки был убит их офицер, остальные в панике бежали. Шлеппо повел свой отряд стороной от Братского тракта за село Гуран в урочище братская степь, где партизаны расположились лагерем. На следующий день Шлеппо объявил, что он уезжает в Тулун, а за него остается Полин. В его отсутствие Полин составил заговор, чтобы убить командира, а отряд распустить. [«Тулун-центр Отчизны» Красноярск, 2007г. ] Из воспоминаний бывшего партизана Копылова Николая Ивановича: « Шлеппо был лет тридцати, лицо простое, внимательный взгляд умных глаз» По Братскому тракту, в деревне Ключи, находился штаб отряда Шлеппо.

Из речи П. Ф. Г ущина на открытии памятника следует, что у Гурана завязался бой между отрядом Шлеппо и белыми, которых было больше. Поэтому партизаны отошли в Бурмай, чтобы затем снова выступить. Командир отряда выехал в Тулун для разведки. А по возвращению был предательски убит на заимке мельника Зверева. Из записей, составленных Веселковой Анастасией Петровной, мы узнаем, что человек, организовавший партизанский отряд в деревне Добчур назвался Шлеппо Яном Карловичем. Однако его настоящая фамилия Домидовский Бронислав Лукич. Был он политссыльным из Зимы. Через три дня после организации, формирования отряд двинулся к Тулуну и встретился с белыми, которые в первом бою с партизанами потерпели поражение. Через два дня после этого боя командир отправился в Тулун на разведку, а отряд отсиживался недалеко от Гурана. За это время в отряде созрел заговор, который возглавил его заместитель Полин. Полин убеждал партизан, что Шлеппо наведет на них чехов, и подговорил двух человек убить Яна Карловича. Возвращаясь из Тулуна, Шлеппо не доехал до расположения отряда метров 100-150 и был убит выстрелами из наганов двух изменников-бандитов. Полин и его дружки распустили отряд, организовали анархическую банду, грабившую крестьян. Большинство партизан из отряда Шлеппо влились в отряд Бурлова.

«Сообщаю для сведения, что из разведки и показаний, взятых в плен, и расстрелянных красных партизан выяснено: На Братском тракте против Тулунской группы наших войск действовала шайка красных партизан до 150 человек, сначала под командованием Земядянского, убитого красными за неудачный план, а после под командованием комиссара Полина, пойманного чехами».

Таким образом, из пяти источников мы узнаем, что командир отряда партизан был действительно убит своими. Выписка из архивных документов подтверждает, что в Тулунском районе растет и ширится партизанское движение против белогвардейских карателей. Белогвардейцы называют убитого командира Земядянским. Но это стало известно из допроса схваченного партизана. Можно предположить, что он так пытался сохранить имя командира в тайне. В тоже время фамилию Полина, схваченного чехами, называют правильно. Бывшие партизаны по-разному объясняют причины убийства Яна Карловича Полиным. Но сходятся во мнении, что это было сделано именно им. Версия Н. И. Копылова нам представляется наиболее убедительной и объяснимой. К тому же она находит продолжение в записях Веселковой А. П. в том, что Полин с дружками занимался грабежами.

Как мы уже отмечали, в мемуарных источниках встречается много неточностей, несовпадений, например, из воспоминаний Кушнарева следует, что Шлеппо был убит Полиным и его дружками, а партизан Копылов сообщает, что Шлеппо был смертельно ранен и выхаживался знахаркой Лукерьей еще несколько дней и он же ей открыл свое настоящее имя. Вызывает сомнение тот факт, что Полин был замечен в торговле золотыми часами. Хотя его склонность к мародерству отмечается в записях Веселковой. Бросается в глаза неточность момента гибели Шлеппо. По версии Копылова он был убит в расположении лагеря и даже были слышны шаги убегающих убийц, а в записях Веселковой говорится, что это произошло в 100-150 метрах от лагеря.

Эти неточности уже невозможно восполнить, так как слишком много времени прошло с той поры. Отряд просуществовал недолго (по нашему мнению около недели). Его деятельность не такая значительная, как деятельность отряда Бурлова.

К, сожалению, мы не можем с уверенностью сказать какая настоящая фамилия нашего героя: в одном месте белые в своем донесении называют его Земядянским, со слов Лукерьи он Домидовский Бронислав Лукич, одни партизаны утверждают, что он Шляппо и этот псевдоним произошел от слова шляпа, а другие называют его Шлеппо.

В 1971 году по инициативе почетного гражданина города Павла Федоровича Гущина и ветерана войны и труда Н. А. Жаркова в селе Бурмай на месте захоронения Яна Карловича был поставлен обелиск. Но село Бурмай перестало существовать. Местное кладбище было заброшенным, и имя партизана могло навеки бесследно исчезнуть.

В 1977 году отмечалось 60-летие Великой Октябрьской социалистической революции. И в стране и в области активизировалось патриотическая работа. Велись поиски бывших партизан, награждались оставшиеся в живых, возводились обелиски, монументы, памятники, посвященные этим событиям. Молодые рабочие-комсомольцы Азейского разреза под руководством Владимира Борисовича Крылова активно участвовали в этом движении. Вместе с П. Ф. Гущиным они объездили практически весь район, где были партизаны. И Павел Федорович привез комсомольцев в бывшее село Бурмай. И вот тогда зародилась идея увековечить память партизана, поставить ему новый памятник возле новой школы, чтобы подрастающие комсомольцы никогда не забывали какой ценой устанавливалась Советская власть в нашем крае, чтобы они ухаживали за этим памятником и на примере биографии Шлеппо Яна Карловича воспитывали молодое поколение страны Советов.

С этой идеей азейцы обратились в городской комитет партии. Однако сразу «добро» на установку памятника от первого секретаря Демещика Виктора Васильевича не получили. Было много вопросов и сомнений, но за работу взялся Павел Федорович Гущин. Он встречался с бывшими партизанами, делал запросы в КГБ и доказал, что имя Шлеппо достойно увековечивания в памяти народа как борца за светлое будущее.

Комсомольцы у себя на разрезе по эскизу художественной мастерской сделали памятник. А 25 октября 1978 года возле школы в микрорайоне « угольщиков » состоялся митинг ветеранов, молодежи и общественности города, на котором и был открыт памятник партизану Шлеппо Я. К.

Зоя Ивановна Бабий вспоминает: «Был холодный день, собралось очень много народу. Было хорошее оформление, музыка. Говорилось много хорошего. Дали слово мне: Мы собрались на открытие памятника человеку, который внес большой вклад в историю партизанского движения, потратил много сил, но не успел совершить еще больше. Гимн. Затем слово дали Павлу Федоровичу Гущину. Все открытие лежало на плечах молодежи. Если бы не молодежь, то, наверное, памятника и не было бы».

Она помогла отыскать одну статью, которая была полностью посвящена открытию памятника Я. К. Шлеппо.

В ней говорится: « Открытие было назначено на два часа, но задолго до этого времени уже собрались горожане, в большинстве молодежь и школьники. Играет духовой оркестр. Здесь уже собрались Участники Гражданской и Великой Отечественной войн, Члены городской секции ветеранов. Митинг открывала секретарь горкома партии Бабий Зоя Ивановна, предоставляется слово почетному гражданину города, бессменному директору краеведческого музея П. Ф. Гущину.

Люди, присутствующие при таком торжественном событии, пододвинулись поближе, чтобы лучше услышать все, что известно о человеке, который вошел в историю, чье имя стало известно теперь многим.

Дорогой ценой была завоевана сегодняшняя счастливая жизнь нашими отцами и дедами. Одним из них был Ян Карлович Шлеппо.

- Я. К. Шлеппо не довел дело до конца,- говорит П. Ф. Гущин,- но мы воздали должное герою, отдавшему жизнь в борьбе за власть советов. Светлая память ему и тем многим, которые были расстреляны в Тулуне.

П. Ф. Гущин поблагодарил комсомолов разреза «Азейский» за хорошую инициативу сделать памятник и установить его в канун 60-летия ВЛКСМ 61-ой годовщины Великой Октябрьской революции.

И вот памятник сделан и установлен у школы № 25, куда символически перенесены останки погибшего командира партизанского отряда. Право открыть его представилось председателю Тулунского ревкома Александру Николаевичу Купченко и участнику Гражданской и Великой Отечественной войн Анатолию Афанасьевичу Анучину.

Звучит музыка, снимается покрывало. Комсомолы школы № 25 возлагают к подножию памятника гирлянды цветов.

Слово берет А. Н. Купченко, он призвал свято беречь памятник.

К школьникам, пионерам и комсомольцам школы № 25 обратился директор школы П. А. Лапшин. Он призвал их быть достойными памяти героя Октябрьской революции.

От имени комсомольцев города выступал секретарь ВЛКСМ Александр Анатольевич Клепиков. Он выразил уверенность, что памятник станет символом богатой революционной традиции Тулуна. Здесь у памятника Я. К Шлеппо повяжут галстуки вступающим в пионеры, здесь юноши и девушки получат комсомольские билеты и такие легендарные люди, как Я. К Шлеппо, станут достойным примером для молодого поколения».

На протяжении многих лет в День знаний на уроке Мира лучшие учащиеся- комсомольцы нашей школы возлагали цветы и гирлянды к памятнику. Таким образом, памятник возле нашей школы был поставлен по решению общественности в честь 60-летия Октябрьской революции. Он очень много значил для бывших партизан, коммунистов и комсомольцев 70-х годов. На протяжении тридцати лет школьники двадцать пятой школы ухаживали за памятником, проводили здесь прием в пионеры, возлагали цветы. Этот памятник стал неотъемлемой частью нашей школы, нашей работы по патриотическому воспитанию. За столько лет ни разу не возникло вопроса, а зачем нужен этот памятник. Сегодня мы узнали, что отряд партизана Шлеппо действовал не долго. Но это не умаляет его значимости. Человек сумел поднять на борьбу крестьян, брал на себя опасные задания, погиб в этой борьбе. Конечно, сомнений нет, памятник поставлен достойному человеку. Этот человек и этот памятник- это часть нашей истории. А забывать нашу историю в угоде моде, изменившейся идеологии неблагодарное занятие. И наша задача донести это до наших потомков, как доносили до нас учителя и бывшие ученики школы № 25.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)