Культура  ->  Театры  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Театральная жизнь Сталинграда в 1930-е - 1940-е годы

Разгром исторического краеведения в конце 20-х годов нанес, в целом, огромный урон культурному фону провинции. В последнее время наблюдается оживление исследований прошлого Царицына – Сталинграда – Волгограда. Определённое место на страницах истории города должно быть отведено его театрам, поскольку на протяжении многовекового существования человечества именно он был призван отображать жизнь во всём ее многообразии. Так было во времена его зарождения в Древней Греции, и значительно позже. И до настоящего времени не потеряли актуальность слова В. Шекспира: «Весь мир – театр!». Утверждение В. Шекспира неопровержимо. Между театром и жизнью существуют глубокие крепкие связи. Театр- зеркало жизни, которое отражает развитие общества в разные исторические эпохи. Вот почему важнейшей задачей деятелей театра, на все времена, остаётся воплощение истинного драматизма жизни, реальных исторических конфликтов, борьба человечества за лучшее будущее.

В 2006 году исполнилось бы 87 лет со дня основания драматического театра им. М. Горького. Но он был расформирован, а на его месте возник другой – Новый Экспериментальный Театр. Драмтеатр им. Мю Горького исчерпал свои творческие возможности, и это было большой потерей для культурной жизни Волгограда, поскольку театр – как человек, однажды прекратив своё существование, не рождается вновь. НЭТ восполнил эту утрату, и, несмотря на свою молодость, в мастерстве артистов и постановщика не уступает прежнему театру.

В последние годы краеведы всё чаще стали обращаться к теме театрального прошлого города.

В данной работе предпринимается попытка проследить через репертуарные планы становление и развитие Сталинградских театров в период 1938-1945 года. Выяснить, чем руководствовались коллективы при создании репертуаров, с чем связаны успехи и срывы в работе.

История советского общества в рассматриваемый период не может быть понята и осмыслена в полном объеме вне исследования советской культуры этого времени. Стремительно меняется наши представления об отечественной истории. Приоткрывается занавес, скрывавшая ранее те или иные факты, эпизоды, имена тех, кто был не угоден руководству страны.

Политическая система советского государства с середины, а точнее с конца 30-х годов претерпела огромные изменения. После смерти В. И. Ленина укрепились позиции партийно-государственной бюрократии, которая давила над советским обществом и контролировала все сферы деятельности человека. В жизни любого общества много зависит от того, кто определяет направление движения. Именно в это время определённая часть идеологии советского общества, по мнению А. Караганова, превратилась в мифологию культа личности.

В сталинские времена сложившаяся театральная система подвергалась разрушительному давлению сверху сознательно, шла борьба против индивидуальности в искусстве, проводилась политика нивелирования. Ярким доказательством этого процесса может служить выдержка из дневника кинодраматурга Александра Довженко, где он вспоминает о заседании Политбюро, рассматривающего ошибки его сценария «Украина в огне»: «Берия грубо гаркнул: Будем вправлять мозги! ». И далее: «Я знаю тебя!- грозно тыча пальцем и также грозно вытаращив глаза, поучал меня друг Берии, - Ты вождю пожалел 10 метров пленочки. Ты ни одного эпизода ему не сделал Гордость тебя заела, вот и погибай теперь Ты работай, как я: думай, что хочешь, а когда делаешь фильм, разбросай по нему то, что любят: тут серпочек, там молоточек, тут серпочек, там молоточек, там звёздочку».

Такое насилие над художником появилось не только в киноискусстве, но и в литературе, в театре.

Конституция 1936 года построение в стране социализма. В связи с этим была выдвинута идея, что социалистическое общество отличается от капиталистического отсутствием противоречий. Поэтому поддерживалась и насаждалась для искусства «теория бесконфликтности».

В 30-е годы в советской культуре в качестве главного критерия, по которому оценивалась окружающая действительность, был утвержден творческий принцип социалистического реализма.

На чем же основано применение этого принципа? Что такое, прежде всего реализм? Латинское слово realitas означает действительность, слово realis - действительный. Очевидно, что словом реализм мы подчеркиваем верность изображения жизни. А, словосочетание социалистический реализм означает верность изображения жизни при социализме, « выраженное в художественных образах с позиций коммунистического мировоззрения, которое позволяет художникам осознать исторический смысл изображаемых явлений и правдиво отразить в искусстве не только настоящее, но и тенденции общественного развития».

Однако на самом деле этот метод советской культуры не был правдив, не отражал действительность. Именно в эти годы советский народ жил в нищете, голодный, подверженный страху. Страхом была пропитана вся страна: крестьяне боялись прошедшей коллективизации, советский работник - непрерывных чисток, партийный – обвинения в уклоне, технический – во вредительстве. Поэтому, в противовес существующему реализму выставлялся социалистический строй, наполненный яркими, сочными красками, в котором главным действующим лицом был счастливый, здоровый, румяный советский человек. На страницах газет и журналов восхвалению подлежит все советское – от домн магнитки до паспорта, поруганию - все заграничное. Запад преподносится как классово и социально отсталый. Идёт фальсификация реальностей. Внешней мир советскому человеку представляется в совершенно искаженном освещении. Неприязнь ко всему несоветскому прослеживается и в театральном искусстве. Из вышеизложенного следует, что театральное искусство испытывало на себе влияние государственно-бюрократического аппарата, теряло свою самобытность и самостоятельность. Обращаясь к истории театров, необходимо помнить, что основным объектом её изучения является спектакль, как единое целое, ставший самостоятельным произведением искусства. В нем в общем действии соединяются и драматургия произведения, положенного в основу, актерское мастерство, и художественное и музыкальное оформление.

Театры Сталинграда в предвоенный период

Драматический театр им. М. Горького

В 1932 году Сталинград стал центром огромного Нижнее-Волжского края, что во многом изменило облик города. В городское хозяйство и культуру вливались огромные средства. Строилась гранитная набережная, шоссе Сталинград-Красноармейск, зеленое кольцо вокруг города, открылись механический и медицинский институты, поднимались жилые дома, возводились заводы

В сезоне 1933-1934 года труппа драматического театра имени горького (это имя театр получил в 1929 году по решению пленума Горсовета) стала постоянной. Театр был оформлен на новых началах как отдельный творческий коллектив. Это означало и улучшение бытовых условий творческих работников.

В первом сезоне для художественного руководства в театр из Ростова пригласили заслуженного артиста республики А. А. Иванова. В списке артистов значились выдающиеся имена: Е. К. Мязина, А. Н. Стешин, Д. И. Ярский, И. Г. Овчаренко, художник Ф. П. Новиков. 20 октября 1933 года сезон открылся пьесой Л. Славина «Интервенция». Выбор оказался удачным, поскольку происходящее на сцене было близко сталинградцам: в годы гражданской войны здесь скопилось много военнопленных-иностранцев, оставшихся на стороне революционного народа.

В 1934 году в сталинградский театр пришёл заслуженный артист АзССР Н. А. Соколов – актер большого и своеобразного таланта. Он взялся за постановку «Отелло». В декабре 1934 года состоялась премьера вечной трагедии в постановке Соколова.

«Отелло! Театралы шли «на новую режиссуру » с настороженностью. Но постановщик, артисты не обманули ожиданий: театр сумел донести до зрителя и шекспировский трагизм, и шекспировскую страстность. Соколов играл Отелло, счастливо избежав вульгарного социологизма в трактовке роли, как это нередко случалось в те годы с другими. Своеобразность игры актёра Соколова, густая оболочка его подчёркнуто-театрализованных жестов наложили неповторимый отпечаток на этот выдающийся спектакль сталинградского театра».

«Я хорошо помню Отелло Соколова, его плавные движения, мягкую походку, слегка глуховатый голос с напевными интонациями, - вспоминал бывший председатель Госкино РСФСР А. Г. Филиппов, в прошлом театральный критик и главный редактор «Сталинградской правды». - Отелло Соколов был с нежной ранимой душой, простодушен, доверчив, возвышен и романтичен. Прошло более сорока лет с тех пор, как я видел Соколова в этой роли, а он всё ещё жив в моей памяти».

«Однако в театре сложилось парадоксальное положение: спектакль отличный, а после трёх представлений в зале пусто.

Параллельно с краевым театром работала и драма Металлогорода, созданная также в 1933 году для обслуживания заводских районов; за полгода она дала 170 спектаклей («Ревизор», «Без вины виноватые», «Поэт и царь», и др. ). Вероятно, двух драматических сцен город выдержать не мог.

Нобольшого искусства нет без большого зрителя – так мыслил Станиславский. Любою ценою нужно было вывести краевой театр из тупика. Между тем в общественной жизни происходили большие изменения».

В репертуаре драматического театра в конце 30-х годов по-прежнему главенствовала тема революции, гражданской войны. Но, по сравнению с предыдущим десятилетием, эта тематика имела свои особенности. Драматурги и деятели театра стремились не только к тому, чтобы изобразить на сцене реальные эпизоды революции и гражданской войны, они пытались выразить романтику, героику прошедших лет в реалистических образах. Значительного успеха достигает театр им. М. Горького в создании спектакля по пьесе Л. Рахманова «Беспокойная старость», поставленной в феврале 1938 года. Творческому коллективу театра, а также режиссеру-постановщику, заслуженному артисту республики В. М. Энгель-Крону удалось создать яркий спектакль.

1935 году первым секретарём Нижне-Волжского крайкома ВКП/б стал И. М. Варейкис, личность которого оказала большое влияние на культурную жизнь города.

Для руководства драматическим театром И. М. Варейкис пригласил В. М. Энгель-Крона, который стал художественным руководителем сталинградского драматического театра. В. М. Энгель-Крон начал с того, что провёл на заводах конференции зрителей, на которых был обсуждён репертуар театра.

Энгель-Крон начал свою работу в Сталинграде удачно. Высокая культура и организаторский талант его стали залогом того, чтобы сталинградский драматический занял, наконец, подобающее место среди других периферийных театров.

Театр делал несомненные успехи. В сезоне теперь - десять- двенадцать премьер.

Закончились жалобы на отсутствие зрителя: недавние крестьяне и пролетарии приобщались к высокому искусству драмы. Энгель-Крон в каждом сезоне ставил горьковские пьесы. «Мещане», «Последние», «Дети солнца» получили одобрение критики. Но лучшим спектаклем Энгель-Крон стала «Анна Каренина».

Тяжело оказался на искусстве 1937 год. Даже игра превосходных актеров почему-то перестала удовлетворять критику.

«К 20-й годовщине Октября драматический театр имени Горького поставил пьесу «Разлом». Тонкий знаток сцены, Борис Лавренев дал острый конфликт, типические характеры революционных матросов и врагов. Однако в спектакле было много неудач. Главную роль капитана

- 8 - царского флота, вставшего на сторону революции, играл артист П. П. Скарлато. Увы, он выглядел тускло. Недостаточно выразительно были и массовые сцены. Люди уходили со спектаклей неудовлетворенными».

Этот сезон был явно неудачен. Даже большие актеры имели свои срывы. Так, в пьесы «Родной дом» артист Стешин играл профессора Скворцова, увлеченного наукой. Рецензент Ал. Филиппов писал: «Нет профессора Скворцова Изображен рассеянный суетливый старичок, склонный к чудачествам и позерству». Так же неудачен был в этом спектакле Покровский- секретарь обкома Рябов: порывистый в движениях, он говорил приказным тоном, и это не вязалось с представлением о большевике, обязательном человеке. У Покровского было много искусственной натянутости и внутренней пустоты.

Трудно понять этот неуспех двух артистов, игра которых и до, и после оценивалась только превосходной степенью. Быть может, на искусстве отразилась нервозно-трагическая обстановка 1937 года? Нападки на работников искусства в статьях директивно-проработочного тона привели к тому, что богатство и многообразие художественных форм при идейном единстве, провозглашенное как основной путь советского искусства, оказалось под угрозой. И, как следствие, обозначился отход от реализма в искусстве, что привело к бесконфликтности в драматургии. «Театр заполнили, мнимо злободневные, часто «шпионские» пьесы, интригующие зрителей. Так, «Очная ставка» братьев Тур и Шейнина по интересу к ней зрителей стояла на первом месте в сезоне 1937/38 года. «Шпионской» пьесой был и «Генеральный консул», поставленный к открытию восемнадцатого съезда ВКП/б/»

Теме репрессий – острой, злободневной теме - был посвящен спектакль «Павел Греков» Войтехова и Ленча. Эта пьеса вызвала повышенный интерес. Ведь репрессии приняли широкий размах: исчезли в застенках бывшие секретари окружкома Б. П. Шеболдаев, В. В. Птуха, арестовали И. М. Варейкис, директора картинной галереи И. П. Изюмского, многих работников городского Совета.

В 1939 году из театра ушел В. М. Энгель-Крон. Начали один за другими меняется режиссеры, что не могли не сказаться на артистическом ансамбле. Спектакли потускнели. Театр посетили гости, страшнее которых для искусства нет,- скука и равнодушие.

На фоне общей серости театральной жизни того времени выделялись, правда, постановки молодого режиссера Л. С. Фатина, одна из них - «Земля» Н. Вирты. Вскоре он стал художественным руководителем театра и возглавил открывшееся в 1938 году отделение Всесоюзного театрального общества.

Теме становления человеческой личности, поднявшейся из народных глубин к высотам государственной деятельности, относится пьеса сталинградского драматурга Б. Дьякова «Наталья Огнева».

«Наталья Огнева – представительница первого поколения советских людей, которые «закалялись» в огне гражданской войны, стойко преодолевали трудности построения социализма».

Гражданская война, НЭП, первый год без В. И. Ленина, борьба с оппозицией в партии, первая пятилетка, 1938 год- год разгрома троцкистско-бухаринского блока – вот те ключевые моменты, в соприкосновении с которыми формировался характер героини. Театральное искусство, вдохновленное творческим методом социалистического реализма, показывало на сцене театра борьбу за выполнение пятилетнего плана, как мы знаем так и не выполненного до конца, борьбу против «врагов народа», пропагандируя тем самым зрителям против ближних своих действенное средство- метод доноса. Не случайно эпиграфом к спектаклю, по словам режиссера театра И. В. Разуна, были взяты слова товарища Сталина: «Приятно и радостно знать, что кровь, обильно пролитая нашими людьми, не прошла даром, что она дала свои результаты».

В предвоенное время в репертуаре драматического театра им. М. Горького видное место заняла русская классика. Одной из первых пьес, поставленных на сцене сталинградского театра, было произведение А. Н. Толстого «Петр I». Большое место в репертуарном плане театра занимала драматургия М. Горького, составлявшая его основу. Были сыграны его пьесы «Враги» и «Варвары». Постановки горьковских пьес на сцене театра имели большой успех.

«Однако не вся русская классика проходила с таким успехом, как горьковские пьесы. В январе 1939 года на сцене театра был поставлен спектакль А. Н. Островского «Волки и овцы». Коллектив недостаточно серьезно подошел к драматургии Островского. Актерам не хватало работы над словами писателя, допускалось вольное обращение с текстом пьесы. Поэтому замысел драматурга не нашел полного разрешения».

Работа сталинградского драматического театра имени М. Горького над русской классикой дополнялась постановками пьес европейских драматургов. Пронизанные радостным приятием жизни, эти спектакли сильно отличались друг от друга.

«Одна за другой ставятся пьесы великого испанского драматурга Лопе де Вега. Большим успехом пользовался спектакль «Собака на сене», прошедший двадцать раз при полном зрительском зале».

Значительных успехов сталинградский театр драмы достиг в постановке произведения В. Шекспира «Ромео и Джульетта» режиссером Л. С. Фатиным. Последней предвоенной премьерой драмтеатра была пьеса Бомарше «Женитьба Фигаро».

Из выше изложенного следует, творчество сталинградского драмтеатра в предвоенный период отличалось разнообразной тематикой. В репертуаре мы находим пьесы советских драматургов, и русскую, а также западную классику.

Не все спектакли, поставленные на сцене драмтеатра им. М. Горького были удачными. Чем это объяснить? Нельзя говорить о творческом подъеме театра, если в нем ежегодно меняется художественный руководитель. Несомненно, это сказывалось на работе всего коллектива. Нельзя обойти вниманием и бытовые условия работников искусства. Артисты жили в необустроенных частных квартирах, что косвенным образом отражалось на закреплении кадров, полноценной работе на сцене.

Становление театра музыкальной комедии. 1938-1941

До 1932 года в Сталинграде не было постоянного театра музыкальной комедии. Существовало Нижнее-Волжское театральное объединение, которое обслуживало Саратов, Астрахань и Сталинград. Музыкальные комедии, оперетты в городе ставились лишь в летнее время в городском саду, театре «Конкордия», или в помещении драмтеатра им. М. Горького. Качество спектаклей, репертуар театра, который бывал только наездами, не удовлетворял запросов зрителя. Возникает потребность в создании своего стационарного театра музкомедии. В сентябре 1932 года заканчивается формирование труппы театрального коллектива; в ней было около 150 человек, из двух составов – Нижне-Новгородского и Саратовского. Из известных уже Сталинградским зрителям артистов были приглашены в театр Неймер, Чарская, Нильский, Ушаков, Данильский. Первым художественным руководителем был назначен Л. Ю. Сагайдачный.

В становлении музыкального театра не все было гладко. Наряду с успешными постановками, были и неудачи. Существенную роль в развитии театра музыкальной комедии сыграло Постановление Всесоюзного комитета по делам искусств от 15 мая 1938 года «О закреплении театральных кадров». Это постановление способствовало улучшению положения театров, ликвидировало текучесть кадров. До этого нередко случалось, что перед началом сезона обновлялся весь актерский состав, менялось руководство театра, были проблемы с декорациями и костюмами. Теперь с таким положением вещей было покончено. В те дни в коллектив приходят такие артисты, как: Ю. Майская, М. Неведова, И. Леончаров, Ильинский, А. Чарская, Демина. Солисты балета: Мозгин А. Н. , Соколова А. Г. , Герасимчук А. И. Театр провозгласил Ю. Д. Ерофеев. О его приходе вспоминает в своей статье Ильинский: « В театр музыкальной комедии накануне войны пришел талантливый режиссер Юрий Ерофеев. Человек высокой сценической культуры, ученик Станиславского, он по окончании студии работал в Омске, а в 1938 году его пригласили в Сталинград. Сначала он поставил «Собаку на сене», которая с успехом прошла в драматическом театре. Но профессиональные интересы и склонности Ерофеева принадлежали жанру музыкальной комедии. Вскоре он стал там художественным руководителем». С приходом Ю. Д. Ерофеева был значительно расширен репертуар театра, в основном, за счет советских оперетт.

В 1940 году театр музыкальной камеди открыл сезон комедией Пейсина, Зельцер и Янковского «Моряки». По словам критика З. Матусевич, « комедия не блещет ни большой музыкальностью, ни особенно остроумием, ни новизной положения. Зато у нее есть одно большое достоинство-она свободна от «той непроходимой пошлятины, которой насыщены некоторые старые музыкальные комедии».

В конце года была поставлена комедия «Холопка» Н. Стрельникова. Она была написана в 1928-1929 годах и была знакома большинству зрителей по ранним постановкам. Достоинством «Холопки», отмечает З. Матусевич, является то, что «прекрасная музыка не является «вставным» номером, а органично слита с действием».

На сцене сталинградского театра музкомедии в конце 1940 года - начале 1941 года были поставлены новые оперетты советских композиторов. Среди них – «Коломбина» Рябова и Ленского, «Кето и Котэ» Б. Долидзе, однако судить о качестве данных постановок мы не можем, так как не имеем на них рецензий, которые отражали бы достоинства или недостатки работы актеров.

Много неожиданностей принесла постановка комедии Валентинова «Жрица огня». Как находит критик Ю. Львов, « она насыщена «разного рода революционным» содержанием, где жрица гневно протестует, вступая в защиту справедливости, парижская актриса становится организатором восстания, а заклинатель змей вершит классовую месть полицейскому»18. Нельзя не согласиться с автором рецензии, который считает, что вольное обращение с текстом комедии нарушило целостность действия, превратило оперетту в набор эстрадных номеров, наспех склеенных бесцветными диалогами.

Больших успехов коллектив театра музыкальной комедии добился в постановках классических оперетт зарубежных авторов. Наиболее удачный спектакль предвоенного времени «Прекрасная Елена» Оффенбаха. По определению самого композитора эта опера-буфф. Спектакль получился ярким, красочным. Заслуга театрального коллектива заключается в том, что ему удалось отойти от старых опереточных штампов, делающих любую пьесу ненатуральной.

Живые человеческие чувства, переживания были прекрасно показаны актёрами Т. Е. Орловой, играющей роль Елены, Д. Я. Дашковской, А. В. Ильинским, М. И. Берлашвили, а также артистами балета В. Я. Тулуповой, Г. Н. Погосовым, Л. И. Бергер.

Много споров вызвала постановка комической оперы «Колокола Корневиля». Эта блестящая оперетта Роберта Планкетта относится к наиболее совершенным образцам мировой опереточной классики - она третья из числа лучших произведений этого жанра. «Колокола Корневиля» - пьеса, которая позволила актерам наиболее полно раскрыть свои дарования. Например, у актера А. Д. Завалова это лучшая роль, созданная за три года работы в театре. Успешно сыграли роли П. Р. Литхен, П. С. Бархаш, Д. Я. Дашковская и другие, умело поставленные танцы.

«Творческой победы был удостоен Ю. Д. Ерофеев, как режиссер – постановщик и автор либретто».

Столь удачная постановка пьесы объясняется, по всей видимости, ее принадлежностью к лучшей мировой оперетте. Это способствовало более серьезному отношению театрального коллектива к постановке на сцене театра.

В жизни опереточного героя много условности – это одна из особенностей оперетты. Но, несмотря на это, и в этом легком жанре хочется видеть что-то живое, трогающее за душу. К числу таких

Постановок можно отнести комедию «Баядера» И. Кальмана, поставленную на сталинградской сцене. Главная героиня (артистка Демина) смогла затронуть слушателя, взволновать его. Много по-настоящему веселых минут, доставил А. Ильинский (Филипп). С большим искусством поставлены танцы. Превосходен восточный танец Н. герасимчук и Н. Мозгина, негритянский танец, исполненный А. Соколовой и М. Бердниковым и другие. «Автор рецензии, посвященной данной премьере в театре, Ал. Филиппов высказал сожаление, что такие блестящие спектакли очень редки, а советские оперетты не пользуются гостеприимством сцены».

Последней комической опереттой, завершившей предвоенный репертуар театра, была пьеса «Подвязка Борджиа». Эта венская комедия также удачно была поставлена актерами музкомедии.

Характеризуя репертуар театра музыкальной комедии в 1938-1941 годах, можно с уверенностью сказать, что театр добился больших успехов, правда, за счет классических пьес. 26 работников театра были премированы Исполкомом Областного Совета Депутатов трудящихся, артист А. В. Ильинский удостаивался звания заслуженного артиста республики. Театр музыкальной комедии неоднократно выезжал на гастроли, его приглашали в Москву, Киев, Харьков. Это говорит о том, что он превратился в один из лучших театров страны.

Идеологическая направленность репертуарного плана театров

Во введении в общих чертах была изложена политика партии в 30-40-х годах в области идеологии. Вся деятельность советского человека контролировалась и направлялась по намеченному свыше курсу. В конце 30-х годов стала формироваться система взглядов, установок, превращавших рядового человека из самостоятельного существа в малозначащий «винтик» огромного бюрократической машины, в безгласное средство политической системы. В советском человеке воспитывался формализм, неуважение к человеческому достоинству, и это приводило к тому, что человек, как личность, был подавлен, лишен всякого инициативы. Это явление наблюдалось и в театре. Вот как В. Плучек объясняет причину этого явления: « центральный аппарат управления и подчиняющаяся ему управленческая иерархия на местах не могли, да и не желали терпеть ничьей власти, кроме своей собственной. Даже в достаточно ограниченной области общественной жизни – в театральном искусстве, даже в отношении совсем небольшой группы людей – театральной труппе».

Сталинградские театры, также испытывали на себе давление государственного аппарата, которое ощущало в постановке пьес, отвечающих творческому методу социалистического реализма.

Примером может служить спектакль И. Дунаевского и М. Янковского «Золотая долина», шедший на сцене театра музыкальной комедии, созданный к 20-летию Великой Октябрьской революции. Это лирико-романтическая оперетта, показывающая «один из ярких, красочных эпизодов повседневной будничной жизни советских людей». Кощунственно звучали слова « сверкающая радость и веселье счастливого советского народа», так как именно в 1938 году, - год постановки пьесы, страна была пропитана страхом, именно на этот год приходился пик репрессий людей, зачисленных в ряды «врагов народа». На сцене театров в это время показывали то, чего в жизни не могло быть, и в этом содержание пьесы соответствовало духу времени.

Рецензия на спектакль написана А. Филипповым и М. Пенкиным. Она насквозь проникнута социалистическим патриотизмом, настраивает зрителей на то, что их повседневная жизнь прекрасна и счастлива. Внимательно читая эту рецензию, видишь, что даже актеры на сцене не могли жить так хорошо, как это показано в пьесе, что и было поставлено им в вину : «Бедны и неряшливы костюмы. Зрители, конечно, не верят, чтобы наши советские девушки так безвкусно и некрасиво одевались, как это показал спектакль».

К числу подобных пьес относятся следующие: «Год спустя» Александрова, «Соловьиный сад», «Сотый тигр». Причем, последняя, согласно рецензии, «отражает зажиточную, веселую, культурную жизнь колхозников, их кровную связь с Красной Армией, их большевистскую бдительность». Эта фраза говорит о многом; что все слои населения участвовали в выявлении «врагов народа», «большевистская бдительность», по-видимому, была у них в крови. Просматривая рецензии на спектакль, невольно соглашаешься с Л. Чижовой, «что весь социалистический реализм с его сводом политических и идеологических постулатов стал тем «прокрустовым ложем», в которое пытались уложить искусство, личность художника».

Для драматургии 30-х годов, также, как и для многих других направлений искусства, была характерна фальсификация истории революции, гражданской войны, социалистического строительства.

К 20-летию Красной Армии и Военно-Морского флота на сцене театра им. М. Горького была поставлена пьеса И. Прута «Дорога на юг». В ней повествовалось об одном « из решающих этапов гражданской войны, когда, благодаря гениальной прозорливости товарища Сталина, осуществляя сталинский план, Красная Армия разгромила белогвардейские полчища на южном фронте». Постановке спектакля придавалось большое политическое значение, так как в его создание на сцене драмтеатра принимал участие сам автор пьесы. Содержание «Дороги на юг» отвечало требованиям времени. Теперь открыто говоря, что роль Сталина и Ворошилова в истории гражданской войны явно преувеличено. Они были и «остались малокомпетентными в военных вопросах людьми », и поэтому не могли сыграть большой роли в освобождении южных рубежей страны.

Как говорилось раньше, восхвалению «советского образа жизни» в политике партии отводилось большое место. Вместе с тем все заграничное, несоветское преподносилось народу в совершенно искаженном виде. На сцене театра драмы им. М. Горького это присутствует в постановке пьесы Дж. Пристли «Опасный поворот», посвященный современной буржуазной семье. Дж. Пристли приоткрывает завесу над одной из английских семей, показывая, что скрывается за мнимой благопристойностью семейных отношений. Святость домашнего очага, любовь, дружба – все это обман, позолота, которая держится на откровенной лжи. В противовес заграничной, социально незрелой семье, на той же сцене, в одно и тоже время ставится пьеса А. Афиногенова «Мать своих детей», где воспевается простая трудовая женщина, воспитывающая в трудовых бытовых условиях шестерых детей.

Появление на сцене одновременно двух таких пьес нельзя расценивать, как случайное явление. Именно на наглядном примере зрителям надо было показать преимущества советского образа жизни. Безусловно, нельзя умолять достоинства пьесы А. Афиногенова, но в той обстановке, когда она шла одновременно с «Опасным поворотом» Дж. Пристли, ей отводилась вполне определенная политическая роль.

Тем не менее, на сценах сталинградских театров с большим успехом шли пьесы зарубежных авторов. Немыслимо представить сцену драмтеатра им. М. Горького без таких шедевров, как «Собака на сене» Лопе де Вега, «Ромео и Джульетта» В. Шекспира, «Безумный день или женитьба Фигаро» Бомарше, «Хозяйка гостиницы» Гольдони, сцену театра музкомедии без оперетт Кальмана, Оффенбаха, Эрве.

Оценивая репертуар сталинградских театров в рассматриваемый период, необходимо отметить, что театральное искусство, как один из каналов идеологического направления, ставится на службу политике. В эти годы на сцене театров появляются произведения, прославляющие великих деятелей России. Еще недавно, отрекаясь от собственной истории, велели ей начинаться с октября 1917 года, еще недавно отправляли на свалку истории «народа, царства и царей». Теперь же понадобились великие предки России в лице, например, Петра I. Постановка этой пьесы А. Н. Толстого была созвучна времени. Эпоха Петра I – это время поднятия России из недр невежества, темноты, дикости. Несмотря на то, что российский император руководствовался жесточайшими методами, в России произошли перемены к лучшему. Видимо политическое руководство страны проводило параллели между двумя эпохами, оправдывая тем самым методы и действия в управлении советской страной.

Можно сделать вывод, что политическое руководство контролировало все сферы деятельности в государстве, в том числе и театральное искусство. Театральные коллективы лишались самостоятельности в выборе репертуара, что сказывалось на количестве и качестве поставленных пьес.

Подводя итог деятельности сталинградских театров в 1938- середине 1941 годов, можно констатировать, что театральные коллективы испытывали на себе влияние государственно-административного аппарата, который оказывал давление на создание репертуарного плана коллективов. Характеризуя постановки советских драматургов, нельзя сказать, что они отличались достоверностью и высоким художественным воплощением на сценах. Намного интереснее были поставлены пьесы зарубежных авторов, особенно в театре музкомедии, с которыми они выезжали на гастроли в города союза.

Перестройка театральной деятельности в связи с началом Великой Отечественной войны

Изменение репертуарного плана в связи с началом Великой Отечественной войны

Тот воскресный день в Сталинграде обещал быть жарким и безоблачным. Метеосводка сообщала: днем ожидается градусов тепла, тихо, без осадков. Как всегда, сталинградцы собирались на Бакалду, за Волгу, на золотые пляжи, в зеленые рощи поймы.

А расклеенные по городу афиши сообщали: «Цирк-шапито. Большой парад-интермедия «На границе» в 3-х отделениях с апофеозом, постановщик М. Л. Писарницкий». В кинотеатре Горсада шел «Большой вальс», в «Комсомольце» - «Песнь о любви», в «Ударнике» - «Сокровище Ценского ущелья».

Только что закончились гастроли симфонического оркестра под управлением М. Павермана, и в газете сталинградцы прочли статью музыкального рецензента о последнем концерте из произведений Иоганна Штрауса.

В драматическом театре днем происходил смотр детской художественной самодеятельности. Ведущий объявил номер, и вдруг какая-то заминка, сцена некоторое время пустовала. Наконец вышел представитель горкома партии: «Товарищи, объявлена война». Тихо, словно из дома, где случилось большое горе, выходили вызываемые – зал пустел.

Война вторглась в жизнь людей неожиданно и злобно, еще не верилось в ее роковую неизбежность. « «Настоящее искусство должно звать на борьбу с Гитлером Фронт и тыл нераздельны», - провозгласил главный режиссер драмтеатра Л. С. Фатин. Многие артисты и музыканты ушли на фронт, оставшиеся рыли окопы, противотанковые рвы. На площади Павших борцов на большом экране демонстрировались оборонные фильмы: о группах самозащиты, о приемах рукопашного боя, о работе санинструкторского звена».

Великая Отечественная Война явилась суровым испытанием для всего советского народа. 22 июня 1941 года, когда гитлеровцы напали на Советский Союз, начался новый, полный напряженного драматизма период истории нашей страны, наложивший отпечаток и на искусство. Оно становится голосом героической души народа. Уже через три дня после начала войны известный актер театра МХАТ Н. Хмелев писал: «Мы, люди искусства, неразрывно связаны с нашим народом, партией, всю свою жизнь подчиним нуждам защиты Родины». Так думали все мастера советского театра и действовали соответственно этим помыслам.

«Летом 1941 года сталинградские театры, как обычно, выехали на гастроли. Театр музкомедии направился в г. Киров. По решению Облисполкома он вынужден был вернуться в Сталинград. По прибытии в Город, сразу 26 человек, в том числе и главный режиссер Ерофеев Ю. Д. , ушли на фронт». В театрах по-прежнему продолжалась творческая работа. Что же показывали театральные коллективы на сценах? Чтобы охарактеризовать репертуар театров, необходимо учитывать психологическое состояние драматургов, режиссеров, актеров того времени, которые призваны были правдиво отражать суровые дни, но считающих, что неудачи на начальном этапе войны носят временный характер. Однако какие бы экономические и психологические трудности не вставали перед театрами, патриотический подъем, охвативший весь народ, сразу же отразился на искусстве.

На рубеже мирного времени и военных лет стояла пьеса К. Симонова «Парень из нашего города». В ней рассказывалось о мирных днях Красной Армии, ее бойцах и командирах. Именно этим спектаклем сталинградский драматический театр в сентябре 1941 года открыл зимний сезон. Герой пьесы – С. Луконин всю свою жизнь посвятил беззаветному служению Родине. Это мужественный солдат, обаятельный человек, который находился там, где требовалось защищать отчизну. «Какое счастье, каждый день знать, что ты нужен стране», - говорит С. Луконин. « Сергей Луконин - один из тысячи парней, населяющих наши города и села, готовых на любой подвиг во имя отчизны. Сейчас они, эти молодые, сильные люди, героически сражаются на фронтах Великой Отечественной войны».

Но спектакль «Парень из нашего города» был лишь созвучен современности, а не порожден военным временем. Без драматургии, отражающей жизнь, театр не мог двигаться дальше. В первые же дни, месяцы войны появляются первые «опыты» военной драматургии. К таким пробам относится пьеса сталинградского драматурга Б. Дьякова «Мужество». Необычна ее история: она создавалась по заданию первого секретаря обкома партии А. С. Чуянова. С письменного стола рукопись шла в театр: там репетировали первый акт, а второй был еще на столе у писателя.

Оккупация. Фашисты загнали в сарай советских людей и жестоко пытали их. «Мужайтесь, мои дорогие, мужайтесь!» - восклицал старый еврей Мендель. - «Никогда еще тучи не побеждали солнце». А приговоренный к сожжению Кузьма Егоров, защитник Царицына, вырастал в своем гневе в народного героя: «Жгите меня, жгите, но никогда не спалить вам душу человеческую, сердце русское! Никогда!. Слышите вы, проклятые всем миром? На пепелище наших деревень, на развалинах наших городов, в сражениях, муках, подохните вы!».

«Подлинно трагической выразительностью достигла Мязина в роли жены Егорова, которая не только перенесла все испытания, но нашла в себе силы благословить на смертный бой сына и мужа. Интересны были образы предателей и паникеров, их играли Сальников и Овчаренко».

Спектакль, повествующий о высоком нравственном облике советских людей, их ненависти к захватчикам, о единстве всего народа перед лицом смертельной опасности, призыв к беспощадной борьбе с врагом, вдохновлял на героические и трудовые подвиги.

«В Великой Отечественной войне принимали участие все народы страны, и драматурги искали в истории народа героические страницы, будившие в сердцах бойцов чувство патриотической гордости. Искусство ставилось на борьбу с врагом, оно тоже должно было подчиняться лозунгу «Все для фронта!» ».

Театр жил напряженной жизнью. Образы прошлого призваны были укрепить мужество и стойкость народа. «Были поставлены пьесы: «Полководец Суворов», «Чапаев» Актриса Евгения Евгеньева помнит самоотверженную публику тех дней: как бы долог и опасен ни был налет, зрители – рабочие, солдаты, студенты, эвакуированные – из бомбоубежищ непременно возвращались в зрительный зал. Жизнь и сцена для сталинградцев стали неразделимы. Война не оставила безучастным ни одного человека. «В зале несколько сот красноармейцев и командиров, и мы начинаем спектакль. Мы знаем, что после спектакля бойцы уйдут на фронт, и хочется вложить в спектакль всю душу. Внезапно он прерывается: воздушная тревога. Актеры в костюмах и гриме поспешно направляются на крышу, на посты ПВО. Налет длится два с половиной часа. Наконец все стихает, только издали слышна канонада. Наши зрители уже на местах. Спектакль продолжается», – вспоминает также Е. Евгеньева».

Интересны воспоминания Виктора Клюкина о военных годах: «Когда война пришла в Сталинград, немец бомбил со всех сторон. Мы создали свою противопожарную бригаду, чтоб театр не сгорел. Немец бомбу зажигательную сбросит на крышу, а мы ее клещами сбрасываем оттуда. Мы давали концерты в госпиталях, поднимали дух раненых. Я читал Зощенко. Организовывали фронтовую концертную бригаду, просились на фронт, но нас не пустили, немцы подступали к городу. Эвакуировались в Сызрань, в 1943-м году вернулись назад».

Жажду героического, романтического театра, яркого и волнующего удовлетворяла в это время пьеса А. Гладкова «Давным-давно». «Зрители хотели увидеть героику прошлого не только в деятельности фельдмаршалов и полководцев, но и в делах простых людей. Поэтому комедия Гладкова, рассказывающая знаменитую историю девушки-гусара Надежды Дуровой, прославившейся своими подвигами во время Отечественной войны 1812 года, привлекла к себе большое внимание.

Идея пьесы – созвучна была современникам – патриотизм, любовь к Родине, готовность умереть в бою за ее честь и независимостью. Постановка спектакля расценивалась как большая творческая удача всего коллектива. Исполнительница главной роли артистка М. Ф. Горбатова блестяще раскрыла образ Шуры Азаровой. Разнообразные оттенки делают образ запоминающимся. Это проказница, с мальчишеским озорством, самолюбивая девушка, жеманная барышня, решившая посмеяться над нежданным женихом, пламенная патриотка. Блестяще сыгранная роль поручика Ржевского (артист Г. И. Сальников) также неоднозначна. Весельчак, гусар, но в трудную минуту перерождается в честного, прямодушного, готового умереть за Родину».

Спектакль А. Гладкова – последняя премьера в сталинградском драматическом театре им. М. Горького. Театр, несмотря на трудности, смог за короткое время создать на своей сцене ряд спектаклей, отвечающих духу времени. «Конечно, большинство постановок страдали теми или иными недостатками, но интерес зрителей к ним был велик». Это объяснялось тем, что советские люди хотели видеть на сцене героические образы, дела отважных сынов Родины, мужество русского народа.

Театр драмы им. М. Горького в своем репертуаре, наряду с героическими произведениями, отводил место советским, классическим и западным комедиям. В декабре 1941 года была поставлена комедия советских драматургов А. Раскина и М. Слободского «Тот, кого искали». Этот спектакль поднимал тему отношения советского человека к семье. Идея была актуальна в годы войны, так как крепкая, дружная семья поддерживала в трудную минуту, вдохновляла на боевые и трудовые подвиги. Сюжет пьесы несложен. В 1918 году, во время наступления белых, семья Борзовых теряет четырехлетнего сына. После длительных поисков они свыклись с мыслью о смерти сына. Но через 22 года милиция сообщает им адрес сына – Василия Захаровича Борзова. Однако это однофамилец. И Борзовы, полюбив Василия как сына, оставляют его в семье. Спектакль игрался как легкая комедия, в нем много хорошего юмора. «Но авторы слишком перезагрузили пьесу комическими ситуациями, часто не оправданными», - пишет сталинградский драматург Б. Дьякова, - «а постановщик спектакля дополнил щедрых авторов режиссерскими выдумками – правда интересными, яркими, но чересчур уж обильными».

Во время Великой Отечественной войны одним из главных видов деятельности советских театров, кроме сценической, была военно-шефская работа. Основной формой военно-шефской работы театральных коллективов стала фронтовая концертная бригада. Коллективы театров выступали с концертами и спектаклями, проводили различные тематические вечера, помогали в организации художественной самодеятельности.

О деятельности фронтовых концертных бригад Сталинграда имеется очень скудный материал. Б. Тарасов в статье «За оборону Сталинграда» упоминает, что 8 июля 1941 года бригадой драматического театра было дано 8 концертов перед уходившими на фронт частями. Именно на этих концертах заслуженная артистка РСФСР Е. Я. Евгеньева получила письмо благодарности после спектакля К. Симонова «Жди меня». Бывшая солистка балета Соколова А. Г. вспоминает, «что артисты музкомедии, кроме плановых спектаклей, выступали с концертами в воинских частях, госпиталях». Таким образом, театры города строили свою работу так, чтобы полностью отвечать требованиям военного времени. С. Силаев в статье «Театр и зритель», говоря о коллективе драматического театра им. М. Горького, отмечал, «что актеры не ограничивались спектаклями на основной сцене. Они выезжали с концертными программами в клубы, обслуживая бойцов и командиров

Красной Армии, консультировали красноармейскую художественную самодеятельность, помогая ей в выборе репертуара». Репертуар фронтовых бригад не всегда был современным, собранным из разных спектаклей, но как бы он ни был пестр, он был проникнут единой мыслью, единым стремлением принести людям радость, влить в их сердца новые силы.

В 1941-1942 годах театральная деятельность в Сталинграде не ограничивалась выступлениями только местных театральных коллективов. На гастроли приезжали московские театры, театры советских республик, отдельные актеры. Так, например, в середине 1941 года состоялся большой концерт с участием известных актеров театра и кино Н. И. Богомолова, М. И. Жарова, М. Г. Геловани, а также артистов Москвы, Украины, Латвии, Литвы, артистов сталинградской музкомедии. Весь сбор от концертов поступал в фонд обороны СССР. Эти концерты проходили с большим успехом и продолжались до сентября. В это же время в городе выступали Государственный русский народный хор им. Пятницкого, солистка ордена Ленина Государственного Академического Большого театра СССР заслуженная артистка РСФСР М. П. Максакова, Московский Государственный театр Эстрады и Миниатюр. Репертуар приезжих коллективов был разнообразен: русские народные песни, танцы, стихи русских, советских поэтов, скетчи, жанровые песенки.

Что мог дать театр музыкальной комедии? Веселое искусство, поднимающее жизненную энергию, приносящее краткий отдых от тягот войны? Сезон 1941-1942 года начался в августе спектаклем «На берегу Амура», поставленным Ю. Д. Ерофеевым. Но не стало в труппе самого Юрия Дмитриевича: «добровольцем с коммунистическим батальоном ушел он на фронт и погиб в первый год войны. Болью и скорбью отозвалось эта весть среди его друзей. 26 человек из театра ушли в действующую армию. Художественным руководителем театра стал В. Г. Чуков. Здание театра музкомедии заняла танковая часть, и спектакли шли на сцене ТЮЗа».

С концертами выступали и сталинградские театры. Театр музкомедии неоднократно проводил «Большие вечера оперетты», где в программе звучали отрывки и сцены из любимых зрителям спектаклей. Большой популярностью пользовались концерты, проводимые совместно с драмтеатром. Такие вечера, как правило, были посвящены юбилеям и отличались насыщенностью программ. Так, например, к 24-летию со дня образования Красной Армии состоялся концерт «Героический русский народ». По своей структуре он был трехчастным, состоял из народных песен, танцев, сцен из спектаклей «Полководец Суворов», «Чапаев», звучали современные стихи, проникнутые беззаветным патриотизмом, любовью к Родине, ненавистью к захватчикам.

Таким образом, театральная жизнь Сталинграда была насыщена. Зритель-герой – вот для кого жил и работал советский театр. Это необычно благодарный и чуткий зритель, он делал выступления театров праздничным, взволнованным, создавал для актеров атмосферу творческого подъема.

Театры в эвакуации, лето 1942 года – зима 1943 года

В июле 1942 года война неумолимо приближалась к Сталинграду. Город был переполнен эвакуированным населением. Скопилось огромное количество автомашин с фронтовым и заводским имуществом, домашним скарбом. «14 июля указом Президиума Верховного Совета СССР Сталинградская область объявлена на военном положении». Несколькими днями раньше секретарем горкома партии И. А. Пиксиным и секретарем обкома И. П. Бородиным было представлено на рассмотрение городского комитета обороны постановление «О строительстве городского оборонительного рубежа», согласно которому привлекались все строительные организации, предприятия, все трудоспособное население города. Общая беда сплачивала людей. Перед лицом военного вторжения врага город днем и ночью готовился к обороне. В связи с тревожным положением меняется характер деятельности театров. Ежедневно, кроме плановых спектаклей, артисты много выступали с концертами в воинских частях, госпиталях. В то же время, как и все жители города, участвовали в укреплении оборонительных рубежей - рыли противотанковые рвы, пулеметные гнезда. «Коллектив театра музыкальной комедии был разделен на несколько групп – оркестр, хор, группа артистов, другие работники. Они несли круглосуточное дежурство в госпиталях в качестве санитаров, в свободное время от спектаклей и концертов». Фронт был близко. Над Сталинградом появлялись немецкие самолеты-разведчики. Почти каждый день раздавались резкие короткие гудки; воздушная тревога.

19 июля 1942 года в Сталинградский обком партии позвонил Верховный Главнокомандующий И. В. Сталин. Первый секретарь обкома ВКП/б/ А. С. Чуянов доложил о положении в городе, о работе предприятий. Верховный главнокомандующий передал партийной организации города директивы ЦК и сказал в заключении: «Сталинград не будет сдан врагу. Так и передайте всем».

Это заверение И. В. Сталина придало уверенности жителям города, привело к тому, что вопрос об эвакуации учреждений так и не был поставлен на повестку дня. Фронт приближался. Гитлеровцы бомбили железную дорогу, минировали Волгу. Но театральная жизнь в Сталинграде не прекращалась.

В середине августа было получено распоряжение из Москвы о переезде драматического театра им. М. Горького в Сызрань, а театра музкомедии – в Казань. «На общих собраниях было решено выезжать не группами, а всем составом. Все декорации, костюмы, личные вещи актеров и театрального персонала были упакованы и отправлены на пристань. Театры должны были покинуть город 23 августа в 24. 00». 48 Драматический театр 22 августа дал последний спектакль, а театр оперетты должен был дать спектакль «Дама в зеленом» 23 августа, но в 16. 30 началась массовая бомбардировка города, которая длилась до 28 августа. Горели окраины города, затем заполыхали огнем здания центра, огонь охватил весь город и перекинулся на Волгу, на поверхности, которой горела нефть. Под непрерывным огнем моряки спасали жителей города, культурные и музейные ценности.

Лауреат Сталинской премии Е. Дзиган писал в «Известиях» от 5 сентября 1943 года: «Катера подлетали к берегу, с ходу, почти не останавливаясь, подхватывали людей, грузились, и круто развернувшись, скрывались в клубах стлавшего по воде черного дыма, мчались на полной скорости к противоположному берегу. Моряки любовно и бережно погружали на катера актеров, хорошо знакомых им по спектаклям, и дали слово любой ценой переправить их на другой берег. Они не просто спасали советских людей, они спасали то, что считали выражением культуры своего города, его духовным богатством.

Путь был страшен и труден. Вода пенилась от пуль и осколков. Дым не давал дышать, раздирая легкие и горло. Тонны воды вздымались от разрядов и стеной преграждали путь. Дымилась деревянная обшивка. Тлела одежда, и языки пламени обжигали людей. Но катера упрямо пробирались к берегу».

Тяжело было покидать город, которому отданы многие годы жизни, много душевных сил. Но коллективы театров уходили с твердой верой в скорейшее возвращение.

«Место эвакуации было известно всем: театр музкомедии – в Казань, драматический – в Сызрань. До мест назначения театральные труппы добирались пешком, на лошадях, на машинах».

«Шли, в основном, ночами, так как днем двигаться было опасно. В пути, там, где это было возможно, актеры выступали с концертами перед воинскими частями. Так, 28 августа 1942 года, эвакуированные актеры драматического театра дали концерт перед бойцами и командирами 62 ПРБ АБТУ Н-ской армии».

«Работники театров находились в очень трудном положении: без имущества, без денег, совершенно без теплых вещей, почти оборванные».

«В Казани театр музыкальной комедии начал свою концертную деятельность в составе ансамбля под управлением Домбика, а вскоре по распоряжению руководства, он переезжает в Омск». В Омске коллектив встретил тепло, предоставили квартиры для актеров, работу на северных улицах в клубе металлистов. Но для того, чтобы успешно начать творческую деятельность, не было ни костюмов, ни париков, ни декораций. «Многим помог омский драматический театр,- вспоминает бывшая артистка балета Соколова А. Г. – Он предоставил свои мастерские для изготовления декораций и костюмов. Из Свердловска, Красноярска были присланы ноты. Большой театр выделил костюмы». Благодаря помощи различных театров страны театр музкомедии открыл в феврале 1943 года сезон «Сильвой».

Несколько сложнее сложилась судьба драмтеатра им. М. Горького. «В Сызрани актерам было представлено помещение, не приспособленное для спектаклей. Руководство сызранского драматического театра и городские власти мало обращали внимание на эвакуированных артистов. Но готов был к эксплуатации зимний театр, не было помещения для репетиций, поэтому репетировали в том же зале, где сами актеры были размещены с семьями. Ужасные были и бытовые условия: спали, кто на кроватях, кто на полу, почти без постельных принадлежностей». «По словам артистов этого театра Башкиной Л. Г. и Хлебникова В. А. , работали и жили в дыму и копоти».

Несмотря на все трудности, театральный коллектив в октябре 1942 года начал репетировать. Театр открыл зимний сезон 10 декабря 1942 года пьесой «Мещане».

Кроме работы в черте города, бригады актеров выступали в госпиталях, выезжали в воинские части. Когда на фронт приезжали артисты, их встречали радостные лица. Что влекло солдат к искусству, почему теплели их глаза при одном только слове «артисты»? Почему смертельно уставшие люди, отдавали минуты своего отдыха ради того, чтобы посмотреть спектакль, послушав концерт? Фронтовые бригады воспринимались солдатами как посланцы мирной жизни. Отношение воинов к артистам выражало благодарность за то, что артисты проделали нелегкий путь, чтобы доставить солдатам несколько минут радости. Драматический театр в феврале 1943 года дал несколько представлений, после чего получил благодарность 21-го отдельного учебного Автомобильного полка: «Наш полк находится более чем в 50 км от г. Сызрани, по заснеженной дороге, холод более 25 градусов и вы не побоялись этих трудностей, в течении 11 часов вы ехали. За 4 дня вы сделали для личного состава полка 6 постановок, в том числе 2 постановки шефских для бойцов».

Артисты всегда были в хорошей творческой форме - бодрые, внутренне собранные, с хорошо звучавшими голосами. Возвращавшись, домой, воодушевленные, счастливые от создания выполненного долга, от чувства своей нужности.

Таким образом, сталинградские театры драмы им. М. Горького и музыкальной комедии оказались перед фактом захвата города гитлеровцами. Городские власти, выполняя указания Ставки Верховного Главнокомандования своевременно не отдали приказ об эвакуации предприятий, населения, культурных ценностей. В результате основные предприятия Сталинграда были разрушены, погибло огромное количество населения, оставшиеся в живых своими силами переправлялись на левый берег волги. В таком же положении оказались работники театров. По-разному сложилось их судьба в эвакуации. Но, несмотря на трудности, коллективы театров работали с огромной отдачей, понимая, что поднимают боевой дух солдат, вызывают прилив патриотических чувств, гнев, ненависть к врагу, укрепляют надежду, веру в победу.

Возрождение театров после Сталинградской битвы

Возобновление деятельности драматического театра и театра музыкальной комедии в 1943 году

Закончилась битва на Волге. 200 дней и ночей безуспешно штурмовали отборные гитлеровские части город Сталинград и нашли здесь свой конец. В связи с разгромом немецко-фашистских войск под Сталинградом обком/б/, облисполком и городской комитет обороны обратились с письмом к рабочим, служащим, интеллигенции, ко всему населению города: «Вся страна от края до края жила Сталинградом, его боевыми делами, вся страна защищала Сталинград. Сталинград выстоял. Сталинград остановил врага, измотал, обескровил его, нанес смертельный удар Наш родной город разрушен, враг нанес ему тяжелые раны. Обугленный, заваленный обломками, но непреклонный перед врагом, он стал еще более дорог сердцу каждого сталинградца, каждого патриота нашей Родины Товарищи! В тяжелых боях мы отстояли город, в напряженном труде возродим его!».

Постепенно в город возвращались эвакуированные жители, восстанавливались заводы «Красный Октябрь», СТЗ, СталГРЭС. Сталинград защищала вся наша страна, строил и восстанавливал его весь Союз. Широко развертывается черкасовское движение. Черкасовцами становились люди всех профессий - слесари, электрики, сталевары, бухгалтеры, учителя, почтальоны. Тяга к культуре стала яркой чертой возрождающегося города. В общежитиях создавались первые библиотеки – передвижки, на заводских площадках баяны собирали певцов. Потребность петь, читать, слушать музыку была естественной и понятной, как потребность есть, дышать. Открылся кинотеатр в поселке Бекетовка, в других районах действовали кинопередвижки.

«Согласно приказу №447 Управления по делам искусств при СНК СССР от 1 июля 1943 года Сталинградский областной драматический театр переводится с 1 августа из г. Сызрани в г. Сталинград; а сталинградский театр музкомедии с 15 сентября 1943 года из Омска в Астрахань».

«Коллектив драматического театра прибыл в Сталинград 2 августа 1943 года в составе 57 основных своих работников и 44 членов их семей. Было привезено имущество всех цехов и декораций к пяти спектаклям».

«Театру было представлено лучшее в то время помещение – клуб СталГРЭС в Кировском районе. На ремонт клуба в Бекетовке горисполком выделил 250 тысяч рублей». 61 Здесь театр начал свою работу. «Открытие зимнего сезона намечалось на 20 августа. Был намечен репертуарный план, рассчитанный до конца года. В августе – сентябре предполагалось играть следующие спектакли:

«Русские люди» К. Симонова

«Жди меня» -

«Последняя жертва» А. Островский

«Мещане» М. Горький

«Нашествие» Л. Леонова

«Мачеха» О. Бальзака

В ноябре – декабре:

«Генерал Брусилов» И. Сельвинского

«Овечий источник» Лопе де Вега».

Актеры театра прекрасно понимали, что их искусство – это боевое оружие, нужное для дела победы на трудовом и боевом фронтах: - «будем счастливы, если нам удастся своей скромной работой заслужить дружбу и любовь нашего прекрасного зрителя, наших дорогих земляков, участников великой битвы за Сталинград». «Хочется работать, работать и работать, внося этим свою маленькую лепту в наше общее дело - возрождение родного Сталинграда», - вспоминает актриса Башкина Л. Г. , передавая как нельзя лучше атмосферу в театре.

Работать на новом месте было трудно. Труппа пока еще не в полном составе, не хватает оборудования, разместится, пришлось на недостаточно благоустроенной сценической площадке. Но восстановление культуры Сталинграда являлось делом всего народа. Из Москвы в Сталинград направляется библиотека, аппаратура, техническое оборудование. Омск посылает сотни костюмов для гардероба. Саратов командирует бутафоров и декораторов. «Ко дню открытия театра прибыли представители искусств Москвы, Куйбышева, Саратова. Приехавший народный артист республики И. А. Слонов в день премьеры согласился исполнить одну из центральных ролей спектакля».

Драматический театр открыл сезон волнующей пьесой К. Симонова «Русские люди». В спектакле были заняты артисты: Ярский Д. И. , Талина Н. В. , Торкачева О. Д. , Красовский А. Д. , Серняев А. С. , Модай Н. С. , Башкина Л. Г. , Овчаренко И. Г. и другие. Поставил спектакль художественный руководитель Л. С. Фатин, оформление художника Ф. П. Новикова.

Театр своей премьерой сразу нашел доступ к сердцам зрителей, только что видевших вот этих русских людей в огне битв, и самих участвующих в них. В зале сидели не просто зрители, у большинства из них блестели на груди медали «За оборону Сталинграда». Именно этим людям, этим зрителям театр был обязан своим возрождением, возможностью снова играть в родном городе.

«К концу 1943 года театральная труппа драматического театра им М. Горького значительно пополняется. Из Малого и Художественного театров Москвы в Сталинград на постоянную работу приехали: Н. И. Иванов, К. Д. Миленко, М. И. Андрианова, К. Н. Сечин, А. И. Буславская, Н. Д. Ковшов и А. В. Снегин. Приглашенный из Улан-Удэ заслуженный артист республики В. А. Закатов уже приступил к постановке пьесы Островского и Соловьева «Женитьба Белугина». К новому, 1944 году, в коллектив театра вольются выпускники театрального института им. Луначарского, а также нескольких ведущих актеров из Куйбышева, Саратова и Челябинска».

«Театр музыкальной комедии временно все еще находился в Омске.

После завершения Сталинградской битвы коллектив театра решил направиться на постройку самолета «Артист» сбор от первых десяти концертов и спектаклей, а также оставшиеся личные средства».

Была прислана телеграммам от И. В. Сталина: «Прошу передать сотрудникам сталинградского театра музыкальной комедии, внесшим 100590 рублей и 7470 рублей облигациями Госзаймов на строительство самолета «Сталинградский артист» для авиаэскадрильи «Героический Сталинград», мой братский привет и благодарность Красной Армии».

«В это же время в родной город направляется первая бригада для обслуживания концертами войск и восстанавливающих город. В числе бригады выступают: Ильинский А. В. , Палей Т. А. , Перкович В. Ф. , СоколоваА. Г. , Моисеев Б. А. и несколько человек из Омской филармонии». Этот небольшой коллектив выступал перед воинскими частями, временно находящимися на отдыхе, перед полевыми госпиталями, трудовыми отрядами восстанавливающих Сталинград.

Первый концерт состоялся во второй декаде июня 1943 года. С успешным его проведением острее почувствовалось возрождение родного города, его возврат в прежней полнокровной театральной жизни. «Программа концерта была многообразна. Были исполнены «Два прелюда» С. В. Рахманинова, «Вальс» Шопена, отрывки из оперетт, жанровые песенки, цыганский, молдавский, русский танцы, художественное чтение». Предполагалось, что бригада сталинградского театра музыкальной комедии с подобными концертами посетит заводы, строительные площадки города, воинские части и некоторые районы области.

«В сентябре 1943 года основной состав театра переезжает работать в Астрахань. За девять месяцев пребывания в Омске, театр музкомедии показал 192 спектакля и проделал большую общественную работу, дав 111 шефских спектаклей и концертов».

Из Астрахани актеры неоднократно выезжали с концертами в Сталинград, выступали перед стахановцами сталинградских заводов, другими трудящимися города.

Таким образом, 1943 год – год возрождения сталинградских театров на родной земле. Город разрушен почти до основания. Коллективы театров по-прежнему работали по-фронтовому: выступали в госпиталях, перед строителями, выезжали с концертами в районы области. Труппа театра пополняется новыми актерами, что дает возможность расширять репертуар, привносить новое в уже поставленные спектакли.

Развитие театрального искусства в 1944 – 1945 годы

В конце декабря 1943 года Исполнительный комитет Сталинградского Областного Совета депутатов трудящихся наметил план мероприятий к годовщине освобождения Сталинграда. В решениях был утвержден юбилейный спектакль – пьеса Ю. Чепурина «Сталинградцы». «Для создания условий театру драмы им. М. Горького было разрешено использовать январь 1944 года для проведения репетиций без показа спектаклей».

В годы Великой Отечественной войны в драматургию пришло несколько молодых имен, среди которых – Юрий Чепурин, автор пьесы «Сталинградцы». Пьеса написана необычно. В ней нет строгой четкой композиции, но присутствует правда жизни, правда Великой Отечественной войны. «Приходится иногда поступиться драматургической стройностью для того, чтобы сделать предметом искусства совершенно новый, очень сложный драматический материал. Было бы глубокой ошибкой, если бы здесь стали говорить о том, что пьеса т. Чепурина «Сталинградцы» драматургически не закончена. В некоторой ее нестройности заключается гораздо больше ценного, доброго и плодотворного для нашего театра, чем во многих очень аккуратно сделанных и аккуратно подогнанных пьесах» - говорил один из критиков на обсуждении спектакля «Сталинградцы». Главный герой пьесы – народ, воины Сталинграда, война, повернутая здесь, у Волги, лицом к врагу. Народность пьесы драматург видел в раскрытии движения фронтовой жизни, людей, занятых трудом. Только здесь цена сделанному и несделанному – жизнь и смерть. Отсюда особая напряженность, окружающая все, что происходит на волжском берегу, - и переправу, и проверку документов, и прибытие новых солдат. Народность «Сталинградцев» сказывается и в выборе действующих лиц. Тут и снайпер Курдов, краснофлотец Бубен, двенадцатилетний мальчишка, идущий с армией. Именно эти люди – простые солдаты из окопов Сталинграда – решили исход битвы на Волге.

Сталинградский драматический театр им. М. Горького создал спектакль по пьесе Ю. Чепурина на высоком художественном уровне. «Согласно решению Исполкома Облсовета депутатов трудящихся № 7539 от 9-го марта 1944 года были объявлены благодарности и вручены почетные грамоты художественному руководителю театра, заслуженному деятелю искусств постановщику Майорову С. А. , режиссерам Ковшову Н. Д. , Иванову Н. И. , артистам спектакля «Сталинградцы»: Синицыну К. А. , Ярскому, Торкачевой О. Д. , Красовскому А. Д. и другим, художникам Новикову, Логвиновой, директору театра т. Кочан и другим работникам театра».

«В апреле 1944 года Приказом № 162 Главного управления театрального комитета по делам искусств при СНК РСФСР Сталинградскому драматическому театру им. М. Горького был утвержден репертуарный план на 1944 год:

«Сталинградцы» Ю. Чепурина

«Встреча в темноте» Ф. Кнорре

«Офицер флота» А. Крона

«Великий государь» В. Соловьева

«Женитьба Белугина» Н. А. Островского

«Хозяйка гостиницы» К. Гольдони

«Месяц в деревне» И. Тургенева

Руководству театра необходимо было утвердить пьесы Горького, планируемые к постановке в 1944 году, а также сверхплановые пьесы «Подсвечник» А. Мюссе и «Живые источники» Н. Погодина».

Таким образом, в репертуаре театра сохранились старые спектакли, которые подвергались художественной доработке. В них расширялись массовые сцены, вводились новые актеры.

Война шла к своему победному концу, и в театре, во время спектакля бывало так, что кто-то из артистов подходил к рампе и сообщал: «Взят Минск» или «Взят Львов». Ответом была ликующая радость, буря аплодисментов. Овеянный боевой славой Сталинград возвращался к мирной жизни. «Пятнадцать тысяч комсомольцев прибыли сюда по путевкам; шли составы с механизмами, с оборудованием. Уже отправили на фронт эшелон отремонтированных танков с надписью «Ответ Сталинграда». Через полгода после окончания боев мартен «Красного Октября» дал плавку: она шла под открытым небом, и зарево поднялось высоко над городом. Александра Черкасова выступила с призывом: «Мы отстроим тебя, родной Сталинград!» И люди по вечерам расчищали завалы».

«В середине 1944 года при драматическом театре им. М. Горького образуется театральная студия, которая ставит своей целью подготовку молодых актерских кадров. В течение двух лет студийцы под руководством ведущих артистов театра и профессуры Всесоюзного Театрального Общества обучались актерскому мастерству, сценической речи, гриму, танцу, физкультуре и фехтованию, музыкальной грамоте, теории театра и другим дисциплинам. К середине 1945 года в театральной студии обучалось 27 человек (12 мужчин, 15 женщин)».

Огромная усталость, накопившаяся к концу войны и в армии, и в тылу, преодолевалась героическим напряжением силы, требовала разрядки, хотя бы короткого отдыха. Комедии пользовались большим успехом. Одной из первых пьес, поставленных на сцене театра им. М. Горького была комедия К. Гольдони «Хозяйка гостиницы». Это классическая комедия, героиня которой – простая трактирщица. В спектакле много веселья и смеха, однако, по словам критика Р. Плашевской, порой кажется, что на сцене много шума, артисты чрезмерно подчеркивают комические положения действующих лиц: « там, где достаточно лишь намека, много движения, артист как бы опасается «засушить роль» и «поднажимает»78 Как видно из рецензии, коллективу театра еще не везде удается исполнение комедий, но все таки постановка пьесы «Хозяйка гостиницы» является шагом вперед к совершенствованию сценического мастерства.

В октябре 1944 года начальник Управления по делам искусств при СНК РСФСР Н. Беспалов рекомендует «резко увеличить количество показываемых спектаклей советской, особенно героико-патриотической тематики, сократив показ спектаклей произведений западной драматургии»79. Чем руководствовался тов. Беспалов, пытаясь изменить репертуары театров? Возможно, он считал, что западные постановки будут отвлекать советский народ от боевых и трудовых подвигов и наоборот, значительные советские и русские пьесы будут поднимать его дух, - судить сейчас трудно. Но то, что идет административное давление на репертуар театров, лишаются самостоятельности коллективы, неопровержимо. Сталинградский зритель вновь увидит западную классику только благодаря «непослушанию» художественного руководителя и режиссера-постановщика драмтеатра.

«Зимний сезон 1944-1945 годов драматический театр открыл достаточно крепким творческим коллективом. Труппу пополнили работники, в числе которых: главный режиссер А. Б. Смеляков, ранее работавший в Молотовском областном театре; артистка Н. С. Иванова, артисты М. А. Зинин, Г. И. Гремин и другие. В ряды актеров влилась молодежь – выпускники Государственного театрального института: Ю. Ганина, Г. Иванов, А. Поляков, Ф. Ролдугин. Они впервые выступили в ответственных ролях пьесы Ф. Кнорре «Встреча в темноте», открывшей сезон».

В центре спектакля «Встреча в темноте» образ молодой учительницы Веры, спасающей жизни раненым бойцам в городе, занятом немцами. Молодые актеры с честью справились, создав в спектакле реалистические конкретные человеческие образы, без прикрас и преувеличений, демонстрируя великий героизм, внушая зрителям, что каждый из них способен на героические действия.

«С октября театр возобновил постановку спектакля «Сталинградцы», также привлекая молодых актеров к работе над главными действующими лицами. Так роль Юльки исполнила артистка Ю. И. Ганина, генерала Чуйкова – заслуженный артист АзССР В. А. Акимов, Егора – артист Г. И. Иванов. В спектакле заново разработаны все массовые сцены». Таким образом, репертуар театра постоянно расширялся, обновлялся, благодаря вводу в коллектив молодых актеров, которые, совершенствуя свое театральное искусство, изменяли, дополняли ранее поставленные пьесы.

К октябрьским праздникам драматический театр вновь показывает премьеру – пьесу К. Симонова «Так и будет». Это был первый спектакль, героями которого стали люди, уже не надевающие, а готовые снять шинель. Как найти свое место в рабочем строю? Этот вопрос был адресован возвращающимся фронтовикам. Наиболее полно раскрывал замысел спектакля образ военного врача Анны Григорьевны Гречь. Одинокая, некрасивая, немолодая усталая женщина, с большими натруженными руками, больше всех она заслуживала личного счастья, но никогда его не получала. Какие силы нужны человеку, чтобы не растратить душевной заботы, не озлобить, не разменять себя на мелочи? Эту тему несла пьеса К. Симонова, тревожа, заставляя думать, определять свое место в мирной жизни.

Значительным творческим успехом областного театра драмы им. М. Горького явилась премьера пьесы Альфреда де Мюссе «Подсвечник». Постановщик спектакля заслуженный деятель искусства С. А. Майоров, по словам критика Н. Мизина, «чутко уловил и воплотил в спектакле характерную особенность творчества Мюссе, который изумительно тонко сочетает в жизненных событиях элементы драматического и комического, слегка иронизируя над страстями и чувствами своих героев. Он нашел необходимые сценические средства для того, чтобы ярче отобразить в спектакле тему любви, органично ввел в него музыку Оффенбаха, написанную на тему «Подсвечник», включил танцы, песни, оригинально и комедийно разработал многие мизансцены». Оформлен спектакль был красочно и поэтично: солнечный сад с фонтаном, гроты; каменные ступени соединяли зрительный зал со сценой. Дежурного занавеса не было, а быстрая смена декораций достигалась с помощью подъемного занавеса, который и был частью сада. Непросто было в тех нелегких условиях показывать столь пышную панораму, но Майоров умел достигать цели во имя искусства, которому был предан до одержимости. «С труппой он творил чудеса», - вспоминал артист А. И. Спирин. Сергей Арсеньевич полюбил Волгу, стал заядлым рыбаком и после репетиции часто приглашал друзей: «Пошли купаться». Со Сталинградским театром он связывал свои мечты, повторяя: «Надо смотреть в будущее».

Но не всегда драматический театр им. М. Горького имел в своем репертуаре высокохудожественные пьесы. Так, например, пьеса И. Штока «Туман над заливом» отличается обилием внешних эффектов, за которыми никак не докопаешься до смысла. А. Александров в одноименной статье сказал: «Пьеса плохая, и спектакль плохой».

Театральная труппа закончила сезон премьерой пьесы И. С. Тургенева «Месяц в деревне», постановщиком которой был С. А. Майоров. Спектакль был поставлен интересно, но «некоторые образы в нем истолкованы неверно и нуждаются в существенных исправлениях. И если театр сделает их, то спектакль станет художественно более ценным и зрелым»85. Но, наряду с недостатками, спектакль «Месяц в деревне» имеет свои достоинства. Он замечательно оформлен. Осенью 1944 года в сталинградский театр драмы были приглашены на работу московские художники К. К. Урбетис и С. Н. Шевалджиева. В декорациях к тургеневскому спектаклю художник С. Н. Шевалджиева ярко, выразительно передала картины русской природы, старой помещичьей усадьбы, и это скрасило погрешности спектакля в исполнительском плане.

1944-1945 годы для сталинградского драматического театра имени М. Горького были годами больших перемен. Репертуар театра пополнился новыми спектаклями, блестящими постановками режиссера С. А. Майорова. Был обьявлен набор в драматическую студию при театре для подготовки актерских кадров, что позволило с полной отдачей работать над решением новых репертуарных задач. Деятельность театра отличалась высокой интенсивностью. Об этом можно судить по следующим данным: «за 1944 год театр драмы сыграл 228 спектаклей, в репертуаре которого было 11 пьес, в том числе 7 поставленных впервые».

Город начал отстраиваться с окраин, с заводских районов, и зрители ездили на спектакли за много километров. «И, тем не менее, театр обычно полон! Критик отметил отлично одетых капельдинеров,

Идеальную чистоту в фойе и залах, нарядность самого здания. В наши дни – это театр музкомедии, до революции – купеческое общественное собрание, потом клуб Коммуны, театр Эрмитаж, клуб имени Воровского, а накануне войны – Дворец физкультуры. Во время войны здание было сильно разрушено, в 1946 году восстановлено. Его белоснежные колонны на фоне мрачных развалин были поистине символом возрождения Сталинграда. С Волги театр т казался поистине сказочным светлым дворцом».

К концу Великой Отечественной Войны в соответствии с Постановлением СНК РСФСР от 6. 07. 44 года № 532 «О мероприятиях по улучшению деятельности учреждений искусств РСФСР», исполком Облсовета отметил, «что драматический театр имени М. Горького и музыкальной комедии провели плодотворную творческую деятельность и в трудных условиях войны сохранили творческие коллективы и создали патриотические спектакли».

В данной работе была предпринята попытка проследить работу театральных коллективов города Сталинграда за 1938-1945 годы.

Рассматривать деятельность театра нельзя в отрыве от политики, идеологии государственного строя. В 30-40 годы вся жизнь советской страны контролировалась и направлялась в соответствии с целями и интересами деятелей государственного аппарата. Театральные коллективы, как и вся творческая интеллигенция, лишалась самостоятельности в выборе репертуара, что сказывалось на их самобытности, индивидуальности. Со сцены театра пропагандировалась советская действительность, искаженная в историческом плане. Зрители воспитывались в духе псевдопатриотизма, им внушалось, что они живут в справедливой, счастливой стране, на которую посягают «враги» народа. Этим настроением были проникнуты почти все пьесы советских драматургов, рекомендуемые к постановке. Характеризуя деятельность драматического театра им. М. Горького, следует отметить, что количество сыгранных спектаклей уступает их качеству, особенно, в предвоенный период. Создается впечатление, что театр преследовал цель – сыграть как можно больше разноплановых пьес, как можно чаще «радовать» зрителей новыми постановками. Неудачную работу можно лишь объяснить частой сменой художественных руководителей, поэтому страдало и качество актерского мастерства.

Театр музыкальной комедии был в лучшем положении. По тому, что он неоднократно выезжал с гастролями в различные города, можно утверждать, что это был один из лучших периферийных театров.

Большое испытание выпало на долю сталинградских театров в связи с военными действиями на Волге. Жители города, его предприятия, культурные ценности не были эвакуированы. Поэтому коллективы театров своими силами добирались до назначенных для эвакуации мест, работали в труднейших условиях без декораций, костюмов, сценариев.

Тем не менее, их выступления в военных частях, госпиталях проходили с большими эмоциональным подъемом. Актеры знали, что их искусства важно, так как оно поднимает боевой дух, вдохновляет на боевые и трудовые подвиги.

Сразу же после завершения Сталинградской битвы, в город возвращается труппа драматического театра, и концертная бригада музкомедии. Они выступают перед ранеными в госпиталях, перед людьми, начинающими восстанавливать город.

Наш театр неотделим от прошлого. Оценивая обстановку 30-40 годов, а также ее воплощение на театральной сцене, по-иному рассматриваешь современные проблемы театрального искусства. Такое положение вещей дает возможность предотвратить ранее допущенные ошибки, более чутко относиться к творчеству художников.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)