Культура  ->  Театры  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Технология проведения Исторического Салона

Почему мы выбрали такое название? Исторический Салон - это не просто исторический вечер, так как задумывался он в стиле проведения русских аристократических дворянских салонов (музыкальных и литературных) прошлых веков.

Главная цель Салона - это повышение общей культуры учащихся, формирование их нравственных ценностей. Этому способствует и сама атмосфера Салона, где основными атрибутами являются свечи, вечерние платья, классическая музыка. Да и для нас. Учителей, такие вечера общения, я думаю, необходимы, т. к. позволяют отвлечься от повседневных проблем, почувствовать себя представителями самой духовной в мире профессии, да и просто отогреть душу.

Подготовка к Салону начинается за 1,5-2 месяца, чтобы можно было без перегрузки подготовить все необходимые материалы, провести репетиции, оформить зал.

Тему и содержание каждого вечера в значительной мере должны определить сами ученики. В этом случае они становятся вашими единомышленниками. Вовлекать их в напряжённый поиск исторической истины нужно с самостоятельного чтения и с ответов на их вопросы. В процессе самостоятельного чтения исторической литературы и на уроках ребята учатся ориентироваться во многих фактах и идеях. Это открывает возможность для живого диалога коллективного обсуждения и выбора темы Исторического салона.

Тема вечера зависит не только от интересов и запросов учеников. Она может определяться праздничными календарными датами или содержанием материала, изучаемого в текущем учебном году.

За несколько дней до премьеры мы с ребятами готовим пригласительные билеты для гостей, количество которых ограниченно (20-25 человек). В их число кроме учителей могут войти только избранные: те, кто хорошо учится - это является хорошим стимулом.

Исторический салон - это не только яркое, красочное, театрализованное представление, стержнем которого является не развлечение, а серьёзная мысль или идея, но и гостиная салона, где можно за чашкой кофе обсудить увиденное, пообщаться, послушать хорошую музыку.

Сценарий Исторического Салона

Оформление: 1. Сцена: надпись на занавесе «Сокровища древнего племени», на сцене макет вигвама, в глубине - трон фараона, по краям сцены канделябры со свечами.

2. Зала: празднично накрытые столики (фрукты, сладости, чашки для кофе), на каждом столе подсвечники со свечами.

I действие

В зале потушен свет. Звучит музыкальная фонограмма (запись рожка). На фоне музыки выходит юноша, одетый в костюм индейца и зажигает свечи.

Индеец: Я, вождь племени тубелунгов. Мой народ ушёл в долину смерти, и сегодня пришёл мой черёд. Я прожил долгую жизнь и много повидал в этой жизни. У меня было много сокровищ, но самые главные я зашифровал на этой карте (показывает карту) для тех, кто захочет найти сокровища моего народа. (Запечатывает карту в бутылку, тушит свечи и уходит на фоне музыки).

Танцевальная композиция («Духи» индейцев со свечами показывают борьбу чёрных и белых сил. Пять девушек, одетые в чёрные и белые балахоны).

II действие

Голос за кадром: Прошли века. Россия начала XX века. Нижегородская ярмарка. Выходят «торговки» и скоморох. Звучит музыка гармони (мотив песни «Коробейники»).

Скоморох: Собирайся, народ, видишь, ярмарка идёт (делает «колесо»).

1торговка: Яблочки русские (расхваливает)

Наливные, вкусные,

Сочные, румяные,

Ешьте, гости званные.

2торговка: Сладости, халва, шербет,

Лучше угощенья нет.

3торговка: Платочки наши славятся,

Платочки наши нравятся.

Покупай, красавица!

4торговка: Пирожки слоёные!

Пирожки медовые!

С пылу, с жара,

Лучше нет товара!;

Под музыку (фонограмма Круга) выходят беспризорники: сначала «старший», он свистит, вызывает остальных. «Старший» отвлекает торговок, маленькие пытаются что-нибудь украсть. Гаснет свет - все уходят.

III действие

Вечер. На берегу моря (звучит фонограмма «Шум прибоя»). У костра видно двух беспризорников, они обсуждают прошедший день.

Первый: Ну что, много насобирал? Второй: Нет, всего несколько бубликов.

Первый: Да, тяжёлый был сегодня день. Пойду, искупаюсь (уходит). Через несколько минут возвращается с бутылкой, рассматривает её, обращается ко второму.

Первый: Иди-ка сюда!

Второй: Что это у тебя?

Первый: Бутылка, похоже, древняя.

Второй: Давай посмотрим, что в ней.

Первый: Давай. (Открывают бутылку, достают карту, читают по слогам. )

Второй: Сокровища древнего племени.

Первый: Эх, найти бы сокровища.

Звучит устрашающая музыка, вспышки света, «беспризорники» перемещаются (кружатся) в другую эпоху.

IV действие

Голос за кадром: Древний Египет. Дворец фараона. (На троне юноша в одежде фараона, на голове корона). Входят «египтяне» с поднятыми руками и склоняются перед фараоном.

Египтянин: О, великий сын солнца!

Повелитель Египта!

К тебе пришёл твой народ.

Страшная беда грозит Египту. Сет приготовил новую ловушку. Нил, дар богов,

Приходящий, чтобы оживить Египет, Орошающий пустыню,

Творец зерна и травы для скота

Стал пересыхать.

О, горе нам

Жизнь прекращается.

Люди и звери гибнут.

О, великий сын солнца,

Попроси богов, чтобы

Они остановили Сета.

Да поступит повелитель так,

Как будет ему угодно,

Ибо все мы дышим воздухом

Лишь по его милости.

V действие

Средневековье.

Голос за кадром: Государство франков. Король франков со своими дружинниками празднует очередную победу (звучит музыка, флейты).

Ротбард: Я - Ротбард, воин из дружины Хлодвига, предлагаю выпить эту чашу за здоровье нашего короля. Это он привёл франков с берегов Рейна на плодородные равнины Галлии. Помните, как храбро сражался Хлодвиг под стенами Суассона? Жалкий Сиагрий, бывший римский наместник этой страны, трусливо бежал к вождю вестготов Алариху, но и там настигли, его наши мечи. Слава Хлодвигу!

Далее в представление вступает юноша, подающий блюдо.

- Я всего лишь слуга и потому вступить в разговор не могу. То, что я говорю - это мой мысленный монолог. Лично я не стал бы пить за Хлодвига. Страшен и коварен Хлодвиг. На словах он не возражает против древних обычаев, а на деле делает всё, чтобы реже созывать народные собрания, которые теперь превратились лишь в военные смотры.

В разговор вступает бывший римский рабовладелец, признавший власть Хлодвига.

- Слава Хлодвигу! Благодарю тебя за то, что сохранил ты мои владения и оставил мне моих рабов. Я буду служить тебе верой и правдой. Мой дом и яства в моих подвалах - к твоим услугам. Эй, рабыня, подлей-ка королю моего лучшего вина!

Рабыня, наливающая вино Хлодвигу.

- Я - рабыня, и я молчу. Но я не могу не думать о неблагодарности Хлодвига.

Когда полчища франков подступили к стенам нашего города, я вместе с другими рабами и колонами помогала им, надеясь, что они меня освободят. Но я как была рабыней, так и осталась ей.

Хлодвиг прощается с гостями, те уходят.

Хлодвиг, обращаясь к залу.

- Да, власть моя велика, но что она мне дала. Дружинники, которые клянутся в вечной преданности, могут в любой момент предать меня. Тяжела доля короля.

VI действие

Голос за кадром: Россия XVIII века. Санкт-Петербург. Навигацкая школа (звучит фонограмма песни «Не вешать нос, гардемарины», на сцену выходят Александр Белов и Никита Оленев - герои книги «Трое из навигацской школы»).

Белов. Ну, что, Никита, повторим урок.

Оленев. Надоело мне шпагой махать. Эх, в море бы скорей.

(Входит Алёша Корсак. )

Корсак. Гардемарины, гуляем! (Показывает кошель с деньгами. Презент от Анны

Гавриловны Бестужевой получил. )

Никита. Что мушки теперь дорого стоят. (Показывает на родинку Корсака. )

Корсак. Да перестань ты, пойдём лучше в трактир, перехватим что-нибудь. (Входит учитель Котов. )

Котов. Курсант Корсак, у вас скоро спектакль, а вы ещё не переодеты.

Белов. Ладно, вы тут переодевайтесь, а я пойду принесу что-нибудь.

(Оленев помогает Корсаку переодеться, через некоторое время вбегает Белов. )

Белов. Алёшка, Бестужева Анна Гавриловна, покровительница твоя арестована. Не спрашивай, как да откуда. Точно, взяли её час назад. Говорят, заговор против императрицы.

Корсак. Анна Гавриловна-то здесь при чём?

Белов. Не нашего ума дело. Взяли - значит виновата. Котов меня в коридоре поймал и ласково так начал выспрашивать - бывал ли ты в бестужевском дому. Чуешь, куда гнёт? А ну как тоже в коляску да на допрос.

Корсак. О чём меня допрашивать?

Оленев. Найдут, ты записки её носил?

Корсак. Полгода назад вроде отнёс одно письмо. А куда, убей бог, не помню.

Белов. Там вспомнишь. У них, брат, на дыбе вспоминают.

Оленев. Бежать тебе надо.

Белов. Правильно, и немедля.

Оленев. Деньги у тебя есть?

Корсак. Хватит, но ведь надо тёплое взять, книги и ещё глобус.

Белов. Какой, к чёрту, глобус. Ладно, я твои вещи сам соберу. Встречаемся на старой площади.

Голос за кадром: Но судьба развела наших героев. Алёша, переодетый в женское платье, решил сохраниться в женском монастыре.

VII действие

(Монастырь. Звучит фонограмма песни «Не вешать нос, гардемарины». )

Софья. Ты кто?

Корсак. На богомолье иду, а тебе что в этом?

Софья. Я завтра с тобой пойду.

Корсак. Вот радость-то.

Софья. А куда ты идёшь?

Корсак. Это уж моё дело. Тебе куда надо?

Софья. А это моё дело.

Корсак. Вот и хорошо, вот и поговорили. А теперь иди, мне спать надо.

Софья. Возьми с собой! Христом Богом молю. Я одна боюсь идти, я мира не знаю.

Выйду я из монастыря, только дорогу спрошу, меня назад и воротят.

На кольцо, оно дорогое, фамильное. Ты не бойся, бери, только позволь идти с тобой.

Корсак. Не нужно мне твоих колец. У меня свои есть. Пойдём, коли хочешь. Ну и взгляд у тебя. Твои глаза костёр поджечь могут.

Софья. Чёрные, да? Мне сестра Федора всегда говорит: «Спрячь глаза!»

Корсак. Сколько тебе лет? Софья. Шестнадцать. Корсак. А зовут тебя как?

Софья. Софья, а тебя? Корсак. Алекс. Аннушка я.

Софья. Ну ладно, поздно уже. Завтра я за тобой приду.

Голос за кадром: Алёша решил проводить Софью до тётки, а потом остался ждать её в лесу.

Софья не шла. И вот однажды.

(Софья издалека рассматривает Алёшу, уже переодетого в костюм гардемарина. )

Софья. Так вот он какой. А глаза-то у него, какие синие. Как я раньше-то не замечала.

(Алеша, заметив Софью, поднимается ей навстречу. ) Корсак. Софья!

Софья. Я попрощаться пришла.

Корсак. Я теперь тебя никуда не отпущу. Пойдём со мной в Кронштадт.

Софья. Не хочу быть тебе обузой. Корсак. Неужели ты ничего не поняла?.

(Звучит фонограмма песни «Как жизнь без весны». Софья и Алёша, держась за руки, остаются на втором плане. На первый план выходят беспризорники. )

1-й беспризорник. Я, кажется, понял. Главное - это не богатство, не власть.

Как без веры мечта,

Как без песни струна,

Ты без дружбы, любви,

Как земля без воды.

На сцену выходят все участники салона. Звучит финальная песня.

Представление закончено, начинается работа гостиной Салона.

Театрализованные технологии дают положительные результаты на протяжении длительного времени. Игровой азарт и высокий мотивационный потенциал приводят к тому, что ребята всеми силами стараются проявить свои творческие способности и реализовать свои знания. Использование театрализованных приёмов на уроках и во внеурочной деятельности практически исключает неудовлетворительные оценки и плохие результаты. Учащиеся испытывают удовлетворённость учебным процессом ( это видно из анкетировании), у них формируется положительное отношение к предмету, что отражается на качестве знаний.

Многие наши выпускники, прошедшие через Исторический салон вспоминают о репетициях и выступлениях как о самых ярких страниц своей школьной жизни.

Вот высказывание одной из наших выпускниц.

« Я желаю Историческому салону больших успехов. Это как маленький театр с постановками на разные исторические темы. Каждый салон уникален по – своему. Здесь поднимаются важные нравственные проблемы, ставятся вопросы, на которые каждый из нас пытается ответить. Нашими единомышленниками являются учителя и родители, которых с каждой премьерой становится всё больше. Когда мы готовим салон, мы стремимся делать всё возможное, чтобы соответствовать этому названию. Сейчас, окончив школу. мы вновь приходим сюда на новые премьеры и знаем, что нас всегда ждут».

Соколова Ирина, выпускница 2005г.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)