Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Тема «чудака» в мировой литературе

В тексте дан сопоставительный анализ образов чудаков в мировой литературе через осмысление роли, приемов и художественных особенностей изображения героев.

Главное внимание уделено сопоставлению образов Дон Кихота и князя Мышкина, показаны общие и отличительные черты внутреннего мира, характера и поведения, обнаружены новые качества, связанные с трудными поисками правды жизни.

Развивается мысль о попытке писателей воплотить в образах своих героев собственные идеалы и жизненные устремления, познать человеческое бытие в разнообразных проявлениях, закономерностях, нерешенных вопросах.

Во все времена рядом с обычными людьми, живущими естественно и буднично, руководствующимися привычными и установленными в обществе правилами, появляются люди – «чудаки», «не от мира сего». Но именно эти исключительные «человеки» невольно меняют мир вокруг себя, заставляют других стать лучше, добрее, нравственно чище

Как это ни покажется абсурдно, но изменения общества во времени не влекут за собой изменения в поступках и поведении «чудаков». Что же движет деяниями этих неутомимых поборников справедливости? Какие черты характера делают бессмертными литературных героев, попытавшихся прорвать круг условностей жизни и среды и самостоятельно решать вечные (проклятые!) вопросы человеческого бытия?

Художественное постижение человека с необычным характером и поведением, направляющим свои силы на борьбу со злом, на восстановление справедливости и гармонии в жестоком мире, всегда актуально для писателей мировой литературы.

Тема исследовательской работы посвящена изучению внутреннего мира и странностей в поведении литературных героев Сервантеса и Достоевского и рассмотрению вечных, непреходящих проблем противоборства добра и зла, свободы духа человека, отношения его с обществом, актуальных для любой эпохи.

Нужно заметить, что исследуемая тема в современной критике раскрыта несколько односторонне: обычно рассматривается изображение «чудака» на примере одного произведения.

Какую же роль, по мнению критиков, в своих произведениях отводят писатели теме «чудака»?

Нельзя не согласиться с точкой зрения И. С. Тургенева о бессмертных литературных произведениях, герои которых живут в веках: «В том и состоит преимущество великих поэтических произведений, которым гений их творцов вдохнул неумирающую жизнь, что воззрение на них, как на жизнь вообще, могут быть бесконечно разнообразны, даже противоречащи – и в то же время одинаково справедливы».

Имена героев, ставшие нарицательными, знакомы нам с детства, и кажется, что характер «вечного» литературного персонажа понятен. Но при знакомстве с произведением становится ясно: перед тобой совершенно незнакомый «знакомый» герой. И в этом случае хочется обращаться к страницам книги снова и снова, чтобы постичь глубинный замысел писателя, понять сущность произведения, объяснить непонятные поступки героя. Об этом и говорит в своей статье «Лучший человек» Тарасов Б. Н. , указывая на чрезвычайную сложность изображения «положительно прекрасного». Важно замечание критика о том, что писатель «помогает читателю отличать зерна от плевел, главное от второстепенного, суть от видимости».

Удалось познакомиться со статьей Боровского Е. «Энциклопедия испанской жизни XVI века», в которой подробно охарактеризована эпоха, когда жил величайший испанский писатель, основоположник новой испанской литературы Мигель Сервантес де Сааведра, сообщается история создания романа «Дон Кихот». Статья помогает понять странное поведение героя, попавшего под «вредное влияние фантастических и бездарных рыцарских романов». И хотя критик не останавливается на характеристике образа Дон Кихота, все же дает свою оценку изображаемому: «Сервантес усмотрел особое, никем до него не подмеченное явление, создал вечный, присущий всем векам и народам образ. Более того, созданный им образ стал типом. Образ и явление, свойственные определенной эпохе, оказались живучими и, облекшись в выразительную форму, стали нарицательными. Явление это, открытое Сервантесом, было названо донкихотством».

Хочется заметить, что данная характеристика, касающаяся произведения Сервантеса, в равной мере может относиться и к герою Достоевского, так как князь Мышкин по сути своей тоже является донкихотом, правда, нового времени.

Так как не удалось обнаружить сопоставительного анализа образа чудаков в мировой литературе, считаем, что данная тема нуждается в дальнейшей разработке. Новизна работы в том, что в ходе анализа романов Сервантеса «Дон Кихот» и Достоевского «Идиот» сравниваются изображенные герои различной исторической эпохи, дается характеристика поведения и внутреннего мира «чудаков», рассматривается их роль в жизни общества, влияние на окружающих.

Гипотеза – «чудаки» мировой литературы имеют внутреннее сходство и способны изменить окружающий мир.

Цель работы – сопоставить образы Дон Кихота и князя Мышкина, выявить общие и отличительные черты характера, внутреннего мира и поведения.

Задачи, вытекающие из поставленной цели, следующие:

• осмыслить роль «чудаков» в мировой литературе, приемы и художественные особенности их изображения;

• рассмотреть проблему взаимоотношения «чудаков» с окружающими их героями;

• определить особенности понятия донкихотство.

Объектом исследования в работе выступают произведения Сервантеса «Дон Кихот» и Ф. М. Достоевского «Идиот».

Предмет исследования – художественные эпизоды рассматриваемых произведений, интерпретация образов «чудаков».

Используя методы аналитического чтения, сравнения и сопоставления, выявлены особенности поведения «чудаков», общие и отличительные черты характера героев, причины вечной «жизни» донкихотства.

Рождение героев

Русскому читателю знакомы с юности образы, типы-прозвища, характеризующие явление и сопровождающие жизнь многих поколений. Это и обломовщина, и скалозубовщина, и хлестаковщина, и маниловщина, и ноздревщина, и многие другие.

Есть такой образ художественного произведения и в истории мировой культуры. Несомненно, образ Дон Кихота стал нарицательным, приобрел интернациональное значение и всеобщее признание. Что же представляет собой донкихотство?

Донкихотство свойственно природе и характеру человека. Под ним, с одной стороны, подразумевается беспочвенная мечтательность, с другой – героические порывы человеческого духа в такой обстановке, которая не соответствует этим порывам и не нуждается в них, когда герой незнаком с реалиями жизни, ее запросами и требованиями.

Но далеко не каждый читал роман Мигеля де Сервантеса Сааведры «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», в котором выведен настоящий Дон Кихот, точнее, 50-летний идальго (мелкопоместный дворянин) Алонсо Кихано, страстный любитель рыцарских романов, возомнивший себя странствующим рыцарем и придумавший себе имя, которое он должен прославить: Дон Кихот Ламанчский. (Ла-Манча – область на юго-востоке Кастилии, центральной провинции Испании; именно там находилось безымянное село, в котором коротал свои дни сеньор Алонсо. )

Рождение и развитие «положительно прекрасного человека» – князя Мышкина, героя романа «Идиот» – потребовали от Ф. М. Достоевского особого напряжения творческих сил. Создавая образ «чудака», погруженного в сложный и трагический мир, писатель ориентировался на Дон Кихота и евангельского Христа.

Долгими и мучительными были поиски облика и характера этого героя. Только в начале 1868 года подготовительный этап был завершен, и Достоевский мог поделиться своими планами с близкими ему людьми, соотечественниками: «Все писатели, не только наши, но даже европейские, кто только ни брался за изображение положительно прекрасного, – всегда пасовал. Потому что эта задача безмерная. Прекрасное есть идеал, а идеал – ни наш, ни цивилизованной Европы – ещё далеко не выработался». Нужно заметить, что писатель, обращаясь к мировой литературе, считал, что в ней есть немало примеров удивительных по духовной красоте персонажей: «Упомяну только, что из прекрасных лиц в литературе христианской стоит всего законченнее Дон Кихот. Но он прекрасен единственно потому, что в то же время и смешон». Но, ориентируясь на Дон-Кихота Сервантеса, Достоевский стремился создать героя, совершенно другого характера, который вызовет симпатию читателей не курьезностью поведения, не физическим недугом и даже не выпавшими на его долю страданиями, а силой духа и непоколебимостью в стремлении творить добро.

Итак, героев разделяет огромное временное расстояние.

Деяния Дон Кихота, отправившегося на поиски приключений, сразу предстают в свете былой славы испанских рыцарей, создавших великую империю. Но в момент действия романа (в конце XVI столетия) потомки героев обречены на прозябание в деревенской глуши. Воспоминания о доблести предков смешались в сознании Дон Кихота с впечатлениями от чтения вымышленных историй – рыцарских романов, заполонивших Испанию того времени. И все же герой отделился от романа и зажил отдельной жизнью, подобно тени, завладевшей своим хозяином.

А что же несет в себе Мышкин, представитель цивилизованного мира XIX века? Отчего сам автор называет его «положительно прекрасным человеком», олицетворяющим идеал красоты?

Князь появляется в Петербурге после долгого пребывания в Швейцарии, где в отрыве от цивилизации лечился от тяжелого психического недуга. Его возвращение в Россию, в Петербург, полный темных интриг и разъедающих душу страстей, отдаленно напоминает пришествие Христа. Князь – правда, вторгающаяся в мир хаоса и лжи. По замыслу автора, он призван исцелять пораженные гордыней души людей. Князя Мышкина отличает от других героев романа неизбирательная любовь к людям. Это привлекает к нему всех, заставляет даже сбрасывать маскировочную оболочку неприступности и непомерной гордыни. Его любовь к человеку освящена высоким христианским состраданием. «Сострадание есть главнейший, и, может быть, единственный закон бытия всего человечества», – размышляет князь.

Что же роднит героев, что общего в их характере и поведении и в чем существенное различие?

Смысл заглавия произведений

Сначала обратимся к именам героев.

Бесспорно, имя Дон Кихота стало нарицательным. Кто такой донкихот, знает каждый. Донкихот – это человек, который ради достижения высоких целей готов идти наперекор общепринятым мнениям, не считаться с обстоятельствами, преодолевать любые преграды, даже если результат его усилий будет плачевен, а он выглядит в глазах окружающих чудаком и неудачником. Донкихот не боится выглядеть чудным, потому что вообще не думает о том, как он выглядит: ему важно лишь не отступать от собственных представлений о добре, красоте, благородстве. Донкихот – рыцарь Печального Образа, пусть и смешной.

Необычность заглавия романа Достоевского подчеркивает особенности характера главного героя – князя Мышкина. В «Карманном словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка, издаваемом Н. Кирилловым» (1843) «Идиот» толковался как слово, обозначающее «кроткого, не подверженного припадкам бешенства» человека, «которого у нас называют дурачком или дурнем». А в словаре В. Даля у этого слова имеет значение «юродивый». Такая семантика «выводила» на любимого героя русских сказок Иванушку-дурачка, вызывающего симпатию своими наивностью, бесхитростностью, честностью и правдивостью, и на персонажа пушкинского «Бориса Годунова» – Юродивого, готового сказать правду-матку даже самому царю. Весьма существенна связь заглавия произведения со средневековой европейской литературой, в которой идиотом принято было называть человека, которого не коснулась «книжная премудрость», но это ничуть не мешало ему быть духовно богатой личностью, способной приобщиться к разгадке тайн бытия.

Насколько странным ни покажется толкование имен, но характерные общие черты заложены уже в них самих, в «названиях» героев, которых отличает порядочность, великодушие, нравственное величие, независимость суждений, безрассудная смелость поступков.

И сословное положение героев сходное: оба из обедневшего дворянского рода, по сути не имеющие собственного дома и вынужденные скитаться по миру в поисках пристанища не столько для тела, сколько для души.

Поведение и внутренний мир героев

Нужно заметить, что поведение Дон Кихота кажется более странным, нежели князя Мышкина. Так, идальго способен силой своего воображения наделять вещи желаемыми свойствами и верить в реальность этих превращений. Например, он обнаруживает, что среди старых доспехов не хватает шлема с забралом, и сам мастерит забрало из картона. Когда же оно не выдерживает испытания ударом меча, то, слегка подправив его, герой романа попросту признаёт изделие «вполне годным к употреблению» и решает, «что это настоящий шлем». Так же он «признает» и «решает», что мосластый жеребец, если дать ему звучное имя Росинант, будет вполне добрым конем, а деревенская девушка Альдонса Лоренсо, если ее переименовать в Дульсинею, станет его дамой сердца, поскольку странствующий рыцарь обязан иметь даму сердца.

Это чудачество вполне объяснимо, если учесть, что герой постоянно оглядывается на устав мифического ордена странствующих рыцарей, членом которого осознает себя. Творя собственный «неписаный» роман, Дон Кихот поступает по собственному усмотрению, стараясь не походить на других. Но в то же время его поведение «запрограммировано» канонами рыцарского повествования и идеей подражания. Подражание деяниям и любовным страданиям книжных рыцарей в «низкой», обыденной действительности помимо воли самого идальго превращается в передразнивание и пародирование.

Формированию духовного мира князя Мышкина способствовали длительное пребывание в Швейцарии, в Валлийском кантоне, среди гор и живописных водопадов, общение с представителями патриархального «пастушеского народа», воспитание и образование, полученные в лечебнице профессора Шнейдера, поклонника философско-педагогической системы Руссо. Идея «естественного человека» великого французского просветителя в определенном смысле повлияла на создаваемый образ.

Изначальная доброта, кротость, инфантильные наивность и честность присущи и Дон Кихоту, и князю Мышкину. И хотя оба героя не отличаются богатырским здоровьем (скорее, наоборот, можно смело заявлять о физическом недуге), главным принципом жизни «чудаков» становится призыв к аскетизму, смирению и подавлению эгоистического начала во имя любви к ближнему.

Первое приключение, которое поджидает Дон Кихота, – знаменитый бой с ветряными мельницами. Рыцарь Печального Образа принимает их за длинноруких великанов. Великаны – неизменные враги героев рыцарских романов. В христианской традиции они – символы зла и гордыни, самого страшного из грехов. Дон Кихот заранее радуется, что своим подвигом сотрет «дурное семя с лица земли». Но в его удали и безоглядности просвечивает та же горделивая вера в свое предназначение. И эта гордыня тут же наказывается: мельничные лопасти подхватывают рыцаря вместе с конем, а затем сбрасывают на землю.

Многие из последующих эпизодов романа построены по той же схеме возвышения – низвержения героя. Многочисленные избиения и перемалывания костей Дон Кихота имеют не столько прямой, сколько метафорический смысл. Действие романа не случайно происходит во время жатвы: зерно нового урожая, перед тем как из него испекут хлеб, должно быть собрано и перемолото. Странствия Дон Кихота по полям Кастилии, колосящимся спелыми хлебами, иносказательно воспроизводят путь зерна с момента его пребывания в земле (во тьме и безвестности) к хлебу – христианскому символу единения людей.

В отличие от Дон Кихота, герой Достоевского начисто лишен малейшего самолюбия, он смиренен и кроток. Ему абсолютно несвойственна сословная спесь, и только одно это вызывает у окружающих недоумение. В приемной генерала Епанчина князь запросто вступает в разговор с лакеем, а тот, приученный к жесткой иерархии, приходит к выводу, что «князь просто дурачок и амбиции не имеет, потому что умный князь и с амбицией не стал бы в передней сидеть и про свои дела говорить.». Но в то же время вместе с этим убеждением в сознании лакея возникает мысль, что «князь почему-то ему нравится».

Князь Мышкин, в отличие от всех окружающих, свободен от эгоизма, поэтому он не страдает склонностью к углубленному самоанализу, не мучает себя бесплодными размышлениями о том, как он выглядит в глазах других. В связи с этим его невозможно обидеть. Получив пощечину от самолюбивого Ганечки Иволгина, он с состраданием выговаривает: «О, как вы будете стыдиться своего поступка!» Князь переживает здесь не за себя, а за душу человека, который презрел закон нравственности. И действительно, от этих слов Ганечка стоит «как уничтоженный».

Сострадание, любовь к ближнему – естественная потребность Мышкина. Именно эти чувства руководят его поступками. Его сердце готово согреть любого, кто унижен и задавлен бедностью. В Швейцарии он окружил заботой всеми презираемую девушку Мари, крестьянских детей, не чаявших в нем души; В России узнали его доброту Настасья Филипповна, Бурдовский, Ипполит, Коля Иволгин, дети Лебедева. Князь буквально наэлектризован любовью к людям: она светится в его глазах, звучит в голосе, интонациях. И эта любовь «электризует» тех, кто общается с ним, вызывает в их сердцах ответное чувство. Даже Рогожин, человек яростный и грубый, потянулся к Мышкину, почувствовал к нему симпатию (и это после непродолжительного разговора в поезде!): «князь, неизвестно мне, за что я тебя полюбил. Может, оттого, что в этакую минуту встретил. Да вот ведь и его встретил (он указал на Лебедева), а ведь не полюбил его».

Многократно подчеркивает писатель в романе удивительную способность Мышкина к всепрощению. Воистину эта способность не имеет границ. Князь снисходительно относится к насмешкам и оскорблениям в свой адрес. Удивительно терпим к Лебедеву, не только обманывавшему его, но и доносившему на него. Мягок и предупредителен в отношениях с Бурдовским и Ипполитом. Прощает Келлера, написавшего пасквиль и «ославившего» Мышкина на весь Петербург. Поражает полное отсутствие обиды на Ганю Иволгина, унизившего князя пощечиной, и, наконец, прощение Рогожина, пытавшегося убить его.

Отношение к «чудакам» других литературных героев

Действующие персонажи произведений по-разному относятся к поведению и поступкам героев-чудаков.

Люди, с которыми сталкивается ряженый рыцарь, реагируют на него двояким образом. Они могут, подобно погонщику мулов и другим простолюдинам, обрушить на злосчастного идальго град палочных ударов. Но могут и подыгрывать ему, подобно хозяину постоялого двора, куда Дон Кихот попадает в первый же день своего странствия: чтобы развлечься, трактирщик разыгрывает шутовской обряд посвящения сумасшедшего постояльца в рыцари. Внешний облик героя, его странное поведение и невероятные поступки вызывают смех у окружающих и приносят ему славу сумасшедшего.

Мышкин в своей невинности, в детски простодушном отношении к миру и людям также слывет «идиотом» и «юродивым». «. Совсем ты, князь, выходишь юродивый, и таких, как ты, Бог любит», – говорит Рогожин.

Все герои, окружающие князя, замечают, что в поведении нет ни тени самолюбования. «. Здесь все, все не стоят вашего мизинца, ни ума, ни сердца вашего! – кричит ему Аглая Епанчина в негодовании. – Вы честнее всех, благороднее всех, лучше всех, добрее всех, умнее всех! Здесь есть недостойные нагнуться и поднять платок, который вы сейчас уронили. Для чего же вы себя унижаете и ставите ниже всех? Зачем вы все в себе исковеркали, зачем в вас гордости нет?» Упреки эти справедливы, потому что князь действительно считает себя недостойнее всех. Но именно в таком самоуничижении состоит подлинное христианское смирение. Не случайно, обдумывая роман, Достоевский отметил: «Смирение есть самая страшная сила, какая только может на свете быть!»

Любовь в жизни героев

Своеобразно отношение Дон Кихота и князя Мышкина к любви.

Дон Кихот под воздействием прочитанных рыцарских романов придумывает себе образ Прекрасной Дамы – Дульсинеи Тобосской – и все свои подвиги посвящает именно ей. И дело совсем не в чувствах героя (никакой настоящей любви нет и в помине!), а в том, что любому странствующему рыцарю положено иметь Даму своего сердца.

Герой романа Достоевского, впервые увидев портрет Настасьи Филипповны, проникается к этой женщине искренним состраданием, постепенно перерастающим в любовь, которая, в свою очередь, тесно переплетается с чувством сострадания, жалости.

Персонажи романа «Идиот» уверены, что в характере и в поведении Мышкина «просматривается» сходство с «бедным рыцарем» Пушкина, особенно в его отношении к Настасье Филипповне. В гостиной Епанчиных звучит даже текст пушкинского произведения. Его читает Аглая, умышленно заменяя сокращение латинских букв АМD (Ave Mater Dеi – «Радуйся, матерь божия»), начертанных на щите «бедного рыцаря», на «аббревиатуру» АНБ, что должно было означать «Ave Настасья Барашкова».

Выходка Аглаи не достигла цели. Князь Мышкин остался верен себе. Подобно пушкинскому «рыцарю бедному», посвятившему свою жизнь служению «Марии деве», он приносит свою любовь в жертву Настасье Филипповне, воплощению растоптанной красоты. Вспомним слова Мышкина: «Красота спасет мир, значит, кто-то же должен служить и красоте!»

Пожалуй, глубже всех поняла и оценила князя Аглая Епанчина: «. Если говорят про вас ум. что вы больны иногда умом, то это несправедливо главный ум у вас лучше, чем у них всех, такой даже, какой им и не снился, потому что есть два ума: главный и не главный». Этот «главный ум» князя и есть проявление любви-сострадания. Любовь-жалость, соединенная с поразительной силы смирением, обусловливает еще одно качество князя Мышкина – способность к всепрощению. Он легко прощает людям их эгоизм и жестокость; он оправдывает нравственно падшую Настасью Филипповну, находя для нее самые нужные в этот момент слова утешения. На ее недоверчивое: «Это я-то честная?», он отвечает утвердительно, давая тем самым необходимую возможность поверить в добро.

Сущность характера «чудаков»

Призвание бедного идальго, по его собственному мнению, – искоренение зла и неправды, защита слабых и обездоленных. Но в силу того что действительность странствующего рыцаря под воздействием прочитанных романов трансформируется, он постоянно попадает в смешные и нелепые ситуации, неприятные переделки. Дело в том, что Дон Кихот видит опасность и врага там, где их нет на самом деле. Часто случается и так, что поступки героя приводят к обратному результату. Например, рыцарь пытается спасти пастушка Андреса от побоев хозяина, но после того как Дон Кихот уезжает, разозлившийся хозяин избивает мальчика до полусмерти. В безудержном стремлении к справедливости Дон Кихот освобождает каторжников, осужденных на галеры, но, получившие свободу, они побивают камнями своего освободителя.

И все же, несмотря на помешательство на рыцарских романах, Дон Кихот выступает великим гуманистом, обличителем социальных пороков, демонстрирует незаурядные способности оратора, осведомленность и рассудительность во многих вопросах. Подвергая свою жизнь опасности, полусумасшедший идальго готов идти на самопожертвование ради осуществления своей великой идеи, в которую безоговорочно верит. Окружающим кажутся нелепыми поступки Дон Кихота, забывающего о себе, живущего во имя других, для противодействия враждебным человечеству силам. Но сам Рыцарь Печального Образа почел бы постыдным заботиться о себе, жить для себя, если в мире так много зла и насилия.

Роман заканчивается смертью смирившегося Дон Кихота. Он умирает в родном селе естественной мирной смертью, исцелясь от помешательства и отрекшись от роли странствующего рыцаря.

И все же в конце романа умирает только Алонсо Кихано. Жизнь Дон Кихота Ламанчского продолжается в сознании читателей многих поколений во всем мире. Дон Кихот навсегда остается носитлем истины и справедливости на земле.

Нужно заметить, что Достоевский видел в Дон Кихоте «самого простого душою и одного из самых великих сердцем людей», «положительно прекрасного человека». И хотя писатель считал, что «стремление Дон Кихота проходит без пользы для человечества, так как он не может направить свои силы на правильный путь деятельности», образ князя Мышкина был создан под сильным влиянием образа Дон Кихота, одного из «прекрасных лиц в литературе христианской».

В романе «Идиот» художественным воплощением категории красоты становится князь Лев Николаевич Мышкин. Этот герой изначально мыслился автором с ориентацией на евангельского Христа, не случайно в черновых набросках несколько раз появляется запись: «Князь Христос». Учитывая, насколько прекрасен и недостижим выбранный Достоевским идеал, можно предположить всю сложность стоявшей перед ним как мыслителем и художником слова задачи. Воистину, «Идиот» – уникальный опыт в истории мировой литературы.

Единственно «положительно прекрасным лицом», писал Достоевский, был и есть для него Христос. Поэтому герой его произведения должен чем-то напоминать этот великий евангельский образ. Разумеется, отождествлять Мышкина с Христом ни в коем случае нельзя; князь лишь смертный человек, но своим духовным развитием он смог приблизиться к этому сияющему идеалу.

Мышкин, в отличие от всех окружающих, способен постичь самые глубинные, скрытые от постороннего глаза движения души чужого человека. Поэтому на каждого он действует обновляюще и исцеляюще. С ним все становятся чище и откровеннее. По замыслу автора, князь – воплощенная красота, одухотворенная, освященная любовью и страданием, далекая от чисто физического ее понимания. Именно эта красота, «восстанавливая» каждую отдельно взятую личность, призвана, по Достоевскому, спасти мир. Это та «положительная» красота, о которой единственно мечтает писатель, а главные ее составляющие – смирение и сострадание. Идеал прекрасного – Христос или человек, сумевший победить свою греховную природу напряженным духовным усилием. Другой истинной красоты Достоевский не мыслит.

Заключение

Итак, подводя итоги, следует отметить, что писатели стремились не только отразить в своих произведениях реально существующих героев, но и воплотить собственную философскую мысль, взгляд на многосложность человеческой натуры, на назначение человека в мире, на его ответственность перед обществом. Эта авторская позиция предопределила своеобразную художественную форму изображения героев-чудаков, ставших образами-символами, выражающими меру духовного возвышения человека, вечными литературными образами.

Раскрывая гипотезу, можно сказать, что «чудаки» мировой литературы имеют внутреннее сходство и способны изменить окружающий мир.

В процессе многовекового движения истории сильно менялся внешний облик человечества благодаря улучшению материальных условий его существования, однако в духовно-психологическом ядре человека сохранилась относительная устойчивость: в каждом из нас по-прежнему коренятся и положительные, и отрицательные нравственные качества.

Сравнивая образы Дон Кихота и князя Мышкина, следует отметить общее в характерах и поступках героев. В этих типах (таких разных на первый взгляд!) заключены не только качества определенного человека, живущего в определенном месте и в определенное время, а свойства человеческой природы, обладающие особой устойчивостью, переживающие эпохи и переходящие границы, меняющие свои формы, но сохраняющие свою суть.

Смирение, кротость, неумение и нежелание защитить себя стали незыблемым принципом поведения «чудаков». Странное и смешное на взгляд обывателя поведение героев направлено на нравственное совершенствование окружающих, на то, что сделает мир духовно светлее, добрее, что поможет становлению действительно братских отношений между людьми.

Бесспорно, донкихотство представляет собой силу человеческой красоты и заключается в правдолюбии, сочетающимся с умным сердцем и добрым умом «чудаков». Донкихотство – это честность, чувство подлинного собственного достоинства, рыцарско-дворянский кодекс чести, который зиждется на чувстве любви, самопожертвование. И эти высокие добродетели составляют сущность «положительно прекрасного человека» Дон Кихота и «положительно прекрасного человека» князя Мышкина.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)