Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Тема экологии в искусстве

Тема моего исследования - экология в изобразительном искусстве. Я полагаю, что данная тема еще недостаточно изучена и мало освещена в существующей литературе.

В одном из интервью Главы Республика Кирсаном Николаевичем Илюмжиновым были сказаны такие слова: "Я хочу, чтобы больше было добра, чтобы чаша добра перевешивала чашу зла. Тогда у нас меньше будет цунами, землетрясений, вулканов. Человек и Земля - это одно целое, это один живой организм, Земля реагирует на происходящее ней. Зло, горе - все это уходит в землю и земля не выдерживает. "

Эти слова послужили толчком для моей работы. Я думаю, что моя работа выполнена в свете этой.

Бережное отношение и любовь к природе начинаются с вое приятия красоты, с восхищения перед Родиной наших предков-степняков. Чтобы во всей полноте увидеть красоту родной земли, надо на ней родиться, вырасти полюбить всем сердцем. А передать неповторимый облик своей Родины поведать людям о своих чувствах можно в том случае, если любовь помножена на талант.

Этим талантом и обладал заслуженный художник РСФСР, один из основоположников калмыцкой живописи - Ким Менгенович Ольдаев. Ему бесконечно близка была наша степная природа. Идеалы Добра и Красоты - именно это утверждал Ким Ольдаев своим творчеством. Глядя на его пейзажи я ощущаю неразрывное единство с природой, ощущаю себя частицей, составной частью природы. Степь представляется художником то в тюльпаном, то в разливах степного ковыля /"Степные- просторы","Степь ковыльная", "Ветряные мельницы"/ Искренний голос художника напоминает о чем-то важном и дорогом - о любви и внимании к природе, о необходимости у нее учиться, ей следовать, прислушиваться к. ее умудренно-бессловесному языку. Таковы работы: "В степи", "Тюльпаны", "Весеннее дыхание"".

Пейзажи художника в достаточной степени обобщены, даже символичны, несут в себе определенный строй мыслей, переживаний, они очень эмоциональны. Часто пейзаж перерастает в композиционную картину. Анализируя творчество художника, можно отметить, что художник стремился соединить в своем творчестве единство человека и природы. Эта линия прослеживается в ряде работ: "Хозяин степи", "Семья чабана", "Поэзия дружбы". В них и переживание пожилого умудренного жизнью человека и любовь к прекрасной привольной земле.

Визитной карточкой художника можно считать полотно "Хозяин степи". Огромную эмоциональную роль играет в этой картине пейзаж, олицетворяющий Родину. Прекрасны цветущие тюльпаны, яркий солнечный свет, необозримы степные просторы. Эта картина будит патриотические чувства, и не может не волновать душу. Художник писал степь в разные времена года, в разных состояниях. Вспомним калмыцкую степь в полотнах художника: освещенные солнцем верблюды, праздник в хотоне, словно вихрь скачки на конях, моление о дожде. В пейзажах художника речь идет о душе природы, о ее неразрывной связи с человеком.

Человек с чистой душой, с просветленным разумом не нарушит величественных законов Природы, не навредит ей, напротив он живет в согласии с природой и стремится помочь ей. Вспомним остроносую обувь у монгольских народов, чтобы мягче, бережнее ступать по земле. И вовсе не случайно в книге Кирсана Николаевича Илюмжинова "Калмыкия-земля духа :национальная идея", сказаны такие слова:"Обратиться к жизни предков, значит, обратиться лицом к природе. Согласно буддизму человек давшей быть скромным, осторожным в своих движениях, дабы не навредить, не приостановить жизнь маленького невидимого существа, обитающего радом с человеком в невидимом, сокрытом от обычного глаза мире.

Гладя на картину "Друзья. Отрочество" мне вспоминаются строки из поэмы нашего земляка поэта Велимира Хлебникова, о конях, о копытах коня::

О люди ! так разрешите вас назвать !

Жгите меня,

Но так приятно целовать

Копыто у коня:

Они на нас так не похожи,

Они и строже, и умней,

И белоснежны? холод кожи,

И поступь твердая камней.

Только рожденный в степи, мог так проникновенно, с такой любовью написать картину о дружбе мальчика с конем и название картины не случайно: "Друзья. Отрочество. " Друзья -значит равные. Речь идет о близости человека и природы.

А вот другая картина художника. "Красный жеребенок", на ней красный жеребенок и кобылица-мать, с тревогой за свое дитя и надеждой смотрящая в глаза зрителю.

Любовь к природе у Кима Ольдаева переходит в сострадание к ней, так возникают картины, посвященные темам экологии. В триптихе «Раздумье. Калмыцкая степь» художник говорит о страдающей душе природы и скорбящей душе человека. Полна безысходности и печали левая часть триптиха "Степная быль". Художника волнует состояние сегодняшней степи - ее будущее. Раскаленные пески наступают на степь. Ветер кружит столбы пыли. Нет воды. Пустыня властно наваливается на степь и красными языками слизывает остатки растительности.

В центральной части триптиха появляются ноты надежды. Веришь, что эти люда, тонко чувствующие душу природы, не останутся к ней безучастны и просто не смогут не помочь ей. Так, на картине не видно лица мальчика, но можно предположить, что оно сосредоточенно и задумчиво. Этот ребенок скорбит о природе вместе со взрослыми, ответственность за будущее природы легла и на его юные плечи. В раздумье сидят пожилые люди. Как жить? Безлюдные дороги, заброшенные кошары, одинокий вой собаки, у засыпанного песком, покинутого колодца. Вопрошают: какая же участь может постичь степняков в будущем? Правая часть триптиха называется "Поющие пески", здесь мы видим остов лошадиной головы и каменную бабу Каменная баба - название половецких каменных изваяний. В нашем крае каменные бабы представляют монументальную скульптуру средненевековья юга России. Кружение песка, вокруг каменного изваяния - каменной бабы чем-то напоминает мелодию, мелодию степной печали. Начинается песчаная буря. Колорит картины, оставляет в сердце печаль и тревогу. Одна из самых удачных работ художника, посвященная вопросам экологии - "Моление о дожде". Вот как сам художник говорил об этой картине: "Меня всегда привлекала красота родной природы, но вместе с тем волнует и ее сегодняшнее состояние. Цветущая степь всегда радует и вдохновляет художника, но сейчас окружающая нас природа резко изменилась - идет опустынивание степи, и я чувствую, что должен сказать слово в ее защиту. Помню в Кетченеровском районе видел как во время продолжительной засухи, изнурившей степь, старушки-калмычки по древнему обычаю пришли на место высохшего ручья и, поставив зажженную лампадку -зул, молились о дожде. То был крик души: "Природа мать, не забудь о своих сынах-людях!" И я понял смысл этого, доведшего до нас их глубины веков обычая, судьба и жизнь людей, детей степи, в руках природы! Это меня потрясло. Свои чувства я постарался выразить в картине "Моление о дожде".

И все же свой реферат я хочу закончить на описании картины, которая вселяет надежду, эта картине, называется "Жизнь". На этой картине изображены дети в цветущей, но еще, изрытой воронками степи: девочка не срывает тюльпан, а как бы поддерживает его хрупкий стебелек. Мысль художника ясна: надо сберечь природу, ее красоту. Сберечь жизнь вот в чем великая миссия человека.

- На уроках, посвящённых экологии, использовать следует шире использовать наглядные материалы – картины художников, посвящённые вопросам экологии. Ведь искусство воздействует не только на разум, но и на душу.

- Следует обратить внимание и на возможность издания иллюстраций работ калмыцких художников, посвящённых вопросам экологии.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)