Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Тема исторической памяти в творчестве В. А. Солоухина - влияние писателя на возрождение духовной культуры Родины

Имя писателя, поэта, публициста В. А. Солоухина дорого нам, собинцам, потому, что он наш земляк, его имя носит средняя школа №2 города Собинки, в которой я учусь. В школьном музее есть экспозиция, посвященная жизни и творчеству писателя. В школе сложилась традиция отмечать 4 апреля как День памяти писателя (именно в этот день 1997года он ушел из жизни). Мы принимаем участие и в литературных праздниках, проводимых 14 июня на родине писателя в селе Алепино, где в 1924 году он родился, куда возвращался постоянно, живя в Москве, и где были написаны многие его произведения.

Интерес к книгам писателя неслучаен: с младшего школьного возраста знакомлюсь с его творчеством, посещаю места, связанные с ним и героями его произведений.

Мысль о единстве народа, природы, культуры - одна из главных в его творчестве, поэтому сохранить разнообразие наших городов и сел, своеобразие русской культуры, историческую память о них он считает главной своей задачей и как писателя, и как просто гражданина своей страны. Отсюда и проблема, заинтересовавшая меня как краеведа и автора исследования, - какое влияние оказал В. А. Солоухин и его творчество на возрождение культуры, пробуждение исторической памяти современников.

Считаю, что забвение исторической памяти особенно актуально в наше время. Путешествуя по родной земле, вижу разрушенные памятники архитектуры, оскудение природы, утрату традиций русской православной культуры. В процессе работы над исследованием я не только перечитала произведения писателя, но и побывала на его родине в Алепино, проехала маршрутом В. А. Солоухина, описанном в книгах «Черные доски», «Владимирские проселки», встречалась с его племянницей Валентиной Викторовной Солоухиной, обращалась за справками в Интернет.

Цель исследования - убедить современников в необходимости изучения творчества писателя, способствовать пробуждению исторической памяти современников.

Задачи статьи:

-на основании прочитанных произведений, посвященных теме исторической памяти, выявить роль писателя в возрождении духовной культуры России;

- посетить места, связанные с духовными центрами родной культуры, о возрождении которых писал автор;

- узнать судьбу мемориальных литературных комплексов, связанных с жизнью и творчеством писателей С. Т. Аксакова, Г. Р. Державина, А. А. Блока.

Тема исторической памяти в творчестве В. А. Солоухина, влияние писателя на возрождение духовной культуры родины

« Владимирские проселки», и их роль в возрождении центров духовности и исторической памяти народа.

Тема исторической памяти - одна из главных в творчестве нашего писателя - земляка, прославившего родной край своими творениями. Среди первых книг, принесших писателю известность, была повесть «Владимирские проселки», написанная им в 1956 году под впечатлением 40-дневного путешествия по земле Владимирской. Писатель не только воспевает неброскую красоту родной земли, достопримечательные места, связанные с именами прославленных людей: Суворова А. В, Багратиона, графа Воронцова, Юрия Долгорукого и многих других, - но и с горечью пишет о том, как разрушались памятники архитектуры, как предавалось забвению славное историческое прошлое родной земли. Поэтому нельзя остаться равнодушным, читая страницы этой лирической повести.

Вместе с автором мы путешествуем по родной земле и вместе с ним испытываем чувство горечи и сожаления, когда попадаем в разорённые склепы графа Воронцова в селе Караваево и графов Апраксиных. «В прицерковной траве валялись и то и дело попадались нам под ноги то черепная кость, то обломок человеческого таза. Там и тут виднелись в высокой траве опрокинутые каменные памятники», - пишет он. Как чудовищно предавать поруганию могилы предков, а ведь ребятишкам, примерявшим ботфорты фельдмаршала Воронцова после разорения склепа, показали пример взрослые - приезжие киномеханики.

Одиннадцатый день путешествия. Не менее потрясающее впечатление оставляет и он, когда вслед за автором попадаешь в древний город Юрьев-Польской, заложенный Юрием Долгоруким - основателем Москвы. Перед нами памятник архитектуры - Георгиевский собор на берегу реки Колокши, тоже построенный великим князем. Георгиевский собор полуразвалившийся. Об этом с грустью пишет Солоухин: « Все же стоило бы сохранить, ведь второго Юрий Долгорукий уже не построит, этой истинной жемчужине, пролежавшей на зелёном берегу Колокши , – 800 лет».

Заслуга Солоухина в том, что он пробудил интерес к истории памятника, и у меня появилось желание посетить древнюю Юрьев - Польскую землю. В ходе заочного путешествия по этим достопримечательным местам познакомилась с историей храма.

Первый собор, построенный Юрием Долгоруким в 1152 году, простоял меньше 100 лет и, судя по летописным свидетельствам, был разрушен во время землетрясения. В 1230 году Ярослав повелел разобрать обломки и начать строительство нового собора. В построенном князем соборе сохранился высеченный им Крест в память о чудесном спасении Святослава на реке Волге и гробница князя. В середине 60-х 16 века годов собор неожиданно разрушился, но не целиком. Московский князь Иван III повелел восстановить собор как можно скорее и поручил это зодчему и подрядчику В. Д. Ермолину, но на этом перестройка собора не прекратилась. В XVII веке пристроена шатровая колокольня, разрушенная после революции. В XIX веке расширили тёплый придел Святой Троицы и пристроили тёплый собор в честь Воздвижения Креста. Эти пристройки тоже были снесены в советское время. А в настоящее время храм реставрирован, он принял практически первоначальный вид, и одним из его достопримечательностей является Святославов каменный Крест.

Восхищали своим талантом русские умельцы. Вот в селе Глотово подверглась разрушению церковь, построенная без единого гвоздя, и об этом с сожалением пишет в своей повести автор, напоминая нам, современникам, что жить - это помнить, сохранять свою культуру. Возвращение к истокам помогает, по мнению автора, не только познать и полюбить её и традиции родной земли, но и сохранить их. Поэтому и не случайно восстановлен сегодня Георгиевский собор, реставрирована Глотовская церковь, что находится в Суздале в Музее деревянного зодчества. И есть в сохранении и возрождении памятников архитектуры заслуга нашего писателя-земляка, одним из первых заговорившего о разрушении истинных ценностей культуры.

А сколько славных памятников старины еще разрушено и исчезло с лица земли!.

«Письма из русского музея»- приглашение автора к путешествию по родной земле.

В своем публицистическом произведении «Письма из русского музея», написанном 1966 году, писатель - исследователь продолжает поднимать острейшие, наболевшие проблемы спасения и восстановления гибнущих памятников отечественной истории и культуры. В книге «Письма из русского музея» Солоухин В. А. с сожалением пишет о разрушенной архитектуре Москвы. За годы советской власти было уничтожено более 400 памятников архитектуры, среди которых церкви и знаменитая Сухаревская башня, Страстной монастырь, храм Христа Спасителя. Благодаря писателю «оживает» храм Христа Спасителя, строившийся 40 лет на народные деньги в память о знаменитом московском пожаре, в память о победе над Наполеоном в 1812 году. Великий русский художник Василий Суриков расписывал его стены и своды. Это было самое высокое и самое величественное здание в Москве. Взорвали, а на его месте построили плавательный бассейн. Потрясает и история взрыва Симоного монастыря, где было фамильное захоронение Аксаковых. И прав Солоухин, утверждая, что, разрушая старину, всегда обрываем корни.

Нельзя не согласиться с мнением автора, что современная Москва из уникального города превратилась в город «среднеевропейского типа», хотя и сегодня пытаются возродить разрушенные памятники. Не без участия В. А Солоухина (он был председателем общества по восстановлению храма Христа Спасителя) храм восстановлен и является украшением Москвы. По посещении храма была поражена его грандиозностью, величественностью, но разве можно вернуть росписи Василия Сурикова? Действительно, что-то утрачивается.

Не потому ли писатель отдаёт предпочтение Ленинграду, который сумел сохранить свои уникальные архитектурные сооружения. Он стоит таким, каким сложился исторически: и Невский проспект, и Фонтанка, и Мойка, и Летний сад, и мосты, и набережные Невы, и Стрелка Адмиралтейства, и Дворцовая площадь, и Спас на Крови и многое - многое другое.

Одна из главных достопримечательностей северной столицы - Русский музей. Автор не только описывает памятник архитектуры, но и историю создания Русского музея, открытого Александром III, который выкупил у казны пустовавший Михайловский дворец. Внутренность дворца подвергли значительной перестройке, и 7 марта 1898 года с торжественным молебном и торжественными речами произошло открытие Русского музея. Вместе с писателем мы путешествуем по залам и фондам музея, знакомясь с шедеврами русской живописи, деревянной скульптурой, народным искусством, вырезными миниатюрами по дереву и кости, медным художественным литьем, замечательным собранием мелкой пластики, древними иконами, посещаем Суриковский зал, где хранятся картины автора известных полотен: «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Переход Суворова через Альпы», «Покорение Сибири Ермаком», «Взятие снежного городка». И оживает перед глазами жизнь русского народа в разные исторические эпохи.

По мнению автора, самое яркое и жизнеутверждающее полотно Сурикова - «Взятие снежного городка». В. А. Солоухин пишет: «Оно все, как сплошной крик радости, вспышки веселья. «Красивый, веселый и благополучный народ в минуту своей удалой игры - вот что такое «Взятие снежного городка. ». А далее автор продолжает: «. да, мы умеем воевать, врезаясь клином в кучумовские орды, либо преодолевая заснеженные Альпы; умеем бунтовать (вскинутые боярыней два перста), умеем атаманствовать (летящая, как на крыльях, ладья Степана Разина), но умеем и веселиться». Действительно, картина пробуждает бодрое, веселое настроение, передает характер русского человека.

В. А. Солоухин приглашает нас в путешествие по Русскому музею, чтобы почувствовать, какой была Россия, и постоять перед этим удивительным творением Сурикова, ибо любовь к своему народу, чувство народа были основой натуры художника.

« Продолжение времени»- размышление автора о вечных культурных ценностях, составляющих основу духовной жизни человечества.

В книге очерков « Продолжение времени», имеющей подзаголовок «Письма из разных мест», Солоухин развивает традиционную для него тему «уважение к преданию». Писателя волнует и судьба восстановленной «Триумфальной арки» в Москве, и судьба грандиозного памятника «Тысячелетие Руси» в Новгороде.

«В 1944 году в Новгороде происходило прямо-таки символическое действо - собирали Россию. Она была разобрана на части и лежала, разбросанная на снегу », - пишет автор. В январе этого года советские войска отбили Новгород. Воины вошли в Новгородский Кремль, то увидели разрушенный памятник «Тысячелетие России» - замечательное произведение архитектора Микешина. Когда-то построенный на пожертвования, он поражал своей грандиозностью. Пришлось памятник собирать заново. По своему внешнему силуэту он представлял собой огромную бронзовую шапку Мономаха: широкий постамент, сужающийся кверху, большой бронзовый шатер с крестом, покоящимся на этом постаменте, символизировал царскую державу. У креста державы ангел и коленопреклоненная женщина, вокруг державы крупнейшие собиратели России: князь Владимир, Иван III, Дмитрий Донской. На средней части постамента 109 фигур государственных деятелей, полководцев от Александра Невского до Гоголя, Лермонтова, Глинки. « И по сей день памятник олицетворяет Россию», - не без гордости об этом пишет В. А. Солоухин.

« Время собирать камни» как призыв к сохранению мемориальных комплексов, связанных с именами известных писателей и поэтов СТ. Аксакова, А. А. Блока, Г. Р. Державина.

Призывом к сохранению памятников архитектуры звучит произведение Солоухина «Время собирать камни», в которое включены несколько очерков: «Посещение Званки», «Аксаковские места», «Большое Шахматово». Названия их говорят уже сами за себя: речь в книге о мемориальных местах, связанных с жизнью известных писателей. «Посещение Званки» - это повествование о месте, где жил Гавриил Романович Державин - автор известной оды «Фелица». Это о нем А. С. Пушкин писал: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил». Одним из лучших произведений отечественной философской лирики, по мнению В. А. Солоухина, является его ода «Бог».

Война стерла с лица земли Званки, ничего от усадьбы и даже от ее планировки не осталось. Все здесь безнадежно уничтожено. Сразу после войны, когда державинская могила оказалась среди руин, пошли по скорейшему пути: восстанавливать монастырский комплекс не стали, а перенесли прах писателя в Новгород, где и сейчас он покоится в Новгородском детище (Кремле) под скромным обелиском и доской с надписью: «Гавриил Романович Державин, действительный тайный советник и многих орденов кавалер». А ведь именно к нему известный полководец и наш земляк А. В. Суворов обратился за эпитафией для своей будущей могильной плиты.

-Здесь лежит Суворов,- ответил поэт незамедлительно.

-Помилуй Бог, как хорошо,- согласился великий полководец.

В одном из очерков «Аксаковские места» Владимир Алексеевич с благодарностью пишет о Сергее Тимофеевиче Аксакове, талантливом писателе, пробудившем чувство патриотизма, любви к природе, родной земле не у одного поколения читателей, и о своей влюбленности в его творчество. Для него чтение произведений Аксакова было не просто наслаждением чистотой и своеобразием аксаковского языка, но именно через произведение «Записки об ужении рыбы» Владимир Алексеевич почувствовал настоящую страсть удильщика и грибника. Аксаков начал книгу «Замечания и наблюдения охотника брать грибы» - Солоухин продолжил эти странички и в свое время написал книгу о грибах под названием «Третья охота». Аксаковский метод художественного познания действительности был близок писателю-земляку. Наверное, не случайно эпиграфом к своим произведениям «Капля росы» и «Третья охота» взяты аксаковские слова: «Передавать другим свои впечатления с точностью и ясностью очевидности, так, чтобы слушатели получили такое же понятие об описываемых предметах, какое я сам имел о них».

Очень подробно в этом очерке автор пишет о селе Аксакове Бугуруславского района и о пребывании в нем Сергея Тимофеевича. Родившийся в 1791 году в г. Уфе, он свои детские и отроческие годы провел в селе Аксакове. Этот период жизни, как и природа, окружавшая его, отражены в произведениях «Детские годы Багрова-внука» и «Семейная хроника». Именно в Аксаково возвращался Сергей Тимофеевич после учебы в гимназии и университете в Казани, живя то в Петербурге, то в Москве. И после 1820 года с семьей он бывал там. В 1849 купил имение Абрамцево под Москвой и до смерти жил в нем. Скончался писатель 30 апреля 1859 года. После посещения Солоухиным аксаковских мест вышло решение о сохранении мемориального дома - усадьбы Аксаковых.

По мнению автора, литературно-мемориальные дома-музеи, усадьбы-музеи - это не только памятники прошлого, но и живые очаги сегодняшней культуры. Солоухин напоминает общественности об этом: «Соприкосновение с прекрасным очищает душу, а эти удивительные просторы вокруг заставляют подняться из самых глубин затаенному чувству любви к Родине».

Если бы был жив писатель, наверное, он порадовался бы тому, что усадебный комплекс Шахматово поэта Александра Блока, о разорении которого он писал, был восстановлен в 2000 году.

« Черные доски»- открытие для меня моей малой родины. Посещение Свято - Никольского женского монастыря с. Волосова.

В книге «Черные доски» с подзаголовком «Записки начинающего коллекционера», написанной в 1969 году, мы не только знакомимся с В. А. Солоухиным как коллекционером икон, которые он собирал по селам Собинского района Владимирской области, но как с борцом за восстановление разрушенного и разграбленного. Скорее всего, главной движущей силой писателя был не только интерес к иконам, уникальным и редкостным по своей значимости, но и желание спасти их.

Он писал: «И вот я обладатель целых пяти икон. Из алтаря Фетининской церкви большая черная, с едва проглядывающим изображением святого в темно-вишневых одеждах, с кадилом в одной руке - Георгий Победоносец. Она дорога уже тем, что ей обносили наше деревенское стадо». Поэтому с болью в душе писатель- земляк повествует об участи, постигшей иконы в советское время: «писаные сострагивают, на четыре ножки - и стол готов». Рассказывает автор и о том, как рубили иконы на дрова - так поступили с чудотворной иконой Галицкой Божией Матери из села Ельтесуново, спасшей, по преданию, местных жителей от холеры в 1848 году. Солоухину удалось найти у одной богомольной старушки сохранившуюся часть этой иконы, но расстаться с ней она отказалась. В поисках другой чудотворной иконы архангела Михаила Солоухин попадает на Волосовскую землю Собинского района в один из древнейших монастырей – Свято - Никольский.

Первое упоминание о монастыре встречается в рукописях XIV века, однако, по предположению исследователей, обитель возникла гораздо раньше, в период княжения Владимира Мономаха, или даже в более древние времена - Крещения Руси.

Эта версия подкреплена преданием, будто основан монастырь на месте капища, посвященного языческому Богу Волосу, который из древнерусских источников известен как «скотий Бог» - покровитель домашних животных. Об этом узнала, посетив восстановленный и ныне действующий женский монастырь.

В 1917 году обитель закрыли, монахинь изгнали, но после закрытия там продолжала жить последняя из насельниц монахиня Евпраксия, могила которой сегодня особенно почитаема на монастырском кладбище. Там горит неугасимая лампада, и приходят паломники, посещающие обитель. При жизни за ревностное служение Господу она была наделена дарами прозорливости и способностью исцелять недуги людей. По рассказам настоятельницы монастыря, Епраксия и по сей день по вере и молитвам помогает людям. Именно о встрече с ней пишет Солоухин в книге. После посещения разрушенного монастыря он был потрясен «. общей захламленностью, разрушенностью некоторых частей архитектуры, стен и многочисленными временными заплатками на зданиях. где все говорило о том, что будто шли здесь некоторое время ожесточенные бои, потом обе сражающиеся стороны отступили, но поле боя так и осталось неприбранным. Трупов, конечно же, не было».

Там, в монастыре, он и встретился с одинокой насельницей Евлампией (Евпраксией - писатель изменил ее имя). В полуразрушенной келье насельницы он увидел интересующую его икону, но спросить постеснялся, ибо на вопрос: «От кого остались иконы, и кто поручил их хранить?»- монахиня ответила: «Как от кого? От Бога. Бог мне поручил, а я храню. Пока жива, огоньки перед иконами теплятся. Погасну я, погаснут и огоньки» А о разрушителях храмов сказала: «Господи, прости их, неразумных, не ведают, что творят». 3 Лишь через два года, повторно посещая обитель, писатель получил от монахини желаемое и чуть позже отвез икону «Архангела Михаила» на реставрацию в Москву. Интерес к судьбе этой иконы, конечно, не пропадает и сегодня, но, к сожалению, уже нет среди нас В. А. Солоухина.

Посещая Свято - Никольский женский монастырь в селе Волосово, убедилась в том, как велика роль писателя - земляка в восстановлении центров духовной культуры. Этот действующий монастырь отреставрирован в 1993 году. Мне удалось побывать во всех трех храмах: Преподобного Сергия Радонежского, Святителя Николая, Покрова Божией Матери, приложиться к святыням, посетить могилу Евпраксии и келью, где ныне находится подсобное помещение для кухни, думаю, стоило бы сохранить ее в память о последней насельнице.

Помнить, спасать, сохранять, приумножать традиции духовной культуры Родины - сохранять себя как народ, нацию.

Дмитрий Сергеевич Лихачев в одном из своих писем о «Добром и прекрасном» писал: «Память - основа совести и нравственности, память - основа культуры, «накоплений» культуры. Хранить память, беречь память - это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками. Память - это наше богатство».

Заслуга В. А. Солоухина в том, что, рассказывая в своих произведениях об истории родной земли, он пробуждает историческую память народа, способствует возрождению духовной культуры, сохранению и приумножению ее богатства. Напоминает всем нам, живущим сегодня, что помнить, спасать, сохранять, приумножать традиции духовной культуры Родины - сохранять себя как народ, как нацию.

Чтение произведений, путешествие по местам, связанным с жизнью и творчеством писателя, изучение истории мемориальных музейных комплексов «Аксаково», «Званки», «Шахматово», посещение центров духовной культуры, изучение их истории дали мне возможность оценить личный вклад писателя в пробуждение исторической памяти и национального самосознания русского народа, возрождение духовной культуры Родины. Именно его «Владимирские проселки» побудили меня к изучению публицистических произведений автора, истории родной земли, истоков ее духовности.

В наше время, когда утрачиваются общечеловеческие ценности и традиции православной культуры, царит бездуховность, скудеет русская душа, произведения В. А. Солоухина помогут найти путь к возрождению, ощутить связь своей малой родины с жизнью всей страны и испытать чувство гордости за ее культурное наследие.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)