Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Толстые и худые герои в рассказах А. П. Чехова

Цель статьи: чтение рассказов А. П. Чехова и сравнительный анализ в рассказах толстых и тонких героев.

Задачи:

• познакомиться с рассказами А. П. Чехова;

• выбрать для исследования те рассказы А. П. Чехова, в которых при описании внешности героев автор уделяет особое внимание весу своих героев;

• выписать характеристики героев из данных рассказов;

• сравнить описание внешности худых и толстых героев из рассказов.

Методы, используемые в работе:

• поисковый;

• иллюстративный;

• исследовательский;

• метод научного познания;

• метод коллизии.

В наше время стал глубоко стоять вопрос о весе людей, но у каждого человека своя природа.

Бытует мнение, что человек с небольшим весом намного успешнее в жизни. Он хорошо выглядит, у него лучше складывается личная жизнь, такой человек быстро продвигается по службе. И если нам говорят про какого-нибудь начальника, то мы представляем себе грузного, серьёзного человека, сидящего за рабочим столом, с задумчивым выражением лица.

Опять же, говоря о простом работяге, мы видим его худым, подвижным, шустрым человеком.

Так ли это?

Со своими вопросами я обратилась к одноклассникам. В работе принимало участие 19 человек. Вопросы были следующего характера:

1. Влияет ли вес людей на характер? Большинство ребят ответили положительно.

2. Какие качества преобладают у худых, а какие у полных? Одноклассники ответили, что худые люди более жесткие, дерзкие, но в тоже время спокойные, отзывчивые, открытые и разносторонне развитые. У них активная жизненная позиция.

Полные же, с точки зрения моих одноклассников, чаще всего бывают добрыми, жизнерадостными, мудрыми и мягкими. У них больше комплексов, чем у худых. Полные чаще бывают скрытными и закрытыми от людей. Любят лежать на диване, а значит чаще всего это ленивые люди. Но опять же они очень дружелюбные, отзывчивые и справедливые.

3. Какие профессии занимают чаще худые, а какие полные?

Мои одноклассники считают, что худые могут осваивать подвижные, мобильные профессии, так как им легче передвигаться с места на место.

Они легко могут легко переключаться с одного вида деятельности на другой. Худые свободно могут договориться по любой проблеме. Для них не составит труда выполнить какое-то поручение, и поэтому они могут легко быть подчиненными. Это люди спортивных профессий, а также творческих. Одноклассники считают, что худым людям подходят такие профессии: дипломаты, инженеры, продавцы, тренеры, художники, артисты, учителя.

А полным труднее двигаться, и поэтому им больше подходит сидячий образ жизни в профессии. У них хорошо получится осуществлять руководство каким-либо серьезным делом. Они более обстоятельно продумывают свои решения и поэтому всегда удачно заканчивают начатое дело. У них намного крепче нервная система. Это люди таких профессий: банкиры, главы серьезных предприятий, юристы и водители автомобилей.

4. Кто быстрее поднимается по карьерной лестнице?

Большинство моих одноклассников считают, что и те, и другие могут достаточно быстро подниматься по карьерной лестнице. Самое главное, нужно, чтобы появилось желание достигнуть желаемой цели.

Я полностью согласна с мнением одноклассников, а можно ли проследить данную проблему в произведениях русских классиков?

Я думаю, что да.

Но сначала давайте обратимся к словарю синонимов и найдем похожие слова к данным:

← Худые, тощий, тонкий, мелкий, ювелирный, маленький, махонький.

← Толстые, полный, тучный.

Для своего исследования я взяла шесть рассказов Антона Павловича Чехова, в которых, на мой взгляд, более полно освещен данный вопрос.

Свое исследование я проводила по четкому плану.

1. Описание внешности худых и полных героев.

2. Карьерная лестница. Чего достигают по службе худые герои, а чего толстые?

3. Взаимоотношения людей разной полноты.

• Обращения, используемые в речи, при общении. ,

• действия при общении

• отношение к чину.

Худые и толстые герои в рассказах А. П. Чехова

Для анализа тонких и худых героев мною взяты несколько рассказов:

«Толстый и тонкий», «Хирургия», «Злоумышленник», «Унтер Пришибеев» «Свирель», «Красавицы». Я считаю, что в для того, чтобы полнее Конечно, нужно обязательно начать с описания внешности.

Итак, давайте сначала посмотрим, какой внешностью обладают тонкие и толстые герои в рассказах.

В рассказе «Толстый и тонкий» встретились два бывших одноклассника, которые не виделись много лет. Какими же они стали спустя столько времени. «Тонкий только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. У него была жена - «худенькая женщина с длинным подбородком и высокий худой гимназист с прищуренным глазом - его сын». «Толстый только что пообедал на вокзале и губы его, подернутые маслом, лоснились как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем».

В рассказе «Злоумышленник» присутствует только тонкий герой. Он является главный лицом в произведении. Он преступник, который воровал гайки с железной дороги, потому что нужно было на что-то кормить семью. «Перед судебным следователем стоит маленький чрезвычайно тощий мужичонка в пестрядинной рубахе и латаных портах.

Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза едва видно из-за густых нависших бровей. Они имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно уже не чесанных путаных волос, которая придает ему еще большую паучью суровость. Он бос».

В рассказе «Унтер Пришибеев» тонким является тоже главный герой. «Пришибеев сморщенный унтер с колючим лицом, делает руки по швам и отвечает хриплым и придушенным голосом, отчеканивая каждое слово, точно командуя».

В произведении «Хирургия» присутствует только толстый герой. «Фельдшер Курятин - толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним пальцем левой руки - сигара, распространяющая зловоние».

В рассказе «Свирель» главный герой приказчик Мелитон Шишкин пошел на охоту и увидел пастуха, играющего на свирели. «Подобно жиденькому голоску все человека было мелко и не соответствовало его росту, ширине и мясистому лицу: и улыбка, и глазки, и пуговки, и картузик, едва державшийся на жирной, стриженной голове. Когда он говорил и улыбался, то в его бритом, пухлом лице и во всей фигуре чувствовалось что-то бабье, робкое и смиренное».

В рассказе «Красавицы» главный герой вспоминает как был гимназистом и его дедушка повез его в гости к знакомому армянину , внешность армянина поразила героя. «Представьте себе маленькую, стриженную головку с густыми, низко нависшими бровями, с птичьими длинными, седыми усами и с широким ртом, из которого торчит длинный, черешневый чубук; головка эта неумело приклеена к тощему, горбатому туловищу, одетому в фантастический костюм: в куцую, красную куртку и в широкие ярко-голубые шаровары». Девушка Маша, его дочь, выглядела так. «Девушка лет шестнадцати, в простом ситцевом платье и в белом платочке. Моя посуду и наливая чай, она стояла ко мне спиной, и я заметил только, что она была тонка в талии, боса и, что маленькие голые пятки прикрывались низко опущенными панталонами».

• Не во всех рассказах, изученных нами, присутствуют и толстые, и тонкие герои.

На мой взгляд, очень ярко представлены оба героя только в рассказе «Толстый и тонкий». В других же произведениях, которые я изучила по данной проблеме, автором взят и рассмотрен подробно только какой-то один герой: или толстый, или тонкий.

• Чаще все тонкие герои одеты неказисто, просто. Некоторые из них ходят оборванными и босиком. Значит, чаще все они бедны.

• Толстые же герои одеваются или с большим вкусом, или вычурно и ярко. Значит, они или богаты, или хотят походить на таковых.

• Из описания лица видно, что тонкие часто обросшие, брови у них обвисшие. И вся их внешность очень неухоженная. Чаще это говорит о их бедности.

• Толстые же с большими и лоснившимися губами, жирными и стрижеными головами, бритыми и пухлыми лицами. Они довольны жизнью.

1. Давайте понаблюдаем, каких высот по карьерной лестнице достигают наши герои.

Из рассказа «Толстый и тонкий» видно, что толстый и тонкий герои достигают разных высот по карьерной лестнице. Тонкий, например, хвастается тем, что он «коллежским асессором служит»

Асессор м. – заседатель, член, гласный, присудок; в губернском направлении младший член, а старшие – советники.

Коллежский асессор – чиновник 8 – го класса, майорского чина. ) Уже второй год. И Станислава имеет. Он признается зарабатывает лишь тем, что откручивает гайки. Они нужны ему для того, чтобы сделать из них грузила для ловли рыбы. Следователю он с азартом объясняет: «Мы из гаек грузила делаем Ежели ты живца или выполозка на крючок сажаешь, то нешто он пойдет ко дну без грузила?» В рассказе «Унтер Пришибеев» главный тонкий герой является унтер-офицером. Это низший чин в царской России. А в рассказе «Хирургия» толстый герой является фельдшером уездной больницы, который «за отсутствием доктора, уехавшего учиться, принимает сам больных». Фельдшер – это помощник лекаря. Фельдшерский набор – готовальня, со снарядами для кровопускания

В рассказе «Красавицы» тощий герой, армянин, был очень богатым, но далеко не опрятным человеком. О профессии А. П. Чехов не говорит. А худенькая дочь Маша пока еще не освоила никакой профессии, так как по возрасту мала. Она подает обед отцу и гостям, убирает дом.

В рассказе «Свирель» толстый герой является пастухом артамоновского стада. «Чье стадо пасешь?» – спрашивает его автор. А пастух отвечает: «Артамоновское. Стало быть и лес артамоновский. » Значит, он пастух крепостной, а крепостные люди в те времена считались абсолютно бесправными.

• Большинство худых людей в наших произведениях стоят на самом низу карьерной лестницы: Злоумышленник вынужден воровать, т. к. не имеет возможности больше заработать по-другому; тонкий их «Толстого и тонкого» дослужился всего лишь до Коллежского асессора, еле сводит концы с концами.

• Большинство толстых героев наоборот достигают больших высот в карьере. Так, например, толстый из «Толстого и тонкого» дослужился до самого тайного советника и очень гордится этим; фельдшер из «Хирургии» очень гордится тем, что его поставили заменять врача, и от этого важен.

• Но есть исключения из нашего правила. Армянин из «Красавиц» очень богатый человек, но худой и неопрятный. Пастух из «Свирели» - бедный крепостной, но пухлый и мясистый.

Взаимоотношения людей разной полноты и их общение.

В рассказе «Толстый и тонкий» очень ярко показана проблема взаимоотношений людей разной полноты. Так тонкий, узнав о том, что его одноклассник является тайным советником «вдруг побледнел, окаменел, но скоро его лицо искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сузился, сгорбился. Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились. Длинный подбородок его жены стал еще длиннее; сын Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира».

До того времени, пока тонкий не знал, что его одноклассник занимает высокий пост, он общался с ним, как с другом детства. Но как только он услышал о высоком чине своего давнего знакомого, то сразу стал называть «Вашем превосходительством» и обращаться на Вы.

В рассказе «Злоумышленник» следователь своими обращениями указывает Денису на его низкое социальное положение «Послушай, братец, не прикидывайся ты мне идиотом, а говори толком. Нечего тут про грузила врать!» Но Денис действительно не понимает за что же его хотят наказать. «Отродясь не врал, а тут вру» Эти фразы говорят не только о том, что Злоумышленник не понимает своей вины, но и что, в общении он не ставит следователя не выше себя не ниже.

В рассказе «Унтер Пришебеев» Чин главного героя равносилен сегодняшнему прапорщику. Его обвиняют в том, что он оскорбил словами и действиями урядника Жигина, волостного старшину Аляпова, сотского Ефимова, понятых Иванова и Гаврилова и еще шестерых крестьян, причем первым трем было нанесено вами оскорбление при исполнении ими служебных обязанностей. Но при всем этом он вежлив с мировым судьёй.

Обращается к нему «Ваше высокородие, господин мировой судья». А это значит, что Пришибеев уважает судью, не обращая внимания на то, что он подсудимый, из этого следует, что он настоящий офицер.

В рассказе «Хирургия» главный герой хоть и простой фельдшер, но ведёт себя так, как будто он настоящий врач и позволяет себе не очень вежливо разговаривать с больным «- Ааа моё вам!- зевает фельдшер».

Он выглядит солидно, но его невоспитанность мешает ему, он курит в больничном помещении, совершенно не задумываясь о приличиях.

В рассказе «Красавицы» армянин обращается к своей дочке Маше не как к ребёнку, а как к служанке «- Маша! Где ты? Ступай наливай чай!» В его обращениях к дочери проскальзывает какое-то пренебрежение.

Сам же армянин хорошо принимает гостей, поит их чаем, что говорит о его гостеприимстве.

В рассказе «Свирель» приказчик Мелитон Шишкин разговаривает с крепостным пастухом, как с человеком равным себе «Да, брат, мало. Везде мало!» и пастух отвечает ему тем же, не ставя его выше себя или себя ниже его « Нет, кажись, не видал». Они общаются как равные, и разные социальные положения не мешают им.

Обобщая собранный материал, я пришла к следующим выводам:

• В каждом рассказе, изученном мною, обязательно присутствуют или толстые, или худые герои, а в некоторых и те и другие. (А. П. Чехов обязательно обращает внимание на вес своих героев)

• Чаще всего худые герои одеты очень просто и неказисто, они не всегда опрятны. Зачастую они представляют низкий рабочий класс.

• Толстые же герои всегда одеты «с иголочки», всем своим видом они показывают, чего они добились в жизни и какой у них высокий чин.

• Но в произведениях Чехова есть и исключения. Так, например: человек полный занимает невысокую должность, но своим видом показывает свою важность.

Чехов очень точно показывает характеры толстых и тонких героев, и все мои исследования подтверждают это.

А я все же думаю, что каждый человек индивидуален. И успех зависит от внутреннего желания каждого из нас добиться его.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)