Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Лев Николаевич Толстой и современные писатели XXI века: чеченский вопрос

Русские писатели сумели поставить в своих работах столько великих вопросов, поднять до такой художественной силы, что их произведения заняли одно из первых мест в мировой художественной литературе.

На уроке по русской литературе учительница с интересом рассказывала о кавказской природе, жизни и творчестве Л. Н. Толстого, а потом и современных писателей, что и заинтересовало меня. Было прочитано немало произведений и публикаций на данную тему. Изучив творчество писателей, задалась целью провести «исследование» в этой области. Я назвала свою работу «Лев Николаевич Толстой и современные писатели 21 века: чеченский вопрос».

На мой взгляд, Кавказ – место романтическое. Он романтичен благодаря крутизне и обрывистости склонов, резкому перепаду высот, наличию таинственных вершин, окутанных облаками, и ущелий, заполненных туманом. Вонзаясь снеговыми, сияющими пиками в синеву неба, молодые Кавказские горы дают зримое очертание порывам души, рвущейся прочь с земли, в недостижимую высь

Как и когда Кавказ, - недоумевают грузинские филологи, - который, «издревле» неудержимо притягивал к себе «русский наш Парнас», то есть Кавказ А. Пушкина, М. Лермонтова, Л. Толстого, и многих, многих других , трансформировавшись до степени «безобразья под серою папахой старых гор», породил «лицо кавказской национальности»

Александр Сергеевич Пушкин Михаил Юрьевич Лермонтов Лев Николаевич Толстой

(1799-1837) (1814-1841) (1828-1910)

Высокая традиция поэтического интереса к Кавказу, принесшая столько плодов в 19 столетии, была продолжена и развита в поэзии новой эпохи. Уже в начале 20 века, отдавая дань великим достижениям в разработке кавказской темы своих гениальных предшественников, обращаются к теме Кавказа И. А Бунин, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт и др. Начинается своеобразное паломничество русской поэзии на Кавказ. С большой силой, прозвучав в стихах В. В Маяковского, С. А Есенина, О. Э Мандельштама. Тема Кавказа входит в поэзию Н. Н Асеева, Б. Л Пастернака, Н. С Тихонова, Н. А Заболоцкого и многих других русских советских поэтов.

Бунин Иван Алексеевич. Пастернак Борис Леонидович

Книги – Валерия Горбаня, Альберта Байкалова, Владимира Маканина и многих других современных писателей, поднимающих тему Кавказа, не оставляют читателей равнодушными.

Валерий Горбань. Владимир Маканин.

р. 1959 г. р. 1937 г

«Я начинаю любить Кавказ сильной любовью. Действительно, хорош этот край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи – война и свобода», - писал Толстой. Что же нового внёс в непростую тему Л. Н. Толстой?

«Кавказский пленник»- последнее произведение в «Русской книге для чтения». Содержание повести составляют впечатления переживания героя. Это делает повествование эмоциональным, волнующим. Быт татар, природа Кавказа раскрыты автором реалистически, через восприятие Жилина. Татары в представлении Жилина делятся на добрых, сердечных и тех, кто обижен русскими и мстит им за убийство родственников и разорение аулов(старик татарин). Обычаи, быт нравы изображены так, как воспринимает их герой.

В повести « Хаджи – Мурат» мы видели, как « Он поссорился с Шамилем, переметнулся к противнику, обещал служить «белому царю», просил лишь выручить сидевшую в Ведено в заложниках семью – мать, жену, шестерых детей. Хаджи-Мурата отправили в дальнюю крепость Нуху, чтобы не мозолил глаза. У Шамиля с Хаджи-Муратом была своя ссора, и когда русские направили против «немирных» новую экспедицию, Шамиль потребовал от бывшего сподвижника вернуться, иначе – прощайся с семьёй: женщин раздаст по «аулам», любимому сыну выколет глаза».

Льву Николаевичу Толстому вряд ли думалось, что через сто лет снова будет тревожно звучать - война чеченцы заложники перешёл на сторон А село Махкеты Веденского района опять фигурирует в оперативных сводках – то там бой, то зачистка, то люди пропадут, то ваххабитский джамаат разгромят, то начальника милиции застрелят «Немирный аул»

В современном тексте образ Кавказа переписывается заново. Он практически лишился романтического идеала, деформировался, померк. Он больше не влечёт как место свободы, а пугает, наводит ужас как место возрождённого массового рабства. Теперь это место нового и бескомпромиссного столкновения цивилизаций и новых попыток «замирения». Например, роман «Асан» Маканина – это роман о войне в Чечне. Война и человеческая душа в романе связаны неразрывно. И сама жизнь людей словно прорастает сквозь войну, меняя её качество. Такой войны вы ещё не видели. « Асан» завораживает и больно ранит, сплетая жёсткую документальность прозы с языком притчи.

Да, современные писатели тоже описывают быт простых чеченцев, их традиции и обычаи. Но различие в том, что в их произведениях Кавказ уже не такое романтическое место, а такое место, где развиваются все жестокие и террористические события. Описание жителей Кавказа не похожи на описание русских классиков, а жители Кавказа предстали, как люди чрезвычайно жестокие, даже беспощадные.

Сделав своё наблюдение, я пришла к выводу о том, что в произведениях Л. Н. Толстого и современных писателей есть сходства и различия.

Сходства

Во-первых, Л. Н. Толстой умел прекрасно описывать жизнь горцев, их быт, так, что читатель, в том числе и я, мысленно представляли себя на месте героя. Вот из произведения «Кавказский пленник»: «Горница хорошая, стены глиной гладко вымазаны. В передней стене пуховики пёстрые уложены, по бокам висят ковры дорогие; на коврах ружья, пистолеты, шашки- всё в серебре<>И на коврах в одних башмаках сидят татары: чёрный, красный и трое гостей. За спинами у всех пуховые подушки подложены, а перед ними на круглой дощечке блины просяные, и масло коровье распущено в чашке, и пиво татарское – буза, в кувшинчике. Едят руками, и руки все в масле». И современные писатели тоже показывают быт и жизнь горцев. А. Байкалов, «Конец света отменяется»: «Кровать, в изголовье которой на стене было закреплено распятие, небольшой шкаф для белья и пара стульев представляли весь ее интерьер».

Во-вторых, в книгах Л. Н. Толстого и современных писателей таких, как Валерия Горбаня, Альберта Байкалова хорошо описываются традиции, обычаи простых чеченцев. Например, у Л. Н. Толстого в «Хаджи-Мурате»:

«Хаджи – Мурат, оправив на себе пистолет за спиною, подошёл к разложенным женщиной подушкам и, запахивая черкеску, сел на них. Старик сел против него на свои голые пятки и, закрыв глаза, поднял руки ладонями кверху. Хаджи-Мурат сделал то же. Потом они оба, прочтя молитву, огладили себе руками лица, соединив их в конце бороды». У А. Байкалова в произведении «Конец Света отменяется» : «Мысленно Бахром вновь обратился к Аллаху с просьбой помочь им в нелегком деле». И Л. Н Толстой и А. Байкалов ведают нам, что чеченцы, верующие люди, они взывают Аллаха помочь им.

В-третьих, описание природы в повести «Хаджи-Мурата» : «Только что затихло напряжённое пение муэдзина, и в чистом горном воздухе, пропитанном запахом кизячного дыма, и в чистом горном воздухе, пропитанным запахом кизячного дыма, отчётливо слышны были из-за мычания коров и блеяния овец, разбиравшихся по тесно, как соты, слеплённым друг с другом саклям аула, гортанные звуки спорящих мужских голосов и женские и детские голоса снизу от фонтана». В книге А. Байкалова «Конец света отменяется»: «Они заняли позиции, но вдруг на другой стороне послышался шум, это были боевики, все на время замерли, и вся природа затихла в ожидании чего – то: кусты, деревья, вытянувшись в струнку».

Различия

В своём «исследовании» увидела такие различия, как Лев Николаевич Толстой старался описывать в своих произведениях больше жизнь людей, их характеры, и преданность Отечеству. Возьмём цитату из произведения Льва Николаевича Толстого « Хаджи-Мурат»: «Хаджи – Мурат вырвал из бешмета вату, заткнул себе рану и продолжал стрелять».

У современных писателей, мне кажется, мало той красоты, которая бы нас вдохновляла, одушевляла. Их произведения – это чистый боевик, в котором царит только терроризм, жесткость, рабство, как бы ужасающе это не звучало. Современные писатели провоцируют читателя на собственные суждения о закономерностях бытия, о проявлениях и сущностях человеческой природы. В повести «Конец света отменяется» А. Байкалова читаем: «Среднего роста, уже не молодой чеченец лежал на правом боку, зажимая руками живот. Камуфлированная форма была перепачкана землей и кровью. Загорелое лицо искажала гримаса боли. Подбородок и щеки покрыты трехдневной щетиной. Антон бросил взгляд на второго бандита. Этот был мертв. Запрокинув голову назад, молодой парень лежал на спине. Он тоже не имел бороды. Это наводило на мысль, что банда укрывалась в селе. Возможно, до этого дня жили среди мирных жителей».

Современные писатели пишут о наёмных убийцах, которые просто идут убивать, так скажем, по приказу, и которые вообще не имеют отношение к Чечне. В их книгах говорится практически только о деньгах, причём грязных деньгах, заработанных кровью. Например, самое беглое наблюдение маканинского героя раскрывает простую формулу войны-торга: «Нет правил у этой войны нет даже закономерностей, кроме одного закона законов. Деньги одолжил? – отдай». Лев Николаевич Толстой, наоборот, он воспевает свободу, независимость, дух героев, чувство долга, чувство ответственности.

Я провела анкетирование по своему «исследованию», где приняло участие всего 331 человек: 20 учителей, 16 родителей, 150 старших школьников, 145 средних школьников и 66 младших школьников. Сделала вывод о том, что к данной теме не равнодушны как взрослые люди, так и дети.

На первый вопрос: «Как вы считаете, почему Толстой не объяснил, что за война шла на Кавказе?», учителя и родители ответили, набрав 20% и 15%, что Л. Н. Толстой не хотел раздора между двумя национальностями, среднее звено считает, что война была никому не нужна(23%), старшеклассники считают, что Л. Н. Толстой писатель-миротворец, поэтому в произведениях на данную тему осветил нравственную сторону (добро и зло, которое несёт война) – 37%, а младшие школьники затрудняются ответить на этот вопрос. У них получилось всего 5%.

«Как вы понимаете смысл пословицы « Всяк в плену у своих страстей». Кто кавказский пленник, согласно этой пословице?» Так звучал второй вопрос.

42% получили учащиеся среднего звена и 31% старшие школьники, потому что ими прочитано больше художественной и документальной литературы. Ведь Л. Н. Толстой писал эти произведения именно для детей юношеского возраста.

Вопрос третий: «Как вы думаете, возможно ли, мирное сосуществование между национальностями?» Ответ был для меня необычен, так как в нём получили 20,5% учителя и 20,7% младшие школьники. Это та категория, которая хочет дружбы, согласия, примирения между народами.

I. Как вы считаете, почему Толстой не объяснил, что за война шла на Кавказе?

Дали ответ(%)

Учителя 20%

Родители 15%

Старшие школьники 37%

Средние школьники 23%

Младшие школьники 5%

II. Как вы понимаете смысл пословицы « Всяк в плену у своих страстей». Кто кавказский пленник, согласно этой пословице?

Учителя 17%

Родители 8%

Старшие школьники 31%

Средние школьники 42%

Младшие школьники 2%

III. Как вы думаете, возможно ли, мирное сосуществование между национальностями?

Учителя 21%

Родители 18,5%

Старшие школьники 20,3%

Средние школьники 20%

Младшие школьники 20,7%

Кавказу как будто суждено быть колыбелью наших поэтических талантов, вдохновителем и пестуном их музы, поэтическою их родиною.

В заключение хочу сказать, что южные оконечности России издавна притягивали и притягивают к себе русских поэтов и писателей. Здесь открывался и открывается иной мир – вольный, цветущий: поперёк бескрайней, тягучей равнины вставали горы, влекущие ввысь. Несмотря на то, что Кавказ обычно попадает под общую рубрику «экзотики», Кавказ – место романтическое. Поэтому своим долгом Л. Н. Толстой считал необходимым сдружить Россию и Кавказ. В своих произведениях он описывал не столько войну, беспощадность, кровопролитие, сколько жизнь простого народа, любящего свою родину. Тему Кавказа поддержали и современные писатели 21 века, которые продолжали традиции писателей 19 века. Л. Н. Толстой и современные писатели 21 века – миротворцы. Они пишут не о беспощадных чеченцах, которые воюют, а о горстке людей, которые готовы на всё, ради денег, даже на убийство Удивительно то, что в их произведениях мы видим, как убивают не чеченские солдаты, а наёмные убийцы, не имеющие никакого отношение к Чечне.

Работа над проектом показала мне, что и Лев Николаевич Толстой, и современные писатели в своих работах дают ответы на сложнейшие нравственно-философские вопросы: можно ли быть милосердным к врагу, стоит ли из-за национальной розни перечёркивать гуманные, человеческие отношения. В их произведениях мы видим, что можно жить и без войны! «Пусть на Кавказе лучше будет худой мир, чем война!»

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)