Дом  ->  Мода и красота  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Традиционная одежда, обувь и украшения ханты и манси - творческая работа по истории ХМАО

Я родилась и выросла на берегах реки Казым Ханты-мансийского автономного округа Тюменской области. Здесь мои корни. Как любой девочке, девушке, мне захотелось узнать, какой была модная одежда моих предков. В этой работе я описала традиционную одежду, обувь и украшения ханты и манси. Как и чем они украшали одежду и обувь, как изготовляли украшения.

Я выбрала эту тему потому, что по национальности я коренной житель севера. Мне было интересно узнать больше о своей культуре.

Я использовала энциклопедии и обычные книги, которые взяла в школьной библиотеке. Для меня это оказалась достаточно, чтобы иметь общее представление об одежде ханты и манси. Меня поражает, что женщины, живущие в то время, могли так хорошо изготавливать украшения и красиво вышивать рубашки и платья. Они из бисера могли сделать необычные узоры. В будущем я могу рассказать своим детям о том, как одевались наши предки.

Одежда ханты

Шедеврами хантыйского орнаментального творчества можно с полным правом назвать вышитые женские рубахи. Здесь мастерство исполнительниц достигало той степени виртуальности и выразительности, при которой стираются грани между декоративно-прикладным творчеством и высоким творчеством.

Узоры на рубахах выполняются двумя основными приёмами:

▪ керем ханч - «продёрнутая вышивка»;

▪ ханты ханч – «хантыйская вышивка». Описанная орнаментальная композиция едина для обеих техник. Различия скрыты в конфигурации мотивов. Для керем ханч характерно узоры из уголков, а для ханты ханч мотивы из птиц и деревьев.

Узорные ленты на вышитых женских рубашках дополняли технический арсенал мастериц, но не разнообразили декоративный облик изделия. При наличии дополнительного украшения в плечевой области рукава, шили три вертикальные полосы бисерных узоров.

С XVIII века у ханты известны суконные кафтаны. Два столетия назад Кондинские ханты украшали их оловянными отливами; расположение нашивок неизвестно. В качестве женской одежды бытовали распашные шубы с прямыми сходящимися, но не запахивающимися полами. Для пошива зимней одежды ханты использовали меха. У северных ханты зимой мужчины носили глухую малицу из шкуры оленя мехом внутрь, капюшоном и пришитыми рукавицами. С верхней одеждой носили пояса. Длинные пояса, плетенные из разноокрашенных шерстяных ниток.

Дополнительным элементом одежды служили рукавицы – зимние и летние. К первой относились суконные рукавицы, с тыльной стороны орнаментированные бисером.

Среди головных уборов южных ханты доминировали платки. Наиболее ранние их образцы практически не сохранились за исключением одного экземпляра. Четырёхугольный холщовый платок «охчам» сшивался в виде квадрата из двух с половиной полотнищ холста. Соединительные швы исполнялись красной шерстяной нитью в технике «косички» и окантовывались полосками вышитых крестом узоров. В последнем случае использовались синие шерстяные нитки. Четыре угла платка украшались квадратиками из синих и красных ниток. Дополнением к платку служила налобная повязка. Она представляла собой полоску ткани с завязками, к которой пришивались одна или две орнаментальные ленты, нанизанные из бисера.

Женские шапки в качестве зимнего головного убора употреблялись южными ханты значительно реже, чем платки. Шапки имели вид капора. Они изготовлялись из оленьего меха ворсом наружу, вокруг лица пришивалось опушка.

Для ухода за одеждой используется деревянные продолговатые палки – выбивалки снега «чочыхтит», «нархип». На их ручках иногда наносится профилированная резьба.

Обувь ханты

Летняя обувь ханты представляла собой низкие кожаные чирки, вся наружная поверхность, которых зашивалась бисером. Дополнением к чиркам являлись шерстяные чулки с узором по верхнему краю. Зимняя женская обувь в имеющихся материалах не представлена. Обувь украшали аппликацией, мозаикой из меха или сукна, бисером.

Украшения ханты

В качестве украшения служила мозаичная полоса, окрашенная Ровду или меха, шедшая вдоль опушки по всей шапке или вдоль макушки. В затылочной части проходил узор с горизонтальным ритмом, соединяя края описанной полосы. От края шапки на спину спускались низки бус с металлическими подвесками.

При изготовлении украшений, дополнявший декоративный облик одежды, незаменим был бисер. Южные ханты использовали два способа украшения кос:

1. Искусственное удлинение и декорирование – так называемое ложные волосы. Они представляли собой длинный жгут с бисерными украшениями на концах. Волосы, собранные в два пучка, обматывались вокруг обеих половин жгута, а свободные концы последнего свисали, имитируя продолжение кос.

2. Косники – ленты нанизанного бисера с кистями из разноцветной шерсти. Чаще всего – это две параллельные полосы, соединённые вверху перемычкой из ткани или шнурка. От каждого из них отходила пара полос поуже и покороче, примерно в половину длины и ширины основных.

В качестве шейных украшений выступали стоячие воротники «рох», пришивавшиеся, как правило, к вороту рубах.

Две широкие орнаментальные полосы, нанизанные бисером, составляли основу нагрудных украшений. Они нашивались на концы длинных лент из ткани.

Одежда манси

Одежда восточных манси в этнографических собраниях представлена почти исключительно женскими рубахами. Их покрой, технические и композиционные черты декора аналогичны южнохантыйским образцам. Отличается у восточных манси убранство женских рубах из хлопчатобумажных тканей, пришедших на смену холщовым, с использованием лишь бисерных лент. Узорные полосы с насыщенными мотивами нашивались вокруг нагрудного разреза и по краям обшлагов. Бисерные ленты, состоящие из разноцветных полос, располагались в области проймы и на рукавах. Неотъемлемой составной женской рубахи являлись пришивные воротники, играющие роль шейного украшения: две ленты нанизанного бисера соединялись в верхней части через бисерные петельки узким шерстяным жгутом.

Головным убором восточных манси декор, которого достигал наибольшей выразительности, являлись квадратные платки из холста. Они зафиксированы и в качестве прикладов духам. В состав головного убора также входила налобная повязка. Её конструктивные и декоративные характеристики сходны с южнохантыйскими образцами: прямоугольная полоска ткани с завязками, отделанная бисером.

Предметы одежды, связанные на спицах из шерстяной пряди – рукавицы и чулки, также подлежат орнаментальному оформлению у восточных манси. На наружной поверхности рукавиц вязальщица размещала ромбическую сетку с узорами из крестов, с перекрестьями или загнутыми концами, а также из решетчатых ромбов. Ладонная поверхность, за исключением большого пальца, имела более простой рисунок.

У шерстяных чулок узор вывязываются в верхней части изделия и возникая из сложно оформлённого зигзага или уголков.

Из шерстяных ниток восточные манси вручную плели узкие опояски, которые носились с рубахами. Сохранился лишь один экземпляр плетения.

Мужская зимняя одежда из оленьего меха также подвергалась художественной отделке и имела нарядный вид.

Женская летняя обувь из кожи имела в передней части нашивку из бисера в виде треугольника. Эта же композиционная деталь присутствовала на чирках у южных и северных ханты, но материалом здесь служили бисер и аппликативные полосы. Зимнюю обувь длиной выше колен шили из камусов мехом наружу и украшали меховой мозаикой и полосками сукна. Короткую обувь делали из продымленных лосиных, оленьих, конских камусов или кожи, а верхнюю часть оторачивали сукном. Подошвы выкраивали из прочных и нескользящих «щеток» и шкуры, снятой со лба оленя. Обувь украшали меховой мозаикой, аппликацией из ткани, бисерным шитьём, бляшками из олова, традиционным орнаментом.

Украшения

Оригинальность бисерным украшением восточных манси придавало сложное убранство, включающее в себя налобную полосу, подвески к ушам и нагрудные ленты. Налобное украшение в данном случае богаче декора на самостоятельных налобных повязках; так как имеет металлические подвески.

Убранство волос у восточномансийских женщин осуществлялось двояко. Первый способ, связанный с удлинением кос, на рубеже XIX- XX вв. проявлялся слабо. Гораздо чаще использовались подвесные украшения, крепившиеся вокруг головы с помощью суконной ленты и спускавшиеся на спину. Края этих лент обвивались бисерной ниткой таким образом, что возникал зигзаг или ромбический ряд.

Я хотела узнать об одежде, которую носили мои предки. Меня удивило, насколько искусны были древние мастерицы. Не имея практически для этого возможностей, они ухитрялись создавать потрясающую по красоте одежду. Я всегда удивлялась, что женщины ханты не сутулятся. Их голова держится ровно. Оказывается, эта красивая привычка воспитывалась с детства и при помощи головного украшения. В косы девочкам, а затем девушкам вплетались утяжелённые украшения, которые прививали привычку ходить прямо. Меня поразило, как женщины ханты терпеливы, ведь они шили праздничное платье целых два года. Женщины уделяли большое внимание своей одежде, они не боялись тратить на неё украшения и время.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)