Дом  ->  Мода и красота  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Царское рукоделие

Мы давно занимаемся вышивкой, изучаем различные виды швов, такие как ажурная вышивка, художественная гладь и т. д. С применением шелковых, полиэстер и ниток мулине. Знакомимся с историей возникновения вышивки и знаем, что существует такой вид вышивки как золотое шитье.

Золотошвейное искусство – одно из замечательных русских традиционных художественных ремесел. Оно получило широкое распространение на Руси со времени принятия христианства в Х веке и развивалось на протяжении столетий, обогащая каждую эпоху неповторимыми творениями. Золотое шитье пришло в Россию из Византии.

Как отметил иностранный гость, «лучшее, что умеют здесь женщины, - это хорошо шить и прекрасно вышивать шелком и золотом»

Нам захотелось, более подробно ознакомится:

- с новым видом вышивки,

- расширить кругозор, откуда пошло золотое шитье,

- кто увлекался данным видом вышивки,

- какие виды швов использовали при выполнении золотого шитья.

Мы знаем, что издавна девочки вместе с матерями, старшими сестрами, подругами занимались декоративной вышивкой. Постельное белье, настенные ковры, женские головные уборы, платья, полотенца, различные сумочки и т. д. - все это украшалось вышивками.

Вот что пишет об этом же в своей монографии М. Ш. Айбазова: «Девочкам показывали, как нужно делать первые стежки при вышивании, как расположить узор на платье, покрывале, скатерти. Особое внимание при объяснении уделялось подбору цветов. Мастерицы объясняли ученицам, что наиболее красивое сочетание получается тогда, когда, например, на насыщенно бордовом фоне вышивают золотые узоры, а на ярко-зеленом фоне - серебряные. Чтобы не быть голословным, они показывали девочкам уже изготовленные образцы.

Великолепные расшитые золотом завесы, покровы, хоругви, шитые иконы во множестве украшали храмы. Драгоценные облачения, царские, княжеские и боярские наряды поражали современников богатством и обилием парчовых тканей, украшенных разноцветными камнями, жемчугом, металлическими дробницами. Блеск и сияние золота, переливы жемчужного низанья и камней при мерцающем свете свечей и лампад создавали высокую эмоциональную атмосферу, придавали отдельным предметам острую выразительность. Золотым шитьем украшали светские одежды, интерьер, предметы домашнего обихода, обрядовые полотенца, платки- ширинки, предметы конского убранства.

Эффект шитья золотом зависит от различных способов покрывать металлическими нитями более или менее выпукло сделанные мотивы. Кроме золотых и серебряных нитей, в настоящее время еще применяются нитки «шине», состоящие из золотой нитки и другой, цветной: красной, синей, зеленой или черной. Таким образом, можно разнообразить и оживить шитье.

Для золотого шитья требуется фон из крепкой и прочной материи. Обычно берут плотный шелк, бархат, но можно взять и кожу, смотря какое изделие собираешься делать.

Мы решили попробовать на небольшом образце вышить «золотое шитье», так как золотых ниток у нас нет, мы решили заменить их нитками люрекс, а ткань взять бархат.

Возникновение золотого шитья

Древнейшие образцы вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к VI-V вв. до н. э. Они были выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, золотыми и серебряными нитями. Вышивкой украшали не только одежду, но и ковры, и декоративные панно с изображением деревьев и птиц. Тончайшие вышивки Китая оказали значительное влияние на искусство вышивки Японии.

Высокого совершенства искусство вышивки достигло в государствах Древнего Востока, где оно применялось для украшения одежды правителей и жрецов, а также дворцовых и храмовых завес, колесниц знати и т. д. По свидетельствам древних источников, богатством вышивок особенно славился Вавилон. Вавилонские, а также египетские и фригийские вышивки вывозились купцами в Грецию и Рим. Но и сами древние греки, и римляне также издавна владели техникой художественной вышивки. Греческая мифология связывает возникновение этого искусства с именем богини Афины Паллады – покровительницы ткацкого производства. Известно, что афинские девушки ежегодно посвящали Афине Палладе узорное покрывало, выполненное своими руками, - так называемый Панафинейский пеплос ( изображение этого сюжета имеется на фризе Парфенона). О богатых вышивках, на которых изображались небесные светила, божества, олицетворяющие силы природы, сцены охоты и битв, упоминает Гомер и другие авторы древности.

Искусно выполненные вышивки ценились, очень высоко и считалось роскошью.

На Руси золотошвейный промысел начался в Торжке. Городок стоит между рекой Волгой и озером Селигер на реке Тверце. Искусство вышивки золотой и серебряной нитью известно в Торжке еще с XIII века.

Искусные мастерицы из Торжка создавали золотые узоры на шубах, шапках, сафьяновых, из тонкой и мягкой кожи, сапогах. А уж, какими удивительными были те узоры!

В Торжок приезжали семьями, чтобы загодя приготовить приданное для дочерей. Может, именно в Торжке родилась поговорка, записанная Владимиром Далем: «Кто умеет золотом шить, не пойдет молотом бить».

Не раз бывал проездом в Торжке и великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Купил он себе здесь красивый кошелек, а в подарок княгине В. Ф. Вяземской – шитые золотом и серебром пояса. В одном из писем другу поэт писал: «Скажи княгине, что она всю прелесть московскую за пояс заткнет, как наденет мои пояса».

И в наши дни не угас интерес к золотому торжокскому шитью.

О мастерстве торжокских золотошвей сложили песню в которой есть такие слова:

Привези мне из Торжка

Два сафьянных сапожка.

Старинные традиции золотого шитья сегодня продолжают мастерицы Торжокской фабрики им. 8-го марта и художественно-производственных объединений.

Кто увлекался данным видом вышивки

На территории нашей страны археологами были обнаружены фрагменты одежды, вышитой золотыми нитями. С языческих времен мастерицы воссоздавали в своих вышивках древнейшие представления о мироустройстве.

Церковные облачения, богатую одежду царей и бояр шили из дорогих тканей, (шелка, бархата) и вышивали золотыми и серебряными нитями, сочетавшимися с жемчугом и самоцветами. Цветным шелком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи и платки. Под расшитыми золотом стягами шли на бой русские дружины. Сверкало золотое шитье на церковных одеяниях священнослужителей. Украшала золотая вышивка и праздничную одежду крестьян: сарафаны, головные уборы, пояса, платки. Вышитый парчовый сарафан так и называли – «золотник». В древности в ходу были даже удивительные деньги – расшитые золотом кусочки кожи.

На Руси искусством вышивания владели практически все женщины: крестьянки и боярыни, монахини и царицы, им занимались в монастырях, великокняжеских и царских палатах.

Существовали и специальные мастерские. Золотошвеи работали и в боярских мастерских, и в царском дворце. В каждом доме, в боярских теремах и царских палатах были «светлицы» - мастерские, во главе которых стояла хозяйка дома, она сама же и вышивала. Золотошвейным делом занимались и в монастырях. Женщина вела замкнутый, затворнический образ жизни, и единственной сферой приложения ее творческих способностей было виртуозное умение прясть, ткать и вышивать. Наиболее известные из них великокняжеские – княгини Евдокии (в монашестве Ефросинии), вдовы князя Андрея Иоанновича Старицкого, сына Иоанна 3; царицы Анастасии Романовны, жены Иоанна 4 Грозного. В 16 в.

Появились мастерские купцов Строгановых из Сольвычегодска, которые достигли особенного расцвета в 16 в. Благодаря Анне Иоанновне Строгановой. В частности, она создала ряд замечательных пелен с изображением святого царевича Димитрия Угличского и Московского, небесного покровителя своего супруга Димитрия Андреевича. В дальнейшем эта пелена ручной работы (атлас, холст, шелковые, серебряные и золотые нити) стали вкладом Димитрия Андреевича Строганова в Благовещенский собор Сольвычегодска.

Наши царевны и боярыни воспроизводили самые причудливые и богатые вышивки шелком и золотом. Купеческие дочки немало времени проводили за кропотливым занятием. Искусной рукодельницей была дочь русского царя Бориса Годунова- Ксения. Вышитое в 1601 году ее руками покрывало на церковный престол с изображением Богоматери, Христа, Иоанна Предтечи, поклоняющегося им Сергия Радонежского и Никона, сохранились до наших дней. Это шитье золотом, и серебром, и драгоценными камнями по бархату. Работа тонкая, кропотливая, что так ценилась нашими предками.

Умела вышивать и первая жена Петра 1, Евдокия Лопухина, постигшая это ремесло в дни своего почти тридцатилетнего заточения в монастырях и Шлиссельбургской крепости. Вручая внуку Петру 2 ленту и звезду по случаю собственного освобождения, она сказала: «Низала своими руками».

Рукоделие достигло такого совершенства, что шитые литургические принадлежности вывозились за границу, в частности во Францию, пользовались особой популярностью на Афоне, где хранились как особенно ценные уже в 12 веке.

Известный путешественник 17 века Павел Алеппский, увидев одну из работ мастериц в Троицком монастыре, сравнил ее с живописью: «Вышито золотом, точно написано красками».

Русские мастерицы своими вышивками искусно имитировали узоры парчовых тканей при помощи специальной техники исполнения узоров.

Искусные мастерицы применяли разнообразную технику шитья, на Руси знали до 100 художественных швов. Каждый шов имел название и свои приемы шитья. Прежде всего, ткань затягивали в пяльцы, наносили контур всего рисунка на ткань и отдельных частей на плотный картон. На картоне делали прорези по рисунку тех или иных швов. Приготовленные таким образом детали рисунка наклеивали на ткань в пяльцах. Если какие-либо части рисунка должны были быть выпуклыми, округлыми, то делали настил мягкой желтой хлопчатобумажной нитью, иногда накладывали на картон тонкий слой ваты. Золотую нить продергивать сквозь ткань нельзя – тонкая пластина металла разрывается почти сразу, поэтому ее пришивают очень мелкими стежками по лицевой стороне вышивки.

Искусство вышивальщицы состояло в том, чтобы золотая нить ложилась равномерно, плотно и была хорошо натянута на поверхность картонного узора. В прорезях золотые нити также плотно пришивались.

Наиболее древнее шитье – орнаментальное, а с принятием христианства развивается еще и лицевое шитье.

Виды шитья

Лицевое шитье

Лицевое золотое шитье- это вышитые иконы, изображение библейских сцен.

В Конце XVI-XVII веках пряденое золото и серебро обильно применялись в лицевом (от слова «лик») сюжетном шитье. Изобразительное шитье, своего рода «живопись иглой», украшало культовые предметы: «плащаницы», «покровцы», «подвесные пелены», «воздухи» и другие, на которых изображены христианские святые, библейские и евангельские сюжеты.

В жизни наших далеких предков церковь играла важнейшую роль. Религия оказывала влияние на все стороны жизни, в том числе на развитие искусства. Произведения, выполненные в технике лицевого шитья, имели религиозное содержание.

Лицевое шитье этого времени живописно: каждая плоскость изображения имеет свой цвет шелка. Для придания некоторого объема, допускаемого иконописными канонами, выбирали шелковые нити одного цвета, но разные по тону. Создание такого произведения занимало много времени и труда. Серьезного отношения и специальных знаний требовал каждый этап работы, начиная с подбора ткани-основы. Обычно это был бархат, атлас либо некоторые другие дорогие декоративные ткани, однотонные и с узором. Художники- знаменщики создавали рисунок и переносили его на ткань. Причем здесь существовало свое разделение труда: среди знаменщиков трудились иконописцы – они прорисовывали лики святых, травщики создавали орнаменты, словописцы делали надписи. Далее следовала работа вышивальщиц. В их распоряжении был разноцветный шелк, золотые нити (пряденые, волоченные, скатные и крученые), драгоценные камни, жемчуг, блестки. В описываемое нами время шитые картины выполнялись простыми атласными швами «в раскол» и «гладью». В 15 веке на Руси существовало множество мастерских и монастырей, где трудились опытные художники и вышивальщицы. Главную роль среди княжеских и боярских мастерских играли московские, несколько позднее называвшиеся «Царицыными светличными палатами».

Произведения лицевого шитья следующего 16 века характеризуются, прежде всего, постепенной заменой разноцветных шелковых нитей золотыми и серебряными. В изображения ликов постепенно вводится объемность по контуру рисунка. Лики и травные узоры шьются шелком простыми плотными швами. Одновременно с увеличением в произведениях количества драгоценных металлов, камней усложнялись и приемы шитья. Развивается техника «в прикрепи». Но при этом образцы лицевого шитья 16 века еще достаточно живописны и декоративны. Самоцветы и жемчуг встречаются только в надписях и нимбах святых.

Наиболее известны произведения, выполненные в великокняжеских мастерских Анастасии Романовны, княгини Е. Старицкой, царской мастерской Годуновых.

В 17 веке ведущее положение завоевывают царские мастерские М. Ф. и А. М. Романовых, а также мастерские Строгановых. Их произведения уже не отличаются живописностью предыдущих эпох, они скорее графичны. Это объясняется обилием применяемых при вышивании золотых и серебряных нитей.

Золотой и серебряной нитью шили по бархату или шелку с использованием шва « в прикреп». Техника « в прикреп» достигла своего высшего расцвета и совершенства исполнения.

Металлическая нить представляла собой тоненькую узкую ленточку, плотно навитую на шелковую нить. Ее и называли пряденым золотом или серебром. Нить рядами укладывали на поверхность, а затем в определенном порядке прикрепляли шелковой или льняной нитью - прикрепой. Ритм прикрепа нитей создавал геометрические узоры на поверхности шитья. Искусные мастерицы знали множество таких узоров; их поэтично называли «денежка», «ягодка», «перышки», «рядки» и другие. К пряденому золоту и серебру в шитье добавляли канитель (нить в виде спирали), бить (в виде плоской ленточки), волоченное золото и серебро (в виде тонкой проволоки), плетеные шнуры, блестки, а также граненые стекла – стразы в металлических гнездах, жемчуг, драгоценные камни или сверленые самоцветы. В узорах шитья передавались растительные мотивы, изображения птиц, единорогов, барсов, сцены соколиной охоты.

Широкое применение получает жемчужное шитье. Жемчужины сначала нанизывают на прочную нить, которая затем прикрепляется к основной ткани, а вернее, к специально прошитому по рисунку шнуру. При таком способе жемчужное шитье можно было срезать и перенести на другую ткань-основу. Жемчугом выполняли контур мотивов, стилизованный орнамент, надписи.

Лицевое шитье было своего рода коллективным творчеством, в конечном итоге труд вышивальщицы, ее талант и мастерство определяли художественное достоинство произведения. В лицевом шитье искусство русской вышивки достигло своих вершин.

Орнаментальное шитье

Орнаментальное шитье – декоративное, вобравшее в себя языческие и христианские образы и мотивы.

Оно часто встречается в предметах русского быта – полотенцах, деталях крестьянских и царских одежд. Орнаментальным шитьем украшают облачения священников, вышивают кресты и т. п. В 16 в орнаменты становятся более витиеватыми и разнообразными, чаще используется растительный узор – завивающиеся стебли, цветы, ягоды.

Орнаментальное шитье выполнялось золотыми, серебряными нитями и тонкой проволокой, разноцветными шелками, с добавлением драгоценных камней, жемчуга. Из-за дороговизны материала и работы, первоначально золотое шитье имело употребление, кроме церковного и царского, только среди богатых людей.

Значительно позже, в 19 в. , когда в связи с изменением моды в костюмах городской знати перестает применяться золотое шитье, оно распространяется в крестьянской среде. Правда, в деревнях этот вид декоративно-прикладного искусства просуществовал относительно недолго – до конца века.

Техника вышивания, орнамент, передающийся из поколения в поколение – все было сохранено и получило определенное развитие у сельских мастериц. Основной шов шитья носит название атласного. Шьют им «в раскол», прокалывая середину предыдущего стежка, и «гладью», сближая стежки. Шелковый орнамент создавался швами «в раскол»,»елочка». Золотом и серебром шили «в прикреп» способами: «клопец», «косой ряд», «городок».

Мастерицы умели создать рельефную вышивку. Для этого использовался прием шитья «по карте», известный с 17 в. Работу начинали с рисунка. Узор по контуру прокалывали и припорашивали мелом на ткань. Затем бумагу или бересту подкрашивали шафраном, крупные детали вырезали и наклеивали на ткань. Ее плотно зашивали металлическими нитями, причем нить не пропускали через ткань, а настилали по поверхности, прикрепляя простой нитью. Подобными рельефами зашивали довольно крупные участки ткани, дополняя их мелкими деталями – завитками, усиками, блестками, мишурой, плоской и скрученной золотой проволокой. Контур делали «по веревочке» выпуклым, нити для шитья были разной толщины, кручения, оттенка. Иногда сквозь сплошную золотую вышивку проглядывало мягкое сияние темного бархата.

В орнаментике золотого шитья были букеты и вазоны, виноградные лозы с гроздьями, звезды, розетки, спирали, полосы, фигуры птиц, изредка – животных.

В крестьянском костюме и быту золотое шитье находит широкое применение. Им украшали одежду, головные уборы.

В женском костюме эффектно смотрелись сплошь зашитые золотом кафтанчики и епанички (род верхней одежды в складку на лямках), их удачно дополняли оплечья рубах, вышитые золотыми и серебряными нитями.

Отдельного упоминания достойны женские головные уборы. Золотое шитье встречается везде: в девичьих повязках, кокошниках, различных шапочках и т. д. Редкими и дорогими являлись так называемые «дворовые платы». Шили их в Городце по плотному шелку вишневого, синего, черного, реже белого цвета. Часто встречаются косынки – «головки». В них шитый золотом и серебром узор располагается только на лбу и концах платка, вышивали их также по шелку черного, лилового, синего, красно-коричневого цвета. Выделкой косынок-«головок» в середине 19 в. Славилось Лысково Нижегородской губернии. Позднее разнообразные головные уборы выпускал промысел в Варнавине на Ветлуге.

Но, пожалуй, самым знаменитым и по сей день, является золотое шитье из города Торжка Тверской губернии. Как полагают исследователи, на стиль торжковских мастеров повлияло шитье головных уборов и обуви казанских татар. Изделия из Торжка были представлены на Лондонских выставках 1851 и 1862 гг. Большой популярностью у населения пользовались шитые позолоченным серебром и шелком различные предметы быта, сафьяновая обувь, рукавицы и т. д.

Но все же лучшими образцами золотого шитья являются предметы церковного назначения, создаваемые в монастырях. Они высоко ценились в городской среде, выполнялись на заказ. Наибольшей известностью в этом отношении пользовались арзамазские женские монастыри – Никольский и Алексеевский. Заказы к ним поступали из многих мест России. Произведения монахинь-золотошвеек получали награды на выставках. В основном там занимались изготовлением облачений для священнослужителей и предметов, необходимых для церковных служб. Монахини Алексеевского монастыря вышивали для храма Христа Спасителя в Москве. Их работы отличаются сдержанной пышностью, изяществом, высоким качеством и точностью исполнения.

Вышивали чаще по вишневому бархату затейливый орнамент из виноградных лоз, цветочных гирлянд, роз; торжественное облачение украшали колосьями, пальмовыми листьями, вензелями. По традиции в золотое шитье добавляли драгоценные камни, жемчуг, бисер.

Кроме предметов церковного назначения в монастырях вышивали изделия для светского быта – подарки знатным богомольцам – и для крестьянского костюма.

Казавшееся умершим, древнее искусство вышивание, золотое шитье стало возрождаться и расцветать. При храмах молодые подвижницы нашего времени, постигая и открывая секреты старинного искусства, стали вышивать плащаницы и иконы, знамена и священнические одежды, покровцы и закладки. Правда вышивка не той золотой нитью, какая была раньше, а используют только пряденные, современный люрекс.

Главное в вышивании – это красота, которая очень связана с качеством, а также гармоничное сочетание основного фона с вышивкой. Важно, чтобы результаты труда радовали глаз и приносили радость.

В настоящее время искусство золотого шитья бережно сохраняется. Пусть оно уже не находит такого широкого применения в нашем современном быту, как 200 лет назад, но все же оно необходимо. Заказчиками остаются церкви и монастыри, театры, творческие коллективы.

Драгоценные образцы старинного орнаментального и лицевого шитья бережно сохраняю в музеях. И когда мы любуемся на прекрасные кокошники, платы и другие изделия золотошвеек, мы поражаемся богатству – не материалов, а фантазии, мастерства и преданности делу неизвестных нам вышивальщиц.

Мастерицы – золотошвеи Древней Руси вложили огромную долю своего таланта и труда в создание национальных традиций, которые получили развитие в народном искусстве последующих эпох.

Любое декоративно-прикладное искусство дарит нам радость, открывает красоту творчества, высоты мастерства.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)