Развлечения  ->  Социальные сети  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Ценностные ориентации молодежи на примере старшеклассников

Ценностные ориентации молодежи на примере старшеклассников

Предметом исследования автора является ценностные ориентации молодежи на примере старшеклассников Гимназии г. Новый Уренгой. Автор представляет различные варианты классификации ценностей, а также проводит опрос среди старшеклассников Гимназии и на основе полученных данных делает выводы о состояние системы ценностей современной молодежи.

Существование человека теряет смысл, если в нем не ставится определенная цель, к достижению которой индивид должен прилагать те или иные усилия, способы, средства. А выбор цели и способов ее достижения во многом определяется ценностными ориентациями, интересами и потребностями, формируемыми в индивиде семейной средой, социальным окружением, социально-экономическими условиями и т. д.

Человека интересует не просто истина, которая бы представляла бы объект таким, каким он является сам по себе, а значение объекта для человека, для удовлетворения его потребностей. В этой связи человек оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Общепризнанным фактом является различная оценка людьми, казалось бы, одних и тех же ситуаций. Все люди обладают ценностями, но не всегда одинаковыми.

Ценности являются предметом исследования особого раздела философского знания – аксиология ( греч. axia – ценность, logos – учение). Ценность – англ. Value; нем. Wert; фр. Valeur; чешск. Hodnota. Особое общественное отношение, благодаря которому потребности и интересы индивида или социальной группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений. Считается, что понятие ценности впервые получило философское осмысление у И. Канта, разграничившего мир внешнего опыта, природы, подчиненного необходимости, и мир свободы, ценностей, придающих объективное значение бытию сознающего субъекта. В современном обществознании ценность понимается как значимость объекта окружающего мира для человека, группы людей или всего общества.

В своем послании к Федеральному Собранию Российской Федерации Президента России Дмитрий Медведев уделил особое внимание основополагающим ценностям российского общества: личная и индивидуальная свобода; свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий, национальная свобода; самостоятельность и независимость Российского государства; жизнь человека, его благосостояние и достоинство; межнациональный мир; единство разнообразных культур; семейные традиции, любовь и верность, забота о младших и старших; патриотизм, вера в Россию, глубокая привязанность к родному краю, к нашей великой культуре.

Он отметил, что «наши ценности формируют и наше преставление о будущем. Мы стремимся к справедливому обществу свободных людей. Мы знаем – Россия будет процветающей, демократической страной. Сильной и в то же время комфортной для жизни. Лучшей в мире для самых талантливых, требовательных, самостоятельных и критически настроенных граждан». Президент Д. А. Медведев в качестве главной преобразующей силы выделил молодежь, как «ровесников новой, демократической России», которой присущи «открытость, ее свободный дух, стремление ко всему передовому». Вместе с тем ей «предстоит нести ответственность за сохранение наших фундаментальных ценностей». 2009 год в России объявлен годом молодежи. Какой наша страна будет через 10-15 лет, зависит от молодого поколения. Поэтому так важно уделить особое внимания ценностям молодежи, которые влияют на их поступки, поведение, на формирование мировоззрения.

Итак, темой нашего исследования являются ценностные ориентации молодежи, на примере старшеклассников Гимназии г. Новый Уренгой.

Актуальность и насущная общественная необходимость глубокого изучения молодежи, как социальной группы, строящегося в России гражданского общества, продиктовано и теоретическими и практическими потребностями. Злободневность предпринятого исследования обусловлена непреходящей значимостью процесса социализации молодых поколений в воспроизводстве общественной жизни, в частности в воспроизводстве культурного и нравственного потенциала общества, соответствующего текущим и перспективным целям и задачам его развития. Важнейшей целью социализации молодого человека являются формирование ценностных ориентаций и установок.

В современном российском обществе существует множество мифов о молодежи негативно представляющих идеалы и ценности подрастающего поколения. Считается, что в эпоху потребления материальные ценности являются приоритетными в иерархии ценностей молодежной группы. Мы утверждаем, что выше приведенные представления ошибочны.

Наша гипотеза состоит в том, что в системе ценностей современной российской молодежи существует тенденция к преобладанию индивидуальных ценностей над общественными.

Особенности молодежи как социальной группы

Что бы понять, что такое молодежь, следует обратиться к определению молодежи.

Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем или другим социально-психологическим свойством, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социального воспитания данного общества, современные возрастные границы 14-16 до 25-30 лет. В классовом обществе социально неоднородна.

Ставка на молодежь является одной из наиболее перспективной в современной российской политике. Нельзя построить демократическое экономически эффективное общество, уважающее традиции народов, его составляющих, без заинтересованного отношения молодежи. Изучение молодежи всегда увязывалось с поиском ключа к пониманию будущего. Молодежь глубже всех других возрастных групп улавливает "дух времени", острее переживает и точнее различает в нем подлинность и фальшь.

Для того чтобы наглядно продемонстрировать роль молодежи, как социальной группы в современном российском гражданском обществе следует обратиться к статистике. По данным наших статистиков молодежь в возрасте от 15-29 лет составляет 68 миллионов человек, две трети из которых живет в городах. Это значит, что больше одной трети людей в нашей стране принадлежат к этой социальной группе. Поэтому изучение ценностных ориентаций молодежи имеет такую важность. Выявление ведущих тенденций могут позволить сформулировать наиболее вероятные варианты формирования мировоззрения молодых людей, определяющие их дальнейшее развитие как социальной группы.

Классификация ценностей

Проблема исследования ценностных ориентаций как отдельной личности так и различных социальных групп в целом достаточно глубоко представлены в работах отечественных и зарубежных социологов и психологов: М. Бобневой, А. Здравомыслова, Н. Лапина, И. Мартынюка, Н. Наумовой, В. Ольшанского, А. Ручки, Г. Олпорта, Ф. Вернона, Г. Линдзи и др. Сегодня характеризуют и классифицируют ценности по многим критериям.

На наш взгляд следует рассмотреть классификации как отечественных, так и зарубежных ученых.

В книге «Философия» под редакцией В. И. Кириллова выделяются следующие группы:

1) по содержанию – экономические, политические, социальные и духовные ценности.

2) по субъекту – субъективно-личностные ценности (они формируются в процессе воспитания, образования, накопления жизненного опыта. ) и надиндивидуальные – групповые, национальные, классовые, общечеловеческие (являющиеся результатом развития общества и культуры).

3) по их роли в жизни человека и человечества: утилитарные ценности (жилище, питание и т. п. ) духовные; в отличии от утилитарной ценности духовная ценность имеет самодостаточный характер и не нуждается во вне ее лежащих мотивах; если утилитарные прагматические ценности определяют цели деятельности, то духовные ценности – ее смысл.

М. Рокич рассматривает ценности как разновидность убеждения, определяя ее как убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования.

Человеческие признаки характеризуются следующими основными признаками:

1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно не велико;

2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;

3) ценности организованы в системы;

4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах личности;

5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

Далее мы более подробно рассмотрим методику ценностных ориентаций, разработанную М. Рокичем, для того, что бы разобраться в ее плюсах и минусах и понять какой способ анализа и интерпретации полученных данных нам подходит лучше всего.

Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича

Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича основана на примере прямого ранжирования списков ценностей. Ученый различает два класса ценностей – терминальные и инструментальные. Терминальные ценности М. Рокич определяет как убеждение в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности – как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей воспроизводит уже достаточно традиционное различие ценностей-целей и ценностей средств.

Стимульным материалом в методике Рокича служат два списка по 18 ценностей – терминальных и инструментальных – с краткой расшифровкой содержания каждой. Испытуемым предлагается проранжировать 18 терминальных и 18 инструментальных ценностей в порядке значимости для них.

Достоинством методики является ее компактность, быстрота в проведение и обработке результатов. Не менее существенным достоинством является ее универсальность – возможности ее использования и последующего анализа достаточно велики. Что касается недостатков, к ним следует отнести неоднозначность критериев ранжирования, выражающиеся в том, что одни испытуемые, расставляя ценности в порядке приоритетности, учитывают степень их насущности, другие же ориентируются только на их абсолютную значимость; одни соотносят их со своей индивидуальной жизнью, другие учитывают их значимость для общества и человечества в целом. В любом случае методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича является наиболее приемлемой и удачной во всех смыслах для изучения ценностных ориентаций молодежи, так как дает нам полную картину системы ценностей молодого поколения.

Анализ системы ценностей гимназистов

Данное исследование поможет охарактеризовать общую картину построения старшеклассниками гимназии системы ценностей. Выявление ведущих тенденций поможет сформулировать проблемы настоящего и определить наиболее возможные варианты их действий в будущем.

Всего в исследование приняли участие 40 человек обоего пола (16 юношей и 24 девушки) в возрасте от 15 до 17 лет учащихся старших классов МОУ Гимназии г. Новый Уренгой. Из полученных результатов был выведен средне-арифметический показатель для каждой ценности списка А и списка Б и определен соответствующий ранг.

Мы позволили себе разделить все ценности на индивидуальные, социальные и интегральные. Первые реализуются человеком для собственной личности, не привлекая других людей. Социальные реализуются в обществе, среди людей. Интегральные же сочетают в себе качества как социальных так и интегральных ценностей т. е. могут реализоваться как в обществе, так и без него. Рассмотрим данные по терминальным ценностям представленных в следующей таблице:

терминальные ценности ср. ар. ранг тип ценности

1 активная деятельная жизнь 7,8 4 интегральная

2 жизненная мудрость 11 10 индивидуальная

3 здоровье 5,2 1 индивидуальная

4 красота природы и искусства 14 13 индивидуальная

5 интересная работа 10 9 индивидуальная

6 любовь 6 2 интегральная

7 материально обеспеченная жизнь 11 10 индивидуальная

8 наличие хороших и верных друзей 6 2 социальная

9 общественное признание 12 11 социальная

10 познание 9,6 8 индивидуальная

11 продуктивная жизнь 12 11 интегральная

12 развитие 8,5 6 индивидуальная

13 развлечения 13 12 индивидуальная

14 свобода 6,5 3 индивидуальная

15 счастливая семейная жизнь 8,8 7 социальная

16 счастье других 11 10 социальная

17 уверенность в себе 8,2 5 индивидуальная

18 творчество 11 10 индивидуальная

Ценности занявшие первые 3 места:

1. – здоровье;

2. – любовь и наличие хороших и верных друзей;

3. – свобода.

Результаты оказались достаточно неожиданными для нас. Особенно интересным оказался тот факт, что по средним показателям первым вышло «здоровье». На первый взгляд кажется странным и нетипичным, что такая ценность как «здоровье» была так высоко оценена старшеклассниками Гимназии. Молодежи в целом не обладающей физическими недостатками, обычно свойственно легкомысленное отношение к своему здоровье, чем серьезное. Мы считаем, что такая ситуация обусловлена прежде всего спецификой нашего региона. Общеизвестен факт, что сохранить здоровье на севере требует больших усилий. Также, считается, что современное поколение повсеместно менее здорово, чем предыдущее. На сегодняшний день, ситуация в России и в мире такова, что молодому человеку приходиться быть сильным во всех сферах жизни, и болезни не должны «мешать» достижению поставленных целей. У молодого человека могут возникнуть такие вопросы: «Хватит ли у меня сил?», «А достаточно ли я здоров для такой жизни?». Но несмотря на это у молодежи еще не сформировалась ответственность за свою жизнь, и говорить о том, что молодые люди берегут свое здоровье преждевременно и неправильно. Ситуация достаточно противоречивая: молодежь понимает всю важность здоровья, но мало что предпринимают для его сохранения. Эту ценность следует считать малодоступной и поэтому очень желаемой для будущей жизни.

На второе место вышли сразу две ценности «любовь» и «наличие хороших и верных друзей». Мы утверждаем, что столь высокий рейтинг эти ценности получили из-за особенностей возраста исследуемой группы. Как пишет И. С. Кон: "Одна из главных тенденций переходного возраста – переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению. " У юношей и девушек возникает потребность довериться друзьям-сверстникам, которым должны быть ближе их переживания. Также многие в этом возрасте боятся одиночества. Словом, естественно было ожидать высокий рейтинг такой жизненной сферы, как "наличие хороших друзей" и «любви».

Третьей по значимости в системе ценностей гимназистов оказалась «свобода». Несмотря на то, что молодежь в большинстве своем не обременена серьезными обязанностями, она ищет свободы. Подросток считает себя уже взрослым, а родители и учителя – нет. Ему кажется, что все вокруг пытаются запереть его в некие «рамки», ограничивают его свободу. Мы хотим того, чего не можем иметь в полной мере.

Материально-обеспеченная жизнь оказалась лишь на 11 месте, это легко объяснимо. По всей видимости, живя в регионе с относительно высоким уровнем жизни, наша молодежь меньше внимания обращает на деньги, ставя впереди такие извечные ценности как любовь, дружбу, свободу.

Что же касается наименее значимых ценностей, как мы можем увидеть из таблицы это: «красота природы и искусства» и развлечения».

Результаты можно проинтерпретировать следующим образом: учащиеся гимназии в большинстве своем поступают в высшие учебные заведения, нацелены на карьеру, а на развлечения попросту не хватает времени. Такая сфера как «красота природы и искусства» вызывает чаще всего недоумение, молодежи непонятно какую пользу может принести эта ценность. Это определяется прагматизмом современной общественной жизни, в которой прежде всего ценятся вещи, имеющие непосредственный смысл, приносящие выгоду или результат. Если рассмотреть отдельно социальные ценности, то можно увидеть что практически все они оказались в конце списка.

Далее мы рассмотрим таблицу, где показаны результаты ранжирования инструментальных ценностей.

инструментальные ценности ср. ар. ранг тип ценности

1 аккуратность 9,6 9 индивидуальная

2 воспитанность 7,7 3 социальная

3 высокие запросы 14 14 индивидуальная

4 жизнерадостность 6,1 1 интегральная

5 исполнительность 10 12 социальная

6 независимость 6,1 1 индивидуальная

7 непримиримость к недостаткам в себе и других 16 15 интегральная

8 образованность 7,8 4 индивидуальная

9 ответственность 9,1 5 социальная

10 рационализм 9,9 11 индивидуальная

11 самоконтроль 9,9 11 индивидуальная

12 смелость в отстаивании своего мнения, своих 9,3 8 индивидуальная взглядов

13 твердая воля 8,2 6 индивидуальная

14 терпимость 9,7 10 социальная

15 широта взглядов 9,2 7 социальная

16 честность 7,1 2 интегральная

17 эффективность в делах 11 13 интегральная

18 чуткость 11 13 социальная

1. – независимость и жизнерадостность

2. – честность

3. – воспитанность

Современное поколение намерено полагаться только на себя. Независимость в собственных действиях и поступках помогает ощутить уверенность и приобрести способность самостоятельно принимать трудные решения. Также сегодня в нашей жизни не обойтись без чувства юмора, жизнерадостного отношения к жизни. «Принимать все близко к сердцу» бессмысленно и бесперспективно. В современной жизни эмоциональная импульсивность – не лучшее качество, именно поэтому «жизнерадостность» оказалась на лидирующей позиции.

Третью позицию в иерархии ценностей занимает воспитанность. Молодежь хочет видеть вокруг себя воспитанных людей, которые смогут построить гармонично развитое общество на основе взаимоуважения. На мой взгляд, высокая оценка этого качества старшеклассниками обусловлена особенностью социокультурной среды Гимназии.

Для того чтобы понять, почему большую роль в жизни молодежи играет «честность», следует обратиться к слову от которого оно произошло – честь. В словаре В. И. Даля дано следующее определение: честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Люди, обладающие этим качеством, ценились во все времена. Молодежь понимает, что основой доверительных отношений является честность и недооценивать важность этой ценности ни в коем случае нельзя.

Последние места в рейтинге инструментальных ценностей заняли:

14. – высокие запросы

15. – непримиримость к недостаткам в себе и в других.

Возможно, высокие запросы большинством школьников воспринимаются, как нечто негативное, как отрицательная характеристика личности. Высокие притязания для юношей и девушек могут означать, что человек оценивает себя и свою деятельность выше, чем остальные, считает себя лучше в чем-то (не исключено, что объективно). Однако, для большинства старшеклассников означает принижение их способностей. А поскольку чувствовать себя хуже кого-то не приятно, чья-то высокая самооценка вызывает соответствующую реакцию – недовольство.

Нетерпимость к недостаткам имеет ряд внешних проявлений, которые не каждому приходятся по вкусу. Во-первых, если нетерпимость к недостаткам в себе способствует глубокому самоанализу (а, значит, и самопознанию, что очень важно в юношеском возрасте) и, соответственно, самосовершенствованию, то нетерпимость к недостаткам в других иногда может проявляться в виде бесконечных придирок и одергиваний, в стремлении переделать всех окружающих в соответствии с собственными убеждениями, которые, кстати, не всегда разделяют окружающие. А во-вторых, гиперразвитие этой черты может привести к заниженной самооценке и далее - к нервозности, нерешительности и т. д.

Среди инструментальных ценностей социальные также оказались ближе к концу списка, лишь воспитанность на 3-ем месте.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что в любом обществе существует господствующая система ценностей. Формирование этой системы обусловлено влиянием всех сфер жизни общества: экономической, политической, социальной и духовной.

Процесс глобализации, интеграции России в европейское и мировое поликультурное пространство, развитие средств массовой коммуникации ведут к трансформации исторически сложившейся системы ценностей. Молодежь, как открытая, легко поддающаяся изменениям социальная группа, наиболее ярко отражает динамику этих преобразований. Пропаганда западного духа индивидуализма все более явно утверждается в сознание современной российской молодежи. Проведенное исследование подтвердило нашу гипотезу о том, что в системе ценностей современной российской молодежи существует тенденция к преобладанию индивидуальных ценностей над общественными. Результаты показали, что ведущими ценностными ориентациями старшеклассников являются: здоровье, любовь, наличие хороших и верных друзей, свобода, независимость, жизнерадостность, честность и воспитанность. Последними же в иерархии ценностей оказались красота природы и искусства, развлечения, высокие запросы и непримиримость к недостаткам в себе и в других.

Современное российское общество переживает системный кризис, который ведет к различным преобразованиям. Структурная перестройка, изменения в убеждениях разных поколений, статусных групп, субъектов политических интересов чреваты возможностями, как разрушения, так и возрождения общества на новой ценностно-смысловой, экономической, политической и духовной основе. Данное исследование позволит сформулировать наиболее вероятные варианты формирования мировоззрения молодых людей, определяющие их дальнейшее развитие как социальной группы.

Инструкция к тесту

"Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".

М. Рокич различает два класса ценностей:

• терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

• инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)